Научная статья на тему 'ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ФЕНОМЕНЕ ДЕТСКОГО ЛИДЕРСТВА В ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ'

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ФЕНОМЕНЕ ДЕТСКОГО ЛИДЕРСТВА В ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
40
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕНОМЕН ДЕТСКОГО ЛИДЕРСТВА / ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ И ЗАРУБЕЖНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ / СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / PHENOMENON OF CHILDREN’S LEADERSHIP / DOMESTIC AND FOREIGN RESEARCH / DEVELOPMENT OF LEADERSHIP QUALITIES / SENIOR PRESCHOOL AGE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мокина Т.В.

Проблема детского лидерства, изучение характера его проявлений, выявление факторов, влияющих на развитие ребенка-лидера, не теряют своей актуальности, начиная с 1900-х годов XX века. Развитие лидерства у дошкольников не является задачей образовательной области ФГОС дошкольного образования «Социально-коммуникативное развитие», однако среди педагогов и родителей отмечается повышенный интерес к данной проблеме, одна из причин отрицательный характер доминирования детей-лидеров в группе сверстников (демонстрация превосходства, агрессивность, желание подчинить себе других детей и др.). Цель исследования : на основе анализа зарубежных и отечественных исследований выявить научные представления о феномене детского лидерства и факторах, влияющих на развитие лидерских качеств детей. Методы исследования : историко-педагогический, сравнительно-сопоставительный анализ, обобщение, конкретизация. Результаты: выявлен общий взгляд отечественных и зарубежных ученых на детское лидерство как на динамический процесс межличностного взаимодействия в малой группе, внутри которого выделяется ребенок, владеющий совокупностью личностных качеств, необходимых для управления детской группой и достижения общих целей групповой жизнедеятельности...

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VIEWS ABOUT THE PHENOMENON OF CHILDREN’S LEADERSHIP IN DOMESTIC AND FOREIGN RESEARCH

The problem of children’s leadership, the study of the nature of its manifestations, and the identification of factors influencing the development of a child leader have not lost their relevance since the 1900s of the 20th century. The development of leadership in preschoolers is not a task of the educational field of the Federal State Educational Standard for preschool education «Socio-communicative development», however, among teachers and parents there is an increased interest in this problem, one of the reasons is the negative nature of the dominance of child leaders in the peer group (demonstration of superiority, aggressiveness, desire to subjugate other children, etc.). Purpose of the study: based on the analysis of foreign and domestic research, to identify scientific ideas about the phenomenon of children’s leadership and factors influencing the development of children’s leadership qualities. Research methods : historical and pedagogical, comparative analysis, generalization, specification. Results: a general view of domestic and foreign scientists on children’s leadership has been revealed as a dynamic process of interpersonal interaction in a small group, within which a child stands out who possesses a set of personal qualities necessary to manage a children’s group and achieve the common goals of group life. The main factors contributing to the development of children’s leadership qualities are: the style of raising a child in the family, joining children’s associations (groups, classes), success in joint activities with peers (playful, productive).

Текст научной работы на тему «ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ФЕНОМЕНЕ ДЕТСКОГО ЛИДЕРСТВА В ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ»



JOURNAL OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL RESEARCH PEDAGOGY

SCIENTIFIC AND PRACTICAL JOURNAL

УДК 373.2

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ФЕНОМЕНЕ ДЕТСКОГО ЛИДЕРСТВА В ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

VIEWS ABOUT THE PHENOMENON OF CHILDREN'S LEADERSHIP IN DOMESTIC AND FOREIGN RESEARCH

АННОТАЦИЯ

Проблема детского лидерства, изучение характера его проявлений, выявление факторов, влияющих на развитие ребенка-лидера, не теряют своей актуальности, начиная с 1900-х годов XX века. Развитие лидерства у дошкольников не является задачей образовательной области ФГОС дошкольного образования «Социально-коммуникативное развитие», однако среди педагогов и родителей отмечается повышенный интерес к данной проблеме, одна из причин - отрицательный характер доминирования детей-лидеров в группе сверстников (демонстрация превосходства, агрессивность, желание подчинить себе других детей и др.). Цель исследования: на основе анализа зарубежных и отечественных исследований выявить научные представления о феномене детского лидерства и факторах, влияющих на развитие лидерских качеств детей.

Методы исследования: историко-педагогический, сравнительно-сопоставительный анализ, обобщение, конкретизация. Результаты: выявлен общий взгляд отечественных и зарубежных ученых на детское лидерство как на динамический процесс межличностного взаимодействия в малой группе, внутри которого выделяется ребенок, владеющий совокупностью личностных качеств, необходимых для управления детской группой и достижения общих целей групповой жизнедеятельности. Основными факторами, способствующими развитию лидерских качеств детей, являются: стиль воспитания ребенка в семье, вхождение в детские объединения (группы, классы), успех в совместной деятельности со сверстниками (игровой, продуктивной).

Ключевые слова: феномен детского лидерства, отечественные и зарубежные исследования, развитие лидерских качеств, старший дошкольный возраст.

Татьяна

Вячеславовна

МОКИНА,

магистрант 2-го курса, института педагогики и психологии образования, Московский городской педагогический университет taty.t777@mail.ru

Научный руководитель: Карпова С.И.,

доктор педагогических наук, профессор, Московский городской педагогический университет karpovasi@mgpu.ru

Tatyana

Vyacheslavovna MOKINA,

2nd year Master's Student Institute of Pedagogy and Psychology of Education Moscow City University taty.t777@mail.ru

Scientific adviser Karpova S.I.

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Moscow City University karpovasi@mgpu.ru

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

The problem of children's leadership, the study of the nature of its manifestations, and the identification of factors influencing the development of a child leader have not lost their relevance since the 1900s of the 20th century. The development of leadership in preschoolers is not a task of the educational field of the Federal State Educational Standard for preschool education «Socio-communicative development», however, among teachers and parents there is an increased interest in this problem, one of the reasons is the negative nature of the dominance of child leaders in the peer group (demonstration of superiority, aggressiveness, desire to subjugate other children, etc.). Purpose of the study: based on the analysis of foreign and domestic research, to identify scientific ideas about the phenomenon of children's leadership and factors influencing the development of children's leadership qualities.

Research methods: historical and pedagogical, comparative analysis, generalization, specification.

Results: a general view of domestic and foreign scientists on children's leadership has been revealed as a dynamic process of interpersonal interaction in a small group, within which a child stands out who possesses a set of personal qualities necessary to manage a children's group and achieve the common goals of group life. The main factors contributing to the development of children's leadership qualities are: the style of raising a child in the family, joining children's associations (groups, classes), success in joint activities with peers (playful, productive).

