Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКОГО ПОТЕНЦИАЛА У ДЕТЕЙ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ'

РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКОГО ПОТЕНЦИАЛА У ДЕТЕЙ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
191
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАРШИЕ ДОШКОЛЬНИКИ / ЛИДЕРСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ПРОГРАММА / СОТРУДНИЧЕСТВО / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карпова Светлана Ивановна, Савенкова Татьяна Дмитриевна

Статья посвящена исследованию проблемы развития лидерского потенциала дошкольников и воспитания у них положительных лидерских качеств. Актуальность исследования определяется ориентацией современного дошкольного образования на позитивную социализацию детей дошкольного возраста. Негативные проявления детского лидерства (демонстрация силы, агрессивность, желание доминирования, подчинения своей воле и т. п.) приводят к возникновению конфликтов и деформации межличностных отношений детей в группе сверстников. Установлено, что важным условием успешности педагогической работы, ориентированной на развитие детского лидерства, является сотрудничество педагогов с семьями воспитанников, предусматривающее включение семьи как социального партнера и активного субъекта образовательных отношений в педагогический процесс. Авторами разработана методическая модель развития лидерского потенциала старших дошкольников в условиях сотрудничества педагогов дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников. Реализация модели в образовательной практике позволит расширить позитивный социальный опыт старших дошкольников, усилить мотивацию и интерес представителей семьи к созданию условий для проявления лидерского потенциала ребенка и воспитания у него положительных лидерских качеств как предикторов его будущей жизненной успешности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Карпова Светлана Ивановна, Савенкова Татьяна Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF LEADERSHIP POTENTIAL IN CHILDREN AT THE OLDER PRESCHOOL AGE

The research considers the problem of the development of leadership potential in preschoolers and their positive leadership qualities. The relevance of the study is determined by the orientation of modern preschool education towards the positive socialization of preschool children. Negative manifestations of children's leadership (demonstration of strength, aggressiveness, desire for dominance, submission to their will, etc.) lead to conflicts and deformation of interpersonal relations among children in a peer group. It is established that an important condition for the success of pedagogical work focused on the development of children's leadership is the cooperation of teachers with the families of pupils, providing for the inclusion of the family as a social partner and an active subject in educational relations in the pedagogical process. The authors have developed a methodological model for the development of the leadership potential of older preschoolers in the context of cooperation between teachers of a preschool educational organization and families of pupils. The implementation of the model in educational practice will expand the positive social experience of older preschoolers, increase the motivation and interest of family members in creating conditions for the manifestation of the leadership potential of their child and nurturing positive leadership qualities as predictors of his/her future success in life.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКОГО ПОТЕНЦИАЛА У ДЕТЕЙ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»

Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 11. С. 112-116. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2022. No. 11. P. 112-116.

Научная статья УДК 37.025-053.4

https://doi.org/10.24158/spp.2022.11.16

Развитие лидерского потенциала у детей в старшем дошкольном возрасте

Светлана Ивановна Карпова1, Татьяна Дмитриевна Савенкова2

■^Московский городской педагогический университет, Москва, Россия 1KarpovaSI@mgpu.ru, https://orcid.org/0000-0001-9663-1592 2Savenkovatd@mgpu.ru, https://orcid.org/0000-0002-8179-6033

Аннотация. Статья посвящена исследованию проблемы развития лидерского потенциала дошкольников и воспитания у них положительных лидерских качеств. Актуальность исследования определяется ориентацией современного дошкольного образования на позитивную социализацию детей дошкольного возраста. Негативные проявления детского лидерства (демонстрация силы, агрессивность, желание доминирования, подчинения своей воле и т. п.) приводят к возникновению конфликтов и деформации межличностных отношений детей в группе сверстников. Установлено, что важным условием успешности педагогической работы, ориентированной на развитие детского лидерства, является сотрудничество педагогов с семьями воспитанников, предусматривающее включение семьи как социального партнера и активного субъекта образовательных отношений в педагогический процесс. Авторами разработана методическая модель развития лидерского потенциала старших дошкольников в условиях сотрудничества педагогов дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников. Реализация модели в образовательной практике позволит расширить позитивный социальный опыт старших дошкольников, усилить мотивацию и интерес представителей семьи к созданию условий для проявления лидерского потенциала ребенка и воспитания у него положительных лидерских качеств как предикторов его будущей жизненной успешности.

