ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Е.В. СОКОЛОВА, Т.В. КАЗАКОВА (Лесосибирск)
сравнительный анализ учебной мотивации студентов технического и гуманитарного вузов
Анализируются особенности мотиваций обучения студентов. На основе результатов психологического исследования, проводимого с использованием различных методик, а также данных социологического опроса приводится сравнительный анализ мотиваций студентов гуманитарного и технического вузов.
Ключевые слова: мотивация, учебная мотивация, закон «замерзания мотивации», студенты.
Будущее российского общества связано с такой важной социальной группой, как студенческая молодежь, которая и является основным источником «пополнения» кадрово-профессионального и интеллектуального потенциала страны. Студенчество наиболее чувствительно к переменам, происходящим в обществе, поскольку именно в этом возрасте интенсивно развивается личность, актуализируются смысложизненные вопросы. На студенческие годы выпадает один из сильнейших кризисов - кризис идентичности, самоопределения, который совпадает с кризисом самоопределения самого общества - общества с новым типом социальности, ориентирующим на индивидуализм, приоритет частного интереса, расчет на собственные силы, прагматизм, инициативу, предприимчивость. В этом случае современный образовательный процесс подразумевает не только овладение определенным набором знаний и умений, объем которых постоянно увеличивается, но и развитие «обучающегося как активного деятеля, имеющего соответствующую структуру потребностно-мотивационной сферы» [1].
Проблема мотивации является одной из фундаментальных проблем как отечественной, так и зарубежной психологии. Вместе
с этим, как отмечал X. Хеккаузен, «едва ли найдется другая такая же область психологического исследования, к которой можно было бы подойти со столь разных сторон, как к психологии мотивации» [3]. В работах психологов и социологов представлен большой эмпирический материал по проблемам изучения мотивации студенчества, приводятся результаты множественных исследований и теоретических обобщений. Однако мы считаем, что данная проблема исследована не в полном объеме и требует дальнейшего изучения. Необходимо учитывать также тот факт, что отличия в мотивации могут наблюдаться у студентов вузов разного профиля, курсов, факультетов и специальностей. Кроме того, мотивации студентов могут значительно различаться и в зависимости от пола респондентов. В связи с этим выявление и изучение особенностей учебной мотивации студентов, обучающихся в вузах технического и гуманитарного профиля, представляется нам актуальной. Думается, что выбор студентом того или иного мотива раскрывает его отношения к учебе как основе профессиональной деятельности, а потому успешным в профессиональном обучении будет тот студент, который осознает потребность в знаниях, безусловно необходимых в будущей профессиональной деятельности, поскольку профессиональное самосознание делает мотивы учения устойчивыми, способствует развитию у студента умения ставить цели и добиваться их.
Представленные нами данные являются результатом как социологического исследования, посвященного исследованию ценностных ориентаций современной студенческой молодежи, в том числе и изучению отношения студентов к учебе, так и психологического анализа их учебной мотивации. Экспериментальное исследование проводилось в 2009 - 2010 гг. в городе Лесосибир-ске на базе Лесосибирского педагогического института - филиала Сибирского федерального университета (ЛПИ - филиал СФУ) и Лесосибирского филиала Сибирского государственного технологического универси-
© Соколова Е.В., Казакова Т.В., 2012
тета (ЛфСибГТУ). В исследовании приняли участие 140 студентов очной формы обучения. основная часть выборки представлена студентами первого и четвертого курсов. В качестве психодиагностических средств мы использовали методику «Мотивация обучения в вузе» Т.И. Ильиной, методику «Изучение мотивов учебной деятельности студентов» А.А. Реана и В.А. Якунина, тест-опросник на определение уровня профессиональной направленности Т.Д. Дубовицкой, а также качественную обработку результатов.
Социологическое исследование осуществлялось с помощью анкетного опроса. Выборочная совокупность представлена 300 респондентами, обучающимися на разных курсах и по различным специальностям в вышеуказанных вузах. Репрезентативность данной выборки определяется достаточной однородностью социально-демографического состава студентов данных вузов.
По результатам обследования по методике Т.И. Ильиной «Мотивация обучения в вузе» мы установили следующие характеристики мотивации обучения студентов ЛфСибГТУ: наиболее высокие показатели получены по шкале «Получение диплома» -92,94%, что, несомненно, говорит о преобладании внешней мотивированности деятельности студентов; по шкале «Приобретение знаний» высший балл, позволяющий говорить об устойчивой мотивации, получен у 60% студентов; по шкале «Овладение профессией» 70,58% студентов показали высокий уровень мотивации. Студенты ЛПИ -филиала СФУ показали похожие результаты: доминирующей является шкала «Получение диплома» - 94,25%, а шкалы «Приобретение знаний» и «Овладение профессией» набрали одинаковое процентное соотношение - 65,51 и 68,96% соответственно. Это позволяет нам говорить о том, что студенты данного вуза считают взаимозависящими мотивами приобретение знаний и овладение профессией, поскольку одно без другого невозможно. Таким образом, на первом этапе исследования, изучая мотивацию обучения студентов, мы пришли к выводу, что преобладающим мотивом у студентов обоих вузов является получение диплома, который, по их мнению, выступает главной целью учебной деятельности.