Keywords: phenomenon of children's leadership, domestic and foreign research, development of leadership qualities, senior preschool age.

ABSTRACT

Введение

Современная отечественная система дошкольного образования ориентирована на воспитание социально-значимых качеств личности у детей (начал гражданственности, целеустремленности, самостоятельности, социальной ответственности, владения навыками командного взаимодействия, сотрудничества и др.), которые в совокупности образуют потенциал позитивного лидера. В тоже время, задача воспитания лидерских качеств не входит в перечень задач социально-коммуникативного развития дошкольников, представленных в ФГОС дошкольного образования [20]. Педагоги и родители на практике регулярно встречаются с отрицательным характером проявлений неформальных лидеров в группе сверстников: демонстрация превосходства, агрессивность, желание подчинить себе других детей в сочетании с активностью, богатым воображением, организаторскими способностями и др. Дети часто не могут противостоять такому лидеру и начинают подчиняться ему,

заискивать, искать дружбы с ним. У них формируется искаженное представление о межличностном взаимодействии со сверстниками, такие взаимоотношения могут долго не проявляться и носить скрытый от педагогов и родителей характер. Чтобы правильно понять характеристику лидерских проявлений и спроектировать систему воспитательных воздействий, следует обратиться к отечественному и зарубежному опыту изучения феномена детского лидерства.

Цель исследования: на основе анализа зарубежных и отечественных исследований выявить научные представления о феномене детского лидерства и факторах, влияющих на развитие лидерских качеств детей.

Эволюция представлений о феномене детского лидерства в зарубежных исследованиях

Аналитический обзор научных источников свидетельствует о появлении в начале XX века интереса к феномену детского лидерства у аме-

SCIENTIFIC AND PRACTICAL JOURNAL

риканских и европейский ученых. Первые публикации, в которых описаны проявления лидерства в детском возрасте, относятся к 1904 году. Американский психолог и социолог Д. Болдуин (J. Baldwin, 1904), обратил внимание на детей, возглавляющих стихийные детские группы (детские банды). Он охарактеризовал их как детей подвижного типа, решительных, навязывающих свои желания и род деятельности другим членам группы, играющих роль сильного и смелого вожака, для которого «впасть в нерешительность - значит погибнуть» [3, с. 17].

Другой американский психолог Л. Термен (L. Terman, 1904) описал в детей-лидеров в социально-благополучных школьных классах, отмечая, что такой ребенок в среднем «крупнее, лучше одет, более знатного происхождения, ярче, более известен своей смелостью, беглой речью, красивой внешностью, большим чтением, он менее эмоционален и менее эгоистичен, чем другие дети в группе» [39, с. 433].

Бельгийский ученый и врач Ж. Варендонк (J. Varendonck, 1926) и немецкий психолог В. Де-ринг (V. Dering, 1929) провели изучение стихийных детских группировок, действующих в Бельгии, Франции, Голландии и Германии. Результаты показали, что вожаками детских групп становятся дети, начиная с пяти-шестилетнего возраста, в семь-восемь лет мальчики и девочки создают группировки с достаточно сложной организацией. Каждый вожак проходит строгий отбор среди членов группы, его положение внутри группы пользуется престижем. Главная черта личности ребенка-вожака детских сообществ - инициатива и сила воли, а также способность «предугадать намерения своих товарищей и выразить в форме предложения игры то, что другие бессознательно желали» [5, с. 28]. Учеными была отмечена природная расположенность некоторых детей к вожачеству, их характеризовали как «призванные стать вожаками, подлинные вожаки» [4, с. 119].

Ученые также обратили внимание на удивительно хорошее понимание детьми качеств, необходимых для вожачества, которые в наибольшей степени соответствуют характеру детских группировок, то есть ожиданиям всех членов группы. На основании выявленных факторов исследователи делают вывод, что феномен детского лидерства следует рассматривать через призму его отношения к характеристикам детской группы и определенной социальной среды.

Американский социолог М. Партен (M. Parten) в 1920-е годы провела специальное исследование проявлений лидерства у детей 4-5 лет в процессе игры и выявила два типа ребенка-лидера, которые назвала ««дипломат» и «хулиган». Первый тип («дипломат») - оказывает положительное влияние на детей, предлагая варианты развития игры, соответствующие желаниям большинства детей. Второй тип («хулиган») - предпочитает командовать группой детей, используя грубую силу [37].

В 1988 году американский исследователь Дж. Травик-Смит (J. Trawick-Smith) провел изучение поведения детей пяти лет в игровой деятельности [40].

Он обнаружил, что успешные дети-лидеры демонстрируют как ведущее поведение, так и ведомое. Они тактично отклоняют предложения других детей по играм, используют переговоры и компромисс, то есть применяют более дружелюбную, умелую и дипломатичную тактику, чтобы добиться принятия нужных им игровых идей, вместо того, чтобы настойчиво требовать изменений в игре. Он рекомендовал воспитателям помогать детям в свободной игре развивать гибкие навыки поведения, умение быть ведущими и последователями, то есть использовать две взаимодополняющие поведенческие стратегии. Дж. Травик-Смит - один из первых исследователей, призвавший педагогов развивать лидерские навыки у дошкольников в игровой деятельности.

В настоящее время большинством зарубежных ученых во всех странах мира признается основополагающая роль игры как ведущего вида деятельности для развития лидерства детей в старшем дошкольном возрасте (J. Chen, C. Kacerek, 2021; J. Duran, et а1., 2022; H. Ozkan, K. Yarali, 2022; J. Chen, 2023 и др.) [28, 32, 43, 29].

Взаимодействуя с другими детьми в игре, ребенок проявляет свои лидерские качества, развивает навыки межличностного общения, принятия решений, умение видеть и понимать динамику межличностных отношений. Задача педагогов заключается в предоставлении детям широких возможностей для развития, тренировки и совершенствования своих лидерских способностей в игровой деятельности. Ученые рекомендуют педагогам читать детям книги, в которых герои демонстрируют лидерские качества и соответствующее поведение, обсуждать вместе поступки персонажей, создавать условия для игровой деятельности, где можно

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

практиковать исполнение лидерских ролей. Опыт лидерства, полученный человеком в детские годы, напрямую связан с лидерскими качествами во взрослой жизни. Поддержка лидерских проявлений в раннем детстве позволит детям стать успешными и эффективными лидерами во взрослой жизни (S. Joshi, 2023) [33].

