А. О. Колесова
будущая семья в представлениях младших школьников
Современная российская семья, по мнению разных специалистов, находится в кризисном состоянии, что проявляется «в снижении брачности и рождаемости (в 1920 г. суммарный коэффициент рождаемости у российских женщин составлял в среднем 7,5 ребенка, а в 1994 году — 1,4), увеличении однодетных родителей, кризисе отцовской воспитательной роли, увеличении числа разводов, брошенных детей и сирот»1.
Рассматривая семью как триединство родства, супружества и родительства, А. И. Антонов считает, что кризисом семьи может быть назван «ценностный конфликт личности и общества относительно рождения и социализации детей, выливающийся в невыполнение репродуктивной и социализационной функций семьи, сопровождающийся ослаблением семьи как союза родственников (процесс нуклеаризации), союза родителей и детей (процесс конъюгализации и девальвации семьи), союза супругов (процесс индивидуализации и эмансипации), ослаблением триединства родства—родительства—супружества из-за исчезновения семейного производства, совместной деятельности родителей и детей (процесс замены фемилицентризма эгоцентризмом)»2. Проблема формирования у подрастающего поколения ценности семьи и ответственного родительства приобретает в этих условиях особую актуальность.
Семье как важному институту воспитания и развития личности ребенка ученые всегда уделяли большое внимание. Огромный диапазон воспитательной функции семьи сочетается с глубокой специфичностью ее нравственного и психологического влияний, что делает ее не только в высшей степени действенным, но и необходимым звеном в процессе формирования личности семьянина. А. Г. Харчев подчеркивал, что семья, в отличие от других воспитательных институтов, на протяжении всей жизни способна воздействовать на все стороны и грани человека3. Б. Г. Ананьев обращал внимание, что статус семьи объективно есть и статус ребенка. По мере развития, ребенок начинает осознавать себя частью определенного социального целого, а все компоненты статуса семьи считать своими собственными4.
Многие психологи сходятся во мнении, что представления подрастающего поколения о будущей семейной жизни стихийно формируются в самой родительской семье. Отмечается важнейшая роль семьи в формировании у ребенка представлений о своей половой роли через усвоение образцов поведения родителей, которые строят свои отношения с ребенком с учетом его пола. По мнению В. Е. Кагана и других специалистов, ребенок, благодаря механизму идентификации, имитирует родительские роли, отождествляя себя с родителем своего пола. Особо ими отмечается значение семьи для эмоционального развития ребенка, формирования у него эмпатии, стремления к взаимопомощи. Подчеркивается значение ролевых ожиданий родителей для развития полового сознания ребенка. Кроме того, от родителей зависит организация жизненного пространства ребенка, его предметного наполнения, выбор его игрушек, которые нужны в процессе полоролевого воспитания. У мальчиков и девочек должны быть
© А. О. Колесова, 2008
разные игрушки, которые будут помогать усваивать образцы мужского или женского поведений5. Как известно, составляющими роли выступают статус, ролевые ожидания, принятие роли. Все эти элементы представлены в полоролевых играх.
«Развитие личности ребенка облегчается, — пишет М. Земска, — когда родители служат для него образцом во всех отношениях. Вначале дети подражают родителям, а затем в значительной мере отождествляют себя с одним из них и хотят быть на него похожими»6. К сожалению, родители часто в полной мере не осознают действенности своего примера на ребенка.
Ю. М. Орлов считает, что «желание „быть женатым“ и „быть замужем“ надо поощрять задолго до того времени, когда человек сможет вступить в брак. Это желание способствует усвоению семейных ролей мужчины-мужа и женщины-жены»7. Он подчеркивает, например, что «материнское поведение формируется у девочки с детских лет. Поэтому воспитателю надо принимать это во внимание, начиная с ухода за младенцем-девочкой, ребенком-девочкой, подростком-девочкой. Каждая фаза развития личности потребует различных методов и приемов, а постоянной во всех этих методах должна быть цель: формирование в девочке материнского поведения»8.
Несмотря на то, что вступление в брак и создание семьи по-прежнему считаются важными аспектами жизни человека, в современных условиях повышается значимость других ценностей, таких как образование, карьера, доход. По мнению В. Т. Лисовского, «семья как психологическая общность находится в процессе формирования новой модели межличностного взаимодействия супругов, родителей и детей... Супруги, родители и дети имитируют семейные отношения, сохраняя их традиционную внешнюю форму и не вкладывая в них необходимое внутреннее содержание»9.
