Научная статья на тему 'Особенности внутренней позиции родителя у детей подросткового возраста'

Особенности внутренней позиции родителя у детей подросткового возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
977
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PARENTING / INTERNAL PARENTAL POSITION / ONTOGENESIS OF PARENTAL SPHERE / ADOLESCENCE / COMPONENTS OF INTERNAL PARENT / РОДИТЕЛЬСТВО / ВНУТРЕННЯЯ ПОЗИЦИЯ РОДИТЕЛЯ / ОНТОГЕНЕЗ РОДИТЕЛЬСКОЙ СФЕРЫ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / СОДЕРЖАНИЕ КОМПОНЕНТОВ ВНУТРЕННЕЙ ПОЗИЦИИ РОДИТЕЛЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Абдуллина Светлана Александровна

В статье рассматривается понятие «внутренняя позиция будущего родителя» среди детей подросткового возраста 15-17 лет. Обсуждается гипотеза о влиянии наполненности опытом выполнения специфических для родительства деятельностей в период до рождения собственных детей на формирование представлений о родительстве. В качестве методов исследования были использованы: «Анкета для выявления представлений о будущем ребенке», рисуночные методики «Моя семья» и «Моя семья в будущем», а также контент-анализ детских высказываний в «Родительском сочинении». В результате были выделены компоненты внутренней позиции и описано их содержание. Определены типы и критерии сформированности внутренней позиции родителя у подростков. Сделан вывод о наличии взаимосвязи между опытом взаимодействия с младенцем и характером внутренней позиции родителя. Полученные данные могут быть применены в составлении профилактических и коррекционных программ, направленных на формирование родительской сферы у подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF INTERNAL PARENT POSITION IN TEENAGE CHILDREN

The article looks at the concept of ‘internal position of future parent’ in 15-17 year-old children. It discusses the hypothesis of the influence of parenting-associated experience of an individual till the time they have their own children on their ideas of parenting. The following research methods were used: ‘Questionnaire to detect the ideas about future child’, art methods ‘My family’ and ‘My family in the future’ and content analysis of children’s ideas in ‘Parenting Essay’. As the result the components of internal parent have been detected and their characteristics described. The types and criteria of the presence of internal parent in teenagers have been defined. There has been made a conclusion about the interrelation between interaction experience at an infantile age and the type of internal parent. The acquired data can be applied in prophylactic and correctional pedagogical programmes aimed at developing parental characteristics in teenagers.

Текст научной работы на тему «Особенности внутренней позиции родителя у детей подросткового возраста»

психология

PSYCHOLOGY

DOI: 10.12731/2218-7405-2016-7-78-95 УДК 159.922.7

ОСОБЕННОСТИ ВНУТРЕННЕЙ ПОЗИЦИИ РОДИТЕЛЯ У ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

Абдуллина С.А.

В статье рассматривается понятие «внутренняя позиция будущего родителя» среди детей подросткового возраста 15-17 лет. Обсуждается гипотеза о влиянии наполненности опытом выполнения специфических для родительства деятельностей в период до рождения собственных детей на формирование представлений о родительстве. В качестве методов исследования были использованы: «Анкета для выявления представлений о будущем ребенке», рисуночные методики «Моя семья» и «Моя семья в будущем», а также контент-анализ детских высказываний в «Родительском сочинении».

В результате были выделены компоненты внутренней позиции и описано их содержание. Определены типы и критерии сформи-рованности внутренней позиции родителя у подростков. Сделан вывод о наличии взаимосвязи между опытом взаимодействия с младенцем и характером внутренней позиции родителя.

Полученные данные могут быть применены в составлении профилактических и коррекционных программ, направленных на формирование родительской сферы у подростков.

Ключевые слова: родительство; внутренняя позиция родителя; онтогенез родительской сферы; подростковый возраст; содержание компонентов внутренней позиции родителя.

PECULIARITIES OF INTERNAL PARENT POSITION IN TEENAGE CHILDREN

Abdullina S.A.

The article looks at the concept of 'internalposition of future parent' in 15-17 year-old children. It discusses the hypothesis of the influence of parenting-associated experience of an individual till the time they have their own children on their ideas of parenting. The following research methods were used: 'Questionnaire to detect the ideas about future child', art methods 'My family' and 'My family in the future' and content analysis of children's ideas in 'Parenting Essay'.

