Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ КАК ФАКТОР ПОЗИТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ КАК ФАКТОР ПОЗИТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
537
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФЕНОМЕН ДЕТСКОГО ЛИДЕРСТВА / ЛИДЕРСКИЕ СПОСОБНОСТИ / СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ПОЗИТИВНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Глубоцкая Екатерина Владимировна

Развитие лидерских способностей детей старшего дошкольного возраста - важная составляющая общей, фундаментальной задачи, решаемой в рамках образовательной области социально-коммуникативного развития личности на ранних этапах образования. Рассмотрены базовые концепции, связанные с природой детского лидерства: лидерство как вид специальной одаренности, широкий комплекс свойств личности и качество любого ребенка, проявляющееся при определенных условиях. Выделены качества детей предшкольного возраста с ярко выраженным лидерским потенциалом: стремление к доминированию, инициативность, высокий уровень умственного развития, речевая и поведенческая активность, эмоциональность (впечатлительность, импульсивность, лабильность), адекватная самооценка, самостоятельность, умение придумывать и организовывать разные игры. На основе аналитического обзора научных источников по проблеме детского лидерства определены лидерские способности в старшем дошкольном возрасте как интегральное динамическое личностное образование, развивающееся в совместной деятельности ребенка со сверстниками под руководством взрослого, структуру которого образуют единство когнитивного, эмоционального-волевого, деятельностно-творческого и оценочно-рефлексивного компонентов. Представлена структурная модель лидерских способностей дошкольника. Обосновано, что основными условиями развития лидерских способностей у старших дошкольников является включение детей в различные виды совместной деятельности и руководство педагога. Развитые лидерские способности рассматриваются как важный индикатор позитивной социализации личности ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Глубоцкая Екатерина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF LEADERSHIP ABILITIES AS A FACTOR OF POSITIVE SOCIALIZATION AMONG SENIOR PRESCHOOL CHILDREN

The development of leadership abilities among senior preschool children is an important component of the general, fundamental task solved within the educational field of social and communicative personality development at the early stages of education. The basic concepts related to the nature of children's leadership are leadership as a type of special giftedness, a wide range of personality traits and a quality of any child that manifests itself under certain conditions. The qualities of preschool children with a pronounced leadership potential are: the desire for dominance, initiative, a high level of mental development, speech and behavioral activity, emotionality (impressionability, impulsivity, lability), adequate self-esteem, independence, the ability to invent and organize different games. Based on an analytical review of scientific sources on the issue of child leadership we define leadership abilities in the senior preschool age as an integral dynamic personal education developing in the joint activity of a child with peers under the guidance of an adult, whose structure is formed by the unity of cognitive, emotional-volitional, activity-creative and evaluative-reflective components. A structural model of leadership abilities of a preschooler is presented. The main conditions for the development of leadership abilities in senior preschoolers are the inclusion of children in various types of joint activities and the guidance of a teacher. Developed leadership abilities are an important indicator of positive socialization of a child’s personality.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ КАК ФАКТОР ПОЗИТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

УДК 373.016

DOI 10.20310/1810-231X-2021-20-4(50)-84-89

Поступила в редакцию / Received 30.09.2021 Поступила после рецензирования и доработки / Revised 09.11.2021 Принята к публикации / Accepted 01.12.2021

оригинальная статья

Развитие лидерских способностей как фактор позитивной социализации детей старшего дошкольного возраста

Глубоцкая Екатерина Владимировна О

ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» 129226, Российская Федерация, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный пр-д, 4-1 dly kati@mail.ru

