Научная статья на тему 'Предпринимательство в сфере высшего образования: проектная деятельность студентов'

Предпринимательство в сфере высшего образования: проектная деятельность студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
предпринимательство / проектная деятельность / профориентация / привлекательность университета / студенты университета / entrepreneurial competences / project-based work / career-guidance / attractiveness of the university / university students

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ковтун Наталья Владимировна, Костикова Лидия Петровна, Федотова Оксана Сергеевна

В условиях роста глобальной конкуренции возникает острая необходимость в подготовке предпринимателей, способных к самостоятельной деятельности. Университеты третьего поколения уделяют самое серьезное внимание формированию и развитию предпринимательских компетенций студентов, обучающихся на различных направлениях подготовки. Цель исследования проанализировать формирование предпринимательских компетенций студентов в процессе работы над профориентационным проектом и выявить отношение студентов к предпринимательской деятельности. Исследование базируется на проектном методологическом подходе. Эмпирическая база исследования включает результат выполнения группового профориентационного проекта студентами ФГБОУ ВО «Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина», обучающимися по направлению подготовки 43.03.02 Туризм. Эмпирическими методами стали включенное наблюдение, анализ результатов деятельности студентов, онлайн-опрос и анализ рефлексивных нарративных эссе участников проекта. Результаты исследования подтверждают интерес студентов к предпринимательской деятельности. Получены данные об активном стремлении студентов к творческому воплощению идей, к созданию конкретного проекта в интересах повышения привлекательности университета для российских и зарубежных абитуриентов. Научная новизна исследования заключается в выявлении отношения студентов к предпринимательской деятельности и анализе их возможностей в повышении привлекательности университета. Практическая значимость заключается в возможности использования полученных данных для развития предпринимательских компетенций студентов различных направлений подготовки университета. Участие студентов в проектной деятельности профориентационной направленности способствует развитию их предпринимательских компетенций, а также повышению привлекательности университета. Перспективы дальнейшего исследования заключаются в научном обосновании подготовки научных руководителей проектов, которые осуществляют консультирование и формируют цели и задачи проекта, оставляя за студентами возможность осуществления лидерства в проекте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ковтун Наталья Владимировна, Костикова Лидия Петровна, Федотова Оксана Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Entrepreneurship in higher education: students’ project-based work

In the context of growing global competition, there is an urgent need to train entrepreneurs capable of independent activity. The Third Generation Universities pay serious attention to students' entrepreneurial competences formation and development regardless of their major. The purpose of the study is to analyze the formation of students' entrepreneurial competences in the process of career-guidance project development and to find out their attitude towards entrepreneurship. The study is based on the project methodological approach. The research methods applied are theoretical analysis, generalization and systematization of scientific findings of foreign and Russian authors in the field of project work and entrepreneurial competences. The empirical base of the study includes the results of a group career-guidance project-based work of the students of Ryazan State University named after S.A. Yesenin majoring in tourism (43.03.02), as well as overt observation, online survey, reflexive narrative essays. The results of the study confirm students' significant interest in entrepreneurship and entrepreneurial competences development. The data received show students' active intention to acquire and develop entrepreneurial competences, readiness for creative work, desire to create real commercial products in order to increase the attractiveness of the university for domestic and foreign students. The scientific novelty of the study lies in the identification of students' attitude towards entrepreneurial competences while working on career-guidance project and analysis of their entrepreneurial potential. The practical significance lies in the possibility of using the obtained data to develop entrepreneurial competences of students majoring in various fields at the university. In the process of career-guided project development students majoring in tourism acquire entrepreneurial competences, implement their creativity, practice teamwork and time management. As a trend for further research, preparation of projects scientific supervisors is to be scientifically substantiated. Their task is to specify the aims and objectives of the projects, to consult the students leaving it up to them to lead the projects.

Текст научной работы на тему «Предпринимательство в сфере высшего образования: проектная деятельность студентов»



ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

2024, № 09 (сентябрь) Раздел 5.8. Педагогика

ART 241136 DOI 10.24412/2304-120X-2024-11136 УДК 378.147

Предпринимательство в сфере высшего образования: проектная деятельность студентов

Entrepreneurship in higher education: students' project-based work

Авторы статьи

Ковтун Наталья Владимировна,

старший преподаватель кафедры иностранных языков Института истории, философии и политических наук ФГБОУ ВО «Рязанский государственный педагогический университет имени С. А. Есенина», г. Рязань, Российская Федерация natalja-v-kovtun@yandex.ru ORCID Ю: 0000-0003-2821-5065

Костикова Лидия Петровна,

доктор педагогических наук, профессор кафедры иностранных языков Института истории, философии и политических наук ФГБОУ ВО «Рязанский государственный педагогический университет имени С. А. Есенина»; профессор кафедры иностранных языков с курсом русского языка ФГБОУ ВО «Рязанский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова» Минздрава России, г. Рязань, Российская Федерация l.p.kostikova@gmail.com ORCID Ю: 0000-0002-0114-3113

Федотова Оксана Сергеевна,

доктор филологических наук, доцент кафедры иностранных языков Института истории, философии и политических наук ФГБОУ ВО «Рязанский государственный педагогический университет имени С. А. Есенина», г. Рязань, Российская Федерация ofedotova81@mail.ru ORCID Ю: 0000-0002-7222-7365

Конфликт интересов

Конфликт интересов не указан Для цитирования

Authors of the article Natalia V. Kovtun,

Senior Lecturer, Department of Foreign Languages, Institute of History, Philosophy and Political Sciences, Ryazan State University named after S. Yesenin, Ryazan, Russian Federation

natalja-v-kovtun@yandex.ru ORCID ID: 0000-0003-2821-5065

Lidia P. Kostikova,

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Department of Foreign Languages, Institute of History, Philosophy and Political Sciences, Ryazan State University named after S. Yesenin; Professor, Department of Foreign Languages with the Course of the Russian Language, Ryazan State Medical University named after I. P. Pavlov, Ryazan, Russian Federation l.p.kostikova@gmail.com ORCID ID: 0000-0002-0114-3113

Oksana S. Fedotova,

Doctor of Philological Sciences, Associate Professor, Department of Foreign Languages, Institute of History, Philosophy and Political Sciences, Ryazan State University named after S. Yesenin, Ryazan, Russian Federation ofedotova81@mail.ru ORCID ID: 0000-0002-7222-7365

Conflict of interest statement

Conflict of interest is not declared

For citation

Ковтун Н. В., Костикова Л. П., Федотова О. С. Предпринимательство в сфере высшего образования: проектная деятельность студентов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2024. - № 09. - С. 19-32. - URL: https://e-koncept.ru/2024/241136.htm - DOI: 10.24412/2304-120X-2024-11136

N. V. Kovtun, L. P. Kostikova, O. S. Fedotova, Entrepre-neurship in higher education: students' project-based work // Scientific-methodological electronic journal "Koncept". - 2024. - No. 09. - P. 19-32. - URL: https://e-koncept.ru/2024/241136.htm - DOI: 10.24412/2304-120X-2024-11136

Поступила в редакцию Received 23.05.24 Получена положительная рецензия Received a positive review 27.08.24