Следующим этапом стало более детальное изучение учебной мотивации студентов. Для этой цели мы использовали методи-
ку А.А. Реана и В.А. Якунина, которая предоставляет широкий спектр мотивов, что позволило студентам дать более развернутый и конкретный ответ. Систематизируя полученные результаты, мы, придерживаясь типологии П. Якобсона и К. Замфира [4], объединили все мотивы в три группы: внешние отрицательные (избежать наказания; осуждения за плохую учебу и т.д.), внешние положительные (стипендия; уважение однокурсников; одобрение родителей и окружения; получение диплома и т.д.) и внутренние (стать высококвалифицированным специалистом; приобрести глубокие и прочные знания и т.д.).
Полученные результаты позволили нам сделать следующие выводы: у студентов ЛПИ -филиала СФУ - самыми популярными стали мотивы «получить диплом» (100%), «постоянно получать стипендию» (70,11%), относящиеся к группе внешних положительных мотивов, а внутренний мотив «приобрести глубокие и прочные знания» оказался только на третьем месте (55,17%). Наименьшими по числу выборов оказались мотивы «обеспечить успешность профессиональной деятельности» (13,79%) и «добиться одобрения родителей и окружения» (29,88%). Мотивы «быть примером для сокурсников» и «избежать осуждения и наказания за плохую учебу» не получили ни одного выбора.
Анализ результатов выборки студентов ЛфСибГТУ говорит о некоторых, на наш взгляд, существенных отличиях в распределении учебных мотивов: максимальным числом выборов характеризуются мотивы «получить диплом» (100%), «стать высококвалифицированным специалистом» (76,47%), «обеспечить успешность профессиональной деятельности» (67,05%), «успешно учиться, сдавать экзамены на "хорошо" и "отлично"» (64,70%), что подтверждает результаты, полученные по методике Т.И. Ильиной. Малозначимыми мотивами стали «достичь уважения преподавателей» (10,58%), «постоянно получать стипендию» (34,11%), а мотивы, относящиеся к группе внешних отрицательных, не получили ни одного выбора: «быть постоянно готовым к очередным занятиям», «выполнять педагогические требования», «избежать осуждения и наказания за плохую учебу».
Таким образом, при абсолютном доминировании внешнего положительного мотива «получить диплом» в обеих группах моти-
вация студентов Лф СибГТУ характеризуется большей направленностью на овладение профессиональными знаниями, обеспечивающими успешность выбранной профессии.
Данные по тесту-опроснику Т.Д. Дубо-вицкой на определение уровня профессиональной направленности свидетельствуют о высоком уровне последней у 88% студентов ЛфСибГТУ и у 52% студентов ЛПИ - филиала СФУ, что говорит о стремлении студентов овладеть избранной профессией, их желании в будущем работать и дальше совершенствоваться по данной профессии, иметь круг знакомых специалистов в области избранной профессии; у остальных испытуемых наблюдается низкий уровень профессиональной направленности, что свидетельствует о внешней мотивации учебной деятельности: поступление в учебное заведение обусловлено не интересом к будущей профессии и желанием работать по получаемой специальности, а другими, скорее всего, внешними причинами (давлением окружения, близостью к дому, финансовыми трудностями), при этом приобретаемая профессия малоинтересна и при возможности студенты хотят сменить вид деятельности.
Стоит отметить, что смысл обучения по-разному понимается в зависимости от пола респондентов. У юношей смысл образования аналогичен среднему по выборке, девушки же большее значение придают таким перспективам своей учебы, как «развить интересы, склонности», «глубоко познать изучаемые предметы», «раскрыть способности по специальности», «добиться лучшей материальной обеспеченности». Другими словами, у девушек преобладают, в основном, учебнотворческая и потребительская ориентации, юноши же связывают с образованием прежде всего достижение престижа.
Существуют различия в определении смысла учебы и в зависимости от курса респондентов. Так, для студентов первого курса, по сравнению с четверокурсниками, в большей степени значимы такие ценности учебы: «стать полезным обществу», «стать хорошим специалистом», «жить и работать среди образованных людей», «приобрести желаемую специальность» и «пробиться в жизни». Из этого следует, что первокурсникам свойственно возлагать на свое образование большие надежды, они склонны рассматривать его как некий «социальный лифт», позволяющий подняться по со-
циальной лестнице и занять высокое положение в обществе. Следовательно, можно сказать, что студентам первого курса присуща профессиональная и престижная смысложизненная ориентация. Показатели же понимания смысла учебы студентами четвертого курса оказались значительно ниже, чем в среднем по выборке, т.е. с возрастом снижается значимость учебы. Видимо, многие молодые люди уже реально оценивают все перспективы своего нынешнего обучения и поэтому перестают возлагать на свое образование большие надежды, как первокурсники.
