Научная статья на тему 'СТАНОВЛЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ У ВОСЬМИКЛАССНИКОВ'

СТАНОВЛЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ У ВОСЬМИКЛАССНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
95
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
смысл жизни / смысл своей жизни / широкие социальные / групповые / индивидуальные / познавательные и эмоциональные смыслы жизни

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Круглова Мария Борисовна

Статья посвящена проблеме изучения представлений о смысле жизни у современных школьников. Анкетирование, проведенное в восьмых классах, позволило выявить специфику содержания различных смыслов жизни, которые в настоящее время складываются у школьников в условиях усиления негативных внешних воздействий. Рассмотрено отношение восьмиклассников к факторам, влияющим на становление смысла жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СТАНОВЛЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ У ВОСЬМИКЛАССНИКОВ»

УДК 159.9

СТАНОВЛЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ У ВОСЬМИКЛАССНИКОВ

Круглова Мария Борисовна - учитель музыки муниципального бюджетного образовательного учреждения Развилковской средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов, Ленинского района Московской области, kruglova63@list.ru

Аннотация.

Статья посвящена проблеме изучения представлений о смысле жизни у современных школьников. Анкетирование, проведенное в восьмых классах, позволило выявить специфику содержания различных смыслов жизни, которые в настоящее время складываются у школьников в условиях усиления негативных внешних воздействий. Рассмотрено отношение восьмиклассников к факторам, влияющим на становление смысла жизни.

Ключевые слова: смысл жизни, смысл своей жизни, широкие социальные, групповые, индивидуальные, познавательные и эмоциональные смыслы жизни.

FORMATION OF IDEAS ABOUT THE MEANING OF LIFE 8 GRADE STUDENTS

Kruglova Maria Borisovna - music teacher of the municipal budgetary educational institution of the Razvilkovskaya secondary school with in-depth study of individual subjects, Leninsky district of the Moscow region, kruglova63@list.ru

Abstract

The article is devoted to the problem of studying ideas about the meaning of life among modern schoolchildren. A survey conducted in the eighth grades made it possible to identify the specifics of the content of various meanings of life that schoolchildren are currently developing in the face of increasing negative external influences. The attitude of eighth-graders to the factors influencing the formation of the meaning of life is considered.

Key words: the meaning of life, the meaning of one's life, broad social, group, individual, cognitive and emotional meanings of life.

Более четверти века в Психологическом институте РАО проводятся ежегодные симпозиумы, посвященные проблеме становления смысла жизни в условиях современного развития общества. Рассматривая значимость проблемы смысла жизни, В.Э. Чудновский отмечал, что она «уходит своими корнями в фундаментальную проблему психологии -соотношения бытия и сознания, внешнего и внутреннего в жизни человека» [4, с 183]. Он подчеркивал, что по мере развития цивилизации и научно-технического прогресса воздействие сознания на бытие далеко не всегда бывает благоприятным для человека и человечества. Анализируя сущность самого феномена «смысл жизни», В.Э Чудновский писал: «В условиях современного социума направленность человеческой деятельности, разумное управление ею становится непременным условием выживания человека на Земле. А смысл жизни является концентрированным выражением этой направленности» [4, с 184].

В теоретических работах В.Э. Чудновского показано, что смысл жизни - особое психологическое образование, которое «имеет свою специфику возникновения, свои этапы становления и, приобретая относительную устойчивость и эмансипированность от породивших его условий, может существенно влиять на жизнь человека, его судьбу» [4, с. 184]. Следует отметить, что в своих выступлениях участники симпозиумов большое

внимание уделяли анализу возрастного аспекта проблемы смысла жизни, выделяя особенно подростковый возраст, который характеризуется как кризисный, переломный в развитии человека. В исследованиях, проведенных под руководством В.Э. Чудновского, было показано, что в наше время, характеризующееся ломкой устоев общественного бытия, происходит «наложение» социального кризиса на возрастной. Фактически подростки переживают как бы «двойной кризис», обусловленный как внешними, так и внутренними факторами [1, с. 17]. В последние годы количество существенных внешних факторов возросло вследствие тяжелой зкологической обстановки во всем мире, обусловленной действием на человека коронавируса. Поэтому в наши дни особенно актуальным становится изучение становления смысла жизни у подростков в условиях усиления негативных внешних социальных воздействий.