Ключевые слова: старшие дошкольники, лидерский потенциал, программа, сотрудничество, педагогическая модель

Для цитирования: Карпова С.И., Савенкова Т.Д. Развитие лидерского потенциала у детей в старшем дошкольном возрасте // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 11. С. 112-116. https://doi.org/10.24158/spp.2022.11.16.

Original article

The Development of Leadership Potential in Children at the Older Preschool Age

Svetlana I. Karpova1, Tatiana D. Savenkova2

12Moscow City Pedagogical University, Moscow, Russia 1KarpovaSI@mgpu.ru, https://orcid.org/0000-0001-9663-1592 2Savenkovatd@mgpu.ru, https://orcid.org/0000-0002-8179-6033

Abstract. The research considers the problem of the development of leadership potential in preschoolers and their positive leadership qualities. The relevance of the study is determined by the orientation of modern preschool education towards the positive socialization of preschool children. Negative manifestations of children's leadership (demonstration of strength, aggressiveness, desire for dominance, submission to their will, etc.) lead to conflicts and deformation of interpersonal relations among children in a peer group. It is established that an important condition for the success of pedagogical work focused on the development of children's leadership is the cooperation of teachers with the families of pupils, providing for the inclusion of the family as a social partner and an active subject in educational relations in the pedagogical process. The authors have developed a methodological model for the development of the leadership potential of older preschoolers in the context of cooperation between teachers of a preschool educational organization and families of pupils. The implementation of the model in educational practice will expand the positive social experience of older preschoolers, increase the motivation and interest of family members in creating conditions for the manifestation of the leadership potential of their child and nurturing positive leadership qualities as predictors of his/her future success in life.

Keywords: older preschoolers, leadership potential, program, cooperation, pedagogical model

For citation: Karpova, S.I. & Savenkova, T.D. (2022) The Development of Leadership Potential in Children at the Older Preschool Age. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. (11), 112-116. Available from: doi:10.24158/spp.2022.11.16 (In Russian).

Развитие лидерского потенциала у детей в дошкольном возрасте неразрывно связано с воспитанием у них положительных лидерских качеств: активности, инициативности, эмпатии, выдержки, решительности, смелости, ответственности, организаторских способностей (Л.И. Анциферова, П.П. Блонский, М.А. Викулина, А.Г. Залевская, М.Н. Емельянова, Я.Л. Коломинский и др.).

© Карпова С.И., Савенкова Т.Д., 2022

Негативные проявления детского лидерства (демонстрация силы, агрессивность, доминирование, подчинение своей воле) наблюдаются у отдельных детей в возрасте три-четыре года, в пять-шесть лет они становятся неформальными лидерами, a их деструктивное поведение приводит к возникновению конфликтов и деформации межличностных отношений в группе сверстников, отрицательно влияет на становление системы нравственно-ценностных ориентиров у всех воспитанников группы.

В научных исследованиях детское лидерство как психолого-педагогический и социальный феномен рассматривается с различных позиций:

- как вид специальной одаренности, устойчивое психическое образование личности (Ю.Д. Бабаева, Д.Б. Богоявленская, В.И. Панов, А.И. Савенков, В.С. Юркевич, Л. Аддисон, Дж. Биллсберри, М. Бонни, Н. Хенсел, Х. Росселли и др.);

- как проявление социальной одаренности (К. Абромс, Б. Кларк, Д. Сиск, Дж. Фельдхузен и др.);

- как динамическая характеристика малой группы, следствие и результат внутригруппового взаимодействия, ролевой дифференциации в группе (А.В. Петровский, Р. Стогдилл, А.Л. Уман-ский, М.Г. Ярошевский и др.).

Зарубежными учеными обоснована решающая роль семьи в воспитании ребенка-лидера; доказано, что идеализированный образ лидера формируется у ребенка на основе черт характера родителей (Т. Рейтан, С. Стенберг и др.); выявлены взаимосвязи проявлений лидерства у ребенка с уровнем образования родителей, составом семьи, стилем воспитания в семье (О. Мэй-селесс, Х. Яремич, Б. Воллинг и др.), характером привязанности ребенка к близким взрослым, поддержкой родителей, предоставлением родителями ребенку автономии, активностью взаимодействия семьи с внешними социальными институтами (Д. Хейли).

