А. О. Колесова
СЕМЬЯ В ВОСПРИЯТИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Характеристика современного состояния проблемы
Суждение о том, что современная семья переживает кризис, стало общепринятым, об этом часто пишут представители разных наук. Однако, строя прогнозы, предлагая пути сохранения института семьи, исследователи не уделяют должного внимания мнениям детей о семье и ее роли в жизни человека, их представлениям о своей будущей семье. Но именно в младшем школьном возрасте происходит выбор и усвоение стереотипа полоролевого поведения, проигрывание ролей родителей, которыми они станут в будущем.
Родительская семья является первичной средой социализации ребенка. Семья дает ему представление о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как следует себя вести. В семье ребенок получает первые практические навыки применения этих представлений во взаимоотношении с другими людьми, соотносит свое «я» с «я» других людей, усваивает нормы, которые регулируют поведение в различных ситуациях повседневного общения. «Семья, — подчеркивал А. Харчев, — это реальное воплощение комплексности воспитательного воздействия на формирующуюся личность, в сфере которого одновременно оказываются и интеллект, и эмоции ребенка, и его взгляды, и его вкусы, навыки, привычки». Такое воздействие «осуществляется как через психологическую атмосферу семейного коллектива, так и через организацию его деятельности, путем как словесного убеждения, так и путем личного примера родителей, других членов семьи» [10, с. 41]. В микроклимате семьи складываются особые, уникальные для бытия ребенка социальные ситуации развития [2], формируются установки, которыми растущий ребенок будет руководствоваться в организации, осмыслении и оценке своих жизненных планов. Ребенок получает представление о семье как ценности и о семейноролевом поведении чаще всего на примере своих родителей, которые являются для него значимыми людьми [13]. Ученые высказывают мнение о том, что вступающие в брак люди воспроизводят структурный тип семейной системы родителей, которая может послужить образцом для функционирования следующих поколений [12].
Цель исследования — в рамках исследования представлений младших школьников об их будущих семейных ролях изучить представления детей о семье, о ролях родителей и детей.
Предмет исследования — восприятие младшими школьниками понятий «семья», «мать», «отец», «дети».
Объект исследования — младшие школьники обоих полов в возрасте от 8 до 11 лет.
Метод исследования
В рамках исследования представлений младших школьников о родительских ролях было необходимо выявить, как младшие школьники понимают и определяют, что та© А. О. Колесова, 2010
кое семья, и какие роли в ней играют родители и дети. С этой целью был использован метод «Сочинение на заданную тему». Выбор данной методики был обусловлен задачами исследования и соответствовал принципам экологической валидности: дети писали сочинение в классе, роль исследователя сводилась к формулировке задания. В данной статье будет представлен качественно-количественный анализ полученных материалов.
Описание выборки исследования
В исследовании, проведенном в 2009 г., приняли участие 156 учащихся 2-4 классов в возрасте 8-11 лет общеобразовательной школы № 514 ЮАО г. Москвы. Мальчики и девочки среди них распределились поровну (по 50%).
Процедура эмпирического исследования
Во время школьного урока нами было предложено учащимся в форме свободного сочинения написать определения: «Семья — это... », «Мать — это... », «Отец — это... », «Дети — это... ». Были собраны 156 сочинений. Выполнение задания не вызвало у детей затруднений и вопросов.
Интерпретация полученных данных
Качественно-количественный анализ полученных материалов позволил выявить, как дети понимают, что такое семья, какую в ней роль играют родители, их восприятие взаимоотношений между членами семьи и места ребенка в семье. Черты, которыми дети наделили семью и ее членов, являются отражением их восприятия родительской семьи, модель построения которой они, возможно, перенесут и в свою взрослую жизнь.
Определение семьи дали все дети. Однако характеристики, которыми они ее наделили, оказались различны.
Исследование показало, что чаще всего для детей семья — это место, где ее членам оказывается эмоциональная поддержка, психологическая защита. На это указали 34% учащихся (по 17% мальчиков и девочек, соответственно). Давая определения семье, они писали: «Семья — это когда тебя любят и заботятся о тебе», «Семья — это то общество, которое тебя любит, что бы ты ни натворил. Когда тебя обидят, семья тебя пожалеет. Семья — это хорошо», «Семья — это дружная, заботливая компания из родных человек, которая готова в любой момент помочь тебе и поддержать» и т. д.
