В. Г. Иванов, П. Н. Осипов, Е. В. Загайнова, А. И. Ирисметов
ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНОГО ВУЗА В СИСТЕМЕ ОСНОВНОГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Ключевые слова: профессиональная мотивация, профессиональный мотив, профессиональное самоопределение, факторы формирования профессиональной мотивации, основное и дополнительное профессиональное образование.
В статье представлены результаты исследования по проблеме изучения особенностей профессиональной мотивации студентов инженерного вуза в системе основного и дополнительного профессионального образования.
Keywords: professional motivation, professional motive, professional self-determination, factors of formation of professional motivation, the basic and additional vocational training.
In article results of research on a problem of studying of features of professional motivation of students of engineering high school in system of the basic and additional vocational training education are presented.
Одной из наиболее актуальных проблем современного высшего образования является построение такого процесса обучения, который мог бы быть основой формирования мотивационной сферы - тех ее качеств, которые наиболее необходимы в профессии и для жизни человека в целом. В системе высшего профессионального образования на первом месте выступает фактор профессиональной мотивации; одну из ведущих ролей в процессе формирования «отличников» и «ударников» начинает играть система внутренних побуждений личности к учебно-познавательной деятельности в вузе. В самой сфере профессиональной мотивации важнейшую роль играет положительное отношение к выбранной профессии, поскольку этот мотив связан с конечными целями обучения, что способствует профессиональному самоопределению.
Применительно к учебной деятельности студентов, под профессиональной мотивацией понимается совокупность факторов и процессов, которые, отражаясь в сознании, побуждают и направляют личность к изучению будущей профессиональной деятельности. Профессиональная мотивация выступает как внутренний движущий фактор развития профессионализма и личности, так как только на основе ее высокого уровня формирования, возможно эффективное развитие профессиональной образованности и культуры личности. При этом под мотивами профессиональной деятельности понимается осознание предметов актуальных потребностей личности (получение высшего образования, саморазвития, самопознания, профессионального развития, повышение социального статуса и т.д.), удовлетворяемых посредством выполнения учебных задач и побуждающих ее к изучению будущей профессиональной деятельности [4].
Профессиональное самоопределение (согласно Российской педагогической энциклопедии) обозначено как процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой сфере и способ саморегуляции через согласование внутриличностных и профессиональных потребностей. По проблеме профессионального самоопределения накоплен богатейший опыт исследования. Это, в первую очередь, разработки таких ученых, как К.А.Абульханова-Славская, Л.М.Митина, Е.А.Климов,
Н.С.Пряжников, П.А.Шавир, С.Н.Чистякова, Е.И.Головаха и многих других. Общей особенностью подхода к проблеме является интерес к влиянию личностных аспектов на процесс профессионального самоопределения.
Так, в работах К.А.Абульхановой-Славской профессиональное самоопределение рассматривается в неразрывной связи с выбором жизненного пути, жизненным самоопределением [1]. По ее мнению, из связи личности с профессией вытекает перспектива и ретроспектива личности, а от характера этой связи зависит выбор профессии. Эта идея поддерживается исследованиями Л.М.Митиной: «... развитие
личности (её интегральных характеристик) определяет выбор профессии и подготовку к ней, и вместе с тем сам этот выбор и развитие той или иной профессиональной деятельности определяют стратегию развития личности» [1]. Если студент разбирается в том, что за профессию он выбрал, и считает её достойной и значимой для общества, это, безусловно, влияет на то, как складывается его обучение.
Пути становления и особенности профессиональной мотивации для каждого студента индивидуальны. Задача состоит в том, чтобы, опираясь на единый подход, выявить, какими сложными, иногда противоречивыми путями происходит становление профессиональной мотивации студента. В юности у молодого человека возникает проблема выбора профессии и жизненных ценностей. Юность стремится сформировать внутреннюю позицию по отношению к себе («Кто Я?», «Каким я должен быть?»), по отношению к другим людям, а также к моральным ценностям и труду. Переход от старшего школьного возраста к студенческому сопровождается противоречиями, сменой привычных жизненных представлений. Отличия в особенностях профессиональной мотивации могут наблюдаться у студентов различных курсов, факультетов и специальностей. С целью изучения особенностей профессиональной мотивации студентов мы провели исследование в Казанском государственном технологическом университете на уровне основного профессионального образования, в ходе которого было опрошено 100 человек. На уровне основного профессионального образования осуществляется подготовка будущих инженеров, т. е. специалистов, выполняющих работу по поиску, постановке, решению инженерных задач, а также задач по воплощению соответствующих результатов в производство и в производственные отношения.
