Научная статья на тему 'Особенности смысложизненных ориентаций студентов-психологов'

Особенности смысложизненных ориентаций студентов-психологов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1013
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМЫСЛ / СМЫСЛ ЖИЗНИ / СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дроздова Н.В.

В статье рассмотрены понятия «смысл жизни» и «смысложизненные ориентации», представлены результаты исследования смысложизненных ориентаций студентов-психологов, определены их особенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности смысложизненных ориентаций студентов-психологов»

2. Глотова Г.А. Проблема формирования специалистов исследовательского типа // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2011. - № 22. - С. 313-321.

3. Глотова Г.А., Хамитова П.А. Представления школьников о проектно-исследовательской деятельности и готовности к ней // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований. - 2016. -№ 24-1. - С. 84-88.

4. Глотова Г.А., Хамитова П.А. Эмоциональное отношение учащихся разного возраста к проектно-исследовательской деятельности // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2016. - № 40. - С. 32-37.

5. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся как приоритетное направление развития системы российского образования // Исследовательская работа школьников. - 2007. - № 4. - С. 6-10.

6. Обухов А.С. Развитие исследовательской деятельности учащихся. -М.: Изд-во «Прометей» МПГУ 2006. - 224 с.

ОСОБЕННОСТИ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ

© Дроздова Н.В.1

Оренбургский государственный педагогический университет, г. Оренбург

В статье рассмотрены понятия «смысл жизни» и «смысложизненные ориентации», представлены результаты исследования смысложизнен-ных ориентаций студентов-психологов, определены их особенности.

Ключевые слова: смысл, смысл жизни, смысложизненные ориентации.

Проведя психолого-педагогический анализ работ, посвященных профессии психолога, можно отметить, что авторы уделяют свое внимание в исследовании вопросам мотивационного выбора профессии психолога и специфическим особенностям его профессиональной деятельности. При этом специфика профессии психолога такова, что высокие требования предъявляются к самой личности психолога [4]. Поэтому, важным фактором профессионализма психолога, кроме интересов и способностей, является изучение его смысловой сферы, так как жизненный смысл зачастую определяет отношение человека к профессии и профессиональной деятельности, его профессиональную успешность или неуспешность, а так же траекторию движения человека к личностной и профессиональной самореализации.

1 Доцент кафедры Возрастной и педагогической психологии, кандидат психологических наук, доцент.

Смысл жизни, понимание своего предназначения, цели, мотива, то ради чего живет человек, а также смысложизненные ориентации являются особенностью, характеризующую человека. Человек придает смысл своему существованию, осмысливает свою жизнь, таким образом, удовлетворяется одна из важных и необходимых человеку духовных потребностей вне зависимости от возраста. Смысл жизни человека формируется в обществе, но зависит от собственных ощущений человека, от того каково его место в обществе, каковы его интересы и цели, как представляет себе человек возможности собственной реализации. Однако, необходимо отметить, что смысл жизни является динамичной категорией, которая изменяется в течение жизни человека, имеет динамику и особенности содержания на каждом возрастном этапе. Только смысл жизни, понимание его и осознание помогает субъекту не просто преобразовывать собственную жизнь, а видеть ней единое целое: воспринимать жизнь через единую генеральную линию развития [3].

Понятиям «смысл» и «личностный смысл» посвящено большое количество работ в психологии и педагогике. Одно из ведущих мест проблема смысла жизни занимает в трудах А.Г. Асмолова, им рассмотрены и обоснованы такие понятия как «смысловые образования», «смысловые системы».

В исследованиях Б.С. Братуся акцент сделан на понимании содержания термина «обобщенные смысловые образования». В работах Ф.Е. Василюка рассмотрено «смысловое будущее», в то время как В.К. Вилюнас подчеркивает значимость частных смысловых образований и вербального смысла.