Долгое время в исследованиях детского лидерства дети-лидеры рассматривались либо как социально доминирующие, либо как просо-циальные. Однако наблюдения показали, что есть дошкольники, которые владеют собственной концепцией лидерского поведения. В исследованиях китайских ученых (M. Shin et al.; 2004) описаны наблюдения за лидерским поведением дошкольников 5 лет, отмечается, что «детские лидеры дают указания, командуют, приказывают, обращаются с просьбами и умеют убеждать других детей, в том числе, используя свои творческие и драматические способности. В результате влияния лидеров на сверстников, последние идут на сотрудничество с ними и добровольно подчиняются» [38, с. 304]. Исследователи обращают внимание на свободную, непринужденную манеру поведения детских лидеров, при этом подчеркивают, что если в младшем дошкольном возрасте лидер демонстрирует свое превосходство с помощью физической силы, то, взрослея, он развивает вербальные навыки и использует уже вербальное самоутверждение (убеждения, команды). С возрастом и повышением уровня социальной компетентности детские лидеры демонстрируют хорошие организаторские способности, убеждают сверстников принять свои правила игры, при этом они устанавливают позитивные отношения со сверстниками и воспитателями, а становясь старше, многие демонстрируют просоциальное (ориентированное на других) поведение. Был сделан вывод, что каждый ребенок-лидер уникален, поскольку использует свои средства влияния и руководства группой (J. Billsberry et а!., 2019) [26].

Особое внимание зарубежными учеными уделяется роли семьи в воспитании ребенка-лидера. Предметом исследований являются: порядок рождения детей в семье, характер взаимоотношений между братьями и сестрами; используемые в семье стили воспитания; социально-экономический статус семьи и др. В исследованиях, начиная с 1970-х годов, содержится информация, что перворожденные дети обычно проявляют ответственность в заботе о младших членах се-

мьи, берут на себя доминирующие роли и являются образцами подражания для более поздних братьев и сестер. Старшие дети в семье получают более широкий опыт руководства детским коллективом (младшими братьями и сестрами) и часто сохраняют притязания на лидерскую позицию в ином коллективе. Однако младшие дети овладевают коммуникативными умениями, способностями добиваться расположения всех членов семьи, которые в перспективе могут помочь им стать любимцами группы сверстников (M. Chemers, 1970; R. Hardy et а!., 1978) [30, 31].

Известный детский психолог Б. Уайт (B. White, 1985) советует родителям поощрять развитие лидерских качеств у ребенка уже на третьем году жизни путем создания благоприятных условий для его упражнения в простых навыках лидерства с родителями. По мнению Уайта, развитие лидерских качеств может осуществляться путем организации родителями встреч ребенка со сверстниками, в ходе которых он под присмотром родителей будет развивать навыки руководства и подчинения [41].

Результаты исследований взаимосвязи лидерства и стилей воспитания ребенка в семье (B. Avolio, F. Kudo и др.) показали, что авторитетный стиль воспитания является наиболее эффективной практикой воспитания лидера [B. Avolio et ак, 2009) [24]. Авторитетные методы воспитания (разумная требовательность и контроль в сочетании с доверием и поддержкой) в дошкольном детстве приводят в подростковом возрасте к здоровому психосоциальному развитию, академической успеваемости, отвращению к делинквентному поведению, избеганию употребления наркотиков и алкоголя.

По мнению ученых, авторитетная семейная среда характеризуется открытостью, сплоченностью и поддержкой друг друга, демократичным отношением к ребенку как ценному члену семьи, обеспечивающей ему активное участие в жизни семьи, что способствует развитию позитивной самооценки ребенка (P. Oliver et al., 2011) [36].

Хотя со стороны родителей и присутствует высокий уровень требовательности, возлагающий определенные ожидания на усилия и работоспособность ребенка, однако это уравновешивается отзывчивостью, теплотой и поддержкой. Результаты проведенных в разные годы исследований свидетельствуют о том, что родительство и лидерство имеют сходство с проявлением внимания лидера к своим после-

SCIENTIFIC AND PRACTICAL JOURNAL

дователям и характером его руководства людьми. А отношения родитель - ребенок сродни отношениям лидер - последователь (J. Barling, J. Weatherhead, 2016; Z. Liu et al., 2019) [25, 35].

Приобретенный ребенком в семье опыт межличностных отношений является важным фактором, влияющих на его лидерское поведение во взрослом возрасте (M. Zheng et al., 2021) [42].

Еще одним фактором, влияющим на развитие лидерских качеств, является вхождение ребенка в детские объединения (группы). Практика социального взаимодействия внутри группы позволяет дошкольнику сформировать навыки ведения и следования, пережить чувство сплоченности и принадлежности к группе, принятие сверстниками, получить опыт регулирования силы воздействия на сверстников), освоить социально-приемлемые выражения своей воли (R. Charafeddine et al., 2018) [27].

В целом, в зарубежных исследованиях детское лидерство рассматривается как компонент социального взаимодействия, необходимый для становления позитивного социального поведения детей и формирования социальной компетентности. В качестве основных факторов, влияющих на развития лидерских качеств дошкольников, учеными признаны: семья как первый агент социализации ребенка; игра и вхождение ребенка в детские объединения (группы сверстников).

Представления о феномене детского лидерства в отечественных исследованиях

В России начало интенсивного исследования проблемы детского лидерства («вожа-чества» - общепринятый в то время термин) пришлось на 1920-30-е гг. и было обусловлено решением задач государственной программы борьбы с беспризорностью в стране. Личность ребенка-вожака изучалась учеными-педологами (Е.А. Аркин, П.П. Блонский, А.Б. Залкинд, В.С. Красуский, С.О. Лозинский, И.В. Эвергетов и др.) нераздельно от характеристик детской группы, подчеркивалась особо активное влияние коллектива на вожачество.

После революции и гражданской войны в стране было большое количество стихийных детских группировок, состоящих из бездомных, беспризорных детей, которыми руководили дети-вожаки. По мнению врача, психолога и педагога Е.А. Аркина, детское вожачество «представляет собой наиболее яркую форму, в которой прояв-

ляется воздействие отдельного ребенка на коллектив» [2, с. 20]. Отмечая силу и власть вожаков, их авторитет, основанный на инициативе, смелости, даровитости и физической силе, ученые указывали на необходимость особого воспитательного воздействия на вожаков, и через них - на управление всем коллективом. По мнению врача и психолога С.О. Лозинского, чтобы «овладеть детским коллективом, необходимо педагогически охватить деятельность вожака, понять причины его вожачества, каков характер и какова техника его вожачества» [16, с. 33].