По результатам исследования выявилось, что лишь 30% студентов имели полное представление об избранной профессии до поступления в вуз, 56% - лишь некоторое, а 14% юношей и девушек совсем ничего не знали об избранной профессии. Становлению профессиональной мотивации в студенческом возрасте содействует ряд факторов: потребность в жизненном самоопределении и обращенность планов в будущее, осмысление с этих позиций настоящего, становление социальных мотивов гражданского долга, отдачи обществу; тенденция к осознанию своего мировоззрения как сплава социальных и познавательных мотивов, ориентации [2]. Проведенное нами исследование позволило выявить ряд факторов, влияющих на выбор профессии: её привлекательность -48%, социальная престижность - 36%, желание получить диплом о высшем образовании -17%, уровень оплаты труда - 8%, возможность легко устроиться на работу - 8%, возможность быстро сделать карьеру - 4%. Полученные данные свидетельствуют, что студенты не всегда связывают образование с доходами, далеко не для всех студентов выбранная профессия привлекательна, социально престижна. Существенным фактором профессионального становления студентов как будущих специалистов является их отношение к учебе. Сравнение результатов учебной деятельности респондентов в школе и высшем учебном заведении обнажает проблему снижения показателей успеваемости в
вузе. Выяснилось, что (47%) учатся добросовестно, в меру сил; (34%) выполняют все, что требуется, но не более того; (6%) учатся без особого желания, по необходимости. Творческое отношение к учёбе проявляют немногие (13% респондентов).
Результаты исследования свидетельствуют, что 60% опрошенных удовлетворены своей учебой, а именно тем, что начинают все больше разбираться в будущей профессии (41%); удовлетворены качеством обучения (53%), условиями для получения образования (26%), наличием возможностей проявить себя и свои способности (16%), а также и тем, что в вузе ведется активная общественная жизнь (15%). Однако, 40% опрошенных по разным причинам (не сложились отношения в учебной группе, с преподавателями, разочаровались в профессии и т.д.) не удовлетворены учебой в вузе. По их мнению, учебный процесс слабо связан с реальной практикой (23%), не устраивает организация учебного процесса (18%), 45% студентов трудно даются многие дисциплины, на основании чего можно сделать вывод об их слабой готовности к получению высшего образования. Примечательно, что, по мнению (31%) респондентов, успешной учебе в вузе и последующему успешному профессиональному становлению ничто не мешает. Но имеет место отсутствие с их стороны желания (15%) и терпения (18%). Причиной этого является низкая мотивация для лучшей учебы. В частности, почти полностью утрачена связь между успешностью обучения и последующим трудоустройством выпускника. По свидетельству 61% опрошенных, после окончания вуза они будут работать по специальности и уверены, что станут хорошими специалистами, 24% студентов желают работать в коммерческой организации, 3% служить в армии, 8% создать семью. Обращает на себя внимание тот факт, что 17% опрошенных затруднились ответить на вопрос о своих перспективах.
Определяя взгляды студентов на ближайшее будущее, мы выяснили, что 41% опрошенных отчетливо представляют свое будущее, у 35% респондентов жизненные планы еще не сложились, 5% предпочитают думать о сегодняшнем дне и не строить планы, каждый пятый затруднился ответить.
Студенты положительно позиционируют свое будущее. Через десять лет они хотят быть людьми, имеющими хорошее место работы (27% опрошенных), уважаемыми в обществе (34%), специалистами высокой квалификации (44%), жить в достатке (40%).
В Казанском государственном технологическом университете обучение осуществляется и по дополнительным образовательным программам.