Принята к публикации Accepted for publication 27.08.24 Опубликована Published 30.09.24

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Ковтун Н. В., Костикова Л. П., Федотова О. С., 2024

Аннотация

_ Abstract

L

В условиях роста глобальной конкуренции возникает острая необходимость в подготовке предпринимателей, способных к самостоятельной деятельности. Университеты третьего поколения уделяют самое серьезное внимание формированию и развитию предпринимательских компетенций студентов, обучающихся на различных направлениях подготовки. Цель исследования - проанализировать формирование предпринимательских компетенций студентов в процессе работы над профориентационным проектом и выявить отношение студентов к предпринимательской деятельности. Исследование базируется на проектном методологическом подходе. Эмпирическая база исследования включает результат выполнения группового профориентационного проекта студентами ФГБОУ ВО «Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина», обучающимися по направлению подготовки 43.03.02 Туризм. Эмпирическими методами стали включенное наблюдение, анализ результатов деятельности студентов, онлайн-опрос и анализ рефлексивных нарративных эссе участников проекта. Результаты исследования подтверждают интерес студентов к предпринимательской деятельности. Получены данные об активном стремлении студентов к творческому воплощению идей, к созданию конкретного проекта в интересах повышения привлекательности университета для российских и зарубежных абитуриентов. Научная новизна исследования заключается в выявлении отношения студентов к предпринимательской деятельности и анализе их возможностей в повышении привлекательности университета. Практическая значимость заключается в возможности использования полученных данных для развития предпринимательских компетенций студентов различных направлений подготовки университета. Участие студентов в проектной деятельности профориентационной направленности способствует развитию их предпринимательских компетенций, а также повышению привлекательности университета. Перспективы дальнейшего исследования заключаются в научном обосновании подготовки научных руководителей проектов, которые осуществляют консультирование и формируют цели и задачи проекта, оставляя за студентами возможность осуществления лидерства в проекте.

In the context of growing global competition, there is an urgent need to train entrepreneurs capable of independent activity. The Third Generation Universities pay serious attention to students' entrepreneurial competences formation and development regardless of their major. The purpose of the study is to analyze the formation of students' entrepreneurial competences in the process of career-guidance project development and to find out their attitude towards entrepreneurship. The study is based on the project methodological approach. The research methods applied are theoretical analysis, generalization and systematization of scientific findings of foreign and Russian authors in the field of project work and entrepreneurial competences. The empirical base of the study includes the results of a group career-guidance project-based work of the students of Ryazan State University named after S. A. Yesenin majoring in tourism (43.03.02), as well as overt observation, online survey, reflexive narrative essays. The results of the study confirm students' significant interest in entrepreneurship and entrepreneurial competences development. The data received show students' active intention to acquire and develop entrepreneurial competences, readiness for creative work, desire to create real commercial products in order to increase the attractiveness of the university for domestic and foreign students. The scientific novelty of the study lies in the identification of students' attitude towards entrepreneurial competences while working on career-guidance project and analysis of their entrepreneurial potential. The practical significance lies in the possibility of using the obtained data to develop entrepreneurial competences of students majoring in various fields at the university. In the process of career-guided project development students majoring in tourism acquire entrepreneurial competences, implement their creativity, practice teamwork and time management. As a trend for further research, preparation of projects scientific supervisors is to be scientifically substantiated. Their task is to specify the aims and objectives of the projects, to consult the students leaving it up to them to lead the projects.

Ключевые слова

Key words

предпринимательство, проектная деятельность, про- entrepreneurial competences, project-based work, ca-

фориентация, привлекательность университета, сту- reer-guidance, attractiveness of the university, university

денты университета students

Благодарности Acknowledgements

Авторы выражают благодарность студентам направления подготовки 43.03.02 Туризм, профиль «Технология и организация туроператорских и турагентских услуг», второго года обучения РГУ имени С. А. Есенина, принимавшим участие в опытно-экспериментальной работе.

The authors express their gratitude to the second-year students of the Ryazan State University named after S. Yesenin in the area of training 43.03.02 Tourism, specialization "Technology and organization of tour operator and travel agency services", who participated in the pilot experimental work.

Введение / Introduction

Третья миссия университетов, направленная на развитие предпринимательства, стала мировым трендом. В связи с этим особую значимость для мирового сообщества имеют Руководящие принципы предпринимательской деятельности и прав человека (англ. The United Nations Guiding Principles on Business and Human Right, UNGPs), принятые Организацией Объединенных Наций 16 июня 2011 года [1]. Современные

университеты, подчеркивает Дж. Виссема, становятся инкубаторами новейших идей и технологий, способствующих развитию предпринимательской деятельности за счет внедрения научных достижений и разработок [2].

Российское высшее образование, являясь частью мирового образовательного пространства, ставит задачу формирования нового поколения предпринимателей, предпринимательских компетенций и активного вовлечения в предпринимательскую деятельность граждан нашей страны. Это направление поддерживает и государство. В «Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года» подчеркивается необходимость создания и реализации образовательных программ по основам предпринимательства, проектной деятельности; развития инструментов наставничества в сфере ведения бизнеса при участии предпринимательского сообщества, вузов; поддержки молодежного предпринимательства и прочие меры [3]. П. С. Сорокин справедливо утверждает, и с ним нельзя не согласиться: «Очень важно понимать, что сегодня проблема становления предпринимательского образования или обучения предпринимательству - это по-настоящему фронтир мировой не только науки, но и практики» [4].

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что проектная деятельность студентов, направленная на повышение престижа и привлекательности университета, привлечет большее количество абитуриентов, как российских, так и иностранных, способствуя тем самым выполнению социальной миссии современного университета.

Цель - проанализировать формирование предпринимательских компетенций студентов в ходе их работы над проектами, направленными на привлечение российских и зарубежных абитуриентов на обучение в российском университете.

Задачи:

1. Определение предпринимательских компетенций, необходимых для работы студентов над рекламными проектами.

2. Анализ представленных студенческих проектов.

3. Анализ мнений студентов, представивших рекламные проекты, о третьей миссии университета.

Обзор литературы / Literature review

Современные вузы, являющиеся университетами третьего поколения, как верно полагают Й. Виссема, Е. В. Воевода, А. Ю. Белогуров, П. И. Касаткин, Е. Н. Махмутова и Е. Э. Шишлова, «активно занимаются внедрением или коммерциализацией создаваемых ими знаний, рассматривая подобную деятельность как важную задачу наряду с образовательной и научной деятельностью. Коммерциализация деятельности вузов отвечает приоритетам государственной политики в сфере высшего образования во многих странах мира» [5]. Несомненно, важность внимания к развитию предпринимательских намерений и компетенций студентов вузов непрофильных направлений подготовки, в том числе через введение в учебные планы специальных дисциплин, как утверждает А. В. Пеша и соавт., может стать одним из предикторов экономического и социального благополучия страны [6].

