УДК 158 (п): 34с.5
Аптикиева Л.Р.1, Аптикиев А.Х.2, Бурсакова М.С.3
1Оренбургский государственный университет 2Оренбургский государственный педагогический университет 3Оренбургский государственный аграрный университет E-mail: [email protected]
формирование образа и представления о семье у подростков, находящихся в условиях приюта
Актуальность проблемы формирования позитивного образа семьи у подростков, находящихся в условиях приюта заключается в наличии сформированного искаженного образа, представления о семье, приводящего к «вторичному» сиротству - к пополнению детских домов, интернатов, социальных приютов детьми из семей бывших воспитанников этих образовательных учреждений. нахождение детей подросткового возраста в приюте приводит к возникновению серьезных трудностей психологического плана: возникновению социальной дезадаптации; самовольному уходу из приюта; беспризорности, безнадзорности, бродяжничества подростков, профилактика которых в настоящее время выработана не в достаточной мере (недостаточно разработаны психолого-педагогические методы эффективной помощи). возникновение скрытого социального сиротства, обусловлено: а) резким ухудшением материального положения семьи; б) падением ее нравственных устоев; в) снятием многих моральных запретов; г) нарастанием психоэмоциональных перегрузок у родителей; д) изменением отношения к детям. к группе риска относятся: дети-сироты; социальные сироты; скрытые социальные сироты. Эффективная система работы по формированию положительного образа семьи заключается: 1) в подборке грамотного диагностический инструментария для изучения образа, представления о семье: а) метод изучения, анализа документации; б) метод опроса ((интервью; беседы о семье по предложенным темам; личностные опросники («поведение родителей и отношение подростков к ним» - ADOR, Е. Шафера; «Эмоциональные отношения в семье» Е.Бене-Е.Антони)); в) проективные методы исследования личности («Межличностные отношения ребенка» Р.Жиля; «Рисунок семьи» Р.Бернса и С.кауфмана; «незаконченные предложения» Сакса-Леви; коллажирование); г) методы обработки экспериментальных данных (качественная и количественная обработка результатов исследования, табулярно-графическое отображение данных, сравнительный анализ, использование t - критерия Стьюдента, корреляционный анализ); 2) разработке коррекционно-развивающей программы, формирующей: а) представления о семейных ролях, функциях, задачах семьи; б) психологические основы здоровых отношений мужчины и женщины; адекватное представление о противоположном поле; в) развивающей навыки конструктивного общения, взаимодействия; г) снижающей агрессивность, враждебность; д) подготавливающей к ответственному родительству; планированию будущей семейной жизни.
ключевые слова: социальное сиротство, образ семьи, представление о семье, семейная депривация, социальных сироты старшего подросткового возраста, искаженный образ семьи, значимый взрослый.
Проблема социального сиротства в России в настоящее время является одной из самых острых. Среди воспитанников социальных приютов, интернатов лишь 5% не имеют родителей, от 95% детей (социальных сирот) родители по различным причинам отказались или были лишены родительских прав. По официальным подсчетам в настоящее время в России около полумиллиона социальных сирот. Большинство социальных сирот, проживающих в социальных приютах, интернатах,- дети подросткового возраста. Подростки, попадая в социальный приют, испытывают серьезные трудности психологического плана при включении в иную среду (отсутствие опыта, поддержки), что не способствует социальной адаптации подростка и приводит к самовольному уходу из приюта. Это свидетельствует о том, что в данный момент не выработаны психолого-педагогические методы
оказания эффективной помощи в профилактике беспризорности, безнадзорности, бродяжничества подростков.
Кроме того, в России существует проблема скрытого социального сиротства, обусловленного резким ухудшением материального положения семьи, падением ее нравственных устоев, снятием многих моральных запретов, нарастанием психоэмоциональных перегрузок у родителей, и, как следствие, изменением отношения к детям: они становятся практически беспризорными. Дети-сироты, социальные сироты и скрытые социальные сироты относятся к группе риска; к ней же зачастую принадлежат и дети из неполных семей.
Исследователи проблем сиротства (Варга А.Я., Дубровина И.В., Лагутина А.Е., Лисина М.И., Мухина В.С., Прихожан А.М., Радина Н.К., Спиваковская А.М., Столин В.В., Сул-
тангалиева, Ж.К., Толстых И.Н. и др.) отмечают постоянное отставание детей, живущих в социальных приютах, от своих сверстников по основным показателям интеллектуального, эмоционально-волевого и социального развития [4], [5], [6], [8], [9], [11], [12].