Для проведения практико-ориентированных исследований под руководством В.Э. Чудновского был разработан необходимый инструментарий, в том числе - анкета «О смысле жизни». Нами постоянно используется эта анкета для проведения анкетирования школьников 7 - 11 классов. Так, при подготовке к XXVI симпозиуму (2020 - 2021 г.г.) в анкетировании участвовало 108 учащихся восьмых классов [2]. Готовясь к XXVII симпозиуму (2021 - 2022 г.г.), в связи с продолжающейся пандемией мы вновь для сравнения такую работу провели в восьмых классах. В анкетировании участвовали 115 школьников. Задачи исследования: прояснить, какова специфика и содержание жизненных смыслов, складывающихся у современных подростков, и изучить факторы, влияющие на становление у них смысла жизни.

Сопоставим результаты исследования прошлого года (обозначим №1) с результатами, полученными в этом году (обозначим №2). Раскрыли содержание понятия «смысл жизни» 95% и 90% участников (соответственно в исследованиях №1 и №2). В каждом исследовании значительно меньше школьников раскрыли содержание понятия «смысл своей жизни»: 77% и 53% (соответственно №1 и №2). Полученные данные подтверждают, что восьмиклассники дифференцируют понятия «смысл жизни человека» и «смысл своей жизни». Результаты показали, что учащимся легче раскрыть содержание понятия «смысл жизни человека», чем «смысл своей жизни». Отметим, что при формулировании ответов учащиеся использовали как широкие категории, так и конкретные понятия. Сопоставление результатов показывает, что в широких категориях («цель», «мечта», «осознанная ценность», «осознанный выбор», «счастье», «достоинство», «ради чего мы живем», «к чему стремимся») из общего числа анкетируемых раскрыли содержание понятий «смысл жизни человека» 80% и 78% (соответственно №1 и №2). Но к этим категориям обращаются и некоторые школьники при раскрытии понятия «смысл своей жизни»: 15% и 29% (соответственно №1 и №2). Проведенное анкетирование подтвердило, что у учащихся восьмых классов появляется стремление видеть и решать задачу на смысл жизни. Но в решении этой задачи они продвигаются неравномерно.

Определенный интерес представляет сопоставление результатов наших исследований с точки зрения специфики содержания понятий «смысл жизни человека» и «смысл своей жизни». Как показано в работах, посвященных проблемам смыслообразования, особенности складывающихся смыслов жизни определяются тем, что подростки начинают осознавать основные жизненные проблемы: "Я и общество" (широкие социальные смыслы), "Я и мои близкие" (групповые смыслы), "Я - для себя" (индивидуальные смыслы), "Я и мои внутренние переживания" (эмоциональные смыслы), "Я и моя сфера познания" (познавательные смыслы) [1]. Широкие социальные смыслы -это труд, стремление жить для людей, быть полезным для окружающих. Индивидуальные смыслы раскрываются в понятиях «жить для себя», здоровье, карьера, благополучие, саморазвитие, финансовая независимость. Эмоциональные смыслы представлены в понятиях: счастье, вера, радость, любовь, удовольствие. Познавательные смыслы включают понятия познание и понимание жизни, получение образования [1, 2].

Анализ данных двух исследований (№1 и №2) показал, что в содержание понятия «смысл жизни человека» включили широкие социальные и индивидуальные смыслы по 17% школьников, групповые - 27% и 11% (соответственно в №1 и №2), познавательные -9% и 6%, эмоциональные - 16% и 17%.

