Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ВИРТУАЛЬНОЙ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ КВАЗИИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У СТУДЕНТОВ'

ОСОБЕННОСТИ ВИРТУАЛЬНОЙ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ КВАЗИИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
47
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИРТУАЛЬНАЯ САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / КВАЗИИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КВАЗИПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дубовицкая Татьяна Дмитриевна, Волошина Светлана Викторовна

Предметом исследования выступило развитие профессиональной идентичности у студентов. Цель работы: теоретико-эмпирическое обоснование психологопедагогической технологии виртуальной самопрезентации квазиисследовательской деятельности студентов как условия развития профессиональной идентичности. Методологической основой выступили теория контекстного образования, согласно которой преподавание учебных дисциплин должно обеспечивать последовательное включение студентов в учебную, квазипрофессиональную и учебно-профессиональную деятельность, и концепция социально-генетической психологии, утверждающая, что психическое (в том числе и профессиональное) развитие обучающихся идет через включение их в совместную деятельность. В ходе работы использованы теоретические методы (изучение и анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме) и эмпирические методы (психодиагностическое тестирование, формирующий психолого-педагогический эксперимент). В качестве испытуемых выступили студенты медицинского колледжа, которые в ходе формирующего эксперимента осуществляли совместное моделирование фрагментов профессиональной деятельности. Научная новизна исследования заключается в выявлении влияния виртуальной самопрезентации исследовательской деятельности на развитие профессиональной идентичности у студентов. Результаты. В экспериментальной группе на контрольном этапе увеличилось число студентов, характеризующих себя как «студент колледжа», «будущий фармацевт/фельдшер», выше стал ранг характеристик, имеющих отношение к профессии. Повысился уровень профессиональной идентичности, выросли показатели положительных эмоций, связанных с профессией, осознанного активного отношения к осваиваемой профессии; снизились показатели отрицательных эмоций, свидетельствующих о неудовлетворенности профессией, уровень пассивного отношения. Активизировались мотивы учебной деятельности. Значимо снизился уровень мотива избегания. В контрольной группе студентов выросли показатели отрицательных эмоций, связанных с профессией, умеренно снизился уровень мотивов избегания. Уровень профессиональной идентичности остался на прежнем уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дубовицкая Татьяна Дмитриевна, Волошина Светлана Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF VIRTUAL SELF-PRESENTATION OF QUASI-RESEARCH ACTIVITY AS CONDITIONS FOR DEVELOPING PROFESSIONAL IDENTITY IN STUDENTS

The subject of the research was the development of professional identity among students. The purpose of the work lies in theoretical and empirical substantiation of the psychological and pedagogical technology of virtual self-presentation of quasi-research activity of students as a condition for the development of professional identity. The methodological basis was the theory of contextual education, according to which the teaching of academic disciplines should ensure the consistent inclusion of students in educational, quasi-professional and educational-professional activities, and the concept of socio-genetic psychology, which states that the mental (including professional) development of students goes through their inclusion in joint activities. In the course of the work, theoretical methods were used (study and analysis of psychological and pedagogical literature on the problem under study) and empirical methods (psychodiagnostic testing, forming a psychological and pedagogical experiment). The subjects were medical college students who, during the formative experiment, carried out joint modeling of fragments of professional activity, acting as a "specialist", conducted video filming and its subsequent presentation on the Internet, having previously received a teacher's assessment, and subsequently feedback from Internet users. The scientific novelty of the study is to identify the influence of virtual self-presentation of research activities on the development of professional identity among students. Results. In the experimental group at the control stage, the number of students describing themselves as "college student", "future pharmacist/paramedic" increased, the rank of characteristics related to the profession became higher. The level of professional identity has increased, indicators of positive emotions related to the profession have increased, indicators of negative emotions indicating dissatisfaction with the profession have decreased; indicators of conscious active attitude to the profession being mastered have increased, the level of passive attitude has decreased. The motives of educational activity, including communicative, educational and cognitive, social, creative self-realization and prestige, have become more active. The level of the avoidance motive has significantly decreased. In the control group of students, the indicators of negative emotions associated with the profession significantly increased, the level of avoidance motives decreased moderately. The level of professional identity remained at the same level.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ВИРТУАЛЬНОЙ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ КВАЗИИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У СТУДЕНТОВ»

Педагогический журнал Башкортостана. 2022. № 3. С. 25-37. Pedagogical Journal of Bashkortostan. 2022; (3): 25-37.

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

Научная статья УДК 159.9.075

DOI: 10.21510/18173292_2022_97_3_25_37

ОСОБЕННОСТИ ВИРТУАЛЬНОЙ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ КВАЗИИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У СТУДЕНТОВ

Татьяна Дмитриевна Дубовицкая1, Светлана Викторовна Волошина2

1 Сочинский государственный университет, Сочи, Россия, tatdm@mail.ru, ORCID 00000002-9604-2672

2 svetlana@sochi.md

Аннотация. Предметом исследования выступило развитие профессиональной идентичности у студентов. Цель работы: теоретико-эмпирическое обоснование психолого-педагогической технологии виртуальной самопрезентации квазиисследовательской деятельности студентов как условия развития профессиональной идентичности. Методологической основой выступили теория контекстного образования, согласно которой преподавание учебных дисциплин должно обеспечивать последовательное включение студентов в учебную, квазипрофессиональную и учебно-профессиональную деятельность, и концепция социально-генетической психологии, утверждающая, что психическое (в том числе и профессиональное) развитие обучающихся идет через включение их в совместную деятельность. В ходе работы использованы теоретические методы (изучение и анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме) и эмпирические методы (психодиагностическое тестирование, формирующий психолого-педагогический эксперимент). В качестве испытуемых выступили студенты медицинского колледжа, которые в ходе формирующего эксперимента осуществляли совместное моделирование фрагментов профессиональной деятельности. Научная новизна исследования заключается в выявлении влияния виртуальной самопрезентации исследовательской деятельности на развитие профессиональной идентичности у студентов.

