УДК 316
Михайлова Анна Ивановна Anna Mikhailova
отцовство как новый тип родителем в контексте научного знания
fatherhood as a new type of parents in the context of scientific knowledge
Представлены теоретические разработки в области отцовства, позволившие сделать вывод о том, что в древние времена данная проблема не приобрела своей значимости. Лишь с XIX в. в период интенсивного развития промышленности, производства и частной собственности роль отца в семье стала изучаться как отдельное явление. Предлагаются современные психологические подходы к исследованию природы отцовства. Учеными разных научных направлений выявлено, что отцовство имеет большое значение для развития и социализации ребенка в семье. Дан обзор понятий «традиционное» и «новое» отцовство
Ключевые слова: отцовство, семья, социальный институт, роль отца в семье, психология взаимоотношений
Theoretical developments in the field of paternity allowed to make a conclusion about the fact, that in ancient times, this problem has not become its significance. Only from the nineteenth century, in the period of intensive development of industry, the production and the private ownership of the role of the father in the family began to be studied as a separate phenomenon. Modern psychological approaches to the study of the nature of paternity are offered. Scientists of different scientific directions found that fatherhood is of great importance for the development and socialization of the child in the family. This is given the overview of the concepts of «traditional» and «new» fatherhood
Key words: the fatherhood, family, social institution, the role of the father in the family, psychology of relations
Семья как социальный институт представляет собой совокупность исторически сложившихся устойчивых социальных норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих отношения между супругами, родителями и детьми, а также другими родственниками.
Одним из частных социальных институтов, относящихся к сфере семейно-брачных отношений, является институт отцовства. Однако социология семьи на протяжении многих десятилетий не уделяла должного внимания данному феномену. Исследователями констатировалась ценность семьи и брака исключительно для женщин, а семейная проблематика разрабатывалась, прежде всего, в контексте женских исследований.
В процессе модернизации семьи, происходящем на протяжении последних десятилетий, существенно изменились статус и роль отца в семье и в обществе в целом. Трансформация института отцовства усилила интерес ученых к названному социальному явлению. Например, внимание к проблемам мужчин-родителей возросло в связи с высокой разводимостью. В ходе исследований выяснилось, что для современных мужчин брачные, отцовские, семейные отношения не менее важны, чем для женщин, а неудовлетворенность одиночеством у мужчин даже более остра. До сих пор женские, материнские проблемы являются главными в области семейной политики. Проблемы мужчин, отцов не рассматриваются и не учитываются в рамках
семейной, демографической политики, а если и обсуждаются, то только в контексте борьбы с алкоголизмом, насилием и другими пороками, носителями которых считаются мужчины.
Функции отцовства в общей системе семейно-брачных отношений, а также трансформации этого института в современном обществе обусловливают необходимость глубокого социологического анализа «отцовской проблематики».
Термин «отцовство» имеет несколько толкований:
1) факт происхождения ребенка от данного мужчины;
2) социальный институт, регулирую -щий функции, права и обязанности отца;
3) аспект или компонент мужской идентичности;
4) соответствующие отцовские практики и связанные с ними чувства и переживания.
Проблема отцовства никогда не являлась приоритетной в процессе изучения феномена семьи. Особенности отцовства, эмоционально-мотивационные, ценностно-смысловые аспекты роли отца недостаточно изучены, хотя данные вопросы являются актуальными и значимыми при исследовании отцовства как социального института.
Теоретического осмысления данная проблема в древние времена не приобрела, поскольку семья как социальный институт вошла в круг интересов ученых лишь в XIX в. Примерное представление о роли отцовства можно получить из некоторых произведений древности, так или иначе затрагивающих данную тему.
Древнегреческие мыслители Аристотель в «Никомаховой этике» и Платон в «Законах» приводят следующий пример, показывающий место отцовства в семейной структуре Древней Греции. В Древней Греции, в частности, в Спарте, приветствовались внебрачные половые связи женщин, поскольку в среде мужчин существовала казарменная военная муштра: «... уже в младенческом возрасте вырванный из лона семьи, обреченный расти и развиваться под гнетом жестокой военной муштры ... спар-
тиат, по-видимому, совершенно терял вкус к семейной жизни... ». Это сводило обязанности мужчин лишь к детопроизводству. Мужчина был практически отстранен от воспитания детей, почти не занимался хозяйством [2; С. 28].
