Научная статья на тему 'СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ'

СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
смысл / смысл жизни / смысложизненные ориентации / духовные ценности / эгоистические ценности / осмысленность жизни / meaning / meaning of life / meaningful life orientations / spiritual values / selfish values / meaningfulness of life

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шерешкова Елена Андреевна, Волгуснова Екатерина Андреевна, Черемшанова Виктория Александровна

Юношеский возраст является сензитивным для становления смыслов деятельности и жизнедеятельности, что обуславливает необходимость научного изучения смысложизненных ориентаций. Выборку составили 156 обучающихся в возрасте от 17 до 20 лет. В качестве методик исследования были использованы: опросник смысложизненных ориентаций Дж. Крамбо и Л. Махолик, в адаптации Д.А. Леонтьева, 1988; опросник смысложизненного кризиса (ОСК) (К.В. Карпинский, 2008); морфологический тест жизненных ценностей (МТЖЦ) В.Ф. Сопова, Л.В. Карпушиной (2001). Исследование показало, что у современной молодежи преимущественно умеренно выражены, и духовно-нравственные, и эгоистически-престижные ценности. При этом наиболее ценными являются материальное благополучие и достижения. Наиболее значимыми сферами для студентов являются общественная активность, увлечения и образование. Ведущим мотивом в жизни и деятельности является ориентация на результат. Выявлена умеренная фрустрации потребности в смысле жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Adolescence is sensitive for the formation of the meanings of activity and life. The need for a scientific study of meaningful life orientations is obvious. 156 students were included in the sample. The age of the participants is from 17 to 20 years. We used the following methods: the questionnaire of meaningful life orientations by J. Crumbo and L. Maholik, adapted by D.A. Leontiev, 1988; Questionnaire of the Meaningful Crisis (OSC) (K.V. Karpinsky, 2008); morphological test of life values (MTZhTs) V.F. Sopova, L.V. Karpushina (2001). Modern youth has mainly moderately expressed spiritual and moral values and egoistically prestige values. Material well-being and achievements are the most valuable. Social activity, hobbies and education are the most significant areas for students. The leading motive in life and work is result orientation. We have identified moderate frustration needs for the meaning of life.

Текст научной работы на тему «СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ»

Остальные представители группы старших школьников (34,5%) понимает под категорией «человек» нечто комплексное между биологическим и социальным, интегрируют два предыдущих подхода и представляют человека следующим образом: «человек - это биосоциальное существо, обладающее разными свойствами», «человек - это высшее существо со своими чувствами и эмоциями» и пр.

Возможно данная группа ребят интересуется вопросами саморазвития и самосовершенствования человека, что в свою очередь предопределено общественными ценностями и культурными традициями в обществе.

В студенческой группе респондентов были выявлены следующие представления о человеке. Следует отметить, что большинство представителей студенческой выборки - это выпускники колледжей и училищ, где внутри образовательного процесса человекознание занимает не маловажное место.

Большинство студентов 1 курса (62,5%) трактуют понятие «человек» через категорию личность. Обозначают такие характеристики: «разумно мыслит», «сознательно живет», «способен выполнять логические задачи», «проходит процесс социализации», «способен взаимодействовать с другими», «участник коллективной деятельности» и т.д.

Для данной группы респондентов человек выступает деятельностным существом, способным мыслить и осознавать свое место в системе общественных ценностей, а также стремиться к саморазвитию.

25% представителей студенчества подчеркивают биологическую составляющую как основную в понятии «человек». В определениях респондентов встречаем такие характеристики: «высшая ступень эволюции», «нуждается в биологических потребностях», «набор физиологических структур» и пр.

Следует отметить, что все респонденты, давшие такую трактовку понятия, являются выпускниками школ.

Также среди представителей студенческой группы (12,5%) были выявлены нестандартные трактовки понятия человек, например, «венец творения», «душа с мыслями», «химическое существо», «созданный Богом организм».

Данные представления могут быть вызваны ценностными составляющими, сформированными в сознании студентов, это может быть влияние религии или опыта профессиональной деятельности, например, один из представителей, рассмотрев человека как химическое существо, имеет специальное медицинское образование и его профессиональная деятельность связана с медициной.