Результаты. В экспериментальной группе на контрольном этапе увеличилось число студентов, характеризующих себя как «студент колледжа», «будущий фармацевт/фельдшер», выше стал ранг характеристик, имеющих отношение к профессии. Повысился уровень профессиональной идентичности, выросли показатели положительных эмоций, связанных с профессией, осознанного активного отношения к осваиваемой профессии; снизились показатели отрицательных эмоций, свидетельствующих о неудовлетворенности профессией, уровень пассивного отношения. Активизировались мотивы учебной деятельности. Значимо снизился уровень мотива избегания.

В контрольной группе студентов выросли показатели отрицательных эмоций, связанных с профессией, умеренно снизился уровень мотивов избегания. Уровень профессиональной идентичности остался на прежнем уровне. © Дубовицкая Т.Д., Волошина С.В., 2022

Ключевые слова: виртуальная самопрезентация, профессиональная идентичность, квазиисследовательская деятельность, квазипрофессиональная деятельность, мотивация учебной деятельности

Для цитирования: Дубовицкая Т.Д., Волошина С.В. Особенности виртуальной самопрезентации квазиисследовательской деятельности как условия развития профессиональной идентичности у студентов // Педагогический журнал Башкортостана. 2022. №3 (97). С. 25-37.

PROBLEMSOFMODERNPEDAGOGYANDPSYCHOLOGY

Original article

FEATURES OF VIRTUAL SELF-PRESENTATION OF QUASI-RESEARCH ACTIVITY AS CONDITIONS FOR DEVELOPING PROFESSIONAL

IDENTITY IN STUDENTS

Tatiana D. Dubovitskaya1, Svetlana V. Voloshina2

1 Sochi State University, Sochi, Russia, tatdm@mail.ru, ORCID 0000-0002-9604-2672

2 svetlana@sochi.md

Abstract. The subject of the research was the development of professional identity among students. The purpose of the work lies in theoretical and empirical substantiation of the psychological and pedagogical technology of virtual self-presentation of quasi-research activity of students as a condition for the development of professional identity. The methodological basis was the theory of contextual education, according to which the teaching of academic disciplines should ensure the consistent inclusion of students in educational, quasi-professional and educational-professional activities, and the concept of socio-genetic psychology, which states that the mental (including professional) development of students goes through their inclusion in joint activities. In the course of the work, theoretical methods were used (study and analysis of psychological and pedagogical literature on the problem under study) and empirical methods (psychodiagnostic testing, forming a psychological and pedagogical experiment). The subjects were medical college students who, during the formative experiment, carried out joint modeling of fragments of professional activity, acting as a "specialist", conducted video filming and its subsequent presentation on the Internet, having previously received a teacher's assessment, and subsequently feedback from Internet users. The scientific novelty of the study is to identify the influence of virtual self-presentation of research activities on the development of professional identity among students.

Results. In the experimental group at the control stage, the number of students describing themselves as "college student", "future pharmacist/paramedic" increased, the rank of characteristics related to the profession became higher. The level of professional identity has increased, indicators of positive emotions related to the profession have increased, indicators of negative emotions indicating dissatisfaction with the profession have decreased; indicators of conscious active attitude to the profession being mastered have increased, the level of passive attitude has decreased. The motives of educational activity, including communicative, educational and cognitive, social, creative self-realization and prestige, have become more active. The level of the avoidance motive has significantly decreased.

In the control group of students, the indicators of negative emotions associated with the profession significantly increased, the level of avoidance motives decreased moderately. The level of professional identity remained at the same level.

Keywords: virtual self-presentation, professional identity, quasi-research activity, quasiprofessional activity, motivation of educational activity

For citing: Dubovitskaya T.D., Voloshina S.V. Features of virtual self-presentation of quasi-research activity as conditions for developing professional identity in students. Pedagogicheskij zhurnal Bashkortostana = Pedagogical Journal of Bashkortostan. 2022; 97(3): 25-37.