Вместе с тем третья миссия университетов в каждой стране и каждом университете имеет свою специфику. В настоящее время государство обеспечивает финансирование бюджетных мест, хотя коммерческая деятельность всегда считалась значимой для развития университета. Некоммерческая же деятельность заключается во вкладе университета,

как справедливо подчеркивают О. В. Дремова, И. А. Щеглова, в развитие местного сообщества и региона с помощью различных образовательных, социальных и волонтерских инициатив [7]. Безусловно, предпринимательское обучение должно высоко цениться во всех учебных заведениях и включаться в программу всех отделений, поскольку оно обеспечивает возможность взаимодействия с внешним миром, особенно бизнесом и предпринимательством. Предпринимательские университеты - это те университеты, где студентов всех направлений подготовки поощряют думать и действовать как предприниматели. По мнению Р. Дж. Сегумпан и Дж. МакАлани, огромное внимание качеству обучения уделяется в странах Персидского залива [8].

Предпринимательская компетенция, считают Х. Хийтинен, Т. Туононен и Е. Браун, может рассматриваться и как общекультурная, и как профессиональная. Обычно предпринимательская компетенция рассматривается с точки зрения бизнеса, так как оттуда она и пришла [9]. Предпринимательская компетенция может входить в программу всех уровней подготовки, в зависимости от целей обучения. Есть разница между обучением «о», «для» и «посредством» предпринимательства. От этого зависит содержание и методика преподавания курса. Предварительно изучается мнение студентов о предпринимательстве, об уровне их знаний и ожиданий. По мнению экспертов международной Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), изучающих Австрию, после анализа данных можно определить, какой курс предпринимательства вводить в программу [10].

Предпринимательские компетенции, формируемые у студентов университета, как верно отмечают Е. Н. Махмутова и Р. Н. Воронина, могут значительно повышать ценность выпускников всех специальностей на рынке труда и результативность их профессиональной деятельности [11]. В связи с этим третья миссия университетов, подчеркивает Е. Н. Махмутова, предполагает развитие у студентов предпринимательских компетенций вне зависимости от их профессиональных специализаций [12]. В основе формирования предпринимательских компетенций студентов всех направлений подготовки, по мнению Р. Н. Ворониной и Е. Н. Махмутовой, лежит освоение студентами трехуровневой структуры: компетенций развития личности предпринимателя, создания проектов, предпринимательского взаимодействия [13].

Появляются различные технологии развития предпринимательских компетенций студентов в образовательном пространстве университета. В. Ю. Стромов, П. В. Сысоев, В. В. Завьялов представляют научно-образовательный проект студенческого самоуправления «Школа компетенций» как один из форматов развития предпринимательских компетенций [14]. Е. М. Землина рассматривает акселерационные программы как средство формирования готовности студентов к предпринимательской деятельности [15]. М. И. Алдошина анализирует формирование предпринимательских компетенций студентов университета в проектной деятельности на основе STEM-образования (англ. science, technology, engineering and mathematics - естественные науки, технология, инженерия и математика) и Agile-технологий (гибких технологий) [16]. Более того, еще одной особенностью современного высшего образования, как верно отмечают Е. А. Антюхова и П. И. Касаткин, «стало появление своего рода нового класса - научных руководителей проектов» [17], которые концентрируют свое внимание на создании соответствующих научных проектных групп.

Интегральным итоговым практически значимым результатом предпринимательского обучения в России становится реализация программы «Стартап как диплом», которую курирует Министерство науки и высшего образования РФ начиная с

2022 года. Выпускники демонстрируют свою практическую готовность к работе в конкурентной среде современного предпринимательства, что способствует, по верному мнению Б. Ю. Рубина и Д. П. Можжухина, активизации экономической деятельности за счет увеличения числа самостоятельно выполняемых новых бизнес-проектов [18].

Серьезной педагогической проблемой является отбор критериев для оценки студенческих проектов. П. С. Сорокин и соавт. считают, что эта оценка не должна быть ограничена только финансовыми показателями, кроме того, она должна учитывать такие критерии, как отраслевая принадлежность, медийный успех, честность/ репутация, социальная значимость и публичный образ стартапа [19]. Подчеркнем, что уже сейчас существуют авторитетные зарубежные рейтинги оценки студенческих старта-пов, анализ которых позволит выработать новые и уточнить существующие критерии оценки предпринимательских проектов студентов.

В зарубежной науке вопросам развития предпринимательства уделяется огромное внимание. К настоящему времени многие крупнейшие мировые университеты ввели предпринимательство в программу обучения студентов всех направлений подготовки и выстраивают партнерские отношения между учреждениями высшего образования и бизнесом. Основная цель - развитие предпринимательского мышления и наращивание предпринимательской активности студентов. Немецкие ученые А. Дейвид и И. Хамбург уточняют, что такое обучение направлено на развитие креативности, способностей эффективно решать проблемы, объективно анализировать бизнес-идеи, общаться, сотрудничать, лидировать и оценивать проекты. Студенты должны научиться открывать свой бизнес, если смогли протестировать проект в благоприятной образовательной среде во время обучения [20]. Использование предпринимательских онлайн-программ доказало свою эффективность, хотя их реализация, по мнению английских ученых А. Гюнай и Э. Халилоглу, изучающих особенности обучения в высшей школе в постэпидемический период, может столкнуться с рядом проблем: недостаток личного живого общения, ограничения в ресурсах, неподходящие технологии [21].

Развитие предпринимательских умений и навыков постоянно продолжающийся процесс. В обзоре возможностей провинции Квебек, Канада, по внедрению обучения предпринимательству в программу высшей школы авторы сходятся во мнении, что университеты должны отвечать новым вызовам и обучать широкому диапазону умений (социальных, технических, концептуальных), как начинать и вести бизнес, так как в современном мире это ключ к успеху. По мнению экспертов ОЭСР, изучающих Канаду, разный уровень образования и владения навыками объясняет, почему предпринимательское поведение одних успешно, а других нет [22].

Предпринимателями не рождаются, ими становятся. Предпринимательскому мышлению и предпринимательским умениям можно научить. Для многих стран и образовательных учреждений обучение предпринимательству стало приоритетом, были созданы специальные курсы на разных этапах обучения, от начального до курсов непрерывного обучения. Предпринимательское образование состоит как из профессиональных умений и навыков, таких как финансовая грамотность, бизнес-планирование и учет, так и универсальных: упорство, оценка рисков, лидерство, креативность.

Эта комбинация пересекающихся умений представляет собой «добавленную стоимость» для студента независимо от того, заинтересован он или нет в развитии своего бизнеса. С точки зрения британского ученого П. Эносайк, предпринимательское образование способствует созданию междисциплинарных педагогических про-

странств, которые будут иметь положительное влияние на личность. Эти умения помогут студентам найти себя на нестабильном, меняющемся рынке труда. Во многих странах мира предпринимательское обучение и поддержка процветают [23].

Эффективное использование предпринимательских знаний и умений гарантирует социальную и экономическую выгоду, предпринимательскую эффективность и создание новых рабочих мест. Пилотный проект по внедрению предпринимательского образования в Африке, описываемый С. С. Лайонсом и соавт., продемонстрировал, что студенты могут конвертировать полученные предпринимательские знания и умения в возможности получения средств к существованию [24]. Несомненно, отмечает индийский ученый С. С. Гупта, бизнес-консультирование в академической среде должно быть построено таким образом, чтобы обеспечить поддержку на любой стадии проекта - от идеи до поиска финансирования [25].