Семейная депривация (под депривацией мы понимаем недостаточное удовлетворение основных психических потребностей в течение длительного времени и в серьезной степени; в данном случае речь идет о базовых потребностях ребенка в любви и привязанности, безусловном принятии) искажает процесс усвоения социальных ролей, норм, семейных традиций, ценностей, что в последующем приводит к огромным трудностям у таких детей к адаптации к социуму, созданию собственной семьи и ее сохранению, воспитанию собственных детей [1], [2]. У них быстро исчерпывается первоначальная привязанность, содержание супружеских отношений не получает развития. В процессе социализации семья полностью или частично отстраняется от процесса создания условий для усвоения нормативного ролевого поведения ребенка, а педагогические условия и психологические факторы обучения и воспитания детей-сирот в интернатах и приютах не способствуют усвоению социальных норм, ролей будущего родителя.
Несмотря на негативный характер детско-родительских отношений в таких семьях, родители остаются для ребенка значимыми субъектами на протяжении их дальнейшей жизни в детских домах, интернатах и позднее, в самостоятельной жизни. Причем все, что связано с родителями, воспринимается ребенком неадекватно в силу острого эмоционального реагирования на любые вопросы, касающиеся темы семьи.
В сознании ребенка, воспитывающегося вне семьи, реальные родители идеализируются, а значит, снижается критичность восприятия жизни и поведения. Негативные переживания и воспоминания, связанные с родителями и их поведением (пьянство, побои, конфликты) в сознании детей отступают на второй план, уступая место тоске по матери и стремлении вернуться к ней, во что бы то ни стало. Родители социальных сирот являются носителями негативных моделей социального поведения, которые, как
мы полагаем, усваиваются детьми в силу их особенного отношения к родителям.
Негативные последствия семейного неблагополучия и воспитания в детских закрытых учреждениях обуславливают усвоение и формирование подростком искаженного образа семьи. Опыт жизни в родительской семье играет важную роль, но когда ребенок не имеет перед глазами позитивного родительского примера, он не вырабатывает у себя соответствующих навыков, он не способен к созданию собственной семьи и выполнению семейных функций.
Научная база для разработки вопросов воспитания, социализации и ресоциализации социальных сирот подросткового возраста в государственных учреждениях формировалась отечественными и зарубежными исследователями (Андреева Г.М., Араканцева Т.А., Варга А.Я., Мид Дж., Дубровина И.В., Кле М., Кон И.С., Лагутина А.Е., Лисина М.И., Мухина В.С., Прихожан А.М., Радина Н.К., Реан А.А., Смел-зер Н., Смирнова Е.О., Спиваковская А.С.,В.В. Столин, Султангалиева Ж.К., Толстых И.Н., Эй-демиллер Э.Г., Юстицкий В.В., и др.) [5], [6], [8], [9], [10], [11], [12]. В отечественной психологии обозначились несколько подходов к изучаемой проблеме. Среди основных - школы Лисиной М.И. и Мухиной ВС.
В исследованиях Радиной Н.К. показано, что воспитанники детских домов не имеют близких связей с миром взрослых, что, отчасти, объясняет наличие у них неопределенных идентификаций. Незавершенный процесс переживания утраты или разлуки с родителями блокирует образование связей с обществом для каждого ребенка, потерявшего семью. Радина Н.К. устанавливает следующую цепь связей: острое переживание утраты близких блокирует образование связей с миром взрослых, отсутствие подобных связей (неопределенные идентификации) затрудняет развитие позитивного самопринятия [9].
В исследованиях Смирновой Е.О. и Лагутиной А.Е. показано, что воспитатели, педагоги не являются значимыми взрослыми для социальных сирот. Этот факт объясняется феноменом «отчуждения своего опыта», характерным для сирот. Анализируя становление опыта у детей, воспитывающихся в детском доме, Смирнова Е.О. и Лагутина А.Е. отмечают, что воспита-
тели остаются лишь носителями знаний, образцов поведения, поощрений и наказаний, но не порождают собственных стремлений и осознанных переживаний у детей, поэтому «переданные» им знания и образцы поведения чаще всего остаются формальными, отчужденными и не вызывают эмоционального, субъективного отношения. Негативные примеры поведения, демонстрируемые родителями, их образ жизни неосознанно воспринимаются подростком как образец для подражания. Некритичное восприятие подобных паттернов поведения при отсутствии в близком окружении подростка значимых примеров позитивной системы ценностей практически лишают социальную сироту возможности успешной социализации [10].
Таким образом, проблема заключается в отсутствии субъекта (реального или идеального), личность и поведение которого могли бы послужить образцом, примером для подражания для социального сироты. Это должен быть значимый для подростка взрослый. К сожалению, педагоги воспитательных учреждений не могут быть для него значимыми взрослыми в силу описанных выше особенностей взаимодействия с воспитанниками. Что касается родителей, то их образ жизни и система ценностей не могут быть критично осмысленны детьми.