Аннотация. Развитие лидерских способностей детей старшего дошкольного возраста - важная составляющая общей, фундаментальной задачи, решаемой в рамках образовательной области социально-коммуникативного развития личности на ранних этапах образования. Рассмотрены базовые концепции, связанные с природой детского лидерства: лидерство как вид специальной одаренности, широкий комплекс свойств личности и качество любого ребенка, проявляющееся при определенных условиях. Выделены качества детей предшкольного возраста с ярко выраженным лидерским потенциалом: стремление к доминированию, инициативность, высокий уровень умственного развития, речевая и поведенческая активность, эмоциональность (впечатлительность, импульсивность, лабильность), адекватная самооценка, самостоятельность, умение придумывать и организовывать разные игры. На основе аналитического обзора научных источников по проблеме детского лидерства определены лидерские способности в старшем дошкольном возрасте как интегральное динамическое личностное образование, развивающееся в совместной деятельности ребенка со сверстниками под руководством взрослого, структуру которого образуют единство когнитивного, эмоционального-волевого, деятельностно-творческого и оценочно-рефлексивного компонентов. Представлена структурная модель лидерских способностей дошкольника. Обосновано, что основными условиями развития лидерских способностей у старших дошкольников является включение детей в различные виды совместной деятельности и руководство педагога. Развитые лидерские способности рассматриваются как важный индикатор позитивной социализации личности ребенка.

Ключевые слова: феномен детского лидерства; лидерские способности; старший дошкольный возраст; позитивная социализация

Для цитирования: Глубоцкая Е.В. Развитие лидерских способностей как фактор позитивной социализации детей старшего дошкольного возраста // Психолого-педагогический журнал «Гаудеа-мус». 2021. Т. 20. № 4 (50). С. 84-89. DOI 10.20310/1810-231X-2021-20-4(50)-84-89

© Глубоцкая Е.В., 2021

original article

Development of leadership abilities as a factor of positive socialization among senior preschool children

Ekaterina V. Glubotskaya

©

Moscow City University 4-1 2-y Selskokhozyaystveny Ave., Moscow 129226, Russian Federation dly kati@mail.ru

Abstract. The development of leadership abilities among senior preschool children is an important co mponent of the general, fundamental task solved within the educational field of social and communicative personality development at the early stages of education. The basic concepts related to the nature of children's leadership are leadership as a type of special giftedness, a wide range of personality traits and a quality of any child that manifests itself under certain conditions. The qualities of preschool children with a pronounced leadership potential are: the desire for dominance, initiative, a high level of mental development, speech and behavioral activity, emotionality (impressionability, impulsivity, lability), adequate self-esteem, independence, the ability to invent and organize different games. Based on an analytical review of scientific sources on the issue of child leadership we define leadership abilities in the senior preschool age as an integral dynamic personal education developing in the joint activity of a child with peers under the guidance of an adult, whose structure is formed by the unity of cognitive, emotional-volitional, activity-creative and evaluative-reflective components. A structural model of leadership abilities of a preschooler is presented. The main conditions for the development of leadership abilities in senior preschoolers are the inclusion of children in various types of joint activities and the guidance of a teacher. Developed leadership abilities are an important indicator of positive socialization of a child's personality.

Keywords: phenomenon of child leadership; leadership abilities; senior preschool age; positive socialization

For citation: Glubotskaya E.V. Razvitie liderskikh sposobnostey kak faktor pozitivnoy sotsializatsii detey starshego doshkol'nogo vozrasta [Development of leadership abilities as a factor of positive socialization among senior preschool children]. Psikhologo-pedagogicheskiy zhurnal «Gaudeamus» -Psychological-Pedagogical Journal "Gaudeamus", 2021, vol. 20, no. 4 (50), pp. 84-89. DOI 10.20310/1810-231X-2021-20-4(50)-84-89 (In Russian, Abstr. in Engl.)

ВВЕДЕНИЕ

Создание условий для позитивной социализации и индивидуализации личности дошкольников, развития их эмоционального и социального интеллекта, социальной инициативы и творчества является важнейшей задачей современного дошкольного образования. Воспитание положительных лидерских качеств и развитие лидерских способностей не рассматриваются в ряду приоритетных задач дошкольного образования, однако интерес к проблеме лидерства со стороны образовательной практики правомерен, требует анализа имеющихся достижений и проведения исследований, направленных на выявление наиболее

эффективных условий, обеспечивающих развитие лидерских способностей у детей.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Теоретический анализ научных источников показал, что в настоящее время среди ученых нет единого мнения о природе детского лидерства, однако среди многообразия мнений выделяются три основных концепции. Согласно первой концепции, лидерство представляет собой вид специальной одаренности (совокупность специальных способностей). Лидерство имеет природную, генетическую обусловленность и активно развивается благодаря действию множества факторов, среди которых особое место занимает средовое влияние и целе-

направленное педагогическое руководство (Ю.Д. Бабаева, А.М. Матюшкин, А.И. Савенков, Е.И. Щебланова др.) [1].

