Научная статья на тему 'Представления о семье у воспитанников школы-интерната коррекционного типа'

Представления о семье у воспитанников школы-интерната коррекционного типа Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
175
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАННИКИ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА / СЕМЬЯ / БЛАГОПОЛУЧНАЯ СЕМЬЯ / ПСИХИЧЕСКАЯ ДЕПРИВАЦИЯ / SCHOOLERS OFSPECIAL BOARDING SCHOOL / FAMILY / SECURED FAMILY / PSYCHIC DEPRIVATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Жуйкова Ирина Васильевна

В статье описаны представления о семье у детей с нарушением интеллекта, задержкой психического развития, оставшихся без попечения родителей. Дается сравнительный анализ видения семьи воспитанниками школы-интерната коррекционного типа и детьми из благополучных семей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDEAS OF THE FAMILY AT SCHOOLERS OF SPECIAL BOARDING SCHOOL

The article describes ideas of a family at childrenwithout parental care with mental disorder and mental retardation. A comparative analysis of vision of a family at schoolers of special boarding school and children from secured families was carried out in the article.

Текст научной работы на тему «Представления о семье у воспитанников школы-интерната коррекционного типа»

«оборонительная позиция, враждебность, несогласие, твердость»).

У учителей младших классов было определено минимальное значения поз - 2, а максимальное - 8.

Количество успешно определивших значения поз у учителей старших классов оказалось больше и составило 13% от общего числа этой группы обследуемых, в то время как у учителей младших классов этот показатель оказался равен 8%. Данные значения подтверждаются и показателями средней арифметической (x) количества правильно распознаваемых поз, которая у учителей младших классов равна 6,8%, а у учителей старших классов - 14%.

У учителей младших классов затруднения вызвало определение таких поз, как «упрямство», «защита», «барьер», «превосходство», «самоуверенность», «твердость». Для учителей старших классов трудной для различения оказалась только одна поза, обозначающая «упрямство».

Для выявления уровня понимания людей по невербальным характеристикам учителям был предложен тест «Понимаете ли вы других людей?» А.А. Бодалева.

Результаты тестирования показали, что большинство учителей начальных и старших классов характеризуются высоким уровнем понимания языка мимики и жестов и формирования образа другого на основе невербальных характеристик партнера по общению. Они обладают наблюдательностью, хорошо интерпретируют мимику и жесты людей и умеют правильно использовать эту информацию. Являются хорошими друзьями и хорошими собеседниками, умеют слушать и понимать, легко смотрят на мир глазами другого человека, вникают в его проблемы и помогают ему. Такие качества очень важны для учителя при взаимодействии с учениками.

В то же время среди педагогов старших классов таких оказалось больше (73%), чем в группе учителей младших классов (63%).

Учителя старших классов при восприятии внешнего облика другого (ученика) используют более широкий спектр невербальных характеристик, чем учителя, работающие в младших классах. Объяснить это можно тем, что создать образ подростка или старшеклассника, «считывая» информацию в виде непосредственно воспринимаемых невербальных символов, гораздо сложнее, чем создать образ младшего школьника, чье поведение более естественно и предсказуемо. Подростки же умеют надевать экспрессивные маски, скрывающие истинные чувства. Опыт общения со старшеклассниками помогает учителю создать правильный облик своего ученика.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, анализ результатов проведенного эмпирического исследования показал, что учителя, работающие в начальных и старших классах средней школы, отличаются по характеру

восприятия внешнего облика другого (ученика) в общении со школьниками. Эти отличия обусловлены особенностями профессиональной деятельности педагогов, взаимодействующих с разными возрастными категориями школьников.

Список литературы

1 Бодалев А. А., Васина Н. В. Познание человека человеком (возрастной, гендерный, этнический и профессиональный аспекты). СПб. : Речь, 2005

2 Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М. : Просвещение, 1987

3 Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. СПб.: Питер, 2002.

УДК 376(075.8) И.В. Жуйкова

Курганский государственный университет

представления о семье у воспитанников школы-интерната

КОРРЕКЦИОннОГО ТИПА

Аннотация. В статье описаны представления о семье у детей с нарушением интеллекта, задержкой психического развития, оставшихся без попечения родителей. Дается сравнительный анализ видения семьи воспитанниками школы-интерната коррекционного типа и детьми из благополучных семей.

Ключевые слова: воспитанники школы-интерната, семья, благополучная семья, психическая депривация.

