Перспективы Науки и Образования
Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)
Адрес выпуска: https://pnojoumal.wordpress.com/2022-2/22-02/ Дата публикации: 30.04.2022 УДК 378
Л. П. Костикова, Е. А. Ревкова, О. С. Федотова
Формирование профессиональной идентичности будущих специалистов-международников: исследование представлений студентов
Введение. В интересах выстраивания гармоничных отношений между государствами необходимо повышать качество профессиональной подготовки будущих специалистов в области международных отношений. Анализ мнений студентов-международников поможет в совершенствовании формирования их профессиональной идентичности и её корректировки в процессе обучения.
Цель исследования заключалась в выявлении мотивов выбора профессии и в определении основных предпочтений студентов-международников относительно перспектив дальнейшего трудоустройства.
Материалы и методы. Применены теоретический анализ и обобщение литературы по вопросам профессиональной подготовки студентов вуза. Использованы эмпирические методы исследования: онлайн-опрос студентов с использованием облачных технологий (Google Forms), включенное наблюдение, интерпретирование данных, метод представления данных с помощью графических организаторов информации (диаграмм, таблиц). В исследовании приняли участие 105 студентов 1-3 курсов направления подготовки 41.03.05 «Международные отношения» Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина.
Результаты и обсуждение. Получены данные о мотивах выбора студентами профессии специалиста-международника: 64,76% респондентов назвали желание стать специалистом в области международных отношений, 37,14% - возможность защиты национальных интересов, 26,67% - материальное положение, а 31,43% - престиж профессии. Выявлено большое разнообразие во взглядах на перспективы трудоустройства: в качестве своей будущей профессии 53,33 % респондентов назвали бизнес в сфере международной торговли, 23,8 % - в нефтегазовой сфере, что свидетельствует об интересе к предпринимательству, 55,23 % - переводчик в международной компании, 38,09 % - сотрудник МИД, 19,05 % - специалист в области международного права, 20,95 % - организатор международных мероприятий, 8,57% - специалист в сфере спортивной дипломатии,14,28 % - преподаватель вуза международного профиля. Разнообразие профессиональных предпочтений студентов требует большей индивидуализации в профессиональной подготовке студентов-международников.
Заключение. Результаты исследования могут быть использованы для дальнейшей разработки вопросов формирования предпринимательских компетенций будущих специалистов в области международных отношений и индивидуализации профессиональной подготовки.
Ключевые слова: профессиональное образование, профессиональная идентичность, студент вуза, специалист в области международных отношений, трудоустройство
Ссылка для цитирования:
Костикова Л. П., Ревкова Е. А., Федотова О. С. Формирование профессиональной идентичности будущих специалистов-международников: исследование представлений студентов // Перспективы науки и образования. 2022. № 2 (56). С. 219-234. doi: 10.32744/ pse.20222.13
Perspectives of Science & Education
International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)
Available: https://pnojournal.wordpress.com/2022-2/22-02/ Accepted: 15 December 2021 Published: 30 April 2022
L. P. Kostikova, E. A. Revkova, O. S. Fedotova
Professional identity formation of future IR specialists: investigating students' views
Introduction. The relevance of the paper is determined by the search of new approaches for the most effective professional training of future IR specialists during their university years, professional identity formation and its correction during the process of learning.
The purpose of the research is to reveal IR students' motives for professional determination, to find out IR students' plans for future job perspectives in the field of international relations.
Materials and methods. The research applies theoretical analysis and generalization of literature on the issues of professional training of university students. Empirical research methods include online questionnaire of IR students via cloud technologies (Google Forms), participant observation, interpretation of data, method of presenting data through graphical information organizers (diagrams, tables). The research involved 105 students of the educational program 41.03.05 International Relations at Ryazan State University named for S. Yesenin.
Research results and discussion. We have received facts about IR-students' motives in professional determination: 64,76% of the respondents expressed their desire to become an IR-specialist, 37,14% -possibility to defend national interests, 26,67% - material position, and 31,43% - high prestige of the profession. We also revealed a variety of views on their future jobs: 53,33 % of the respondents were interested in international marketing business, 23,8 % - in gas and oil business, which showed the interest for entrepreneurship, 55,23 % - a translator/interpreter of an international company, 38,09 % - staff of the Ministry of International Affairs, 19,05 % - specialist in international law, 20,95 % - an administrator of international events, 8,57% - a specialist in sports diplomacy,14,28 % - staff of the IR university. The variety of the IR-students' professional interests demand more attention to individual professional training of future IR-specialists.
Conclusion. The results of the research can be used in the university training and in future investigating entrepreneurs' skills and individualized training of IR students.
Keywords: professional education, professional identity, university student, IR specialist, employment
For Reference:
Kostikova, L. P., Revkova, E. A., & Fedotova, O. S., (2022). Professional identity formation of future IR specialists: investigating students' views. Perspektivy nauki i obrazovania - Perspectives of Science and Education, 56 (2), 219-234. doi: 10.32744/pse.2022.2.13
_Введение
Актуальность проблемы и востребованность проблемы. В современных условиях подготовка специалистов в области международных отношений становится особенно важной в связи с объективными вызовами времени: осложнение политической борьбы на международной арене, обострение информационной войны, необходимость в выстраивании гармоничных отношений между государствами, потребность в защите и продвижении государственных интересов на международном уровне. Всё это требует поиска новых методов и средств в профессиональной подготовке студентов-международников. Повышение эффективности подготовки специалистов в области международных отношений требует определения ценностных ориентаций студентов, анализа их взглядов на перспективы дальнейшего трудоустройства, осознания социальной значимости профессии, интереса к овладению знанием языков и культур, способности к осуществлению межкультурной коммуникации в профессиональной сфере.