Прежде всего, отметим, что в исследовании этого года практически в два с половиной раза меньше школьников выделили групповые смыслы. Приведем примеры раскрытия школьниками понятия «смысл жизни человека», различающиеся полнотой содержания. «Смысл жизни в том, чтобы достойно ее прожить и приносить пользу обществу» (м., 13 л.). «Нужно наслаждаться жизнью, вырастить ребенка и всегда быть рядом с родителями» (м., 14 л.). «Смысл жизни для каждого человека это семья, дети, успех, здоровье, родители» (д., 14 л.). «Я считаю, что смысл жизни это когда у тебя успешная карьера, дом, машина, деньги и семья, дети. И ты рад каждому дню» (м., 14 л.). «Смысл жизни в самопознании и самореализации личности» (д., 14). «Я думаю, что смысл жизни в том, что ты живешь для себя, а не для кого-то. Ты должен получить хорошее образование и достигать своих целей сам, воплощать все свои мечты и желания сам. Конечно, устроиться на хорошую работу и завести семью, вырастить детей» (м., 14 л.).

Сопоставление результатов двух исследований показало, что в содержание понятия «смысл своей жизни» включили широкие социальные смыслы 27% и 12% школьников (соответственно в №1 и №2), групповые - 41% и 14%, индивидуальные - 36% и 25%, познавательные - 14% и 13%, эмоциональные - 24% и 10%.

Нетрудно видеть, что существенно меньше школьников в этом году включили в содержание понятия «смысл своей жизни» не только групповые, но и широкие социальные, индивидуальные и эмоциональные смыслы. Ниже приведены разные по полноте содержания примеры раскрытия школьниками понятия «смысл своей жизни». «Смысл моей жизни в том, чтобы добиться высот в России и путешествовать по миру» (м., 14). «Изменить Россию в лучшую сторону» (м., 13. л.). Мой смысл жизни в том, чтобы получить высшее образование и отучиться на следователя. Стать лучше, остаться с любимым человеком и быть счастливой» (д., 14 л.). «Я хочу стать очень богатой, полностью независимой и счастливой» (д., 13 л.). «Жить ради родных и обеспечивать их» (м., 13л.). «Смысл в моей жизни заключается в новых знакомствах, в познании мира и людей (с психологической точки зрения), и чтобы после смерти тебя еще долго помнили!» (м., 14). Мой смысл жизни - стать человеком, который ни в чем себе не отказывает, завести семью (любящего мужа и прекрасных детей). И вырастить детей очень хорошими людьми» (д., 14). «Смысл жизни - это саморазвитие, карьера, друзья и общение с ними» (д., 14 л.).

Очень важно, что в процессе решения задачи на смысл жизни школьники обращаются и к будущей профессии. Так, возможность реализовать смысл своей жизни они видят в профессиях стоматолога, психолога, следователя, футболиста, писателя. Отметим, что у школьников (хотя бы частично) проявилось все разнообразие, вся широта смыслов жизни. Причем в ответах смыслы жизни представлены как равнозначные. Такие же результаты получены и в прошлогоднем исследовании [2]. Фактически в наших исследованиях получено подтверждение мысли В.Э. Чудновского: для первого этапа становления у человека смысла жизни характерна структура «конгломерат жизненных смыслов» [1, с. 60].

Анализ полученных результатов двух исследований показал, что школьники затрудняются сформулировать смысл своей жизни: 23% и 47% (соответственно в №1 и №2). В этом году мы попытались более полно представить обоснования 54 школьников (47%) невозможности сформулировать смысл своей жизни. Оказалось, что 35 восьмиклассников (30%) либо ставили прочерк (-), либо отвечали: «Не знаю». У них даже не проявилась готовность к поиску смысла своей жизни. Разнообразные ответы 11 школьников (10%) «пока не задумывалась», «пока не знаю», «пока затрудняюсь ответить», «трудно сформулировать», «еще точно не знаю» отражают принятие задачи