Выводы. Результаты исследования позволили сделать вывод о том, что современные школьники и студенты имеют определенные представления о человеке, формирование которых оказывают различные факторы - возраст, сфера деятельности, ценностные ориентации, умение анализировать и многие другие.

Следует отметить, что в нашей выборке исследования выделились особенности представлений среди старших школьников и студентов начальных курсов обучения. Так старшеклассники трактуют понятие «человек» с позиции биологического подхода, наделяя его индивидными характеристиками.

Студенты рассматривают человека комплексно, усматривая важность как биологических, так и социальных компонентов.

В рамках изучения психологии как со школьниками, так и со студентами за основу развития субъектов в области человекознания следует исходить из комплексного подхода. Данная позиция определяет наличие многообразия различных подходов к изучению человека с психологической точки зрения, что в свою очередь позволяет каждому обучающемуся иметь свое представление и вырабатывать свой смысл в области человекознания.

Литература:

1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. Санкт-Петербург: Питер, 2001. - 288 с.

2. Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский. - Москва: ЭКСМО-Пресс, 2000. - 1008 с.

3. Фрейд, 3. «Я» и «Оно» / 3. Фрейд // Фрейд 3. «Я» и «Оно». Труды разных лет. - Тбилиси, 1991. - Кн. 1. - С. 363.

Психология

УДК 37.015.3

кандидат психологических наук, доцент Шерешкова Елена Андреевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Шадринский государственный педагогический университет» (г. Шадринск); кандидат психологических наук, доцент Волгуснова Екатерина Андреевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Шадринский государственный педагогический университет» (г. Шадринск); студент Черемшанова Виктория Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Шадринский государственный педагогический университет» (г. Шадринск)

СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Аннотация. Юношеский возраст является сензитивным для становления смыслов деятельности и жизнедеятельности, что обуславливает необходимость научного изучения смысложизненных ориентаций. Выборку составили 156 обучающихся в возрасте от 17 до 20 лет. В качестве методик исследования были использованы: опросник смысложизненных ориентаций Дж. Крамбо и Л. Махолик, в адаптации Д.А. Леонтьева, 1988; опросник смысложизненного кризиса (ОСК) (К.В. Карпинский, 2008); морфологический тест жизненных ценностей (МТЖЦ) В.Ф. Сопова, Л.В. Карпушиной (2001). Исследование показало, что у современной молодежи преимущественно умеренно выражены, и духовно-нравственные, и эгоистически-престижные ценности. При этом наиболее ценными являются материальное благополучие и достижения. Наиболее значимыми сферами для студентов являются общественная активность, увлечения и образование. Ведущим мотивом в жизни и деятельности является ориентация на результат. Выявлена умеренная фрустрации потребности в смысле жизни.

Ключевые слова: смысл, смысл жизни, смысложизненные ориентации, духовные ценности, эгоистические ценности, осмысленность жизни.

Annotation. Adolescence is sensitive for the formation of the meanings of activity and life. The need for a scientific study of meaningful life orientations is obvious. 156 students were included in the sample. The age of the participants is from 17 to 20 years. We used the following methods: the questionnaire of meaningful life orientations by J. Crumbo and L. Maholik, adapted by D.A. Leontiev, 1988; Questionnaire of the Meaningful Crisis (OSC) (K.V. Karpinsky, 2008); morphological test of life values (MTZhTs) V.F. Sopova, L.V. Karpushina (2001). Modern youth has mainly moderately expressed spiritual and moral values and egoistically prestige values. Material well-being and achievements are the most valuable. Social activity, hobbies and education are

the most significant areas for students. The leading motive in life and work is result orientation. We have identified moderate frustration needs for the meaning of life.

Key words: meaning, meaning of life, meaningful life orientations, spiritual values, selfish values, meaningfulness of life.