Почти треть детей определили семью по признаку родства («биологическая семья»): как состоящую из родителей, детей и близких родственников. На это указали 30% мальчиков и 29% девочек. Самыми распространенными из ответов были: «Семья — это люди, состоящие из мамы, папы и детей. Бывает, если повезет, то и дедушка, и бабушка есть», «Семья — это папа, мама, брат, сестра, бабушка, дедушка, и все родные мне люди», «Семья — это папа, мама и дети».
О понимании важности репродуктивной функции семьи, которая традиционно считается основным предназначением ее создания, написали только мальчики (4% ответов): «Семья — это большой род», «Семья — это как племя, рождающее одного человека за другим. Например, бабушка родила маму, а мама родила меня. И так будет усовершенствоваться семья».
Осознают семью как важную жизненную ценность для человека 22% учащихся: «Семья — это главное, что есть в жизни», «Семья — это счастье, самые близкие тебе
люди», «Семья — это жизнь». При этом в определениях мальчиков семья как ценность звучит чаще (соответственно 26% мальчиков и 18% девочек).
Семью как территорию, объединяющую людей по признаку совместного проживания, воспринимают 7% детей. «Семья — это люди, которые живут вместе». Такая характеристика семьи значительно чаще встречается у девочек (12% ответов девочек против 1% у мальчиков).
Близкие позиции мальчики и девочки демонстрируют в понимании семьи с точки зрения таких ее важных функций, как хозяйственно-бытовая и воспитательная. «Семья — это тот, кто за тобой ухаживает», «Семья — это люди, которые живут вместе и помогают друг другу убираться, готовить, ухаживать друг за другом», «Семья — это когда все вместе делают что-то, готовят, убираются... », «Семья — это тот, кто тебя растит и воспитывает», «Семья — это где тебя воспитывают». Однако подобные определения дали лишь 2% девочек и 1% мальчиков.
Таким образом, большинство детей воспринимают семью, в первую очередь, как место, где им оказывается эмоциональная и психологическая поддержка, и только несколько детей связывают семью с местом, где взрослые занимаются воспитанием своих детей. Анализ определений семьи, данных детьми, показал наличие некоторых различий в понимании сущности семьи. Мальчики чаще определяют семью как ценность, и только они отметили воспроизводящую функцию семьи.
По мнению И. Дубровиной [4], только семья — родители и близкие родственники, их образ жизни, содержание общения и стиль взаимоотношений — формируют у детей образцы, эталоны мужчины и женщины. Ребенок обучается своей будущей супружеской роли, мысленно отождествляя себя с родителями того же пола. Для мальчика особое значение имеет опыт общения с отцом и, более того, опыт наблюдения за поведением отца по отношению к матери [3]. Культ почитания матери как главы рода и охранительницы наблюдается во многих культурах до настоящего времени [8]. Мать — символ жизни, тепла и любви.
Анализ сочинений показал высокую эмоциональную окрашенность образа матери в восприятии детей.
Определения матери дали 136 человек (87% от числа, писавших сочинение). Из них 53% девочек и 47% мальчиков. Самую многочисленную группу (28%) составили ответы, в которых дети характеризуют мать как человека, оказывающего эмоциональную поддержку, от усилий которого во многом зависит психологический климат в семье. Об этом написала четверть всех детей: «Мама — это верный друг, который всегда может помочь, когда трудно», «Мама — это добрая и понимающая женщина. Она готова тебе помочь в любую минуту», «Мама — это человек, который всегда поддержит, будет заботиться о тебе». При этом такие определения роли матери почти в равной доле присущи и девочкам, и мальчикам (28% и 29 % соответственно).
Четверть детей признает за матерью ее важную роль в репродуктивной функции, функции воспроизводства семьи. Самыми распространенными были ответы: «Мама — это тот человек, который родил тебя», «Мама — это тот, кто родил тебя на свет», «Мама— это человек, который рожает детей». Так ответили 22% девочек и 28% мальчиков.
Важную роль и ценность матери в жизни ребенка отметили около 22% учащихся (23% девочек и 21% мальчиков). «Мама — это самый главный человек для детей», «Мама — это самый дорогой человек для меня», «Мама — это самый любимый человек и самый милый», «Мама — это любовь всей моей жизни», «Мама — это первое слово в каждой судьбе. С нее начинается жизнь». Такое эмоциональное определение роли
матери указывает на признание детьми ее положительного влияния в создании семейного климата, которое выражается в ответной любви со стороны ребенка.
