Научная статья на тему 'ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОПЕДАГОГИКА / ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / МУЛЬТИКУЛЬТУРНОЕ ОБЩЕСТВО / ЭТНОКУЛЬТУРА / ЭТНОНАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / ЛИДЕРСКИЕ КАЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чумичева Раиса Михайловна

Рассмотрены понятия «этнопедагогика» и «лидер-дошкольник», выявлены группы лидерских качеств, присущие детям старшего дошкольного возраста, определены ведущие этнопедагогические средства и основные направления развития лидерских качеств старших дошкольников средствами этнопедагогики. Описаны особенности использования средств народной педагогики при работе с детьми старшего дошкольного возраста. Раскрыто понятие «социальная активность дошкольников», способствующее выделению основной цели развития лидерских качеств старших дошкольников средствами этнопедагогики. Приведены конкретные примеры этнопедагогических средств, которые можно применять на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста с целью развития у них лидерских качеств. Обобщен новый материал по исследуемой теме, введены в научный оборот этнопедагогические средства, влияющие на условие успешной реализация процесса развития лидерских качеств у старших дошкольников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чумичева Раиса Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNOPEDAGOGICAL MEANS OF DEVELOPING LEADERSHIP QUALITIES IN OLDER PRESCHOOL CHILDREN

The concepts of «ethnopedagogics» and «preschool leader» are studied, the groups of leadership qualities of older preschool children are identified, the leading ethnopedagogical means, as well as the main directions for the development of leadership qualities of older preschoolers by means of ethnopedagogics are identified. The features of the use of folk pedagogics tools in the work with older preschoolers are described. The article reveals the concept of social activity of preschoolers, indicating specific goals for the development of leadership qualities in older preschoolers by means of ethnopedagogics. The specific examples of ethnopedagogical tools that can be used at classes with older preschoolers in order to develop their leadership qualities are given. The new materials on the topic under study are summarized. Ethnopedagogical tools that influence the condition for the successful development of leadership qualities in older preschool children are introduced.

Текст научной работы на тему «ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Педагогические исследования. 2023. Вып. 1. С. 24-41. Pedagogical Research. 2023. Vol. 1. P. 24-41.

Общая педагогика, история педагогики и образования (педагогические науки)

Научная статья УДК 373.2

ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Раиса Михайловна Чумичева

Академия психологии и педагогики Южного федерального университета,

Ростов-на-Дону, Россия

rmchumicheva@sfedu.ru

Аннотация. Рассмотрены понятия «этнопедагогика» и «лидер-дошкольник», выявлены группы лидерских качеств, присущие детям старшего дошкольного возраста, определены ведущие этнопедагогические средства и основные направления развития лидерских качеств старших дошкольников средствами этнопедагогики. Описаны особенности использования средств народной педагогики при работе с детьми старшего дошкольного возраста. Раскрыто понятие «социальная активность дошкольников», способствующее выделению основной цели развития лидерских качеств старших дошкольников средствами этнопедагогики. Приведены конкретные примеры этнопедагогических средств, которые можно применять на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста с целью развития у них лидерских качеств. Обобщен новый материал по исследуемой теме, введены в научный оборот этнопедагогические средства, влияющие на условие успешной реализация процесса развития лидерских качеств у старших дошкольников.

Ключевые слова: этнопедагогика, этнопедагогические средства, ©Чумичева Р. М., 2023

Педагогические исследования. 2023. Вып. 1. С. 24-41. Pedagogical Research. 2023. Vol. 1. P. 24-41.

мультикультурное общество, этнокультура, этнонациональные интересы, лидерские качества

Для цитирования: Чумичева Р. М. Этнопедагогические средства развития лидерских качеств детей дошкольного возраста // Педагогические исследования. 2023. Вып. 1. С. 24-41.

