Научная статья на тему 'ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ОТЦОВСТВЕ РОССИЙСКИХ И ТУРКМЕНСКИХ СТУДЕНТОВ'

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ОТЦОВСТВЕ РОССИЙСКИХ И ТУРКМЕНСКИХ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
отцовство / студенты / представление об отцовстве / феномен отцовства / fatherhood / students / the idea of fatherhood / the phenomenon of fatherhood

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Олейникова Марина Васильевна, Лучшева Людмила Михайловна

Работа посвящена изучению представления об отцовстве российских и туркменских студентов. Рассмотрен феномен отцовства в контексте представлений о семье российских и туркменских студентов. Интерпретированы результаты контент-анализа, охарактеризована специфика представления об отцовстве российских и туркменских студентов. Выявлены значимые результаты на уровне значимости при р<0,01 при помощи метода углового преобразования Фишера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The work is devoted to the study of the concept of paternity of Russian and Turkmen students. The phenomenon of fatherhood is considered in the context of ideas about the family of Russian and Turkmen students. The results of the content analysis are interpreted, the specifics of the idea of paternity of Russian and Turkmen students are characterized. Significant results were revealed at the significance level at p<0,01 using the Fisher angular transformation method.

Текст научной работы на тему «ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ОТЦОВСТВЕ РОССИЙСКИХ И ТУРКМЕНСКИХ СТУДЕНТОВ»

6. Пряжников, Н.С. Стратегии преодоления синдрома «эмоционального выгорания» в работе педагога / Н.С. Пряжников, Е.Г. Ожогова // Психологическая наука и образование. - 2008. - Т. 13, № 2. - С. 87-95

7. Родионова, В.А. Релаксационный ресурс художественного текста как профилактика профессионального выгорания и стрессов / В.А. Родионова // Коррекционно-педагогическое образование. - 2020. - № 4 (24). - С. 67-71

8. Сидельникова, Т.Л. Использование писательского марафона как приема арт-терапии для профилактики эмоционального выгорания учителей / Т.Л. Сидельникова // Педагогика и современное образование: традиции, опыт и инновации: сборник статей XII Международной научно-практической конференции. - Пенза, 2020. - С. 40-43

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук, доцент Олейникова Марина Васильевна

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (г. Санкт-Петербург); кандидат психологических наук Лучшева Людмила Михайловна

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (г. Санкт-Петербург)

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ОТЦОВСТВЕ РОССИЙСКИХ И ТУРКМЕНСКИХ СТУДЕНТОВ

Аннотация. Работа посвящена изучению представления об отцовстве российских и туркменских студентов. Рассмотрен феномен отцовства в контексте представлений о семье российских и туркменских студентов. Интерпретированы результаты контент-анализа, охарактеризована специфика представления об отцовстве российских и туркменских студентов. Выявлены значимые результаты на уровне значимости при р<0,01 при помощи метода углового преобразования Фишера.

Ключевые слова: отцовство, студенты, представление об отцовстве, феномен отцовства.

Annotation. The work is devoted to the study of the concept of paternity of Russian and Turkmen students. The phenomenon of fatherhood is considered in the context of ideas about the family of Russian and Turkmen students. The results of the content analysis are interpreted, the specifics of the idea of paternity of Russian and Turkmen students are characterized. Significant results were revealed at the significance level at p<0,01 using the Fisher angular transformation method.

Key words: fatherhood, students, the idea of fatherhood, the phenomenon of fatherhood.

Введение. Практический каждый мужчина, достигшей половой зрелости, имеет потенциальную возможность стать отцом. Однако биологическое способность быть родителем не всегда совпадает с психологической готовностью к родительству. Переход к состоянию отцовства, рождение первого ребенка - значимое событие в жизни каждого мужчины, важность подготовка к которому часто недооценивается.

Современный молодой человек не всегда готов реализовать собственное отцовство. В России юноши все чаще откладывают образование семьи и деторождение на более поздний срок, в Средней Азии наоборот юноши очень рано обретают семью, и поэтому важно знать, из чего складываются представления студентов об отцовстве и какие аспекты в формировании данного феномена являются приоритетными.