Введение. Национальной целью Российской Федерации является обеспечение возможности самореализации и развития талантов молодежи, что создаст условия для успешного личностного и профессионального самоопределения. Достижение поставленной цели будет возможным в случае обретения юношами и девушками смысла самореализации и саморазвития, ценности образования, общественно-полезной деятельности. Перед системой профессионального образования стоит задача создания психолого-педагогических условий не только для профессионального становления студентов, но и для их личностного роста, который тесно связан с обретением смысла жизни. Смысл жизни в юности определяет наполненность жизни, а также ее дельнейшую траекторию.

Изложение основного материала статьи. Б.С. Братусь определяет смысл жизни как базовую потребность человека, основанную на фундаментальном противоречии между конечностью жизни и универсальностью родовой сущности человека [5]. Л.С. Выготский характеризует смысловые образования личности как динамическую систему, включающую в себя особое отражение действительности и пристрастное к ней отношение [8]. А.Ю. Агафонов полагал, что психическая сфера человека состоит из смыслов [2]. Смысл может выступать как интенциональная сила, как аффективное состояние, как ментальное образование, как результат проверки перцептивных ожиданий, как позитивный результат сличения с эталонами памяти.

Б.С. Братусь выделил особенности смысловых образований: они могут носить осознаваемой и неосознаваемой характер; не поддаются произвольному контролю и вербальным воздействиям; обретаются личностью и отражают ее внутренний мир [6]. Таким образом, смыслы входят в структуру сознания личности, находясь на разных уровнях осознания и в тесной связи со значением и перцепцией. Знания человека и опыт рождают смыслы и ценности человека.

А.Н. Леонтьев ввел понятие личностный смысл как проявление субъектной значимости того или иного явления действительности для личности [13]. Понятие «смысл», по Д.А. Леонтьеву (1999), представляет собой динамическое, многоуровневое образование, выступающее в виде смысловой сферы, определяющей жизненный путь человека [14]. Психолог выделяет компоненты структуры смысла: субъективный образ цели, объективную направленность и эмоциональное переживание включенности и осмысленности; механизмы порождения смысла, которые определяют становление смысловых образований: замыкание жизненных отношений, идентификация, инсайт, индукция смысла, столкновение смыслов [15].

К.А. Абульханова-Славская про смысл пишет: «...Смысл жизни - психологическое средство переживания жизни в процессе ее осуществления» [1, С. 153]. Смысл отражает ценность различных аспектов жизни и одновременно переживание этой ценности человеком в процессе жизнедеятельности. В.Э. Чудновский понимает под смыслом жизни психологический феномен, который отражает значимые цели жизни и деятельности в сознании человека [19]. Е.К. Веселова пишет про смысл жизни: «... интегрирующие, организующее начало мотивационной системы человека в целом и от него зависит направленность и целостность личности» [7, С. 63].

Таким образом, смысл жизни включен в ценностно-смысловую сферу личности, отражает отношение к различным сторонам жизни и проявляется переживанием значимости происходящего. Он придает пристрастность и субъективную значимость окружающим личность элементам действительности, влияет на формирование нравственности личности и её духовное развитие. Осознавая смысл жизни, и реализуя его в деятельности, личность выстраивает траекторию жизни, преодолевает препятствия и трудности на жизненном пути, совершает сложный жизненный выбор и принимает за него ответственность на себя.

По мнению Д.А. Леонтьева, индикаторами смысла жизни являются смысложизненные ориентации, которые соотносятся с временными периодами жизни [14]. Смысложизненные ориентации, по определению Т.Н. Березиной, представляют собой совокупность актов объективации ценностей, идеалов, целей личности, по мере реализации которых человек способен адекватно осознать свои возможности, степень их актуализации [4]. A.B. Мальгина полагает, что жизненный выбор личности обладает такими характеристиками как продуманность, самостоятельность, эмоциональная окраска и удовлетворенность выбором [16]. A.A. Гриднева рассмотрела смысложизненные ориентации как ресурс психического здоровья и определила факторы стрессоустойчивости: способность к целеполаганию и целедостижению, удовлетворенность процессом жизни, ощущение результативности и контролируемости жизни [9].