Вопросы профессиональной подготовки студентов вуза активно обсуждаются научным сообществом России и зарубежных стран. Как отмечается в материалах ЮНЕСКО, посвященных вопросам современного профессионального образования, подготовка будущих специалистов должна выходить за рамки традиционного обучения узко определенным профессиональным знаниям и умениям, охватывая новые и более широкие компетенции, связанные с применением социальных навыков, с обучением предпринимательству, с выполнением задач в многокультурной среде [1, с. 24-25]. Главный приоритет профессиональной подготовки в вузе, справедливо подчёркивает И. В. Балакирева, определяется способностью студента к личностному и профессиональному самоопределению, его умением решать профессиональные задачи, осуществлять самооценку своей профессиональной деятельности [2, с. 32].
Профессиональная подготовка студентов находится под самым пристальным вниманием российских исследователей. Несомненно, формирование универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций в процессе профессиональной подготовки способствует развитию ценностных ориентаций, определяющих смыслы становления и развития профессиональной позиции студента как субъекта будущей профессиональной деятельности. В современных условиях, верно подчёркивают Е. В. Воевода и А. Ю. Белогуров, «важной целью образования личности является формирование у обучающихся устойчивых представлений о национальных культурных и духовных ценностях» [3, с. 176]. Ж. В. Пузанова и Т. И. Ларина полагают, что студенчество является интеллектуальным ядром современной молодежи и вуз, осуществляя образовательную и воспитательную деятельность, безусловно, влияет на формирование системы ценностей обучающихся [4]. Д. М. Пискова и Н. В. Козлова подчёркивают значимость учета индивидуальных личностных особенностей студентов при формировании ценностных отношений студентов [5]. Е. Э. Шишлова, выделяя два измерения содержания образования - предметное и коммуникативно-деятельностное, выявляет ведущую роль скрытого содержания образования в трансляции социокультурных ценностей, в становлении ценностно-мировоззренческих характеристик личности компетентного выпускника, способного к эффективной профессиональной деятельности [6].
Общеизвестно, что ценностная сфера студенчества неразрывно связана с воспитанием нравственной позиции будущего специалиста. Ю. А. Бубнов, О. Б. Мазкина не без основания считают, что в вузе необходимо формировать устойчивую нравственную позицию по отношению к другим людям и к самому себе, что обеспечивает психологическую резистентность к негативным факторам [7]. Очевидно, нравственная позиция помогает в формировании «мягких навыков», что, по мнению О. В. Заславской и А.С. Малафий, является одним из факторов развития конкурентоспособности молодого специалиста [8].
Не вызывает сомнений тот факт, что для успешного выполнения поставленных профессиональных задач с первых рабочих дней будущие специалисты должны иметь соответствующую практическую подготовку. Отмечая важность практико-центриро-ванной подготовки, В. А. Стародубцев подчёркивает, что образовательный процесс в высшей школе должен быть организован так, чтобы были созданы условия для выполнения студентами определённых видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью, сформированы и закреплены практические навыки и компетенции по профилю соответствующей образовательной программы [9]. И с этим нельзя не согласиться.
Рассмотрение научных публикаций зарубежных авторов показало, что наибольшее внимание уделяется формированию профессиональной идентичности будущих специалистов в области медицины [10], оценке уровня сформированности профессиональной идентичности студентов медицинских специальностей [11], перспективам трудоустройства студентов в сфере здравоохранения [12], особенно в условиях пандемии коронавируса [13], формированию профессиональной идентичности педагогов, в частности будущих преподавателей иностранного языка [14], в некоторых работах затрагиваются особенности идентичности будущих дипломатов [15], подчёркивается различие между понятиями «профессионализм» и «профессиональная идентичность», показывается неразрывная связь между личностными качествами специалиста и его профессиональными умениями [16]. Особенности трудоустройства специалистов в международной сфере раскрываются на сайтах образовательных организаций (вузов).
Известно, что в России сейчас 81 вуз осуществляет подготовку бакалавриата по направлению подготовки 41.03.05 «Международные отношения» (https://postupi. online/specialnost/41.03.05/vuzi/), и каждый вуз вносит свой вклад в совершенствование профессиональной подготовки студентов. Среди российских исследователей вопросами формирования профессиональной идентичности будущих специалистов в области международных отношений выделяются работы учёных научной школы МГИМО, в которых представлены теоретические и прикладные аспекты профессиональной подготовки будущих специалистов-международников, а также вопросы языковой подготовки.
Говоря о сложности и многогранности проблемы формирования профессиональной идентичности студента-международника, Е. В. Воевода и В. В. Карпов справедливо подчёркивают, что эта профессия «обобщает в себе опыт человеческой деятельности за длительный исторический период, являясь квинтэссенцией таких специальных наук как история и международные отношения, экономика и право, страноведение и языкознание» [17, с. 90]. При этом, безусловно, значимую роль играет субъектность студента, его личная активность и инициатива. «Для формирования профессиональной идентичности от студента требуется не только постоянное "впитывание" получа-
емых от педагогов знаний, - верно подмечает Т. Ю. Звонковская, - но и проявление самостоятельного поискового поведения, которое подразумевает процесс самообразования студентов» [18, с. 68].
В научной литературе имеется понимание того, что формирование профессиональной идентичности - это сложный процесс, который не всегда осознается студентами в период их обучения в вузе. В случае если студенты не осознают особенностей своего профессионального становления, не видят стоящих перед собой целей, то и формирование профессиональной идентичности замедляется. Важно, чтобы студенты осознанно относились к получению профессиональных знаний, умений и навыков. Именно поэтому данное исследование направлено на выявление представлений студентов о сформированности собственной профессиональной идентичности.