Изложение основного материала статьи. На сегодняшний день проблема формирования мужского поведения, чувства долга перед своей женой, родителями, детьми является актуальной. В некоторых странах происходит размывание традиционного образа отца, мужчины, главы семьи. Акцент на феминизацию, равенство прав между мужчинами и женщинами, преобладание неполных семей привело к упрощению роли отца.

Что приписывают мужчине, какие традиционно роли он выполняет, конечно в первую очередь материальное обеспечение семьи, защита дома и семьи, нечастое, можно сказать эпизодическое участие в воспитании детей. Чаще отец, рассматривается в контексте безотцовщины, алиментов, пассивного наблюдения явлений, связанных с воспитанием и обучением детей. Не даром всем известен анекдот про отца, который интересуется, почему ребенок не в школе и получает ответ о том, что школу он уже закончил несколько лет назад.

Таким образом, актуальность исследования обусловлена важностью обращения к проблеме осознанного отцовства в связи со все более обостряющимися демографическими проблемами, возрастающим интересом к активному включению отцов в процесс воспитания детей; необходимостью создания программ социального и психологического сопровождения молодой семьи; недостаточной разработанностью проблемы отцовства в кросс-культурном аспекте.

Термин «отцовство» появился в научном дискурсе только во второй половине 1980-х годов. Изначально научные исследования в основном были посвящены семейной динамике, материнству и родительским обязанностям, а понятию «отцовство» уделялось минимальное внимание. Исследования проводились преимущественно в области детской психологии.

Становление отцовской родительской роли представляет собой критический и потенциально бурный процесс, оказывающий существенное влияние на семейную динамику, детско-родительские отношения и личностное развитие родителя. После рождения детей меняется уклад жизни, понимаются и осознаются новые приоритеты и выстраивается система уже семейных ценностей.

Отцовство, как отдельный феномен редко рассматривается, чаще он неотъемлемый элемент материнства, но находящийся не в равных условиях, а на вторых ролях. Мужчины психологически ощущают себя отцами, даже не сразу после рождения ребенка, в отличие от матери, у которой данное чувство может возникнуть в период беременности. Однако психологический путь к отцовству не связан по своей сути с актом рождения ребенка. В то время как материнство представляет собой естественное состояние, отцовство приобретается.

Будучи социокультурной конструкцией, отцовство имеет четкое определение в каждой культуре, часто воплощая свой собственный архетип, запечатленный в легендах, эпосах, песнях и культурных традициях. Часто можно наблюдать, что развитие роли отца отстает от развития роли матери. Ее суть причудливо переплетается с динамикой супружеских отношений - характеризующихся любовью, уважением, нежностью и эмоциональными границами. Участие будущего отца условно ассоциируется с формированием у женщины ощущения счастья, безопасности и надежности. Следовательно, отцовские чувства и готовность к отцовству, формируется под влиянием семейной межличностной динамики.

Одновременно с этим проблема развития личности и факторов, способствующих этому, долгое время оставалась актуальной как в зарубежном, так и в отечественном психологическом дискурсе. Об этом свидетельствуют работы многих ученых, таких как А. Адлер, М. Айзенка А. Маслоу, K.P. Роджерс, а также К.А. Абульхановой, Л. Выготского, С. Рубинштейна и других в рамках психологической традиции.

Известный российский психолог А.Н. Леонтьев утверждал, что люди не рождаются полностью реализованными личностями, а развиваются с течением времени. Хотя генетические факторы играют определенную роль в развитии

личности, ученые подчеркивают глубокое влияние социальных факторов на этот процесс. Такие исследователи, как Ф. Знанецкий, Ч.Х. Кули, М. Мид, Ж. Пиаже, Э.Г. Эриксон, И.С. Кон, Б.Д. Эльконин, широко изучали взаимодействие социальных факторов и развития личности.

Отцовство является поворотным пунктом на пути самореализации человека, требующим глубоких качественных трансформаций личности. Исследования родительства, проведенные Р.В. Овчаровой, H.A. Демчук [7], Н.Ю. Синягиной [8], Г.Г. Филипповой [10] и другими учеными, подчеркивают многогранность родительского воспитания. Воспитание - это целостная деятельность, включающая в себя совокупность родительских ценностей, установок, ожиданий, эмоций и подходов к детям. В его основе лежит воспитание позитивных чувств, в частности непоколебимой любви обоих родителей к своему отпрыску.