на поиск смысла жизни и степень продвижения в ее решении от начала проявления интуитивных процессов к возможности формулирования. Определенный интерес представляют два противоположных взгляда школьников на поиск смысла своей жизни с учетом осознания специфики возраста. Четкие ответы «рано мне еще об этом думать» и «я еще не повзрослела» отражают сохранность еще детских представлений об уровне своего личностного развития у двух восьмиклассников (почти 2%). Напротив, отказы от ответа с пояснениями «это очень личное», «это мой секрет» свидетельствуют об осознании шестью восьмиклассниками (5%) значимости смысла своей жизни в процессе взросления и понимания его роли в развитии личности. Полученные данные так же, как и специфика раскрытия учащимися содержания понятий «смысл жизни человека» и «смысл своей жизни», свидетельствуют о неравномерности продвижения подростков в решении задачи на смысл жизни.

При проведении анкетирования нам важно было рассмотреть, какие факторы в той или иной степени влияют на становление смысла жизни у учащихся восьмых классов. В анкете содержался вопрос: «Что, по вашему мнению, в большей мере влияет на становление смысла жизни (поставьте в порядке значимости)». Далее предлагалось шесть вариантов, а седьмой ученик мог назвать сам. Отметим, что 3 чел. (2,6%), проявили активность и выбрали другие факторы. В то же время 7 чел. (6%) не ответили совсем. Нетрудно видеть, что с учетом данных об отсутствии ответа, в ранжировании всего приняли участие 108 человек (93,9%) из 115 анкетируемых. Ниже представлены результаты распределения семи вариантов школьниками от первого места до седьмого.

Пример родителей. I место - 60 чел, (52%), II - 16 чел. (14%), III - 10 чел. (6,7%), IV - 2 чел. (1,7%), V - 2 чел. (1.,7%), VI - VII - (0%). Не значимо - 18 чел. (15,7%).

Собственный опыт. I место - 32 чел, (27,8%), II - 27 чел. (23,5%), III - 13 чел. (11,3%), IV - 8 чел. (7%), V - 5 чел. (4,3%), VI - 2 чел. (1,7%), VII - (0%). Не значимо -21 чел. (18.3%).

Общение со сверстниками. I место - 10 чел, (8,7%), II - 29 чел. (25,2%) III -20 чел. (17,4%), IV - 3 чел. (2,6%), V - 5 чел. (4,3%), VI - 2 чел. (1,7%),). Не значимо - 39 чел. (33,9%).

Влияние средств массовой информации. I место - 2 чел. (1,7%), II - 13 чел. (11,3%)

III - 14 чел. (12,2%), IV - 14 чел. (12,2%), V - 12 чел. (10,4%), VI - 18 чел. (15,7%), VII -(0%). Не значимо - 35 чел. (30,4%).

Чтение литературы. I место - 2 чел. (1,7%), II - 3 чел. (2,6%), III - 11 чел. (9,6%), IV -14 чел. (12,2%), V - 16 чел. (13,9%), VI - 16 чел. (13,9%), VII - (0%). Не значимо - 46 чел. (40%).

Общение с педагогами. I место - 1 чел. (0,9%), II - 7 чел. (6%) III - 12 чел. (10,4%),

IV - 14 чел. (12,2%), V - 14 чел. (12,2%), VI - (5 чел. (4,3%),). VII - (0%). Не значимо - 55 чел. (47,8%).

Факторы, названные учениками. I место - 1 чел. (0,9%), VII место - 2 чел. (1,7%). Не назвали новые факторы - 105 чел. (91,3%).