В процессе выполнения проекта с предпринимательскими целями, по мнению американских авторов Х. Фрай, С. Маршалл, С. Кеттеридж, студенты на практике обучаются использованию современных технологий в сфере бизнеса и менеджмента; получают контакты в сфере бизнеса; приобретают умения работать в команде, решать проблемы, собирать информацию, распределять время, обрабатывать, анализировать и синтезировать релевантную информацию и делать значимые выводы; включаются в исследовательскую работу, получают возможность продемонстрировать свои личные качества, работая индивидуально; обучение становится для них увлекательным и ценным процессом [26].

Ценность практического опыта в высшем образовании известна давно. Проекты - характерная черта заключительного этапа обучения на многих программах, считают британские ученые Д. Р. Холл, M. K. Смит, Б. Марсичевска и соавт. Есть так называемые «сэндвич-курсы», где практика неразрывно связана с теорией, чтобы обеспечить студентам практический опыт без отрыва от академических занятий. Важность практического обучения заключается в том, что обучающиеся приобретают необходимые практические знания и умения, которые повышают их профессиональную ценность [27].

В профессиональном образовании, которое относится к досугу, туризму и культуре, студенческие команды могут решать реальные проблемы реальных клиентов в своем проекте. Как следствие, проект будет не только соответствовать академическому содержанию предмета, но и способствовать практической реализации теоретических знаний. Решение проблемы на местах может способствовать коллаборации бизнеса, государственных учреждений и образования, считают греческие ученые В. ^тсони, M. Сегарра-Она и соавт. Такой подход широко применяется в современных университетах на уровне бакалавриата. Попытки получить квалифицированных специалистов, которые сочетают интересы образования, туризма и бизнеса, важны для современного рынка труда. Решение насущных проблем, проектная деятельность и командная работа - черты современного образовательного процесса [28]. Если человек хочет стать не просто успешным, а успешным предпринимателем не только в своей стране, но и в мире, нужно развивать общекультурные навыки. Они включают языки, предметы социального и естественного цикла, искусство и спорт. Профессор американского университета (Rice University, Хьюстон, Техас) М. Акли полагает, что в сочетании с предпринимательскими умениями они способствуют формированию предпринимательских компетенций [29].

Наше исследование согласуется с рядом других научных работ. «Обучение за рубежом всегда сопровождается, - подчеркивают Е. В. Соколова, Е. В. Воевода и В. М. Морозов, - адаптацией к новым социокультурным, академическим и языковым реалиям» [30]. И мы с этим согласны, поскольку, как показало наше исследование, создание рекламно-информационных ресурсов будет способствовать более комфортной адаптации иностранных студентов в стране обучения, а также может послужить одним из способов привлечения иностранных студентов. Эту же мысль подтверждает и И. А. Мурог: «Хорошая англоязычная реклама университета очень важна для привлечения иностранных студентов» [31].

Однако не всё у нас удалось. П. В. Кукса рассматривает русскую песню в качестве эффективного средства работы с иностранными студентами, так как посредством русской песни они «узнают не только общие сведения о стране изучаемого языка, но и более глубокие сведения о российской истории и культуре» [32]. В нашем проекте, к сожалению, русская песня и музыка не использовались. Но в дальнейшем можно добавить и поэзию С. А. Есенина, нашего земляка, имя которого носит наш университет, и другие интересные творческие материалы. В. Н. Разиков, В. В. Елистратов, Д. В. Разиков ставят вопрос о необходимости использования искусственного интеллекта в процессе цифровой трансформации образования: «Технологии искусственного интеллекта - это данность, объективная реальность, и поэтому следует думать над тем, в каком виде и каким образом их применять в различных сферах человеческой деятельности» [33]. Мы полагаем, что в дальнейшем с помощью искусственного интеллекта можно было бы создать образ студента нашего вуза, образ города и др.

А. В. Пряхина, И. Ю. Вострикова и И. Ю. Рассохина подчеркивают значимость организации проектов международной направленности в вузе, поскольку они обеспечивают условия «для адаптации к работе в смежных сферах деятельности, овладения новыми навыками, непрерывного обучения и развития на протяжении всей жизни, что соответствует реалиям динамично развивающегося рынка труда на современном этапе» [34]. Над международной составляющей проектной деятельности нам тоже нужно подумать.

Свои первые навыки предпринимательской деятельности студенты могут вырабатывать в ходе работы над рекламными проектами, представляющими, например, преимущества обучения в российском университете для привлечения иностранных студентов. Студенческие проекты могут рекламировать обучение по различным направлениям подготовки в бакалавриате, магистратуре и аспирантуре. Широкое информирование иностранных студентов о преимуществах обучения в российском вузе очень важно. Когда иностранные студенты заранее знают, что их ждет при обучении в другой стране, у них появляется интерес к новой культуре и, как следствие, к поликультурному образованию. У них больше шансов стать гибкими, открытыми новому и в результате принять многообразие культур и точек зрения.

Обзор литературы показал, что и в российской, и в зарубежной науке уделяется большое внимание развитию предпринимательских компетенций студентов. Однако вопросы разработки предпринимательских проектов с целью привлечения иностранных студентов в научной литературе освещены недостаточно.

Методологическая база исследования / Methodological base of the research

Исследование базируется на проектном методологическом подходе, предложенном Э. Ф. Зеером, Е. В. Лебедевой, М. В. Зиннатовой [35], позволяющем всесторонне

проанализировать предпринимательскую деятельность студентов университета, осуществляемую в виде проектов.

Теоретические методы включали анализ и обобщение положений научной литературы российских и зарубежных авторов по вопросам формирования предпринимательских компетенций студентов университета. Были также изучены официальные документы ООН и документы российского правительства о развитии предпринимательства в университетах.

Эмпирическими методами стали включенное наблюдение в процессе руководства студенческим проектом по созданию рекламного ролика об университете на русском и английском языках и опрос студентов с целью выяснения их мнения о проектной деятельности. В опросе приняли участие 153 иностранных студента, проходящих обучение в РГУ имени С. А. Есенина на момент его проведения, на мнении которых было основано включение в проект той или иной информации, и 12 человек, являющихся авторами проекта, обучающихся по направлению подготовки 43.03.02 Туризм, профиль «Технология и организация туроператорских и турагентских услуг».

Результаты исследования / Research results

Студенты направления подготовки 43.03.02 Туризм, профиль «Технология и организация туроператорских и турагентских услуг» второго года обучения, наблюдая сложности, с которыми сталкиваются иностранные студенты, начинающие обучение в РГУ имени С. А. Есенина из-за недостаточности объема и объективности предварительной информации, решили им помочь. Сначала был проведен мозговой штурм под руководством педагога-наставника, где были определены формы, этапы, цели и задачи работы, распределены роли и функции между участниками, установлены сроки, предложены эксперты. Поскольку проектная деятельность знакома многим студентам и лежит в основе стартапов, создание которых студенты хотят обязательно попробовать в качестве выпускной квалификационной работы, была выбрана именно эта форма работы.