As the result the components of internal parent have been detected and their characteristics described. The types and criteria of the presence of internal parent in teenagers have been defined. There has been made a conclusion about the interrelation between interaction experience at an infantile age and the type of internal parent.

The acquired data can be applied in prophylactic and correctional pedagogical programmes aimed at developing parental characteristics in teenagers.

Keywords: parenting; internal parental position; ontogenesis ofparental sphere; adolescence; components of internal parent.

Введение

На сегодняшний день существует довольно много исследований психологической готовности девушек и юношей к родитель-ству. Изучаются представления о родительстве [3, 4, 11, 12, 13], готовность к родительству [1, 5, 7, 10, 19, 20, 24], образ будущего ребенка [17]. В исследованиях отмечается низкий уровень психологической готовности молодых людей к родительству, а именно преобладание инфантильного типа представлений о родительстве, идеализированных образов ребенка и родителя, богатых внешними характеристиками без яркой эмоциональной окраски и глубинной личностной значимости, при этом наблюдается несформирован-

ность навыков по уходу за ребенком. Среди причин указываются «утрата преемственности поколений в реализации родительских функций», а также «редкость и поверхностность контактов с детьми у молодых людей до момента рождения собственного ребенка» [1, 16, 21, 22, 23]. Становится очевидным, что низкий уровень развития представлений о родительстве можно повысить путем наполнения опытом специфических для родительства деятельностей в период до рождения собственных детей.

Наше исследование направлено на изучение формирования внутренней позиции родителя у подростков. Внутренняя позиция родителя - это личностное образование, отражающее принятие социальной позиции родителя, которую человек занимает или хочет занять, индивидуальное отношение к ней [2, 6].

Основываясь на теоретической концепции онтогенеза родительской сферы Г.Г. Филипповой [18], а также исследованиях В.В. Николаевой, Г.А. Ариной, Е.Б. Айвазян [11] мы выделили 4 компонента внутренней позиции родителя: 1) мотивационный - содержание личностного смысла родительства, место в системе ценностей, мотивов, потребностей; 2) когнитивный - образ ребенка, образ себя как родителя, представления и ожидания относительно родительства и детско-родительских отношений, представления о родительских функциях; 3) эмоциональный - эмоциональное отношение к родительству, к себе как к будущему родителю, к ребенку; 4) поведенческий - умения и навыки по уходу и общению с ребенком, навыки по воспитанию и обучению, стиль эмоционального сопровождения, осуществления операций ухода.

Целью нашего эмпирического исследования стало изучение содержания компонентов внутренней позиции родителя в подростковом возрасте и выявление взаимосвязи между опытом взаимодействия с младенцем и характером внутренней позиции родителя.

Методика

В исследовании участвовали 62 ребенка в возрасте от 15 до 17 лет, из них 34 девочки и 28 мальчиков. В возрасте 15 лет - 18 детей

, 16 лет - 23 ребенка, 17 лет - 21 ребенок. Из них у 27 есть только младшие сиблинги, у 7 детей есть и старшие и младшие сиблинги, у 13 детей есть только старшие сиблинги, 13 детей - единственные дети в семье.

Методики исследования внутренней позиции родителя

в подростковом возрасте: 1. Анкета для выявления представлений о будущем ребенке (авторская модификация С.А. Абдуллиной методики А.А. Петровой) [15] - направлена на изучение представлений о будущем ребенке по 2 основным категориям - представления об особенностях воспитания и ухода, взаимодействия с ребенком, отражающих родительскую компетентность, и представления об индивидуально-психологических особенностях ребенка. 2. Родительское сочинение (авторская модификация С.А. Абдуллиной методики «Родительское сочинение» О.А. Карабановой) [3] - изучение особенностей внутренней позиции родителя на идеальном уровне по следующим блокам: «образ ребенка», «образ отношений в семье», «я как родитель». 3. Рисунок «Моя семья» (модификация Т.В. Пальцевой) [14]. 4. Рисунок «Моя семья в будущем» (ТВ. Пальцева) [14].

Для подросткового возраста характерно интенсивное развитие самосознания, мировоззрения, мотивационной системы, способности к рефлексии и выработке собственной позиции [9]. На первое место в этом возрасте выдвигаются мотивы, связанные с жизненным планом, намерениями в будущем, мировоззрением и самоопределением [2]. Внутренняя позиция подростка в отличие от позиции младшего школьника характеризуется стремлением к утверждению в позиции взрослого. Имеющиеся у подростка представления о взрослой жизни, в частности о родительстве, превращаются в представления о собственном будущем [8].