К.В. Карпинский полагает, что психологический кризис смысла жизни - это кризис личностного развития, порождаемый отсутствием смысла жизни, утратой смысла жизни в критической жизненной ситуации, исчерпанием, дисгармоничностью или деструктивной стратегией смысла жизни в процессе реализации [11]. По данным К.В. Карпинского показатель смысложизненного кризиса положительно коррелирует с личностной тревожностью, субъективным ощущением одиночества, депрессивностью, эмоциональной лабильностью. [10]. Данное положение подтверждают данные Я.Н. Кащук, которые указывают на умеренный уровень выраженности эмоциональности, неопределенность в оценке удовлетворенности прошлым, ощущения его продуктивности и собственной реализации, умеренная ответственность, решимость и включенность, умеренная жизнестойкость у испытуемых со средним показателем переживания смысложизненного кризиса [12]. В случае принятия человеком эгоцентрических ценностей интенсивность переживания личностью смысложизненного кризиса возрастает. Д. С. Бакуняева эмпирическим путем обнаружила, что при наибольшей выраженности показателей смысложизненных ориентаций наблюдаются более высокий уровень профессиональной успешности спортсменов-представителей спорта высших достижений [3], что доказывает роль смысла жизни в профессиональном самоопределении.

Таким образом, смысложизненные ориентации складываются в юности и определяют пристрастное отношение к аспектам жизни, определяют проживание значимости жизненных событий и создают основу для успешного профессионального самоопределения. Изучение типов смысложизненных ориентаций молодежи позволит планомерно и целенаправленно выстраивать психолого-педагогическое сопровождение.

Цель эмпирического исследования: выявить типы смысложизненных ориентаций в юношеском возрасте.

Теоретико-методологическая основа исследования: идеи Б.Г. Ананьева (2001), Л.С. Выготского (1982), А.Н. Леонтьева (2000), СЛ. Рубинштейна (2003) о социальной природе человека; исследования структуры смысловой сферы личности в работах Б.С. Братуся (1985), Д.А. Леонтьева (2003), A.B. Серого (1999); положения о смысложизненном кризисе К.В. Карпинского (2008).

Методики исследования: опросник смысложизненных ориентаций Дж. Крамбо и Л. Махолик, в адаптации Д.А. Леонтьева, 1988; опросник смысложизненного кризиса (ОСК) (К.В. Карпинский, 2008); морфологический тест жизненных ценностей (МТЖЦ) В.Ф. Сопова, Л.В. Карпушиной (2001).

Выборка исследования: выборку составили 156 обучающихся в возрасте от 17 до 20 лет, 84 девушки и 72 юноши, обучающиеся в системе среднего и высшего профессионального образования.

Результаты исследования

Нами были изучены ценности студентов, мотивы смыслообразования и проявления смысложизненного кризиса. Результаты исследования представлены в таблицах 1,2,3.

Таблица 1

Уровни выраженности духовно-нравственных и эгоистически-престижных ценностей, чел. (%)

Уровни Духовно-нравственные ценности Эгоистически-престижные ценности

Развития себя Духовное удовлетворение Креативность Активные социальные контакты Собственный престиж Достижения Материальное положение Сохранение индивидуальности

Высокий 23,21 25 12,5 23,21 8,93 37,5 37,5 26,79

Средний 66,08 67,86 64,29 57,15 42,86 57,14 57,14 55,36

Низкий 10,71 7,14 23,21 19,64 48,21 5,36 5,36 17,85

Каждый четвертый студент стремится узнать себя лучше, развивать свой потенциал, чтобы достичь самореализации в разнообразных сферах жизни. Они серьезно относятся к своим обязанностям и требовательны к себе. У большей части школьников выявлен средний уровень ценности саморазвития. Школьники стремятся развивать себя преимущественно в сфере обучения и увлечений, игнорируя сферу семейной жизни и профессиональной.

Четверть студентов стремятся получать моральное удовлетворение во всех сферах жизни, полагая, что важно делать только то, что интересно и что приносит внутреннее удовлетворение. У большей части испытуемых средний уровень как тенденция руководствоваться преимущественно чувством удовлетворения в области увлечений и физической активности.