Далее были определены последующие этапы и формы работы:

1) определение цели проекта - привлечение иностранных абитуриентов к получению конкурентоспособных специальностей в РГУ имени С. А. Есенина;

2) постановка задач проекта - ознакомить иностранных абитуриентов с преимуществами получения высшего образования в РГУ, историей РГУ и Рязани, профессиями и специальностями, которые можно получить в университете, учебной и внеучебной жизни студентов РГУ, рассмотреть потенциал университета для внутреннего и международного образовательного туризма;

3) установление проблемных зон - был составлен опросник и проведен онлайн-опрос иностранных студентов о тех сферах университетской жизни, о которых они предпочли бы узнать заранее;

4) анализ полученных данных - отбор наиболее острых вопросов, ответ на которые можно дать с помощью студенческого проекта;

5) создание прототипа проекта, распределение обязанностей между членами команды;

6) выбор формы финального продукта (интерактивная презентация), представление прототипа продукта на экспертной встрече с представителями университета и регионального агентства по туризму, внесение поправок в проект, создание MVP (minimum viable product, или минимально жизнеспособный продукт) на базе сервиса genial.ly, который позволяет создавать интерактивные привлекательные презентации;

7) MVP в форме рекламного ролика получил название "Welcome to RSU". Ролик создан с использованием русского и английского языков (перемежающиеся речь/ субтитры), поскольку ориентирован на абитуриентов из стран СНГ, дружественных стран Азии и Африки. Проект был защищен и представлен на региональном конкурсе студенческих проектов «Моя инициатива - региону», где занял первое место. По решению администрации вуза ролик предполагается дополнить и разместить на сайте вуза, а также использовать его на других площадках для демонстрации образовательного потенциала региона. В перспективе рассматривается разработка брендированного мерча.

Определяя цель проекта, наставник и студенты исходили из мировых глобальных тенденций: рост глобальных миграционных потоков и интернационализация образования. Для привлечения в вуз наиболее яркой и талантливой иностранной молодежи предполагается создание поликультурной среды на всех уровнях образования, начиная с работы с абитуриентами и их родителями. Первый шаг на пути поиска университета в современных условиях цифровизации общения - просмотр сайта учебного заведения.

Изучение сайтов различных учебных заведений региона с точки зрения полноты и доступности информации для потенциальных иностранных абитуриентов, анализ полученных данных по широкому спектру вопросов показали, что в основном сайты ориентированы на российского абитуриента, многие факты изложены на сложном уровне русского языка, что затрудняет их понимание. Кроме того, мало статистики, яркой, четко структурированной информации, фотографий, изображений с иностранцами, проходящими обучение в учебном заведении, информации о клубах и объединениях для иностранных студентов.

На следующем этапе студенты составили провели опрос, по результатам которого предполагалось создание рекламного ролика вуза, с учетом собственных замечаний и пожеланий иностранных студентов и их родителей. В частности, были упомянуты вопросы питания, безопасности, ценовой доступности вуза, его материально-технической базы, рейтинга, рекреационных возможностей региона, перспектив последующего трудоустройства, возможности подработки для студентов во время прохождения обучения, возможности продолжения обучения в том же вузе на следующих уровнях высшего образования. Опросник был разработан на платформе Google, имел в составе открытые и закрытые вопросы (20 вопросов), проводился анонимно. Вопросы были сформулированы на простом русском языке (уровень BI). Иностранные студенты активно предлагали свои варианты; так, были заданы вопросы о возможности получения дополнительных специальностей на базе университета и не только, о возможности выбора иностранного языка для изучения и обучения, о качестве жизни в общежитии, мероприятиях, проводимых для иностранцев, наличии ассоциаций иностранных студентов, возможности получить юридическую, психологическую, материальную помощь в случае необходимости.

Создавая прототип, авторы ролика постарались сделать тексты максимально простыми, не делая их примитивными. Были использованы собственные профессиональные фотографии студентов, осовременен дизайн и видеоряд, обновлены, с учетом замечаний и предложений, данные. Хочется отметить активность студентов, которые не боялись браться за разные задания - от составления и прописывания сценария, поиска релевантной информации до приглашения экспертов и критического взаимодействия с ними и создания дизайна мерча.

В качестве рефлексии студентам было предложено написать нарративное эссе о личном вкладе в проект, где они описали свою роль в проекте, приобретенные

навыки, взаимодействие с остальными членами команды, наставником, экспертами, уточнили, что им удалось или не удалось сделать, насколько реализовался их предпринимательский потенциал. Графически наиболее значимые достижения, отмеченные участниками проекта, представлены на рисунке.

Достижения студентов по окончании проекта

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12

■ количество студентов, указавших данный аспект

Элементы предпринимательского мышления, развитие которых выделили студенты по окончании проекта

Нарративное эссе было выбрано для оценки опыта участия в создании проекта, поскольку этот вид рефлексии ведется от первого лица и в ходе повествования автор через такие субкомпоненты, как постановка проблемы, авторский комментарий и решение проблемы, приходит к собственным выводам.

Организованный нами проект получился успешным. Разработанный материал послужит основой для работы со студентами по созданию аналогичных проектов, а также примером того, как можно развивать предпринимательские компетенции от общих к специальным и через обучение прийти к созданию востребованного коммерческого продукта. В результате выполнения проекта студенты получили рабочий продукт и практический опыт по его созданию, продемонстрировали креативность, умение работать в команде, презентовать собственный продукт, критически его оценивать, приобрели дополнительные soft skills, опыт разработки проекта до создания MVP, что позволит студентам в дальнейшем заниматься стартапом, поскольку основные этапы работы они прошли, работая над проектом, приобрели контакты в профессиональной и бизнес-среде.

Заключение / Conclusion

Развитие предпринимательских компетенций студентов различных направлений подготовки в современном университете является не только актуальным, но и остро необходимым педагогическим процессом. Представленный нами проект направлен на привлечение иностранных студентов для обучения в российском вузе. Проект выполнен студентами, которые любят свой университет и способны рассказать о нем на русском и английском языках правдиво и интересно. Сформированные

в ходе работы soft skills - умение работать в команде, творческая инициатива, стремление к достижению цели, желание создавать творческий продукт - всё это станет основой для дальнейшего личностного роста наших выпускников и повышения их конкурентоспособности на внутреннем и международном рынке труда.

Перспективы дальнейших исследований заключаются в научном обосновании подготовки научных руководителей проектов, которые осуществляют консультирование и формируют цели и задачи проекта, оставляя за студентами возможность осуществления лидерства в проекте.

Ссылки на источники / References

1. Ruggie J. United Nations Guiding Principles on Business and Human Rights. - URL: https://media.business-human-rights.org/media/documents/files/media/documents/ruggie/ruggie-guiding-principles-21-mar-2011.pdf

2. Wissema J. Towards the Third Generation University: Managing the University in Transition. - Cheltenham, UK, Northampton, MA, USA: Edward Elgar, 2009. - 272 p. DOI: 10.4337/9781848446182

3. Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года: Распоряжение Правительства РФ от 02.06.2016 № 1083-р (ред. от 30.03.2018). - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_199462/

4. Предпринимательское образование как предмет научного исследования / В. С. Никольский, Ю. Б. Рубин, П. С. Сорокин [и др.] // Высшее образование в России. - 2023. - Т. 32. - № 6. - С. 43. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-6-38-53.