Профессором Э.В. Эвергетовым в 1924 году в Ленинградском педологическом институте (ныне РГПУ им. А.И. Герцена) проводилось исследование социальности дошкольников от трех до восьми лет, в ходе которого были получены данные о том, что во время эксперимента участники детских коллективов самостоятельно разделились на вожаков, исполнителей и обособляющихся. Было выявлено, что в процессе совместной деятельности дошкольников дети-вожаки выделяются способностью приказывать другим «что надо делать», а другие дети проявляют готовность приспосабливаться и исполнять [22].

Такие факты послужили основанием для вывода о том, что основной особенностью детей-вожаков является наличие твердой целеустремленности поведения, «которая важнее и физической силы, умственного превосходства, возраста и других признаков» [21, с. 54].

Результаты исследований П.Л. Загоровс-кого (1926) показали, что дети-вожаки как организаторы деятельности, обладают интеллектом выше среднего их возрастной группы, они владеют «способностью быстро решать и формулировать свои решения» [9, с. 256].

А.С. Залужный был первым ученым психологом, исследующим роль лидерства (вожаче-ства) в детских группах. Он признавал проблему вожачества в детских объединениях главной проблемой в изучении детского коллектива, подчеркивая, что социальная среда действует на коллектив именно через вожаков. Его труды (1926-1930), посвященные исследованию дошкольных сообществ детей от двух до шести лет, свидетельствуют о наличии вожаков в большей части детских групп (75%). Роль вожаков разная, многие из них руководят всей деятельностью группы, другие - только организуют деятельность, третьи - только намечаются, однако все равно «играют заметную роль» [11, с. 65].

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

Вожаками в дошкольных группах становятся, как правило, дети активные и более опытные, усвоившие правила поведения и опыт общения с взрослыми, главные качества дошкольников -вожаков - «опытность, активность и высокий уровень интеллектуального развития» [12, с. 30]. Главной особенностью вожачества является то, что в дошкольной группе детям с вожаком не должно быть скучно, он должен быть способен всегда предложить новую игру, рассказать интересную историю и т.д., именно эти ожидания членов группы, по мнению А.С. Залужного, обязан удовлетворить ребенок-вожак. А.С. Залужный считал, что не существует детей, не способных «от природы» к лидерству, в определенных условиях каждый может стать лидером. Он акцентировал внимание на тот фактор, что ребенка-вожака нельзя изучать вне характеристик взаимодействия его с коллективом, чем значительнее роль вожака, тем устойчивее коллектив и сильнее подражание детей вожаку. Основную роль вожака он видел в организации и сплочении коллектива.

Д.Б. Эльконин (1931) выявил взаимосвязь роста вожачества с увеличением возраста детей и длительностью влияния вожаков на деятельность коллектива. Также им были охарактеризованы три различных типов вожаков «диктатор, подавляющий детский коллектив; эмоциональный организатор, захватывающий детские коллективы целым рядом ярких эмоциональных моментов; вожак, которого можно назвать интеллектуальным рационализатором или сухим указчиком» [23, с. 82]. Д.Б. Эльконин рассматривал появление в коллективе вожака, как своеобразный «ответ коллектива на запросы среды», в условиях которой действует детский коллектив.

После 1936 года в стране были прекращены исследования лидерских проявлений детей, в связи с тем, что педология, в рамках которой изучалось детское вожачество, была объявлена лженаукой. Отдельные аспекты проявления лидерства у дошкольников были выявлены советскими учеными в ходе изучения других проблем (взаимоотношений детей в коллективе, организации игровой и других видов деятельности и др.). Так, в процессе исследования взаимоотношений дошкольников и формирования у них организаторских умений отмечалось, что уже в 2,5-3 года проявляются разные типы детей организаторов, оказывающих влияние на других детей: у некоторых из них на первый план выступают эмоционально-волевые качества, у дру-

гих логическая рассудительность при оценке ситуации. От организаторских способностей ребенка и его личностных качеств зависит стабильность и длительность игровых объединений (Л.Н. Зубенко, 1970; Р.А. Иванкова, 1978) [13, 8]. Наиболее предпочитаемыми среди сверстников являются общительные, немстительные и необидчивые дети, готовые прийти на помощь товарищам, прислушивающиеся к их мнению, умеющие организовать интересные игры, распределить роли, не проявляющие негативного характера доминирования (А.И. Матусик, 1966) [17].

Игра советскими педагогами рассматривается как основная форма организации жизнедеятельности дошкольников и важнейшее средство воспитания, направленное на формирование навыков общественного поведения, общественных и личностных качеств: «дружба, умение жить вместе, действовать совместно, взаимопомощь, справедливость, жизнерадостность, инициатива, смекалка, ловкость» (А.П. Усова, 1976) [19, с. 60].

Выдающиеся советские ученые (А.И. Аржанова, А.В. Запорожец, А.П. Усова и др.) настоятельно советовали воспитателям детских садов обращать внимание на общение и взаимодействие дошкольников в процессе игры, особенно на детей общительных, активных, организаторов игр. А.И. Аржанова, выступая на симпозиуме по психологии и педагогике игры, организованном Институтом дошкольного воспитания АПН РСФСР в октябре 1963 года, раскрыла неоднозначный характер всеобъемлющей общительности некоторых дошкольников - организаторов детских игр, стремящихся быть вожаками для удовлетворения своего желания главенствовать над сверстниками. В арсенале средств воздействия такого организатора над другими участниками игры: запугивание, упрашивание, заискивание и т.п. А.И. Аржанова характеризует такого вожака как избалованного родителями и воспитателями ребенка, «чрезмерно активного, агрессивно общительного, всех подчиняющего себе эгоиста», а саму ситуацию - «бедой в группе» [1, с. 209].

На отрицательный характер доминирования шестилетних лидеров в дошкольных группах обращают внимание учителей начальных классов Я.Л. Коломинский и Е.А. Панько. Они отмечают, что, как правило, у дошкольников лидерами становятся дети с высоким статусом («социометрические звезды»), являющиеся

SCIENTIFIC AND PRACTICAL JOURNAL

«психологическим центром группы», они советуют учителю выяснить, какие личностные качества и характер поступков образуют авторитет таких лидеров. Наблюдения за отношениями дошкольников показали, что, наибольшей популярностью у шестилетних детей пользуются общительные, дружелюбные сверстники, веселые, эмоциональные и т.д. Однако лидером может быть «активный, общительный, с организаторскими задатками, физически крепкий малолетний деспот, который принимает в свою игру, или заступается за более слабого сверстника лишь за определенную «взятку» (плату)» [15, с. 100]. Ученые подчеркивают, что такие отношения часто носят скрытый характер, и они негативно отражаются на становлении личности, как самих лидеров, у которых формируются завышенная самооценка, непомерные амбиции, жестокость и т.п., так и детей, находящихся у них в подчинении, у которых развиваются угодничество, замкнутость, недоверие к людям.