I.V. Zhuykova Kurgan State University

ideas of the family at schoolers of special boarding school

Annotation. The article describes ideas of a family at childrenwithout parental care with mental disorder and mental retardation. A comparative analysis of vision of a family at schoolers of special boarding school and children from secured families was carried out in the article.

Keywords: schoolers of special boarding school, family, secured family, psychic deprivation.

Введение

В жизни любого человека семья имеет большое значение. В этой среде люди рождаются, растут, развиваются, чтобы стать полезной частью общества. Семья влияет на человека на протяжении всей его жизни. При этом не имеет значение, насколько человек включен в ее реальную структуру, даже есл и о н н е и м еет воз можн ости кон-

59

серия «физиология, психология, медицина», выпуск 8

тактировать со своими родственниками. Все это относится, прежде всего, к родительской семье. Даже уходя из нее и создавая свою собственную, человек всю жизнь пользуется ее моральными, этическими нормами, ролевой структурой и стратегическими планами.

Часть исследователей (Е.Д. Божович, Т.П. Гаврилова, Н.И. Козлов, A.M. Прихожан) отмечает, что для всестороннего развития ребенка от младенчества до подростничества необходимо удовлетворить, прежде всего, потребность в любви, эмоциональных контактах и признании. При нахождении ребенка в учреждении интернатного типа возникает психическая депривация, что может привести к искажениям в личностном развитии по таким параметрам, как отклонения в развитии эмоционально-волевой сферы, познавательных процессов, трудности в поведении и общении и т.д. [1].

Актуальность темы несомненна, поскольку дети, оставшиеся без попечения родителей, нуждаются в особом внимании относительно вопросов построения в будущем своей семьи. Это вызвано суммацией целого ряда факторов:

- отсутствием реального примера семьи перед глазами;

- отвержением детей родными семьями;

- агрессией детей по отношению к окружающему миру, социуму;

- нехваткой ласки, любви, заботы, понимания;

- наследственностью;

- ложными представлениями о семье (СМИ);

- образцом асоциальных родителей, с которыми дети воспитывались какое-то время [2].

Цель исследования: изучить и сравнить представления о семье у подростков, воспитывающихся в школе-интернате коррекционного типа и в благополучных семьях.

Практическая значимость: разработка рекомендаций по формированию адекватных представлений о семье у воспитанников школы-интерната коррекционного типа. На основе полученных данных сформулированные выводы могут быть использованы психологами, педагогами, социальными работниками как ориентиры в воспитательной работе, необходимые в период серьезных социальных изменений.

Психологический анализ представлений о семье у воспитанников школы-интерната и у детей из благополучных семей

Для достижения поставленной цели было проведено экспресс-интервью с воспитанниками школы-интерната и учащимися общеобразовательной школы (из благополучных семей). Экспресс-интервью содержит 10 вопросов, касающихся представлений о настоящей и будущей семье. Были получены следующие результаты.

Ответы на вопрос «Кто на твой взгляд является вашей семьей?» представлены на рисунке 1.

60 -

Рисунок 1 - Ответы на вопрос «Кто на твой взгляд является твоей семьей?», % Примечание: 1 - принимают семью такой, какая она есть; 2 - отвергают родителей; 3 - выбирают в качестве семьи

бабушку и дедушку, отвергая родителей; 4 - принимают семью такой, какая она есть, и выбирают будущего мужа и детей; 5 - выбирают друзей

Анализ результатов показывает, что воспитанники школы-интерната отвергают своих родителей или же замещают их бабушками и дедушками, а подростки из благополучных семей в основном принимают свою семью такой, какая она есть. Это можно объяснить тем, что биологические родители не выполняют свои обязанности по отношению к детям по разным причинам (добровольный отказ родителей от ребенка, лишение родительских прав государством или смерть родителей), что приводит к их отвержению со стороны подростков, которые остро чувствуют свою ненужность. Тем не менее, 46% воспитанников готовы принимать свою семью такой, какая она есть, что объясняется сильным желанием лучше иметь хотя бы такую семью, чем не иметь ее вовсе [3]. Кроме того, подростки-сироты в качестве семьи выбирают лучших друзей, с которыми они вместе живут, поскольку сверстники для них играют более важную роль, чем взрослые. Что касается будущей семьи, то подростки в большинстве своем еще не задумываются о будущем, лишь только 6% приписывают к своей семье будущего мужа и детей.

Ответы на вопрос «Для чего, на твой взгляд, нужна семья?» графически отображены на рисунке 2.

Рисунок 2 - Ответы на вопрос «Для чего, на твой взгляд, нужна семья?»

