Научная статья на тему 'Проблема мотивации образовательной деятельности студента'

Проблема мотивации образовательной деятельности студента Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2602
1029
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
учебная мотивация / мотивационные установки / мотивы / направленность / уровни мотивации / мотивационно-ценностное отношение / educational motivation / motivational sets / motives / orientation / motivation levels / value-motivation attitude

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Быков Сергей Владимирович, Корокошко Игорь Олегович

Рассматриваются различные аспекты учебной мотивации в профессиональном становлении студентов. Приводятся результаты исследования особенностей учебной мотивации у студентов факультета психологии на разных курсах

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Different aspects of educational motivation in professional development of the students are considered. The results of the research on peculiarities of educational motivation of psychology department students depending on the choice of various courses are represented

Текст научной работы на тему «Проблема мотивации образовательной деятельности студента»

ПРОБЛЕМА МОТИВАЦИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА

© С. В. Быков

©И.О. Корокошко

Рассматриваются различные аспекты учебной мотивации в профессиональном становлении стулентов. Приволятся результаты исслелования особенностей учебной мотивации у стулентов факультета психологии на разных курсах.

Ключевые слова: учебная мотивация, мотивационные установки, мотивы, направленность, уровни мотивации, мотивационно-ценностное отношение.

Проблема выбора профессии психолога крайне актуальна и продолжает интересовать отечественных специалистов. Результаты исследований выбора профессии отечественными учеными позволили выявить доминирующие мотивы профессии психолога: потребность в самопознании и решении своих проблем; познавательный интерес и желание помогать людям; возможность самореализации, самоактуализации и творчества; широкие возможности для общения; стремление приобрести престижную профессию, получить высшее образование, стать культурным человеком. Мотивы выбора профессии психолога объясняются стремлением человека получить психологическую «консультацию для себя»; неясностью общего представления о характере и содержании профессиональной деятельности психолога; преимущественной ориентацией на мифологизированное мнение о психологии и психологах, которое существуют до сих пор в современном отечественном обществе. Профессиональная деятельность психолога имеет свои особенности. При этом огромное значение придается квалифицированности (компетентности) как степени профессиональной подготовленности современного психолога, то есть тем знаниям, умениям и навыкам, которыми он как специалист должен обладать для успешного осуществления своей профессиональной деятельности.

Быков Сергей Владимирович

доктор психологических наук

заведующий кафедрой психологии управления филиал Самарской гуманитарной академии в г. Тольятти

Корокошко Игорь Олегович

преподаватель кафедры психологии управления филиал Самарской гуманитарной академии в г. Тольятти

В связи с этим, особую значимость приобретает проблема мотивации образовательной деятельности студента.

Постановка проблемы исследования учебной мотивации в профессиональном становлении студентов определяется тем, что современное общество предъявляет выпускнику вуза особые требования, среди которых — высокий уровень знаний, профессионализм, активность и творчество. Качество образования зависит не только от программы, уровня преподавания и наличия современного оборудования, но, в первую очередь, от самого студента, его способностей, усилий, системы ценностей и учебной мотивации. Адекватность мотивационных установок поступления в ВУЗ и учебной деятельности является одним из факторов становления специалиста. По мнению М. И. Алексеевой, «мотивационно-потребностное соответствие будущей деятельности является непременным условием формирования творчески активной и социально зрелой личности» [1]. Кроме того, данные исследователей позволяют говорить, что высокая позитивная мотивация может играть роль компенсаторного фактора в случае низких специальных способностей.

Таким образом, направленность на профессиональную деятельность становится у студента центральным личностным новообразованием.

По мнению В. А. Якунина, Н. В. Нестеровой, становлениевысококвалифицированного специалиста возможно лишь при сформированном мотивационно-ценностном отношении во время его обучения. Н. В. Нестерова, анализируя психологические особенности развития учебно-познавательной деятельности студентов, разделяет весь период обучения на три этапа [3]:

I этап (I курс) — характеризуется высокими уровневыми показателями профессиональных и учебных мотивов, управляющих учебной деятельностью. Вместе с тем они идеализированы, так как обусловлены пониманием их общественного смысла, а не личностного;

II этап (II, III курс) — отличается общим снижением интенсивности всех мотивационных компонентов. Познавательные и профессиональные мотивы перестают управлять учебной деятельностью;

III этап (1У-У курс) — характеризуется тем, что растет степень осознания и интеграции различных форм мотивов обучения.

В этом отношении более предпочтительно выглядит типология Э. Ф. Зеера, который выделяет следующие типы студентов по профессиональной направленности:

I тип — студенты с положительной профессиональной направленностью, которая представляет ситуацию соответствия личности выбранной профессии, что предполагает связь доминирующих, ведущих мотивов с содержанием профессиональной деятельности;

II тип — студенты, окончательно не определившиеся в своем выборе профессии. Для них приемлем компромисс между неопределением, иногда негативным отношением к профессии и продолжением обучения в ВУЗе, перспективой в дальнейшем работать по этой профессии;

III тип — студенты с негативным отношением к профессии. Мотивация их выбора обусловлена общественными ценностями высшего образования. Они имеют слабое представление о профессии. Здесь ведущий мотив выражает потребность не столько в самой деятельности, сколько в различных, связанных с ней обстоятельствах.