Особенности развития воспитанников детских учреждений закрытого типа определяются теми условиями, в которых живет подросток. Однако мы полагаем, что не менее важную роль в его личностном развитии играет опыт жизни в родительской семье, который не учитывается в психолого-педагогической работе с подростками. Семья своими ценностными ориентациями, особенностями межличностных отношений, всем укладом и стилем жизни прямо или косвенно, в большей или меньшей степени готовит ребенка к его будущей семейной жизни. Негативные последствия семейного неблагополучия и воспитания в образовательных учреждениях обуславливают усвоение и формирование подростком искаженного образа семьи, свидетельством чему является пополнение детских домов, интернатов, социальных приютов детьми из семей бывших воспитанников этих образовательных учреждений [1].
Анализ научно-методической литературы и современных исследований по данной пробле-
ме (Алмазов Б.Н., Беличева С.А., Гоголева Л.В., Клейберг Ю.А., Кондратишко В.Ф., Манапова Е.И., Самохина А.А., Туманова Е.Н., Шевченко Ю.С., Шилов И.Ю. и др.) свидетельствует о возросшем научном и практическом интересе к проблемам семьи, социального сиротства. Однако, на сегодняшний день ни в психолого-педагогической науке, ни в практической деятельности различных образовательных учреждений не разработана достаточно эффективная система работы по формированию положительного образа семьи у социальных сирот подросткового возраста в условиях социального приюта.
Актуальность нашего исследования заключается в том, что существует необходимость, в силу указанных обстоятельств, с целью восстановления нарушенных социальных связей подростка с семьей и формированию у социальных сирот позитивного образа семьи, организовывать в условиях социальных приютов работу по психолого-педагогическому воспитанию и подготовке социальных сирот к созданию собственных семей и выполнению семейных функций. Наше экспериментальное исследование (проводилось в течение 2013-2014 г.г.) включало следующие этапы: констатирующий - имел своей целью изучение образа и представления о семье у подростков, находящихся в условиях приюта и подростков, воспитывающихся в семьях. Кроме того, изучались особенности личности и взаимоотношения подростков в условиях приюта. Общее количество испытуемых, задействованных на данном этапе эксперимента, составило 260 подростков, находящихся в социальном приюте «Родничок» г. Оренбурга и подростков из благополучных семей (учащиеся школ №23, №64 г. Оренбурга). В экспериментальную группу вошли 130 детей - социальных сирот, старшего подросткового возраста (13-16 лет). В контрольную группу вошли 130 подростков, проживающих в семье. Именно в этом возрасте личность доминирует над другими функциональными системами и является периодом наиболее интенсивного и оптимального развития, когда акцент делается не только на особенностях физического и полового созревания, но и, прежде всего, на выработке жизненных правил, ценностей, на смене ведущих форм деятельности, общественном положении и уровне социа-
лизации личности в целом. В этом возрасте происходит формирование представлений о своей будущей семье, осознание роли семьи, ее функций, взаимоотношений, осознание ответственности за своих будущих детей. Наиболее патогенным оказывается воздействие неправильного воспитания в старшем подростковом возрасте, когда формируются базовые потребности этого периода развития - потребность в автономии, уважении, самоопределении, достижении наряду с сохраняющейся, но уже более развитой потребностью в поддержке и присоединении (семейном «мы»).
Формирующий этап экспериментального исследования имел своей целью изучение возможностей коррекции существующего (предположительно деструктивного, негативного) образа семьи у подростков в условиях приюта. На данном этапе эксперимента мы апробировали ранее разработанную и успешно реализованную коррекционно-развивающую программу по формированию позитивного образа семьи у подростков в условиях приюта [1].
Для изучения образа семьи, представления о семье у подростков мы подобрали следующий диагностический инструментарий:
1) Метод изучения, анализа документации. Были изучены индивидуальные карты реабилитации ребенка, проводился анализ характеристики с места учёбы, жительства, места лечения. В ходе анализа документации изучались особенности личности подростка, находящегося в условиях приюта и специфика работы приюта с данными подростками.
2) Метод опроса. В исследовании использованы следующие виды инструментального обеспечения метода опроса:
а) интервью, которое дало возможность получить информацию двух типов: во-первых, возможность наблюдать за респондентом, его речью, мимикой, манерой вести себя с незнакомым человеком; во-вторых, позволило получить данные о жизни человека, восприятии им прошедших и настоящих событий, их оценке, описании сопутствующих обстоятельств. Интервью позволило выяснить мнение и представление подростков о собственной семье;
б) беседы о семье на темы: «Семья и взаимоотношения в ней», «Представления о своей будущей семье», «Любовь и брак» и т.д.