Согласно второй концепции, лидерская одаренность рассматривается в контексте общей одаренности и выступает не как вид частной (специальной) одаренности, а широкий комплекс свойств личности, ее интегральное качество. Основными критериями лидерской одаренности являются высокая мотивация, выдающиеся способности (интеллектуальные, коммуникативные, суггестивные и др.) и креативность (В.Ю. Большаков, А.Н. Ильина, Д.В. Ушаков и др.).

В соответствии с третьей концепцией (интерактивная теория лидерства) лидером может стать любой ребенок, то есть при определенных условиях каждый ребенок может быть и бывает лидером (Е.А. Аркин, А.С. За-лужный, А.А. Крылов и др.).

Ретроспективный анализ проблемы показал, что феномен детского лидерства привлек к себе внимание в начале XX века (Е.А. Аркин, В.П. Вахтерев. А.Б. Залкинд, А.Ф. Лазур-ский, Г.А. Фортунатов, D. Baldunin, A. Beaver, B. Winifred, J. Warendonck, W. Doering и др.) в связи с изучением стихийных и организованных детских объединений. В результате были изучены различные аспекты детского лидерства как социально-психологического феномена, включая характеристики детей-лидеров (вожаков) в возрасте шести-восьми лет: аффективно-деятельные, сильные и инициативные, ловкие и смелые, с острым умом, владеющие навыками планирования и умениями предвосхищать желания других членов группы. Отечественными учеными-педологами (Е.А. Аркин, П.П. Блонский, А.Б. Залкинд, В.С. Красуский, С.О. Лозинский, И.В. Эверге-тов и др.) в 1920-1930-е гг. изучались социальные и биологические корни детского лидерства (детвожачества), типы детей-лидеров, их гендерные особенности, характер взаимодействий с членами группы [2].

Итогом стали два основных вывода: лидер группы обладает «теми качествами, которые для данного коллектива являются идеальными» (П.П. Блонский) [3, с. 484]; явление детского лидерства имеет динамичный характер, зависящий от таких факторов, как: возрастные, индивидуальные и социальные характеристики членов группы, их межличностные взаимоотношения, жизненный опыт, социальные условия и др.

Детей предшкольного возраста с ярко выраженным лидерским потенциалом отличают: стремление к доминированию, инициативность, высокий уровень умственного развития, речевая и поведенческая активность, эмоциональность (впечатлительность, импульсивность, лабильность), адекватная самооценка, самостоятельность, умение придумывать и организовывать разные игры.

В исследованиях (Л.П. Бухтиярова, М.А. Викулина, О.М. Гостюхина, М.Н. Емельянова, Т.А. Репина, Л.И. Уманский и др.) доказано, что базовые характеристики детского лидерства (инициатива, смелость, креативность, речевая активность, самостоятельность и др.), образующих лидерский потенциал, у старших дошкольников проявляются в процессе организации различных видов совместной деятельности. Характерной особенностью организаторской деятельности в дошкольном возрасте является ее включенный характер, то есть организаторы становятся и активными участниками, исполнителями деятельности. Достижение успеха в конкретной деятельности является основным условием для возможности ребенка завоевать авторитет сверстников и стать лидером, следовательно, он должен владеть умениями и навыками той деятельности, которую он организует. Развитие лидерского потенциала, проявляющегося в наличии у ребенка базовых характеристик детского лидерства, происходит в процессе развития способностей к организации и руководству различными видами деятельности. Учеными отмечается также особая чувствительность детей-лидеров к социальной ситуации, что свидетельствует об уровне развития их социального интеллекта и эмоционально-чувственной сферы (С.И. Карпова, Т.Д. Савенкова, D. Bailey et al.) [4; 5].