General Pedagogics, History of Pedagogics and Education (pedagogical sciences)

Original article

ETHNOPEDAGOGICAL MEANS OF DEVELOPING LEADERSHIP QUALITIES IN OLDER PRESCHOOL CHILDREN

Raisa M. Chumicheva

Academy of Psychology and Pedagogy of the Southern Federal University, Rostov-

on-Don, Russia

rmchumicheva@sfedu.ru

Abstract. The concepts of «ethnopedagogics» and «preschool leader» are studied, the groups of leadership qualities of older preschool children are identified, the leading ethnopedagogical means, as well as the main directions for the development of leadership qualities of older preschoolers by means of ethnopedagogics are identified. The features of the use of folk pedagogics tools in the work with older preschoolers are described. The article reveals the concept of social activity of preschoolers, indicating specific goals for the development of leadership qualities in older preschoolers by means of ethnopedagogics. The specific examples of ethnopedagogical tools that can be used at classes with older preschoolers in order to develop their leadership qualities are given. The new materials on the topic under study ©Чумичева Р. М., 2023

Педагогические исследования. 2023. Вып. 1. С. 24-41. Pedagogical Research. 2023. Vol. 1. P. 24-41.

are summarized. Ethnopedagogical tools that influence the condition for the successful development of leadership qualities in older preschool children are introduced.

Keywords: ethnopedagogics, ethnopedagogical means, multiethnic society, ethnoculture, ethnonational interests, leadership qualities

For citation: Chumicheva R. M. Ethnopedagogical means of developing leadership qualities in older preschool children. Pedagogicheskie issledovaniya = Pedagogical Research. 2023;(1):24-41. (In Russ.).

Многое в развитии детей дошкольного возраста зависит не только от окружающей среды, значимых взрослых, но и от ментальности и специфики этнической культуры, носителями которой являются дошкольники и их окружение. В век глобализации этот аспект часто уходит на второй план, т. к. перед системой воспитания стоит вопрос об интеграции старших дошкольников в стремительно меняющийся современный социум, а специфика этнической принадлежности самого дошкольника не учитывается. В связи с этим педагог не всегда получает результат, который он ожидал. Вот почему в педагогическом процессе важно учитывать этнический культурный код.

Особенно это важно в возрастной период интенсивной идентификации себя как члена общества, т. е. в старшем дошкольном возрасте, что подтверждается одной из приоритетных задач ФГОС дошкольного образования и представляется как «воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций» [1].

Дошкольный возраст выступает таким периодом жизни, когда активизируется процесс формирования новых психологических механизмов в деятельности и поведении, происходит когнитивное, эмоциональное, физическое и социальное развитие ребенка.

Старший дошкольник уже не ограничивает себя познанием отдельных ©Чумичева Р. М., 2023

Педагогические исследования. 2023. Вып. 1. С. 24-41. Pedagogical Research. 2023. Vol. 1. P. 24-41.

предметных фактов, а стремится проникнуть в суть вещей, понимать их связи [2, с. 266]. В этот период педагогам предоставляется возможность формирования представлений и элементарных понятий конкретных предметов и явлений. Дети дошкольного возраста начинают выделять себя из общества, примерять на себя различные роли, в том числе и роль лидера. Лидер в современном обществе ассоциируется с уверенной и успешной личностью, которая всегда достигает поставленных целей, действует во благо, учитывая интересы коллектива.

Лидер - это «принимаемая группой личность, способная к выражению интересов этой группы, открытая к общению и внутригрупповому взаимодействию, а также готовая к реализации процесса ролевой дифференциации, с целью разделения, координации и кооперации деятельности» [3, с. 104].

При рассмотрении лидерства как феномена необходимо учитывать лидерские качества, которые можно разделить на несколько групп:

интеллектуальные качества (наблюдательность, любознательность), направленные на развитие познавательного интереса старших дошкольников, первичных представлений о собственном «я» и других членах коллектива, окружающих предметах и их свойствах, особенностях деятельности в социуме;

коммуникативные качества (коммуникабельность, толерантность, эмпатия), выражающиеся в умении выстраивать отношения не только со сверстниками, но и со взрослыми, готовности к участию в различного рода коллективной деятельности;

нравственные качества (честность, любовь к малой Родине) развивают у старших дошкольников положительное отношение к окружающему миру, сверстникам и взрослым, любовь и уважительное отношение к близким родственникам, воспитателям, людям пожилого возраста, малой Родине, а также представления о честности и правдивости;

художественно-эстетические качества (творчество, воображение, сообразительность), развивающиеся через восприятие произведений искусства, ©Чумичева Р. М., 2023

Педагогические исследования. 2023. Вып. 1. С. 24-41. Pedagogical Research. 2023. Vol. 1. P. 24-41.

