Научная статья на тему 'Будущая семья в представлениях младших школьников'

Будущая семья в представлениях младших школьников Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
917
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗ БУДУЩЕЙ СЕМЬИ / РОДИТЕЛЬСКИЕ РОЛИ / ГЕНДЕРНЫЕ УСТАНОВКИ / ОТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ / FUTURE FAMILY IMAGE / PARENTAL ROLES / GENDER ATTITUDES / RELATIONS IN A FAMILY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Колесова Алина Олеговна

Статья посвящена изучению представлений детей младшего школьного возраста об их будущей семье. В ней описано состояние современной семьи и представлены результаты анализа детских рисунков по темам «Моя семья» и «Моя будущая семья», дана краткая характеристика групп, по которым распределись представления школьников о будущей семье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prospective Family in Schoolchildren's Ideas

The article is devoted to the investigation of family concept in junior scholars' mind. The article depicts an image of a contemporary family and submits the results of analysis of children paintings on subjects "My family" and "My prospective family". The author characterizes groups that schoolchildren's ideas of prospective family fall into.

Текст научной работы на тему «Будущая семья в представлениях младших школьников»

А. О. Колесова

будущая семья в представлениях младших школьников

Современная российская семья, по мнению разных специалистов, находится в кризисном состоянии, что проявляется «в снижении брачности и рождаемости (в 1920 г. суммарный коэффициент рождаемости у российских женщин составлял в среднем 7,5 ребенка, а в 1994 году — 1,4), увеличении однодетных родителей, кризисе отцовской воспитательной роли, увеличении числа разводов, брошенных детей и сирот»1.

Рассматривая семью как триединство родства, супружества и родительства, А. И. Антонов считает, что кризисом семьи может быть назван «ценностный конфликт личности и общества относительно рождения и социализации детей, выливающийся в невыполнение репродуктивной и социализационной функций семьи, сопровождающийся ослаблением семьи как союза родственников (процесс нуклеаризации), союза родителей и детей (процесс конъюгализации и девальвации семьи), союза супругов (процесс индивидуализации и эмансипации), ослаблением триединства родства—родительства—супружества из-за исчезновения семейного производства, совместной деятельности родителей и детей (процесс замены фемилицентризма эгоцентризмом)»2. Проблема формирования у подрастающего поколения ценности семьи и ответственного родительства приобретает в этих условиях особую актуальность.

Семье как важному институту воспитания и развития личности ребенка ученые всегда уделяли большое внимание. Огромный диапазон воспитательной функции семьи сочетается с глубокой специфичностью ее нравственного и психологического влияний, что делает ее не только в высшей степени действенным, но и необходимым звеном в процессе формирования личности семьянина. А. Г. Харчев подчеркивал, что семья, в отличие от других воспитательных институтов, на протяжении всей жизни способна воздействовать на все стороны и грани человека3. Б. Г. Ананьев обращал внимание, что статус семьи объективно есть и статус ребенка. По мере развития, ребенок начинает осознавать себя частью определенного социального целого, а все компоненты статуса семьи считать своими собственными4.

Многие психологи сходятся во мнении, что представления подрастающего поколения о будущей семейной жизни стихийно формируются в самой родительской семье. Отмечается важнейшая роль семьи в формировании у ребенка представлений о своей половой роли через усвоение образцов поведения родителей, которые строят свои отношения с ребенком с учетом его пола. По мнению В. Е. Кагана и других специалистов, ребенок, благодаря механизму идентификации, имитирует родительские роли, отождествляя себя с родителем своего пола. Особо ими отмечается значение семьи для эмоционального развития ребенка, формирования у него эмпатии, стремления к взаимопомощи. Подчеркивается значение ролевых ожиданий родителей для развития полового сознания ребенка. Кроме того, от родителей зависит организация жизненного пространства ребенка, его предметного наполнения, выбор его игрушек, которые нужны в процессе полоролевого воспитания. У мальчиков и девочек должны быть

© А. О. Колесова, 2008

разные игрушки, которые будут помогать усваивать образцы мужского или женского поведений5. Как известно, составляющими роли выступают статус, ролевые ожидания, принятие роли. Все эти элементы представлены в полоролевых играх.

«Развитие личности ребенка облегчается, — пишет М. Земска, — когда родители служат для него образцом во всех отношениях. Вначале дети подражают родителям, а затем в значительной мере отождествляют себя с одним из них и хотят быть на него похожими»6. К сожалению, родители часто в полной мере не осознают действенности своего примера на ребенка.