Таким образом, проведенный аналитический обзор научных источников позволяет рассматривать проявления лидерства в старшем дошкольном возрасте как владение ребенком специальными лидерскими способностями, которые представляют собой интегральное динамическое личностное образование, развивающееся у ребенка в процессе совместной деятельности со сверстниками.

Структуру лидерских способностей образует единство компонентов: когнитивного, эмоционально-волевого, деятельностно-твор-ческого и оценочно-рефлексивного:

- когнитивный компонент включает: знания и первоначальные представления детей о лидерстве, качествах настоящего лидера (честность, ответственность, смелость, способность разрешать конфликты и др.), в представлении о себе, своих личностных качествах, осознании себя как друга, члена коллектива (группы), креативность;

- эмоционально-волевой компонент проявляется в целеустремленности, самоконтроле своих эмоциональных проявлений и поведения, восприимчивости к эмоциональному состоянию другого человека, эмпатии, оптимизме, желании занять ведущее место в межличностных отношениях, участвовать в совместной деятельности со сверстниками, организовывать и руководить ею;

- деятельностно-творческий компонент образует комплекс умений: организаторских (ставить цель, планировать деятельность, прогнозировать результат, находить средства для достижения цели, координировать действия партнеров, находить пути преодоления трудностей, предлагать оригинальные способы достижения цели, объективно оценивать свои действия и партнеров), коммуникативных (владение вербальными и невербальными средствами общения), продуктивных (владение навыками в конкретных видах деятельности);

- оценочно-рефлексивный компонент проявляется в осознании ребенком себя и своих возможностей, объективной оценке собственного поведения и действий, поведе-

ния и действий сверстников, результатов совместной деятельности.

Модель структуры лидерских способностей отражена на рис. 1.

Все структурные компоненты лидерских способностей взаимосвязаны, находятся в сложном системном сочетании и проявляются комплексно у ребенка в процессе организации и участия дошкольников в различных видах совместной деятельности.

В современных условиях дошкольная группа сверстников в детском саду является первой ступенью социальной организации детей, в которой находятся истоки феномена детского лидерства [6]. В старшем дошкольном возрасте лидерство проявляется в наличии у ребенка комплекса личностных качеств, позволяющих ему быть неформальным лидером в группе сверстников: выполнять ведущие роли в играх, руководить деятельностью детей, влиять на их поведение и т. д. По мнению исследователей (М.А. Вику-лина, М.Н. Емельянова, Т.В. Каширских, А.И. Савенков и др.), стремление к доминированию является одним из детерминантов лидерского статуса в старшем дошкольном возрасте. При этом доминирование по характеру может быть как положительным (доброжелательность, готовность помочь, поддержать), так и негативным (агрессивность, желание власти, подчинение сверстников своей воли и др.). Негативное влияние ребенка-

Рис. 1. Модель структуры лидерских способностей в старшем дошкольном возрасте Fig. 1. Model of leadership abilities structure in senior preschool age

лидера как на группу в целом, так и на отдельных детей приводит к возникновению конфликтных ситуаций и деформации межличностных отношений в группе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мы считаем, что лидерский потенциал присущ каждому нормально развивающемуся ребенку старшего дошкольного возраста и задачей педагогов является создание условий для развития этого потенциала, его преобразования в лидерские способности как устойчивые качества личности. Руководство педагогом различными видами совместной деятельности старших дошкольников позволяет преодолеть свойственный детям эгоцен-

тризм, помочь проявить и развить каждому ребенку лидерские способности, сформировать поведенческие стратегии, ориентированные на сотрудничество и достижение общих целей (С.И. Карпова, Т.Д. Савенкова) [7].