Первые законы Римского права о браке приписываются Ромулу, основателю Рима. В соответствии с этими законами «женщина, соединенная с мужчиной ... узами брака, должна была стать частью его имущества». На нее распространялись все права мужа. На протяжении почти всей римской истории мужья обладали абсолютной полнотой власти над женами. Римская культура, таким образом, в свой ранний период демонстрирует достаточно строгий образец патриархальной моногамной семьи [6; С. 99-113].
ГЛ о о
Семейное воспитание и семейные отношения в России уходят корнями в духовные и религиозные традиции государства. Одним из основополагающих регуляторов взаимоотношений между членами семьи являлась христианская вера. В связи с этим, ученые разделили историю семейного воспитания на два периода: дохристианский и христианский. Семейно-брачные отношения до Крещения Руси регулировались нормами обычая, и государство не вмешивалось в эту область. Глава семейства, муж, был холопом по отношению к государю, но государем в собственном доме. Все домочадцы находились в его полном подчинении. В обязанности супруга и отца входило поучение домашних, состоявшее в систематических побоях, которым должны были подчиняться дети и жена [8; С. 2568].
Крещение принесло на Русь многие нормы византийского права, в т.ч. касающиеся семейно-брачных отношений, в частности, строгие законы распространялись и на мужчин, например, жениться можно было только один раз.
В Западной Европе с эпохи Возрождения и Реформации появляются многочисленные поучения и наставления отцам как им следует воспитывать детей. Так, в XV в. христианский богослов Мартин Лютер,
представитель протестантизма, призывал не только к отцовскому лидерству в семье, а также обратил внимание отцов к повседневным домашним делам: «Бог и все его ангелы улыбаются отцу, стирающему детские пеленки, потому что он делает это, следуя своей вере».
В последующие века протестантизм стал религией, ориентированной на дом. На протяжении почти двух столетий ежедневная семейная молитва, чтение Библии и религиозное воспитание детей являлись прерогативой мужчин.
Лишь в конце XIX в. с развитием инфраструктуры роль мужчин как религиозных лидеров ослабла. Отцовское лидерство в изучении Библии и в молитвах стало весьма редким и перешло к матери.
С XVI в. постепенно происходит процесс государственного вмешательства в компетенцию церкви по брачно-семейным делам. Правовое регулирование семейных отношений носит сугубо патриархальный характер.
Как говорилось ранее, только в XIX в. семью стали изучать, опираясь на конкретные факты и эмпирический материал, собранный в ходе исследований и сравнительно-исторического анализа. Таким образом, этапы становления и развития отцовства возможно проследить на основе изучения истории семьи.
Изучение истории семьи начинается с 1861 г. с выходом в свет работы швейцарского ученого И.И. Баховена «Материнское право». Автор выдвигает ряд положений, доказывающих, что происхождение ребенка можно было определить лишь по женской линии, поскольку существование беспорядочных половых связей исключало возможность установить отцовство.
И.И. Баховен предположил, что моногамному браку предшествовали полигамные отношения между полами, а патриархату предшествовал период главенства женщин в жизни первобытного рода [25: С. 14-16].
Независимо от Баховена, шотландский адвокат Дж. Мак-Леннан (опубликовавший в 1865 г. исследование «Первобытный
брак»), рассматривая развитие института семьи, пришел к идее изменчивости форм брака и семьи в ходе истории. Он ввел такие понятия, как эндогамия и экзогамия. По его схеме, семья прошла в своем развитии три ступени — от промискуитета через материнское право к отцовскому праву.
Теория матриархата подверглась критике сторонниками теории патриархата (Г. Мэн, Э. Тейлор, К. Штарке, А. Вестермарк, Э. Гроссе). По мнению Э. Гидденса, большинство антропологических исследований свидетельствует о том, что все в достаточной степени изученные общества были патриархальными, хотя степень и сущность господства мужчины везде различаются.
