Научная статья на тему 'СИСТЕМА «ШКОЛА-ВУЗ» КАК УСЛОВИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ'

СИСТЕМА «ШКОЛА-ВУЗ» КАК УСЛОВИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мотивация / учебная мотивация / юношеский возраст / профессиональный профиль / профильное обучение / профориентационная работа / модель «школа-вуз» / взаимодействие / motivation / educational motivation / adolescence / professional profile / specialized training / career guidance work / school-university model / interaction

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шелкунова Татьяна Васильевна, Басалаева Наталья Владимировна

В статье авторами охарактеризована концепция непрерывности и преемственности высшего и среднего образования. В аспекте психологического научного знания проанализирована категории «мотивация», «учебная мотивация». Рассмотрены различные модели взаимодействия «школа-вуз» в условиях российского образования. Авторами дана характеристика психологических особенностей старших школьников. Определены трудности обучения школьников в условиях профильных классов. Охарактеризованы механизмы развития мотивации обучающихся в условиях профильных классов. Статья имеет практическую значимость для психологической науки. Представлен практический опыт процесса взаимодействия высшего и среднего образования по модели «школа-вуз». Методологическая основа исследования базируется на трудах А.Н. Леонтьева, Д.А. Леонтьева, В.В. Рубцова, И.С. Якиманской и др. На основании результатов исследования авторами определены проблемы учебной мотивации в юношеском возрасте. В ходе эксперимента выявлены старшеклассники с низким уровнем развития учебной мотивации. Авторы статьи на этапе формирующего эксперимента представили опыт социально-психологической работе в условиях модели «школа-вуз», способствующей формированию внутренней учебной мотивации обучающихся на этапе профильного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the article, the authors characterize the concept of continuity and continuity of higher and secondary education. In the aspect of psychological scientific knowledge, the categories “motivation” and “learning motivation” are analyzed. Various models of “school-university” interaction in the conditions of Russian education are considered. The authors characterize the psychological characteristics of older schoolchildren. The difficulties of teaching schoolchildren in specialized classes are identified. The mechanisms of development of motivation of students in specialized classes are characterized. The article has practical significance for psychological science. Practical experience of the process of interaction between higher and secondary education according to the “school-university” model is presented. The methodological basis of the study is based on the works of A.N. Leontyeva, D.A. Leontyeva, V.V. Rubtsova, I.S. Yakimanskaya et al. Based on the results of the study, the authors identified the problems of educational motivation in adolescence. During the experiment, high school students with a low level of development of educational motivation were identified. The authors of the article, at the stage of the formative experiment, presented their experience of socio-psychological work in the conditions of the “school-university” model, which contributes to the formation of internal educational motivation of students at the stage of specialized training.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА «ШКОЛА-ВУЗ» КАК УСЛОВИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

Психология

УДК 159.99

магистр педагогики, старший преподаватель кафедры психологии развития личности Шелкунова Татьяна Васильевна

Лесосибирский педагогический институт - филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск); кандидат психологически наук, доцент, заведующий кафедрой психологии развития личности Басалаева Наталья Владимировна

Лесосибирский педагогический институт - филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск)

СИСТЕМА «ШКОЛА-ВУЗ» КАК УСЛОВИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Аннотация. В статье авторами охарактеризована концепция непрерывности и преемственности высшего и среднего образования. В аспекте психологического научного знания проанализирована категории «мотивация», «учебная мотивация». Рассмотрены различные модели взаимодействия «школа-вуз» в условиях российского образования. Авторами дана характеристика психологических особенностей старших школьников. Определены трудности обучения школьников в условиях профильных классов. Охарактеризованы механизмы развития мотивации обучающихся в условиях профильных классов. Статья имеет практическую значимость для психологической науки. Представлен практический опыт процесса взаимодействия высшего и среднего образования по модели «школа-вуз». Методологическая основа исследования базируется на трудах А.Н. Леонтьева, Д.А. Леонтьева, В.В. Рубцова, И.С. Якиманской и др. На основании результатов исследования авторами определены проблемы учебной мотивации в юношеском возрасте. В ходе эксперимента выявлены старшеклассники с низким уровнем развития учебной мотивации. Авторы статьи на этапе формирующего эксперимента представили опыт социально-психологической работе в условиях модели «школа-вуз», способствующей формированию внутренней учебной мотивации обучающихся на этапе профильного обучения.