Ответственное родительство подразумевает наличие множества важнейших качеств, включающих в себя всестороннее понимание различных аспектов эффективного взаимодействия родителей и детей в сочетании с приверженностью к укреплению семейной гармонии. Это требует не только когнитивного понимания, но и осознания своей родительской роли, независимо от пола. Для многих мужчин стремление к отцовству является врожденной склонностью и представляет собой фундаментальную основу семейной структуры.

Исторически изучение отцовства уходит корнями в XIX век, где философы, такие как Э. Дюркгейм, Г. Зиммель, И. Кант, А. Шопенгауэр и др., пытались разобраться в его сложностях. В XX веке социологи и психологи активно изучали отцовство как неотъемлемую грань родительского долга, опираясь на научные труды Ла Росса, Х.Э. Рихтера, Т.А. Гурко [2, 3], Э. Эриксон [4] и других.

По мнению Т.А. Гурко [3], процесс идентификации мужчины с отцовской ролью воплощает собой путь самореализации в качестве родителя, предполагающий усвоение соответствующих поведенческих норм.

Феномен отцовства привлекает значительное внимание психологов и ученых, вызывая научный интерес таких исследователей, как В.Н. Дружинин [5], Р.В. Овчарова [7], Г.Г. Филиппов [10]. Примечательно, что И.С. Кон [6] подчеркивает, что ответственный и заботливый отец олицетворяет собой важнейшую грань «нового человека».

Однако ряд исследователей, в том числе В.Б. Фтенакис [9], Г.В. Горбунова [1], Г.Ю. Синягина [8], отмечают тенденцию отставания воспитательной роли отца от роли матери в процессе развития.

Всплеск интереса к отцовству начался в начале 1980-х годов, совпав с переоценкой роли женщины в структуре семьи. Первоначально этот интерес достиг пика в те эпохи, когда отцы в основном выступали в роли единственных кормильцев. Однако с ростом числа разводов до 50% и рождением значительной части детей в неполных семьях этот интерес несколько снизился.

Отцовство проявляется по-разному в различных социальных контекстах. В примитивных человеческих обществах отцовские роли сводились к таким задачам, как добыча пищи и обеспечение защиты, что имело решающее значение для выживания потомства. В современных обществах распространенность неполных семей, особенно возглавляемых матерями - одиночками, наводит на мысль, что дети могут процветать и без отцовской фигуры. Однако многочисленные наблюдения показывают, что дети, выросшие в семьях без отца, сталкиваются с повышенными рисками, начиная с неуспеваемости в учебе и заканчивая повышенной склонностью к девиантному поведению и подростковым самоубийствам.

Возникновение отцовских эмоций тесно переплетается с уровнем зрелости родителей. Следовательно, пожилые отцы, как правило, переживают отцовство более глубоко, что отражает повышенную психологическую готовность к родительству. И наоборот, молодые отцы, как и их молодые матери, часто не могут получить удовлетворение и счастье от общения со своими детьми. Зрелые отцы, напротив, демонстрируют заботливый родительский подход, отмеченный искренней преданностью благополучию ребенка. Такие отцы активно занимаются воспитанием детей и играют важную роль в их воспитании, особенно на этапе становления. Их любовь к детям пронизана желанием передать им мудрость, поделиться опытом и привить чувство культурного наследия. Такие отцы умеют устанавливать значимые связи со своими маленькими детьми, воспитывая в них традиционно мужские черты, такие как защищённость, ответственность и внутренняя сила благодаря отцовскому участию.

Отцовская идентификация обозначает процесс, в ходе которого люди признают себя родителями и либо принимают, либо отвергают преобладающие культурные нормы, диктующие отцовское поведение, тем самым признавая свою роль в семейной ячейке [10].

Теоретические представления об отцовстве формируются в обществе с ранней взрослости, уточняясь под влиянием личного опыта, в частности взаимодействия с будущей матерью и будущим ребенком. Однако этот процесс развития может нарушаться под воздействием таких факторов, как отвержение супруги или более широкие социальные проблемы, с которыми сталкиваются будущие отцы, например, финансовые трудности и нестабильность работы.