В исследованиях А.А. Рояк по проблеме психологических конфликтов и психологического климата в дошкольных группах описан тип детей-лидеров со скрытыми авторитарными характеристиками, имеющими высокий социометрический статус в группе сверстников. Они общительные, веселые, с неистощимым запасом фантазии, внешне доброжелательные, выслушивают мнение партнеров, не применяют грубую силу и т.п. В тоже время, они целенаправленно реализуют собственную эгоистическую линию поведения, облекая ее во внешнюю форму доброжелательности. По мнению А.А. Рояк, это дети «тайлераны», владеющие уже в дошкольном возрасте искусством скрывать свои истинные намерения и чувства, умением тонко различать оттенки отношений сверстников, что является редким явлением среди дошкольников. Их обаяние настолько сильное, что рождает «всепрощающее отношение» со стороны сверстников. А.А. Рояк считает, что такие лидеры равнозначны откровенным диктаторам по негативному воздействию на группу, поскольку способствуют деформации межличностных отношений детей и препятствуют формированию у них социально-ценностных навыков поведения (А.А. Рояк, 1990) [18].

Начиная с 1970х годов учеными (Л.В. Ар-темова, 1970; В.С. Мухина, 1979; Т.А. Репина, О.М. Гостюхина, 1984; А.А. Рояк, 1988; Р.Б. Стер-кина, О.Г. Лопатина 1990) были изучены взаимоотношения дошкольников в группе сверст-

ников, свидетельствующие о наличии лидерства как социально-психологического феномена. Исследователями было выявлено:

- отношения лидерства и подчинения дошкольников в группе сверстников имеют устойчивый и дифференцированный характер;

- в дошкольных группах отчетливо выделяются авторитарный и демократический типы детей-лидеров;

- от поведения ребенка-лидера, особенно его речевой активности, эмоциональности, богатой фантазии, проявляющейся в способности предложить интересную игру, увлекательное занятие и пр., зависит его социометрический статус в группе и характер взаимоотношений между детьми;

- ярко выраженные организаторские способности и высокий социометрический статус присущи дошкольникам с объективной самооценкой, положительными формами доминирования и высокой успешностью в межличностном взаимодействии;

- организаторская деятельность в старшем дошкольном возрасте не выделяется в самостоятельную деятельность, ребенок-организатор одновременно является и исполнителем;

- необходимым условием для проявления ребенком лидерских качеств и становления его лидерского статуса в группе сверстников является достижение успешных результатов в совместной деятельности.

На современном этапе проблеме развития лидерства детей в старшем дошкольном возрасте посвящены исследования М.А. Викулиной, М.Н. Емельяновой, А.Г. Залевской, Т.В. Каширских С.И. Карповой, Т.Д. Савенковой. В работах представлен широкий перечень личностных характеристик ребенка-лидера: целеустремленность, инициатива, исполнительность, самостоятельность, ответственность, адаптивное поведение, высокая адекватная самооценка, высокий уровень притязаний, дивергентное мышление, эмпатия, умение понимать эмоциональное состояние другого человека и др.

На основе выделенных в каждом исследовании базовых черт личности детского лидерства учеными разработаны и предложены:

- модель личности лидера-дошкольника и педагогическая программа развития лидерских качеств дошкольников в совместной продуктивной деятельности, в исследовании доказано влияние стилей общения воспитателей с детьми на

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

характеристики детей - лидеров и взаимоотношения дошкольников в группе (М.А. Викулина) [6];

- модель и программа развития лидерского потенциала старших дошкольников в групповой исследовательской деятельности, этапы которой предусматривают необходимость проявления способности ребенка принимать решение и возлагать на себя ответственность за деятельность группы (М.Н. Емельянова) [7];

- таксонометрическая модель личности ребенка-лидера, отражающая познавательную, волевую и эмоциональную формы активности, в совокупности определяющих лидерскую устремленность ребенка, а также программа воспитания ребенка-лидера (А.Г. Залевская) [10];

- модель и программа развития лидерских способностей старших дошкольников в разных видах деятельности (С.И. Карпова, Т.Д. Савенкова) [14].

В целом, анализ отечественных исследований свидетельствует о том, что проблема детского лидерства не находит широкого отражения в работах российских ученых. Практически отсутствуют исследования, посвященные воспитанию ребенка-лидера в условиях семьи, влиянию характера взаимоотношений ребенка с родителями на развитие его лидерских качеств, пролонгированные исследования, позволяющие проследить развитие лидерских качеств, выявленных у ребенка в дошкольном возрасте, на последующих этапах его взросления с целью формирования целостной системы представлений о данном феномене. Успешно апробированные авторами исследований методы, технологии и программы развития лидерских качеств не внедряются в массовую образовательную практику, поэтому проявление и развитие лидерства в современной детской и подростковой среде представляет собой во многом стихийный и педагогически неуправляемый процесс (А.Л. Уманский).

Заключение

Сравнительный анализ зарубежных и отечественных исследований, посвященных проблеме детского лидерства, позволил выявить общий взгляд ученых на сущность данного феномена:

- детское лидерство является компонентом социального взаимодействия;

- развивается в условиях накопления ребенком вариаций и отношений в детских объединениях (коллективах), в том числе, с позиции доминирования, подчинения и сотрудничества;

- закладывает основу для формирования социального поведения ребенка, последующих результатов его эмоционального и социального развития, академической и профессиональной успешности;

- основными факторами развития лидерства в детском возрасте являются: семья (первый агент социализации), вхождение ребенка в детские объединения (группы), достижение успеха в совместной деятельности со сверстниками;

- в старшем дошкольном возрасте лидерство проявляется у ребенка как комплекс личностных качеств, позволяющих ему быть неформальным лидером в группе сверстников (выполнять ведущие роли в играх, руководить деятельностью детей, влиять на их поведение, взаимоотношения и т.д.).

Результаты теоретического анализа позволяют рассматривать лидерские качества старших дошкольников как сложное интегра-тивное, системное, динамическое личностное образование, в структуре которого выделяются когнитивный, эмоционально-мотиваци-онный, операциональный и рефлексивный компоненты:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- когнитивный компонент образуют правильные представления детей о лидерстве, лидерских качествах, их проявлении в деятельности, поведении, взаимодействии с окружающими; творческое мышление, речевая активность;

- эмоционально-мотивационный компонент включает эмоциональное восприятие, эм-патию, проявление познавательной и социальной инициативы, желание ребенка участвовать в совместной деятельности со сверстниками, ярко-выраженное стремление к успеху, целеустремленность, настойчивость, самостоятельность, ответственность;

- операциональный компонент проявляется на уровне развития коммуникативных, организаторских, продуктивных умениях и навыках;

- рефлексивный компонент свидетельствует об уровне развития у ребенка адекватной оценки себя, своих действий, своей роли в достижении коллективного результата совместной деятельности.