Введение. Эффективность профессиональной подготовки студентов в колледжах и вузах находится под пристальным вниманием современного общества, характеризующегося высокой конкуренцией во всех сферах и возрастающими требованиями со стороны потребителей в отношении качества производимой продукции и предлагаемых услуг. В связи с Распоряжением правительства РФ «Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации науки и высшего образования» [1] актуальным является широкое внедрение в образовательный процесс различных информационно-коммуникативных технологий. Необходимость

совершенствования образовательного процесса предполагает также разработку и внедрение таких психолого-педагогических технологий, которые обеспечат не просто формальное освоение профессионально значимых знаний и умений, но и активное включение обучающихся в процесс саморазвития как будущих профессионалов, в том числе формирование у них готовности и желания быть высококвалифицированными специалистами не только в собственных глазах, но и в глазах окружающих. В решении данной задачи важная роль, на наш взгляд, принадлежит созданию в образовательном процессе условий, способствующих развитию и становлению профессиональной идентичности (далее ПИ) у обучающихся, поиску которых посвящена данная статья. В связи с этим будут рассмотрены следующие вопросы:

- выявлены сущностные характеристики ПИ;

- определены условия формирования ПИ;

- заявлена базовая концепция, которая может быть использована для формирования ПИ студентов;

- предложена авторская психолого-педагогическая технология формирования ПИ с использованием цифровых средств и показана ее эффективность.

Теоретический анализ известных исследований ПИ показал, что ее сущность определяется через следующие характеристики: интегральная оценка личностью собственного процесса профессионального саморазвития [2]; сформированность представления о себе как профессионале [3]; отождествление себя с представителем определённой профессии, профессиональной группы (профессионального сообщества), осознание принадлежности к ним (А.А. Азбель [4], В.А. Кениг [5], Н.В. Трусова [6], Л.Б. Шнейдер [7]). Последнее описание сущности ПИ - наиболее распространенное и популярное, является на сегодняшний день практически устоявшимся.

В качестве условий формирования ПИ у обучающихся называют:

27

- «педагогическое сопровождение идентификационных процессов» [3];

- «знакомство обучающихся с содержанием профессии, условиями труда» [4];

- «единство процессов профессионального самосознания, профессионального самоопределения, персонализации и саморазвития» [5];

- «самоконтроль поведения, профиль обучения, характер выбора профессии» [8];

- «способность самостоятельно определять и строить свою будущую профессиональную деятельность и профессиональное общение» [6].

Все заявленные условия носят комплексный характер, охватывают многие стороны образовательного процесса, но не обозначены как психолого-педагогические технологии, которые можно использовать в преподавании конкретных учебных дисциплин в условиях цифровой образовательной среды.

Методология исследования. Цифровая трансформация образовательного процесса предполагает использование не только возможностей вычислительной техники, но и средств телекоммуникации. Их реализация должна опираться на соответствующую теорию, в качестве которой в нашей работе выступила теория контекстного образования, разработанная А.А. Вербицким [9; 10]. Согласно данной теории студент последовательно включается в учебную, квазипрофессиональную и учебно-профессиональную деятельность, в ходе которых он осваивает понятийное, предметное и социальное содержание осваиваемой профессии. Учебная деятельность направлена преимущественно на освоение понятийно-содержательной стороны осваиваемой профессии и реализуется на лекциях и семинарских занятиях; квазипрофессиональная деятельность осуществляется в виде имитационно-игровых форм обучения преимущественно на практических и лабораторных занятиях; учебно-профессиональная деятельность осуществляется в период производственной практики, при написании практико-ориентированных курсовых и дипломных работ. На сегодняшний день данная теория получила значительное внедрение в образовательном процессе [11]. В нашей работе будет представлена технология виртуальной самопрезентации квазиисследовательской деятельности.

Мы исходим из того, что введение И. Гофманом [12] в научную лексику понятия «самопрезентация» соотносилось им изначально с процессом исполнения социальных ролей, репертуар которых в течение жизни постоянно расширяется. Современное киберпространство предоставляет человеку дополнительные возможности для презентации себя и различных проявлений своей идентичности. Понятия «виртуальная самопрезентация», «идентификация личности в виртуальной среде» возникли в связи с появлением информационного общества и стали уже достаточно закрепившимися (Т.Ф. Ляпкина [13], И.Е. Мальчёнков [14], В.Г. Маралов [15], О.А. Пикулева [16] В.В. Хороших, Е.Б. Чарыкова [17], Е.С. Чердакова, Ю.В. Пупкова [18]), но они еще редко используются применительно к образовательному процессу.

Понятие «квазиисследовательская деятельность» («квазиисследование») -как метод обучения, учебная форма поисково-исследовательской деятельности заявлен и обоснован в работах В.А. Гуружапова [19], В.В. Давыдова [20]. Нами оно используется как аналог «квазипрофессиональной деятельности», поскольку речь идет об элементах исследовательской деятельности в осваиваемой профессиональной деятельности обучающихся колледжа. Особенностью квазиисследования является то, что оно реализуется в ходе взаимодействия обучающихся в совместной деятельности, которое придает обучению дополнительный развивающий характер, на что указывает, в частности, В.В. Рубцов [21; 22] в своей концепции социально-генетической психологии.

На основе заявленных теоретических основ предложена психолого-педагогическая технология виртуальной самопрезентации

квазиисследовательской деятельности, которую мы рассматриваем как интегрированный комплекс содержания, методов и средств преподавания учебной дисциплины, психологических механизмов, обуславливающих включение студентов в совместное моделирование фрагментов профессиональной деятельности, их видеосъемку и презентацию в интернете с целью развития профессиональной идентичности.