Ключевые слова: мотивация, учебная мотивация, юношеский возраст, профессиональный профиль, профильное обучение, профориентационная работа, модель «школа-вуз», взаимодействие.

Annotation. In the article, the authors characterize the concept of continuity and continuity of higher and secondary education. In the aspect of psychological scientific knowledge, the categories "motivation" and "learning motivation" are analyzed. Various models of "school-university" interaction in the conditions of Russian education are considered. The authors characterize the psychological characteristics of older schoolchildren. The difficulties of teaching schoolchildren in specialized classes are identified. The mechanisms of development of motivation of students in specialized classes are characterized. The article has practical significance for psychological science. Practical experience of the process of interaction between higher and secondary education according to the "school-university" model is presented. The methodological basis of the study is based on the works of A.N. Leontyeva, D.A. Leontyeva, V.V. Rubtsova, I.S. Yakimanskaya et al. Based on the results of the study, the authors identified the problems of educational motivation in adolescence. During the experiment, high school students with a low level of development of educational motivation were identified. The authors of the article, at the stage of the formative experiment, presented their experience of socio-psychological work in the conditions of the "school-university" model, which contributes to the formation of internal educational motivation of students at the stage of specialized training.

Key words: motivation, educational motivation, adolescence, professional profile, specialized training, career guidance work, school-university model, interaction.

Введение. Модель «школа-вуз» на современном этапе развития выступает одним из приоритетных направлений развития образования в целом. Такая модель может решить ряд проблем, связанных с трудностями как школьного образования, так и высшей школы.

Одним из вариантов реализации модели «школа-вуз» выступает довузовская подготовка школьников в условиях профильных классов. Для старшеклассников становится актуальным вопрос профессионального самоопределения. В связи с этим в условиях профильных классы им предстоит сделать выбор тех направлений, которые будут формировать определенные компетенции, соответствующие профессиональным интересам обучающихся.

Выбор учащимися профиля обучения является основой построения профильной школы. Важно уже на ранних этапах обучения школьников приобщать учащихся к необходимости постоянного поиска и выбора своего развития.

В этом аспекте зачастую школа ограничена ресурсами. Поэтому модель взаимодействия «школа-вуз» в значительной степени способствует расширению выбора профиля обучения для учеников.

На этапе профильного обучения перед педагогами и детьми стоит множество задач, которые предстоит решать. Одной из таких задач становится формирование учебной мотивации обучающихся, так как от этого зависит не только успешное обучение, но и правильный выбор в области профессионального самоопределения старших школьников. При этом наиболее осознанный выбор профиля обучения помогает сделать ребенку внутренняя мотивация как показатель более продуктивного варианта мотивации, приводящий, в свою очередь, к реализации личностного потенциала.

Изложение основного материала статьи. Исследователи в области психологии, изучающие особенности школьников, зачастую встречаются с рядом вопросов, которые рассматриваются с позиции трудностей обучающихся в овладении ими новыми компетенциями в процессе их ведущей деятельности - учебной. В этом вопросе одной из часто рассматриваемых причин ученые называют проблемы в мотивационной сфере школьников.

Низкий уровень учебной мотивации или «переворот» ее во внешний план в подростковом возрасте обусловлен рядом причин, как объективных, так и субъективных. Множество субъективных причин отражено в личностных особенностях самого подростка, при этом влияние могут оказывать как индивидные свойства человека, например, темперамент, задатки, так и личностная организованность психики - особенности поведения, неразвитое целеполагание и т.д.

Вместе с тем, ряд объективных причин также могу снижать учебную мотивацию подростков. Профильное обучение предполагает углубленное изучение предметов, что, безусловно, сопровождается большим объемом информации для школьника. В этом плане можно наблюдать двусторонний процесс влияния учебной мотивации и увеличение нагрузки на подростка: чем больше нагрузка, тем ниже учебная мотивация, чем менее мотивирован школьник, тем в меньшей степени он успевает за темпом и объемом учебной нагрузки.

В рамках нашей статьи мы намерены посмотреть на учебную мотивацию не как проблему возраста, а как результат взаимодействия внутри модели «школа-вуз».