Большой вклад в данную дискуссию внес российский социолог М.М. Ковалевский работой «Очерк происхождения и развития семьи и собственности», который отметил наличие матриархата как ступени, предварившей патриархальную организацию жизни рода. Он доказал, что, несмотря на обладание властными полномочиями в эпоху матриархата, женщины не являлись фактическими главами родов. Эту миссию выполняли мужчины, являвшиеся опорой в материнском роду [10; С. 112].
Американский ученый Л. Морган в 1870 г. опубликовал монографию «Системы родства и свойства человеческой семьи», в которой четко обозначил исторические этапы эволюции брака, семьи. Из теории Моргана следует, что на ранних стадиях развития общества главенствующее положение занимал матриархат. До появления моногамной семьи отношения между мужчинами и женщинами были беспорядочными и, следовательно, счет родства велся по женской линии, поскольку отец ребенка оставался неизвестным. Усиление влияния новых экономических реальностей, рост производительности — все это привело к смене материнского счета родства и наследования отцовским. Таким образом, общество становилось патриархальным под влиянием экономических, политических и иных трансформаций [16; С. 118-150].
Немецкий ученый Ф. Энгельс в работе «Происхождение семьи, частной собствен-
ности и государства» опирается на труды своих предшественников (Баховен, Мак-Леннан, Морган) и приводит собственную классификацию типов брака, соответствующих трем главным стадиям развития человечества: дикость — групповой брак, варварство — парный, цивилизация — моногамия. Патриархальная семья Энгельсом почти не рассматривается. Он отмечает, что отцовство — культурное явление и исторически развивается параллельно развитию форм собственности [13; 14].
Реформы современной России кардинально изменили институт брака, семьи и родительства как в отношении поведения граждан, так и семейных ценностей. Основным изменением в семейно-брачных отношениях начала XX в. является установление равенства полов, их равноценность для общества. Патриархально-традиционный образ семейной жизни постепенно заменяется на эгалитарный. Под эгалитарным понимается тип семьи, члены которой равны и имеют одинаковые привилегии, права и обязанности. В связи с этим, пересмотра потребовал институт отцовства: изменения брачно-семейных отношений имели негативные тенденции развития данного института.
Исследование проблемы отцовства на фоне снижения воспитательной роли отца в семье приобретает в настоящее время не только теоретико-практическое, но и социальное звучание. Можно выделить лишь небольшое количество работ, в которых выражен научный интерес к проблеме отцовства: М. Мид — культурологическая концепция [15]; И. С. Кон — изучение отцовства как социокультурного феномена [11]; В.А. Сухомлинский — педагогические аспекты отцовства [21]; О.А. Шаграева — исследование материнства и в связи с ним отцовства [17]. Целенаправленного психологического исследования феномена отцовства до сих пор не проводилось.
В. Бескаравайная отмечает, что показателем изменений, происходящих в сфере отцовства, является появление нового типа родителей-мужчин, в социологии названных «новыми отцами». По мнению
исследователей, «новый отец» не только материально обеспечивает семью, но и сам ухаживает за детьми и активно интересуется их проблемами. «Новых отцов» характеризуют следующим образом: они больше заботятся о домашних делах, чаще гуляют и играют с детьми, чем «традиционалисты», которые готовы материально обеспечивать семью, но эмоциональную заботу о детях передоверяют матери. Все большую ценность для «новых отцов» приобретает семья и семейные отношения. Существует мнение, что «постиндустриальное общество создало особенно благоприятные условия для возвращения отцов в семью». Многие современные мужчины стремятся активно участвовать в воспитании детей, и этот процесс наблюдается не только на Западе, но и в России [5; С. 129].