Современные дети воспитываются во все более внесемейной атмосфере, в условиях заблокированной потребности родителей в детях. Широкое вовлечение женщин в профессиональную деятельность, постепенное смещение традиционных представлений в сторону эгалитарных, приводят к значительному изменению у людей образа будущей семьи в целом и родительских ролей в частности. Под влиянием феминизма получает распространение представление о том, что нет сугубо женских или мужских черт, что человеческие черты в той или иной степени присущи представителям обоих полов, степень выраженности которых подвижна и изменяется в различных исторических условиях. Некоторые авторы приходят к выводу, что современные приоритеты в воспитании мальчиков и девочек «заключаются не в закреплении жестких стандартов маскулинности/ фемининности, ибо это сегодня бесперспективно, а в изучении потенциала партнерских взаимоотношений между мальчиками и девочками, воспитании человеческого в женщине и мужчине, вариативности в овладении полоролевым репертуаром, искренности, взаимопонимании, взаимодополнительности»10.
Представляется, что подготовка подрастающего поколения к самостоятельной семейной жизни должна опираться на выработку оптимальных поведенческих установок, исследование взаимосвязи семейных и полоролевых ориентаций детей и подростков. В. Е. Каган отмечал, что подготовка молодежи к семейной жизни наряду с формированием нравственного мира личности предполагает и «формирование особой системы представлений о себе как о человеке определенного пола, включающих специфические для мальчиков и девочек потребности, мотивы, ценностные ориентации, отношения к представителям другого пола и соответствующие этим образованиям формы поведения. Представления детей и подростков о мужественности и женственности в связи с формированием „Я-образа“ тесно связаны с представлениями о семейных ролях»11.
Снижение воспитательного потенциала семьи, увеличение разводов, изменение представлений о половых и семейных ролях стимулировали интерес к проблеме изучения представлений детей о будущей семье и родительских ролях. Большинство проблем, возникающих после образования семьи, берут свое начало в детстве. Изучение представлений детей о будущей семье и родительских ролях позволит создать образ предполагаемой будущей семьи, разработать адекватные способы коррекции выявленных изменений и предложить меры по улучшению семейной, а также демографической политики.
Для изучения представлений о будущей семье учащимся начальных классов общеобразовательной школы № 514 ЮАО г. Москвы было предложено нарисовать рисунки на тему «Моя семья» и «Моя будущая семья». В течение 2007-2008 учебного года было обследовано 118 детей в возрасте от 7 до 10 лет. Именно в этом возрасте происходит усвоение полоролевого поведения, проигрывание ролей родителей, выбор и формирование стереотипа полоролевого поведения. Применение проективной методики «Моя семья» позволило выявить отношение ребенка к членам родительской семьи, восприятие им взаимоотношений с другими членами семьи и своего места в семье. Использование в исследовании рисунка «Моя будущая семья» было направлено на изучение представлений ребенка о своей будущей семье, ее составе, желаемом количестве детей и распределении в ней семейных ролей. Особое внимание уделялось сравнению рисунков «Моя семья» и «Моя будущая семья» с целью определить, как влияет семья, в которой живет ребенок, на образ его будущей семьи.
Проведенный сравнительный анализ рисунков позволил выделить семь разновидностей будущих семей, сформированных в представлениях детей.
1. Самой многочисленной оказалась категория рисунков детей (23 девочки и 11 мальчиков), в представлениях которых сформирован образ полной будущей семьи с одним (18 рисунков), двумя (14 рисунков) и более (2 рисунка) детьми. Анализируя рисунки родительской и будущей семей, можно сказать, что в изображениях достаточно выражены признаки эмоционального благополучия. Все члены семьи заняты общим делом, что указывает на ее сплоченность. В рисунках детей из существующих семей чаще изображена полная семья, но также есть рисунки детей из неполных семей (5 девочек и 4 мальчиков). Таким образом, дети из неполных семей создали в рисунках образ своей будущей семьи, противоположный образу родительской семьи. Свою будущую семью они видят полной с одним ребенком (5 рисунков), с двумя (3 рисунка), с четырьмя детьми (1 рисунок).
