Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВОСПИТАНИЯ НАВЫКОВ ЭТИКЕТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВОСПИТАНИЯ НАВЫКОВ ЭТИКЕТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
679
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭТИКЕТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / СТАРШИЕ ДОШКОЛЬНИКИ / МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / МОДЕЛЬ / СОТРУДНИЧЕСТВО ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ / LABEL BEHAVIOR / SENIOR PRESCHOOL CHILDREN / METHODOLOGICAL SUPPORT / MODEL / COOPERATION OF PRE-SCHOOL TEACHERS WITH FAMILIES OF PUPILS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карпова Светлана Ивановна, Устрицкая Юлия Викторовна

Проблема воспитания навыков этикетного поведения как важнейшего средства организации продуктивного межличностного взаимодействия, составляет часть более глубокой и значимой проблемы позитивной социализации детей, формирования у них морально-этических ценностей и культуры поведения. Образовательная работа по воспитанию навыков этикетного поведения у старших дошкольников направлена на осознание и выполнение детьми этикетных норм (норм внешнего вида, столового этикета, речевого этикета, норм поведения в общественных местах). Структуру этикетного поведения составляет единство когнитивного, мотивационного и поведенческого компонентов. Разработанная модель методического сопровождения воспитания навыков этикетного поведения у детей старшего дошкольного возраста включает три основных этапа: 1-й этап - подготовительный (диагностический), 2-й этап - основной (организационно-деятельностный), 3-й этап - заключительный (оценочно-рефлексивный). Основным условием успешности реализации модели в практике образовательной работы с дошкольниками является выстраивание системы сотрудничества педагогов дошкольного образования с семьями воспитанников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Карпова Светлана Ивановна, Устрицкая Юлия Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL SUPPORT FOR EDUCATION OF LABEL BEHAVIOR SKILLS ATCHILDREN OF OLDER PRE-SCHOOL AGE

The problem of raising the skills of label behavior as the most important means of organizing productive interpersonal interaction is part of a deeper and more significant problem of positive socialization of children, formation of moral and ethical values and culture of behavior. Educational work on education of skills of etiquette behavior at the senior preschool children is directed to understanding and performance of etiquette norms (standards of appearance, table etiquette, speech etiquette, standards of behavior in public places) by children. The structure of label behavior constitutes the unity of cognitive, motivational, and behavioral components. The developed model of methodological support for education of label behavior skills at children of older pre-school age includes three main stages: the 1st stage - preparatory (diagnostic), the 2nd stage - main (organizational-activity), the 3rd stage - final (evaluation-reflexive). The main condition for successful implementation of the model in the practice of educational work with pre-school children is to build a system of cooperation between teachers of pre-school education with families of pupils.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВОСПИТАНИЯ НАВЫКОВ ЭТИКЕТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

УДК 373.1

10. 20310/1810-231Х-2019-18-4(42)-58-65

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВОСПИТАНИЯ НАВЫКОВ ЭТИКЕТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Карпова Светлана Ивановна, Устрицкая Юлия Викторовна

Московский городской педагогический университет, Россия, г. Москва е-шаД: [email protected]

Проблема воспитания навыков этикетного поведения как важнейшего средства организации продуктивного межличностного взаимодействия, составляет часть более глубокой и значимой проблемы позитивной социализации детей, формирования у них морально-этических ценностей и культуры поведения. Образовательная работа по воспитанию навыков этикетного поведения у старших дошкольников направлена на осознание и выполнение детьми этикетных норм (норм внешнего вида, столового этикета, речевого этикета, норм поведения в общественных местах). Структуру этикетного поведения составляет единство когнитивного, мотивационного и поведенческого компонентов. Разработанная модель методического сопровождения воспитания навыков этикетного поведения у детей старшего дошкольного возраста включает три основных этапа: 1-й этап - подготовительный (диагностический), 2-й этап - основной (организационно-деятельностный), 3-й этап - заключительный (оценочно-рефлексивный). Основным условием успешности реализации модели в практике образовательной работы с дошкольниками является выстраивание системы сотрудничества педагогов дошкольного образования с семьями воспитанников.