Лидерские проявления детей в дошкольном возрасте исследовались с позиций развития социальной компетентности, формируемой в игровой деятельности (М. Серрато, Дж. Чен, М. Хаг-герти, Н. Хенсел, О. Мэйселесс, М. Шарф, К. Торнтон и др.), взаимоотношений детей в коллективе (Н.П. Аникеева, В.Ф. Ануфриева, Р.А. Максимова, П.И. Матусик, В.С. Мухина, Т.В. Сенько, А.П. Усова и др.). Проблеме развития лидерского потенциала и формирования положительных лидерских качеств дошкольников посвящены исследования М.А. Викулиной, М.Н. Емельяновой, А.Г. Залевской, А.И. Савенкова и других ученых, в них предложены методы и формы педагогической работы по развитию лидерства в дошкольном возрасте (игры, тренинги, совместная исследовательская и проектная деятельность).

В целом ученые характеризуют развитие лидерства как непрерывный процесс, продолжающийся, начиная с детского возраста, на протяжении всей жизни, при этом исследователи подчеркивают, что наиболее мощным фактором, влияющим на воспитание лидера, является семейная социально-экономическая среда (Barling et al., 2022; Duan et al., 2022; Liu et al., 2019). В качестве необходимого условия, обеспечивающего успешность работы по развитию лидерства детей в дошкольном возрасте, выступает сотрудничество педагогов с семьями воспитанников на уровне социально-педагогического партнерства, предполагающего включение родителей как активных субъектов в воспитательный процесс с целью объединения усилий и координации совместных действий для достижения запланированных результатов (Савенкова, Карпова, 2020).

Нами была разработана методическая модель развития лидерского потенциала старших дошкольников в условиях сотрудничества педагогов дошкольной образовательной организации и семьи. Проектируя структуру и содержание модели, мы опирались на положение, согласно которому лидерский потенциал заложен в каждом ребенке, поэтому взрослым (педагогам, родителям) следует создать условия для его проявления и позитивного развития (Савенков, 2019).

Методологическую основу модели составили положения деятельностного, системного, личностно ориентированного, диалогического, рефлексивного и программно-целевого подходов:

- в соответствии с деятельностным подходом развитие лидерского потенциала дошкольников происходит в различных видах детской деятельности (А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский,

A.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев и др.);

- системный подход предполагает выстраивать педагогическую работу по развитию лидерского потенциала как системный процесс, включающий взаимосвязанные компоненты (В.П. Бес-палько, М.А. Данилов, Л.И. Новикова и др.);

- личностно ориентированный подход предлагает исследование личности ребенка и выстраивание образовательного процесса по развитию лидерского потенциала в соответствии с возрастными и личностными особенностями (Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, И.А. Зимняя, Н.Г. Савина, В.И. Слободчиков и др.);

- диалогический подход позволяет рассматривать взаимодействие педагогов и семьи как равноправные партнерские отношения, направленные на выработку совместных способов решения актуальных проблем в обучении и воспитании ребенка (М.М. Бахтин, А.М. Виноградова,

B.А. Петровский, А.А. Ухтомский и др.);

- рефлексивный подход обусловливает отношение к проблеме лидерства как феномену группового взаимодействия, ориентирует педагогов на формирование рефлексивной позиции субъектов в ходе их включения в различные виды совместной деятельности, осуществляемые в различных ситуациях и обеспечивающие возможность реализации лидерского потенциала ребенка (А.Л. Уманский);

- программно-целевой подход (Е.В. Малыхина, И.К. Шалаев и др.) ориентирует на разработку и реализацию программы по развитию лидерского потенциала старших дошкольников с привлечением семьи в качестве социального партнера.

Структуру методической модели образуют три крупных блока: методологический, содержательно-технологический, оценочно-рефлексивный.

Методологический блок представлен методологическими подходами (деятельностный, системный, личностно ориентированный, диалогический, рефлексивный, программно-целевой) и основными принципами выстраивания педагогической работы по развитию лидерского потенциала детей в старшем дошкольном возрасте (индивидуализации, интеграции, сотрудничества, доступности, свободы выбора, систематичности).