5. Университет третьего поколения в стратегии развития современного образования (круглый стол) / Й. Виссема, Е. В. Воевода, А. Ю. Белогуров [и др.] // Высшее образование в России. - 2018. - Т. 27. - № 5. - С. 68. EDN UPCVDI.

6. Пеша А. В., Шавровская М. Н., Лапина Т. А. Сравнительный анализ развития предпринимательских компетенций студентов вузов // Высшее образование в России. - 2023. - Т. 32. - № 3. - С. 134-152. DOI: 10.31992/0869-36172023-32-3-134-152

7. Дремова О. В., Щеглова И. А. Третья миссия университетов в России: тренд на (не)коммерциализацию? // Университетское управление: практика и анализ. - 2022. - Т. 26. - № 2. - С. 27-37. DOI: 10.15826/umpa.2022.02.010.

8. Higher Education in the Gulf: Quality Drivers / ed. by R. G. Segumpan, J. McAlaney. - Taylor & Francis, 2021. - 208 p.

9. Hyytinen H., Tuononen T., Braun E. (2023) Editorial: Generic skills in higher education // Frontiers in Education. - 2023. -Vol. 8. - P. 1-2. DOI: 10.3389/feduc.2023.1162156

10. OECD Skills Studies Supporting Entrepreneurship and Innovation in Higher Education in Austria. - OECD Publishing, 2019. - URL: https://www.oecd.org/publications/supporting-entrepreneurship-and-innovation-in-higher-education-in-austria-1c45127b-en.htm

11. Махмутова Е. Н., Воронина Р. Н. Проектирование образовательной среды вуза для развития предпринимательских компетенций студентов // Российский психологический журнал. - 2022. - Т. 19. - № 3. - С. 123-134. DOI: 10.21702/rpj.2022.3.8 (на англ. яз.).

12. Махмутова Е. Н. Психологическое сопровождение формирования предпринимательских компетенций студентов сетевого поколения // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. - 2021. - № 4. -С. 364-368. DOI: 10.33910/herzenpsyconf-2021-4-45.

13. Воронина Р. Н., Махмутова Е. Н. Организационно-педагогическое моделирование предпринимательского образования в вузе: психологический аспект // Высшее образование в России. - 2022. - Т. 31. - № 11. - С. 141154. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-11-141-154.

14. Стромов В. Ю., Сысоев П. В., Завьялов В. В. «Школа компетенций» - технология формирования дополнительных компетенций у студентов классического вуза // Высшее образование в России. - 2018. - Т. 27. - № 5. - С. 20-29. EDN XNOJFR.

15. Землина Е. М. Акселерационные программы как средство формирования готовности студентов к предпринимательской деятельности // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 69-4. -С. 107-110. EDN UUALIA.

16. Алдошина М. И. Формирование предпринимательских компетенций студентов университета в проектной деятельности // Ученые записки Орловского государственного университета. - 2020. - № 3(88). - С. 121-125. EDN INIAHK.

17. Антюхова Е. А., Касаткин П. И. Пандемическое тестирование устойчивости развивающихся трендов высшего образования // Мировая экономика и международные отношения. - 2021. - Т. 65. - № 2. - С. 130. DOI: 10.20542/0131-2227-2021-65-2-125-133.

18. Рубин Ю. Б., Можжухин Д. П. Высшее предпринимательское образование: ориентиры становления и смягчения ограничений // Высшее образование в России. - 2022. - Т. 31. - № 11. - С. 113. DOI: 10.31992/0869-3617-202231-11-106-121

19. Как оценивать студенческие предпринимательские проекты? Мировой опыт и рекомендации для российской практики / П. С. Сорокин, Е. В. Морозова, Д. Павлюк, Т. Д. Редько // Высшее образование в России. - 2022. -Т. 31. - № 11. - С. 137. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-11-122-140.

20. Entrepreneurship and Entrepreneurial Skills in Europe: Examples to Improve Potential Entrepreneurial Spirit (1st ed.) / ed. by A. David, I. Hamburg. - Berlin & Toronto: Verlag Barbara Budrich, 2017. - 116 p.

21. Gunay A., Haliloglu E. Y. The Importance of STEM Fields in Higher Education in a Post Pandemic World // Advancing STEM Education and Innovation in a Time of Distance Learning. IGI Global. - 2022. - P. 253-264. DOI: 10.4018/978-1-6684-5053-6.ch013

22. OECD Skills Studies. The Geography of Higher Education in Québec, Canada. - P.: OECD Publishing, 2023. - 104 p. - URL: https://www.oecd.org/en/publications/2023/05/the-geography-of-higher-education-in-quebec-can-ada_b691327d.html

23. Anosike P. Entrepreneurship and Sustainable Development in Africa. - L.: SAGE Publications, 2022. - 224 p. - URL: https://us.sagepub.com/en-us/nam/entrepreneurship-and-sustainable-development-in-africa/book263573

24. Lyons Th. S., Lyons J. S., Samson J. A. Entrepreneurship Skill Building: Focusing Entrepreneurship Education on Skills Assessment and Development. - Palgrave Macmillan, Springer International Publishing, 2021. - XIII. - 181 p. - URL: https://link.springer.com/book/10.1007/978-3-030-77920-7

25. Singh Sanjay Gupta S. K. Project Work in Business Studies Class XII. SBPD Publications. - N.p., SBPD Publications, 2020. -56 p. - URL: https://books.google.ru/books?id=3KvrDwAAQBAJ&redir_esc=y

26. A Handbook for Teaching and Learning in Higher Education: Enhancing Academic Practice / ed. by H. Fry, S. Marshall, S. Ketteridge. Third edition. - N. Y.; L.: Routledge, Taylor & Francis Group, 2009. - 544 p. - URL: https://www.sun.ac.za/english/faculty/arts/Documents/HandbookTeachingLearningHigheEd.pdf

27. Tourism in the New Europe: The Challenges and Opportunities of EU Enlargement / ed. by D. R. Hall, M. K. Smith, B. Marciszewska. - L.: CABI Pub., 2006. - 320 p. - URL: https://books.google.ru/books?id=jv9hpg79epMC&redir_esc=y

28. Katsoni V., Segarra-Ona M. Smart Tourism as a Driver for Culture and Sustainability: Fifth International Conference IACu-DiT, Athens 2018. - Springer International Publishing, 2019. - XXIII. - 658 p. - URL: https://link.springer.com/book/10.1007/978-3-030-03910-3

29. Akli M. Study Abroad and Cultural Learning Through Fulbright and Other International Scholarships: A Holistic Student Development // Journal of International Students. - 2013. - Vol. 3. - No. 1. - P. 1-9. - URL: https://www.ojed.org/in-dex.php/jis/article/view/513

30. Соколова Е. В., Воевода Е. В., Морозов В. М. Социокультурные адаптационные стрессоры иностранных студентов в России // Перспективы науки и образования. - 2022. - № 5 (59). - С. 486. DOI: 10.32744/pse.2022.5.28

31. Актуальные вопросы подготовки специалистов в современных условиях / И. А. Мурог, А. Ф. Маруков, Л. П. Костикова [и др.]. - Рязань: РГУ имени С. А. Есенина, 2023. - С. 8.