Развитие лидерских качеств у старших дошкольников представляет собой динамический процесс позитивных изменений в структурных и содержательных характеристиках лидерских качеств дошкольников при условии целенаправленного педагогического воздействия.

JOURNAL OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL RESEARCH PEDAGOGY

SCIENTIFIC AND PRACTICAL JOURNAL

Литература

1. Аржанова А.И. Проблема детской общительности и коллективной игры в системе психологии // Психология и педагогика игры дошкольника (Материалы симпозиума)/ Под ред. А.В. Запорожца и А.П. Усовой. М.: Просвещение,1966. С. 205-212.

2. Аркин Е.А. Об изучении детского коллектива / Е.А. Аркин. М.: Новая Москва, 1927. 37 с.

3. Болдуин Д.М. Психология в ее применении к воспитанию: Краткий очерк для учителей и родителей / Д.М. Болдуин; пер. с англ. Н.Н. Спиридонова. Москва: маг. «Кн. дело», 1904. 42 с.

4. Деринг В. Психология школьного класса / Деринг; пер. с нем. под ред. и с вводной статьей «Задачи и методы изучения школьного коллектива» Е.А. Аркина. Москва; Госуд. изд-во «Красный пролетарий». 1929. 224 с.

5. Варендонк Ж. Детские сообщества / Ж. Варендонк. Пер. с франц. А.В. Шикановой с предисл. В.Н. Шульгина. М.: Работник просвещения, 1926. 88 с.

6. Викулина М.А. Педагогические условия формирования лидерских качеств личности ребенка (старший дошкольный возраст): Дисс. канд. пед. наук. 13.00.01. Нижний Новгород, 1997. 181 с.

7. Емельянова М.Н. Развитие лидерского потенциала детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности, дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01, Екатеринбург, 2001. 181 с.

8. Иванкова Р.А. Зависимость структуры детских объединений от некоторых условий проведения совместных игр // Отношения между сверстниками в группе детского сада / под ред. Т.А. Репиной. М.: НИИ АПН, 1978. С. 152-166.

9. Загоровский П.Л. К вопросу об изучении детских коллективов и поведения детей в коллективе // Труды Воронежского государственного университета. Воронеж, 1926. С. 278-289.

10. Залевская А.Г. Педагогические условия развития лидерской устремленности как самоценной формы активности ребенка-дошкольника, дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01, Ставрополь, 1999. 153 с.

11. Залужный А.С. Учение о коллективе: методология. Детский коллектив / А.С. Залужный. Ленинград: Изд-во «Работник просвещения», 1930. 300 с.

12. Залужный А.С. Коллективы в предшкольном возрасте / А.С. Залужный // Детский коллектив и ребенок / под. ред. А. Залужного, С.О. Лозинского. Екатеринослав, 1926. С. 54-66.

13. Зубенко Л.Н. К вопросу о проявлении организаторских возможностей в младшем дошкольном возрасте // Всесоюзная научная конференция по актуальным проблемам общественного дошкольного воспитания и вопросам подготовки детей к школе: Тезисы докладов. М., 1970. Т. 1. С. 109-111.

14. Карпова С.И. Развитие лидерских способностей детей в старшем дошкольном возрасте. Монография / С.И. Карпова, Т.Д. Савенкова. М.: Изд-во «Перо», 2023. 106 с.

15. Коломинский Я.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: Кн. для учителя / Я.Л. Ко-ломинский, Е.А. Панько. М.: Просвещение, 1988. 189 с.

16. Коллективы беспризорных и их вожаки: Сборник статей С.О. Лозинского, Н.П. Велецкой и А.В. Уласовой / под ред. Б.О. Боровича. Харьков: Труд, 1926. 126 с.

17. Матусик А.И. Воспитание организаторских умений у детей 6-7 лет: Автореферат дисс. на соискание учен. степени кандидата пед. наук / Моск. гос. пед. ин-т им. В.И. Ленина. Москва. 1966. 19 с.

18. Рояк А.А. Особенности психологического климата в игровых микрообъединениях дошкольников // Общение детей в детском саду и семье / под ред. Т.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной. М.: Педагогика, 1990. С. 120-137.

19. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей / под ред. А.В. Запорожца. М.: «Просвещение», 1976. 96 с.

20. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утв. Приказом Министерства образования и науки РФ. От 17.10. 2013. № 1155) [Электронный ресурс] - ШЬ: https://fgos.ru/fgos/fgos-do/ (дата обращения 05.11.2023).

21. Фортунатов Г.А. Изучение детских коллективов /Г.А. Фортунатов // Вестник просвещения. 1925. № 9. С. 45-54.

22. Эвергетов Э.В. Наблюдения над проявлениями социальности в раннем детстве // Э.В. Эвергетов // Методы объективного изучения ребенка / под ред. И.В. Эвергеова. Ленинград, 1924. С. 99-111.

23. Эльконин Д.Б. Детские коллективы / Д.Б. Эльконин // Учебник педологии для педтехникумов. Москва; Ленинград Гос. учеб.-пед. изд-во, в 3 т., 1931. Ч. 2. С. 82.

ПЕДАГОГИКА ЖУРНАЛ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

24. Avolio B, Rotundo M., Walumbwa F. Early life experiences as determinants of leadership role occupancy: The importance of parental influence and rule breaking behavior. The Leadership Quarterly, 2009, vol. 20, рр. 329-342.

25. Barling J., Weatherhead J.G. Persistent exposure to poverty during childhood limits later leader emergence. Journal of Applied Psychology, 2016, vol. 101, рр. 1305-1318.

26. Billsberry J., Vega E., Molineu J. Think of the children: Leader development at the edge of tomorrow. Journal Management & Organization, 2019, vol. 25, no. 3, рр. 378-381.

27. Charafeddine R., Billamboz C., Noveck I., Horst J. Preschoolers' Social Preferences in a Dominance Context. In book: Language, Evolution and Mind. Essays in honour of Anne Reboul, 2018, рр. 247-262.

28. Chen J., Kacerek C. Leaders and Followers during Sociodramatic Play: A Study of Racial/Ethnic Minority Preschool Children from Socioeconomically Disadvantaged Backgrounds. Project: Child Leaders and Followers; Sociodramatic Play. Journal of Research in Childhood Education, 2021, vol. 36, no. 3, рр. 517-540.