Ключевые слова: этикетное поведение, старшие дошкольники, методическое сопровождение, модель, сотрудничество педагогов дошкольного образования с семьями воспитанников

Проблема воспитания навыков этикетного поведения у дошкольников является частью более глубокой и значимой проблемы позитивной социализации детей, формирования у них морально-этических ценностей и культуры поведения. К проблеме исследования позитивной социализации детей, воспитания культуры поведения и общения, в том числе, средствами этикета обращались многие ученые: И. А. Агапова, М. А. Давыдова, Л. А. Белашова, О. Ю. Безгина, Г. В. Белокурова, Н. Е. Богуславская, Л. В. Коломийченко, И. Н. Курочки-на, С. В. Петерина, Р. М. Чумичева и др.

Ученые пришли к выводу, что приобщение дошкольников к правилам этикетной культуры и формирование навыков этикетного поведения способствуют успешному выполнению возрастной социальной роли, создают условия для благоприятного вхождения в социум, позволяют успешно взаимодействовать с окружающими людьми [1].

Несмотря на многоаспектность педагогических и методических наработок по данной проблеме, следует отметить, что остаются недостаточно изученными такие вопросы, как выстраивание системы взаимодействия с семь-

ями воспитанников и создание системы методического сопровождения воспитания у старших дошкольников навыков этикетного поведения в условиях дошкольной образовательной организации и семьи. Образовательная работа по воспитанию навыков этикетного поведения у старших дошкольников направлена на осознание и выполнение детьми этикетных норм (норм внешнего вида, столового этикета, речевого этикета, норм поведения в общественных местах), развитие устойчивости этического поведения, умения предвидеть нравственно-этические последствия своих поступков. Овладение навыками этикетного поведения способствует успешному межличностному взаимодействию дошкольников с окружающими людьми и их позитивной социализации.

Анализ проблемы организации методического сопровождения воспитания у старших дошкольников навыков этикетного поведения в современной научной педагогической и методической литературе показал следующее:

- содержание методического сопровождения должно быть направлено на помощь субъектам образовательного процесса (дошкольникам, педагогам, родителям) в достижении

главной цели: усвоение старшими дошкольниками норм этикета, осознания их значимости для успешного взаимодействия с окружающими людьми, постоянное совершенствование навыков этикетного поведения в условиях дошкольной образовательной организации и семейного воспитания [21.

Наиболее результативными и доказавшими свою эффективность в образовательной работе с дошкольниками в процессе воспитания навыков этикетного поведения, является комплекс методов:

- наглядных (иллюстрации к произведениям детской художественной литературы, видеоролики; мультфильмы и др.);

- словесных (этические беседы, слушание рассказов, сказок, обсуждение пословиц, поговорок и др.);

- практических (игровые упражнения, игры-драматизации, моделирование и проигрывание ситуаций поведения и др.)

Специалисты подчеркивают, что воспитание навыков этикетного поведения у дошкольников предполагает единство, постоянство и последовательность воспитательных воздействий со стороны педагогов и родителей (семьи). Его результатом является полнота представлений и знаний ребенка о себе, о правилах культурного поведения, ориентация на социально одобряемые нормы поведения, положительное эмоциональное восприятие ребенком себя, окружающих, окружающей среды, соответствие действий и поступков ребенка установленным социальным эталонам.

Разрабатывая модель методического сопровождения воспитания навыков этикетного поведения у старших дошкольников, мы исходили из структурно-содержательной характеристики этикетного поведения, представляющего собой единство компонентов: когнитивного, мотивационного, поведенческого.

Когнитивный компонент включает знания и представления старших дошкольников о нормах и правилах этикета, его видах (столовый, речевой, общения и др.), о способах их выполнения, о роли этикета в общении и взаимодействии с окружающими людьми.

