Научная статья на тему 'ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ (14–25 ЛЕТ) (сравнительный анализ психологических исследований 2011 и 2017–2019 гг.)'

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ (14–25 ЛЕТ) (сравнительный анализ психологических исследований 2011 и 2017–2019 гг.) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
192
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
смысл жизни / школьники / студенты / сходства / различия.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кулешова Екатерина Николаевна

В статье отражены некоторые идеи В.Э. Чудновского о смысле жизни. Выделены сходства и различия в представлениях учащейся молодёжи об этом психологическом феномене.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ (14–25 ЛЕТ) (сравнительный анализ психологических исследований 2011 и 2017–2019 гг.)»

усложняющиеся условия пандемии COVID-19. Для нас важно, что на первых местах по значимости поставлены обществознание и литература. А всего конкретно указаны 17 и 15 «помогающих» учебных предметов (соответственно в исследованиях №1 и №2). Очевидно, что в складывающихся неблагоприятных ситуациях существенно повышается роль учителя в использовании потенциала каждого учебного предмета в процессе становления у школьника представлений о смысле жизни. Выступая на симпозиумах, В.Э. Чудновский подчеркивал, что «роль учителя в образовательном процессе существенно возрастает» [3, с. 16]. Сегодня особенно значимы его слова, обращенные к учителю: «Чтобы каждый урок, по любому предмету, был пусть небольшим шагом (шажком) по длинному и трудному пути поиска и обретения Я, единственного и неповторимого для каждого смысла жизни. Дорогу осилит идущий..» [3, с. 17].

Литература

1.Вайзер Г.А., Чудновский В.Э. Смысл жизни и акме: 15 лет поиска. - М., Обнинск: ИГ -Социн, 2010. - 72 с.

2.Круглова М.Б. Представления учащихся восьмых классов о смысле жизни // Психологические проблемы смысла жизни и акме: Электронный сборник материалов XXV Международного симпозиума / Отв. ред.: Г.А. Вайзер, Т.А. Попова, Н.В. Кисельникова -М.: ФГБНУ «Психологический институт РАО». С. 221 - 229.

3. Чудновский В.Э. Процесс образования как фактор поиска и обретения смысла жизни. //Психологические проблемы смысла жизни и акме: Материалы XIII симпозиума. /Под редакцией Г.А. Вайзер и Н.В. Волковой. - М., 2008. С. 12 - 17. [Электронный ресурс] https://www.pirao.ru/images/labs/gporl/XIII-simpozium.pdf (дата обращения 14.02. 2022). 4.Чудновский В.Э. 20 лет работы симпозиума «Психологические проблемы смысла жизни и акме». //Психология смысла жизни: школа В.Э. Чудновского. Коллективная монография /Под ред. Т.А. Поповой, Н.Л. Карповой, Г.А Вайзер, К.В. Карпинского. М.: Смысл, 2021. С. 183 - 190.

УДК 159.99

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ (14-25 ЛЕТ)

(сравнительный анализ психологических исследований 2011 и 2017-2019 гг.)

Кулешова Екатерина Николаевна (Москва, Россия) - кандидат психологических

наук

Аннотация

В статье отражены некоторые идеи В.Э. Чудновского о смысле жизни. Выделены сходства и различия в представлениях учащейся молодёжи об этом психологическом феномене.

Ключевые слова: смысл жизни, школьники, студенты, сходства, различия.

REPRESENTATIONS ABOUT THE MEANING OF LIFE OF SCHOOLCHILDREN AND

STUDENTS AGED 14-25

(comparative analysis of psychological researches of 2011 and 2017-2019 years)

Kuleshova Ekaterina Nikolaevna (Moscow, Russia) - candidate of psychological Sciences.

Abstract

The article reflects some ideas of V.E. Chudnovsky about the meaning of life. The similarities and differences in the representations of studying youth about this psychological phenomenon are highlighted.

Keywords: meaning of life, schoolchildren, students, similarities, differences.

Раскрывая суть психологического понятия «смысл», Д.А. Леонтьев отмечал, что оно возникло из философии и наук о языке и «до сих пор не вошло в основной тезаурус психологии личности, если не считать отдельных научных школ...» [1, с. 3]. Одной из таких школ, несомненно, является научная школа В.Э. Чудновского. Высказывания В.Э. Чудновского об иерархической структуре смысла жизни являются одними из основополагающих для продолжения изучения человека как личности: «Особенности структурной иерархии "больших" и "малых" смыслов обусловливают не только формально-динамическую, но и содержательную характеристику данного феномена. Иначе говоря, становление и функционирование смысла жизни как психологического феномена определяется не только содержанием главного смысла, но и характером его соотношения с другими жизненными смыслами» [2, с. 108-109]. «Характер соотношения» смыслов может быть различным и многозначным, в том числе можно говорить об отношениях между ними.