Примечание: 1 балл - наименее значимый мотив; 7 - наиболее значимый: 1 - для рождения детей; 2 - для воспитания детей; 3 - для удовлетворения потребности в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке; 4 - для сохранения здоровья, питания, жилья; 5 - для совместного проведения досуга, взаимного духовного обогащения;

6 - для удовлетворения потребностей за счет супруга;

7 - для престижа (быть в браке престижнее, чем быть

одиноким)

Анализ ответов показывает, что основным мотивом создания семьи для подростков из школы-интерната является воспитание детей.

Вестник КГУ, 2016. № 2

Следующим показателем создания семьи является рождение детей. Таким образом, дети - необходимая составляющая будущей семьи. На последнем месте стоит удовлетворение потребности за счет партнера. Мотив престижа стоит на третьем месте по значимости, что говорит о том, что для воспитанников интерната семья выступает в качестве признака их благополучия. Подростки из благополучной семьи считают, что основным критерием создания семьи являются такие показатели, как воспитание детей и удовлетворение потребностей в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке. На последнем месте стоит представление, что быть в браке престижнее, чем быть одиноким.

Ответы на вопрос «Как ты считаешь, необходимо ли официально оформлять супружеские отношения?» графически отображены на рисунке 3.

Рисунок 5 - Ответы на вопрос «Хочешь ли ты в будущем иметь детей?», %

Очевидно, что подростки не исключают возможности иметь в будущем своих детей. Все же подростки школы-интерната не могут однозначно ответить на этот вопрос, что скорее всего связано с их прошлым, поскольку им самим пришлось остаться без родителей и не довелось почувствовать родительской ласки, тепла и заботы.

Ответы на вопрос «Сколько детей ты хотел бы иметь?» графически отображены на рисунке 6.

Рисунок 3 - Ответы на вопрос «Необходимо ли официально оформлять супружеские отношения?», %

Абсолютное большинство связывает понятие брака с законными основаниями. Но при этом некоторые подростки считают, что не нужно узаконивать отношения, или же совсем не задумывались об этом вопросе.

Ответы на вопрос «Какие критерии успешности брака наиболее важны (по степени значимости)?» графически отображены на рисунке 4.

Рисунок 4 - Критерии успешности брака, % Примечание: 1 - любовь, 2 - верность, 3 - уважение, 4 - взаимопонимание

Результаты по четвертому вопросу практически не отличают у обеих групп. Подростки в качестве наиболее важного критерия выбирают любовь и верность, что в целом характерно для подросткового возраста, когда интерес к противоположному полу начинает все больше проявляться. Что касается наименее значимого показателя, то для воспитанников это уважение, а у подростков из семей - взаимопонимание.

Ответы на вопрос «Хочешь ли ты в будущем иметь детей?» графически отображены на рисунке 5.

Рисунок 6 - Ответы на вопрос «Сколько детей ты хотел бы иметь?», %

Подростки из школы-интерната предпочитают в будущем иметь одного ребенка. Скорее всего, это связано с боязнью окружающего мира, социума, со страхом повторить ошибки родителей или же с неопределенностью, что делать после выпуска из школы-интерната. Подростки из благополучной семьи предпочитают в будущем иметь двух или более детей. Это объясняется тем, что им не приходилось сталкиваться с трудностями в семейной жизни, так как их опекают родители и для них созданы благоприятные условия, имеется образец воспитания.

Ответы на вопрос «Если пофантазировать, то каким способом ты хотел бы завести ребенка?» графически отображены на рисунке 7.

Рисунок 7 - Ответы на вопрос «Если пофантазировать, то каким способом ты хотел бы завести ребенка?», % Примечание: 1 - естественным; 2 - усыновлю; 3 - естественным и усыновлю; 4 - не хочу вообще заводить детей; 5 - не знаю

Очевидно, что подростки не исключают возможности в будущем естественным путем (зачать и родить) заводить своих детей, лишь только некоторые респонденты из школы-интерната сомневаются и не представляют себя в роли родителей, мотивируя ответы сложной жизненной ситуаци-е й и н е гото в н остью вступать воо бще в б ра к, во

61

СЕРИЯ «физиология, психология, МЕДИЦИНА», ВЫПУСК 8

взрослую жизнь, что естественно с точки зрения их возраста. Тем не менее, большинство из этих подростков отвечают, что если бы они создали свою семью, то хотели бы ограничиться одним ребенком, по сравнению с респондентами из семьи, которые хотят в будущем иметь двух и более детей, что естественно, так как им не приходилось сталкиваться со сложностями социальной жизни, и нехваткой тепла, уюта, заботы, ласки, о них позаботятся, и есть у кого просить о поддержке.

