Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ГОТОВНОСТИ К ОТЦОВСТВУ У ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗЛИЧНЫХ ЭТНИЧЕСКИХ ГРУПП'

ОСОБЕННОСТИ ГОТОВНОСТИ К ОТЦОВСТВУ У ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗЛИЧНЫХ ЭТНИЧЕСКИХ ГРУПП Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
25
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТЦОВСТВО / ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / РОЛЬ / СТАДИИ / ФЕНОМ / КРОССКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ / PATERNITY / FEATURES OF REPRESENTATION / ROLE / STAGES / HAIR DRYER / KROSSKULTURNY ASPECT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Эмирусеинов Э.Э.

В статье выявлены особенности представлений об отцовстве у молодёжи, определена их взаимосвязь с этнической принадлежностью, а также определены стадии формирования готовности к отцовству. Были выявлены определенные взаимосвязи между компонентами отцовства у мужчин-славян и мужчин-крымских-татар. Обозначены культурные особенности готовности к отцовству и стиля родительского воспитания в семьях мужчин-славян и мужчин-крымских татар.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF READINESS FOR PATERNITY AT REPRESENTATIVES OF VARIOUS ETHNIC GROUPS

Annоtatiоn. In article features of ideas of paternity at youth are revealed, their interrelation with ethnic origin is defined and also stages of formation of readiness for paternity are defined. Certain interrelations between paternity components at Slavic male and the male Crimean Tatars have been revealed. Cultural features of readiness for paternity and style of parental education in families of Slavic male and the male Crimean Tatars are designated

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ГОТОВНОСТИ К ОТЦОВСТВУ У ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗЛИЧНЫХ ЭТНИЧЕСКИХ ГРУПП»

УДК 159.9.07

Эмирусеинов Э.Э. студент 4 курса направление подготовки «Психология» ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет»

Россия, г. Симферополь ОСОБЕННОСТИ ГОТОВНОСТИ К ОТЦОВСТВУ У ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗЛИЧНЫХ ЭТНИЧЕСКИХ ГРУПП Аннотация. В статье выявлены особенности представлений об отцовстве у молодёжи, определена их взаимосвязь с этнической принадлежностью, а также определены стадии формирования готовности к отцовству. Были выявлены определенные взаимосвязи между компонентами отцовства у мужчин-славян и мужчин-крымских-татар. Обозначены культурные особенности готовности к отцовству и стиля родительского воспитания в семьях мужчин-славян и мужчин-крымских татар.

Ключевые слова: отцовство, особенности представления, роль, стадии, феном, кросскультурный аспект.

Emiruseinov E.E.

4-year student, direction of training "Psychology" GBOU VK RK «Crimean Engineering and Pedagogical University»

Russia, Simferopol FEATURES OF READINESS FOR PATERNITY AT REPRESENTATIVES OF VARIOUS ETHNIC GROUPS Annоtatiоn. In article features of ideas of paternity at youth are revealed, their interrelation with ethnic origin is defined and also stages of formation of readiness for paternity are defined. Certain interrelations between paternity components at Slavic male and the male Crimean Tatars have been revealed. Cultural features of readiness for paternity and style of parental education in families of Slavic male and the male Crimean Tatars are designated

Keywords: paternity, features of representation, role, stages, hair dryer, krosskulturny aspect.

Постановка проблемы. Одной из основных проблем современной молодёжи является готовность к отцовству. Психологическая готовность к функционированию в роли отца лежит в основе планирования и создания семьи. Представление об отцовстве не только влияет на функционирование семьи, но и влечёт за собой существенные изменения в современном социуме. В свою очередь на функционирование мужчины в данной роли оказывает влияние социокультурный аспект. Проблема отношений отцов и детей в семье существовала всегда, так как разных поколений всегда имели различные взгляды на жизненные ситуации. Но если раньше проблемы были из-за слишком сильного влияния отца на детей, т.е. его слово было

решающим практически в любом вопросе, то сегодня наблюдается потеря авторитета отца в семье, особенно славянской. Происходит это по многим причинам, главной из которых является женская эмансипация. Благодаря ней патриархальная модель семьи была разрушена, а новая сформироваться, еще не успела