Результаты и обсуждение Мотивационный компонент внутренней позиции родителя оценивался по ответам в «Анкете для выявления представлений о будущем ребенке», по рисунку «Моя семья в будущем», а также

по высказываниям в «Родительском сочинении». По результатам анкетирования 97% подростков планируют иметь в будущем детей. Изображение детей также присутствуют и на рисунке «Моя семья в будущем» у 92% испытуемых. У них преобладает высокий и средний уровень ценности ребенка.

Среди мотивов родительства чаще встречается мотивы: а) «смысл жизни» (81%) - ребенок является надеждами на будущее, является значительной частью жизни родителя, б) «забота» (45%) -ребенок - это тот, кого можно любить, о ком можно заботиться, д) «реализация собственных планов» (34%) - ребенок будет осуществлять в своей жизни то, что не сделала мать/отец по каким-то причинам, в) «прагматический» (27%) - ребенок - союзник в решении жизненных проблем и задач, г) «разделение интересов» (11%) - здесь ребенок выступает в роли партнера по жизненным интересам и может оказывать поддержку.

Диаграмма №1. Мотивы родительства (в%)

У девочек чаще встречаются мотивы «смысл жизни», «забота» и «прагматический», а у мальчиков мотивы «смысл жизни», «реализация собственных планов» и «забота».

На основе корреляционного и факторного анализа были выявлены связанные друг с другом переменные и объединены по критерию сформированности/несформированности внутренней позиции родителя. Мы выявили близость между «психологическим

комфортом в позиции родителя» на рисунке «Моя семья в будущем» и мотивом «забота», а также отрицательную взаимосвязь с мотивом «реализация собственных планов». Мы можем предположить, что мотив «забота» является показателем сформированности внутренней позиции родителя, а мотив «реализация собственных планов» показателем несформированности.

Мотивационный компонент также оценивался по высказываниям в «Родительском сочинении», где по «Открытой шкале» подростки отвечали, что «мечтают иметь детей в будущем, ждут этого момента с нетерпением». Наличие данных высказываний отражало высокий уровень сформированности внутренней позиции родителя.

Когнитивный компонент. Уровень развития внутренней позиции родителя оценивался по насыщенности содержания когнитивного компонента в «Родительском сочинении» и анкете «Представления о будущем ребенке», а также по наличию высказываний «из роли родителя».

«Образ ребенка». Подростки чаще высказываются о будущих увлечениях своего ребенка, чем о его личностных чертах. Среди увлечений на первом месте учеба, потом спорт. Девочки чаще упоминают занятия чтением, музыкой, танцами и рисованием. А мальчики чаще говорят о занятиях математическими науками и учебе в институте.

t t С Ijl л ,1

It 111 tf 111

девочки ■ мальчики

/X*//s// w

у // Л

Диаграмма №2. Образ ребенка. Увлечения (в%)

Главные личностные черты будущего ребенка, по мнению подростков, это доброта и ум. Девочки также более важными считают

самостоятельность и независимость, внешнюю красоту, дружелюбие, целеустремленность, честность и воспитанность. А мальчики считают более важными здоровье, успешность, индивидуальность и отзывчивость. Также надо отметить, что «образ ребенка» у девочек насыщенней, чем у мальчиков.

60 50 40

Диаграмма №3. Образ ребенка. Личностные черты (в%)

«Образ отношений в семье». Высказывания о характере отношений имеют положительную окраску, преобладают общие высказывания - «отношения хорошие, наилучшие» (63%). Подчеркивается важность близости в отношениях, доверия, искренности (32%). Категория «друзья, дружба» встречается у 24% подростков. О любви в отношениях с будущим ребенком говорят 15% подростков. Считают, что отношения будут счастливыми 13% подростков. Ориентация на интересы ребенка в выборе будущих увлечений наблюдалась у 35,5% испытуемых. Они отмечали, что в будущем ребенок сам выберет то, что ему будет интересно. Принятие любых особенностей своего ребенка («буду любить такого, какой есть») присутствовало в высказываниях у 27,4% детей. Различие мальчиков и девочек заключается в том, что девочки чаще используют категории «доверие», «любовь», «взаимопонимание», «уважение», а мальчики категорию «дружба».

