ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
DOI: 10.23888/humJ20213239-248
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ: ОПРОС СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА
PROFESSIONAL IDENTITY DEVELOPMENT IN FOREIGN LANGUAGE CLASSROOM:
MEDICAL STUDENTS' SURVEY
Илюшина А.В.
Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова
Аннотация:
В статье рассматриваются особенности формирования и диагностики профессиональной идентичности студентов медицинского вуза в процессе обучения иностранному языку. Основной целью исследования является определение того, насколько студенты медицинского вуза адекватно представляют возможности реализации в своей профессии, каковы их планы и мотивы относительно дальнейшей карьеры, а также выявление возможных путей повышения с ф о р м и р о в а н н о с т и п р о ф е с с и о н а л ь н о й идентичности. Предложено, что формирование п о л о ж и те л ьн о го р еп ута ци о н н о го о б р а з а профессии, как компонента профессиональной идентичности, успешно осуществляется при изучении особенностей будущей профессии через призму сравнительного анализа российской и з а р у б е ж н о й о б р а з о в а т е л ь н о й с и с т е м ы , особенностей профессиональной деятельности в разных странах мира. Показана целесообразность более широкого использования технологий
Ilyushina A.V.
Ryazan State Medical University Abstract:
The article deals with the peculiarities of the development and assessment of medical university students' professional identity in a foreign language classroom. The main purpose of the study is to determine whether medical students are aware of the possibilities of their professional self-realization, what are their plans and motives regarding further career, as well as to identify possible ways to improve and develop their professional identity and positive professional image. It is successfully carried out while studying the future profession and its characteristic features through the comparative analysis of the Russian and foreign educational systems, medical professional activities in different countries of the world. The expediency of a wider use of active learning technologies in the e d u c a ti o n a l p ro ce s s o f a m o d e r n m e d i c a l university in order to intensify self-determination and self-identification of students is shown. The results of a survey of medical university students are
активного обучения в образовательном процессе современного медицинского вуза с целью интенсификации самоопределения и самоидентификации студентов. В исследовании представлены итоги опроса студентов медицинского вуза, в результате которого было выявлено, что будущие врачи достаточно осознанно входят в профессию, но при этом практико-ориентированы и узконаправлены. Сделан вывод о том, что необходимо расширять представления студентов о перспективах и возможностях будущей профессии, занятия по иностранному языку в этой связи могут выступить хорошей платформой для ф о р м и р о в а н и я п о л о ж и т е л ь н о г о профессионального «Я-образа». Показано, что на профессиональную идентичность студента медицинского вуза на занятии по иностранному языку можно воздействовать путем формирования нав ыков вл адения проф ессионал ьно-ориентированным иностранным языком как составляющей позитивного «Я-образа» специалиста и опосредованно, воздействуя через содержание изучаемого контента и формирование отношения к выбранной профессии.
presented. It is revealed that future doctors come to the profession quite consciously, but at the same time they are practice-oriented and narrowly focused. It is concluded that there is a need to expand students' ideas about the prospects and opportunities of their future profession, while a foreign language class can serve as a good platform for the development of a positive professional "Self-image". It is shown that professional identity development in a foreign language class can be focused on several aspects: direct - working with professionally oriented foreign language skills as a component of a positive "I-image" of a specialist and indirect — having an impact through the studied content, formation of an attitude towards the chosen profession.
Ключевые слова:
формирование профессиональной идентичности, студенты медицинского вуза, обучение иностранному языку, технологии активного обучения
Keywords:
development of professional identity, medical students, foreign language teaching and learning, active learning technologies
Актуальность
Современное межкультурное пространство имеет непосредственное влияние на формирование личностных и профессиональных базовых ориентиров. Если всего лишь 20 лет назад основными источниками получения информации об окружающем мире выступали семья, школа, университет, то сейчас современное коммуникационное пространство раздвинуло или даже, скорее, сместило поле взаимодействия растущего поколения. Факторы, которые следует учитывать при формировании как личностных, так и профессиональных качеств будущего специалиста, выходят за рамки привычных представлений и традиционных форм педагогической деятельности.