Если традиционная роль отца была связана с институтом наследства, то «новые отцы» осознали свою ответственность за эмоциональное состояние своих детей, осознали, что отцовское поведение отражается на поведении детей, на их личности. Отцы все чаще берут на себя ответственность за нравственное и интеллектуальное воспитание детей. Для большинства мужчин желание иметь детей является чем-то само собой разумеющимся. Они могут относиться к детям как источнику радости, удовольствия, видеть в них будущих товарищей.
Согласно исследованиям Томпсона и Плека, структура мужской роли состоит из следующих компонентов, влияющих на формирование представлений об идеальном отце.
1. Норма успешности или норма статуса (The Success or Status Norm) — стереотип, утверждающий, что социальная ценность мужчины определяется величиной его заработка.
2. Норма эмоциональной твердости (The Emotional Toughness Norm) — стереотип мужественности, согласно которому мужчина должен испытывать мало чувств и быть в состоянии разрешать свои эмоциональные проблемы без помощи окружающих.
3. Норма антиженственности (The An-tifemininity Norm) — стереотип, согласно ко-
торому мужчинам следует избегать женских качеств.
В целом представления об идеальном отце — успешный в глазах ребенка, обеспечивающий материально на высоком уровне, имеющий авторитет и уважение ребенка, властный, строгий, независимый, малоэмоциональный.
В научной литературе приводятся факты, иначе объясняющие современную ситуацию отцовства. Действительно, отцы проводят со своими детьми значительно меньше времени, нежели матери. Современные отцы в этом отношении не только не уступают прежним поколениям, но даже превосходят их тем, что особенно в нетрадиционных семьях, основанных на принципе равенства полов, берут на себя гораздо больший круг таких обязанностей, которые раньше считались исключительно женскими.
Сравнительная холодность и наличие социальной дистанции во взаимоотношениях ребенка с отцом, часто рассматриваемые как свидетельство снижения отцовского авторитета, являются скорее пережитками нравов традиционной патриархальной семьи, в которой к отцу «не смели приблизиться и сам он был обязан держаться «на высоте».
Можно согласиться с В.Н. Дружининым, что с преодолением наследия прошлого модель российской семьи имеет шанс принять такой вид: доминирует мать, следующим идет отец, дети подчинены. Отвечает за семью ( благополучие, социальную защиту) отец. Дети эмоционально ближе к матери, чем к отцу [7; С. 58-63].
А. Портнова отмечает, что феномен отцовства тесно связан с такими понятия -ми, как эмоциональная, мотивационная и ценностно-смысловая сферы, самооценка, самосознание, Я-концепция, удовлетворенность жизнью и стиль жизни, а также социальная роль отца, различающаяся в зависимости от общественной системы, социальной, экономической и политической сфер общества, статуса мужчины в данном социуме, социальных стереотипов, предписывающих определенные правила выпол-
нения этой роли, в т.ч. и гендерных стереотипов.
Таким образом, определять отцовство через понятие «роль» или «инстинкт», «чувство» по аналогии с материнским инстинктом неправомерно. Так как, во-первых, достаточно четкого определения материнского инстинкта и его структуры до сих пор не существует, а во-вторых, данные понятия не исчерпывают всей многогранности и сложности понятия «отцовство», включающего в себя и социально-культурные аспекты, такие как исторически сложившиеся стереотипы поведения, требования общества и социально-личностные характеристики, описываемые понятиями «роль», «статус». Таким образом, отцовство можно определить как интегральную совокупность социальных и индивидуальных характеристик личности, включающую в себя все уровни жизнедеятельности человека, одной из важнейших характеристик которой является комплексность, а также социальная детерминированность [18; С. 70-81].
Исследования Э. Фтенакиса [27; С. 17-25 ] подтверждают, что существуют очевидные генетически запрограммированные предпосылки отцовства, однако биология не объясняет всю специфику родительского поведения, его мотивации и институци-ализации у человека. Одной из важнейших характеристик отцовства является его социальная детерминированность: социум не только предъявляет определенные требования к возрастному, экономическому, профессиональному социальному статусу отца, но и регламентирует поведение человека, обладающего определенным статусом, через систему социальных ролей, из которых роль отца — одна из самых мало и противоречиво регламентированных. Большинство авторов полагают, что участие отца в воспитании ребенка невозможно переоценить, оно необходимо для формирования полноценной гармоничной личности, при условии четкого различения родительских ролей, оказывает положительное влияние на развитие детей, однако отец должен выполнять свою функцию, а не выступать в роли заместителя матери. Таким образом,
становится необходимым системное изучение феномена отцовства, его специфики, функций и структуры.