«Образ себя как родителя» включал в себя ожидания относительно своих чувств, ощущений, планов, мыслей, действий в связи с появлением ребенка в будущем. Ответы давались из «роли роди-

теля», например: «Я всегда мечтала о том, что ... мой ребенок подбежит ко мне и скажет «мама» или «Когда я думаю о своем будущем ребенке, то ... с нетерпением жду, когда он появится». Лишь 28% детей использовали в сочинениях высказывания, которые можно отнести к категории «Я как родитель». Данная категория чаще встречалась в ответах по «Открытой шкале» и характеризовала высокий уровень сформированности внутренней позиции родителя.

Эмоциональный компонент. Родительские чувства носили как положительный эмоциональный знак - счастье, радость, гордость, ожидание с нетерпением, когда появится семья и ребенок (35,5%), так и отрицательный - страх, волнение, неуверенность, затруднение (17,7%).

На первом месте среди опасений страхи относительно отношений с будущим ребенком - «не будет слушаться, будет нарушать запреты» у 71% испытуемых. Далее страхи относительно индивидуальных особенностей будущего ребенка - «попадет под влияние плохой компании» (47%), «будет иметь вредные привычки» (55%), «у него будут проблемы со здоровьем» (24%), скованность, замкнутость (15%), лень, несерьезность (8%). Также встречались страхи относительно своего родительства (10%) - «ребенок быстро вырастет, буду плохой матерью/отцом, не будет детей и счастливой семьи, не найду достойного супруга, буду одна воспитывать ребенка, не смогу уделять достаточно времени, буду излишне о нем заботиться и чрезмерно опекать».

По результатам рисуночной методики «Моя семья в будущем» психологический комфорт в позиции родителя у большей части подростков (47%) находится на среднем уровне. Низкий уровень психологического комфорта в позиции родителя у 29% детей, а высокий уровень у 24% детей.

Поведенческий компонент. Намерения подростков относительно своего родительского поведения были отражены в высказываниях в «Родительском сочинении» и анкете «Представления о будущем ребенке».

Методы воспитания включали в себя требования, систему поощрений и наказаний. Низкий уровень (названы от 0 до 5 конкрет-

ных методов воспитания) наблюдался у 32% испытуемых; средний уровень (названы от 6 до 10 конкретных методов воспитания) у 43% испытуемых, а высокий уровень (названы от 11 до 16 конкретных методов воспитания) у 24% испытуемых.

Таблица №1.

Методы воспитания (в%)

Методы воспитания Все Девочки Мальчики

Что будет нельзя:

Вредные привычки (пить, курить) 61 53 71

Нецензурные выражения 17 9 29

Грубить старшим 31 30 32

Принимать наркотики 21 9 36

Долго гулять 16 18 14

Долго смотреть телевизор 13 9 18

Общаться с плохой компанией 8 9 7

Забрасывать учебу 7 3 11

Воровать 2 3 0

«Все плохое, то, что вредно» и т.п. 15 27 0

Что будет можно:

Гулять с друзьями 21 15 29

Иметь свои увлечения 15 9 21

Компьютер 8 6 11

Иметь свое мнение 5 6 4

«Все, но в рамках» и т.п. 53 56 50

Что будете делать вместе:

Гулять 48 50 46

Играть 29 38 18

Проводить время вместе 29 27 32

Заниматься уроками 27 32 21

Театр, кино, музей и др. 24 30 18

Веселиться 18 24 11

Путешествовать 16 24 7

Делать домашние дела 16 21 11

Заниматься спортом 15 9 21

Разговаривать 13 12 14

Смотреть телевизор 10 15 4

Ходить по магазинам 8 15 0

Читать 7 12 0

Отмечать праздники 5 6 4

Окончание табл. 1.