художественной литературы, музыки, фольклора, что способствует творческому проявлению старших дошкольников через пение, танцы, чтение стихов;

эмоциональные качества (сопереживание, эмоциональная отзывчивость), проявляющиеся в умении выражать свои чувства к близким людям, способности радоваться успехам и сопереживать неудачам других членов коллектива;

волевые качества (активность, целеустремленность, самостоятельность, ответственность) развивают у старших дошкольников умение ставить перед собой конкретные задачи и выполнять их, чувствуя обязательство перед группой сверстников, способность к принятию решений и выполнению намеченных действий.

Лидер-дошкольник выступает как активная личность, способная самостоятельно проявить инициативу в коллективной деятельности, координируя действия других, а также сплотить и повести за собой сверстников.

Ребенок дошкольного возраста, обладающий лидерскими качествами, знает, как вовлечь в игру других детей, может понятно объяснить задачи и правила, принимает на себя ответственность и готов к решению конфликтов. С одной стороны, он не делает ничего особого, с другой стороны - заметно выделяется из группы и притягивает к себе других детей. Стоит отметить, что настоящий лидер - это лидер всегда и везде, т. е. не только в детском саду, но и дома [4, с. 25].

Развитие лидерских качеств основано на степени активности старших дошкольников, под которой принято понимать инициативность, усиленную, энергичную деятельность и деятельное участие в жизни коллектива. Под социальной активностью подразумевают «социально и личностно-интегрированный результат воспитания, направленный на социальное творчество как способ жизнедеятельности» [5, с. 84].

Социальная активность дошкольников раскрывает конкретные цели развития лидерских качеств старших дошкольников, отражаемые в образах идеального человека («добрый молодец», «умница-красавица» и т. д.), в которых ©Чумичева Р. М., 2023

Педагогические исследования. 2023. Вып. 1. С. 24-41. Pedagogical Research. 2023. Vol. 1. P. 24-41.

выполняются следующие педагогические функции: умственное развитие, воспитание честности, благородности, праведности, порядочности, трудолюбия и т. д.

Использование национальных, общечеловеческих ценностей при развитии личности дошкольника-лидера будет способствовать душевной совместимости детей старшего дошкольного возраста и цивилизованному развитию общества в целом. В связи с этим «одной из стратегических задач современной системы образования является интеграция традиционных (народных, национальных, этнических) культур с современными воспитательными системами, идеями, технологиями, создающими воспитательную среду, т. е. этнопедагогическое пространство» [6, с. 125].

Этнопедагогика исследует «совокупность процессов социализации индивида, собирает, систематизирует и объединяет национальные знания о воспитании и обучении детей, формирует, развивает и поддерживает существование культурных особенностей этнических единств» [7, с. 41].

Известно, что этническая культура, как «совокупность присущих этносу способов освоения условий своего существования, направленных на сохранение этноса и воспроизводство условий его жизнедеятельности» [8, с. 67], концентрирует в своем значении «весь комплекс взаимодействий субъекта и объекта, а также связей их обладателя: от социальных, экономических и политических до эстетических и духовных идеалов, как социально-стандартных, так и естественно-функциональных требований и интересов» [9, с. 19].

У старших дошкольников уже сформированы в достаточной мере фундаментальные качества личности, присущие лидеру. В этот период психика старших дошкольников обладает гибкостью, соответственно, у педагогов появляется возможность корректировки имеющихся отрицательных качеств определенными средствами этнопедагогики.

Эффективными этнопедагогическими средствами развития лидерских качеств старших дошкольников служат: устное народное творчество ©Чумичева Р. М., 2023

Педагогические исследования. 2023. Вып. 1. С. 24-41. Pedagogical Research. 2023. Vol. 1. P. 24-41.

(пословицы, поговорки, загадки, сказки, былины, басни, считалки, скороговорки, потешки), музыкальный фольклор (народные песни, колыбельные, хоровод), народная игра, праздники, включающие традиции, обычаи и обряды. Все перечисленные средства черпают свое содержание из фольклора, который является самым доступным и достаточно полным источником для целенаправленного воспитательного процесса при развитии лидерских качеств старших дошкольников.

При выборе того или иного средства педагог должен руководствоваться его основными функциями. В этнопедагогике прослеживается четкая дифференциация главных функций указанных выше средств. Так, пословицы используются в процессе этического воспитания - в них много логики и поэзии, игры применяются при физическом воспитании с целью интеллектуального и эмоционального заряда, загадки - для развития мышления, памяти, быстроты умственных реакций и т. д. [10, с. 93].