Анализ литературы. Несмотря на то, что отцовство изучается и исследуется уже многие годы, роль отца, его значение в становлении личности ребенка является по-прежнему предметом психологических исследований. Особое внимание данной проблеме уделила Демчук, H.A.[4,c.336-340.] Ее исследования посвящены влиянию отца на интеллектуальное развитие ребенка, на его полоролевую идентификацию, на усвоение моральных норм и влияние родительской семьи на психологическую готовность к отцовству. Такие психологи, как Т. А. Гурко [3], Р. В. Овчарова [7,8], И. С. Кон [6], уделяли внимание изучению проблемных вопросов родительской сферы. Исследованиями сущности отцовства занимались так же такие ученые, как Ю. В. Борисенко [2], Ш. Берн [1]. Также среди теорий, анализирующих процесс принятия отцовской роли, можно выделить следующие:

— теория жизненного пути (Марсильо) изучает, как опыт отцовства меняется в различные жизненные периоды;

— социальная описательная теория выделяет, то, что отцы перенимают принятые культурные образцы отцовской роли;

— теория социальной идентичности (Лам) сосредотачивается на том, каким образом мужчины понимают идентичность отца в контексте иных принадлежащих им социальных ролей;

— концепция «возрастающего содействующего родительства» (Бельски) предполагает, что вовлеченное отцовство детерминировано персональными характеристиками родителя, социальным контекстом, в котором происходят родительско-детские отношения (удовлетворенность браком, заработок), и характеристиками ребенка (возраст, пол, темперамент).

Исследование формирования отцовства имеет достаточно обширный круг изучений среди отечественных и зарубежных авторов, а именно:

— исторические проблемы (И.С. Кона, Ш. Барта, А. Герхарда);

— статус, роль, поведение отца и его отношение к ребенку (Behrendt V., Himmelsbach P., Bergmann J.-R., Canitz H. - L.V., НоМ Р., Fthenakis W.E., Lenzen D., Scheffer D., Chasiotis A., Restemeier R., Keller H., Scholmerich А.);

— стереотипы современного отцовства (Беляева Т.Б., Сокол О.В.);

— влияние родительской семьи на психологическую готовность юношей к отцовству (Демчук Н.А.);

— зависимость ориентировки супругов в конфликте от образов родителей, сформированных в детстве (Литвинова А.В., Большакова Н.Г.);

— вопросы психологической готовности к отцовству (Неумоина Е.С.).

На современном этапе психологи и социологии отцовство понимается

как индивидуальная и рефлексивная социальная практика, комплексное и разнонаправленное явление, сложный феномен, состоящий из множества структурных компонентов и подвергающийся различным факторам воздействия. Отсутствие, каких бы то ни было, серьезных обследований отцовства в России ставит вопрос о необходимости адаптации зарубежных и разработки собственных психологических методов измерения [10].

Изучение отцовства, помимо описательной и теоретической ценности, имеет прикладной, социально-педагогический аспект. Исследование родительских норм и поведения в кросскультурном аспекте необходимо как для оценки тенденций развития современного института отцовства, так и для разработки программ обучения матерей и отцов, организации социальной работы с семьями, пропаганды сознательного родительства.

Целью нашей статьи является выявление особенностей представлений об отцовстве молодежи различных этнических групп Республики Крым.

Изложение основного материала. Представление об отцовстве оказывает существенное влияние на формирование психологической готовности к родительству, что является процессом, проходящим в среде социализации субъекта. Окружение и взаимоотношений с этим окружением, системы ценностей и семейных установок семьи определяет развитие личности. Е. Н. Синявина [9, с. 201-204.] выделила стадии, которые влияют на представлении об отцовстве и последующее готовность к нему же:

1. Взаимоотношения мужчины с собственным отцом, его настоящий социальный статус, половые отношения с супругой, как первая стадия представлений и готовности к отцовству.

2. Процесс адаптации мужчины к роли отца в семье. Начинается с момента известия о беременности партнёрши и влияет на жизненные приоритеты. Таким образом, происходит принятие новой социальной роли, осознание себя отцом, что сказывается на межличностных отношениях.