Данная технология наиболее удобна для реализации в преподавании дисциплин естественно-научного цикла (химии, биологии, физики, генетики и др.), изучение которых в образовательном процессе колледжа и вуза должно носить профессиональную направленность. Студенты, получив базовую информацию от преподавателя, из учебных пособий и других источников информации, взаимодействуя друг с другом в своих мини-группах моделируют фрагмент осваиваемой ими профессиональной деятельности, снимают его на видео и выставляют в интернет на своих страничках в сетях, предварительно получая за это оценку преподавателя, а впоследствии - отзывы от пользователей интернета. Разработку сценария, подготовку оборудования, организацию и проведение видеосъемки, ведение блогинга - все это делают сами студенты.

Реализация данной технологии опирается на базовые принципы контекстного образования А.А. Вербицкого [9], на соответствующие ей психологический механизмы [11]. Развитию ПИ у студентов при использовании данной технологии способствуют следующие факторы:

- необходимость овладения максимальным объемом информации о содержании и трудовых действиях/операциях моделируемого фрагмента осваиваемой профессии, возможность выступить в «роли» специалиста;

- последующее восприятие себя на экране монитора в «роли» специалиста, возможность откорректировать роль и сценарий;

- активное взаимодействие студентов в мини-группе по всем вопросам создания видеоролика;

- возможность получить обратную связь от своих сокурсников и друзей.

Данная форма работы обеспечивает студенту презентацию себя в

социальных сетях как «профессионала» и создание своего привлекательного

имиджа. Благодаря названным факторам максимально включаются психологические механизмы идентификации и рефлексии, которые разными авторами (В.Г. Маралов [15], Т.В. Мищенко [23], У.С. Родыгина [24]) называются одним из важных условий развития ПИ у студентов.

Материалы и методы исследования. Проведенное нами эмпирическое исследование проходило в виде формирующего психолого-педагогического эксперимента, в котором участвовало 78 студентов медицинского колледжа г. Сочи (56 студентов - экспериментальной группы; 22 студента - контрольной группы). На констатирующем и контрольном этапах эксперимента использовались следующие диагностические методики: методика нестандартизированного описания «Кто Я?» (М. Кун и Т. Макпартленд); опросник зрелости профессиональной идентичности студентов (адаптация У.С. Родыгиной); методика диагностики учебной мотивации студентов (А.А. Реан, В.А. Якунин, модификация Н.Ц. Бадмаевой).

Значимость различий средних, полученных на констатирующем и контрольном этапах эксперимента, проверялась с помощью вычисления T-критерия Вилкоксона (зависимые выборки) и U-критерия Манна-Уитни (независимые выборки).

Формирующий этап охватывал один учебный семестр (осенне-зимний или весенне-летний) и реализовывался в преподавании предмета «химия» у студентов, обучающихся по специальностям «Фармацевт» и «Фельдшер». Студенты экспериментальной группы в своих мини-группах снимали на видео химический анализ лекарственных препаратов и выставляли его на своих страничках в сети интернет, демонстрируя подписчикам фрагмент провизорской деятельности и себя в роли профессионала. Студенты контрольной группы также осуществляли химический анализ препаратов, но ограничивались тем, что записывали его результаты в тетради.

На констатирующем этапе исследования экспериментальная и контрольная группы подбирались таким образом, чтобы они не имели значимых различий в исследуемых показателях. В ходе последующего сравнения личностных особенностей студентов были получены следующие результаты.

1. На констатирующем этапе эксперимента средний показатель ранга категории, описывающей профессиональную принадлежность - «будущий фельдшер/фармацевт/медицинский работник» и т.п., в экспериментальной группе составил 12,4, в контрольной группе - 11,7 (различия не значимы). На контрольном этапе в экспериментальной группе произошел существенный рост личной ассоциированности студентов с профессиональной группой: средний показатель ранга вырос и составил 8,1 (p<0,01). В контрольной группе данный показатель составил 10,5 (p>0,05). То есть экспериментальная группа продемонстрировала значимый рост презентации себя как представителя осваиваемой профессии. В контрольной группе значимых различий не выявлено.

2. Результаты исследования динамики ПИ с помощью опросника У.С. Родыгиной [24] выявили различия показателей экспериментальной группы по всем шкалам. То есть в экспериментальной группе на контрольном этапе эксперимента значимо выросли показатели положительных эмоций, связанных с профессией (Тэмп=147; р<0,01), уменьшились показатели отрицательных эмоций (Тэмп=157; р<0,01); уменьшились показатели отрицательного отношения к профессии (Тэмп=96,5; р<0,01), выросли показатели положительного отношения к профессии (Тэмп=233; р<0,01). В контрольной группе значимо выросли показатели отрицательных эмоций, связанных с осваиваемой профессии (Тэмп=29,5; р<0,01), остальные показатели не проявили значимых различий. То есть в экспериментальной группе на контрольном этапе эксперимента выявлен рост уровня ПИ у студентов, в контрольной группе он остался на прежнем уровне.