При воспитании лидерских качеств старших дошкольников народная игра является ценным средством всестороннего развития личности ребенка, выполняя ряд воспитательных функций (развивающую, познавательную, развлекающую, диагностическую, корректирующую). Народные игры делятся на обрядовые («Ручеек», «Горелки», «Клубочек» и др.), тренинговые («Уголки», «Переправа», «Слепая сковорода» и др.) и досуговые («Жмурки», «Ловишки», «Краски» и др.). Игры приобщают детей к народной культуре и являются одним из средств формирования навыков общения, развивая такие лидерские качества, как честность, правдивость, справедливость, выдержку, дисциплину, товарищество [11, с. 36].

Этнопедагогические миниатюры, выраженные пословицами и поговорками, всегда играли огромную роль в воспитании старших дошкольников. Пословицы и поговорки являются бесценным наследием каждого народа, накопленным еще задолго до появления письменности. Они передавались в устной форме из поколения в поколение. В них раскрываются ©Чумичева Р. М., 2023

Педагогические исследования. 2023. Вып. 1. С. 24-41. Pedagogical Research. 2023. Vol. 1. P. 24-41.

такие лидерские качества народа, как принципиальность, целеустремленность, активность, ответственность, требовательность, самодисциплина.

Например, в русской поговорке «Без запевалы и песня не поется» говорится о том, что в любой хоровой песне должен быть лидер, «запевала», который будет задавать темп, ритм этой самой «песни». Татарская пословица «Где мало слов, там много дела» поучает выполнять работу качественно, не отвлекаясь на пустяки и не оставляя на потом. В абхазской поговорке «Для голодного и соль с перцем - хорошая еда» поясняется значение жизненной энергии, которую дает не еда, а творчество, эмоции, чувства и интерес. Грузинская пословица «Веревка хороша, когда длинна, а речь - когда коротка» выделяет основную функцию речи - передавать информацию. Азербайджанская пословица «Желанная работа светлее солнца» учит нас к любому делу подходить с желанием, тогда вся работа будет сделана быстро и качественно. Афоризм Пифагора «Если можешь стать орлом, не стремись стать первым среди галок» раскрывает смысл развития лидерских качеств старших дошкольников [12, с. 275].

Загадки, как одно из эффективных средств развития лидерских качеств старших дошкольников, в образной форме представляют наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений, учат правилам этикета, тому, как правильно себя вести в обществе.

Русские народные загадки широко использовали в обрядах и применяли во время испытаний на мудрость и смекалку (например, о качествах личности: «Этому мальчишке доверять нельзя никак: что ни скажет язычишко - все неправда, все не так» (врун), «Ни на меру, ни на вес, но у всех людей он есть» (ум), «Он привык всегда, везде думать только о себе» (эгоист)). Подобные загадки способствуют развитию у старших дошкольников образного мышления и памяти, а также быстроте умственных реакций. У чувашей загадка - это «тупмалли юмах», что означает «сказка, требующая отгадки» (например: «По невспаханному полю бежит неродившийся зверь» (ложь, выдумка), «Не брешет, ©Чумичева Р. М., 2023

Педагогические исследования. 2023. Вып. 1. С. 24-41. Pedagogical Research. 2023. Vol. 1. P. 24-41.

не лает, а в дом никого не пускает» (замок)). Загадки учат старших дошкольников, находя общее, ассоциировать признаки предметов, тем самым у детей развивается умение классифицировать предметы, отбрасывая их несущественные признаки. Татарские загадки (например: «Не купишь его на базаре» (ум), «На тридцатый день глупеет, на четырнадцатый умнеет» (луна)) развивают у детей догадливость, логическое мышление. Загадки способствуют развитию сообразительности старшего дошкольника, вырабатывают у него поэтическое восприятие окружающей действительности [13, с. 198].

Сказки, как воспитательное средство, активно развивают следующие лидерские качества старших дошкольников: решительность, делегирование, оптимизм, ситуационное лидерство, уверенность, честность.