В чем будет самостоятельным:

В быту 27 24 32

В принятии решений 26 21 32

В учебе 24 27 21

В выборе интересов 15 18 11

В выборе друзей 11 15 7

В выборе профессии 8 6 11

«Во многом, почти во всем» и т.п. 15 21 7

Методы наказания:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Лишение чего-либо (прогулка,

компьютер, карманные деньги,

развлечения) 52 59 43

Серьезный разговор 40 44 36

Крик 7 9 4

Игнорирование 5 9 0

Домашний арест 7 9 4

Наказание ремнем 7 3 11

Любое, кроме физического наказания 13 15 7

Поставить в угол 16 9 25

По результатам анкетирования были выявлены представления о стиле воспитания: демократический стиль преобладает у 73% испытуемых, авторитарный у 19%, попустительский у 8%. Значимых различий между мальчиками и девочками по стилю воспитания нет. Помощь бабушек и дедушек в воспитании ребенка готовы принимать лишь 47% подростков, равное количество мальчиков и девочек. По показателю родительская направленность были получены следующие результаты: ориентация полностью на интересы ребенка преобладает у 16% испытуемых; частичная ориентация на интересы ребенка у 61% испытуемых; ориентация на себя или общественное мнение у 23% испытуемых.

В результате применения факторного и кластерного иерархического анализа выявлены следующие типы внутренней позиции родителя у подростков:

- сформированная (26%) (14 девочек и 2 мальчика) - наличие мотивации быть родителем в будущем (мотивы - «забота», «смысл

жизни»); наличие изображения детей и высокий уровень ценности ребенка на рисунке «Моя семья в будущем»; высокий уровень психологического комфорта в позиции родителя; насыщенность представлений, а также наличие намерений относительно воспитания, ухода и взаимодействия с ребёнком, отношений в будущей семье; демократический или авторитарный стили воспитания; наличие представлений о желаемых особенностях будущего ребенка, однако принятие любых его особенностей; высказывания, отражающие наличие «мечты» быть родителем, родительские чувства при мысли о будущем ребенке - «радость», «счастье», «гордость».

- частично сформированная (72%) (19 девочек и 26 мальчиков) - наличие мотивации быть родителем в будущем (мотивы - «реализация собственных планов», «прагматический», «разделение интересов»); представление своей будущей семьи с детьми на рисунке «Моя семья в будущем» и средний уровень ценности ребенка; средний уровень психологического комфорта в позиции родителя; однообразие и формальность высказываний по блокам «Образ ребенка», «Образ себя как будущего родителя»; поверхностные представления о навыках по воспитанию и уходу за ребенком; отсутствие высказываний, отражающих принятие своего будущего ребенка и его особенностей; попустительский и демократический стили воспитания.

- несформированная (2%) (1 девочка) - отсутствие мотивации быть родителем в будущем; представление своей будущей семьи без детей на рисунке «Моя семья в будущем»; поверхностные представления о навыках по воспитанию и уходу за ребенком; негативный или амбивалентный эмоциональный фон родительского сочинения; отсутствие намерений относительно особенностей ухода и взаимодействия с ребёнком; родительские чувства при мысли о будущем ребенке - «негативизм», «страх».

С целью выявления взаимосвязи между наличием опыта взаимодействия с младенцем и сформированностью внутренней позиции родителя, мы использовали корреляционный анализ (критерий Спирмена) и непараметрические критерии для выявления различий (критерий Манна-Уитни). На основании анкеты по онто-

генезу родительской сферы были определены наличие и характер опыта взаимодействия подростков с младенцами.

Таблица №2.

Корреляционная матрица взаимосвязей между наличием у подростков опыта взаимодействия с младенцами и особенностями компонентов внутренней позиции родителя (критерий Спирмена)

Пред- Важность Важность Тревож-

ставления дружеских близости в ность на

о методах отношении отношениях рисунке

воспита- с будущим с будущим «Моя семья

ния ребенком ребенком в будущем»

Насыщенность опы-

та взаимодействия с - 0,424*

младенцами

Характер впечатле-

ний от взаимодей- 0,522** 0,534**

ствия с младенцем

Характер реакции взрослых 0,474*

* - корреляции с уровнем значимости меньше 0,05; ** - корреляции с уровнем значимости меньше 0,01.

Таким образом, мы видим, что наличие опыта и положительных впечатлений от взаимодействия с младенцами влияет на интенсивность формирования представлений о методах воспитания и родительской компетентности, а насыщенность опыта может положительно сказаться на эмоциональной составляющей внутренней позиции родителя (более низкий уровень тревоги относительно будущей семьи).

Также мы предположили, что подростки, имеющие младших сиблингов с разницей в возрасте 5-11 лет, будут иметь более высокий уровень сформированности внутренней позиции родителя. Данное предположение мы сделали, основываясь на теоретических данных Г.Г. Филипповой (Г.Г. Филиппова, 2002), которая указывает на то, что наиболее благоприятным периодом для получения первого опыта взаимодействия с младенцем является период няньчания (возраст от 5 до 11 лет). Наличие такого опыта именно

в этом возрасте, по мнению Г.Г. Филипповой, оказывает положительное влияние на формирование родительской сферы личности.