Результаты факторного анализа показали, что в массовом сознании современной студенческой молодежи сочетаются различные понимания смысла учебы и, соответственно, различное отношение к ней как к инструментальной ценности, т.е. как к общественно значимому способу достижения других важных социальных и индивидуальных целей - от престижно-потребительских до социально-творческих. Сопоставив все полученные результаты, мы можем отметить несколько ступеней включенности студента в процесс учения. Во-первых, некоторым общим отношением к учению, которое, как правило, достаточно хорошо фиксируется и обнаруживается. В нашем случае это проявляется в желании у 100% респондентов получить диплом об образовании как реальном (а для студентов еще и самым осознаваемым) результате учебной деятельности. Во-вторых, за каждой степенью включенности студента в учение лежат разные мотивы и цели учения. Наши данные свидетельствуют о более высоком уровне учебной мотивации студентов технического вуза, что обусловлено не только их способностями и желанием, но и престижем и востребованностью получаемой профессии. По нашему мнению, подобные результаты объясняются ситуацией на рынке труда в г. Лесоси-бирске, где градообразующими предприятиями являются лесодобывающие и лесоперерабатывающие комбинаты, постоянно нуждающиеся в высококвалифицированных рабочих и активно привлекающие к работе на производстве студентов и выпускников технических специальностей, поэтому мотивы учебной деятельности студентов технического вуза более практикоориентированы. К тому же за последние десять лет существенно повысился престиж рабочих профессий, инженеров, технологов, операторов автома-
тизированных систем и т.д., что также является сильным мотивирующим фактором. Студенты же гуманитарного (в нашем случае педагогического) вуза не так востребованы, образовательные учреждения города не могут трудоустроить всех желающих, поэтому вполне вероятно, что у данной группы респондентов мы наблюдаем действие «великого психологического закона» - закона «замерзания мотивации» [2], что не может не отразиться на уровне учебной мотивации. К тому же, образ педагога, «несущего доброе, светлое, вечное», в последнее время утратил свою значимость в глазах общественности и престиж профессии существенно снизился.
Таким образом, мотивация учения формируется под влиянием целого ряда факторов, чаще всего обусловленных даже не самой личностью студента, а его внешним социальным окружением. Соответственно, для интериоризации внешних мотивов в сознание студента необходимо сделать их понятными и внутренне принятыми, что и обеспечит в дальнейшем развитие его профессионального самосознания.
литература
1. Дубовицкая Т.Д. К проблеме диагностики учебной мотивации // Вопр. психологии. 2005. № 1.
2. Кривцова С. Избегание неудачи // Школьный психолог. 1998. № 5-6.
3. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность / пер. с нем.; под ред. Б.М. Величковского. М., 1986. Т. 1.
4. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М., 1969.
Comparative analysis of learning motivation of students of a technical higher school and a higher school of the humanities
There are analyzed the peculiarities of students’ learning motivations. On the basis of the results of the psychological research, carried out with the use of different methods, as well as the results of the social survey, there is suggested the comparative analysis of motivations of students of a technical higher school and a higher school of the humanities.
Key words: motivation, learning motivation, law of "motivation freezing", students.
А.А. рАЕВСкИй (Санкт-Петербург)
дифференцированные программы психологической коррекции для пожилых пациентов с органическим расстройством головного мозга
Представлены результаты экспериментальнопсихологического исследования структуры психического состояния пациентов геронтопсихиатрического отделения. На основании полученных данных разработаны дифференцированные программы психологической коррекции для пожилых пациентов.
Ключевые слова: эмоциональные расстройства, пожилой возраст, психическое состояние, психологическая коррекция.
Особенностью протекания заболевания в пожилом возрасте является сочетаемость соматических и психических изменений. Авторы, занимающиеся исследованием психической деятельности пожилых пациентов с органическим заболеванием головного мозга, отмечают, что эмоциональные расстройства могут быть связаны, во-первых, с воздействием сосудистого фактора, привносящего в психопатологическую картину когнитивные нарушения, аффективные нарушения, которые снижают параметры их социального функционирования, дополняют психический статус вторичной невротической симптоматикой и ухудшают в целом качество жизни пожилых пациентов [3; 5; 6]. Эмоциональные расстройства в пожилом возрасте также могут быть связаны со специфическими психотравмирующими ситуациями, такими как выход на пенсию, смерть сверстников, социальная невостре-бованность, с характерными для людей пожилого возраста особенностями личности (вязкость, застойность эмоционального реагирования со склонностью фиксироваться на негативных эмоциях, утрата чувствительности к нюансам межличностных отношений) [1; 2].
В связи с разнообразием причин, формирующих эмоционально-негативные состояния лиц пожилого возраста, требуются разработка и конкретизация направлений психологического воздействия, которое должно носить дифференцированный характер в зависимости от биопсихо-социальных характеристик пациентов.
© Раевский А.А., 2012