На материале сказок старшие дошкольники учатся оценивать поступки персонажей и их качества, перенимают моральные нормы и правила морального поведения. Любовь, жизненный выбор, героизм, ответственность, взаимовыручка, преодоление себя, борьба со злом - все это зашифровано в образах героев народных сказок. Так, на примере татарской сказки «Старик и лентяй» старшим дошкольникам объясняется, как хитростью и личным примером можно перевоспитать даже закоренелого лентяя. Марийская народная сказка «Девушка-сиротка и дочь мачехи» показывает старшим дошкольникам, что хитрость и злоба помогут в жизни, однако такой успех продлится недолго; добрым и честным придется нелегко, но в конце их ждет заслуженная награда. Чувашская народная сказка «Трашкины дети» учит старших дошкольников быть толерантными, воспитывает смелость и дружелюбие, ведь перед лицом опасности даже враги становятся друзьями и, лишь объединившись, можно «спасти свои жизни». Удмуртская народная сказка «Алый цветок» учит старших дошкольников быть добрыми и бескорыстными, следовать родительским заветам, и тогда их жизнь наполнится чудесами. Главной целью русской народной сказки «Морозко» является воздаяние по делам, торжество справедливости (смирение и незлобивость вознаградятся, а гордыня и злоба ©Чумичева Р. М., 2023

Педагогические исследования. 2023. Вып. 1. С. 24-41. Pedagogical Research. 2023. Vol. 1. P. 24-41.

будут наказаны). Сказка развивает у старших дошкольников такие качества, как смирение, справедливость, ответственность [14, с. 5].

При помощи скороговорок и считалок старшие дошкольники учатся выражать оттенки эмоций: огорчение, нежность и ласку, удивление, предупреждение. При их использовании развивается эмоциональная отзывчивость, эмпатия, способность действовать совместно со сверстниками, формируется уважительное отношение к людям, желание заниматься различными видами деятельности и в итоге - жизненная активность старшего дошкольника.

Например, скороговорка «Отворяй, Варвара, ворота, коли не враг за воротами, а врагу да недругу от Варвариных ворот - поворот» учит старших дошкольников отличать «добро» от «зла» и способствует развитию таких лидерских качеств, как эмпатия, эмоциональная отзывчивость, дружелюбие. Детская скороговорка «Ехал Грека через реку, видит Грека - в реке рак. Сунул Грека руку в реку, рак за руку Греку - цап!» воспитывает у дошкольников ответственность, аккуратность, совестливость, осознание того, что к любому делу нужно приступать обдуманно и предугадывать возможные последствия. Скороговорка «Три сороки тараторки тараторили на горке, три сороки, три трещетки потеряли по три щетки» используется в работе со старшими дошкольниками для развития чувства ритма и рифмы. При этом дошкольники готовятся к дальнейшему восприятию поэтической речи, у них формируется интонационная выразительность речи, необходимая будущему лидеру [15, с. 40].

Считалки при работе с дошкольниками выступают в качестве своеобразного жребия, при помощи которого справедливо распределяются между членами коллектива различные виды деятельности, происходит разделение на группы или же выбирается «водящий» в игре. В этом случае считалка собственно выполняет регулятивную функцию. Считалки (например: «Пчелы в поле полетели, зажужжали, загудели, сели пчелы на цветы, мы играем - водишь ты!» (татарская), «Раз, два, три, четыре, пять, мы собрались поиграть, ©Чумичева Р. М., 2023

Педагогические исследования. 2023. Вып. 1. С. 24-41. Pedagogical Research. 2023. Vol. 1. P. 24-41.

нам сорока подлетела и тебе водить велела» (русская), «Печке - полено, лошадке - сено, фляжке - вода, ягнятам - трава, ну а нашей детке - сладкие конфетки!» (грузинская), «Раз, два, три, четыре пять, рыбку я сумел поймать. Пять, шесть, семь, восемь, отпустил ее я вовсе» (туркменская)) обладают краткостью и информационной насыщенностью. Именно эти качества делают считалку ценным материалом для расширения кругозора старших дошкольников, ознакомления их с народными традициями, устоями и развивают такие лидерские качества, как инициативность, активность, эмоциональность [16, с.

19].

Суть освоения народной культуры в старшем дошкольном возрасте сводится к созданию атмосферы, в которой старшие дошкольники проживают все эмоционально и глубоко. Вот почему большое место в приобщении старших дошкольников к народной культуре занимают традиции, обычаи, обряды, отражающиеся в народных праздниках. При использовании данных средств этнопедагогики у старших дошкольников развиваются следующие лидерские качества: искренность, доброжелательность, активность, позитивное мышление, ответственность, энтузиазм, обязательность, участливость.