Мы сравнили результаты подростков, имеющих младших си-блингов с разницей в возрасте 5-11 лет (группа 1) и не имеющих таковых (группа 2) с помощью непараметрического критерия Манна-Уитни и выявили следующие различия. Психологический комфорт в позиции родителя в первой группе выше, ценность ребенка выше, чаще встречается авторитарный стиль воспитания, уровень родительской компетентности выше, больше полнота представлений о желаемых отношениях с будущим ребенком. Также у подростков первой группы намного чаще встречается принимающая позиция по отношению к любым особенностям ребенка.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что у подростков, имеющих младших сиблингов с разницей в возрасте 5-11 лет, более высокие показатели по наиболее важным критериям сформи-рованности внутренней позиции родителя.

Заключение

В заключение, по результатам нашего исследования, мы можем сделать вывод, что внутренняя позиция родителя формируется намного раньше, чем появляются собственные дети. В подростковом возрасте наиболее ярким проявлением сформированности внутренней позиции родителя будет наличие положительных родительских чувств и ожиданий, относительно появления ребенка в будущем, привлекательность социальной роли родителя, преобладание мотива ро-дительства, связанного с желанием заботиться о будущем ребенке, а также принимающая позиция по отношению к любым особенностям будущего ребенка. Также, мы выявили, что наличие и характер опыта взаимодействия с младенцами до начала подросткового возраста влияет на сформированность внутренней позиции родителя.

Список литературы 1. Авдулова Т.П., Трухачева О.К. Сравнительный анализ готовности к родительству у матерей и отцов в период ожидания ребенка //

Перинатальная психология и психология репродуктивной сферы. 2013. №3. С. 67-89. URL: http://www.perinataljourn.ru/zhurnal/ vyipuski_zhumala/3_2013/avdulova_t_p_truhacheva_o/ (дата обращения: 5.09.2016).

2. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. Питер, 2008. 398 с.

3. Бурменская Г.В., Захарова Е.И., Карабанова О.А. и др. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. М.: Издательский центр «Академия», 2002.

4. Девятых С.Ю. Особенности представлений о родительстве в юношеском возрасте (анализ тендерных различий): Дис. ... канд. пси-хол. наук. Смоленск, 2006. 231 с.

5. Демчук Н.А. Формирование психологической готовности юношей к отцовству: Дис. ... канд. психол. наук. Курган, 2006. 223 с.

6. Захарова Е.И. Психология освоения родительства: науч. моногр. М.: ИИУ МГОУ, 2014. 258 с.

7. Ивакина В.В. Формирование у студенток психологической готовности к материнству: Дис. ... канд. психол. наук. Ставрополь, 2006. 193 с.

8. Иващенко А.В., Зубова Л.В., Щербинина О.А. Внутренняя позиция личности подростка: понятие, условия формирования и развития. Оренбург: ГУ РЦ РО, ГОУ ОГУ, 2008. 153 с.

9. Крайг Г. Психология развития / Г. Крайг. 7-е междунар. изд. СПб.: Питер, 2000. 992 с.

10. Крысько А.А., Ланцбург М.Е. Представления о материнстве и возрастных особенностях детей у девушек старшего подросткового возраста // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. Т.6. №2. С. 129-138. URL: http://psyedu.ru/journal/2014/2/Krysko_ Lancburg.phtml (дата обращения: 5.09.2016).

11. Николаева В.В., Арина Г. А., Айвазян Е.Б. Структура и содержание внутренней материнской позиции у беременных женщин // Медико-психологические аспекты современной пренатальной и перинатальной психологии, психотерапии и перинатологии. М., 2005. С. 40-43.

12. Овчарова Р.В. Психология родительства. Издательство: Академия, 2005. 368 с.

13. Павлова Т.В. Психологические механизмы формирования зрелых представлении о родительстве // Вестник университета (Государственный университет управления). 2011. №16. С. 77-78.

14. Пальцева Т.В. Психологические условия становления и развития репродуктивных установок в детско-юношеском возрасте: Дис. ... канд. психол. наук. М., 2006. 156 с.