Современные исследования касаются в основном изучения влияния отца на развитие ребенка. Данные исследования носят психологический характер. Можно выделить несколько концепций ученых.
В. Фтенакис исследовал когнитивное развитие ребенка во взаимодействии с отцом. По мнению В. Фтенакиса, взаимодействие с отцом положительно влияет на когнитивное развитие детей. Однако его исследования показали, что данное положение справедливо только для мальчиков. Была выявлена прямая корреляция между вовлеченностью отца в воспитание и когнитивными достижениями их сыновей. Фтенакис объясняет это тем, что отец дает пример практического и действенного решения различных проблемных ситуаций, причем вовлеченность в жизнь ребенка предполагает еще и эмоциональное участие, и именно потому, что отец в этом случае дает пример мужского подхода к решению проблем, его влияние не так заметно на девочках [27; С. 29].
Э. Хоффман полагает, что отец играет важнейшую роль в усвоении детьми моральных норм. Родители через слова и поведение, так или иначе, выражают свое отношение к определенным событиям или поступкам людей, предоставляя, таким образом, модели поведения и их моральную оценку. Кроме того, родители, особенно отец, дисциплинируют детей, ставя определенные рамки поведения, одобряя одни поступки и наказывая за другие. Это важно, ведь именно родители удовлетворяют потребности ребенка, т.к. он взаимодействует с окружающей средой сначала только через родителей, которые в этом случае являются проводниками общественных ценностей.
Главными факторами, влияющими на усвоение моральных норм, являются:
1) страх потери любви родителей;
2) идентификация с родителем, о которой говорил З. Фрейд;
3) развитие эмпатии и чувства вины первоначально через оценку родителей, а
затем через объяснение последствий действий ребенка.
По мнению Э. Хоффмана, именно идентификация является наиболее важным фактором усвоения моральных норм и социальных ролей, и отец в этом случае особенно необходим мальчику. Любовь отца, по мнению Э. Хоффмана, условна, что является важнейшим фактором морального развития ребенка. К похожему выводу пришла О.Б. Чиркова, которая в своем исследовании обнаружила, что отец играет важную роль в формировании у ребенка ответственности. Происходит это потому, что отцы придают большее значение самостоятельности, предоставляя детям отвечать за свои действия, и с большим уважением, чем матери, относятся к проявлению детьми независимости.
Отечественные исследования Е.П. Ильина подтверждают, что дети, которые близки с отцом, обладают значительно более высокой самооценкой и стабильностью «образа Я» в сравнении с теми, кто описывает свои отношения с отцом как отчужденные. Дети, отцы которых принимают активное участие в их воспитании, вырастают более отзывчивыми в социальном плане [9; С. 234].
О роли отца в развитии ребенка говорил еще З. Фрейд, но позднее исследования влияния семьи на ребенка сосредоточились в основном на изучении взаимоотношений матери и ребенка. По мнению ученых, именно изучение отношения отца к ребенку и влияние отцовства на мужчину позволит уточнить многие малоизученные, но теоретически уже обозначенные З. Фрейдом, К. Юнгом, Ш. Бартом, С. Матейчиком аспекты влияния отцовства на развитие личности, таким образом внести ясность в некоторые проблемы детской и семейной психологии, психологии развития, а также психологии личности [22; С. 201]. По мнению Ш. Барта, важнейшими детерминантами полоролевой идентификации для мальчика являются:
1) доминантность отца как влияние в семье, с одной стороны, а с другой — именно доминирование отца может привести к развитию пассивности ребенка;
2) забота отца, если отличительной чертой отношений отца и сына является забота и теплота, желание быть таким же «мужественным», как отец, значительно усиливает позитивное восприятие, усвоение мужского поведения и формирование адекватной полоролевой идентичности.