Природа учебной мотивации различна. Не всегда, особенно в подростковом возрасте, мотивация школьника связана с получением новых знаний. Чаще у подростков и старших юношей преобладает мотив самоутверждения или получения вознаграждения за осуществление той или иной деятельности.

Проблемы школьной мотивации вчерашних школьников в дальнейшем переносятся и на проблемы обучения в вузе. Те же школьники с низким уровнем учебной мотивации поступают в вуз, и зачастую отчисляются уже на начальных этапах обучения из-за неуспеваемости. Если же такой студент заканчивает обучение в вузе, то, скорее всего, он не идет работать по специальности.

По статистическим данным за последние 5 лет только 63% выпускников российских вузов работают по специальности. Причем из них доля выпускников «бюджетников» составляет 44%. Остается стабильным негативным факт отчисления студентов по причинам их ошибочного профориентационного выбора направления подготовки в вузе, низкой адаптивности к новой образовательной среде, не в степени готовности осваивать учебный материал.

Одним из вариантов решения указанных проблем может выступить система взаимодействия «школа-вуз», как довузовская подготовка школьников к правильному, внутренне мотивированному выбору своего дальнейшего профессионального и личностного развития.

Далее мы представим практический опыт довузовской подготовки школьников в условиях модели «школа-вуз» и продемонстрируем результаты эксперимента, целью которого было изучить учебную мотивацию школьников и способствовать ее развитию на этапе выбора профильного обучения, а также в процессе обучения в профильных классах.

Лесосибирский педагогически институт - филиала Сибирского федерального университета имеет опыт сотрудничества с образовательными организациями в разных направлениях. Одним из таких направлений выступает создание и функционирование профильных классов на базе школ, где обучающиеся углубленно познают различные области наук с помощью преподавателей вуза, пробуют себя в научной деятельности.

Так на базе двух общеобразовательных учреждений г.Лесосибирска (МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» и МБОУ «Гимназия») функционируют профильные классы: педагогический класс «Ученый будущего» и социально-экономический класс «Управленец будущего», где обучающиеся с 8 по 11 класс познают психологию, педагогику, математику, информатику и финансовую грамотность.

Сотрудничество указанных школ и Лесосибирского педагогического института - филиала Сибирского федерального университета носит системный, результативный характер. Модель функционирует с 2015 года, и за последние восемь лет МБОУ «СОШ №1» и МБОУ «Гимназия» г.Лесосибирска выпустили 157 учащихся педагогического и социально-экономического классов из них 37 человек после окончания школы поступали в ЛПИ - филиал СФУ, что составило 23,6 процента от общего количества выпускников.

Для нас возник вопрос, каков уровень мотивации школьников на этапе выбора направления профильного класса и какова ее динамика в процесса обучения в условиях педагогического и социально-экономического класса ЛПИ - филиала СФУ.

Констатирующий эксперимент проходил на этапе отбора обучающихся в профильные классы. Наша задача была узнать, чем объясняет свой выбор профильного обучения школьник, каковы его потребности и мотивы.

В исследовании участвовали школьники 8-11 классов образовательных учреждений, с которыми ЛПИ - филиал СФУ взаимодействует на уровне модели «школа-вуз». Выборка экспериментального исследования составила 140 обучающихся.

Основными методами исследования выступили анкетирование и тестирование. На первом этапе исследования нами была разработана анкета, которая включала в себя ряд вопросов, направленных на изучение мотива выбора того или иного профиля, а также в целом на оценку удовлетворенности процессом обучения каждым школьником.

В вопросе относительно ведущих факторов выбора профиля обучения большинство обучающихся педагогического и социально-экономического классов определили как углубленное изучение выбранных предметов. При этом, наименьшее количество респондентов указывают на значимость наличия своих способностей к данного рода профессиям.

Определяя цели и задачи обучения в профильных классов, респонденты продемонстрировали достаточно узкий круг задач, который сходился в основном к расширению кругозора обучающихся.

Свою успешность обучения большинство ребят оценили на среднем уровне, некоторые затруднялись с ответом на данный вопрос, так как пока вообще не могли оценить свои результаты.