Предположение исследования заключается в том, что полученные данные онлайн-опроса помогут выявить взгляды студентов-международников на будущую трудовую деятельность, что позволит скорректировать профессиональную подготовку будущих специалистов в области международных отношений.
Цель: выявить мотивы выбора профессии специалиста в области международных отношений и определить основные представления и предпочтения студентов-международников относительно перспектив трудоустройства.
Задачи:
1. разработать диагностический инструментарий в виде онлайн тестирования посредством Google Forms;
2. осуществить опрос студентов и получить массив эмпирических данных;
3. проанализировать полученные данные и сделать выводы о предпочтениях студентов в освоении научных знаний о профессии и рынке труда, о нацеленности на решение профессиональных задач в сфере международных отношений.
_Материалы и методы
Теоретические методы - теоретический анализ и обобщение положений научной литературы о профессиональной подготовке будущих специалистов в современном вузе. Исследование базируется на профессиологическом и субъектно-деятельностном методологических подходах.
На основе классификации Н. М. Александровой [19], в данном исследовании выделяются важнейшие принципы формирования профессиональной идентичности будущих специалистов в области международных отношений. Принцип профессионального становления личности делает акцент на формировании и развитии профессионально значимых личностных качеств. Принцип противоречивости между свойствами, качествами личности и требованиями к специалисту в области международных отношений позволяет преодолевать эти противоречия. Принцип конкурентоспособности обуславливает такую профессиональную подготовку, которая обеспечивает конкурентоспособность специалиста на рынке труда, несмотря на изменяющуюся конъюнктуру. Принцип прогностичности предусматривает разработку такого содержания образования, который носит опережающий характер и готовит будущих специалистов к трудовой деятельности через 3-5 лет.
Эмпирические методы. Основным эмпирическим методом исследования стал он-лайн-опрос, в котором было задействовано 105 студентов Рязанского государственно-
го университета имени С. А. Есенина (одного из региональных вузов) с применением облачных технологий (Google forms) (https://forms.gle/b9fmtzMp5xz12wvT9). Кроме того, авторы, будучи преподавателями, осуществляли включенное педагогическое наблюдение во время своих занятий и во внеучебное время. Осуществлено интерпретирование собранного массива экспериментальных данных, применен метод представления результатов исследования с помощью графических организаторов информации (диаграмм, таблиц).
_Результаты исследования
Ценностное направление профессиональной идентичности раскрывает мотивы выбора профессии, желание совершенствовать свои знания по выбранной специальности, а также стремление к дальнейшему трудоустройству в данной профессиональной сфере. Понимание мотивов студентов в выборе профессии специалиста в области международных отношений и их сформированных профессиональных качеств позволяет получить представление о ценностных ориентирах студентов-международников, их понимании сущности профессии и осознании себя в профессии.
Какова же мотивация студентов в выборе профессии специалиста в области международных отношений? На вопрос анкеты «Какими мотивами Вы руководствовались при выборе будущей профессии?» ответили 105 человек. Обучающимся были предложены 4 варианта ответов: 1) перспективой стать специалистом-международником; 2) рекомендациями друзей и знакомых; 3) советами родителей; 4) другие мотивы (предложите свой вариант).
Обращаясь к вопросам анкеты, большинство студентов - 68 человек (64,76%) ответили, что для них важно стать специалистом в области международных отношений. Четырнадцать опрошенных (13,33%) последовали рекомендациям родителей, а семь человек (6,66%) прислушались к советам друзей и знакомых. Остальные шестнадцать человек (15,24%) предложили свои варианты: одиннадцать человек (10,47%) руководствовались перспективой изучать несколько иностранных языков, один человек (0,96%) хотел бы освоить историю международных отношений, три студента (2,85 %) изъявили желание изменить мир, один респондент (0,96%) руководствовался возможностью в дальнейшем устроиться на работу в государственное учреждение (см. рис. 1).
На второй вопрос анкеты «Что Вас привлекает в профессии специалиста-международника?» респонденты могли выбрать следующие варианты ответов: 1) престиж профессии; 2) защита национальных интересов; 3) материальное положение и социальные гарантии. Кроме того, студенты могли предложить свой вариант ответа на поставленный вопрос в случае, если ни один из вариантов, по их мнению, не подходил (см. рис. 1).
Большая часть студентов, тридцать девять человек (37,14%), на вопрос «Что Вас привлекает в профессии специалиста-международника?» ответили, что защита национальных интересов является важнейшим аспектом в будущей профессиональной деятельности. Двадцать восемь студентов (26,67%) поставили в приоритет материальное положение, а тридцать три человека (31,43%) - престиж профессии. Пять респондентов (4,76%) указали в анкете, что профессия международника для них привлекательна по причине того, что в ходе своей профессиональной деятельности им придется вести переговоры с людьми из различных стран на иностранном языке (см. рис. 2).
Какими мотивами Бы руководствовались гри выборе будущей профессии?
1% 1% _
я Перспективой статьспециалистоме области международных отношений
10%
7%
13%
65%
■ Рекомендациями родителей
| Соеетами друзей и знакомых
Перспективой изучать несколько иностранныхязыкоЕ
■ Изучением истории международных отношений
| Желанием изменить м.ир
| Возможностью устроиться на ра&отуЕ госуда р сте ен н ое уч р енщен и е
Рисунок 1 Мотивация студентов в выборе профессии специалиста в области
международных отношений
Что Вес привлекает в профессии специалиста-международнина?
31%
31%
21%
Зашита национальных интересов Материал ьноеполажение Престиж профессии
Ведение переговоров с коллегами из различных стран на иностранномязыке
Рисунок 2 Привлекательность профессии специалиста-международника
Третий вопрос касался планов студентов на дальнейшее обучение. На вопрос «Собираетесь ли Вы после окончания бакалавриата продолжить обучение в магистратуре?» было предложено ответить следующим образом: 1) да; 2) скорее да, чем нет; 3) скорее нет, чем да; 4) нет.