Взаимоотношения девочки с отцом оказывают влияние на ее дальнейшие гетеросексуальные контакты, являясь прототипом этих взаимоотношений. Теплые и приносящие удовлетворение отношения дочери с отцом помогают ей гордиться своей женственностью, способствуют принятию себя в качестве женщины и более легкой гетеросексуальной адаптации, кроме того, отец может влиять и на жизненные приоритеты дочери — семейная жизнь или ориентация на карьеру.
По мнению Й. Лангмейер, З. Матей-чик, роль отца представляет собой определенный пример поведения, источник уверенности и авторитета. Он — олицетворение дисциплины и порядка. Ребенок, растущий без отцовского авторитета, как правило, недисциплинирован, асоциален, агрессивен в отношении взрослых и детей. Отец — «наиболее естественный источник познаний о мире, труде и технике». Он способствует «ориентировке на будущую профессию» и создает социально полезные цели и идеалы» [12; С. 117].
Как отмечает Э. Берн, для ребенка ценны теплые отношения с отцом. «Ребенок, воспитанный в присутствии нежного мужчины, в зрелом возрасте будет обращаться с людьми лучше, чем мальчик, выросший без отца. Такой мальчик может впоследствии компенсировать свои потери, но у него будет невыгодным старт» [3; С. 44].
Э. Фромм считает, что из-за менее глубокой укорененности в природе отец вынужден развивать свой разум, формировать искусственный мир идей, принципов и рукотворных вещей, который заменяет природу в качестве основы для существования и безопасности. Подчинение матери и фиксация на ней есть подчинение природной связи, фиксации на природе. Подчинение отцу — созданное человеком искус-
ственное, основанное на власти и законе и, следовательно, менее непреодолимое и сильное, чем связь с матерью. Отец воплощает абстракцию — совесть, долг, закон [17; С. 115-123].
Д. С. Акивис в своей работе «Отцовская любовь» отмечает, что любящий отец нередко более эффективный воспитатель, чем женщина. Отец меньше опекает детей, предоставляет им больше самостоятельности, воспитывая в ребенке самодисциплину. Отцовская любовь обеспечивает пример родительского поведения детей в будущем, формирование жизненной позиции, вообще, и полоролевых позиций, в частности. Позитивные отношения с отцом связаны с такими качествами у детей, как неторопливость, сдержанность, эмоциональная уравновешенность, безмятежность, спокойствие, оптимизм, высокий самоконтроль, хорошее понимание социальных нормативов, более успешное овладение требованиями окружающей среды [1; С. 78-99].
Как часть личностной сферы отцовская любовь является необходимым условием полноценного развития личности. Д. С. Акивис считает, что только в соприкосновении с ребенком полностью созревают мужские черты личности — потребность и способность защищать, принимать на себя ответственность, энергия, душевная сила.
Отцовская любовь не является врожденной, а формируется на протяжении первых лет жизни ребенка. Чтобы заслужить отцовскую любовь, ребенок должен соответствовать определенным социальным требованиям и отцовским ожиданиям в отношении способностей, достижений. В ребенке для отца воплощена возможность продолжения рода.
Как правило, мужчина большую часть своего времени проводит на работе, и полноценное общение с ребенком не всегда возможно. Отсюда возникает отчуждение, отстранение от воспитания детей.
Установка на отстраненность часто становится источником непонимания, недоверия, конфликтов в последующие годы, т.к. упущены с самого начала в раннем детстве первые контакты с малышом. Все это ска-
зывается впоследствии в трудностях взаимопонимания между отцами и детьми, в отсутствии у ребенка доверия и привязанности к отцу.
Отцы, у которых установились сильные эмоциональные связи с детьми в младенческом возрасте, в дальнейшем оказываются более чуткими к изменяющимся потребностям и интересам своих детей. В целом такие отцы имеют большее влияние на своего ребенка. Дети больше прислушиваются к ним, ориентируются на их мнение, сыновья хотят походить на отцов, с которыми у них теплые, разносторонние взаимоотношения.