Восприятие матери как человека, выполняющего в семье хозяйственно-бытовые функции, прозвучало в определениях 13% детей (14% девочек и 12% мальчиков). «Мама — это человек, который отвечает за чистоту, порядок и по кухне», «Мама — это самый важный человек. Она убирает, готовит еду, стирает на всю семью», «Мама — это человек, который занимается домашним хозяйством» и т. д.
Роль матери в воспитании детей отметили только 10% учащихся. «Мама — это тот, кто занимается воспитанием детей», «Мама — это тот, кто воспитал», «Мама — это тот человек, который тебя воспитывал, растил, говорил о чем-то новом». Однако девочки чаще давали такую характеристику, чем мальчики (12% и 8% соответственно). Скорее всего, это вызвано большей близостью девочек к матерям.
Анализируя смысл, который вкладывают дети в понятие «мать», мы можем сказать, что мать для них является в большей степени олицетворением эмоциональной и психологической поддержки в семье. Необходимо также обратить внимание на определения матери как человека, выполняющего основную хозяйственно-бытовую функцию. Все это соответствует общепринятым стереотипам (традиционным представлениям) о том, что мать — хранительница домашнего очага.
Важным фактором, по мнению Ф. Хорват [11], влияющим на подготовку детей к будущим родительским функциям, является пример отца в семейной жизни. Г. Розинаева [9] считает, что для сына отец представляет идеал отношения к жене, для дочери он является образцом будущего мужа.
Определение понятию «отец» дали 126 детей (81% от общего числа респондентов), из них 48% девочек и 52 % мальчиков.
Анализ понимания детьми роли отца показал следующее.
Большинство детей признают за отцом роль главы семьи (28% учащихся): «Папа — это глава семьи», «Папа — это самый главный человек в семье», «Папа — это самый важный и главный в семье. Папа принимает самые важные решения», «Папа — это центр и мозг семьи, он все решает». Существенной разницы в понимании такой роли отца девочками и мальчиками не выявлено. Так считают 28% девочек и 27% мальчиков. Следует отметить, что образ отца во всех культурах символизирует опеку и благополучие детей [8, с. 30]. Отец — мужчина по отношению к своим детям, один из основных терминов, называющих степень родства. Отец — глава семейства, опора, кормилец и защитник.
Аналогичное распределение ответов было получено и в восприятии детьми роли отца как человека, оказывающего эмоциональную, психологическую поддержку, и как защитника семьи. И это очень важный показатель. «Папа — это добрый, хороший. Папа он всегда помогает, мой милый папа», «Папа — это серьезный и честный человек, который всем помогает», «Папа — это сильный человек, который может защитить всех от беды».
Около 18% детей видят отца как человека, оказывающего экономическую и материальную поддержку в семье. «Папа — это кормилец семьи. Он зарабатывает», «Папа — он зарабатывает деньги и кормит всю семью», «Папа — это твой отец. Он приносит зарплату, чтобы все хорошо жили». При этом такое восприятие отца в большей степени свойственно девочкам (23% ответов), нежели мальчикам (13% ответов), что указывает на закрепление в сознании девочек роли отца как основного кормильца семьи.
Важную роль отца в воспроизводстве семьи понимают около 11% учащихся. «Папа — это родитель», «Папа — это человек, без которого я бы не родился», «Папа — это
человек, без которого я не смогла бы появиться на свет». При этом репродуктивная роль отца, так же как и такая же функция семьи (о чем писалось выше), больше осознается мальчиками, чем девочками— 15% ответов против 6% соответственно.
Аналогично распределились оценки роли отца, выполняющего в семье воспитательную функцию. «Папа — это человек, который воспитал», «Папа — это тот человек, который помогал тебя воспитывать, растить», «Папа — он воспитывает детей так же как и мама». Преобладание воспитательной роли отца в определениях мальчиков может говорить о большей близости их к отцам, чем у девочек.
В некоторых определениях отцовской роли прослеживается негативное восприятие отца. Несмотря на то, что эта группа ответов незначительна (5%), она наглядно демонстрирует влияние плохого примера на формирование образа отца у ребенка. «Папа — это вредный человек. У нас в семье мы часто ссорились, ругались, и все это было связано с папой», «Папа — это человек, который бросает свою семью и оставляет маму одну, поэтому я называю его вредным, плохим». Как видим, такое понимание роли отца в семье обусловлено личным опытом взаимоотношения ребенка и других членов семьи с ним.