Отвечая на вопрос относительно тех условий, которые влияют на их успешность обучения, большинство респондентов указали формы и методы проведения занятий. Для многих школьников препятствием для хорошего обучения выступает большая учебная нагрузка, нехватка времени, не привлекательность учебного предмета.

Для оценки удовлетворенности качеством обучения школьникам была предложена 10-бальная шкала. Все ребята были удовлетворены качеством, и продемонстрировали высокие результаты по данному вопросу - от 8 до 10 баллов. Ребята отметили, что занятия в профильных классах отличаются от обычных уроков в школе: интересная подача материал с практическим уклоном, участие студентов в учебном процессе, научный подход и возможность участвовать в исследовательской деятельности со студентами.

Анализируя результаты анкетирования школьников, можно сделать вывод о том, что в начале обучения у ребят есть положительные ожидания от обучения в профильных классах. Вместе с тем, исходя из ответов школьников, мотивация выбора того или иного профиля обучения носит скорее внешнюю природу, чем внутреннюю.

Для подтверждения выдвинутого предположения с помощью опросника учебной мотивации Г.А. Карповой мы изучили уровень учебной мотивации обучающихся педагогического и социально-экономического классов. В исследовании приняло участие 140 школьников с 8по 11 класс.

По результатам первичного исследования ведущими мотивами у большинства учащихся на этапе выбора профильного направления выступают такие мотивы как: коммуникативные (74 человека) и эмоциональные (90 человек).

Вместе с тем, мотив «Позиция школьника» продемонстрировали как ведущий более половины респондентов (81 школьник). Что в свою очередь говорит о важности для многих школьников учебной деятельности.

Минимальное количество респондентов демонстрируют ведущим мотивом познавательный (20 школьников), а также возможность саморазвития себя в условиях обучения, в том числе и профильного (15 человек).

В связи с результатами констатирующего эксперимента делаем вывод о том, что обучающиеся на начальном этапе обучения в профильных классах не осознают их значимость относительного саморазвития и возможности более углубленного познания той или иной области научного знания.

Основываясь на результатах исследования мы определили ряд задач, которые легли в основы деятельности педагогического и социально-экономического классов.

Одной из главных задач стало создание условий для раскрытия личностного потенциала каждого обучающегося профильных классов. Преподаватели института выстроили работу со школьниками по принципу обучения, ориентированного на практическую деятельность. Каждый школьник в процессе обучения мог ежегодно участвовать в

олимпиадах, внутривузовских конференциях, проводимых ЛПИ - филиалом СФУ, по результатам которых победители и призеры имеют возможность получить дополнительные баллы при поступлении в ЛПИ - филиал СФУ, а также в головной вуз - Сибирский федеральный университет.

В конце срока обучения в педагогическом классе «Ученый будущего» и в социально-экономическом классе «Управленец будущего» мы провели повторное исследование с целью изучения динамики развития мотивации школьников.

Анализ полученных данных повторного анкетирования показал, что перечень факторов выбора профиля обучения расширился. Теперь школьники усматривают важность не только углубленного изучения предметов, но и сопоставляют данный выбор с оценкой собственных способностей в области профессиональной деятельности.

В вопросе целей и задач обучения в профильных классах школьники указывают на связь полученных знаний, умений и навыков в дальнейшей профессии. Многие респонденты указывают на то, что занятия в профильных классах помогли изучить свои профессиональные интересы и утвердиться в выборе профиля.

После обучения ребята полноценно могли оценить собственную успешность обучения по профилю. Большинство старшеклассников отмечают средний и выше среднего уровень успешности. Причем, 50% респондентов отметили высокий уровень успешности обучения в целом по школьным предметам, не только по профильным.

По ответам учащихся факторы, которые влияли в процессе обучения на высокий уровень успешности следующие: требования преподавателей по профильным предметам, правильность выбора профильных предметов, профессиональная подготовка учителей, формы и методы проведения занятий. Также были отмечены и те факторы, которые приходилось преодолевать для успешного обучения: повышенная аудиторная и внеаудиторная деятельность нагрузка.

Удовлетворенность обучения в профильных классах у всех респондентов сохранилась на высоком уровне.

Таким образом, проведённое анкетирование позволило предположить, что учащиеся, имея в процессе обучения в профильных классах определённые цели и задачи, имеют и высокую учебную мотивацию.

