Научная статья на тему 'Некоторые аспекты психологии отцовства'

Некоторые аспекты психологии отцовства Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
924
256
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТЦОВСТВО / РОДИТЕЛЬСКОЕ ОТНОШЕНИЕ / ТИПОЛОГИЯ ОТЦОВСТВА / ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / РЕБЕНОК / ДЕТИ / МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ОТЦОВСТВА / PARENTS' ATTITUDE / PATERNITY / TYPOLOGY OF PATERNITY / EDUCATIONAL INFLUENCE / CHILD / CHILDREN / THE MODEL OF THE DEVELOPMENT OF PATERNITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пастухова Марина Владимировна

Статья посвящена актуальной проблеме психологическим особенностям одного из новообразований взрослости отцовству. Автором рассматриваются психологические аспекты родительского отношения отцов к детям, изучаются особенности воспитательных воздействий отцов на детей, исследуется типология отцовства. В статье также представлена, разработанная автором, модель развития отцовства. Данная информация может быть полезна для системы воспитания детей в семье и может применяться в консультативной работе психолога

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF THE PSYCHOLOGY OF PATERNITY

The article is devoted to an actual problempsychological peculiarities of one new formation of adulthood-paternity. The author considers some aspects of the relationships between children and fathers, studies peculiarities of the fathers' educational influences into children, investigates typology of fatherhood. In this article the author also presents a model of development of fatherhood. The given information of this report may be useful in the system of children upbringing in a family and in the consultative work of a psychologist.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты психологии отцовства»

© Пастухова М.В.,2011 УДК 159.923

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИИ ОТЦОВСТВА

М. В. Пастухова Рязанский государственный университет им. С. А. Есенина

Статья посвящена актуальной проблеме - психологическим особенностям одного из новообразований взрослости - отцовству. Автором рассматриваются психологические аспекты родительского отношения отцов к детям, изучаются особенности воспитательных воздействий отцов на детей, исследуется типология отцовства. В статье также представлена, разработанная автором, модель развития отцовства. Данная информация может быть полезна для системы воспитания детей в семье и может применяться в консультативной работе психолога.

Ключевые слова: отцовство, родительское отношение, типология отцовства, воспитательное воздействие, ребенок, дети, модель развития отцовства.

Отцовство является отдельным психологическим компонентом родительства и определяется как кровное родство между отцом и его ребенком [3].

По результатам анализа теоретической литературы по данной проблематике [2], [3] и др. нами создана модель развития отцовства, которая определяется следующими параметрами: психологическая готовность, адаптированность, устойчивость.

Психологическая готовность понимается нами как сформировавшееся в процессе онтогенетического и социального развития мужчины желание продолжить свой род и способность испытывать родительские чувства, в основе которых в качестве запускающего механизма лежит отцовский инстинкт.

Адаптированность, по нашему мнению — это позитивное личностное принятие собственного статуса отца в психологическом, социальном, экономическом и других аспектах.

Устойчивость — стабильность ролевых установок мужчины-отца в процессе воспитания, развития и социализации ребенка.

Психологические особенности развития отцовства с учетом названных параметров представлены в схеме (рис. 1).

ОТЦОВСТВО

Как видно из рисунка 1, развитие отцовства может происходить в двух направлениях: положительном — норма и отрицательном — девиация. Что касается нормального развития отцовства, то его можно представить в виде последовательно сменяющихся фаз, поочередно наступающих одна за другой. Так, при условии психологической готовности к отцовству, мужчина успешно адаптируется к роли отца и с наступлением следующей фазы

— устойчивости — проявляет стабильность ролевых установок в процессе воспитания, развития и социализации ребенка. При девиантном отцовстве могут наблюдаться три варианта нарушений в проявлении той или иной фазы (рис. 1).

Материалы и методы В процессе работы нами были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ специальной литературы, тестирование, качественный анализ результатов исследования.

В качестве диагностического инструментария были использованы следующие методики: тест-опросник родительского отношения [5], опросник «Анализ семейных взаимоотношений» [4], тест «Отец семейства» [1].

В качестве материалов применялись бланки для ответов, бумага, шариковые ручки.

Результаты и их обсуждение В 2007 году в процессе изучения влияния роли отца на развитие самооценки ребенка младшего школьного возраста (115 испытуемых) нами было проведено дополнительное исследование, посвященное выявлению психологических особенностей родительского отношения отцов к детям, изучению типологии отцовства и анализу нарушений воспитательных воздействий на детей, совершаемых отцами.

В дополнительном исследовании, результаты которого описываются в данной работе, принимало участие 28 отцов (100 %) детей младшего школьного возраста. Среди них 16 отцов мальчиков (57,14 %), 12 отцов девочек (42,86 %).