Ю. М. Орлов считает, что «желание „быть женатым“ и „быть замужем“ надо поощрять задолго до того времени, когда человек сможет вступить в брак. Это желание способствует усвоению семейных ролей мужчины-мужа и женщины-жены»7. Он подчеркивает, например, что «материнское поведение формируется у девочки с детских лет. Поэтому воспитателю надо принимать это во внимание, начиная с ухода за младенцем-девочкой, ребенком-девочкой, подростком-девочкой. Каждая фаза развития личности потребует различных методов и приемов, а постоянной во всех этих методах должна быть цель: формирование в девочке материнского поведения»8.

Несмотря на то, что вступление в брак и создание семьи по-прежнему считаются важными аспектами жизни человека, в современных условиях повышается значимость других ценностей, таких как образование, карьера, доход. По мнению В. Т. Лисовского, «семья как психологическая общность находится в процессе формирования новой модели межличностного взаимодействия супругов, родителей и детей... Супруги, родители и дети имитируют семейные отношения, сохраняя их традиционную внешнюю форму и не вкладывая в них необходимое внутреннее содержание»9.

Современные дети воспитываются во все более внесемейной атмосфере, в условиях заблокированной потребности родителей в детях. Широкое вовлечение женщин в профессиональную деятельность, постепенное смещение традиционных представлений в сторону эгалитарных, приводят к значительному изменению у людей образа будущей семьи в целом и родительских ролей в частности. Под влиянием феминизма получает распространение представление о том, что нет сугубо женских или мужских черт, что человеческие черты в той или иной степени присущи представителям обоих полов, степень выраженности которых подвижна и изменяется в различных исторических условиях. Некоторые авторы приходят к выводу, что современные приоритеты в воспитании мальчиков и девочек «заключаются не в закреплении жестких стандартов маскулинности/ фемининности, ибо это сегодня бесперспективно, а в изучении потенциала партнерских взаимоотношений между мальчиками и девочками, воспитании человеческого в женщине и мужчине, вариативности в овладении полоролевым репертуаром, искренности, взаимопонимании, взаимодополнительности»10.

Представляется, что подготовка подрастающего поколения к самостоятельной семейной жизни должна опираться на выработку оптимальных поведенческих установок, исследование взаимосвязи семейных и полоролевых ориентаций детей и подростков. В. Е. Каган отмечал, что подготовка молодежи к семейной жизни наряду с формированием нравственного мира личности предполагает и «формирование особой системы представлений о себе как о человеке определенного пола, включающих специфические для мальчиков и девочек потребности, мотивы, ценностные ориентации, отношения к представителям другого пола и соответствующие этим образованиям формы поведения. Представления детей и подростков о мужественности и женственности в связи с формированием „Я-образа“ тесно связаны с представлениями о семейных ролях»11.

Снижение воспитательного потенциала семьи, увеличение разводов, изменение представлений о половых и семейных ролях стимулировали интерес к проблеме изучения представлений детей о будущей семье и родительских ролях. Большинство проблем, возникающих после образования семьи, берут свое начало в детстве. Изучение представлений детей о будущей семье и родительских ролях позволит создать образ предполагаемой будущей семьи, разработать адекватные способы коррекции выявленных изменений и предложить меры по улучшению семейной, а также демографической политики.

Для изучения представлений о будущей семье учащимся начальных классов общеобразовательной школы № 514 ЮАО г. Москвы было предложено нарисовать рисунки на тему «Моя семья» и «Моя будущая семья». В течение 2007-2008 учебного года было обследовано 118 детей в возрасте от 7 до 10 лет. Именно в этом возрасте происходит усвоение полоролевого поведения, проигрывание ролей родителей, выбор и формирование стереотипа полоролевого поведения. Применение проективной методики «Моя семья» позволило выявить отношение ребенка к членам родительской семьи, восприятие им взаимоотношений с другими членами семьи и своего места в семье. Использование в исследовании рисунка «Моя будущая семья» было направлено на изучение представлений ребенка о своей будущей семье, ее составе, желаемом количестве детей и распределении в ней семейных ролей. Особое внимание уделялось сравнению рисунков «Моя семья» и «Моя будущая семья» с целью определить, как влияет семья, в которой живет ребенок, на образ его будущей семьи.

Проведенный сравнительный анализ рисунков позволил выделить семь разновидностей будущих семей, сформированных в представлениях детей.

1. Самой многочисленной оказалась категория рисунков детей (23 девочки и 11 мальчиков), в представлениях которых сформирован образ полной будущей семьи с одним (18 рисунков), двумя (14 рисунков) и более (2 рисунка) детьми. Анализируя рисунки родительской и будущей семей, можно сказать, что в изображениях достаточно выражены признаки эмоционального благополучия. Все члены семьи заняты общим делом, что указывает на ее сплоченность. В рисунках детей из существующих семей чаще изображена полная семья, но также есть рисунки детей из неполных семей (5 девочек и 4 мальчиков). Таким образом, дети из неполных семей создали в рисунках образ своей будущей семьи, противоположный образу родительской семьи. Свою будущую семью они видят полной с одним ребенком (5 рисунков), с двумя (3 рисунка), с четырьмя детьми (1 рисунок).