Цель исследования - изучить представление об отцовстве российских и туркменских студентов. Для выявления представлений мужчины о себе как отце применили модифицированный Р.В. Манеровым вариант методики «20 утверждений самоотношения» М. Куна и Т. Мак-Партленда; для изучения бессознательного восприятия мужской роли и образа идеального отца применили методику «7 мужских архетипов». Всего в исследовании принимало участие 60 российских и 60 туркменских студентов. Все студенты обучаются в высших учебных заведениях гуманитарных факультетов, на четвертом курсе, не состоят в зарегистрированном браке.

Начнем с первой методики М. Куна и Т. Мак-Партленда. В представлениях мужчин о себе как об отце всего было получено 300 характеристик, которые были сгруппированы в две группы смысловых категорий.

Первая группа смысловых категорий сформирована на основе типологизации мужчин-отцов, предложенной Р.В. Овчаровой: «Добытчик», «Ответственный», «Любящий», «Понимающий», «Воспитывающий», «Создатель стимульной среды», «Неприятие себя, как отца».

Полученные результаты по методике представления о себе как об отце приведены в таблице 1.

Таблица 1

Значимые результаты в представлении о себе как об отце (в %)

Категории представлений Российские студенты Туркменские студенты Уровень значимости ф*-углового преобразования Фишера

«Добытчик» 14,6 25,3 р<0,01*

«Ответственный» 26,0 31,3 р<0,01*

«Создатель стимульной среды» 14,6 1,0 р<0,01*

«Неприятие себя как отца» 6,7 0 р<0,01*

Прочее 0 5,3 р<0,01*

Полученные данные позволяют говорить о том, что ведущей категорией представления студентов о себе как об отце, является «ответственный отец». Респонденты считают, что основным качеством отца является ответственность, осознанная необходимость выполнения принятых обязательств, чувство долга.

Очень важной категорией для студентов является понимание роли отца как воспитателя-учителя, передающего свой опыт, при этом терпеливого и уважающего ребенка.

Различия выявлены по трем показателям. Так, туркменские студенты чаще, выделяют важной для себя функцию «добытчика» в семье, выделяя разные аспекты материального обеспечения семьи.

У российских студентов существенно более выражен показатель «отец - как создатель стимульной среды». За этой категорией скрыто представление о том, что взаимодействие отца с ребенком должно происходить, прежде всего, в сфере совместного досуга, в играх, развлечениях, дружеском времяпрепровождении. Привлекает к себе внимание факт, что российские студенты не готовы принять на себя роль родителя.

По результатам контент-анализа выделена группу смысловой категории ответов, которые были распределены по компонентам:

- когнитивный, включает в себя осознание родителями родственной связи с ребенком, представление о себе как о родителе, распределении родительских ролей («теория родительства»);

- эмоциональный, включает субъективное ощущение человеком себя как родителя, родительские чувства, отношение к ребенку, отношение к себе как к родителю (эмоциональный фон родительства);

- поведенческий, включает в себя умения и навыки по уходу, материальному обеспечению, воспитанию и обучению ребенка, взаимоотношения с супругом(ой) как с родителем общего ребенка, стиль семейного воспитания (реализация родительства в реальном поведении). Результаты эмпирического значения критерия Фишера демонстрируют значимые различия (р<0,01) по эмоциональному (россияне 31,5%, туркмены 24%) и поведенческим (россияне 28,8%, туркмены 45,3%) компонентам.

Как видно из полученных результатов, больше выражен поведенческий компонент отцовской роли у туркменских студентов. Студенты осознанно выделяют у себя конкретные умения, связанные с исполнением отцовских обязанностей, чаще встречались, такие высказывания: «буду много времени проводить с женой и детьми», «буду делать все возможное, чтобы сплотить семью», «буду учить уважать старших», «буду учить конкретным делам». У российских студентов преобладает восприятие роли отца с приятными моментами, весельем, совместным проведением досуга, развлечениями.

В целом, полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что основное смысловое значение отцовства у студентов связано с определёнными отношениями в семейной системе, заботой, воспитанием, ответственностью и содержит когнитивные, эмоциональные и поведенческие компоненты.