Все события в народной жизни (труд, праздники, игры) сопровождались музыкальным фольклором, который отличается необыкновенной образностью. Музыкальный фольклор - это целый поэтический и философский мир, включающий потешки, пестушки, заклички, русские народные песни. При знакомстве старших дошкольников с песнями, музыкой, плясками передается гармония звуков, мелодия, ритм движений, в которых выражены черты характера народа, широта его натуры. При этом развиваются следующие лидерские качества: организованность, сообразительность, общительность, компетентность, наблюдательность, активность, толерантность.

При использовании фольклорного материала в работе со старшими дошкольниками эффективный результат дает принцип синкретизма, который предполагает неразрывность совершаемых действий. Так, в хороводе ©Чумичева Р. М., 2023

Педагогические исследования. 2023. Вып. 1. С. 24-41. Pedagogical Research. 2023. Vol. 1. P. 24-41.

исполняется русская народная песня «Во поле береза стояла». Хоровод способствует сплочению старших дошкольников. Когда выполняются одинаковые действия, дети начинают друг к другу присматриваться и прислушиваться, тем самым развивается эмпатия. При этом старшие дошкольники не могут в одинаковом темпе воспроизводить все необходимые действия, и появляются лидеры, которые начинают вести хоровод. Задача педагога сделать так, чтобы при каждом новом круге появился новый лидер хоровода.

Старший дошкольный возраст - период, когда дети воспринимают действительность и реагируют на нее наиболее эмоционально. В это время колыбельные, пестушки, прибаутки напоминают старшим дошкольникам о теплоте маминых рук, родительской заботе. Например, народные колыбельные «Ай, баюшки-баиньки, прискакали заиньки...» (русская), «Баю-бай... Усни, сынок!» (татарская), «Спи сладко, дитя» (азербайджанская), «Засыпай, сынок» (чувашская) и другие вызывают в старшем дошкольнике ощущение ценности собственной личности, а это развивает адекватную самооценку, что является одним из качеств лидера.

Заучивание старшим дошкольником народных песен с первых дней жизни служит средством формирования мировоззрения, в том числе в его эстетической и нравственной сущности. Так, «Где ночует солнце?» (армянская), «Воробей» (белорусская), «Дрозд-дроздок» (молдавская), «Петушок» (словенская), «Калинка-Малинка» (русская) способствуют развитию ассоциативного и образного мышления, эмоциональной отзывчивости. Старший дошкольник проявляет лидерские качества при исполнении песен, что выражается в знании слов песни, громкости, музыкальности [17, с. 457].

Сочетание средств этнопедагогики в процессе развития лидерских качеств старших дошкольников имеет мощный воспитательный потенциал. Именно поэтому развитие лидерских качеств старших дошкольников средствами этнопедагогики должно осуществляться по трем направлениям: ©Чумичева Р. М., 2023

Педагогические исследования. 2023. Вып. 1. С. 24-41. Pedagogical Research. 2023. Vol. 1. P. 24-41.

с точки зрения информационной насыщенности (сообщение знаний о

видах народного творчества, их специфике и культуре ценностей);

со стороны эмоционального воздействия (получение отклика в душе

ребенка, раскрытие его чувств);

с позиции осознания поведенческих норм (знания, полученные старшим

дошкольником о правилах этикета и нормах взаимоотношений между народами,

что в результате обязательно должно быть закреплено в его собственном

поведении) [18, с. 25].

В дошкольной педагогике отмечается повышенный интерес к

национальному самосознанию старших дошкольников. Педагоги при работе со

старшими дошкольниками все чаще обращают внимание на возрождение

народных традиций, понимание роли своей нации, восприятие этноса в мировом

историческом процессе, это можно отнести к качествам настоящего лидера.

Таким образом, этнопедагогические средства в работе со старшими

дошкольниками способствуют активному развитию лидерских качеств. В задачу

педагога в контексте данной проблемы входит способность прогнозировать и

реализовывать лидерский потенциал старших дошкольников на основе

национальных традиций, обычаев, помогать воспитывать интерес к родной

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

культуре и учиться осознавать себя как носителя этой культуры.

Список источников

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. URL: https://base.garant.ru/70512244/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33.

2. Чумичева Р. М., Королькова В. С. Социальная ситуация развития дошкольников: требования ФГОС до и теоретическое осмысление // Интегрированные коммуникации в спорте и туризме: образование, тенденции, международный опыт. 2016. Т. 2. С. 265-271.

Педагогические исследования. 2023. Вып. 1. С. 24-41. Pedagogical Research. 2023. Vol. 1. P. 24-41.