При проведении онлайн-анкетирования было выявлено, что большинство студентов после окончания бакалавриата собираются продолжить обучение в магистратуре. Сорок шесть студентов (43,8%) уверены, что будут обучаться на втором уровне высшего образования, сорок респондентов (38,1%), выбрав ответ в анкете «скорее да, чем нет» также склоняются к получению второго уровня образования. Сложив эти два показателя, мы получаем довольно высокий процент опрошенных (81,9%), кто в дальнейшем собирается стать магистром высшего образования. Исходя из этих данных, можно установить, что студенты высоко мотивированы совершенствовать и получать новые знания по профессии. Двенадцать респондентов (11,43%) сомневаются насчет продолжения обучения в магистратуре, выбрав ответ «скорее нет, чем да», и всего лишь семь человек (6,67%) сообщили, что обучение продолжать не собираются. На рисунке 3 схематично представлены ответы на этот вопрос.
Собираетесь ли Вы после сжо-на-мя бзка/вериата грс^ор/тьить обучение в регистратуре?
7%
их
37%
'Да
■ Скорее да, чем. нет 1 Скорее нет, чем да Нет
Рисунок 3 Планы студентов на дальнейшее обучение в магистратуре
Говоря о перспективах своего дальнейшего трудоустройства, студенты-международники показали достаточно широкое разнообразие в выборе своей профессиональной деятельности. Отвечая на вопрос «Какая из перечисленных профессий для Вас более привлекательна?», пятьдесят шесть студентов (53,33 %) назвали бизнес в сфере международной торговли и двадцать пять студентов (23,8 %) в нефтегазовой сфере, что свидетельствует о достаточном интересе к предпринимательству как будущей сфере деятельности.
Кроме этого, популярными направлениями можно назвать такие профессии, как переводчик в международной компании — пятьдесят восемь респондентов (55,23 %), сотрудник МИД — сорок респондентов (38,09 %), специалист в области международного права —двадцать респондентов (19,05 %), организатор международных мероприятий — двадцать два респондента (20,95 %), специалист в сфере спортивной дипломатии — девять респондентов (8,57 %). Пятнадцать студентов (14,28 %) изъявили желание в дальнейшем стать преподавателями вуза, а 1 человек (0,96%) хотел бы стать 1Т-специалистом в международной компании. Три человека (2,85%) пока не определились с выбором профессии. Подчеркнем, что каждый из участников опроса мог выбрать несколько вариантов ответов. Ответы студентов на данный вопрос представлены на рисунке 4.
Популярные профессии б области международны*: отношений
10
20
30
40
I
50
50
■ количество (И)
Рисунок 4 Популярные профессии в области международных отношений
На вопрос «Хотите ли Вы продолжить обучение в магистратуре по другому направлению подготовки?» экономическое направление подготовки выбрали 22 человека (21,15 %), юридическое направление подготовки - 18 человек (17,3 %), педагогическое направление подготовки - 9 человек (8,65 %) (Табл. 1). Полученные результаты свидетельствуют об интересе студентов к расширению перспектив своего образования, которые они видят в изучении основ международной экономики, международного права, педагогики и образования.
Таблица 1
Выбор направления подготовки для обучения в магистратуре
Международные отношения Экономика Юриспруденция Педагогическое образование
36 человек (34,61%) 22 человека (21,15%) 18 человек (17,3 %) 9 человек (8,65 %)
Один из вопросов анкеты был посвящен карьерным планам студентов. По вопросу «Собираетесь ли Вы работать по специальности/профессии после окончания вуза?» мнения опрошенных разделились. Двадцать два человека (20,95%) опрошенных уверенно ответили, что будут работать по выбранной профессии специалиста в области международных отношений. Пятьдесят четыре респондента (51,43%) выбрали ответ «скорее да, чем нет», что также свидетельствует, что они хотели бы иметь перспективу трудоустройства по специальности. Четырнадцать (13,33%) и пятнадцать человек (14,29%) выбрали варианты ответа на этот вопрос «скорее нет, чем да» и «нет» соответственно (Рис. 5). Это объясняет, почему чуть больше четверти опрошенных, а точнее 29 респондентов (27,88%), не собираются в дальнейшем работать по выбранной профессии. Выбранные студентами ответы схематично представлены на рисунке 5.
Собираетесь ли Вы работать по елейна/! ы-ости/п рофесс и и посте окатан« вуза?
52%
Рисунок 5 Карьерные планы студентов
Для выявления удовлетворенности студентов выбором будущей профессии в анкету был включен вопрос «Довольны ли Вы выбором профессии специалиста в области международных отношений?». Отвечая на этот вопрос, пятьдесят студентов (47,62%) дали положительный ответ. Тридцать девять человек (37,14%) заявили, что они скорее довольны, нежели нет. Такие высокие показатели помогают нам предположить, что, поступая на направление подготовки «Международные отношения и внешняя политика», респонденты сделали осознанный выбор профессии, исходя из
своей мотивации получить новые знания и в дальнейшем работать по специальности. Лишь десять (9,53%) и шесть (5,71%) студентов выбрали варианты ответов «скорее нет, чем да» и «нет» соответственно. Результаты опроса по данному вопросу представлены на рисунке 6.
Доволы-ы пл Вы выбором профессии слециа/мгта в ойгвсти международник
огаовм?