2. Вторую по численности категорию составили рисунки детей, в представлениях которых их будущая семья будет бездетной (11 мальчиков и 15 девочек). На этих рисунках изображена диада — «жених и невеста во время бракосочетания» или «муж и жена». Следует отметить, что большинство рисунков говорит о том, что в настоящее время в родительских семьях эти дети живут в эмоционально благополучной атмосфере. Это означает, что для формирования у ребенка представлений о будущей полноценной семье наличия только благоприятной семейной атмосферы не достаточно. К искаженному представлению образа будущей семьи может привести отсутствие целенаправленного воспитания качеств будущего семьянина у ребенка со стороны родителей.

В этой категории особенно выделяются пять рисунков детей (3 девочек и 2 мальчиков), в которых они изобразили напряженность во взаимоотношениях с мамой, разобщенность близких, исключенность из семейного общения, дефицит внимания матери, преуспевающей «бизнес-вумен». Представляется, что проблемы в межличностном взаимодействии с членами семьи также могут влиять на формирование представлений ребенка о будущей семье.

3. В третью категорию были отнесены рисунки 9 девочек и 13 мальчиков как из полных, так и неполных семей, которые в ответ на просьбу нарисовать свою будущую семью изобразили себя повзрослевшими в родительской семье. Объединяет все эти рисунки тот факт, что в представлениях этих девочек и мальчиков собственная будущая семья, в которой они будут играть роль жены и матери, мужа и отца, отсутствует. Это указывает на пробелы в семейном воспитании по формированию у ребенка представлений о своей будущей половой роли. По характеру большинства рисунков можно сказать, что дети живут в эмоционально благополучных семьях. Только у троих детей рисунки раскрывают недовольство семейной ситуацией, наличие конфликтов с близкими, проблемы во взаимоотношениях членов семьи.

4. К четвертой категории были отнесены рисунки 9 мальчиков и 7 девочек, также изобразивших в будущем не собственную семью, а родительскую, но в измененном составе. Анализ рисунков позволяет говорить о наличии какой-либо конфликтной ситуации в семьях этих детей. Обращает на себя внимание, что в нескольких рисунках в образе будущей родительской семьи отсутствует отец. Это может указывать на конфликтные отношения с ним. Таким образом, конфликтная атмосфера в нынешней родительской семье может явиться причиной несформированности представлений детей об их будущей семье и родительских ролях.

5. Пятая категория представлена рисунками 12 девочек, которые в будущем видят себя матерями-одиночками. При этом свое представление о будущей семье они объясняют достаточно четко. На вопрос: «А где же твой муж?» они ответили: «А мужа у меня не будет, я с ним уже разведусь», «Я буду одна, без мужа, но ребенок у меня будет», «А муж будто бы был, но он потом ушел, и я осталась одна с ребенком». В данном случае очевидны деформированные представления о том, какой должна быть семья и распределение ролей в ней. Заметим, что почти все эти девочки из полных семей (из неполных только три). Однако расположение членов родительской семьи на некоторых рисунках указывает на низкий уровень эмоциональных связей с отцом или отрицательное отношение к отцу, конфликтность с ним, а также его незначительность для девочек.

6. К шестой категории отнесены работы шести мальчиков, которые в будущей семье нарисовали только себя, без жены и детей («образ холостяка»). Все мальчики в настоящее время живут в полных, эмоционально благополучных и сплоченных семьях. Ярко выраженный образ холостяка в представлениях о будущей семье говорит о том, что родители не уделяют должного внимания решению специфической для этого возраста их ребенка задачи — формированию представлений о своей половой роли через отождествление себя с родителями своего пола.

7. Последняя, самая малочисленная, довольно неожиданная, категория — это «отцы-одиночки» (2 мальчика). В рисунке «Моя будущая семья» оба мальчика нарисовали себя с ребенком (сыном), но не нарисовали жену, мать их ребенка. Один из мальчиков из полной семьи (мама, папа, сын), второй же нарисовал папу, себя, брата и бабушку. Вероятно, эти мальчики испытывают большой дефицит внимания со стороны мамы, а их воспитанием в основном занимается отец или другие члены семьи. Это могло привести к представлению о незначительности материнской роли в мыслях детей о будущей семье.