Процентные данные, полученные по тесту-опроснику родительского отношения представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты исследования родительского отношения отцов

к мальчикам и девочкам младшего школьного возраста

Название шкалы Родительское отношение отцов

к мальчикам к девочкам

% сведения об уровне развития признака % сведения об уровне развития признака

«Принятие- отвержение» 18,7 низкий уровень (высокое принятие) 0 низкий уровень (высокое принятие)

75 ниже среднего уровня 83,3 ниже среднего уровня

6,25 средний уровень 16,7 средний уровень

0 высокий уровень (отвержение) 0 высокий уровень (отвержение)

«Образ социальной желательности» 6,25 низкий уровень 0 низкий уровень

37,5 средний уровень 25 средний уровень

56,25 высокий уровень 75 высокий уровень

«Симбиоз» 31,25 низкий уровень 0 низкий уровень

56,25 средний уровень 66,7 средний уровень

12,5 высокий уровень 33,3 высокий уровень

«Авторитарная гиперсоциали- зация» 31,25 низкий уровень 16,7 низкий уровень

62,5 средний уровень 33,3 средний уровень

6,25 высокий уровень 50 высокий уровень

«Маленький неудачник» 81,25 низкий уровень 91,7 низкий уровень

18,75 средний уровень 8,3 средний уровень

0 высокий уровень 0 высокий уровень

По данной диагностической методике было установлено следующее:

— родительское отношение отцов к мальчикам младшего школьного возраста отличает наличие высокого уровня развития принятия, в то время как родительское отношение отцов к девочкам младшего школьного возраста характеризуется принятием, которое превышает средний уровень развития и средним уровнем развития принятия, при отсутствии высокого уровня развития признака;

— образ социальной желательности в родительском отношении отцов мальчиков характеризуется тремя уровнями развития кооперации: высоким, средним и низким, в то время как у отцов девочек кооперация представлена высоким и средним уровнем развития признака;

— симбиотические проявления также имеют отличия и проявляются на среднем и высоком уровне у отцов к девочкам, и на высоком, среднем и низком уровне у отцов к мальчикам;

— авторитарная гиперсоциализация выражена на высоком уровне у половины отцов девочек, в то время как у отцов мальчиков высокий уровень развития контролирующих тенденций проявлен лишь у незначительной части испытуемых. При этом, авторитарная гиперсоциализация представлена на трех уровнях: высоком, среднем и низком и у отцов мальчиков младшего школьного возраста, и у отцов девочек;

— показатели инфантилизации (инвалидизации) аналогичны в родительском отношении отцов и к мальчикам, и к девочкам младшего школьного возраста, и проявляют себя на низком и среднем уровнях. Высокий уровень развития этого признака не выявлен ни у кого из отцов.

При сравнении полученных данных можно сделать вывод о том, что психологические особенности родительского отношение отцов к девочкам и мальчикам младшего школьного возраста имеют свои различия, обусловленные полом ребенка, и определенные сходства в проявлении родительского отношения.

По тесту «Отец семейства» ни в группе отцов мальчиков, ни в группе отцов девочек не был выявлен II тип отцов — отец, главным образом, озабоченный семейным благополучием. Анализ данных показал, что доминирующая часть отцов принадлежит к современному типу, как в группе отцов мальчиков (71,4 %), так в группе отцов девочек (91,7 %). Также встречаются отцы, принадлежащие к традиционному типу (21,4 % - в группе отцов маль-

чиков, 8,3 % - в группе отцов девочек). 7,2 % отцов мальчиков получили одинаковое количество баллов, относящихся к двум типам отцов (и к традиционному, и к современному). Полученные данные представлены на рисунке 2.

100

80

60

40

20

0

1

□ 21,4% - традиционный тип отцов мальчиков

□ 71,4% - современный тип отцов мальчиков

□ 7,2% - традиционный / современный тип отцов мальчиков

□ 8,3% - традиционный тип отцов девочек

□ 91,7% - современный тип отцов девочек

Рис. 2. Типология отцов мальчиков и девочек младшего школьного возраста

Анализируя данные, обращает на себя внимание то, что в исследовании было выявлено, что доминирующая часть отцов принадлежит к современному типу, как в группе отцов мальчиков, так в группе отцов девочек.

По тесту «Анализ семейных взаимоотношений» выявлено, что 31,25 % отцов мальчиков не совершают нарушений воспитательного воздействия на детей, 68,75 % отцов мальчиков имеют нарушения по ряду шкал; 16,7 % отцов девочек не совершают нарушений воспитательного воздействия на детей, 83,3 % отцов девочек имеют нарушения, выявленные по ряду шкал. Большее количество нарушений воспитательного воздействия отцы осуществляют по отношению к девочкам: в подгруппе отцов девочек (12 человек, что составляет 42,86 % испытуемых) выявлены 24 воспитательные ошибки, в подгруппе отцов мальчиков (16 человек, что составляет 57,14 %) выявлена 21 ошибка воспитательного воздействия.