Тихомирова О.К. определяет понятие «операциональный смысл», ряд отечественных ученых: Гальперин П.Я., Зейгарник Б.В., Зинченко В.П., Леонтьев Д.А., Медведева В.И. рассматривают смысл жизни в рамках дея-тельностной теории. В рамках данной теории Б.С. Братусь, обозначает, что смысл является ни чем иным как основой ориентировочной деятельности человека. Именно смысл помогает определить человеку свое место в жизни, осмыслить и разобраться в ней и самом себе, определить направление своего пути на ближайшее будущее, на достижение в будущем какой-либо цели.

Франкл В., подчеркивает, что если человеку есть «зачем жить», он выдержит любое «как». Он писал: «Быть человеком - значит быть направленным не на себя, а на что-то иное» [1, с. 214].

Современное понимание смысла опирается на определение, данное учеником и последователем Л.С. Выготского А.Н. Леонтьевым. В предложенной им структуре сознания А.Н. Леонтьев выделил три его составляющих: значение, личностный смысл и чувственную ткань. Личностный смысл определяется как индивидуализированное отражение действительного отношения личности к тем объектам, ради которых развертывается ее деятельность [2].

Чудновский В.Э. в своем исследовании отмечает, что смысложизненные ориентации возникают не на пустом месте - их «созревание» подготавливается всем ходом предыдущего личностного развития. Смысложизненные

ориентации выступают как особый вид направленности личности, где ведущее место занимают мотивы поиска смысла собственной жизни, мотивы построения собственной судьбы, мотивы, ориентирующие не только на ближайшую перспективу, но и на отдаленные этапы жизни, охватывающие все жизненное пространство личности [5, с. 66]. Несмотря на многообразие исследований смысловой сферы профессионала, недостаточно изучены вопросы смысложизненных ориентаций личности психолога в профессиональной деятельности.

Вопросы личностного развития студента и формирования его готовности к будущей профессиональной деятельности являются ключевыми в теории и практике совершенствования работы современного высшего учебного заведения. Это обусловлено тем, что именно в ходе этапа первичного «освоения» профессии, осуществляется процесс самоопределения молодого человека в жизни, формируются его жизненная и мировоззренческая позиции, осваиваются индивидуализированные приемы и способы деятельности, поведения и общения. Успешность во многом зависит от наличия у человека способностей и склонностей к этому роду профессиональной деятельности, от его профессиональной направленности. Проблема профессионализма особенно актуальна в профессии психолога, так как от уровня его квалификации зависит психологическое благополучие других людей.

Перечисленные обстоятельства актуализируют необходимость повышения качества профессиональной подготовки психолога и инициируют интерес исследователей к различным аспектам его личности.

В плане личностного становления период обучения в вузе является достаточно значимым, так как именно на этом этапе происходит процесс формирования личности в профессиональной деятельности, развития ее профессиональных способностей и самосовершенствования, определяется жизненная позиция человека, формируется отношение к деятельности как учебной, так и профессиональной.

Особенно дискуссионным и мало изученным является вопрос о том, что выступает необходимым условием обретения смысла жизни у студентов в процессе профессионального становления. Изучение проблемы личностного развития студента связано с необходимостью изучения становления его как субъекта деятельности, а также изучение его профессионального становления через осмысление своей жизни.

С целью изучения особенностей смысложизненных ориентаций психологов нами было проведено исследование, в которых приняли участие 42 выпускника студента-психолога. Для изучения смысложизненных ориентаций студентов-психологов нами была использована методика СЖО (в модификации Д.А. Леонтьева).

В результате проведенного исследования, нами получены следующие результаты, которые представлены в табл. 1.

Таблица 1

Особенности смысложизненных ориентации студентов-психологов

Группа Студенты-психологи

" Уровень Показатель " " ---^^ Высокий Средний Низкий

«Цели в жизни» 10 % 42 % 48 %

«Процесс» 24 % 43 % 33 %

«Результативность своей жизни» 24 % 33 % 43 %

«Локус-Я» 14 % 43 % 43 %

«Управляемость жизнью» 14 % 53 % 33 %

«Осмысленность» 19 % 38 % 43 %

По шкале «Цели в жизни» высокие показатели имеют 10 % студентов-психологов, что свидетельствует о наличие цели в будущем, данные респонденты видят будущую перспективу. Средний уровень выраженности данного показателя у 42 % студентов-психологов. Для данной группы студентов-психологов характерно: оценивать и осмысливать свои ближайшие цели, придавать целям конкретность и подлинность, однако, в тоже время их характеризует не достаточно высокая личностная ответственность за их реализацию. Низкие показатели у 48 % студентов-психологов, им свойственно: избегание ответственной деятельности, бездействие, отсутствие целеустремленности, ориентация на актуальное, настоящее или же «застревание» на прошлом, уход в себя.