Данные социологических исследований 90-х гг., хотя и отмечают рост приоритета семьи среди российских мужчин, все же не выявляют трансформации образа отца в общественном сознании. Так, российские мужчины в большей мере сохраняют традиционный образ отца-кормильца, продолжая считать уход за маленькими детьми и их воспитание преимущественно женским занятием.
Существует психологическая связь между сформированностью отцовского чувства и уровнем зрелости личности родителя. Вот почему гораздо чаще отцовство в полной мере переживается отцами поздних детей. У таких отцов развита эмпатия, им свойственно опекать, заботиться о ребенке, они испытывают потребность в том, чтобы учить, передавать себя.
Таким образом, можно заключить, что отцовство в разных обществах принимает разные формы. В первобытных человеческих обществах роль отца, сконцентрированная на добывании пищи и обеспечении защиты, была ключевой и значительно повышала выживаемость потомства. В современном обществе большинство детей могут выжить и в неполных семьях, в частности у матерей-одиночек. Однако многочисленные наблюдения показывают, что дети, выросшие без отцов, подвержены большему риску во всем, начиная от школьной успеваемости и заканчивая подростковыми самоубийствами, девиантным поведением.
Говоря об отцовстве в его широком значении, подразумеваем совокупность
биологических, воспитательных и других функций, выполняемых мужчиной по отношению к своим детям. Биологическое отцовство предполагает обязательное участие двух полов ( мужского и женского) в воспроизводстве человеческой жизни. Мужчина, участвующий в зачатии ребенка, является биологическим отцом.
Воспитательное влияние отца в большой мере определяется его социальным статусом, ролью и положением в семье, различается по отношению к детям того или иного пола и меняется с возрастом ребенка. Но именно баланс семейных ролей и равенство статусов обоих родителей с сохранением лидерства отца создают наиболее благоприятные условия для семейного воспитания.
Сравнивая детей, выросших с отцами и без них, ученые обнаружили, что даже некомпетентный, часто невнимательный родитель, на самом деле, очень важен. Дети, выросшие без отцов, имеют низкий уровень притязаний, у них выше уровень тревожности. Отсутствие отца отрицательно сказывается на учебе и самоуважении детей, особенно мальчиков. Им труднее дается усвоение мужских ролей и соответствующего стиля поведения, что ведет к агрессивности и жестокости.
Итак, изучение отцовства как психологического феномена является важной проблемой, т.к. роль отца в формировании личности ребенка так же важна, как и роль матери. Предварительные исследования указывают на проблемное состояние отцовства как особой деятельности по воспитанию собственного или приемного ребенка. Нужна научно обоснованная практика подготовки отцов к осознанному родительству.
Рассмотрев понятие «отцовство» в сравнительно-историческом ракурсе, можно сделать следующий вывод: отцовство как социокультурное явление в длительный период времени пережило процесс трансформации — от традиционного к «новому», что коренным образом изменило функции, задачи, роли данного института семьи.
Способность рассматривать отцовство с двух позиций — традиционного и «ново-
го» — позволяет исследователям выделять различные категории отцов. По мнению И.С. Кона, переход от спекулятивных рассуждений о роли отца в воспитании детей к конкретному исследованию заставил ученых разграничить отцов: родные биологические отцы могут воздействовать иначе, чем приемные, а отцы, живущие совместно с детьми в общем домохозяйстве — не
Литература
так, как живущие отдельно; с увеличением числа разводов актуализировалась проблема образа жизни разведенных отцов и отцов-одиночек; рост сексуальной активности подростков поставил проблему несовершеннолетних отцов и т.д. [11; С. 110118]. Между тем каждая из этих категорий отцовства актуальна в настоящее время и требует отдельного научного исследования.
1. Акивис Д.С. Отцовская любовь. М., 1989. 208 с.
2. Андреев Ю.В. Спартанская гинекократия // Женщина в античном мире: Сб. статей. М.: Наука, 1995. 275 с.