Эмпирические данные, полученные в результате анализа семейных взаимоотношений отцов детей младшего школьного возраста (и мальчиков, и девочек) представлены на рисунке 3.

□ 68,75 % - нарушения воспитательного воздействия у отцов мальчиков

□ 31,25 % - отсутствие воспитательных нарушений у

отцов мальчиков

□ 83,3 % - нарушения

воспитательного воздействия у отцов девочек

□ 16,7 % - отсутствие воспитательных нарушений у отцов девочек

Рис. 3. Анализ воспитательных воздействий отцов мальчиков и девочек младшего школьного возраста

Как видно из диаграммы, большее количество нарушений воспитательного воздействия отцы осуществляют по отношению к дочерям.

•отцы

мальчиков

■ отцы девочек

Гиперпротекция (Г+); гипопротекция (Г-); потворствование (У+); игнорирование потребностей ребенка (У-); чрезмерность требований - обязанностей (Т+); недостаточность обязанностей (Т-); чрезмерность требований - запретов (доминирование) (З+); недостаточность требований - запретов к ребенку (З-); чрезмерность санкций (жестокий стиль воспитания) (С+); минимальность санкций (С-); неустойчивый стиль воспитания (Н); расширение сферы родительских чувств (РРЧ); предпочтение детских качеств (ПДК); воспитательная неуверенность родителей (ВН); фобия утраты ребенка (ФУ); неразвитость родительских чувств (НРЧ); про-

Рис. 4. Количественная представленность нарушений воспитательного воздействия в группах отцов мальчиков и девочек по шкалам

Количественная представленность нарушений воспитательного воздействия по шкалам в группах отцов мальчиков и девочек наглядно отражена на рис. 4.

Выводы

1. Психологические особенности родительского отношение отцов к девочкам и мальчикам младшего школьного возраста имеют свои различия, обусловленные полом ребенка, и определенные сходства в проявлении родительского отношения. Родительское отношение отцов к детям характеризуется наибольшим принятием по отношению к сыновьям.

2. В исследовании было выявлено, что доминирующая часть отцов принадлежит к современному типу отцов, как в группе отцов мальчиков, так в группе отцов девочек. Также встречаются отцы, принадлежащие к традиционному типу.

3. В процессе анализа семейных взаимоотношений, обращает на себя особое внимание то, что большее количество нарушений воспитательного воздействия отцы осуществляют по отношению к дочерям.

Изучение проблематики родительства чрезвычайно актуально на современном этапе развития общества и имеет широкие перспективы развития, как в нашей стране, так и за рубежом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кипнис М. Тренинг семейных отношений: в 2ч Ч.2. Родительство / М. Кипнис

- М.: Ось-89, 2005. - 128 с.

2. Манеров Р.В. Психология отцовства / Р.В. Манеров // Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-его Всероссийского съезда психологов. 25 - 28 июня 2003 года: В 8 т. Т. 5.- СПб.: Изд. - во С-Петерб. ун-та, 2003. - С. 284 - 288.

3. Овчарова Р.В. Родительство как психологический феномен / Р.В. Овчарова, М.О. Ер-михина // Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-его Все-

российского съезда психологов. 25 - 28 июня 2003 года: В 8 т. Т. 6. - СПб.: Изд.- во С-Петерб. ун-та, 2003. - С. 136 - 137.

4. Олифирович Н.И. Семейные кризисы: феноменология, диагностика, психоло-

гическая помощь / Н.И. Олифирович, Т. А. Зинкевич - Куземкина, Т.Ф. Велен-та. - Москва - Обнинск: ИГ-СОЦИН, 2005. - 356 с.

5. Психологические тесты: в 2 т. Т.2/ под ред. А. А. Карелина. - М.: ВЛАДОС,

2000. - 248 с.

SOME ASPECTS OF THE PSYCHOLOGY OF PATERNITY

M.V. Pastuhova

The article is devoted to an actual problem- psychological peculiarities of one new formation of adulthood-paternity. The author considers some aspects of the relationships between children and fathers, studies peculiarities of the fathers' educational influences into children, investigates typology of fatherhood. In this article the author also presents a model of development of fatherhood. The given information of this report may be useful in the system of children upbringing in a family and in the consultative work of a psychologist.

Key words: paternity, parents' attitude, typology of paternity, educational influence, child, children, the model of the development of paternity.

Пастухова Марина Владимировна ассистент кафедры общей психологии Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина, Института психологии, педагогики и социальной работы marinapastuhova@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.