■Да
■ Скор е е д а, ч ем. н ет
■ Скорее нет, чем.да Нет
Рисунок 6 Удовлетворенность выбором профессии специалиста в области
международных отношений
Для понимания желания студентов углубить свои знания по предметам выбранной специальности, им было предложено ответить на вопрос «Стремитесь ли Вы совершенствовать свои знания в области международных отношений?». В результате семьдесят один (67,62%) и двадцать студентов (19,05%) выбрали варианты ответа «да» и «скорее да, чем нет» соответственно. Такие высокие показатели говорят нам о заинтересованности студентов получать новые знания по выбранной специальности и профессионально совершенствоваться. Только двенадцать респондентов (11,43%) выбрали вариант ответа «скорее нет, чем да», а два человека (1,9%) сообщили, что не стремятся совершенствовать свои знания в области международных отношений (см. рис. 7).
Стреалитесь /и Бы совершенствовать свои зна-ия в области междана эсдн эк
(лноиним?
к
, Да
| Скор е е да, чем. нет | Скорее нет,чемда Нет
Рисунок 7 Стремление студентов совершенствовать свои знания в области
международных отношений
Отвечая на вопрос анкеты «Является ли Ваша будущая профессия с Вашей точки зрения достойной для общества?», большинство студентов - восемьдесят восемь человек (88,81%) и четырнадцать человек (13,33%) выбрали ответы «да» и «скорее да, чем нет» соответственно. Только два человека заявили свою позицию, ответив «скорее нет, чем да», а один человек отрицательно ответил на поставленный вопрос (см. табл. 2).
Таблица 2
Является ли будущая профессия с точки зрения студентов-международников
достойной для общества?
Да Скорее да, чем нет Скорее нет, чем да Нет
88 человек (83,81%) 14 человек (13,33%) 2 человека (1,9%) 1 человек (0,96%)
Таким образом, на основе полученных данных опроса студентов можно сделать вывод, что желание получить профессию специалиста в области международных отношений достаточно велико. Студенты проявляют интерес к профессии, ее месту в жизни общества и развитию отношений с другими странами. И в связи с этим они ориентированы на углубление своих знаний по предметам выбранной специальности и стремятся профессионально совершенствоваться.
Профессиональная подготовка специалиста-международника к пребыванию в чужой стране, где он проходит процесс адаптации под влиянием другой культуры, требует понимания особенностей межкультурной коммуникации. Правильное восприятие культуры той или иной страны обеспечивает конструктивное деловое общение с зарубежными коллегами, исключает ситуации коммуникативного непонимания.
В контексте исследования профессиональной идентичности студентам-международникам нужно было распределить представителей различных культур по категориям, предложенными Р. Льюисом [20] и Г. Хофстеде [21]. В анкете также было дано описание различных категорий деловых культур. На рисунке 8 представлены результаты опроса студентов по отношению различных культур ко времени. Большинство студентов (семьдесят один человек - 67,62%) верно определили, что индийцы являются представителями культуры, ориентирующейся на прошлое. Тринадцать респондентов (12,38%) решили, что эта культура относится к категории, которая ориентируется на настоящее, двадцать один студент (20%) - на будущее. Только двадцать четыре человека (22,86%) верно отнесли американцев к представителям культуры, которая ориентируется на будущее. Большая часть респондентов (шестьдесят семь человек - 63,81%) предположили, что представители США являются культурой, ориентирующейся на настоящее, а четырнадцать студентов (13,33%) - на прошлое. Французы относятся к культуре, ориентирующейся на настоящее. Сорок два человека (40%) дали правильный ответ. Тридцать студентов (28,57%) отнесли французов к культуре, ориентирующейся на прошлое, а тридцать три человека (31,43%) - к культуре, ориентирующейся на будущее.
Второй вопрос в анкете был посвящен низкоконтекстным и высококонтекстным культурам. Большинство студентов верно отнесли японскую (семьдесят один человек - 67,62%) и китайскую (63 студента - 60%) культуры к высококонтекстным, а немецкую и скандинавскую культуры - к низкоконтекстным. На рисунке 9 схематично показаны результаты опроса.
К сожалению, профессиональная подготовка специалиста-международника к пребыванию в чужой стране показывает недостаточный уровень правильного восприятия культуры той или иной страны. Необходимо уделять больше внимания обучению студентов культурным особенностям различных национальностей.
67,52
GSM
Jl . gil
^B 12,3S I
Американская Индийская Французская
■ Культура, ориентирующаяся на прошлое ■ Культура, ориентирующаяся на настоящее
■ Культура, ориентирующаяся на будущее
Рисунок 8 Результаты опроса студентов на распределение представителей национальностей по категориям культур, ориентирующихся на прошлое, настоящее и
будущее
67,62
Японская Немецкая Китайская Скандинавская
■ Низкоконтекстная культура ■ Высококонтекстная культура
Рисунок 9 Результаты опроса студентов на распределение представителей национальностей на высококонтекстные и низкоконтекстные культуры
_Обсуждение результатов
В ходе исследования было установлено, что большинство студентов выбрали профессию специалиста в области международных отношений, так как проявляют интерес к международной деятельности и стремятся к защите государственных интересов. С первых лет обучения в вузе они выбирают профессиональное образование в соответствии со своими склонностями и интересами. Мы согласны с Э. Ф. Зеер и Э. Э. Сы-манюк, которые утверждают, что для студентов вуза важны как «самодетерминация, обеспечивающая прогнозирование своего профессионально-образовательного будущего в соответствии (с учетом) своих намерений, склонностей и способностей», так и «самоопределение - поиск и нахождение смысла своей жизнедеятельности (жизни), и осуществление выбора своего будущего» [22, с. 20].