в) личностные опросники, предназначенные для исследования образа и представления о семье у подростков в условиях приюта и подростков, воспитывающихся в семьях:
- для изучения семейных отношений, раскрывая содержательный характер и специфику воспитательной практики родителей, с точки зрения подростков 13-16 лет мы использовали опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (ADOR). Базируется эта методика на положении Е. Шафера о том, что воспитательное воздействие родителей (так, как это описывают дети) можно охарактеризовать при помощи трех факторных переменных: «принятие - эмоциональное отвержение», «психологический контроль - психологическая автономия», «скрытый контроль - открытый контроль» [3]. Под принятием здесь подразумевается, безусловно положительное отношение к ребенку вне зависимости от исходных ожиданий родителей. Эмоциональное же отвержение рассматривается как отрицательное отношение к ребенку, отсутствие к нему любви и уважения, а порою и просто враждебность. Понятие психологического контроля обозначает как определенное давление и преднамеренное руководство детьми, так и степень последовательности в осуществлении воспитательных принципов.
- для определения позиции ребенка в семье, и оценки чувств, которые ребенок испытывает к членам своей семьи, и то, как он воспринимает их отношение к себе мы использовали методику Е.Бене-Е.Антони «Эмоциональные отношения в семье». Тестовый материал методики призван дать конкретные представления о семье ребенка, создать «образ семьи» ребенка.
3) Проективные методы исследования личности:
- для исследования сферы межличностных отношений ребенка и его восприятия внутрисемейных отношений мы использовали проективную методику Рене Жиля «Межличностные отношения ребенка». Цель данной методики состоит в изучении социальной приспособленности ребенка, а также его взаимоотношений с окружающими, выявление особенностей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, важных для ребенка и затрагивающих его отношения с другими (отец, мать, бабушка, дедушка и т.д.).
- для изучения внутрисемейных отношений, и представлений о своей семье мы использовали методику «Рисунок семьи» Р.Бернса и С.Кауфмана, после выполнения которой мы стремились получить максимум дополнительной информации вербальным путем [7]. Данная методика доступна и удобна в применении в условиях психологического консультирования, обладает значимостью с точки зрения выбора тактики деятельности психолога-консультанта по психологической коррекции нарушений межличностных отношений, так как дает представление о субъективной оценке ребенком своей семьи, своего места в ней, о его отношениях с другими членами семьи. В рисунках подростки могут выразить то, что им трудно бывает высказать словами, т.е. язык рисунка более открыто и искренне передает смысл изображенного, чем вербальный язык.
- для исследования представлений подростков о своей семье мы использовали методику «Незаконченные предложения» (Сакса-Леви), которая позволяет охарактеризовать систему отношений испытуемого к семье, к своему и противоположному полу, к сексуальным отношениям, отношение к страхам, опасениям, анализ прошлого (поступки, действия), анализ будущего (мечты, цели). Данная методика основана на традиционном психологическом методе завершения незаконченных предложений. Мы несколько изменили некоторые предложения, с целью получения более необходимой нам информации (с учётом специфики данной выборки) [7].
- для исследования представления ребенка о своей семье мы использовали коллаж на тему «Моя будущая семья». Коллажирование, как и любая визуальная техника, дает возможность раскрыть потенциальные возможности ребенка, предполагает большую степень свободы, является безболезненным методом работы с подростками, опирается на положительные эмоциональные переживания, связанные с прошлым данного подростка. При изготовлении коллажа не возникает напряжения, связанного с отсутствием у участников художественных способностей, поэтому эта техника позволяет получить успешный результат. Коллажирование позволяет определить существующее на данный момент психологическое состояние ребенка, выявить актуальное содержание его самосознания, его
личностные переживания. Подросткам предлагается подобрать и наклеить на лист ватмана различные картинки (картинки-люди, мебель, животные, дома, пейзажи, посуда и т.д.), которые могут рассказать о его семье, ее привычках, взаимоотношениях, времяпровождении.
5. Методы обработки экспериментальных данных: качественная и количественная обработка результатов исследования, табулярно-графическое отображение данных, сравнительный анализ, использование t - критерия Стьюдента, корреляционный анализ. Т-критерий Стьюдента применялся при сравнении средних величин, характеризует распределение выборочных средних в нормальной генеральной совокупности в зависимости от объема выборки. Задача корреляционного анализа сводилась к установлению направления и формы связи между признаками, измерению ее тесноты и к оценке достоверности выборочных показателей корреляции.