2. Вторую по численности категорию составили рисунки детей, в представлениях которых их будущая семья будет бездетной (11 мальчиков и 15 девочек). На этих рисунках изображена диада — «жених и невеста во время бракосочетания» или «муж и жена». Следует отметить, что большинство рисунков говорит о том, что в настоящее время в родительских семьях эти дети живут в эмоционально благополучной атмосфере. Это означает, что для формирования у ребенка представлений о будущей полноценной семье наличия только благоприятной семейной атмосферы не достаточно. К искаженному представлению образа будущей семьи может привести отсутствие целенаправленного воспитания качеств будущего семьянина у ребенка со стороны родителей.
В этой категории особенно выделяются пять рисунков детей (3 девочек и 2 мальчиков), в которых они изобразили напряженность во взаимоотношениях с мамой, разобщенность близких, исключенность из семейного общения, дефицит внимания матери, преуспевающей «бизнес-вумен». Представляется, что проблемы в межличностном взаимодействии с членами семьи также могут влиять на формирование представлений ребенка о будущей семье.
3. В третью категорию были отнесены рисунки 9 девочек и 13 мальчиков как из полных, так и неполных семей, которые в ответ на просьбу нарисовать свою будущую семью изобразили себя повзрослевшими в родительской семье. Объединяет все эти рисунки тот факт, что в представлениях этих девочек и мальчиков собственная будущая семья, в которой они будут играть роль жены и матери, мужа и отца, отсутствует. Это указывает на пробелы в семейном воспитании по формированию у ребенка представлений о своей будущей половой роли. По характеру большинства рисунков можно сказать, что дети живут в эмоционально благополучных семьях. Только у троих детей рисунки раскрывают недовольство семейной ситуацией, наличие конфликтов с близкими, проблемы во взаимоотношениях членов семьи.
4. К четвертой категории были отнесены рисунки 9 мальчиков и 7 девочек, также изобразивших в будущем не собственную семью, а родительскую, но в измененном составе. Анализ рисунков позволяет говорить о наличии какой-либо конфликтной ситуации в семьях этих детей. Обращает на себя внимание, что в нескольких рисунках в образе будущей родительской семьи отсутствует отец. Это может указывать на конфликтные отношения с ним. Таким образом, конфликтная атмосфера в нынешней родительской семье может явиться причиной несформированности представлений детей об их будущей семье и родительских ролях.
5. Пятая категория представлена рисунками 12 девочек, которые в будущем видят себя матерями-одиночками. При этом свое представление о будущей семье они объясняют достаточно четко. На вопрос: «А где же твой муж?» они ответили: «А мужа у меня не будет, я с ним уже разведусь», «Я буду одна, без мужа, но ребенок у меня будет», «А муж будто бы был, но он потом ушел, и я осталась одна с ребенком». В данном случае очевидны деформированные представления о том, какой должна быть семья и распределение ролей в ней. Заметим, что почти все эти девочки из полных семей (из неполных только три). Однако расположение членов родительской семьи на некоторых рисунках указывает на низкий уровень эмоциональных связей с отцом или отрицательное отношение к отцу, конфликтность с ним, а также его незначительность для девочек.
6. К шестой категории отнесены работы шести мальчиков, которые в будущей семье нарисовали только себя, без жены и детей («образ холостяка»). Все мальчики в настоящее время живут в полных, эмоционально благополучных и сплоченных семьях. Ярко выраженный образ холостяка в представлениях о будущей семье говорит о том, что родители не уделяют должного внимания решению специфической для этого возраста их ребенка задачи — формированию представлений о своей половой роли через отождествление себя с родителями своего пола.
7. Последняя, самая малочисленная, довольно неожиданная, категория — это «отцы-одиночки» (2 мальчика). В рисунке «Моя будущая семья» оба мальчика нарисовали себя с ребенком (сыном), но не нарисовали жену, мать их ребенка. Один из мальчиков из полной семьи (мама, папа, сын), второй же нарисовал папу, себя, брата и бабушку. Вероятно, эти мальчики испытывают большой дефицит внимания со стороны мамы, а их воспитанием в основном занимается отец или другие члены семьи. Это могло привести к представлению о незначительности материнской роли в мыслях детей о будущей семье.
Проведенное нами исследование позволило выявить ряд важных особенностей представлений детей об их будущей семейной жизни. Очевидным стало, что современные представления младших школьников о том, какими должны быть семья и роли в ней, сильно расходятся с традиционными. Больше половины детских рисунков показали искажения в образах будущего родительства. Это матери-одиночки, холостяки, бездетные семьи и даже отцы-одиночки. Представления о полноценной будущей семье также были зафиксированы,
но практически все эти семьи — малодетные (на рисунках желаемое количество детей не превышает двух).