В результате повторного эксперимента у большинства учащихся произошел сдвиг в мотивационной сфере. Теперь ведущими мотивами выступают «Позиция школьника» (98 человек), «Профессионально-жизненное самоопределение» (70 человек), «Саморазвитие» (78 человек) и «Познавательный мотив» (88 человек).

Можем сделать вывод о том, что учащиеся достаточно определились с выбором профессии и их уровень мотивации от внешнего (коммуникативность и эмоциональность) сместился на более внутренний и глубинный - познавательный и самоактуализирующийся.

Выводы. Одной из главных задач модели «школа-вуз» стало создание условий для раскрытия личностного потенциала каждого обучающегося профильных классов. Занятия со школьниками были выстроены по принципу обучения, ориентированного на практическую деятельность.

В ходе эксперимента была выявлена положительная динамика мотивационной направленности на учебную деятельность обучающихся в результате обучения в профильных классах при взаимодействии школы и вуза.

Наш практический опыт показал, что в результате взаимодействия «школа-вуз», выпускники школ внутренне мотивированны на дальнейшее обучение в вузе: они считают процесс обучения в вузе интересным, дающим возможности для каждого школьника в самореализации и саморазвитии.

Литература:

1. Артюхова, Т.Ю. Личностный выбор профессии как ресурс региональной системы профессиональной ориентации / Т.Ю. Артюхова, А.Н. Артюхов, Т.В. Шелкунова // Проблемы современного педагогического образования. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2022. - Вып. 76. - Ч. 4. - С. 362-365

2. Леонтьев, Д.А. Психология выбора / Д.А. Леонтьев, Е.Ю. Овчинникова, Е.И. Рассказова, А.Х. Фам. - Москва: Смысл, 2015.-464 с.

3. Маслоу, А.Х. Мотивация и личность /А.Х. Маслоу; 3-е изд. - Санкт-Петербург: Питер, 2014. - 400 с.

4. Попов, A.A. Сущность профильного обучения старшеклассников / A.A. Попов // Молодой ученый. - 2015. - № 17 (97). - С. 561-563. - URL: https://moluch.ru/archive/97/21721/(дата обращения: 18.09.2023)

Психология

УДЮ159.99

магистр педагогики, старший преподаватель кафедры психологии развития личности Шелкунова Татьяна Васильевна

Лесосибирский педагогический институт - филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск)

ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТИ К САМОПРЕЗЕНТАЦИИ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ

ВУЗОВ

Аннотация. В статье раскрывается проблема самопрезентации и возможностей ее развития в условиях учебно-профессиональной деятельности. С позиции педагогической психологии и психологии развития проанализирована категория «самопрезентация». Рассмотрены различные подходы к рассмотрению способности презентовать себя как одной из компетенций студентов педагогических вузов, которая во многом определяет дальнейшее трудоустройство выпускника. Автором дана характеристика учебно-профессиональной деятельности студентов педагогического вуза. Охарактеризованы условия и формы работы, в которых умение презентовать себя развивается на достойном уровне. Статья имеет практическую значимость для психологической науки. Представлен практический опыт процесса развития способности у студентов самопрезентации. Феномен самопрезентации личности в психологии рассматривается как общая, фундаментальная характеристика социального поведения, принимающая как осознаваемый, так и неосознаваемый характер. Методологическая основа исследования базируется на трудах И. Гофмана, Е.А. Петровой, М. Риеса, Дж. Тедеши, Б. Шленкера и др. В условиях констатирующего эксперимента выявлен уровень сформированности у студентов педагогического вуза способности к самопрезентации. На основании результатов исследования автором определен вектор по развитию способности к самопрезентации как одной из базовых компетенций будущих выпускников педагогического вуза. Автор статьи на этапе формирующего эксперимента представил опыт по развитию способности к самопрезентации в условиях преподавания дисциплин психологического цикла.

Ключевые слова: студенчество, самопрезентация, способности, компетенции, резюме, развитие, педагогический вуз, высшее педагогическое образование.

Annotation. The article reveals the problem of self-presentation and the possibilities of its development in the conditions of educational and professional activities. The category "self-presentation" is analyzed from the perspective of educational psychology

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.