Таблица 1

Динамика средних групповых показателей при использовании психолого-педагогической технологии виртуальной самопрезентации _квазиисследовательской деятельности_

Экспериментальная группа Контрольная группа

Исследуемые параметры Конст. Контр. Темп Конст. Контр. Темп

этап этап этап этап

Тест «Кто я?» (М. Кун, Т Макпартленд, модификация Румянцевой)

Ранг заявляемой 12,36 8,09 67** 11,68 10,55 82

принадлежности к профессиональной группе

Опросник профессиональной идентичности студента (автор У.С. Родыгина)

Положительные эмоции 23,43 25,04 147** 23,05 23,25 68,5

Отрицательные эмоции 10,93 9,65 157** 9,20 11,05 29,5**

Шкала «Эмоции» (разница) 12,50 15,39 139** 13,85 12,20 40,5**

Активное отношение 24,65 23,02 96,5** 22,85 23,20 79

Пассивное отношение 11,13 12,145 233** 12,25 12,30 15

Шкала «Отношение» 13,52 10,87 87,5** 10,60 10,90 92

(разница)

Диагностики учебной мотивации студентов (А.А. Реан и В.А. Якунин, модификация Н.Ц. Бадмаевой)

Коммуникативные мотивы 16,93 17,56 132** 16,86 16.9 101

Мотив избегания 13,07 11,36 232** 13,2 12,35 53*

Мотив престижа 19,60 20,94 185** 19,9 20,3 93,5

Творческая самореализация 7,68 8,24 204** 7,6 8,05 66,5

Профессиональная 25,74 27,78 90,5** 25,85 26,1 88

самореализация

Учебно-познавательные 29,41 30,356 305,5** 29,65 29,7 87

мотивы

Социальные мотивы 20,86 22,18 123,5* 20,75 20,7 104

Обозначения: *- уровень значимости различий р<0,05; ** - уровень значимости различий р<0,01

3. Также был проведен анализ динамики мотивации учебной деятельности, по результатам которого выявлено, что в экспериментальной группе значимо уменьшились показатели мотива избегания (Тэмп=232; р<0,01). По всем остальным видам мотивов в экспериментальной группе выявлено преобладание средних показателей на контрольном этапе эксперимента по сравнению с констатирующим. Значимо выросли показатели коммуникативных мотивов (Тэмп=132; р<0,01), мотивов престижа (Тэмп=185; р<0,01), творческой самореализации (Тэмп=204; р<0,01), профессиональной самореализации (Тэмп=90,5; р<0,01), учебно-познавательных (Тэмп=305,5; р<0,01) и социальных мотивов (Тэмп=123,5; р<0,01). В контрольной группе произошло умеренное снижение показателя мотива избегания, по остальным параметрам значимых различий не выявлено. В целом результаты исследования подтвердили влияние виртуальной самопрезентации исследовательской деятельности на развитие ПИ у студентов (табл. 1).

Выводы. Цифровая трансформация практических всех сфер современного общества сделала актуальным широкое внедрение в образовательный процесс различных информационно-коммуникативных технологий. У молодежи значительно вырос интерес к социальным сетям. Образовательный процесс не может игнорировать данную тенденцию. Предложенная в работе психолого-педагогическая технология виртуальной самопрезентации

квазиисследовательской деятельности направлена на повышение профессиональной идентичности у студентов. Ее внедрение в образовательный процесс позволило добиться следующих личностных изменений у студентов экспериментальной группы.

1. При описании самого себя выросло число студентов, заявивших свою ролевую учебно-профессиональную позицию - «студент колледжа», «будущий фармацевт/фельдшер» и т.п., а также стал выше ранг данной позиции. У определенной части студентов она стала заявляться одной из первых. Полученные результаты свидетельствуют о произошедшей динамике содержательных характеристик личности, имеющих отношение к профессии.

2. Вырос уровень профессиональной идентичности, выразившийся в увеличении показателей положительных эмоций, связанных с удовлетворением потребностей человека в профессии, снижении показателей отрицательных эмоций, свидетельствующих о неудовлетворенности профессией. У студентов выросли показатели осознанного активного отношения к осваиваемой профессии и снизился уровень пассивного отношения.

3. Изменился характер мотивации учебной деятельности студентов. Совместная работа студентов над созданием видеопрезентаций, в которых они демонстрируют фрагменты, осваиваемой ими профессии, выступая по сценарию в соответствующей «роли» специалиста/профессионала, позволила активизировать самые разнообразные мотивы, включая коммуникативные, учебно-познавательные, социальные, творческой самореализации и престижа. При этом значимо снизился уровень мотива избегания.

Контрольная группа студентов продемонстрировала значимо возросшие показатели отрицательных эмоций, связанных с профессией, и умеренное снижение уровня мотивов избегания. Уровень профессиональной идентичности у них остался на прежнем уровне. В целом можно отметить, что использование в учебном процессе колледжа предложенной технологии способствует развитию у студентов профессиональной идентичности.

Список источников

1. Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации науки и высшего образования:распоряжение Правительства РФ от 21 декабря 2021 г. № 3759-р. - URL : https: //www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403203308/ (дата обращения: 09.09.2022).

2. Кучеренко, С.В. «Категориальный анализ понятия «профессиональная идентичность» / С.В. Кучеренко // Гуманитарные науки. - 2021. -№ 1. - С. 127-132. - URL : https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44927823 (дата обращения: 09.09.2022).

3. Скибо, Т.Ю. Педагогические условия становления профессиональной и личностной идентичности студентов колледжа: автореф. диссертации на соискание. учен. степ. канд. педагог. наук. - Воронеж: ВГУ, 2004. - 22 с. / Т. Ю. Скибо. - URL : https://www.elibrary.ru/item.asp?id=15886866 (дата обращения: 09.09.2022).