Содержательно-технологический блок включает программу по развитию лидерского потенциала старших дошкольников («Путь к успеху») и этапы ее реализации. Структуру программы образуют два модуля. Первый модуль содержит занятия для старших дошкольников, в процессе которых их не только знакомят с содержанием понятия «лидерство» и личностными качествами лидера, но и предоставляют возможность каждому, исходя из его интересов и склонностей, исполнить роль лидера в различных видах совместной деятельности со сверстниками, например: организация игры, выполнение задания в процессе трудовой или художественно-эстетической деятельности (изобразительной, музыкальной, театрализованной и др.). В конце каждого занятия педагог проводит рефлексивные беседы с детьми, в ходе которых развивает их адекватную самооценку своих действий и действий сверстников.

Второй модуль программы ориентирован на представителей семьи и включает несколько мероприятий (анкетирование, семинары, круглый стол и др.), в процессе которых педагог выявляет мнение родителей о проблеме воспитания лидерских качеств у детей и формирует педагогические компетенции в области развития детского лидерства.

Третий модуль программы предусматривает организацию и проведение совместной волонтерской деятельности всех участников образовательных отношений (дошкольников, педагогов, родителей). В процессе разработки содержания данного модуля целесообразно использовать методические рекомендации Н.П. Гришаевой по реализации педагогической технологии позитивной социализации дошкольников «Дети-волонтеры» (Гришаева, 2015).

Данный модуль предполагает создание под руководством взрослых команд (отрядов) старших дошкольников-волонтеров с использованием соответствующих внешних атрибутов (эмблемы, девизов, таких как «Хотим помочь!», «Доброе сердце» и др.), представление волонтерской деятельности на сайте дошкольного учреждения.

Направлениями волонтерской деятельности старших дошкольников, проводимой совместно с родителями и воспитателями, являются:

- участие в организации и проведении социальных акций (изготовление праздничных подарков для детей-инвалидов, пожилых людей в домах престарелых, больных онкологических центров), экологических акций (посадке цветов и деревьев, уборке мусора и др.);

- участие в городских и районных мероприятиях (концертах, спортивных соревнованиях, организации выставок, шествии «Бессмертный полк» и др.), в том числе совместно со школьниками и учащимися организаций дополнительного образования детей;

- помощь детям младших групп и групп кратковременного пребывания в проведении досу-говых мероприятий (оформлении зала, изготовлении костюмов и атрибутов), организации и руководстве игровой деятельностью младших дошкольников.

Участие старших дошкольников, членов семей и педагогов в волонтерской деятельности содержит в себе высокий педагогический потенциал для воспитания положительных лидерских качеств у детей. Взрослые демонстрируют примеры просоциального поведения, позитивные коммуникативные и организационные навыки, навыки продуктивного взаимодействия с разновозрастными представителями волонтерского движения.

На первом этапе реализуются два модуля программы одновременно, на втором этапе -третий модуль.

Оценочно-рефлексивный блок содержит педагогический мониторинг динамики развития лидерского потенциала старших дошкольников (интеллекта, креативности, эмоциональной восприимчивости, мотивации к общению и взаимодействию со сверстниками, способности к организации совместной деятельности). Диагностика проводится перед началом реализации программы (начало учебного года) и по ее завершении (конец учебного года). Результаты обсуждаются совместно с родителями и педагогами дошкольной образовательной организации.

Основными условиями эффективности реализации модели выступают:

- формирование сотрудничества дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников, разработка системы методического сопровождения взаимодействия педагогов и семьи (содержание и методические рекомендации к проведению различных форм организации совместных мероприятий с семьями воспитанников);

- организация развивающей предметно-пространственной среды (РППС), предполагающей наполнение дидактическими средствами (произведениями детской художественной литературы, видеофильмами, транслирующими информацию о лидерах; атрибутами, костюмами для театрально-игровой деятельности, стимулирующими воображение детей, их желание проявить себя в качестве организатора и руководителя совместной деятельности со сверстниками).

Методическая модель развития лидерского потенциала старших дошкольников представлена на рисунке 1.

I

СОДЕРЖАТЕЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ БЛОК ПРОГРАММА «ПУТЬ К УСПЕХУ!»