Мотивационный компонент предполагает осознание ребенком необходимости и значимости выполнения правил этикета в повседневной жизни, желание и потребность им следовать.

Поведенческий компонент проявляется в усвоении детьми этикетных норм и уровне

сформированности навыков этикетного поведения.

Разработанная нами модель методического сопровождения воспитания навыков этикетного поведения у детей старшего дошкольного возраста включает три основных этапа: 1-й этап - подготовительный (диагностический), 2-й этап - основной (организационно-дея-тельностный), 3-й этап - заключительный (оценочно-рефлексивный).

1-й этап - подготовительный (диагностический), включает две основных задачи:

- анализ методического сопровождения образовательной работы по воспитанию навыков этикетного поведения у детей в условиях дошкольной образовательной организации;

- выявление уровня сформированности у старших дошкольников навыков этикетного поведения как основного показателя эффективности организации методического сопровождения;

2-й этап - основной (организационно-деятельностный), содержит разработку содержания и форм организации методического сопровождения воспитания навыков этикетного поведения у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации и семьи (семинары, круглые столы, программы дополнительного образования для дошкольников в области этикета, создание развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации);

3-й этап - заключительный (оценочно-рефлексивный), анализ и обсуждение результатов, планирование дальнейшей работы.

Модель представлена на рисунке 1.

Основным условием успешности реализации модели в практике образовательной работы с дошкольниками является выстраивание системы сотрудничества педагогов дошкольного образования с семьями воспитанников с целью координации совместных действий в процессе усвоения детьми этикетных норм и воспитания навыков этикетного поведения. А основным критерием эффективности реализации модели в образовательной практике является выраженная положительная динамика в уровне сформированности всех структурных компонентов этикетного поведения у старших дошкольников (когнитивного, мотивационно-го, поведенческого).

МОДЕЛЬ МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ВОСПИТАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НАВЫКОВ ЭТИКЕТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ДОО И СЕМЬИ

КОМПОНЕНТНАЯ СТРУКТУРА ЭТИКЕТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

КОГНИТИВНЫИ знания и представления о правилах и нормах этикета, о способах их выполнения

МОТИВАЦИОННЫИ осознание необходимости выполнения этикетных норм, желание им следовать

ПОВЕДЕНЧЕСКИИ усвоение этикетных норм, уровень сформированности навыков этикетного поведения

ЭТАПЫ

I ЭТАП - ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ

Выявление уровня сформированности навыков этикетного поведения у дошкольников

Анкетирование и беседа с родителями воспитанников

II ЭТАП - ОСНОВНОЙ - ОРГАННИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫИ

Оказание помощи педагогам в образовательной работе с дошкольниками, реализация программы дополнительного образования «Азбука этикетного поведения»

Организация сотрудничества с семьями детей с целью формирования педагогических компетенций родителей и координации воспитательных воздействий.

Создание в группе РППС: эсте-тич. обстановка, наличие дидактич. игр, направленных на усвоение норм этикета и воспитание навыков этикетного поведения

Семинары, конференции

Консультации, круглые столы

Мастер-классы, Творческие группы

Педагогические и Методические советы

IL

III ЭТАП: РЕФЛЕКСИВНО-ОЦЕНОЧНЫЙ. ЦЕЛЬ: проведение итоговой диагностики навыков этикетного поведения, анализ и оценка результатов, планирование дальнейшей работы

Рис. 1. Модель методического сопровождения воспитания у старших дошкольников навыков этикетного поведения

Основным условием успешности реализации модели в практике образовательной работы с дошкольниками является выстраивание системы сотрудничества педагогов дошкольного образования с семьями воспитанников с целью координации совместных действий в процессе усвоения детьми этикетных норм и воспитания навыков этикетного поведения. А основным критерием эффективности реализации модели в образовательной практике является выраженная положительная динамика в уровне сформированности всех структурных компонентов этикетного поведения у старших дошкольников (когнитивного, мотивационного, поведенческого).