32. Кукса П. В. Русская песня как средство формирования коммуникативной компетенции на занятиях по русском языку как иностранному // Научный резерв. - 2023. - № 3(23). - С. 95. EDN LXNURV.

33. Разиков В. Н., Елистратов В. В., Разиков Д. В. Перспективные направления применения искусственного интеллекта в процессе цифровой трансформации образования // Научный резерв. - 2022. - № 4(20). - С. 89. EDN NTWVHS.

34. Пряхина А. В., Вострикова И. Ю., Рассохина И. Ю. Международная проектная деятельность вуза как инструмент формирования культурной компетентности обучающихся // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. - 2023. - Т. 12. - № 5. - С. 53. DOI: 10.12737/2587-9103-2023-12-5-45-54.

35. Зеер Э. Ф., Лебедева Е. В., Зиннатова М. В. Методологические основания реализации процессного и проектного подходов в профессиональном образовании // Образование и наука. - 2016. - № 7(136). - С. 40-56. DOI: 10.17853/1994-5639-2016-7-40-56.

1. Ruggie, J. United Nations Guiding Principles on Business and Human Rights. Available at: https://media.business-humanrights.org/media/documents/files/media/documents/ruggie/ruggie-guiding-principles-21-mar-2011.pdf (in English).

2. Wissema, J. (2009). Towards the Third Generation University: Managing the University in Transition Edward Elgar, Cheltenham, UK, Northampton, MA, USA, 272 p. DOI: 10.4337/9781848446182 (in English).

3. Ob utverzhdenii Strategii razvitiya malogo i srednego predprinimatel'stva v Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda: Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 02.06.2016 № 1083-r [On approval of the Strategy for the Development of Small and Medium-sized Enterprises in the Russian Federation for the period up to 2030: Decree of the Government of the Russian Federation dated 06/02/2016 No. 1083-r] (red. ot 30.03.2018). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_199462/ (in Russian).

4. Nikol'skij, V. S. et al. (2023). "Predprinimatel'skoe obrazovanie kak predmet nauchnogo issledovaniya" [Entrepreneurship education as a subject of scientific research], Vysshee obrazovanie v Rossii, t. 32, № 6, p. 43. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-6-38-53 (in Russian).

5. Vissema, J. et al. (2018). "Universitet tret'ego pokoleniya v strategii razvitiya sovremennogo obrazovaniya (kruglyj stol)" [Third Generation University in the Strategy of Modern Education Development (round table)], Vysshee obra-zovanie v Rossii, t. 27, № 5, p. 68. EDN UPCVDI (in Russian).

6. Pesha, A. V., Shavrovskaya, M. N., & Lapina, T. A. (2023). "Sravnitel'nyj analiz razvitiya predprinimatel'skih kompetencij stu-dentov vuzov" [Comparative analysis of entrepreneurial competences development among university students], Vysshee obrazovanie v Rossii, t. 32, № 3, pp. 134-152. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-3-134-152 (in Russian).

7. Dremova, O. V., & Shcheglova, I. A. (2022). "Tret'ya missiya universitetov v Rossii: trend na (ne)kommercializa-ciyu?" [The third mission of universities in Russia: a trend towards (non)commercialization?], Universitetskoe up-ravlenie: praktika i analiz, t. 26, № 2, pp. 27-37. DOI: 10.15826/umpa.2022.02.010 (in Russian).

8. Segumpan, R. G., & McAlaney, J. (eds.) (2021). Higher Education in the Gulf: Quality Drivers, Taylor & Francis, 208 p. (in English).

9. Hyytinen, H., Tuononen, T., & Braun, E. (2023). "Editorial: Generic skills in higher education", Frontiers in Education, vol. 8, pp. 1-2. DOI: 10.3389/feduc.2023.1162156 (in English).

10. (2019). OECD Skills Studies Supporting Entrepreneurship and Innovation in Higher Education in Austria, OECD Publishing. Available at: https://www.oecd.org/publications/supporting-entrepreneurship-and-innovation-in-higher-education-in-austria-1c45127b-en.htm (in English).

11. Mahmutova, E. N., & Voronina, R. N. (2022). "Proektirovanie obrazovatel'noj sredy vuza dlya razvitiya predprinimatel'skih kompetencij studentov" [Designing the educational environment of a university for the development of students' entrepreneurial competences], Rossijskij psihologicheskij zhurnal, t. 19, № 3, pp. 123-134. DOI: 10.21702/rpj.2022.3.8 (in English).

12. Mahmutova, E. N. (2021). "Psihologicheskoe soprovozhdenie formirovaniya predprinimatel'skih kompetencij studentov setevogo pokoleniya" [Psychological support for the formation of entrepreneurial competences of the network generation students], Gercenovskie chteniya: psihologicheskie issledovaniya v obrazovanii, № 4, pp. 364368. DOI: 10.33910/herzenpsyconf-2021-4-45 (in Russian).

13. Voronina, R. N., & Mahmutova, E. N. (2022). "Organizacionno-pedagogicheskoe modelirovanie predprini-matel'skogo obrazovaniya v vuze: psihologicheskij aspect" [Organizational and pedagogical modeling of entrepreneurship education in the university: psychological aspect], Vysshee obrazovanie v Rossii, t. 31, № 11, pp. 141154. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-11-141-154 (in Russian).

14. Stromov, V. Yu., Sysoev, P. V., & Zav'yalov, V. V. (2018). "Shkola kompetencij" - tekhnologiya formirovaniya dopolnitel'nyh kompetencij u studentov klassicheskogo vuza" ["School of Competences" - a technology for developing additional competences among students of a classical university], Vysshee obrazovanie v Rossii, t. 27, № 5, pp. 20-29. EDN XNOJFR (in Russian).

15. Zemlina, E. M. (2020). "Akseleracionnye programmy kak sredstvo formirovaniya gotovnosti studentov k predprini-matel'skoj deyatel'nosti" [Acceleration programs as a means of developing students' readiness for entrepreneurial activity], Problemy sovremennogopedagogicheskogo obrazovaniya, № 69-4, pp. 107-110. EDN UUALIA (in Russian).

16. Aldoshina, M. I. (2020). "Formirovanie predprinimatel'skih kompetencij studentov universiteta v proektnoj deyatel'nosti" [Formation of entrepreneurial competences of university students in project-based activities], Uchenye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta, № 3(88), pp. 121-125. EDN INIAHK (in Russian).

17. Antyuhova, E. A., & Kasatkin, P. I. (2021). "Pandemicheskoe testirovanie ustojchivosti razvivayushchihsya trendov vysshego obrazovaniya" [Pandemic testing of the sustainability of emerging higher education trends], Mirovaya ekonomika i mezhdu-narodnye otnosheniya, t. 65, № 2, p. 130. DOI: 10.20542/0131-2227-2021-65-2-125-133 (in Russian).