Результаты проведенного исследования позволили выявить также разнообразие мнений и предпочтений, характеризующих особенности становления профессиональной идентичности будущих специалистов в области международных отношений, что согласуется с мнением Е. В. Воевода и О. И. Воленко, которые считают, что понимание термина «специалист-международник» в последние десятилетия расширилось: «Если раньше специалистами международного профиля считали только дипломатов и сотрудников внешнеторговых организаций, то сегодня, в связи с глобализацией экономических, политических и социокультурных процессов, деятельность представителей многих профессий (экономистов, журналистов, юристов, менеджеров, экологов, авиаспециалистов, специалистов в области информационных технологий, рекламы, связей с общественностью и проч.) приобрела международный характер» [23, с. 204]. Е. В. Воевода в своем исследовании также обнаружила, что многие «студенты считают, что могут реализовать себя в бизнес-проектах, связанных с журналистикой, блоггингом, связями с общественностью, рекламой, маркетингом, преподаванием иностранных языков и переводческой деятельностью» [24, с. 112].
Анализ опроса показал, что многие студенты проявляют интерес к планированию своего трудоустройства в сфере международного бизнеса: более половины опрошенных студентов хотели бы иметь свой бизнес в сфере международной торговли, около четверти студентов заинтересованы в бизнесе в нефтегазовой сфере и др. Полученные нами факты согласуются с идеями Й. Виссемат авт. об университете третьего поколения, для которого характерно развитие предпринимательских компетенций студентов в образовательном процессе вуза [25].
Владение студентами-международниками иностранными языками, знание культур, быта и истории различных стран не показали достаточно хороших результатов. Однако такая ситуация не согласуется с теоретическими представлениями авторов, утверждающих, что специалисты-международники должны уметь договариваться и находить компромисс с зарубежными коллегами, «что культурные различия могут приводить к непониманию между коммуникантами» [26, с. 19], что для реализации профессионального взаимодействия участникам межкультурного диалога необходимо владеть языком общения [27, с. 182]. Не вызывает сомнений тот факт, что успешная карьера специалиста в области международных отношений невозможна без знания иностранных языков и деловых культур.
Заключение
Таким образом, становление и развитие профессиональной идентичности будущих специалистов в области международных отношений происходит достаточно активно в период обучения в вузе. Определены мотивы выбора профессии и показано стремление студентов-международников к профессиональному самоопределению и самодетерминации, представлены факты разнообразных предпочтений и взглядов на перспективы дальнейшего трудоустройства, определено стремление студентов к участию в международных бизнес-структурах. Вместе с тем, выявлено недостаточное понимание особенностей деловых культур, что, несомненно, важно для специалистов международного профиля.
В качестве перспективы дальнейшего исследования предполагается изучение мнений студентов относительно развития предпринимательских компетенций и вы-
полнения выпускных квалификационных работ в виде стартапов. Ввиду широкого разнообразия перспектив дальнейшего трудоустройства, важно выявлять мнение студентов относительно индивидуализации профессиональной подготовки будущих специалистов в области международных отношений с элементами изучения особенностей международной торговли, нефтяного бизнеса, спортивной дипломатии и т.д.
ЛИТЕРАТУРА
1. Trends in New Qualifications and Competencies for TVET - Perspectives of the European UNEVOC Network. UNESCO-UNEVOC. 2020. https://unevoc.unesco.org/pub/bilt_trends_mapping_study.pdf
2. Балакирева И.В. Ценности и смыслы профессиологического подхода к современному образованию // Человек и образование 2018. № 1. С. 27-32.
3. Воевода Е.В., Белогуров А.Ю. Аксиология образования в дискурсе современной политики // Полис. Политические исследования. 2018. № 6. С. 172-179. DOI: 10.17976/jpps/2018.06.12
4. Пузанова Ж.В., Ларина Т.И. Влияние обучения в вузе на изменение ценностных ориентаций обучающихся // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 4. С. 99-111. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-4-99-111
5. Пискова Д.М., Козлова Н.В. Формирование ценностных отношений студентов: технология кластерного подхода // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 11. С. 81-95. doi: 10.31992/0869-3617-2021-30-1181-95
6. Шишлова Е.Э. Обновление содержания высшего образования в контексте современных социокультурных трендов // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 6. С. 70-79. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-6-70-79
7. Бубнов Ю.А., Мазкина О.Б. Проблема развития нравственного иммунитета у студенческой молодёжи // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. №6. С. 132-143. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-6-132-143
8. Заславская О. В., Малафий А. С. Формирование «мягких навыков» в образовательном процессе вуза как фактор развития конкурентоспособности молодого специалиста // Перспективы науки и образования. 2021. № 3 (51). С. 115-126. doi: 10.32744/pse.2021.3.8
9. Стародубцев В.А. Практико-центрированное обучение в высшей школе // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 5. С. 75-87. DOI: 10.31992/0869-3617- 2021-30-5-75-87
10. Daan, T., der Vossen Marianne, Mv., Anouk, W. et al. Validation of the professional identity questionnaire among medical students. BMC Medical Education. 2021. Vol. 21, 359. https://doi.org/10.1186/s12909-021-02704-w
11. Sarraf-Yazdi, S., Teo, N., How, A.E.H. et al. A Scoping Review of Professional Identity Formation in Undergraduate Medical Education. J GEN INTERN MED. 2021. Vol. 36 (11): 3511-3521. https://doi.org/10.1007/s11606-021-07024-9
12. Biehl V, Wieber F, Abegglen D, Glassel A. Professional Identity Formation in Health Promotion Practitioners: Students' Perspectives during an Undergraduate Program in Switzerland. International Journal of Environmental Research and Public Health. 2021. vol. 18(20):10754. https://doi.org/10.3390/ijerph182010754
13. Abad González L, Flores-Martos JA, Cipriano-Crespo C, Pulido-Fuentes M. Strengths and Weaknesses of Healthcare Professionals' Identity during the COVID-19 Pandemic: A Qualitative Study within the Spanish Context. Social Sciences. 2021. Vol. 10(2):33. DOI: 10.3390/socsci10020033
14. Cheng L (2021) The Implications of EFL/ESL Teachers' Emotions in Their Professional Identity Development. Front. Psychology, 2021, vol. 12:755592. doi: 10.3389/fpsyg.2021.755592
15. Guiora A., Cotton AM., Sebastiao S.P. Public Diplomats and Public Relations Practitioners: Similar Functions but Distinct Professional Status and Recognition?. In: Sebastiao S.P., Spínola S.C. (eds) Diplomacy, Organisations and Citizens. Springer, Cham, 2022. DOI: 10.1007/978-3-030-81877-7_6
16. Iver B. Neumann, To Be a Diplomat, International Studies Perspectives, Volume 6, Issue 1, February 2005, Pages 72-93. DOI: 10.1111/j.1528-3577.2005.00194.x
17. Карпов В.В., Воевода Е.В. Формирование профессиональных и личностных качеств студентов-международников как основы профессиональной идентичности // Современное педагогическое образование. 2018. № 1. С. 89-94.