Методика «7 мужских архетипов» позволила определить образ идеального отца. Результаты эмпирического значения критерия Фишера демонстрируют значимые различия (р < 0,01) только по образу «Воин» (россияне 6,7%, туркмены 23,3%) и «Философ» (россияне 31,6%, туркмены 16,6%). Если анализировать все результаты, то архетипы в порядке приоритета располагаются следующим образом: у российских студентов «Философ», «Купец» (26,7%), «Крестьянин» (20%); у туркмен «Купец», «Воин» (23,3%), «Монарх» (21,7%). Архетип Слуги не был выбран.

Для российских студентов архетип «Философ» в наибольшей степени ассоциируется с традиционным образом «мудрого отца», формирует в мужчине стремление познать истину и передать это знание другим.

Для российских и туркменских студентов с архетипом «Купец» идеальный отец стремятся к ответственности, удачливы и терпеливы, с творческим мышлением и коммуникативными способностями, со стремлением к знаниям и желанием передавать их.

Респонденты туркменской группы идеального отца описывают как надежного, терпеливого, трудолюбивого и хозяйственного главу семьи, принимающего на себя ответственность, умеющего защищать и отстаивать ее интересы.

Выводы. Большинство российских и туркменских студентов выделяют воспитательную составляющую отцовской роли и необходимость нести ответственность за ее выполнение. Наряду с этим, туркменские студенты чаще, ассоциируют роль отца с необходимостью материально обеспечивать семью. Для российских студентов существенной составляющей отцовской роли является возможность дружеского и радостного общения с ребенком.

Основное смысловое значение отцовства у студентов содержит когнитивные, эмоциональные и поведенческие компоненты. Выявлена большая выраженность поведенческого компонента отцовской роли у туркменских студентов, которая может выражаться в конкретных действиях, обеспечения, воспитания, материального обеспечения. У российских студентов выражен эмоциональный компонент предполагающий акцент на чувства и эмоции, связанные с отцовством.

Архетипические профили отцовской роли у российских и туркменских студентов отличаются, так для респондентов российской группы идеальный отец сочетает предприимчивость, коммуникативные способности, знаниям, которые стремится передать детям.

Для туркменских студентов идеальный отца это «надежный тыл», который берет на себя обязанность по защите и материальному обеспечению своей семьи.

Литература:

1. Горбунова, Э.В. Представление об отцовстве в современном обществе / Э.В. Горбунова // Культурно-исторический подход в современной психологии развития: достижения, проблемы, перспективы: Сборник тезисов участников шестой всерос. науч.-практ. конф. по психологии развития, посвящ. 80-летию со дня рождения профессора Л.Ф. Обуховой. -Москва, 13-14 декабря 2018 года. - Москва: МГППУ, 2018. - С. 71-75

2. Гурко, Т.А. Брак и родительство в России / Т.А. Гурко. - Москва.: Ин-т социологии РАН, 2008. - 325 с.

3. Гурко, Т.А. Новые семейные формы: тенденции распространения и понятия / Т.А. Гурко // Социологические исследования. - 2017. - № 11. - С. 99-110

4. Детство и общество / Э.Г. Эриксон; Перевод, науч. ред. [и примеч.] A.A. Алексеева. - Санкт-Петербург: Психол. центр «Ленато»; Балашиха: Фонд «Унив. кн.», 1996. - 589 с.

5. Дружинин, В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. - Санкт-Петербург: Питер, 2008. - 176 с.

6. Кон, И.С. Этнография родительства / И.С. Кон. - Москва: Высшая школа, 2001. - 196 с.

7. Овчарова, Р.В. Исследование психологической готовности юношей к отцовству / Р.В. Овчарова, Н.А Демчук // Вестник Курганского государственного университета. - 2006. - №2 (6). - С. 68-72

8. Синягина, Н.Ю. Современная молодая семья: взрослые и дети / Н.Ю. Синягина. - Санкт-Петербург: КАРО, 2007.-205 с.

9. Современная семья: образование и развитие ребенка: учебно-практическое пособие / Под ред. В.Э. Фтенакиса. -Москва: Нац. образование, 2019. - 83 с.