Ответы на вопрос «Если твои будущие дети провинились, что бы ты стал делать?» графически отображены на рисунке 8.

Рисунок 8 - Ответы на вопрос «Если твои будущие дети провинились, что бы ты стал делать?»

Примечание: 1 - поговорил; 2 - поговорил и наказал;

3 - наказал; 4 - отругал

Первое место подростки как из школы-интерната, так и из благополучной семьи отвели разговору с ребенком. Подростки из семьи не исключили и вариант «отругал и наказал».

Ответы на вопрос «Чего бы ты хотел добиться в жизни до вступления в брак?» графически отображены на рисунке 9.

Рисунок 9 - Ответы на вопрос «(Чего бы ты хотел добиться в жизни до вступления в брак?» Примечание: 1 - образование; 2 - работа; 3 - материальное положение; 4 - не знаю

Подростки из школы-интерната основное внимание уделяют образованию и получению работы в будущем, подростков же из семьи волнует в основном материальное положение. Тем не менее, практически все осознают и понимают всю важность образования на сегодняшний день.

На просьбу описать в нескольких фразах жизнь в школе-интернате, в семье от воспитанников можно услышать такие ответы, как все хорошо, все нравится, все устраивает, я здесь живу, тут учат, хорошо одевают, кормят, есть различные кружки, секции, мероприятия, праздники, возят в больницы лечат и понимают, педагоги стараются сделать что-то хорошее для нас, что-то новое, чтобы было интересно, много друзей, считает, что в школе-интернате жить лучше, чем дома.

У подростков из благополучных семей: все хорошо, спокойная, веселая, счастливая, полная любви и взаимопонимания, самая лучшая семья, не хв а т а е_т к н и г_. 62 -

Итак, по ответам подростков из школы-интерната видно, что они рассматривают жизнь там как временное место жительства, в котором их воспитывают, учат, одевают, кормят, заботятся, проводят мероприятия, праздники, кружки, есть разные секции для свободного время препровождения. Подростки из благополучной семьи в основном не задумываются об этом вопросе и отвечают, что у них все хорошо или же совсем не отвечают, так как для них это обычное положение, и они не сталкивались с проблемой жилья, одежды, питания, не ограничены в ласке и счастье, получаемых от родителей. Отвечают, что у них спокойная, веселая, счастливая лучшая семья.То есть по ответам воспитанников установлено, что респондентов из школы-интерната волнует вопрос о бытовых вещах (одежда, тепло, еда, мероприятия, праздники, различные кружки и секции, место жилья), а подростки из семьи предпочитают эмоциональное состояние (спокойствие, любовь, веселье, счастье, гармонию в семье).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

При создании идеального образа семьи, прежде всего своей собственной, в качестве основных ценностей называются взаимопонимание, любовь, гармония в отношениях, успешный секс и наличие детей. При этом существует большой круг социальных и психологических факторов, которые вызывают сомнение в возможности успешного создания и функционирования молодой семьи [4].

В процессе самой жизни дети перенимают от старших поколений через средства массовой информации немало знаний об отношениях к человеку другого пола, о браке, о семье, усваивают нормы поведения, как положительные, так и отрицательные. Все это важно, но при нынешнем темпе жизни «естественный» механизм передачи таких знаний уже недостаточен. Поэтому психологам и педагогам необходимо целенаправленно заниматься с подростками, подготавливая их к будущей семейной жизни.

В нашем исследовании мы постарались как можно более подробно рассмотреть существующие представления о семье у детей из школы-интерната и из благополучных семей. Полученные данные показывают несформированность четких представлений о семье не только у детей, оставшихся без попечения родителей, но также и у детей, «растущих в благоприятных семейных условиях», что указывает на необходимость проведения просветительской работы в старшем подростковом возрасте по вопросам будущей семейной жизни.

Список литературы

1 Психическая депривация: Хрестоматия / сост. Н. Н. Крыгина. Магнитогорск: Изд-во МаГУ, 2003.

2 Прихожан А. М. Психология сиротства. 2-е. изд. СПб.: Питер, 2005. 400 с.

3 Лишенные родительского попечительства : хрестоматия / сост. В. С. Мухина. М. : Просвещение, 1991.

4. Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и пе д а г о г ика . СПб. : Пит ер, 2002. 432 с.

Вестник КГУ, 2016. № 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.