18. Звонковская Т.Ю. Формирование профессиональной идентичности студентов вуза как психолого-педагогическая проблема // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2016. № 2. С. 67-76.
19. Александрова Н.М. Методологические принципы профессиологии педагогического образования // Человек и образование. 2019. № 3 (20). С. 55-59.
20. Lewis R.D. When Cultures Collide: Leading Across Cultures. A Major New Edition of the Global Guide. 3-d Edition. Boston, London: Nicholas Brealey International, 2010. 625 p.
21. Hofstede G., Hofstede G. J., Minkov M. Cultures and Organizations: Software of the Mind. Revised and expanded 3rd Edition. New York: McGraw-Hill USA, 2010. 550 p.
22. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Теоретико-прикладные основания персонализированного профессионального образования // Педагогическое образование в России. 2021. № 1. С. 17-25. DOI: 10.12345/2079-8717_2021_01_02.
23. Воевода Е.В., Воленко О.И. Совершенствование системы профессиональной языковой подготовки специалистов международного профиля // Мир науки, культуры, образования. 2017. № 6 (67). С. 204-206.
24. Воевода Е. В. Восприятие карьерных возможностей студентками факультета международной журналистики // Гендерные отношения в современном мире: управление, экономика, социальная политика: Материалы Международной научной конференции (16-18 мая 2019 г.). Москва-Иваново-Плес: ИГУ, 2019. С. 109-114
25. Виссема Й., Воевода Е. В., Белогуров А. Ю., Касаткин П. И., Махмутова Е. Н., Шишлова Е. Э. университет третьего поколения в стратегии развития современного образования (круглый стол) // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 5. С. 59-73.
26. Voevoda E.V. Intercultural communication in multicultural education space // Training, Language and Culture. 2020. Т. 4. № 2. С. 11-20. DOI: 10.22363/2521-442X-2020-4-2-11-20
27. Барышников Н.В. Профессиональная межкультурная коммуникация с акцентом // Язык и культура. 2020. № 49. С. 175-185.
REFERENCES
1. Trends in New Qualifications and Competencies for TVET - Perspectives from the European UNEVOC Network. UNESCO-UNEVOC. 2020. Available at: https://unevoc.unesco.org/pub/bilt_trends_mapping_study.pdf (accessed 3 December 2021)
2. Balakireva I.V. Values and meanings of professional approach to modern education. Man and Education, 2018. no. 1, pp. 27-32. (in Russ.)
3. Voyevoda E.V., Belogurov A.Yu. Axiology of education in the discourse of modern politics. Polis. Political Studies, 2018, no. 6, pp. 172-179. DOI: 10.17976/jpps/2018.06.12 (in Russ.)
4. Puzanova J.V., Larina T.I. The influence of teaching in the university on the change in the value orientations of students. Higher Education in Russia, 2021, vol. 30, no. 4, pp. 99-111. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-4-99-111 (in Russ.)
5. Piskova D.M., Kozlova N.V. Formation of students' value relationships: technology of cluster approach. Higher Education in Russia, 2021, vol. 30, no. 11, pp. 81-95. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-11-81-95 (in Russ.)
6. Shishlova E.E. Updating the content of higher education in the context of modern socio-cultural trends. Higher Education in Russia, 2021, vol. 30, no. 6, pp. 70-79. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-6-70-79 (in Russ.)
7. Bubnov Y.A., Mazkina O.B. Problem of development of moral immunity in student youth. Higher Education in Russia, 2021, vol. 30, no. 6, pp. 132-143. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-6-132-143 (in Russ.)
8. Zaslavskaya O. V. V., Malafiy A. S. The formation of "soft skills" in the educational process of higher education as a factor in the development of competitiveness of young specialist. Perspectives of Science and Education, 2021, no. 3 (51), pp. 115-126. DOI: 10.32744/pse.2021.3.8 (in Russ.)
9. Starodubtsev V.A. Practice-oriented learning in higher education. Higher Education in Russia, 2021, vol. 30, no. 5, pp. 75-87. DOI: 10.31992/0869-3617- 2021-30-5-75-87 (in Russ.)