Несмотря на отсутствие в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования и примерных образовательных программах дошкольного образования задачи развития у детей лидерского потенциала как важной составляющей позитивной социализации, образовательная практика остро нуждается в эффективных способах воспитания у дошкольников положительных лидерских качеств и развития лидерских способностей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. СавенковА.И. Психология детской одаренности. М.: Юрайт, 2019. 334 с.

2. Залкинд А.Б. Основы пятилетнего плана по научно-исследовательской педологической работе // Педология. 1930. Вып. 3. № 5. С. 273-305.

3. Блонский П.П. Избранные педагогические произведения. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. 695 с.

4. Bailey D., Hufford M., Emmerson M., Eckert S. Identifying and living leadership in the lives of prekinder-garten through 4th-grade girls: the story of one intentional leadership identity development program // Journal of Research in Childhood Education. 2017. Vol. 31. P. 487-507.

5. Савенкова Т.Д., Карпова С.И. Модель развития социального интеллекта у старших дошкольников в процессе совместной деятельности // Вестник Тамбовского государственного университета. Серия Гуманитарные науки. 2019. Т. 24. № 183. С. 128-136. DOI 10.20310/1810-0201-2019-24-183-128-136.

6. Kivunja С. Leadership in early childhood education contexts: looks, roles, and functions // Creative Education. 2015. Vol. 6 (16). P. 1710-1717.

7. Карпова С.И., Савенкова Т.Д. Развитие лидерских способностей у детей старшего дошкольного возраста // Муниципальное образование: Инновации и эксперимент. 2020. № 4 (73). С. 55-61.

REFERENCES

1. Savenkov A.I. Psikhologiya detskoy odarennosti [Psychology of Children Giftedness]. Moscow, Yurayt Publ., 2019, 334 p. (In Russian).

2. Zalkind A.B. Osnovy pyatiletnego plana po nauchno-issledovatel'skoy pedologicheskoy rabote [Five year long plan basics of scientific pedological work]. Pedologiya - Pedology, 1930, issue 3, no. 5, pp. 273-305. (In Russian).

3. Blonskiy P.P. Izbrannye pedagogicheskie proizvedeniya [Selected Pedagogical Works]. Moscow, Publ. of Academy of Pedagogical Sciences RSFSR, 1961, 695 p. (In Russian).

4. Bailey D., Hufford M., Emmerson M., Eckert S. Identifying and living leadership in the lives of prekinder-garten through 4th-grade girls: the story of one intentional leadership identity development program. Journal of Research in Childhood Education, 2017, vol. 31, pp. 487-507.

5. Savenkova T.D., Karpova S.I. Model' razvitiya sotsial'nogo intellekta u starshikh doshkol'nikov v protsesse sovmestnoy deyatel'nosti [Model of social intelligence development in senior preschoolers in the process of joint activity]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki - Tambov University Review: Series Humanities, 2019, vol. 24, no. 183, pp. 128-136. (In Russian). DOI 10.20310/1810-0201-201924-183-128-136.

6. Kivunja S. Leadership in early childhood education contexts: looks, roles, and functions. Creative Education,, 2015, vol. 6 (16), pp. 1710-1717.

7. Karpova S.I., Savenkova T.D. Razvitie liderskikh sposobnostey u detey starshego doshkol'nogo vozrasta [Development of leader abilities in senior preschoolers in the course of joint activity]. Munitsipal'noe obrazovanie: Innovatsii i eksperiment - Municipal Education: Innovations and Experiment, 2020, no. 4 (73), pp. 55-61. (In Russian).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Глубоцкая Екатерина Владимировна - аспирант, департамент педагогики. Московский городской педагогический университет, г. Москва, Российская Федерация.

E-mail: dly kati@mail.ru ORCID: https://orcid.org/QQQQ-Q0Q2-2748-6Q85 Вклад в статью: общая идея статьи, анализ, систематизация и обобщение литературы, написание текста.

Ekaterina V. Glubotskaya - Post-Graduate Student, Pedagogy Department. Moscow City University, Moscow, Russian Federation. E-mail: dly kati@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2748-6085 Contribution: main study conception, analysis, literature classificaion and evaluation, article text writing.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.