С целью апробации модели воспитания этикетного поведения у старших дошкольников был проведен педагогический эксперимент, в котором приняли участие 56 детей 6-го года жизни дошкольного учреждения № 51 «Зоренька» г. Химки Московской области.

Данные таблицы свидетельствуют о том, что высокий уровень сформированности навыков этикетного поведения был выявлен только у одного ребенка, у остальных детей преобладал средний уровень (34 чел. - 61 %) и низкий уровень (21 чел. - 38 %). Беседы показали недостаточный для детей 6-го года жизни уровень знаний об этикетных нормах (нормы внешнего вида, столового этикета, речевого этикета, нормы поведения в общественных местах). Наибольшие затруднения вызвали у детей вопросы, требующие объяснения необходимости следования правилам этикетного поведения, особенно в общественных местах (театрах, выставках и т. п.), что свидетельствует о том, что родители редко посещают такие места вместе с детьми. Лучше всего дети ориентируются в правилах поведения в транспорте, знают, что пожилым людям надо уступать место и т. д.

На основании результатов первичной диагностики общее количество старших дошкольников мы разделили на две, примерно рав-

На первом (диагностическом) этапе в двух старших группах дошкольного учреждения была проведена констатирующая диагностика, направленная на выявление исходного уровня сформированности навыков этикетного поведения у детей:

- для определения уровня когнитивного компонента этикетного поведения использовалась индивидуальная беседа с ребенком с целью изучения уровня его знаний и представлений о понятиях «культура поведения», «этикет», «этикетные нормы» (столовый этикет, речевой этикет, правила поведения в общественных местах);

- для выявления уровней мотивационного и поведенческого компонентов использовалось наблюдение за детьми в ситуациях общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми в процессе режимных моментов (диагностическая методика А. М. Щетининой) [3].

Результаты констатирующей диагностики представлены в таблице 1.

1

ные по уровням сформированности навыков этикетного поведения группы, одна из которых стала экспериментальной, а другая контрольной. Отсутствие статистически достоверных различий по уровням сформированно-сти навыков этикетного поведения у детей в экспериментальной и контрольной группах подтвердилось использованием методики Манна-Уитни. Полученное эмпирическое значение Шмп =375.5 находится в зоне незначимости (рис. 2).

Анкетирование родителей показало их слабую заинтересованность в воспитании навыков этикетного поведения у дошкольников. Ознакомление с учебно-методической документацией выявило, что вопросы воспитания культуры поведения и этикета не рассматривались на педагогических и методических советах. Анализ содержания развивающей предметно-пространственной среды показал отсутствие дидактических игр и пособий на тему этикета.

Таблица

Результаты констатирующей диагностики уровней сформированности этикетного поведения у старших дошкольников

КОМПОНЕНТЫ УРОВНИ

Высокий (чел.) Средний (чел.) Низкий (чел.) Итого (чел.)

Когнитивный компонент 1 34 21 56

Мотивационный компонент 1 34 21 56

Поведенческий компонент 1 34 21 56

Ось значимости:

249 291 375.5

Рис. 2. Отсутствие статистически достоверных различий по уровням сформированности навыков этикетного поведения у детей в экспериментальных и контрольных группах на констатирующем этапе исследования

С учетом результатов констатирующего этапа эксперимента было разработано содержание методического сопровождения субъектов образовательного процесса (детей, воспитателей, родителей), включающее комплекс мероприятий: занятия с детьми по дополнительной программе «Азбука этикетного поведения», семинары, круглые столы, консультации для воспитателей и родителей и др. Содержание этих мероприятий составляет второй (организационно-деятельностный) этап реализации модели.

Например, для разработки содержания программы воспитания у старших дошкольников навыков этикетного поведения с воспитателями был проведен специальный семинар, в ходе которого мы познакомили их с существующими авторскими программами для дошкольников в области этикета (Е. Ю. Алясева «Дети и этикет: комплексно-целевая программа»; Е. Баринова «Уроки вежливости и доброты», Ю. Шевченко «Школа этикета для малышей» и др.) [4; 5; 6].