3. Шаповалова Е. В., Байзарова А. В. Роль лидера как носителя власти и

авторитета в группе/команде: психоаналитический взгляд // Журнал клинического и прикладного психоанализа. 2021. Т. 2. № 3. С. 103-123.

4. Комарова Т. С., Савенков А. И. Дошкольная педагогика. Коллективное творчество детей: учебное пособие для СПО. М.: Юрайт, 2018. 96 с.

5. Палаткина Г. В., Азизова Л. В. Структурные компоненты социальной активности студентов // Теория и практика общественного развития. 2012. № 7. С. 83-87.

6. Соболева В. Б., Лузина Е. М. Приобщение детей к русской народной культуре в условиях дошкольной образовательной организации // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. 2015. № 4. С. 124-133.

7. Палаткина Г. В. Мультикультурное образование: современный подход к воспитанию на народных традициях // Педагогика. 2002. № 5. С. 4147.

8. Рождественская Е. Л. Этническая идентичность и воспитание межнациональной толерантности // Межкультурная коммуникация: к проблеме формирования толерантной языковой личности в системе вузовского и школьного лингвистического образования: сборник научных статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции (Уфа, 1-3 ноября 2001 года). Уфа: Башкирский государственный университет, 2001. С. 67-70.

9. Палаткина Г. В., Пятин В. А. Проблемы современной этнической педагогики: учебное пособие для студ. вузов. Астрахань: Астраханский государственный педагогический университет, 2000. 120 с.

10. Бережнова Л. Н., Щеглов В. И. Этнопсихологическая подготовка педагога в условиях многокультурного общества // Реальность этноса. Глобализация и национальные традиции образования в контексте Болонского процесса: сборник научных статей и методических рекомендаций по материалам ©Чумичева Р. М., 2023

Педагогические исследования. 2023. Вып. 1. С. 24-41. Pedagogical Research. 2023. Vol. 1. P. 24-41.

VII Международной научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 2225 марта 2005 года). СПб.: Центр научно-информационных технологий «Астерион», 2005. С. 93-95.

11. Савенков А. И., Цицулина А. В. Игра, игрушка и особенности игровых практик современных детей // Педагогика. 2022. Т. 86. № 6. С. 35-47.

12. Каршибаева Г. А., Шарофиддинов А., Курбанбаев М. З., Тиркашева М. А. Роль пословиц в воспитании детей // Молодой ученый. 2018. № 49 (235). С. 275-277.

13. Титова Н. Г. История и изучение народных загадок в отечественном и зарубежном языкознании // Современная филология: сборник научных статей и методических рекомендаций по материалам I Международной научной конференции (Уфа, 23 апреля 2011 года). Уфа: Лето, 2011. С. 197-203.

14. Аббасова Л. И., Зотова И. В. Особенности сказки как средства воспитания и обучения детей дошкольного возраста // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 68-1. С. 4-7.

15. Щемерова Н. Н., Буланова М. А. Чистоговорки и скороговорки как средство воспитания звуковой культуры речи старших дошкольников // Молодой ученый. 2015. № 20. С. 40-42.

16. Слонь О. В. Детский русский фольклор: учебно-методическое пособие. Оренбург: ГБУ РЦРО, 2018. 54 с.

17. Демина Г. Д. Изучение музыкального фольклора как средство развития музыкальных творческих способностей дошкольников // Молодой ученый. 2015. № 14. С. 457-459.

18. Харисов Ф. Ф. Интеграция национальной культуры в учебно -воспитательный процесс: учебно-методическое пособие. Казань: «Хэтер», 1999. 40 с.

Педагогические исследования. 2023. Вып. 1. С. 24-41. Pedagogical Research. 2023. Vol. 1. P. 24-41.

References

1. The Federal State Educational Standard for Preschool Education. URL: https://base.garant.ru/70512244/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33. (In Russ.).

2. Chumicheva R. M., Korolkova V. S. Social situation of developing preschoolers: the requirements of the FSES before and theoretical reflection. Integrated communications in sports and tourism: education, trends, international experience. 2016. V. 2. P. 265-271. (In Russ.).

3. Shapovalova E. V., Baizarova A. V. The role of leader as a bearer of power and authority in a group/team: a psychoanalytic view. Zhurnal klinicheskogo i prikladnogo psikhoanaliza = Journal of clinical and applied psychoanalysis. 2021;(2(3)): 103-123. (In Russ.).