3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений / Пер. с англ. А.А. Грузберга; терминологическая правка В. Данченко. К.: PSYLIB, 2004.
4. Берн Ш. Гендерная психология. СПб.: прайн-ЕВРОЗНАК, 2001. 320 с.
5. Бескаравайная В.К. Социологическое понятие «новые отцы» и его содержание // Наша социология: Практика и перспективы социологических исследований: Сб. статей / РГГУ. Социологический факультет. Центр социологических исследований; Сост.: Р.И. Анисимов; Под ред. А.Е. Крухмалева, Г.К. Уразалиевой, Е.А. Колосовой, Е.А. Мартыновой, А.В. Егоровой. М.: РГГУ, 2006. 202 с.
6. Гуревич Д., Рапсат-Щарлье М.-Т. Повседневная жизнь женщины в Древнем Риме. М.: Молодая гвардия, 2006. 290 с.
7. Дружинин В.Н. Психология семьи. Питер, 2006. 176 с.
8. Домострой. СПб.: Наука, 1994. 400 с.
9. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2001 752 с.
10. Ковалевский М.М. Очерк происхождения и развития семьи и собственности; под ред. М.О. Косвена. М.: Соцэкгиз, 1939. 248 с.
11. Кон И.С. Отцовство как социокультурный институт. [Электронный ресурс]. Режим ожидания: Мрр: // www.pseudology.org/Kon/Zametki/OtsovstvoSocioInstitute.htm.
12. Лангмейер Й., Матейчик З. Психическая депривация в детском возрасте. Мед. изд-во Прага, ЧССР, 1984. 336 с.
13. Маркс К., Энгельс Ф. Избранные произведения. В 3-х т. Т. 3. М.: Политиздат, 1986. Гл. II. Семья. 639 с.
14. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т. 45, 1975.
15. Мид М. Отцовство у человека — социальное изобретение. [Электронный ресурс]. Режим ожидания: Мрр: // ec-dejavu.rU/f/Family.htm.
16. Морган Л.Г. Древнее общество или исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации / под ред. М.О. Косвена. Л., 1934. 313 с.
17. Обухова Л.Ф., Шаграева О.А. Семья и ребенок: психологический аспект детского развития. М.: Мысль и жизнь, 1999. 168 с.
18. Портнова А., Борисенко Ю. Отцовство как фактор развития личности. [Электронный ресурс]. Режим ожидания: Мрр: // www.rl-online.ru/articles/rl 02_06/537.Ыш1.
19. Романова Н.П. Демографическая динамика России: общая ситуация и региональный миграционный аспект // Вестник ЧитГУ. Чита: ЧитГУ, 2010. № 6 (63).
20. Романова Н.П., Пельменева С.П. Матримониальное поведение молодежи: монография. Чита: ЧитГУ, 2011. 233 с.
21. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека (Советы воспитателям). Мн., «Нар. асвета», 1978. 288 с.
22. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. М.: «Наука», 1991. 456 с.
23. Фромм Э.З. Искусство любить. Исследование природы любви (The Art of Loving. An Enquiry into the Nature of Love) / Пер. Л.А. Чернышевой. М.: Педагогика, 1990. 160 с.
24. Человек в кругу семьи: Очерк по истории частной жизни в «Европе до начала нового времени» / под ред. Ю.Л. Бессмертного. М.: РГГУ. 30 с.
25. Bachoven J.J. Der Mythus von Orient und Okzident. Munich, 1926. S. 14-16.
26. Eagle P.L. Is there a father instinct? Fathers' responsibility for children. Report for Population Council. NY., 1994.
27. Fthenakis W.E. Väter, Band II, Zur Vater-Kind-Beziehung in verschiedenen FamilienStrukturen. München, 1988.
Коротко об авторе_
Михайлова А.И., аспирант, Забайкальский государственный университет (ЗабГУ) fiIologia83@maiI.ru
Научные интересы: социология семьи, институт отцовства, гендерные исследования
_Briefly about the author
A. Mikhailova, postgraduate student, Transbaikal State University
Scientific interests: family sociology, paternity institute, gender studies