Таким образом, в понимании детьми роли отца важным является факт признания за ним главенства в семье. Следует обратить внимание и на определения отца как кормильца, человека, который зарабатывает деньги и обеспечивает семью, каковых не было обнаружено в определении роли матери. Последнее также указывает на усвоение значительной долей детей общепринятых (традиционных) представлений об отце.
Во многие исторические периоды в различных культурах мужчина использовал свою физическую силу и власть, чтобы закрепить за женщиной ее домашние обязанности и роль в воспитании детей, то есть мужчины устраивали жизнь женщины по своему желанию, ей предоставлялась низкая статусная позиция. В результате у женщины формировались такие черты полоролевого поведения, как неуверенность, подчиненность, пассивность, зависимость и т. п. [8, с. 30]
Помимо этого, представления о мужчинах и женщинах вошли в мифы, религиозные писания, фольклорные сказания, художественные произведения. Герои и героини, реальные и вымышленные, несут в себе целый набор стереотипов, что делает их потенциальными поставщиками характеристик, присущих мужскому и женскому полу [1]. Все это также оказывает влияние на формирование у детей понятий места и роли в семье матери и отца.
В качестве последнего задания просили учащихся дать определение понятия «дети в семье». Были получены 124 детских определения (79% от всех писавших сочинение). Из них 46% были даны девочками и 54% — мальчиками.
Детей как ценность для семьи и родителей определили 28% респондентов. «Дети — это главное сокровище матери», «Дети — это радость в семье», «Дети — это счастье», «Дети — это то, без чего не прожить любому взрослому человеку, ради детей живут взрослые». При этом важно отметить, что для девочек эта ценность является более значимой, чем для мальчиков (32% и 22% ответов соответственно).
Определение детей как членов биологической семьи дали 23% учащихся (19% девочек и 27% мальчиков). «Дети — это люди, у которых есть папа или мама, а может, братья или сестры», «Дети — это тоже люди. Есть дети — малыши, чуть побольше, есть братья и сестры, есть младшие и старшие», «Дети — это мы, братья и сестры».
В определении 15% детей отражено их понимание роли детей в продолжении рода (представления о репродуктивной функции семьи, функции воспроизводства). «Дети — это продолжение рода», «Дети — это новорожденные мальчики или девочки, которые
будут наследниками семейного дела и будут продолжать род», «Дети — это те, кто появился на свет, чтобы продолжать род» и т. д. При этом мальчики, как и в предыдущих случаях, чаще называют эту характеристику, чем девочки (17% и 13% ответов соответственно).
Мальчики также чаще в своих определениях указывали на важность такой роли детей в семье, как эмоциональная и психологическая поддержка родителей (17% и 12% ответов соответственно). «Дети — это добрые цветы, которые утешают в трудную минуту. И если кажется, что ты один, то это не так. У тебя всегда будут цветы жизни — то есть дети», «Дети — это ребенок, который любит своих родителей», «Дети — это кто помогает родителям, утешает их, когда тяжело» и т. д.
Детей в качестве объекта воспитательного воздействия семьи, в которой происходит социализация молодого поколения, видят лишь около 10% школьников (12% девочек и 7% мальчиков). «Дети — это люди, которых воспитывают родители», «Дети — это которые учатся, делают уроки», «Дети — это ребята, которые учатся в школе».
О своем восприятии детей как членов семьи, выполняющих ее хозяйственно-бытовую функцию, состоящую из помощи родителям, написали лишь 6% учащихся. «Дети — это те, которые должны помогать родителям», «Дети — это самые маленькие члены семьи. Они помогают родителям, убирают, подметают, моют посуду и многое-многое другое», «Дети — это маленькие люди, которые помогают родителям по дому». Обращает на себя внимание тот факт, что в данной немногочисленной группе зафиксировано незначительное преобладание ответов мальчиков (6% и 5% соответственно). Дальнейшее изучение распределения домашних обязанностей в семье ребенка позволит объяснить причину таких ответов.