4. Komarova T. S., Savenkov A. I. Preschool Pedagogics. Collective creativity of children: a textbook for secondary professional education. Moscow: Yurait; 2018. 96 p. (In Russ.).

5. Palatkina G. V., Azizova L. V. Structural components of the students' social activity. Teoria i praktika obshchestvennogo razvitia = Theory and practice of social development. 2012;(7):83-87. (In Russ.).

6. Soboleva V. B., Luzina E. M. Familiarizing children with Russian folk culture in a preschool educational organization. Konferentsium ASOU: sbornik nauchnikh trudov i materialov nauchno-prakticheskikh konferentsii = ASOU Conference: collection of scientific papers and materials of scientific conferences. 2015;(4):124-133. (In Russ.).

7. Palatkina G. V. Multicultural education: modern approach to education based on folk traditions. Pedagogika = Pedagogy. 2002;(5):41-47. (In Russ.).

8. Rozhdestvenskaya E. L. Ethnic identity and interethnic tolerance education. Intercultural communication: to the problem of forming a tolerant language Personality in the system of university and school linguistic education: collection of scientific articles on the materials of the all-Russian scientific and practical conference (Ufa, November 1-3, 2001). Ufa: Bashkir State University; 2001. P. 67-70. (In Russ.). ©Чумичева Р. М., 2023

Педагогические исследования. 2023. Вып. 1. С. 24-41. Pedagogical Research. 2023. Vol. 1. P. 24-41.

9. Palatkina G. V., Pyatin V. A. Problems of modern ethnic Pedagogics: textbook

for university students. Astrakhan: Astrakhan State Pedagogical University; 2000. 120 p. (In Russ.).

10. Berezhnova L. N., Shcheglov V. I. Ethnopsychological training of a teacher in a multicultural society. The Reality of ethnicity. Globalization and national traditions of education in the context of the Bologna Process: collection of scientific articles and methodological recommendations on the materials of the VII International Scientific-Practical Conference (Saint-Petersburg, March 22-25, 2005). St. Petersburg: Asterion Center for Science and Information Technology; 2005. P. 93-95. (In Russ.).

11. Savenkov A. I., Tsitsulina A. V. Game, toy and features of modern children's gaming practices. Pedagogika = Pedagogy. 2022;(86(6)):35-47. (In Russ.).

12. Karshibaeva G. A., Sharofiddinov A., Kurbanbaev M. Z., Tirkasheva M. A. The role of proverbs in the education of children. Molodoi ucheniy = Young Scientist. 2018;(49(235)):275-277. (In Russ.).

13. Titova N. G. History and study of folk riddles in domestic and foreign linguistics. Modern Philology: a collection of scientific articles and methodological recommendations on the materials of the I International Scientific Conference (Ufa, April 23, 2011). Ufa: Leto; 2011. P. 197-203. (In Russ.).

14. Abbasova L. I., Zotova I. V. Features of fairy tales as a means of training and training for preschool children. Problemi sovremennogo pedagogicheskogo obrazovania = Problems of modern pedagogical education. 2020;(68-1):4-7. (In Russ.).

15. Shchemerova N. N., Bulanova M. A. Sayings for clear speaking and tongue twisters as a means of fostering the sound culture of speech in older preschool children. Molodoi ucheniy = Young Scientist. 2015;(20):40-42. (In Russ.).

16. Slon O. V. Children's Russian Folklore: Training Manual. Orenburg: State Budgetary Institution «Regional Center for Education Development»; 2018. 54 p. (In Russ.).

Педагогические исследования. 2023. Вып. 1. С. 24-41. Pedagogical Research. 2023. Vol. 1. P. 24-41.

17. Demina G. D. The study of musical folklore as a means of developing

musical creativity of preschool children. Molodoi ucheniy = Young Scientist. 2015;(14):457-459. (In Russ.).

18. Kharisov F. F. Integration of national culture in the educational process: textbook. Kazan: Heter; 1999. 40 p. (In Russ.).

Информация об авторе Р. М. Чумичева - доктор педагогических наук, профессор; профессор кафедры дошкольного образования.

Information about the author R. M. Chumicheva - Doctor of Science in Pedagogics; Professor of the Department of Preschool Education.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. The author declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 30.12.2022; одобрена после рецензирования 16.01.2023; принята к публикации 24.01.2023.

The article was published 30.12.2022; approved after reviewing 16.01.2023; accepted for publication 24.01.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.