В ходе обсуждения содержания программы педагоги пришли к выводу, что наиболее доступным и интересным содержанием для детей является построение программы на основе обсуждения проблемных игровых ситуаций, знакомых детям по личному опыту. Поэтому было принято решение о составлении содержания программы воспитания этикетного поведения у детей, основу которой составляют этические беседы и игровые ситуации. Наша программа называется «Азбука этикет-

ного поведения», темы основных разделов программы представлены в таблице 2.

Таблица 2

Темы основных разделов программы «Азбука этикетного поведения»

№ п/п Темы занятий

1. Введение «Что такое этикет?»

2. Речевой этикет

3. Семейный этикет

4. Межличностные отношения

5. Культура внешнего вида

6. Гостевой этикет

7. Поведение в общественных местах

Занятия по программе проводились один раз в неделю во второй половине дня. Разрабатывая содержание занятий для детей, мы исходили из следующих положений:

- занятия должны включать игровые действия, которые должны помочь ребенку в интересной для него форме понять значение выполнения тех или иных этикетных норм правил поведения;

- занятия должны сопровождаться красочным и интересным оформлением, в том числе, музыкальным, пробуждающим фантазию, создающими положительный эмоциональный настрой [7].

Совместно с воспитателями был составлен план сотрудничества с семьями воспитанников, который включал интересные и неординарные формы организации совместной работы для воспитания у детей навыков этикетного поведения (рис. 3).

Рис. 3. Формы организации сотрудничества с семьями воспитанников

Рис. 4. Диаграмма сравнительных результатов 2-х срезов по уровням сформированном^ у старших дошкольников навыков этикетного поведения в экспериментальной и контрольной группах

Основная цель проводимых с родителями мероприятий - повышение уровня их знаний в области этикета, формирование положительного отношения к воспитанию в семье навыков этикетного поведения у детей.

За время формирующего этапа эксперимента была создана воспитателями и родителями книга «Этикетные правила поведения в детском саду и дома». Предметно-игровая среда в группе пополнилась дидактическими играми: «У каждой вещи свое место», «В театре», «В гостях», «У меня зазвонил телефон», «Хорошие и плохие поступки» и др.

Повторная диагностика уровня сформи-рованности навыков этикетного поведения у старших дошкольников, проведенная нами в конце учебного года, выявила более выраженную положительную динамику у детей в экспериментальной группе по сравнению с детьми в контрольной группе (рис. 4).

Наличие статистически значимых различий по уровню сформированности навыков этикетного поведения у детей в экспериментальной и контрольной группах подтвердилось использования методики Манна-Уитни. иэмп = 199,5 находится в зоне значимости (рис. 5).

Ось значимости:

199.5 249 291

Рис. 5. Наличие статистически достоверных различий в уровнях сформированности навыков этикетного поведения у детей в экспериментальных и контрольных группах на контрольном этапе исследования

Таким образом, можно сделать вывод о том, что методическое сопровождение участников образовательных отношений (дошкольников, родителей, педагогов) является значимой составляющей системы образовательной работы в дошкольных учреждениях, оказывающей непосредственное влияние на качество воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. Савенкова Т. Д., Карпова С. И. Основные факторы развития социального интеллекта в старшем дошкольном возрасте // Известия института педагогики и психологии образования. М. 2019. № 1. С. 16-26.

2. Белая К. Ю. Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении. Анализ, планирование, формы и методы. М., 2007.

3. Щетинина А. М. Диагностика социального развития ребенка. Великий Новгород, 2000.

4. Алясева Е. Ю. Дети и этикет: комплексно-целевая программа. Фестиваль педагогических идей. М., 2006.

5. Баринова Е. В. Знакомство с вежливыми словами. Ростов-на-Дону, 2012.