I

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ

-* - Сотрудничество с семьями дошкольников, организация в дошкольном учреждении системы методического сопровождения взаимодействия педагогов и семьи по реализации программы развития лидерского потенциала детей Организация в дошкольном учреждении РППС: оснащение атрибутами для игр, костюмами для игровой и театрализованной деятельности, стимулирующих воображение дошкольников, их желание организации игровой деятельности

Рисунок 1 - Методическая модель развития лидерского потенциала

старших дошкольников

В результате включения семьи как активного субъекта образовательных отношений в воспитательный процесс дошкольной образовательной организации возможно значительно расширить позитивный социальный опыт старших дошкольников, усилить мотивацию и интерес представителей семьи к созданию условий для позитивного развития лидерского потенциала своего ребенка как предиктора его будущей жизненной успешности.

Список источников:

Гришаева Н.П. Современные технологии эффективной социализации ребёнка в дошкольной образовательной организации. М., 2015. 184 с.

Савенков А.И. Психология детской одаренности. М., 2019. 334 с.

Савенкова Т.Д., Карпова С.И. К вопросу о развитии лидерства у детей в старшем дошкольном возрасте // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2020. № 8. С. 100-105. https://doi.org/10.37882/2223-2982.2020.08.29.

Barling J., Weatherhead J., Pupco S., Turner N., Montgomery A. Contextual, interpersonal, and personal predictors of young adults' affective-identity motivation to lead // Leadership & Organization Development Journal. 2022. Vol. 43 (3). https://doi.org/10.1108/L0DJ-05-2021-0219.

Duan J., Ren X., Liu Z., Riggio R. Connecting the dots: How parental and current socioeconomic status shape individuals' transformational leadership // Journal of Business Research. 2022. Vol. 150. P. 51-58. https://doi.org/10.1016/jjbusres.2022.06.01.

Liu Zh., Riggio R., Day D., Zheng Ch., Dai Sh., Bian Yu. Leader Development Begins at Home: Overparenting Harms Adolescent Leader Emergence // Journal of Applied Psychology. 2019. Vol. 104 (10). https://doi.org/10.1037/apl0000402.

References:

Barling, J., Weatherhead, J., Pupco, S., Turner, N. & Montgomery, A. (2022) Contextual, interpersonal, and personal predictors of young adults' affective-identity motivation to lead. Leadership & Organization Development Journal. 43 (3). Available from: doi:10.1108/L0DJ-05-2021 -0219.

Duan, J., Ren, X., Liu, Z. & Riggio, R. (2022) Connecting the dots: How parental and current socioeconomic status shape individuals' transformational leadership. Journal of Business Research. 150, 51 -58. Available from: doi:10.1016/j.jbusres.2022.06.01.

Grishaeva, N.P. (2015) Modern technologies of effective socialization of the child in preschool educational organization. Moscow, Ventana-Graf. 184 p. (In Russian)

Liu, Zh., Riggio, R., Day, D., Zheng, Ch., Dai, Sh. & Bian, Yu. (2019) Leader development begins at home: Overparenting harms adolescent leader emergence. Journal of Applied Psychology. 104 (10). Available from: doi:10.1037/apl0000402.

Savenkov, A.I. (2019) Psikhologiya detskoi odarennosti [Psychology of children's giftedness]. Moscow, Yurait. 334 p. (In Russian)

Savenkova, T.D. & Karpova, S.I. (2020) To the issue of leadership development for children in older preschool years. Sovremennaya nauka: aktua'nye problemy teorii i praktiki. Seriya: Gumanitarnye nauki. (8), 100-105. Available from: doi:10.37882/2223-2982.2020.08.29. (In Russian)

Информация об авторах С.И. Карпова - доктор педагогических наук, профессор департамента педагогики Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета, Москва, Россия.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=281466

Т.Д. Савенкова - кандидат педагогических наук, доцент департамента педагогики Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета, Москва, Россия.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=854387

Information about the authors S.I. Karpova - D.Phil. in Education Science, Professor, Department of Pedagogy, Institute of Pedagogy and Educational Psychology, Moscow City Pedagogical University, Moscow, Russia. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=281466

T.D. Savenkova - PhD in Education Science, Associate Professor, Department of Pedagogy, Institute of Pedagogy and Educational Psychology, Moscow City Pedagogical University, Moscow, Russia. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=854387

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 26.09.2022; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 17.10.2022; Принята к публикации / Accepted for publication 22.11.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.