Высокий уровень стремления к реализации своих творческих возможностей во всех сферах выявлен у незначительного количества студентов. Средний уровень присущ большинству испытуемых, которые ценят творческую самореализация в отдельных сферах - преимущественно в сфере увлечений и общественной активности. Чуть менее четверти вообще не стремятся творчески проявить себя, им свойственны стереотипность поведения и деятельности, консерватизм, ностальгия по прежним временам.

Каждый четвертый студент стремится к активным социальным контактам во всех сферах. Для них значимы все аспекты человеческих взаимоотношений, они часто убеждены в том, что самое ценное в жизни - это возможность общаться и взаимодействовать с другими людьми. Они дружелюбны, общительны, непринужденны в общении, эмпатичны, социально активны. Чуть более половины студентов социально активны в сфере обучения, в общественной деятельности и в сфере увлечений. Каждый пятый студент пассивен во взаимодействии с другими людьми в целом.

Почти половина студентов стремятся к признанию, уважению, одобрению со стороны других, но не во всех сферах -преимущественно в обучении и социально-полезной деятельности. Около половины испытуемых не стремятся искать одобрение от других людей.

Каждый третий стремится к достижению конкретных и ощутимых результатов в различных видах деятельности. Они способны планировать свое время, ставить конкретные цели. Достижения для таких студентов являются основанием для высокой самооценки. Чуть более половины студентов стремятся к достижениям в отдельных видах деятельности - в обучении, в физической активности.

Каждый третий студент полагает, что материальный достаток является главным условием жизненного благополучия и повышенной самооценки. Чуть более половины студентов хотели бы быть материально удовлетворены в профессиональной и семейной сферах.

Каждый четвертый студент считает, что самое важное в жизни - это сохранить неповторимость и своеобразие своей личности, своих взглядов, убеждений, своего стиля жизни, стремясь как можно меньше поддаваться влиянию массовых тенденций. Чуть более половины хотят утвердить свою индивидуальность в сфере увлечений, в сфере общественно-полезной деятельности. Чуть менее пятой части склонны к конформности, замкнутости, главное - не быть «белой вороной». Такие студенты не любят брать на себя ответственность вообще.

Качественный и количественный анализ позволил заключить, что для современных студентов наибольшее значение имеют достижения (ЧЭмп = 7, р<0.01) и материальное положение (ЧЭмп = 5, р<0.01) как основания благополучия в сравнении с креативностью; для студентов важнее достижения(1Эмп = 9, р<0.01), духовность(1Эмп = 9.2, р<0.01), развитие себя (ЧЭмп = 9.8, р<0.01), материальное положение (ЧЭмп = 7.3, р<0.01), чем престиж.

Таблица 2

Уровни выраженности жизненных сфер студентов, чел. (%)

Уровни Сферы жизни

Профессиональная жизнь Обучение и образование Семейная жизнь Общественная активность Увлечения Физическая активность

Высокий 19,64 28,58 10,71 41,07 35,71 18,57

Средний 60,72 48,21 53,58 57,14 55,36 51,79

Низкий 19,64 23,21 35,71 1,79 8,93 29,64

Из таблицы видно, что чуть менее половины студентов ценят общественную активность. Более половины интересуются общественной жизнью через стремление достичь материальных благ и признания со стороны значимых лиц. Каждый третий студент проявляет себя в сфере увлечений через разные формы обеспечения своего благополучия. У каждого второго студента - стремление к достижениям и сохранению своей индивидуальности в сфере увлечений. Достаточное место в жизни испытуемых занимает сфера обучения и для чуть более четверти она играет важную роль, а для почти половины как возможность материального благополучия, достижений и социальных контактов. Для половины студентов физическая активность является условием достижения саморазвития и духовного удовлетворения, а для трети она не имеет значения. Семейная жизнь значима для половины студентов как среда для материального благополучия и духовного удовлетворения, а чуть более трети не видят для себя важности семейной жизни.

Таким образом, наиболее значимыми сферами для студентов являются общественная активность, увлечения и образование. При этом для испытуемых общественная активность более значима, чем семейная жизнь (Чэмп = 10.9, р<0.01), профессиональная жизнь (Чэмп п = 6.7, р<0.01). Увлечения более важны, чем семейная жизнь (Чэмп = 7.6, р<0.01).