Анкетирование показало, что среди факторов, влияющих на становление смысла жизни, учащиеся в сложных жизненных обстоятельствах, обусловленных все новыми волнами пандемии, выделяют и ставят на первое место «пример родителей» (52%). Отметим, что в нашем исследовании прошлого года число таких учащихся было немного меньше (45,4%). Фактически в усложняющихся условиях пандемии COVID-19, когда значительное время школьник находится дома на так называемом «дистанционном обучении», возможность влияния родителей на становление у школьников смысла жизни возрастает. Анализ показал, что значимым для школьника является и его «собственный опыт». Более половины респондентов поставили этот фактор на первое (27,8%) или второе (23,5%) место. Однако собственный опыт может быть не только позитивным, но и негативным. И перед родителями стоит задача использовать открывшиеся в период пандемии дополнительные ресурсы общения с ребенком, чтобы создать условия для

формирования у него позитивного опыта и помочь ему извлечь уроки из опыта негативного. Актуальность этой задачи подтверждается и тем, что на последнем месте из предложенных в анкете факторов оказалось «общение с педагогами». Отметим, что по сравнению с прошлым годом число учащихся, которые поставили фактор «общение с педагогами» на первое и второе места, уменьшилось с 14,8% до 6,9%. Одновременно учащихся, которые не рассматривали этот фактор как значимый в процессе поиска смысла жизни, увеличилось с 34,2% до 47,8%.

Рассмотрим теперь выделенные учениками новые факторы, влияющие на становление смысла жизни. Один ученик целенаправленно выделил «опыт родителей» и поставил на первое место. Другие указали факторы «важные события» и «слушать себя». Оба фактора находятся на VII месте. Нетрудно видеть, что самостоятельно выделенные школьниками факторы не противоречат наиболее значимым «пример родителей» и «собственный опыт», напротив, фактически лишь сужая и конкретизируя их содержание.

В ходе исследования получены данные о том, помогли (или помогают) школьникам учебные предметы в поиске смысла жизни, и какие именно. Выразили свое отношение к учебным предметам всего 74 ученика (64%). Из них указали, что помогают все предметы, 2 человека (1,7%), а 72 ученика (62,3%) выделили только отдельные учебные предметы. Наибольшее число учащихся отметили, что помогают им в поиске смысла жизни обществознание и литература (по 21 чел., по 18%). Кроме того, школьники посчитали, что для них значимы еще 13 учебных предметов. Расположим остальные предметы в соответствии с количеством школьников, которые их отметили. Математика (16 чел., 14%). Химия (13 чел., 11%). Русский язык (12 чел., 10%). Биология и иностранный язык (по 11 чел., по 9,6%). Физкультура и история (по 10 чел., по 8,6%). Информатика (7 чел., 6%). Музыка (5 чел., 4%). Физика и география (по 4 чел., по 3,4%). Технология и ОБЖ (по 1 чел., по 0,9%). Отметим, что, указывая один или несколько предметов, ученики связывали их с будущей профессией и самосовершенствованием, развитием умения понимать жизнь. «Биология с химией помогают с выбором профессии. Литература помогает мне самосовершенствоваться» (д., 13 лет). «Я думаю, что литература, так как в произведениях говорится о жизни, о смысле жизни. И много мотивирующих книг» (д., 14 л.).

Определенный интерес представляют ответы учащихся, которые не отметили ни одного учебного предмета, помогающего в поиске смысла жизни. Таких учеников оказалось достаточно много: 41 из 115 человек (36 %). По степени готовности к анализу своего отношения к учебным предметам и уверенности в этом отношении, его устойчивости можно выделить три группы. Большое число учащихся считают: учебные предметы не помогают в поиске смысла жизни. Лаконичные и четкие ответы: «никакие», «таких нет», «мне никакие не помогают» - выражают уверенность в таком отношении к учебным предметам, что свидетельствует о его устойчивости. Всего в первой группе 24 ученика (21%), проявивших высокую степень готовности к анализу своего отношения к учебным предметам и уверенность в своем анализе. Значительно меньшая степень готовности к размышлениям и уверенности в своем анализе проявилась у представителей второй группы, в которую вошли 9 учеников (8%). Некоторые продвижения в своих размышлениях отражены в развернутых ответах. «Не думаю, что школьные предметы могут повлиять на выбор смысла жизни» (м., 14 л.). «Пока не могу сказать, так как мой смысл жизни не связан со школой» (д., 14 л.). «Пока затрудняюсь ответить» (м., 13 л.). У представителей третьей группы не проявилась готовность к анализу своего отношения к учебным предметам. Всего в этой группе 8 человек (7%). Они либо ставили прочерк (-), либо отвечали: «Не знаю». Фактически представители третьей группы даже не попытались прояснить для себя значимость учебных предметов в процессе поиска смысла жизни.