Было замечено и негативное понимание роли детей в жизни семьи. «Дети — это малые чудовища, которые всегда безобразничают» (определение девочки). «Дети — это проблемы и несчастье, прислуга» (определение мальчика). Вероятно, такое толкование роли ребенка в семье основано на оценке родителями поведения ребенка, на характере взаимоотношений с родителями в его семье.
Таким образом, роль детей в семье понимается, в первую очередь, с точки зрения их ценности для родителей.
Проведенное нами исследование позволило выявить основные характеристики, которые младшие школьники вкладывают в свое понимание семьи, роли матери, отца и детей. Следует отметить, что большинство понятий, озвученных младшими школьниками, окрашено в положительные тона. Очевидным стал и тот факт, что в целом понятия детей соответствуют традиционным стереотипам.
Отец является главой семьи и основным человеком, оказывающим ей экономическую и материальную поддержку. В то же время значительная доля детей внесла в понятие отца характеристики, говорящие о нем как о человеке, обеспечивающем в семье эмоциональную поддержку и теплоту отношений.
Ученые обращают внимание на то, что традиционные роли отца и мужчины, остававшиеся на протяжении многих поколений неизменными, в настоящее время претерпевают серьезные изменения.
По мнению Р. Овчаровой, идеал отца может приобретать противоречивые, а иногда и полярные качества. Если раньше отец был воплощением власти и инструментальной эффективности, то сейчас от мужчин ждут ласки и нежности, мягкой и активной заботы о детях [5].
Мать, по мнению детей, обеспечивает положительную психологическую атмосферу и выполняет хозяйственно-бытовые функции в семье. В привычной для нас куль-
турной среде социальные характеристики материнской роли очерчены гораздо более определенно, чем характеристики отца, и ей приписывается большее значение в деле первичной социализации. Однако анализ детских представлений показал, что воспитательная функция родителей, как матери, так и отца, слабо осознается детьми или воспринимается как незначительная.
Выводы
Проведенное исследование показало следующее.
Современные дети достаточно уверенно определяют понятия, связанные с семьей, родителями и детьми.
В восприятии детей роли матери и отца доминируют традиционные представления о роли женщины и мужчины в семье. При этом, признавая за отцом роль главы семьи, ее кормильца, дети также считают важным участие его (наравне с матерью) в создании положительного эмоционального семейного климата.
Дети продемонстрировали невысокий уровень понимания воспитательного потенциала семьи и роли родителей в этом процессе.
Заслуживают внимания обнаруженные в ходе анализа расхождения в понимании мальчиками и девочками функций семьи и родительских ролей. Так, например, мальчики в своих определениях чаще указывали на репродуктивные функции семьи и роли родителей в рождении детей, а детей — в продолжении рода. В то время как девочки сделали акцент на ценности детей для семьи и родителей.
Изучение определений связанных с семьей основных понятий, данных детьми, позволило дополнить портрет современной семьи, выявить сквозь призму детского восприятия проблемы, на которые следует обратить внимание в ходе дальнейшего исследования представлений младших школьников о будущих родительских ролях.
Литература
1. Берн Ш. Гендерная психология: Законы мужского и женского поведения. СПб., 2007. 320 с.
2. Выготский Л. С. Психология развития человека. М., 2005. 1136 с.
3. Дружинин В. Н. Психология семьи. Екатеринбург, 2000. 208 с.
4. Дубровина И. В. Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия. М., 2008. 368 с.
5. Овчарова Р. В. Психологическое сопровождение родительства. М., 2003. 295 с.
6. Орлов Ю. М. Половое развитие и воспитание: кн. для учителя. М., 1993. 237 с.
7. Разумихина Г. П. Мир семьи: кн. для учащихся ст. классов по курсу «Этика и психология семейной жизни». М., 1986. 205 с.
8. Репина Т. А. Проблема полоролевой социализации детей. М.; Воронеж, 2004. 288 с.
9. Розинаева Г. Супружество, материнство и отцовство. Минск, 1984. 143 с.
10. Харчев А. Г. Образ жизни, мораль, воспитание. М., 1977. 222 с.
11. Хорват Ф. Любовь, материнство, будущее. М., 1982. 96 с.
12. Черников А. В. Системная семейная терапия: Классика и современность. М., 2005. 400 с.
13. Шапиро Б. Ю. Психологические аспекты подготовки молодежи к семейной жизни. М., 1983. 40 с.
Статья поступила в редакцию 14 апреля 2010 г.