29. Chen J. Leadership at Play in Preschool Children: A Systematic Synthesis of Nearly Nine Decades of Research. Early Education and Development, 2023, vol. 34, no. 1, рр. 1-26.

30. Chemers M. The relationship between birth order and leadership style. Soc Psychol, 1970, vol. 80, no. 2, рр. 243-260.

31. Hardy R., Hunt J., Lehr E. Relationship between birth order and leadership style for nursery school children. Percept Mot Skills, 1978, vol. 46, no. 1, рр. 184-196.

32. Duan J., Xiaoyun R., Liu Z., Riggio R. Connecting the dots: How parental and current socioeconomic status shape individuals transformational leadership. Journal of Business Research, 2022, vol. 150, рр. 51-58.

33. Joshi S. An exploratory study on teachers perceptions in developing leadership skills in four to six-year-old children. A dissertation submitted in partial fulfillment of the requirement for the degree of doctor of philosophy in education: early childhood education. Oakland University Rochester, Michigan, 2023. 273 p.

34. Kudo F. Longhofer J., Floersch J. On the origins of early leadership: The role of authoritative parenting practices and mastery orientation. Leadership, 2012, vol .8, рр. 345-375.

35. Liu Z., Riggio R., Day D., Zheng C., Bian Y. Leader development begins at home: Overparenting harms adolescent leader emergence. Journal of Applied Psychology, 2019, vol. 104, no. 10, рр. 1226-1242.

36. Oliver P., Gottfried A., Guerin D., Gottfried A., Reichard R., Riggio R. Adolescent family environmental antecedents to transformational leader-ship potential: A longitudinal mediational analysis. The Leadership Quarterly, 2011, vol. 22, no. 3, рр. 535-544.

37. Parten M.B. Leadership among preschool children. Journal of Abnormal and Social Psychology, 1933, vol. 27, рр. 430-440.

38. Shin M.S., Recchia S.L., Lee S.Y., Lee Y.J., Mullarkey L.S. Understanding early childhood leadership: Emerging competencies in the context of relationships. Journal of Early Childhood Research, 2004, vol. 2, no. 3, рр. 301-316.

39. Terman L.M. A preliminary study of the psychology and pedagogy of leadership. Pedagogical Seminary, 1904, vol. 11, рр. 413-451.

40. Trawick-Smith J. Let's say you're the baby, OK? Play leadership and following behavior of young children. Young Children, 1988, vol. 43, no. 5, рр. 51-59.

41. White B. The first three years of life. New York: Prentice-Hall Press, 1985. 348 p.

42. Zheng M., Ren G., Zhuang L. Family Sibling Effect and Executives Corporate Social Behavior. Frontiers in Psychology, 2021, vol. 12, рр. 1-14.

43. Оzkan-Kunduraci, Yarali-Tozduman Examination of preschool children's self-regulation, emotion expressiveness and leadership skills. Bartin University Journal of Faculty of Education, 2022, vol. 11, no. 2, рр. 294-306.

References

1. Arzhanova A.I. Problema detskoj obshhitel'nosti i kollektivnoj igry' v sisteme psixologii // Psixologiya i pedagogika igry' doshkol'nika (Materialy' simpoziuma) / pod red. A.V. Zaporozhcza i A.P. Usovoj. M.: Prosveshhenie, 1966. Pp. 205-212.

2. Arkin E.A. Ob izuchenii detskogo kollektiva / E.A. Arkin. M.: Novaya Moskva, 1927. 37 p.

JOURNAL OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL RESEARCH PEDAGOGY

SCIENTIFIC AND PRACTICAL JOURNAL

3. Bolduin D.M. Psixologiya v ee primenenii k vospitaniyu: Kratkij ocherk dlya uchitelej i roditelej / D.M. Bolduin; Per. s angl. N.N. Spiridonova. Moskva: mag. «Kn. delo», 1904. 42 p.

4. Dering V. Psixologiya shkol'nogo klassa / Dering; Per. s nem. pod red. i s vvodnoj stat'ej «Zadachi i metody' izucheniya shkol'nogo kollektiva» E.A. Arkina. Moskva; Gosud. izd-vo «Krasny'j proletarij». 1929. 224 p.

5. VarendonkZh. Detskie soobshhestva / Zh. Varendonk. Per. s francz. A.V. Shikanovoj s predisl. V.N. Shul'gina. M.: Rabotnik prosveshheniya, 1926. 88p.

6. Vikulina M.A. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya liderskix kachestv lichnosti rebenka (starshij doshkol'ny'j vozrast): Diss. kand. ped. nauk. 13.00.01. Nizhnij Novgorod, 1997. 181 p.

7. Emel'yanova M.N. Razvitie liderskogo potenciala detej doshkol'nogo vozrasta v processe issledovatel'skoj deyatel'nosti, dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.01. Ekaterinburg, 2001. 181 p.

8. Ivankova R.A. Zavisimost' struktury' detskix ob"edinenij ot nekotory'x uslovij provedeniya sovmestny'x igr // Otnosheniya mezhdu sverstnikami v gruppe detskogo sada / pod red. T.A. Repinoj. M.: NII APN, 1978. Pp. 152-166.

9. Zagorovskij P.L. Zagorovskij P.L. K voprosu ob izuchenii detskix kollektivov i povedeniya detej v kollektive // Trudy' Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Voronezh, 1926. Рр. 278-289.

10. Zalevskaya A.G. Pedagogicheskie usloviya razvitiya liderskoj ustremlennosti kak samocennoj formy' aktivnosti rebenka-doshkol'nika, dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.01. Stavropol', 1999. 153 p.

11. Zaluzhny'jA.S. Uchenie o kollektive: metodologiya. Detskij kollektiv / A.S. Zaluzhny'j. Leningrad: Izd-vo «Rabotnik prosveshheniya», 1930. 300 p.

12. Zaluzhny'j A.S. Kollektivy' v predshkol'nom vozraste / A.S. Zaluzhny'j // Detskij kollektiv i rebenok / pod. red. A. Zaluzhnogo, S.O. Lozinskogo. Ekaterinoslav, 1926. Pp. 54-66.

13. Zubenko L.N. K voprosu o proyavlenii organizatorskix vozmozhnostej v mladshem doshkol'nom vozraste // Vsesoyuznaya nauchnaya konferenciya po aktual'ny'm problemam obshhestvennogo doshkol'nogo vospitaniya i voprosam podgotovki detej k shkole: Tezisy' dokladov. M., 1970. Vol. 1. Pp. 109-111.

14. Karpova S.I. Razvitie liderskix sposobnostej detej v starshem doshkol'nom vozraste. Monografiya / S.I. Karpova, T.D. Savenkova. M.: Izd-vo «Pero», 2023. 106 p.