Содержание шкалы «Процесс жизни» обозначает то, что главный смысл жизни состоит в том, чтобы жить. Этот показатель имеет следующее выражение в группе студентов-психологов.

Рассмотрим подробно результаты исследования по данной шкале: 24 % студентов-психологов имеют высокие показатели, для них характерна ориентация на сам процесс жизни, который воспринимается как интересный, эмоциональный, насыщенный и наделенным определенным, конкретным смыслом. У 43 % студентов-психологов средние показатели по данной шкале - это, прежде всего, свидетельствует о том, что процесс жизни испытуемые воспринимают как насыщенный, эмоциональный, но не в полной мере наполненный смыслом. Низкие показатели у 33 % студентов-психологов, что свидетельствует об их неудовлетворенности своей жизнедеятельности в настоящем. Любая деятельность, как профессиональная, так и другая, в которую мог бы включиться студент-психолог, оценивается им только из своего собственного ощущения комфорта или дискомфорта, поэтому в одном случае будущий результат сверхзадача, а в другом всего лишь промежуточный этап к достижению поставленной цели.

По шкале «Результативность своей жизни» ответы студентов-психологов распределились следующим образом: 24 % студентов-психологов удов-

летворены самореализацией в деятельности; 33 % студентов-психологов считают, что их жизнь осмыслена, эффективна, полезна, продуктивна, однако, не в полной мере; 43 % студентов-психологов совершенно недовольны той жизнью, которую прожили.

Рассматривая шкалу «Локус-Я», мы отметили, что 14 % студентов-психологов представляют себя как сильную личность, 43 % студентов-психологов имеют положительное отношение к себе как личности, но не всегда данная группа выстраивает свою профессиональную и личную жизнь в соответствии с теми целями и представлениями, которые у нее есть; 43 % студентов-психологов, которые не способны поверить в свои силы.

Шкала «Управляемость жизнью или Локус-жизнь» выражена следующим образом: 14 % студентов-психологов убеждены в том, что они способны самостоятельно и в полной мере контролировать свою жизнь; 53 % студентов-психологов считают, что они не всегда способны принимать самостоятельные решения, а тем более воплощать их в жизнь; 33 % студентов-психологов убеждены в том, что свобода выбора иллюзорна, и бессмысленно что-либо загадывать на будущее.

В целом можно сделать следующий вывод, что высокий уровень осмысленности жизни показали 19 % студентов-психологов, 38 % определили его как средний уровень, 43 % студентов-психологов имеют низкий уровень осмысленности. Студенты-психологи ориентированы на настоящее или прошлое, ответственность за результативность своей жизни и самореализацию в профессиональной деятельности возлагают на внешние обстоятельства.

Список литературы:

1. Братусь Б.С. Общепсихологическая теория деятельности и проблема единиц анализа личности / Б.С. Братусь; под ред. А.В. Запорожца // А.Н. Леонтьев и современная психология. - М., 1983. - С. 212-219.

2. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, структура и динамика смысловой реальности. - М.: Смысл, 1999. - 486 с.

3. Психолого-педагогические и философские аспекты смысла жизни (матер. 1-11 симпозиумов) - М., 1997.

4. Родина О.Н. Предпосылки успеха в труде психолога / О.Н. Родина, П.Н. Прудков // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 14. Психология. - 2000. - № 4. -С. 55-64.

5. Чудновский В.Э. Смысл жизни и судьба человека / В.Э. Чудновский; под ред. В.Э. Чудновского // Психологические и философские аспекты проблемы смысла жизни. - М., 1997. - С. 57-72.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.