4. Азбель, А.А. Особенности формирования статусов профессиональной идентичности старшеклассников:диссертация на соискание учен. степ. канд. психолог. наук / А.А. Азбель. - Санкт-Петербург: РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. - 219 с. - URL : https://www.elibrary.ru/item.asp?id=16045970 (дата обращения: 09.09.2022).

5. Кениг, В.А. Становление профессиональной идентичности студентов, работающих по специальности / В.А. Кениг // Новые педагогические исследования. - 2007. - № 6. - С. 6473. - URL : https://www.elibrary.ru/item.asp?id=14317293 (дата обращения: 09.09.2022).

6. Трусова, Н.В. Особенности развития первичной профессиональной идентичности в нормативном кризисе перехода к юности / Н.В. Трусова // Вестник Южно-Уральского университета. Серия: Психология. - 2010. - № 27 (203). - С. 75-81. - URL : https://www.elibrary.ru/item.asp?id=15280459 (дата обращения: 09.09.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Шнейдер, Л.Б. Личностная, гендерная и профессиональная идентичность: теория и методы диагностики /Л.Б. Шнейдер. - Москва : Московский психолого-социальный университет, 2007. - 128 с. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22397274 (дата обращения: 09.09.2022).

8. Исаева, Д.А. Особенности личностной и профессиональной идентичности в юности и ранней взрослости / Д.А. Исаева // Вестник Санкт-Петербургского университета. - 2013. -Серия 12: Психология. Социология. Педагогика. - № 2. - С. 78-85. - URL : https://www.elibrary.ru/item.asp?id=19101142 (дата обращения: 09.09.2022).

9. Вербицкий, А.А. О категориальном аппарате теории контекстного образования / А.А. Вербицкий // Высшее образование в России. - 2017. - № 6 (213). - С. 57-67. - URL : https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29381637 (дата обращения 09.09.2022).

10. Вербицкий, А.А., Калашников, В.Г. Контекстный подход в психологии / А. А. Вербицкий, В. Г Калашников // Психологический журнал. - 2015. - Т. 36, № 3. - С. 514. - URL : https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23803959 (дата обращения 09.09.2022).

11. Дубовицкая, Т.Д. Психологические механизмы контекстного образования // Инновационные процессы в высшем и профессиональном образовании и профессиональном обучении:коллективная монография /авторы-составители: Е.Н. Геворкян, Н.Д. Подуфалов, М.Н. Стриханов. - Москва : Экон-Информ, 2021. - С. 309-317. - URL : https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47495731 (дата обращения: 09.09.2022).

12. Гофман, И. Представления себя другими в повседневной жизни / И. Гофман. -Москва: КАНОН-пресс-Ц, 2000. - 304 с. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=19662351 (дата обращения: 09.09.2022).

13. Ляпкина, Т.Ф. Конструирование и репрезентация идентичности в массмедиа / Т. Ф. Ляпкина // Вестник РХГА. - 2015. - № 2. - URL : https://cyberleninka.rU/article/n/konstruirovanie-i-reprezentatsiya-identichnosti-vmass-media (дата обращения: 09.09.2022).

14. Мальченков, И.Е. Трансформация стратегий самопрезентации и идентификации в киберпространстве / И. Е. Мальченков // Социология. - 2011. - № 4. - С. 97-106. - URL : https://elibrary.ru/item.asp?id=24065962(дата обращения: 09.09.2022).

15. Маралов, В.Г. Основы самопознания и саморазвития: учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. - Москва: Академия, 2002. - 256 с. - URL : https://klex.ru/g9f (дата обращения: 09.09.2022).

16. Пикулева, О.А. Самопрезентация личности пользователей сети Интернет / О.А. Пикулева // Вестник Ленинградского государственного университета им. А С. Пушкина. - 2013. - Т. 5, № 4. - С. 77-81. - URL : https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21559356 (дата обращения: 09.09.2022).

17. Хороших, В.В. Чарыкова Е.Б. Факторы вариативности виртуальной самопрезентации подростков / В.В. Хороших, Е.Б. Чарыкова // Известия Иркутского государственного университета. Серия 6: Психология. - 2017. - Т.19. - С. 103-112. - URL : https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28905523 (дата обращения: 09.09.2022).

18. Чердакова, Е.С., ПупковаЮ.В. Особенности вербальной и визуальной самопрезентации личности в виртуальных сообществах (на примере сообщества «знакомства в Краснодаре» социальной сети вконтакте) / Е.С. Чердакова, Ю.В. Пупкова // Научные труды Кубанского государственного технологического университета. - 2018. - № 7.- С. 168-177. -URL : https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35352770 (дата обращения: 09.09.2022).

19. Гуружапов, В.А. Учебная деятельность в развивающем обучении (система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова):метод. пособие к дисциплине «Психологическая теория учебной деятельности» / В.А. Гуружапов. - Москва: АНО "ПЭБ", 2008. - 80 с. - URL : http://psychlib.ru/mgppu/Gdv-2008/Gdv-80.htm#$p1 (дата обращения: 09.09.2022).

20. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. - Москва : ИНТОР, 1996. - 544 с. - URL : https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32524321 (дата обращения: 09.09.2022).