Дополнительное профессиональное образование представлено областями знаний, необходимых специалистам в связи с постоянным изменением стоящих перед ними задач и условий труда, связанных как с совершенствованием средств производства, так и с должностным ростом и изменением места работы. Дополнительное образование ориентировано на удовлетворение их образовательных потребностей, которые выходят за рамки государственных стандартов и не могут быть реализованы в пределах типовых учебных планов. Фактически дополнительное образование создает в вузе такое образовательное пространство, внутри которого каждый студент получает возможность максимально раскрыть свои индивидуальные способности и возможности. Исследование, проведенное на уровнях основного и дополнительного профессионального образования [3], позволило выявить осознание студентами взаимосвязи изучаемых дисциплин (в частности, гуманитарных) с будущей профессиональной деятельностью. Результаты исследования показали, что мотивы овладения специальностью, осознания связи изучаемых дисциплин (в частности, гуманитарных) со специальными дисциплинами, стремления к самосовершенствованию находились на среднем уровне развития. Использование в учебном процессе принципа мотивационного обеспечения,
обоснованного О.С.Гребенюком, технологии проблемного обучения, средств, связанных с переструктурированием содержания учебного материала и характером деятельности, тренингов развития коммуникативных способностей студентов и эффективного общения способствовало росту названных мотивов до высшего (III) уровня.
Таким образом, формирование положительного отношения к профессии в процессе обучения требует большой напряженной работы. Но само по себе положительное отношение не может иметь существенного значения, если не подкрепляется компетентным представлением о профессии (в том числе и пониманием роли отдельных дисциплин) и недостаточно связано со способами овладения ею. Так что вряд ли обучение пройдет удачно, если строить его только по принципу, изложенному в стихотворении «Кем быть?» Маяковского: «Хорошо быть... - пусть меня научат». Очевидно, в круг проблем, связанных с изучением отношения студентов к избранной профессии и формированием профессиональной мотивации, должен быть включен целый ряд вопросов. Это: отношение к будущей профессиональной деятельности; динамика изменения отношения к будущей профессии от курса к курсу; факторы, влияющие на формирование отношения к профессиональной деятельности, профессиональная мотивация; проблемы
профессиональной мотивации или, другими словами, система и иерархия мотивов, определяющих позитивное или негативное отношение к избранной профессии.
Эти отдельные моменты, как и отношение к профессии, и профессиональная мотивация, влияют на эффективность учебной деятельности студентов. Они, в частности, сказываются на общем уровне профессиональной подготовки, и потому данная проблема входит в число вопросов педагогической и социально-педагогической психологии. Но есть и обратная зависимость: на отношение к профессии, безусловно, влияют различные стратегии, технологии, методы обучения; влияют на него и социальные группы.
Другой важный фактор связан с мотивом творчества в будущей профессиональной деятельности, тягой к творчеству и теми возможностями, которые представляет для этого работа по специальности. Формирование творческого отношения к различным видам профессиональной деятельности, стимулирование потребности в творчестве и развитии способностей к профессиональному творчеству - необходимые звенья системы профессионального обучения и профессионального воспитания личности.
К сожалению, проблема формирования профессиональной мотивации студентов в системе дополнительного профессионального образования изучена недостаточно и заслуживает пристального внимания, поэтому исследования в рассматриваемой области будут продолжены.
Литература
1. Абульханова-Славская, К.А. Жизненные перспективы личности. Психология и образ жизни / К.А.Абульханова-Славская, - М., 2001. - С.137-145.
2. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А.Климов. - Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1996. - 512с.
3. Курамшин, И.Я. Содержание и структура психолого-педагогической подготовки студентов в инженерном вузе: монография / И.Я.Курамшин, В.Г.Иванов, Е.В.Загайнова. - Казань: Изд-во Казан. гос. технол. ун-та, 2005. - 248с.
4. http://career.vvsu.ru/vuzam/analytics/motivation.asp
© В. Г. Иванов - д-р пед. наук, зав. каф. П и М ВПО КГТУ; П. Н. Осипов - д-р пед. наук
профессор той же кафедры; Е. В. Загайнова - канд. пед. наук, доцент той же кафедры;
А. И. Ирисметов - аспирант той же кафедры; [email protected].