18. Rubin, Yu. B., & Mozhzhuhin, D. P. (2022). "Vysshee predprinimatel'skoe obrazovanie: orientiry stanovleniya i smyagcheniya ogranichenij" [Higher entrepreneurial education: guidelines for development and easing of restrictions], Vysshee obrazovanie v Rossii, t. 31, № 11, p. 113. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-11-106-121 (in Russian).

19. Sorokin, P. S., Morozova, E. V., Pavlyuk, D., & Red'ko, T. D. (2022). "Kak ocenivat' studencheskie predprinimatel'skie proekty? Mirovoj opyt i rekomendacii dlya rossijskoj praktiki" [How to evaluate student entrepreneurial projects? World experience and recommendations for Russian practice], Vysshee obrazovanie v Rossii, t. 31, № 11, p. 137. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-11-122-140 (in Russian).

20. David, A., & Hamburg, I. (eds.) (2017). Entrepreneurship and Entrepreneurial Skills in Europe: Examples to Improve Potential Entrepreneurial Spirit (1st ed.), Verlag Barbara Budrich, Berlin, Toronto, 116 p. (in English).

21. Gunay, A., & Haliloglu, E. Y. (2022). "The Importance of STEM Fields in Higher Education in a Post Pandemic World", Advancing STEM Education and Innovation in a Time of Distance Learning. IGI Global, pp. 253-264. DOI: 10.4018/978-1-6684-5053-6.ch013 (in English).

22. (2023). OECD Skills Studies. The Geography of Higher Education in Québec, Canada, OECD Publishing, Paris, 104 p. Available at: https://www.oecd.org/en/publications/2023/05/the-geography-of-higher-education-in-quebec-can-ada_b691327d.html (in English).

23. Anosike, P. (2022). Entrepreneurship and Sustainable Development in Africa. SAGE Publications, London, 224 p. Available at: https://us.sagepub.com/en-us/nam/entrepreneurship-and-sustainable-development-in-africa/book263573 (in English).

24. Lyons, Th. S., Lyons, J. S., & Samson, J. A. (2021). "Entrepreneurship Skill Building: Focusing Entrepreneurship Education on Skills Assessment and Development. Palgrave Macmillan", Springer International Publishing, XIII, 181 p. Available at: https://link.springer.com/book/10.1007/978-3-030-77920-7 (in English).

25. Singh Sanjay Gupta, S. K. (2020). Project Work in Business Studies Class XII. SBPD Publications. N.p., SBPD Publications, 56 p. Available at: https://books.google.ru/books?id=3KvrDwAAQBAJ&redir_esc=y (in English).

26. Fry, H., Marshall, S., & Ketteridge, S. (eds.) (2009). A Handbook for Teaching and Learning in Higher Education: Enhancing Academic Practice. Third edition, Routledge, Taylor & Francis Group, New York, London, 544 p. Available at: https://www.sun.ac.za/english/faculty/arts/Documents/HandbookTeachingLearningHigheEd.pdf (in English).

27. Hall, D. R., Smith, M. K., & Marciszewska, B. (eds.) (2006). Tourism in the New Europe: The Challenges and Opportunities of EU Enlargement, CABI Pub., London, 320 p. Available at: https://books.google.ru/books?id=jv9hpg79epMC&redir_esc=y (in English).

28. Katsoni, V., & Segarra-Ona, M. (2019). Smart Tourism as a Driver for Culture and Sustainability: Fifth International Conference IACuDiT, Athens 2018, Springer International Publishing, XXIII, 658 p. Available at: https://link.springer.com/book/10.1007/978-3-030-03910-3 (in English).

29. Akli, M. (2013). "Study Abroad and Cultural Learning Through Fulbright and Other International Scholarships: A Holistic Student Development", Journal of International Students, vol. 3, no. 1, pp. 1-9. Available at: https://www.ojed.org/index.php/jis/article/view/513 (in English).

30. Sokolova, E. V., Voevoda, E. V., & Morozov, V. M. (2022). "Sociokul'turnye adaptacionnye stressory inostrannyh studentov v Rossii" [Sociocultural adaptation stressors of foreign students in Russia], Perspektivy nauki i obra-zovaniya, № 5 (59), p. 486. DOI: 10.32744/pse.2022.5.28 (in Russian).

31. Murog, I. A. et al. (2023). Aktual'nye voprosy podgotovki specialistov v sovremennyh usloviyah [Current issues of training specialists in modern conditions], RGU imeni S. A. Esenina, Ryazan', p. 8 (in Russian).

32. Kuksa, P. V. (2023). "Russkaya pesnya kak sredstvo formirovaniya kommunikativnoj kompetencii na zanyatiyah po russkom yazyku kak inostrannomu" [Russian song as a means of developing communicative competence in RFL classes], Nauchnyj rezerv, № 3(23), p. 95. EDN LXNURV (in Russian).

33. Razikov, V. N., Elistratov, V. V., & Razikov, D. V. (2022). "Perspektivnye napravleniya primeneniya iskusstvennogo intellekta v processe cifrovoj transformacii obrazovaniya" [Promising areas of artificial intelligence application in the process of digital transformation of education], Nauchnyj rezerv, № 4(20), p. 89. EDN NTWVHS (in Russian).

34. Pryahina, A. V., Vostrikova, I. Yu., & Rassohina, I. Yu. (2023). "Mezhdunarodnaya proektnaya deyatel'nost' vuza kak instrument formirovaniya kul'turnoj kompetentnosti obuchayushchihsya" [International project activities of the university as a tool for developing cultural competence of students], Nauchnye issledovaniya i razrabotki. Sov-remennaya kommunikativistika, t. 12, № 5, p. 53. DOI: 10.12737/2587-9103-2023-12-5-45-54 (in Russian).

35. Zeer, E. F., Lebedeva, E. V., & Zinnatova, M. V. (2016). "Metodologicheskie osnovaniya realizacii processnogo i proektnogo podhodov v professional'nom obrazovanii" [Methodological foundation for the implementation of process and project approaches in professional education], Obrazovanie i nauka, № 7(136), pp. 40-56. DOI: 10.17853/1994-5639-2016-7-40-56 (in Russian).

Вклад авторов

Н. В. Ковтун - концептуальный замысел публикации, обзор российской и зарубежной литературы по проблематике исследования, проведение опытно-экспериментальной работы, сбор экспериментальных данных, анализ результатов научного труда.

Л. П. Костикова - обоснование актуальности темы исследования, обзор российской и зарубежной литературы по проблематике исследования, обоснование методологической базы исследования, заключение и выводы по проведенному исследованию.

О. С. Федотова - обзор зарубежной литературы по проблематике исследования, заключение и выводы по проведенному исследованию.

Contribution of the authors

N. V. Kovtun - conceptual idea of the publication, review of Russian and foreign literature on the research problem, conducting experimental work, collecting experimental data, analyzing the results of the research work.

L. P. Kostikova - justification of the relevance of the research topic, review of Russian and foreign literature on the research problem, justification of the methodological basis of the research, conclusion and findings on the research.

O. S. Fedotova - review of foreign literature on the research problem, conclusion and findings on the research.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.