15. Петрова А.А. Материнские представления об индивидуально-психологических особенностях ребенка как фактор детско-родитель-ского эмоционального взаимодействия: Дис. ... канд. психол. наук. М., 2008. 225 с.

16. Попова А.А. Контент-анализ ассоциативного ряда к слову «ребёнок» // Перинатальная психология и психология репродуктивной сферы. 2011. №1-2. С. 118-131. URL: http://www.perinataljourn.ru/ zhurnal/vyipuski_zhurnala/1_2_2011/popova_a_a_kontent_analiz/ (дата обращения: 5.09.2016).

17. Смирнова А.А., Чернова Е.П. Особенности образа будущего ребенка у современной молодежи // Перинатальная психология и психология репродуктивной сферы. 2011. №1-2. С. 202-219. URL: http://www.perinataljourn.ru/zhumal/vyipuski_zhumala/1_2_2011/ smirnova_a_a_chernova_e/ (дата обращения: 5.09.2016).

18. Филиппова Г.Г. Психология материнства: учебное пособие. М.: Изд-во Института психотерапии, 2002. 238 с.

19. Щербаков А.В. Родительские роли как детерминанты формирования личности в контексте психологической готовности к родитель-ству у студенток вуза: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. Нижний Новгород, 2014. 28 с.

20. Arendell T. Conceiving and investigating motherhood: The decade's scholarship // Journal of Marriage and Family. 2000. Т. 62. № 4, рр. 1192-1207.

21. Barnes, Medora W. When Couples Become Parents: The Creation of Gender in the Transition to Parenthood // Journal of Marriage and Family/ Toronto: University of Toronto Press. February 2011. Vol. 73. No. 1, рp.310-315.

22. Elkind D. Ties that Stress: The New Family Imbalance. Harvard: Harvard University Press, 2009. 253 p.

23. Thomson E. Motherhood, Fatherhood, and Family Values. University of Wisconsin-Madison. 2001.

24. Wall G. Mothers' experiences with intensive parenting and brain development discourse // Women's Studies International Forum. Pergamon, 2010. Vol. 33. № 3, pp. 253-263.

References

1. Avdulova T.P., Trukhacheva O.K. Perinatal'naya psikhologiya i psik-hologiya reproduktivnoy sfery. 2013. №3. pp. 67-89. http://www.peri-nataljourn.ru/zhurnal/vyipuski_zhurnala/3_2013/avdulova_t_p_tru-hacheva_o/

2. Bozhovich L.I. Lichnost'i ee formirovanie v detskom vozraste [Personality and its Formation in Childhood]. Piter, 2008. 398 p.

3. Burmenskaya G.V., Zakharova E.I., Karabanova O.A. et al. Vozrast-no-psikhologicheskiy podkhod v konsul'tirovanii detey i podrostkov [Age-Based Approach in Consultations Provided to Children and Teenagers]. M., 2002.

4. Devyatykh S.Yu. Osobennostipredstavleniy o roditel 'stve v yunosheskom vozraste (analiz gendernykh razlichiy) [Peculiarities of the Concept of Parenting in Adolescent Age (a study of gender differences)]: Thesis by ... Candidate of Sciences in Psychology. Smolensk, 2006. 231 p.

5. Demchuk N.A. Formirovanie psikhologicheskoy gotovnosti yunoshey k ottsovstvu [Preparing Young Men Psychologically for Fatherhood]: Thesis by ... Candidate of Sciences in Psychology. Kurgan, 2006. 223 p.

6. Zakharova E.I. Psikhologiya osvoeniya roditel 'stva [Mastering Parenting. Psychological Aspect]. M.: IIU MGOU, 2014. 258p.

7. Ivakina V.V. Formirovanie u studentok psikhologicheskoy gotov-no-sti k materinstvu [Building Psychological Readiness for Maternity in Female Students]: Thesis by ... Candidate of Sciences in Psychology. Stavropol', 2006. 193 p.

8. Ivashchenko A.V., Zubova L.V., Shcherbinina O.A. Vnutrennyaya pozi-tsiya lichnostipodrostka: ponyatie, usloviya formirovaniya i razviti-ya [Internal Personality Position of a Teenager: Concept, Formation and Development]. Orenburg: GU RTs RO, GOU OGU, 2008. 153 p.