Сопоставим данные наших двух исследований. Выделили учебные предметы, помогающие в поиске смысла жизни 69% и 64% школьников (соответственно в №1 и №2). Можно полагать, что на небольшое снижение результатов в какой-то мере повлияли

усложняющиеся условия пандемии COVID-19. Для нас важно, что на первых местах по значимости поставлены обществознание и литература. А всего конкретно указаны 17 и 15 «помогающих» учебных предметов (соответственно в исследованиях №1 и №2). Очевидно, что в складывающихся неблагоприятных ситуациях существенно повышается роль учителя в использовании потенциала каждого учебного предмета в процессе становления у школьника представлений о смысле жизни. Выступая на симпозиумах, В.Э. Чудновский подчеркивал, что «роль учителя в образовательном процессе существенно возрастает» [3, с. 16]. Сегодня особенно значимы его слова, обращенные к учителю: «Чтобы каждый урок, по любому предмету, был пусть небольшим шагом (шажком) по длинному и трудному пути поиска и обретения Я, единственного и неповторимого для каждого смысла жизни. Дорогу осилит идущий..» [3, с. 17].

Литература

1.Вайзер Г.А., Чудновский В.Э. Смысл жизни и акме: 15 лет поиска. - М., Обнинск: ИГ -Социн, 2010. - 72 с.

2.Круглова М.Б. Представления учащихся восьмых классов о смысле жизни // Психологические проблемы смысла жизни и акме: Электронный сборник материалов XXV Международного симпозиума / Отв. ред.: Г.А. Вайзер, Т.А. Попова, Н.В. Кисельникова -М.: ФГБНУ «Психологический институт РАО». С. 221 - 229.

3. Чудновский В.Э. Процесс образования как фактор поиска и обретения смысла жизни. //Психологические проблемы смысла жизни и акме: Материалы XIII симпозиума. /Под редакцией Г.А. Вайзер и Н.В. Волковой. - М., 2008. С. 12 - 17. [Электронный ресурс] https://www.pirao.ru/images/labs/gporl/XIII-simpozium.pdf (дата обращения 14.02. 2022). 4.Чудновский В.Э. 20 лет работы симпозиума «Психологические проблемы смысла жизни и акме». //Психология смысла жизни: школа В.Э. Чудновского. Коллективная монография /Под ред. Т.А. Поповой, Н.Л. Карповой, Г.А Вайзер, К.В. Карпинского. М.: Смысл, 2021. С. 183 - 190.

УДК 159.99

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ (14-25 ЛЕТ)

(сравнительный анализ психологических исследований 2011 и 2017-2019 гг.)

Кулешова Екатерина Николаевна (Москва, Россия) - кандидат психологических

наук

Аннотация

В статье отражены некоторые идеи В.Э. Чудновского о смысле жизни. Выделены сходства и различия в представлениях учащейся молодёжи об этом психологическом феномене.

Ключевые слова: смысл жизни, школьники, студенты, сходства, различия.

REPRESENTATIONS ABOUT THE MEANING OF LIFE OF SCHOOLCHILDREN AND

STUDENTS AGED 14-25

(comparative analysis of psychological researches of 2011 and 2017-2019 years)

Kuleshova Ekaterina Nikolaevna (Moscow, Russia) - candidate of psychological Sciences.

Abstract

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.