Н. И. Шевандрин выделил следующие возможные факторы, способствующие формированию неадекватных брачно-семейных установок у молодого поколения: «аморальное поведение родителей (алкоголизм, девиантное поведение); неполный состав семьи; недостаточный уровень знаний и навыков родителей по воспитанию детей; негативность отношений между родителями; конфликтность отношений в семье; вмешательство со стороны
12
родственников в дела семьи и воспитание детей и др.»12
Полученные данные характеризуют те полоролевые и репродуктивные установки, которые формируются у детей под воздействием видимой модели отношений в собственной нуклеарной семье. Через механизм идентификации ребенок имитирует родительские роли, отождествляя себя с родителем своего пола, а в некоторых случаях, наоборот, создает противоположный родительской образ своей будущей семьи. Для развития полового сознания ребенка большое значение играют ролевые ожидания родителей. От них зависит организация жизни ребенка в семье таким образом, когда в процессе полоролевого воспитания определенная роль отводится полоролевым играм детей.
Семья в силу своих воспитательных возможностей, в силу взаимных эмоциональных отношений и всего комплекса взаимодействий между своими членами, представляющими определенные личностные образцы, создает конкретные условия для физического, психического и социального компонентов развития ребенка. Благодаря этим воздействиям семья готовит ребенка к будущей жизни в обществе, в т. ч. и к самостоятельной семейной жизни. Одновременно семья передает ребенку духовные ценности, моральные нормы, образцы поведения, традиции, культуру своего общества. В основе установки на брак лежит высокая ценность семьи, детей, дома в системе ценностных ориентаций личности. Однако, как замечает Ю. М. Орлов, «сами по себе эти ценности могут не оказаться действенными, если не поддержаны соответствующими потребностями и устойчивым предрасположением
13
к определенному виду поведения, такому как материнское, отцовское поведение»13.
результаты проведенного исследования показывают, что современная российская семья испытывает серьезные трудности в передаче своим детям семейных ценностей, подготовке их к выполнению будущих семейных ролей и воспитании качеств ответственного родителя. Решение этих проблем Б. Г. Ананьев видел в создании всеми членами семьи условий развития детской личности, способных формировать необходимые для будущего ответственного родительства социальные роли и ценностные ориентации, при этом ценности семьи и ребенка были бы высоко значимыми и являлись активной позицией14. Назрела необходимость и в обучении родителей умению организовывать полоролевые игры детей, в которых имитируются семейные отношения.
В заключение отметим, что основания будущего семейного благополучия в собственной семье закладываются в детстве. Сложившаяся в настоящее время ситуация требует разработки и внедрения новых подходов, направленных на развитие у несовершеннолетних адекватного представления о родительской роли в семье и формирование качеств ответственного семьянина.
1 Федосова Л. Е. Кризис института брака и семьи // Ломоносовские чтения 2002 г. Студенты: В 2 т. Т. 1 // URL: http ://lib.socio.msu.ru/l/library
2 Антонов А. И., Медков В. М. Социология семьи. М., 1996. C. 7.
3Харчев А. Г Образ жизни, мораль, воспитание. М., 1977.
4 Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человекознания. М.; Воронеж, 1996.
5 Исаев Д. Н., Каган В. Е. Половое воспитание и психогигиена пола у детей. Л., 1979. С. 26.
6 Земска М. Семья и личность. М., 1986. С. 72.
7 Орлов Ю. М. Половое развитие и воспитание: Кн. для учителя. М., 1993. С. 179.
Орлов Ю. М. Половое развитие и воспитание: Кн. для учителя. М., 1993. С. 178.
9Лисовский В. Т. Молодежь: Любовь, брак, семья (Социологическое исследование). СПб., 2003. С. 72. СтолярчукЛ. И. Воспитание подростков в процессе полоролевой социализации. Волгоград, 1997. С. 18. Каган В. Е. Семейные и полоролевые установки у подростков // Вопросы психологии. 1987. № 2. С. 54.
12 Шевандрин Н. И. Социальная психология в образовании. М., 1995. С. 407.
13 Орлов Ю. М. Половое развитие и воспитание: Кн. для учителя. М., 1993. С. 177.
14 Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человекознания. М.; Воронеж, 1996.