В результате проведенного нами экспериментального исследования было выявлено, что подростки, воспитывающиеся в семьях, и подростки, находящиеся в условиях приюта, в целом позитивно представляют себе свою будущую семью, но содержание представлений подростков с неблагоприятными детско-родительскими отношениями отражают их личный опыт взаимодействия с родителями. Об этом свидетельствуют описание негативного образа супруга, высказывание опасений относительно будущей семейной жизни. На основании полученных результатов можно предположить о реализации механизма компенсации в формировании представлений подростков о будущей семье.
Для коррекции искаженного представления о семье, нами была разработана коррекционно-развивающая программа [1] по формированию позитивного образа семьи у подростков в условиях приюта, которая способствует: формированию у подростков-сирот представлений о семейных ролях, о функциях, задачах семьи; развитию навыков конструктивного общения и взаимодействия с людьми, снижению агрессивности, враждебности в отношениях друг с другом; формированию психологических основ здоровых отношений мужчины и женщины и адекватного представления о противоположном
поле; планированию и подготовке к будущей семейной жизни и ответственному родительству.
В результате внедрения коррекционно-развивающей программы, была проведена коррекция межличностных отношений между детьми и родителями, сформированы позитивные представления о будущей семейной жизни, что в свою очередь ведет к уменьшению отрицательных последствий, предшествующей со-
циальной депривации детей-сирот и возникновению «вторичного сиротства». Таким образом, нами экспериментально было подтверждено, что подростков-сирот характеризует деформированный образ семьи, коррекция которого приводит к изменениям психологических характеристик личности в позитивную сторону и формирует позитивный образ своей будущей семьи.
11.03.2015
Список литературы:
1. Аптикиева Л.Р. Формирование позитивного образа семьи у подростков в условиях приюта. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2009.-224с. ISBN 978-5-85859-421-5
2. Аптикиева Л.Р., Аптикиев А.Х., Бурсакова М.С. Семья как фактор личностного развития ребёнка. Вестник Оренбургского государственного университета: Оренбург, 2014.- №7 (168). - С. 185-190.
3. Вассерман Л.И., Горьковая И.А., Ромицына Е.Е. Родители глазами подростка: психологическая диагностика в медико-педагогической практике. СПб.: Речь, 2004.-256 с.
4. Галагузова Л.Ф., Мещерякова С.Ю., Л.Т. Царегородцева. Психологические аспекты воспитания детей в домах ребенка и детских домах. Вопросы психологии, 1990.- №6.- С.11-13.
5. Дубровина И.В., Минкова Э.Ф., Бардышевская М.К. Очерки о развитии детей, оставшихся без родительского попечения. М.: Педагогика, 1995.- С. 56-58.
6. Дубровина И.В., Рузская А.Г. Психическое развитие воспитанников детского дома. М.: Педагогика, 1990. - 264 с.
7. Карелин А.А. Психологические тесты. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.- Т.2.-248 с.
8. Прихожан А.М, Толстых Н.Н. Психология сиротства. СПб.: Питер, 2007.- 416 с.
9. Радина Н.К. Вклад «непсихологических» факторов в адаптированность выпускников интернатных учреждений. Журнал «Психологическая наука и образование», 2003.- №3.- С.102-108.
10. Смирнова Е.О., Лагутина А.Е. Осознание своего опыта детьми в семье и в детском доме. Журнал «Вопросы психологии», 1991.- №6. - С.30-37.
11. Спиваковская, А.С. Семь «законов» супружеской гармонии. Журнал «Детство»,.- 2003.-№1.-С.27-32.
12. Эйдемиллер, Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. СПб.: Речь, 2003.- 480 с.
Сведения об авторах:
Аптикиева Ляйля Рахматулловна, доцент кафедры общей психологии и психологии личности Оренбургского государственного университета, кандидат психологических наук, доцент
460018, г Оренбург, пр-т Победы 13, ауд. 2311, тел. (3532) 37-25-75, е-таП: [email protected]
Аптикиев Альберт Хуснутдинович, доцент кафедры всеобщей истории и методики преподавания истории и обществознания Оренбургского государственного педагогического университета, кандидат педагогических наук, доцент
460040, г. Оренбург, ул. Советская 19, ауд. 431, тел. (3532) 77-69-29, е-mail: а[email protected]
Бурсакова Марина Сергеевна, старший преподаватель кафедры государственного и муниципального
управления Института управления Оренбургского государственного аграрного университета, ведущий специалист правового отдела ГУП Оренбургской области «Областной имущественный фонд»