Таким образом, как видно из последней типизации, студенты различаются своей направленностью и мотивированностью к деятельности.

Известно, что учебная деятельность полимотивирована, так как процесс обучения совершается в сложном взаимопереплетении социально-обусловленных процессов. Поэтому основной проблемой любого профессионального образования является переход от актуально осуществляющейся учебной деятельности студентов к усвояемой ими профессиональной деятельности; с позиции общей теории деятельности,

такой переход идет, прежде всего, по линии трансформации познавательных мотивов студента в профессиональные мотивы специалиста. То есть одними из ведущих в общем мотивационном синдроме учения являются познавательные и профессиональные мотивы, взаимообусловленное развитие которых составляет динамику взаимных трансформаций познавательных и профессиональных мотивов студента. Исходя из данного положения, можно сделать вывод о том, что мотивация у студентов на протяжении его обучения в вузе претерпевает некоторые изменения, т.е. мотивация имеет свою динамику от курса к курсу.

О. С. Гребенюк, изучая формирование интереса к учебной и трудовой деятельности у учащихся средних профтехучилищ, выделил уровни развития мотивации учебно-трудовой деятельности [2]:

I уровень (низкий) — характеризуется малочисленными положительными мотивами учебной и трудовой деятельности. В основном это мотивы избегания неудобств, дискомфорта или узколичные. Познавательные интересы аморфны, ситуативны;

II уровень — проявляется интерес к учебному материалу, все положительные мотивы связаны лишь с результативной стороной, ориентированы на успех, достижение результата, учение выступает в качестве средства достижения цели;

III уровень — сформированность всех компонентов, мотивация четкая, направленность познавательных мотивов их устойчивая;

IV уровень — отличает глубокое осознание мотивов, общая целеустремленность.

Такое выделение уровней, по мнения О. С. Гребенюк, важно для организации

обучающего процесса для учащихся с разным уровнем мотивации.

Исходя из теоретического анализа психологической литературы по данной проблеме, мы предполагаем, что в ходе профессионального становления, во время обучения в вузе, происходит изменение мотивационной сферы студентов.

Исследование проводилось в марте 2007 г., и в нем принимали участие студенты 1 и 4 курса, обучающиеся на факультете психологии СаГА в г. Тольятти. Всего в исследовании приняли участие 50 человек.

Данные, полученные при исследовании мотивации учебной деятельности, представлены в таблице 1.

Для студентов 1 курса факультета психологии ведущими мотивами являются «получение диплома» и «успешное продолжение обучения на последующих курсах». Наименее значимыми являются мотивы «быть постоянно готовым к очередным занятиям», «быть примером сокурсникам»,«выполнять педагогические требования», «добиться уважения родителей и окружающих».

V студентов 4 курса доминирующей является также потребность в получении диплома, к числу ведущих относятся мотивы обучение на хорошие оценки и обеспечение успешности будущей профессиональной деятельности, получение интеллектуального удовлетворения и приобретение прочных и глубоких знаний. К мотивам, не побуждающим учебную деятельность, относятся мотивы «быть постоянно готовым к очередным занятиям», «быть примером сокурсникам», «добиться уважения родителей и окружающих».

Для более чем половины респондентов обучение в филиале СаГАв г. Тольятти — это личный выбор (54%), десятая часть студентов поступила в данное образовательное учреждение по настоянию родителей (родственников), а 35% было все равно куда поступать. Все опрошенные поступили в высшее учебное заведение с первого раза.

Для большинства респондентов целью обучения в ВУЗе является получение знаний с целью дальнейшего применения их в работе (60%), для 30% опрошенных нужен только диплом, оставшиеся не знают, зачем они учатся. Следует особо отметить тот факт, что 65% студентов не планируют в будущем работать по специальности, но при этом 85% студентов не жалеют о выборе учебного заведения и специальности. При

этом стремление связать свою профессиональную карьеру с получаемой специальностью изменяется на разных курсах: если по специальности хотят работать 65% студентов 1 курса, то на 4 курсе это количество снижается до 28%.

Таблица 1

Ранжирование мотивов учебной деятельности студентов-психологов

Мотивы учебной деятельности 1 курс (ранг) 4 курс (ранг)

Стать квалифицированным специалистом 3 5

Получить диплом 1 1

Успешно продолжить обучение на последующих курсах 2 4

Успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично» 4 2

Постоянно получать стипендию 6 6

Приобрести глубокие и прочные знания 5 3

Быть постоянно готовым к очередным занятиям 7 6

Не запускать предметы учебного цикла 5 4

Не отставать от сокурсников 6 4

Обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности 3 2

Выполнять педагогические требования 7 4

Достичь уважения преподавателей 4 4

Быть примером сокурсникам 8 5

Добиться одобрения родителей и окружающих 5 5

Избежать осуждения и наказания за плохую учебу 7 5

Получить интеллектуальное удовлетворение 4 3

Примечание: Ранг № 1 присвоен самому значимому мотиву в данной выборке. Далее ранги присваиваются по убыванию значимости мотива. Доминирующие мотивы выделены жирным шрифтом, а наименее значимые подчеркнуты.