21. Рубцов, В.В. Социогенез совместного действия: взаимопонимание людей как условие понимания вещей:интервью / В.В. Рубцов;беседу вел В.Т. Кудрявцев // Культурно-историческая психология. 2018. Том 14, № 4. С. 106-121. doi: 10.17759/chp.2018140413 -URL: https://psyj ournals. ru/kip/2018/ n4/Rubtsov. shtml (дата обращения: 09.09.2022).

22. Рубцов, В.В. Социальные взаимодействия и обучение: культурно-исторический контекст / В.В. Рубцов // Культурно-историческая психология. - 2005. - Том 1, № 1. - С. 1424. - URL : https://elibrary.ru/item.asp?id=12511396 (дата обращения: 09.09.2022).

23. Мищенко, Т.В. Становление профессиональной идентичности у студентов педагогического вуза: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Ярославль, 2005. - 24 с. / Т.В. Мищенко. - URL : https://new-disser.ru/_avtoreferats/01002751540.pdf (дата обращения: 09.09.2022).

24. Родыгина, У.С. Психологические особенности профессиональной идентичности студентов / У.С. Родыгина // Психологическая наука и образование. - 2007. - № 4. - С. 3951. - URL : https://www.elibrary.ru/item.asp?id=9926122 (дата обращения: 09.09.2022).

References

1. Decree of the Government of the Russian Federation No. 3759-r of December 21, 2021 Ob utverzhdenii strategicheskogo napravleniya v oblasti tsifrovoy transformatsii nauki i vysshego obrazovaniya [On the Approval of the Strategic Direction in the Field of digital transformation of science and higher Education]. - Available at: https: //www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403203308 / (assessed: 9 September 2022).(In Russian)

2. Kucherenko S.V. Kategorial'nyy analiz ponyatiya «professional'naya identichnost' [Categorical analysis of the concept of "professional identity"]. Humanities. 2021(1): P. 127-132. -Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44927823 (accessed: 9 September 2022).(In Russian)

3. Skibo T.Y. Pedagogicheskiye usloviya stanovleniya professional'noy i lichnostnoy identichnosti studentov kolledzha [Pedagogical conditions for the formation of professional and personal identity of college students]: extended abstract of candidate's thesis (Pedagogical Sciences). Voronezh: VSU, 2004. 22 p. - Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=15886866 (assessed: 9 September 2022).(In Russian)

4. Azbel A.A. Osobennosti formirovaniya statusov professional'noy identichnosti starsheklassnikov [Features of the formation of professional identity statuses of high school students]. Dissertation for the degree of Candidate of Psychological Sciences. St. Petersburg: A.I. Herzen State Pedagogical University, 2005. 219 p. - Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=16045970 (accessed 9 September 2022).(In Russian)

5. Kenig V.A. Stanovleniye professional'noy identichnosti studentov, rabotayushchikh po spetsial'nosti [Forming professional identity of students working in the specialty]. New pedagogical research. 2007. (6): P. 64-73. - Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=14317293 (accessed 9 September 2022). (In Russian)

6. Trusova N.V.Osobennosti razvitiya pervichnoy professional'noy identichnosti v normativnom krizise perekhoda k yunosti [Features of the development of primary professional identity in the normative crisis of transition to youth]. Bulletin of the South Ural University. Series: Psychology. 2010. 203(27): P. 75-81. - Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=15280459 (accessed: 9 September 2022).(In Russian)

7. Schneider L.B. Lichnostnaya, gendernaya i professional'naya identichnost': teoriya i metody diagnostiki [Personal, gender and professional identity: theory and methods of diagnosis]. Moscow: Moscow Psychologica and Social University, 2007. 128 p. - Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22397274 (accessed: 9 September 2022).(In Russian)

8. Isaeva D.A. Osobennosti lichnostnoy i professional'noy identichnosti v yunosti i ranney vzroslosti [Features of personal and professional identity in youth and early adulthood]. Bulletin of St. Petersburg University. Series 12: Psychology. Sociology. Pedagogy. 2013(2): P. 78-85. -Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=19101142 (accessed: 9 September 2022).(In Russian)

9. Verbitsky A.A. O kategorial'nom apparate teorii kontekstnogo obrazovaniya [On the categorical apparatus of the theory of contextual education]. Higher education in Russia. 2017. 213(6): P. 57-67. - Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29381637 (accessed: 9 September 2022).(In Russian)

10. Verbitsky A.A., Kalashnikov V.G. Kontekstnyy podkhod v psikhologii [Contextual approach in psychology]. Psychological Journal. 2015. 36(3): P. 5-14. - Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23803959 (accessed: 9 September 2022).(In Russian)

11. Dubovitskaya T.D. Psikhologicheskiye mekhanizmy kontekstnogo obrazovaniya [Psychological mechanisms of contextual education]. In: Innovative processes in higher and vocational education and vocational training: collective monograph /authors-compilers: E.N. Gevorkyan, N.D. Podufalov, M.N. Strikhanov. Moscow : Ekon-Inform, 2021. P. 309-317. -

Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47495731 (accessed: 9 September 2022).(In Russian)

12. Hoffman I. Predstavleniya sebya drugimi v povsednevnoy zhizni [Representations of oneself by others in everyday life]. Moscow: CANON-press-C, 2000. 304 p. - Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=19662351 (accessed: 9 September 2022).(In Russian)