6. Шевченко Ю. Школа этикета для малышей. URL: https://www.etiquette.su/ (дата обращения 4.08.2019).

7. Карпова С. И. Методика формирования художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях музыкальной ритмикой. Одинцово, 2014.

References

1. Savenkova T. D., Karpova S. I. Osnovnye faktory razvitiya sotsial'nogo intellekta v starshem doshkol'nom vozraste [Main factors of social intelligence development at senior preschool age] // Izvestiya instituta pedagogiki i psikhologii obrazovaniya. - Institute of Pedagogy and Psychology of Education News. Moscow, 2019, no. 1, pp. 16-26. (In Russian).

2. Belaya K. Yu. Metodicheskaya rabota v doshkol'nom obrazovatel'nom uchrezhdenii. Analiz, planirovaniye, formy i metody [Methodological work in preschool educational institution. Analysis, planning, forms and methods]. Moscow, 2007. (In Russian).

3. Shchetinina A. M. Diagnostika sotsial'nogo razvitiya rebenka [Diagnosis of the child 's social development]. Velikij Novgorod, 2000. (In Russian).

4. Alyaseva E. Yu. Deti i etiket: kompleksno-tselevaya programma. Festival' pedagogicheskikh idej [Children and etiquette: a comprehensive and targeted program. Festival of pedagogical ideas]. Mocsow, 2006. (In Russian).

5. Barinova E. V. Znakomstvo s vezhlivymi slovami [Getting to know polite words]. Rostov-on-Don, 2012. (In Russian).

6. Shevchenko Yu. Shkola etiketa dlya malyshej [School of etiquette for babies]. Available at: https://www.eti-quette.su/ (accessed 4.08.2019).

7. Karpova S. I. Metodika formirovaniya khudozhestvenno-tvorcheskikh sposobnostej detej starshego doshkol'nogo vozrasta na zanyatiyakh muzykal'noj ritmikoj [Method of formation of artistic and creative abilities of children of older pre-school age at classes of musical rhythm]. Odintsovo, 2014. (In Russian).

* * *

METHODOLOGICAL SUPPORT FOR EDUCATION OF LABEL BEHAVIOR SKILLS ATCHILDREN OF OLDER PRE-SCHOOL AGE

Karpova Svetlana Ivanovna, Ustritskaya Yuliya Viktorovna

Moscow City University, Russia, Moscow e-mail: [email protected]

The problem of raising the skills of label behavior as the most important means of organizing productive interpersonal interaction is part of a deeper and more significant problem of positive socialization of children, formation of moral and ethical values and culture of behavior. Educational work on education of skills of etiquette behavior at the senior preschool children is directed to understanding and performance of etiquette norms (standards of appearance, table etiquette, speech etiquette, standards of behavior in public places) by children. The structure of label behavior constitutes the unity of cognitive, motivational, and behavioral components. The developed model of methodological support for education of label behavior skills at children of older pre-school age includes three main stages: the 1st stage -preparatory (diagnostic), the 2nd stage - main (organizational-activity), the 3rd stage - final (evaluationreflexive). The main condition for successful implementation of the model in the practice of educational work with pre-school children is to build a system of cooperation between teachers of pre-school education with families of pupils.

Key words: label behavior, senior pre-school children, methodological support, model, cooperation of pre-school teachers with families of pupils

Об авторах:

Карпова Светлана Ивановна, доктор педагогических наук, профессор департамента педагогики Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета, г. Москва

Устрицкая Юлия Викторовна, магистрант департамента педагогики Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета, г. Москва

About the authors:

Karpova Svetlana Ivanova, Doctor of Pedagogics, Professor of the Pedagogy Department, Institute of Pedagogy and Psychology of Education, Moscow City University, Moscow

Ustritskaya Yuliya Viktorovna, Applicant for Master's degree of the Pedagogy Department, Institute of Pedagogy and Psychology of Education, Moscow City University, Moscow

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.