Анализ результатов психодиагностики показал, что профессию психолога выбрали студенты с хорошо развитыми организаторскими способностями, обладающие лидерскими качествами, но при этом имеющие недостаточно высокий уровень креативности и низкую мотивацию достижения успеха.

Полученные результаты позволяют предполагать, что для построения успешной карьеры студентам-психологам необходимо работать над собой, развивая коммуникативные качества, креативность, вырабатывая уверенность в себе, целеустремленность, повышая собственную самооценку, побеждая определенный страх перед новым, необычным, оригинальным.

На основании проведенного анализа результатов нами были разработаны практические рекомендации по психокоррекции профессиональной пригодности студентов факультета психологии. Результаты нашего исследования показали, что психокоррекция профессиональной пригодности студентов факультета психологии может включать следующие этапы. Индивидуальное консультирование студентов-психологов по результатам проведенной психодиагностики. Групповая психотерапия и психокоррекция таких индивидуально-личностных качеств будущих психологов, как: креативность, коммуникативность, позитивная самооценка, уверенность в себе, уровень мотивации достижения успеха. В этих целях возможно проведение факультативов, семинаров, различных дополнительных занятий. В рамках разрабатываемой программы на факультете психологии созданы студенческие научные кружки: «Психология личности»(рук. Корокошко И. О.) и «Психотехнологии» (рук. Хуртова Е. А.). Работает интеллектуальный дискуссионный клуб «Психология творчества» (рук. Быков С. В.). Проводятся консультации психологом-консультантом.

Выводы

1. Полученные данные свидетельствуют о наличии особой интеллектуальнопрагматической мотивации получения высшего образования у большинства студентов факультета психологии, т.е. получение знаний с целью извлечения из них в дальнейшем высоких доходов и определенного социального статуса. Данный вывод можно сделать из сопоставления ведущих ценностных ориентаций и намерения подавляющего количества студентов воспользоваться полученными знаниями в будущем. В то же время, для некоторых студентов ведущей является мотивация прагматическая, такие студенты ориентированы на получение в будущем высоких доходов и социального положения, но связывают это лишь с получением диплома, а не знаний.

2. Обеспокоенность вызывает малое количество студентов с интеллектуальной мотивацией преимущественно, т.е. на получение знаний ради ценности самих знаний. Так, для студентов 1 курса характерны низкие значимости таких ценностей как креативность и развитие себя, имеющих значение в учебной деятельности. Следует отметить и положительную тенденцию роста ценности развития у студентов 4 курса — здесь она становится уже одной из доминирующих.

3. Учебная мотивация студентов, так же как и ценностные ориентации, претерпевает изменения. Доминирующий мотив остается одним на всем протяжении обучения — получение диплома. Но для студентов 4 курса ведущими мотивами также становятся обучение на хорошие оценки и обеспечение успешности будущей профессиональной деятельности и интеллектуальное удовлетворение. Таким образом, структура ценностных ориентаций и мотивов учебной деятельности студентов 1 и 4 курса различается.

4. Несмотря на то, что 65% студентов работать по специальности не собираются и 35% было все равно где учиться, подавляющее большинство не жалеет о выборе учебного заведения. Возможно, это отражает социальную ценность высшего образования и стремление выпускников работать на любых высокооплачиваемых работах.

5. Обращает на себя внимание несоответствие вклада, то есть качества учебы, времени подготовки к занятиям, и ожидаемого результата, то есть — престижной работы и высокого материального положения в будущем. Налицо — непонимание того, что окончив образовательное учреждение высшего профессионального образования, студенты превратятся из потребителей образовательных услуг в продавцов своей рабочей силы и знаний, которых, при таком отношении к учебной деятельности, может и не быть.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеева,М. И. Мотивация учения студентов и удовлетворенность выбором вуза // Эмоциональная регуляция учебной и трудовой деятельности. М.; Одесса, 1986.

2. Гребенюк,0. С. Формирование интереса к учебной и трудовой деятельности у учащихся средних и профессионально-технических училищ. М., 1986.

3. Климов,Е. А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д,

1996.

The Problem of motivation of educational activity of the student

S. Bykov I. Korokoshko

Different aspects of educational motivation in professional development of the students are considered. The results of the research on peculiarities of educational motivation of psychology department students depending on the choice of various courses are represented.

Key words: educational motivation, motivational sets, motives, orientation, motivation levels, value-motivation attitude.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.