Таблица 3

Уровни мотивов смыслообразования, чел (%)

Уровни Мотивы смыслообразования

Цели в жизни Процесс жизни Результативность жизни Локус контроля Я Локус контроля жизнь Осмысленность жизни

Высокий 25 21,43 39,29 28,57 23,22 35,71

Средний 50 58,93 51,79 62,5 69,64 50

Низкий 25 19,64 8,92 8,93 7,14 14,29

Из таблицы видно, что для четверти студентов важное значение имеют цели в жизни, которые определяют их активность; для половины студентов цели имеют умеренное значение; для другой четверти свойственно жить сегодняшним днем, не ориентируясь на образ будущего. Каждый пятый увлечен полностью процессом жизни и деятельности, что позволяет ощущать интерес к жизни, чуть более половины - умеренно включены в жизнедеятельность; другая пятая часть не способны жить настоящим, оглядываясь на прошлое или устремляясь в будущее. Каждый третий студент ориентирован на результат своей жизни, ценят свои достижения; половина испытуемых в некоторой степени ориентированы на результативность в своей активности. Чуть более четверти студентов полагают себя способными делать жизненный выбор, более половины убеждены, что только в некоторой степени влияют на свою жизнь. Каждый пятый студент полагает, что их собственная жизнь находится под их контролем, более половины полагают, что она лишь от части поддается контролируется.

Таким образом, около трети студентов характеризуются наличием осознания смысла собственной жизни и деятельности, они мотивированы, и целями, и процессом, и результатом деятельности, при этом полагают, что способны контролировать себя и свою жизнь. Каждый второй студент ориентирован на цели и результат, но теряется процесс деятельности, они только отчасти считают себя способными контролировать себя и жизнь. Менее пятой части школьников не видят смысла в собственной жизни, пологая, что не способны принимать решения и воплощать их.

Анализ данных показал, что для студентов более важным является результативность жизни (Ъмп = 5.3, р<0.01) и цели (Ъмп = 5.8, р<0.01), чем процесс.

10,71% имеют высокий уровень смысложизненного кризиса. Они воспринимает свою жизнь как скучную, неинтересную, непродуктивную, бесцельную, недостаточно организованную. У этих испытуемых фрустрирована потребность в смысле жизни, что выражается в пассивности поиска смысла. У них отсутствует желание взять свою жизнь под контроль, меняя ее к лучшему. Нередко у таких студентов выявляется ценностный внутриличностный конфликт.

Опираясь на результаты исследования, мы разработали уровневую типологию смысложизненных ориентаций студентов. Высокий уровень СЖО («созидательная» СЖО) предполагает преобладание у студента духовно-нравственных ценностей, высокий уровень мотивов смыслообразования, отсутствие смысложизненного кризиса (22,44% чел.). Средний

уровень СЖО («потребительская» СЖО) предполагает преобладание у студента эгоистически-престижных ценностей, средний уровень мотивов смыслообразования, некоторые проявления смысложизненного кризиса (63,74% чел.). Низкий уровень СЖО (негативная СЖО) предполагает преобладание у студента эгоистически-престижных ценностей, низкий уровень мотивов смыслообразования, глубокий смысложизненный кризис (12,82% чел.).

Выводы. Теоретико-эмпирическое исследование показало, что у современной молодежи преимущественно умеренно выражены, и духовно-нравственные ценности, и эгоистически-престижные ценности. При этом наиболее ценными являются материальное благополучие и достижения. Наиболее значимыми сферами для студентов являются общественная активность, увлечения и образование. Ведущим мотивом в жизни и деятельности является ориентация на результат. Выявлена умеренная фрустрации потребности в смысле жизни и снижении активности, связанной с его поиском, поверхностное понимание, переживание и реализация смысла жизни, некоторое ощущение не полной нереализованное™, противоречия в системе ценностей, субъективные затруднения в осмыслении жизненных обстоятельств, событий и принятия биографически важных решений на основе системы смысложизненных ценностей.