10. Daan, T., der Vossen Marianne, Mv., Anouk, W. et al. Validation of the professional identity questionnaire among medical students. BMC Medical Education, 2021, vol. 21, p. 359. DOI: 10.1186/s12909-021-02704-w
11. Sarraf-Yazdi, S., Teo, N., How, A.E.H. et al. A Scoping Review of Professional Identity Formation in Undergraduate Medical Education. J GEN INTERN MED., 2021, vol. 36 (11), pp. 3511-3521. DOI: 10.1007/s11606-021-07024-9
12. Biehl V, Wieber F, Abegglen D, Glassel A. Professional Identity Formation in Health Promotion Practitioners: Students' Perspectives during an Undergraduate Program in Switzerland. International Journal of Environmental Research and Public Health, 2021, vol. 18(20), p. 10754. DOI: 10.3390/ijerph182010754
13. Abad González L, Flores-Martos JA, Cipriano-Crespo C, Pulido-Fuentes M. Strengths and Weaknesses of Healthcare Professionals' Identity during the COVID-19 Pandemic: A Qualitative Study within the Spanish Context. Social Sciences, 2021, vol. 10(2), p. 33. DOI: 10.3390/socsci10020033
14. Cheng L. The Implications of EFL/ESL Teachers' Emotions in Their Professional Identity Development. Front. Psychology, 2021, vol. 12:755592. DOI: 10.3389/fpsyg.2021.755592
15. Guiora A., Cotton AM., Sebastiao S.P. Public Diplomats and Public Relations Practitioners: Similar Functions but Distinct Professional Status and Recognition?. In: Sebastiao S.P., Spínola S.C. (eds) Diplomacy, Organisations and Citizens. Springer, Cham, 2022. DOI: 10.1007/978-3-030-81877-7_6
16. Iver B. Neumann, To Be a Diplomat. International Studies Perspectives, 2005, vol. 6 (1), pp. 72-93. DOI: 10.1111/j.1528-3577.2005.00194.x
17. Karpov V.V., Voevoda E.V. Formation of professional and personal qualities of international students as the basis of professional identity. Modern Pedagogical Education, 2018, no. 1, pp. 89-94. (in Russ.)
18. Zvonkovskaya T.Yu. The formation of professional identity of university students as a psychological and pedagogical problem. Bulletin of Moscow University. Series 20: Pedagogical education, 2016, no. 2, pp. 67-76. (in Russ.)
19. Aleksandrova N.M. Methodological principles of the professionology of pedagogical education. Man and Education, 2019, no. 3 (20), pp. 55-59. (in Russ.)
20. Lewis R.D. When Cultures Collide: Leading Across Cultures. A Major New Edition of the Global Guide. 3-d Edition. Boston, London: Nicholas Brealey International, 2010. 625 p.
21. Hofstede G., Hofstede G. J., Minkov M. Cultures and Organizations: Software of the Mind. Revised and expanded 3rd Edition. New York: McGraw-Hill USA, 2010. 550 p.
22. Zeer E.F., Symanyuk E.E. Theoretical and applied bases of personalized professional education. Pedagogical Education in Russia, 2021, no. 1, pp. 17-25. DOI: 10.12345/2079-8717_2021_01_02. (in Russ.)
23. Voevoda E.V., Volenko O.I. Improvement of the system of professional language training of specialists of the international profile. The World of Science, Culture, Education, 2017, no. 6 (67), pp. 204-206. (in Russ.)
24. Voevoda E. V. Perception of career opportunities by students of international journalism. Gender relations in the modern world: management, economics, social policy: Proceedings of the International scientific conference (16-18 May 2019). Moscow-Ivanovo-Ples, ISU Publ., 2019. pp. 109-114. (in Russ.)
25. Wissema J., Voevoda E. V., Belogurov A. Yu., Kasatkin P. I., Makhmutova E. N., Shishlova E. E. The university of the third generation in the development strategy of modern education (round table). Higher Education in Russia, 2018, vol. 27, no. 5, pp. 59-73. (in Russ.)
26. Voevoda E.V. Intercultural communication in multicultural education space. Training, Language and Culture, 2020, vol. 4, no. 2, pp. 11-20. DOI: 10.22363/2521-442X-2020-4-2-11-20 (in Russ.)
27. Baryshnikov N.V. Professional intercultural communication with emphasis. Language and Culture, 2020, no. 49, pp. 175-185.
Информация об авторах Костикова Лидия Петровна
(Россия, г. Рязань) Профессор, доктор педагогических наук, профессор кафедры иностранных языков Института истории, философии и политических наук Рязанский государственный педагогический
университет имени С. А. Есенина
***
Профессор кафедры иностранных языков с курсом русского языка Рязанский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова Министерства здравоохранения России E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0002-0114-3113 ReseacherlD: B-9763-2017
Ревкова Елизавета Андреевна
(Россия, г. Рязань) Преподаватель кафедры иностранных языков института истории, философии и политических наук Рязанского государственного педагогического университета имени С.А. Есенина E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0002-4864-6842
Федотова Оксана Сергеевна
(Россия, г. Рязань) Доцент, доктор филологических наук, доцент кафедры иностранных языков Института истории, философии и политических наук Рязанский государственный педагогический университет имени С. А. Есенина
E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0002-7222-7365 ReseacherID: B-5544-2018
Information about the authors
Lidia P. Kostikova
(Russia, Ryazan) Professor, Doctor of Pedagogy Professor of the Department of Foreign Languages Institute of History, Philosophy and Political Sciences
Ryazan State University named after S. Yesenin
***
Professor of the Department of Foreign Languages with
the Course of the Russian Language of Ryazan State Medical University named after academician I. P. Pavlov, Ministry of Healthcare of Russia E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0002-0114-3113 ReseacherlD: B-9763-2017
Elizaveta A. Revkova
(Russia, Ryazan) Lecturer of the Department of Foreign Languages Institute of History, Philosophy and Political Sciences Ryazan State University named after S. Yesenin E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0002-4864-6842
Oksana S. Fedotova
(Russia, Ryazan) Associate Professor, Doctor of Philology Associate Professor of the Department of Foreign Languages
Institute of History, Philosophy and Political Sciences Ryazan State University named after S. Yesenin E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0002-7222-7365 ReseacherID: B-5544-2018