3. Стадия родов и появление ребенка. Функционирования в роли отца с учетом влияния его присутствия на родах, а так же новых телесных ощущений, возникающих при взаимодействии с младенцем.

4. Налаживание отцовско-детского отношения в процессе ухаживания за ребенком. Утверждение мужчины в новой социальной роли и достижение нового уровня самоидентичности.

Таким образом, формирование готовности к отцовству - это сложный поэтапный процесс, на который оказывает влияние множество факторов.

С точки зрения социокультурного подхода, можно отметить, что роль отца в основном реализуется в экономическом обеспечении, защите, передаче социокультурных норм, а также образцов мужского поведения последующим поколениям.

Для подтверждения того, что этнокультурные особенности молодых мужчин влияют на их готовность к отцовству (опиши вкратце, что именно понимается под этнокультурными особенностями) был проведен анализ самого феномена готовности к отцовству

В исследовании приняли участие 30 мужчин: славяне и крымские татары. Возрастной аспект данного исследования от 20 до 30 лет. У данной категории мужчин есть высшее образование, и так же не оконченное высшее. Место проживания испытуемых, г. Симферополь и г. Старый Крым Для подтверждения значимости обнаруженных различий был использован коэффициент корреляции Спирмена.

Далее мы провели корреляционный анализ показателей шкал, характеризующих отцовство и шкал этнопсихологических особенностей для каждой из групп. Данный анализ проводился для выявления возможных взаимосвязей особенностей отцовства в социокультурном аспекте. Результаты наиболее выраженных показателей мужчин - славян представлены в Таблице 1.

Таблица 1

Взаимосвязи показателей шкал, характеризующих отцовство как

Показатели Я Р

Родительские чувства - Динамически-развивающийся тип 0,276938 0,030722

Родительские установки и ожидания - Социально-этнический уровень 0,369913 0,003344

Родительское отношение - Социально-ролевая адекватность выполнения роли родителя 0,462119 0,000177

Родительские победы и поражения - Направленность деятельности человека. 0,295744 0,020663

Примечание: показаны шкалы методик, коэффициент корреляции (г) и уровень его статистической значимости (р). ***- высокий уровень значимости, **-средний уровень значимости, *-низкий уровень значимости. Корреляции оценены по критерию ранговой корреляции Спирмена.

Из Таблицы 1 мы наблюдаем наиболее выраженные тесные взаимосвязи шкал у мужчин - славян. Показаны статистически значимые, положительные корреляции шкал: родительские чувства и динамически-развивающийся тип имеет более низкую значимость (0,27*),а родительские установки и ожидания и социально - этнический уровень выходят на средний уровень значимости (0,37**), высокой значимостью является родительское отношение и социально-ролевая адекватность выполнения роли родителя (0,46***), и низкий уровень значимости проявляется в родительских побед и поражений и направленность деятельности человека (0,29*).

Таким образом, корреляционный анализ подтверждает наибольшую значимость в воспитании отцов - славян социальные установки и ожидания от своих детей. Мужчинам - славянам свойственны родительские установки, отношения, социальная значимость, профессиональные достижения, успех и материальное вознаграждение. Сопоставив полученные результаты, мы наблюдаем различные отцовские роли с индивидуальными особенностями каждой культуры, имеющие как достоинства, так и недостатки.

Мужчинам-славянам свойственны родительские установки, отношения, социальная значимость, профессиональные достижения, успех и материальное вознаграждение. Сопоставив полученные результаты, мы наблюдаем различные отцовские роли с индивидуальными особенностями каждой культуры, имеющие как достоинства, так и недостатки.

Результаты наиболее выраженных взаимосвязей мужчин - крымских татар представлены в Таблице 2.

Таблица 2

Взаимосвязи показателей шкал, характеризующих отцовство как

этнопсихологическую особенность у мужчин - крымских татар

Показатели Я Р

Родительские позиции - Социально-ролевая адекватность выполнения роли родителя 0,268462 0,036443

Родительская ответственность - Индивидуально-этнический уровень 0,259985 0,043023

Семейные ценности - Культурно-этнический уровень 0,419759 0,000018

Родительские победы и поражения - Традиционный тип 0,365087 0,003816

Отношение человека к другим людям -Индивидуально-этнический уровень 0,397010 0,001535

Примечание: показаны шкалы методик, коэффициент корреляции (г) и уровень его статистической значимости (р). ***- высокий уровень значимости, **-средний уровень значимости, *-низкий уровень значимости. Корреляции оценены по критерию ранговой корреляции Спирмена.