Проведенное нами исследование позволило выявить ряд важных особенностей представлений детей об их будущей семейной жизни. Очевидным стало, что современные представления младших школьников о том, какими должны быть семья и роли в ней, сильно расходятся с традиционными. Больше половины детских рисунков показали искажения в образах будущего родительства. Это матери-одиночки, холостяки, бездетные семьи и даже отцы-одиночки. Представления о полноценной будущей семье также были зафиксированы,

но практически все эти семьи — малодетные (на рисунках желаемое количество детей не превышает двух).

Н. И. Шевандрин выделил следующие возможные факторы, способствующие формированию неадекватных брачно-семейных установок у молодого поколения: «аморальное поведение родителей (алкоголизм, девиантное поведение); неполный состав семьи; недостаточный уровень знаний и навыков родителей по воспитанию детей; негативность отношений между родителями; конфликтность отношений в семье; вмешательство со стороны

12

родственников в дела семьи и воспитание детей и др.»12

Полученные данные характеризуют те полоролевые и репродуктивные установки, которые формируются у детей под воздействием видимой модели отношений в собственной нуклеарной семье. Через механизм идентификации ребенок имитирует родительские роли, отождествляя себя с родителем своего пола, а в некоторых случаях, наоборот, создает противоположный родительской образ своей будущей семьи. Для развития полового сознания ребенка большое значение играют ролевые ожидания родителей. От них зависит организация жизни ребенка в семье таким образом, когда в процессе полоролевого воспитания определенная роль отводится полоролевым играм детей.

Семья в силу своих воспитательных возможностей, в силу взаимных эмоциональных отношений и всего комплекса взаимодействий между своими членами, представляющими определенные личностные образцы, создает конкретные условия для физического, психического и социального компонентов развития ребенка. Благодаря этим воздействиям семья готовит ребенка к будущей жизни в обществе, в т. ч. и к самостоятельной семейной жизни. Одновременно семья передает ребенку духовные ценности, моральные нормы, образцы поведения, традиции, культуру своего общества. В основе установки на брак лежит высокая ценность семьи, детей, дома в системе ценностных ориентаций личности. Однако, как замечает Ю. М. Орлов, «сами по себе эти ценности могут не оказаться действенными, если не поддержаны соответствующими потребностями и устойчивым предрасположением

13

к определенному виду поведения, такому как материнское, отцовское поведение»13.

результаты проведенного исследования показывают, что современная российская семья испытывает серьезные трудности в передаче своим детям семейных ценностей, подготовке их к выполнению будущих семейных ролей и воспитании качеств ответственного родителя. Решение этих проблем Б. Г. Ананьев видел в создании всеми членами семьи условий развития детской личности, способных формировать необходимые для будущего ответственного родительства социальные роли и ценностные ориентации, при этом ценности семьи и ребенка были бы высоко значимыми и являлись активной позицией14. Назрела необходимость и в обучении родителей умению организовывать полоролевые игры детей, в которых имитируются семейные отношения.

В заключение отметим, что основания будущего семейного благополучия в собственной семье закладываются в детстве. Сложившаяся в настоящее время ситуация требует разработки и внедрения новых подходов, направленных на развитие у несовершеннолетних адекватного представления о родительской роли в семье и формирование качеств ответственного семьянина.

1 Федосова Л. Е. Кризис института брака и семьи // Ломоносовские чтения 2002 г. Студенты: В 2 т. Т. 1 // URL: http ://lib.socio.msu.ru/l/library

2 Антонов А. И., Медков В. М. Социология семьи. М., 1996. C. 7.

3Харчев А. Г Образ жизни, мораль, воспитание. М., 1977.

4 Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человекознания. М.; Воронеж, 1996.

5 Исаев Д. Н., Каган В. Е. Половое воспитание и психогигиена пола у детей. Л., 1979. С. 26.

6 Земска М. Семья и личность. М., 1986. С. 72.

7 Орлов Ю. М. Половое развитие и воспитание: Кн. для учителя. М., 1993. С. 179.

Орлов Ю. М. Половое развитие и воспитание: Кн. для учителя. М., 1993. С. 178.

9Лисовский В. Т. Молодежь: Любовь, брак, семья (Социологическое исследование). СПб., 2003. С. 72. СтолярчукЛ. И. Воспитание подростков в процессе полоролевой социализации. Волгоград, 1997. С. 18. Каган В. Е. Семейные и полоролевые установки у подростков // Вопросы психологии. 1987. № 2. С. 54.

12 Шевандрин Н. И. Социальная психология в образовании. М., 1995. С. 407.

13 Орлов Ю. М. Половое развитие и воспитание: Кн. для учителя. М., 1993. С. 177.

14 Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человекознания. М.; Воронеж, 1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.