9. Krayg G. Psikhologiya razvitiya [Developmental Psychology]. SPb.: Piter, 2000. 992 p.

10. Krys'ko A.A., Lantsburg M.E. Psikhologicheskaya nauka i obrazo-vanie psyedu.ru. 2014. V.6. №2, pp. 129-138. http://psyedu.ru/jour-nal/2014/2/Krysko_Lancburg.phtml

11. Nikolaeva V.V., Arina G.A., Ayvazyan E.B. Mediko-psikhologicheskie aspekty sovremennoy prenatal'noy i perinatal'noy psikhologii, psikho-terapii i perinatologii [Medical and Psychological Aspects of Modern Prenatal and Perinatal Psychology, Psychotherapy and Perinatology]. M., 2005, pp. 40-43.

12. Ovcharova R.V. Psikhologiya roditel'stva [Psychology of Parenthood]. Izdatel'stvo: Akademiya, 2005. 368 p.

13. Pavlova T.V. Vestnik universiteta (Gosudarstvennyy universitet uprav-leniya). 2011. №16, pp. 77-78.

14. Pal'tseva T.V. Psikhologicheskie usloviya stanovleniya i razvitiya re-produktivnykh ustanovok v detsko-yunosheskom vozraste /Psychological Conditions for Building and Developing Reproductive Presuppositions in Children and Adolescents]: Thesis by ... Candidate of Sciences in Psychology. M., 2006. 156 p.

15. Petrova A.A. Materinskie predstavleniya ob individual'no-psikho-logicheskikh osobennostyakh rebenka kak faktor detsko-roditel 'skogo emotsional'nogo vzaimodeystviya [Maternal Concepts of Psychological Characteristics of a Child as a Factor in Emotional Interaction between Child and Parent]: Thesis by ... Candidate of Sciences in Psychology. M., 2008. 225 p.

16. Popova A.A. Perinatal'naya psikhologiya i psikhologiya reproduk-tivnoy sfery. 2011. №1-2, pp. 118-131. http://www.perinataljourn.ru/ zhurnal/vyipuski_zhurnala/1_2_2011/popova_a_a_kontent_analiz/

17. Smirnova A.A., Chernova E.P. Perinatal'naya psikhologiya i psikhologiya reproduktivnoy sfery. 2011. №1-2, pp. 202-219. http://www. perinataljourn.ru/zhurnal/vyipuski_zhurnala/1_2_2011/smirnova_a_a_ chernova_e/

18. Filippova G.G. Psikhologiya materinstva [Psychology of Maternity]: guidebook. M.: Izd-vo Instituta psikhoterapii, 2002. 238 p.

19. Shcherbakov A.V. Roditel'skie roli kak determinanty formirovaniya lichnosti v kontekste psikhologicheskoy gotovnosti k roditel 'stvu u stu-dentok VUZa [Parents' Roles as Determining Factors in Personality Building in the Context of Psychological Readiness for Parenting in Female University Students]: Synopsis of a thesis ... Candidate of Sciences in Psychology. Nizhniy Novgorod, 2014. 28 p.

20. Arendell T. Conceiving and investigating motherhood: The decade's scholarship. Journal of Marriage and Family. 2000. V. 62. № 4, рр. 1192-1207.

21. Barnes, Medora W. When Couples Become Parents: The Creation of Gender in the Transition to Parenthood. Journal of Marriage and Family/ Toronto: University of Toronto Press. February 2011. Vol. 73. No. 1, pp. 310-315.

22. Elkind D. Ties that Stress: The New Family Imbalance. Harvard: Harvard University Press, 2009. 253 p.

23. Thomson E. Motherhood, Fatherhood, and Family Values. University of Wisconsin-Madison. 2001.

24. Wall G. Mothers' experiences with intensive parenting and brain de-ve-lopment discourse. Women's Studies International Forum. Pergamon, 2010. Vol. 33. № 3, pp. 253-263.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Абдуллина Светлана Александровна, педагог-психолог ГБОУ СОШ 1989, аспирант факультета психологии и социальной работы МосГУ

Московский гуманитарный университет

ул. Юности, 5, г. Москва, 111395, Российская Федерация

abdullina.sa@mail.ru

DATA ABOUT THE AUTHOR

Abdullina Svetlana Aleksandrovna, Educational Psychologist, Graduate Student of the Faculty of Psychology and Social Work

Moscow University for the Humanities

5, Yunost Str., Moscow, 111395, Russian Federation

abdullina.sa@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.