Результаты Таблицы 2 свидетельствуют о положительных взаимосвязей у мужчин-крымских татар в следующем: родительские позиции и социально-ролевая адекватность выполнения роли родителя имеет низкую значимость (0,26*), также низкий уровень значимости проявляется в родительской ответственности и индивидуально-этническом уровне (0,25*), преобладает высокий уровень значимости семейных ценностей и культурно-этнического компонента (0,42***), к среднему уровню значимости можно отнести родительские победы и поражения и традиционный тип (0,36**), высоким уровнем значимости является отношение человека к другим людями индивидуально-этнического компонента (0,39***).

Итак, у отцов крымских-татар большее значение в воспитании имеют культурные традиции и этнические ценности данного исследуемого народа.

Подводя итоги, отметим, что мужчины-татары больше придерживаются в воспитании своих детей к семейным традициям, ценностям, культуре, воспитывая духовно-развитую личность школьника.

Таким образом, мужчины - татары больше придерживаются в воспитании своих детей к семейным традициям, ценностям, культуре, воспитывая духовно-развитую личность школьника.

Выводы. Данное исследование показало, что у отцов крымских-татар большее значение в воспитании имеют культурные традиции и этнические ценности данного исследуемого народа.

Подводя итоги, отметим, что мужчины-татары больше придерживаются в воспитании своих детей к семейным традициям, ценностям, культуре, воспитывая духовно-развитую личность школьника.

В результате исследования было выявлено, что мужчины - татары больше придерживаются в воспитании своих детей к семейным традициям, ценностям, культуре, воспитывая духовно-развитую личность школьника. Разработка рекомендаций, которые улучшат понимание между отцами и детьми, а значить скажутся на готовности мужчин к функционированию в роли отца, это станет исследованием наших дальнейших работ.

Использованные источники:

1. Берн Ш. Гендерная психология / Ш. Берн. - СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. - 320 с.

2. Борисенко Ю.В. Специфика формирования отцовства как психологического феномена / Ю.В. Борисенко, К.Н. Белогай // Сибирский психологический журнал. - 2007. - № 26. - С. 102-108.

3. Гурко Т.А. Родительство в изменяющихся социокультурных условиях / Т.А. Гурко // СОЦИС. - 1997. - № 11. - С. 72-79.

4. Демчук, Н.А. Влияние родительской семьи на психологическую готовность юношей к отцовству// Демчук, Н.А. Материалы Второй Всероссийской научной конференции «Психологические проблемы современной российской семьи». В 3-х ч. Ч. 1 / Под общ. ред. В.К. Шабельникова и А.Г. Лидерса. - М., 2005. - С. 336-340.

5. Жигалин, С.С., Овчарова, Р.В. Родительская позиция как психологический феномен / С.С. Жигалин, Р.В. Овчарова // Экономика, психология, бизнес. - Красноярск, 2004. - №2. - С.166-182.

6. Кон И.С. Отцовство как компонент мужской идентичности. Материал к размышлению / И.С. Кон. - 2008. - № 2. С. 56-68.

7. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства / Р.В. Овчарова. - М. : ЗАО «Институт психотерапии», 2003. - 295 с.

8. Овчарова Р.В. Родительство как психологический феномен : учебное пособие / Р.В. Овчарова. - М. : Московский психолого-социальный институт, 2006. - 496 с.

9. Синявина Е.Н. Исследование личностных особенностей детей школы-интерната санаторного типа и массовой общеобразовательной школы / Е.Н. Синявина // Материалы международной научно-практической конференции «Проблемный ребенок в современном социокультурном пространстве образования и семьи». - Н. Новгород : НГПУ, 2009. - С. 201-204.

10.Фридман, И.К. О контакте родителей с детьми / Фридман И.К// Вопросы психологии. - М.: -1990. - №1. - С. 93-99.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.