«.формирование у школьников отношения к собственной жизни не как к туманному неопределённому будущему, а как целостному пространству, в котором тесно взаимосвязаны настоящее, прошедшее и будущее, пространству, во многом обусловленному активностью самого человека, степенью его ответственности за собственную жизнь и умением "выстроить" её в соответствии с представлением о её смысле» - такая основная цель была обозначена в разработке и апробации учебного курса для старшеклассников «Можешь ли ты стать хозяином своей судьбы?» [2, с. 106, 196-197]. К сожалению, практика проведения занятий по теме смысла жизни не приобрёла массовый характер на постоянной основе в средних и высших учебных заведениях. В.Э. Чудновский неоднократно в своих научных трудах высказывал сожаления о том, что «процесс поиска и обретения смысла жизни и современный процесс образования двигаются как бы по параллельным орбитам.» [2, с. 127]. Но при этом большим достижением можно считать научно-образовательный проект для школьников и студентов «Смысл жизни и судьба. Как построить собственное будущее?», которым не первый год руководит ст. науч. сотрудник ПИ РАО ТА. Попова.

В данной статье предлагается обзор и сравнительный анализ (выделение сходств и различий) ответов студентов 3-5 курсов (2011 г.) и школьников 8-11 кл., студентов 1-ых курсов вузов (2017-2019 гг.) на первый вопрос «Что такое, в Вашем представлении, смысл жизни?» анкеты В.Э. Чудновского «О смысле жизни». Опросы 120 испытуемых проводились в письменной форме (без учёта рекомендаций для ведущего и предварительного инструктажа) в процессе проведения школьных уроков психологического профиля, тренинговых, лекционных и семинарских психолого-педагогических занятий в МШ У, МОСА, МИП, общеобразовательных школах Москвы. В 2011 году в исследовании участвовали 46 девушек и 15 юношей (61 чел.) в возрасте 18-25 лет (возраст большинства испытуемых - 19-21 год), определяемые далее по тексту как I-ая группа; в 2017-2019 гг. - 59 чел. (45 дев. и 14 юн. в возрасте 14-20 лет) - соответственно II-ая группа.

Как показали опросы по анкете В.Э. Чудновского, состоящей из семи вопросов, именно первый вопрос вызывал наибольшие раздумья, затруднения у школьников и студентов, поскольку он был направлен на определение смысла жизни, а многие из них никогда не задумывались об этом феномене. Первый вопрос формулировался так «Что такое, по вашему представлению, смысл жизни? Вопрос требовал размышлений о том, что не осознавалось ими ранее. Читая вопрос и обдумывая ответ, испытуемые фиксировали свои представления -воспоминания из собственного жизненного опыта, из каких-либо источников информации, свои мечты, фантазии. Но если задуматься, формулирование письменного или устного ответа

на вопрос любой психодиагностической методики - это ли не проявление отношения к чему-, кому-либо? Недаром многие методики, в том числе касающиеся темы смысла жизни, направлены на изучение «отношения», например, графический тест «Пространство моей жизни» Е.А. Максимовой, тест-интервью Е.И. Головахи, А.А. Кроника «Психологические часы», тест-опросник самоотношения В.В. Столина, С.Р. Пантелеева [4, с. 195-196].

С обзором сходных представлений о смысле жизни школьников и студентов 14-25 лет (I-ая и II-ая группы) можно ознакомиться ниже по тексту.

В ответах испытуемых как I-ой группы, так и II-ой, очень часто встречались определения, что смысл жизни - это цель жизни («родственное понятие цели жизни»), совокупность важных целей, представлений о будущем, о том, к чему стремишься, что хочешь получить, чего достичь.

«Смысл» определялся испытуемыми как «продукт человеческой психики, т.е. внутренний, субъективный», а «смысл жизни» - как «внутреннее, сугубо личное», «внутреннее ощущение, знание», «отношение, с которым воспринимается всё вокруг», «вкус жизни». Одна из формулировок смысла жизни представляется достаточно интересной, поскольку в ней связаны понятия цели и смысла, «внутреннего» и «внешнего»: «Цель - это внешнее стремление, смысл - внутреннее понимание». Был и развёрнутый ответ: «...думая о смысле жизни, кажется, что это что-то относящееся не к конкретному человеку, а к чему-то более глубокому, выходящему за рамки жизни. Смысл жизни человека - это то, на что человек опирается, .что старается реализовать, к чему стремится. Это стержень, который наполняет и структурирует жизнь». Обобщить данные представления испытуемых и выразить их суть можно словами В.Э. Чудновского: психология смысла жизни «уходит своими корнями в известную проблему соотношения "внешнего" и "внутреннего", проблему активности внутреннего, которое не является лишь "преломлением" внешних воздействий, а имеет свой непосредственный источник, свою внутреннюю логику психического развития» [2, с. 104].

Встречались и такие определения: смысл жизни «задаёт основу жизни, даёт силы, интерес, стремление к жизни», «.задаёт нам "тропинку пути", по которой мы идём вместе с ним», «через тернии к звёздам», «это структура, выполняющая роль двигателя, "мотиватора"», «пронизывающая нить всей жизни человека». Данные высказывания согласуются с мнением В.Э. Чудновского и соавторов о «сквозном» процессе поиска и обретения смысла жизни, который «как бы прочерчивает всю жизнь человека вплоть до глубокой старости.» [4, с. 214]. Смысл жизни, по мнению школьников и студентов, может заключаться также в процессе искания смысла, и даже если не находишь смысл жизни, его поиск - это нормально, «поиск и есть смысл», «Смысл жизни - это то, что сложно найти и легко потерять».