10 Филиппова, Г.Г. Материнство: сравнительно-психологический подход / Г.Г. Филиппова // Психологический журнал. - 1999.-№ 5.-С. 82-87

Психология

УДК 37.015.32

ассистент, аспирант Поленякин Илья Валерьевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Воронежский государственный педагогический университет» (г. Воронеж)

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ К НАСТАВНИЧЕСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье исследуется проблема психологической готовности студентов педагогических вузов к наставнической деятельности. Психологическая готовность личности к осуществлению профессиональной деятельности рассматривается, как интегративное личностное образование, представленное в когнитивном, эмоционально-оценочном и поведенческом аспектах человека. Делается анализ данного понятия с позиции личностно-деятельностного подхода. Наставническая деятельность является одним из вариантов профессиональной деятельности, поэтому имеет и общие структурные составляющие данного процесса, и свои специфические особенности. Мотивационная составляющая включает готовность будущих педагогов стать наставниками. Эмоционально-оценочный компонент связан с позитивным отношением к наставнической деятельности, добровольным включением в данный процесс. Когнитивная составляющая психологической готовности включает в себя - абнотивность, гибкость мышления, творческую активность. Психологическая готовность студентов педагогических вузов к наставнической деятельности, поддерживается сформированными личностными и профессиональными наставническими качествами. Необходимо целенаправленное формирование психологической готовности студентов педагогических вузов к наставнической деятельности в образовательном пространстве педагогического вуза.

Ключевые слова: наставничество, наставник, психологическая готовность к наставнической деятельности, студенты педагогических вузов.

Annotation. The article investigates the problem of psychological readiness of students of pedagogical universities to mentoring activity. Psychological readiness of a person to carry out professional activity is considered as an integrative personal formation represented in cognitive, emotional-evaluative and behavioural aspects of a person. This concept is analysed from the position of personal-activity approach. Mentoring activity is one of the variants of professional activity, so it has both general structural components of this process and its specific features. The motivational component includes the readiness of future teachers to become mentors. Emotional and evaluative component is associated with a positive attitude to mentoring activity, voluntary inclusion in this process. The cognitive component of psychological readiness includes - abnegativity, flexibility of thinking, creative activity. Psychological readiness of students of pedagogical universities to mentoring activity is supported by formed personal and professional mentoring qualities. It is necessary to purposefully form psychological readiness of students of pedagogical universities to mentoring activity in the educational space of pedagogical university.

Key words: mentoring, mentor, psychological readiness for mentoring activity, students of pedagogical universities.

Введение. Масштабные экономические и социокультурные изменения в современном обществе, динамично стимулируют формат требований, предъявляемых к будущим специалистам-профессионалам. Личность, ориентированная на построение успешного профессионального маршрута, полноценную реализацию индивидуальных ресурсов должна быть не только компетентна в избранной специальности, но обладать навыками реализационного блока действования.

Студенты вузов будущие педагоги, постигая азы профессии, нацеливаются на развитие универсальных навыков, позволяющих формировать эффективную образовательную траекторию обучающихся, как нормотипичных, так и с особыми образовательными потребностями.

Одной из эффективных стратегий взаимодействия с обучающимися (всех категорий образовательных потребностей) является наставничество, как система недирективных отношений передачи нового опыта, знаний, мотивирующих личность на саморазвитие и полноценную реализацию индивидуального потенциала. Минпросвещением России была разработана целевая модель наставничества обучающихся в системе образования. Целью ее внедрения является максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого. Однако внедрение данной модели в школе невозможно без целенаправленной подготовки к наставничеству студентов педагогических вузов, а это предполагает, в свою очередь, формирование у будущих педагогов психологической готовности к наставнической деятельности.

Изложение основного материала статьи. В современной научной практике проблему готовности студентов к осуществлению профессиональной деятельности рассматривают достаточно широко. Первичные системные обращение ученых к данной проблеме относятся к середине XX века, когда появились исследования B.C. Ильина, Б.Ф. Райского, В.В. Серикова и др., касающиеся значимости профессиональной подготовки личности к трудовой деятельности. Основным вектором данных исследований явилась научная аргументация потребности в рефлексии эффективных стратегий достижения профессионального мастерства, рисков несоответствия личности, избранной профессиональной стезе, поиску путей оптимизации индивидуальных ресурсов будущих специалистов [9].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.