13. Lyapkina T.F. Konstruirovaniye i reprezentatsiya identichnosti v massmedia [Construction and representation of identity in mass media]. Bulletin of the Russian Academy of Sciences. 2015(2). - Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/konstruirovanie-i-reprezentatsiya-identichnosti-vmass-media (accessed: 9 September 2022). (In Russian)

14. Malchenkov I.E. Transformatsiya strategiy samoprezentatsii i identifikatsii v kiberprostranstve [Transformation of self-presentation and identification strategies in cyberspace]. Sociology. 2011(4): P. 97-106. - Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=24065962 (accessed: 9 September 2022). (In Russian)

15. Maralov V.G. Osnovy samopoznaniya i samorazvitiya [Fundamentals of self-knowledge and self-development]: a textbook for students of secondary pedagogical educational institutions. Moscow: Publishing Center Academy, 2002. 256 p. - Available at: https://klex.ru/g9f (accessed: 9 September 2022).(In Russian)

16. Pikuleva O.A. Samoprezentatsiya lichnosti pol'zovateley seti Internet [Self-presentation of the personality of Internet users]. Bulletin of Leningrad State University named after A.S. Pushkin. 2013. 5(4): P.77-81. - Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21559356 (accessed: 9 September 2022). (In Russian)

17. Khoroshikh V.V., CharykovaE.B. Faktory variativnosti virtual'noy samoprezentatsii podrostkov [Factors of variability of virtual self-presentation of adolescents]. News of Irkutsk State University.Series 6: Psychology. 2017 (19): P. 103-112. - Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28905523 (accessed: 9 September 2022). (In Russian)

18. CherdakovaE.S., Pupkova Yu.V. Osobennosti verbal'noy i vizual'noy samoprezentatsii lichnosti v virtual'nykh soobshchestvakh (na primere soobshchestva «znakomstva v Krasnodare» sotsial'noy seti vkontakte) [Features of verbal and visual self-presentation of personality in virtual communities (on the example of the community "dating in Krasnodar" of the VKontakte social network)]. Scientific works of Kuban State Technological University. 2018. (7): P. 168-177. -Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35352770 (accessed: 9 September 2022). (In Russian)

19. Guruzhapov V.A. Uchebnaya deyatel'nost' v razvivayushchem obuchenii (sistema D.B. El'konina - V.V. Davydova) [Educational activity in developing learning (the system of D.B. Elkonin - V.V. Davydov)]: :methodological guide to the discipline "Psychological theory of educational activity". Moscow: ANO "PEB", 2008. 80 p. - Available at: http://psychlib.ru/mgppu/Gdv-2008/Gdv-80.html (accessed: 9 September 2022). (In Russian)

20. Davydov V.V. Teoriya razvivayushchego obucheniya [Theory of developmental learning]. Moscow: INTOR, 1996. 544 p. - Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32524321 (accessed: 9 September 2022). (In Russian)

21. Rubtsov V.V. Sotsiogenez sovmestnogo deystviya: vzaimoponimaniye lyudey kak usloviye ponimaniya veshchey:interv'yu [Sociogenesis of joint action: mutual understanding of people as a condition for understanding things. Interview] (the conversation was conducted by V.T. Kudryavtsev). Cultural and historical psychology. 2018. 14(4): 106-121. doi: 10.17759/chp.2018140413 - Available at: https://psyjournals.ru/kip/2018/n4/Rubtsov.shtml (accessed: 9 September 2022).(In Russian)

22. Rubtsov V.V. Sotsial'nyye vzaimodeystviya i obucheniye: kul'turno-istoricheskiy kontekst [Social interactions and learning: cultural and historical context]. Cultural and historical psychology. 2005. 1(1): P. 14-24. - Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=12511396 (accessed: 9 September 2022). (In Russian)

23. Mishchenko T.V. Stanovleniye professional'noy identichnosti u studentov pedagogicheskogo vuza [How to form professional identity among students of a pedagogical university]: extended abstract of candidate's thesis (Psychological Sciences). Yaroslavl, 2005. 24 p. - Available at: https://new-disser.ru/_avtoreferats/01002751540.pdf (accessed: 9 September 2022). (In Russian)

24. Rodygina U.S. Psikhologicheskiye osobennosti professional'noy identichnosti studentov [Psychological features of professional identity of students]. Psychological science and education. 2007. (4): P.39-51. - Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=9926122 (accessed: 9 September 2022). (In Russian)

Заявленный вклад авторов статьи:

Дубовицкая Татьяна Дмитриевна - теоретический анализ литературы по проблеме исследования, научное руководство, критический анализ текста, оформление статьи.

Волошина Светлана Викторовна - подбор диагностического инструментария, сбор данных, анализ полученных результатов, оформление статьи.

The declared contribution of the authors of the article:

Dubovitskaya Tatiana Dmitrievna - theoretical analysis of the literature on the research problem, scientific guidance, critical analysis of the text, design of the article.

Voloshina Svetlana Viktorovna - selection of diagnostic tools, data collection, analysis of the results obtained, design of the article.

Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Authors have read and approved the final manuscript.

Статья поступила в редакцию 18.08.2022; одобрена после рецензирования 04.09.2022; принята к публикации 12.09.2022.

The article was submitted 18.08.2022; approved after reviewing 04.09.2022; accepted for publication 12.09.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.