15. Kolominskij Ya.L. Uchitelyu o psixologii detej shestiletnego vozrasta: Kn. dlya uchitelya / Ya.L. Kolominskij, E.A. Pan'ko. M.: Prosveshhenie, 1988. 189 p.

16. Kollektivy' besprizorny'x i ix vozhaki: Sbornik statej S.O. Lozinskogo, N.P. Veleczkoj i A.V. Ulasovoj / pod red. B.O. Borovicha. Xar'kov: Trud, 1926. 126 p.

17. Matusik A.I. Vospitanie organizatorskix umenij u detej 6-7 let: Avtoreferat diss. na soiskanie uchen. stepeni kandidata ped. nauk / Mosk. gos. ped. in-t im. V.I. Lenina. Moskva. 1966. 19 p.

18. Royak A.A. Osobennosti psixologicheskogo klimata v igrovy'x mikroob"edineniyax doshkol'nikov // Obshhenie detej v detskom sadu i em'e / pod red. T.A. Repinoj, R.B. Sterkinoj. M.: Pedagogika, 1990. Pp. 120-137.

19. Usova A.P. Rol' igry' v vospitanii detej / pod red. A.V. Zaporozhcza. M.: «Prosveshhenie», 1976. 96 p.

20. Federal'ny'j gosudarstvenny'j obrazovatel'ny'j standart doshkol'nogo obrazovaniya (Utv. Prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki RF. Ot 17.10. 2013. № 1155) [E'lektronny'j resurs] - URL: https:// fgos.ru/fgos/fgos-do/ (data obrashheniya 05.11.2023).

21. Fortunatov G.A. Izuchenie detskix kollektivov / G.A. Fortunatov. Vestnikprosveshheniya, 1925, no. 9, pp. 45-54.

22. E'vergetov E.V. Nablyudeniya nad proyavleniyami social'nosti v rannem detstve // E'.V. E'vergetov // Metody' ob"ektivnogo izucheniya rebenka / pod red. I.V. E'vergeova. Leningrad, 1924. Pp. 99-111.

23. E'l'konin D.B. Detskie kollektivy' / D.B. E'l'konin // Uchebnik pedologii dlya pedtexnikumov. Moskva; Leningrad Gos. ucheb.-ped. izd-vo, v 3 t., 1931. Ch. 2. P. 82.

24. Avolio B., Rotundo M., Walumbwa F. Early life experiences as determinants of leadership role occupancy: The importance of parental influence and rule breaking behavior. The Leadership Quarterly, 2009, vol. 20, рр. 329-342.

25. Barling J., Weatherhead J.G. Persistent exposure to poverty during childhood limits later leader emergence. Journal of Applied Psychology, 2016, vol. 101, рр. 1305-1318.

26. Billsberry J., Vega E., Molineu J. Think of the children: Leader development at the edge of tomorrow. Journal Management & Organization, 2019, vol. 25, no. 3, рр. 378-381.

27. Charafeddine R., Billamboz C., Noveck I., Horst J. Preschoolers' Social Preferences in a Dominance Context. In book: Language, Evolution and Mind. Essays in honour of Anne Reboul, 2018, рр. 247-262.

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

28. Chen J., Kacerek C. Leaders and Followers during Sociodramatic Play: A Study of Racial/Ethnic Minority Preschool Children from Socioeconomically Disadvantaged Backgrounds. Project: Child Leaders and Followers; Sociodramatic Play. Journal of Research in Childhood Education, 2021, vol. 36, no. 3, рр. 517-540.

29. Chen J. Leadership at Play in Preschool Children: A Systematic Synthesis of Nearly Nine Decades of Research. Early Education and Development, 2023, vol. 34, no. 1, рр. 1-26.

30. Chemers M. The relationship between birth order and leadership style. Soc Psychol, 1970, vol. 80, no. 2, рр. 243-260.

31. Hardy R., Hunt J., Lehr E. Relationship between birth order and leadership style for nursery school children. Percept Mot Skills, 1978, vol. 46, no. 1, рр. 184-196.

32. Duan J., Xiaoyun R., LiuZ., Riggio R. Connecting the dots: How parental and current socioeconomic status shape individuals transformational leadership. Journal of Business Research, 2022, vol. 150, рр. 51-58.

33. Joshi S. An exploratory study on teachers perceptions in developing leadership skills in four to six-year-old children. A dissertation submitted in partial fulfillment of the requirement for the degree of doctor of philosophy in education: early childhood education. Oakland University Rochester, Michigan, 2023. 273 p.

34. Kudo F. Longhofer J., Floersch J. On the origins of early leadership: The role of authoritative parenting practices and mastery orientation. Leadership, 2012, vol .8, рр. 345-375.

35. LiuZ., Riggio R., Day D., Zheng C., Bian Y. Leader development begins at home: Overparenting harms adolescent leader emergence. Journal of Applied Psychology, 2019, vol. 104, no. 10, рр. 1226-1242.

36. Oliver P., Gottfried A., Guerin D., Gottfried A., Reichard R., Riggio R. Adolescent family environmental antecedents to transformational leader-ship potential: A longitudinal mediational analysis. The Leadership Quarterly, 2011, vol. 22, no. 3, рр. 535-544.

37. Parten M.B. Leadership among preschool children. Journal of Abnormal and Social Psychology, 1933, vol. 27, рр. 430-440.

38. Shin M.S., Recchia S.L., Lee S.Y., Lee Y.J., Mullarkey L.S. Understanding early childhood leadership: Emerging competencies in the context of relationships. Journal of Early Childhood Research, 2004, vol. 2, no. 3, рр. 301-316.

39. Terman L.M. A preliminary study of the psychology and pedagogy of leadership. Pedagogical Seminary, 1904, vol. 11, рр. 413-451.

40. Trawick-Smith J. Let's say you're the baby, OK? Play leadership and following behavior of young children. Young Children, 1988, vol. 43, no. 5, рр. 51-59.

41. White B. The first three years of life. New York: Prentice-Hall Press, 1985. 348 p.

42. Zheng M., Ren G., Zhuang L. Family Sibling Effect and Executives Corporate Social Behavior. Frontiers in Psychology, 2021, vol. 12, рр. 1-14.

43. Оzkan-Kunduraci, Yarali-Tozduman Examination of preschool children's self-regulation, emotion expressiveness and leadership skills. Bartin University Journal of Faculty of Education, 2022, vol. 11, no. 2, рр. 294-306.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию 04.10.2023; принята к публикации 30.10.2023.

The article was submitted 04.10.2023;

accepted for publication 30.10.2023.

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

The author read

and approved the final version

of the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.