Вопрос о смысле жизни связывался опрашиваемыми с осознанием. Смысл жизни -это «осознание, что и для чего», «осознание значимости жизни»; «Кто не осознаёт цели, чаще совершает ошибки», «Сейчас уже приходит осознание, что в жизни должен быть смысл», «Осознание и принятие себя, осознанность своих действий».

Надо также заметить, что в основном только отдельным старшеклассникам и студентам удавалось сформулировать целостное, по сути определение смысла жизни: «Смысл жизни -это одна из основных философских и духовных проблем, связанных с определением цели существования, субъективной оценкой прожитого, пониманием места человека в жизни как вида и духовной сущности», «Если представить жизнь удочкой, то поплавок и будет смыслом жизни, причём, в какие-то мгновения жизни, последний может становиться и грузилом». В утверждении ещё одного участника была, вероятно, выражена его собственная деятельная натура: «Если у человека нет смысла жизни, значит он бездельник и с несерьёзным ко всему отношением».

Таким образом, в ответах значительной части школьников и студентов смысл жизни представал определённым «ориентиром», «маяком». Для других испытуемых смысл жизни -это «повод» (жить, к развитию), «импульс» или «стимул», способный активизировать,

привнести в жизнь успокоение, который «даёт желание жить», «не даёт впасть в уныние»; для третьих - это жизненный «план», «структура» жизнедеятельности.

Среди отличий можно отметить, во-первых, то, что многие испытуемые 11-ой группы достаточно часто характеризовали смысл жизни с использованием словосочетания «для меня -это.», делая акцент на поиске и обретении собственного смысла жизни, не задумываясь о культурно-историческом аспекте этого глобального философско-психологического феномена, о смысле жизни всего человечества.

Во-вторых, заинтересованные «прожить жизнь на максимум» из 11-ой группы в письменном изложении своих мыслей о смысле жизни часто употребляли слово «всё» и сходные с ним слова относительно количества чего-либо, такие как «совокупность», «большое количество», «в полной мере» и др., что может характеризовать их как стремящихся жить жизнью, наполненной различными значимыми событиями, впечатлениями.

В-третьих, большинство представителей 11-ой группы - это «действующая» молодёжь. Однако кто-то из них готов действовать, чтобы «наслаждаться жизнью»: «Смысл жизни - это долговременное удовольствие», это «радость», «счастье», «кайфовать от каждого прожитого дня», «зарабатывать неплохо» и т.п. Другие же «действующие» в своих ответах были ориентированы на то, чтобы «дарить тепло», «заниматься любимым делом в профессии», «В старости оглянуться на прожитую жизнь, что ты всё успел: завести семью, повидать мир, попробовать всё» и т.п. Большая часть испытуемых придерживалась разных направлений поиска и обретения смысла жизни.

Обзор показал, что при наличии сходств в представлениях о смысле жизни у школьников и студентов 14-25 лет, участвовавших в исследованиях 2011-го и 2017-2019 гг., есть и некоторые различия, при этом чем старше возраст испытуемых, тем всё более осознанное отношение к смыслу жизни прослеживается в их представлениях.

«Распространено мнение (и для этого есть определённые основания), что для современной молодёжи характерно бездумное отношение к своему будущему, и смысложизненные проблемы её мало интересуют» - писал В.Э. Чудновский [2, с. 115]. Но это не совсем так. Годы проведения научно-практических исследований, научно-образовательного проекта, Молодёжной секции под руководством Т.А. Поповой в рамках ежегодных Симпозиумов показали, что учащаяся молодёжь проявляет значительный интерес к теме смысла жизни. Это всё то, что касается смысла современного школьного и вузовского образования.

Литература

1. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. - 3-е изд., доп. - М.: Смысл, 2007. - 511 с.

2. Чудновский В.Э. Смысл жизни: некоторые итоги исследования // Психология смысла жизни: школа В.Э. Чудновского / под ред. Т.А. Поповой, Н.Л. Карповой, Г.А. Вайзер, К.В. Карпинского. - 2-е изд., стереотип. - М.: Смысл, 2021. - С. 103-130.

3. Чудновский В.Э. Становление личности и проблема смысла жизни: Избранные труды. - М.: Изд-во Моск. психолого-педагогического института; Воронеж: НПО МОДЭК, 2006. - 768 с.

4. Чудновский В.Э., Вайзер Г.А., Карпова Н.Л, Кисельникова Н.В., Пашукова Т.И., Попова Т.А., Суворов А.В. Смысл жизни как психологический феномен: теоретико-эмпирическое исследование // Психология смысла жизни: школа В.Э. Чудновского / под ред. Т.А. Поповой, Н.Л. Карповой, Г.А. Вайзер, К.В. Карпинского. - 2-е изд., стереотип. - М.: Смысл, 2021. - С. 191-225.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.