Результаты исследования указывают на необходимость психолого-педагогической деятельности в профессиональных образовательных учреждениях, направленной на формирование «созидательной» смысложизненной ориентации. Ф.М. Осипов говорит о необходимости осмысленного включения студентов в активные формы и виды духовного самоосуществления [17]. А. Г. Хайбулаева полагает, что в юношеском возрасте ценности и смыслы являются достаточно гибкими, что создает благоприятные условия для психолого-педагогического воздействия и коррекции [18].

Перспективы данного исследования заключаются в разработке методических инструментов для развития «созидательных» смысложизненных ориентаций с опорой на личностно-ориентированный подход.

Литература:

1. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. - Москва: Мысль, 1991,- 299 с.

2. Агафонов, А.Ю. Смысл как единица анализа психического / А.Ю. Агафонов // Вестник Самарского государственного университета. - 1998. - № 3 (9). - С. 142-151

3. Бакуняева, Д.С. Влияние мотивов выбора вида спорта на смысложизненные ориентации спортсменов / Д.С. Бакуняева // Спортивный психолог. - 2015. - № 1 (36). - С. 80-83

4. Березина, Т.Н. Многомерная психика. Внутренний мир личности / Т.Н. Березина. - Москва: ПЕР СЭ. -2001.-319 с.

5. Братусь, Б.С. К изучению смысловой сферы личности / Б.С. Братусь // Вестник Моск. ун-та, Сер.14. Психология. -1981. -№ 2,- С. 46-56

6. Братусь, Б.С. Русская, советская, российская психология. Конспективное рассмотрение / Б.С. Братусь . - Москва: Флинта, 2000. - 85 с.

7. Веселова, Е.К. Смысл жизни в контексте личностной идентичности / Е.К. Веселова // Вестник СпбГУ. - 2001. -№3.-С. 51-64

8. Выготский, Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. - Собр. соч., т. 4 / Л.С. Выготский. - Москва: Педагогика, 1982.

9. Гриднева, A.A. Роль смысложизненных ориентаций в формировании стрессоустойчивости сотрудников пенитенциарной сферы / A.A. Гриднева // Организация работы с молодежью. - 2018. - № 2.

10. Карпинский, К.В. Бездуховный смысл жизни как источник кризиса в развитии личности / К.В. Карпинский // Психология. Журнал ВШЭ. 2011,- №1. - С. 27-58

11. Карпинский, К.В. Социокультурная детерминация смысложизненного кризиса в развитии личности / К.В. Карпинский // Психологический журнал. - 2010.-№ 1 (25). - С. 33-41

12. Кащук, Я.Н. Переживание смысложизненного кризиса в юношеском возрасте / Я.Н. Кащук // Образование и наука. -2011.-№6.-52-61

13. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии / А.Н. Леонтьев. - Москва: Смысл, 2000. - 511 с.

14. Леонтьев, Д.А. Психология смысла: диссертация... д-ра. психол. наук: 19.00.11 / Леонтьев Дмитрий Алексеевич. -Москва, 1999.-535 с.

15. Леонтьев, Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д.А. Леонтьев. -Москва: Смысл, 2003. - 487 с.

16. Мальгина, A.B. Смысложизненные ориентации в разных жизненных ситуациях у молодежи: автореферат дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01 / Мальгина АнастасияВикторовна. - Москва,2015. -61 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Осипов, Ф.М. Формирование профессионально значимых смысложизненных ориентаций будущих психологов: автореферат дис. ...канд. психол. наук: 19.00.07 / Осипов Федор Михайлович. - Нижний Новгород, 2015. -26 с.

18. Хайбулаева, А.Г. Динамика ценностных и смысложизненных ориентаций молодежи в полиэтнической образовательной среде: диссертация ... канд. психол. наук: 19.00.07 / Хайбулаева Айшат Гамзатовна. - Махачкала, 2015. - 193 с.

19. Чудновский, В.Э. Становление личности и проблема смысла жизни: избранные труды / Д.Э. Чудновский. -Москва: МОДЭК, 2006. - 766 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.