Процесс формирования и становления профессиональной идентичности происходит одновременно в нескольких плоскостях, включающих профессиональный «Я-образ» и осознание собственной тождественности с ним [1]. Следует обратить внимание на такие основополагающие элементы, как профессиональное самосознание и профессиональные стереотипы, которые раскрываются в осознании себя как субъекта
будущей профессиональной деятельности, то есть в представлении о собственных возможностях и сути своей работы в будущем, в понимании степени соответствия профессиональным эталонам, степени признания в узкопрофессиональной среде, степени собственной профессиональной востребованности и ценности для общества в целом [2, 3]. Таким образом, профессиональная идентичность, по мнению ученых (Е.Ф. Зеер, Н.Л. Иванова, Е.А. Климов, В.Я. Ляудис, Ю.П. Поваренков, Л.Б. Шнейдер и др.), включает не только и не столько профессионализм, а является показателем профессионального самоопределения, персонализации и самоорганизации. Профессиональная идентичность определяется также как комплексная характеристика адаптации человека к профессиональной среде (Е.П. Ермолаева [4], Н.А. Перинская [5]). Ключевыми аспектами при этом являются «внутренние идентификационные требования», которые предъявляет будущий специалист к собственному «Я-образу» профессионала. Д.И. Завалишина связывает профессиональную идентичность с формированием самоуважения к выполняемой деятельности [6].
Л.Б. Шнейдер рассматривает профессиональную идентичность как психологическую категорию и отождествляет ее с осознанием своей принадлежности к определенной профессии, профессиональному сообществу [7]. Анализируя п о ня тий ны й а п па р а т и ссл е дуе м о го я в ле н ия , сл е дуе т о тм е тить , что те р м и н « п р о ф е ссио на л ь но е са м о со зна ние » н ер е дко в ы ступа е т си но ним о м по ня тию «профессиональная идентичность», на основе которого формируется «Я-концепция» и позитивный образ профессионального «Я». Этап обучения в профессиональном учебном заведении является центральным в процессе формирования профессиональной идентичности, и как раз в этот период происходит становление позитивного образа профессии и профессионального идеала.
Широко известно, что профессиональная идентичность содержит такие элементы как ко гнитивный, эмоциональный, це нно стны й, мотивационный, деятельностный (практический), которые включают потребности, интересы, установки, убеждения, возникающие по отношению к получаемым знаниям, приобретаемым умениям и навыкам, выбору профессии и др. [8]. Соответственно, в процессе формирования профессиональной идентичности существенным является ориентир на отношение будущего специалиста к приобретенным знаниям и навыкам, к практической деятельности, к востребованности получаемой профессии в обществе [9]. Правильно выстроенная траектория обучения, выбор разнообразных и достоверных источников информации, развитие умений ориентироваться в обширном коммуникативно-информационном пространстве, а главное анализ и объективная оценка приобретаемых знаний - все это необходимо принимать во внимание при подготовке специалиста в вузе [10].
Среди фа кторов, оказы вающих существенное влияние на формирование позитивного образа профессионального «Я», следует выделить такие, как востребованность профессии в обществе, возможность реализоваться в профессии в любой стране мира, адекватное и справедливое признание заслуг и индивидуальных достижений в выбранной сфере деятельности, конкурентоспособность полученного диплома в своей стране и за рубежом [11]. К сожалению, не всегда «Я-образ»
специалиста формируется в благоприятных для этого условиях. Причем данное утверждение применимо к различным сферам деятельности. Например, наиболее часто задаваемые вопросы, которые задают студенты медицинского вуза в процессе обучения: «Будет ли мой диплом котироваться в других странах?», «Смогу ли я получать достойную оплату за свой труд?», «Конкурирует ли наша научная школа с ведущими медицинскими школами мира?». Все эти вопросы возникают в процессе становления профессиональной идентичности специалиста, которая включает такие показатели, как отношение к полученным знаниям и навыкам, к приобретению знаний и навыков, к выбору профессии, ее востребованности и привлекательности и некоторые другие [12].
Следует подчеркнуть, что проблемы формирования профессиональной идентичности в медицинском вузе имеют особую актуальность, поскольку профессия врача требует огромного количества компетенций, которые развиваются в течение всей профессиональной деятельности и формируются под воздействием совокупности факторов как внутренних (личностное развитие), так и внешних.
Цель
Студенчество является очень важным начальным этапом становления специалиста и занимает отдельную нишу в процессе формирования профессиональной идентичности. В этот период особое значение имеет мотивационный компонент [13], поэтому целью данного исследования (в рамках формирования профессиональной идентичности на занятиях по иностранному языку) является оценка того, насколько студенты медицинского ВУЗа осознанно входят в профессию, каковы их планы, мотивы, а также поиск путей расширения их представлений о возможностях реализации себя в профессии.
Задачи
1) определить какие этапы своей будущей карьеры медицинского специалиста выделяют студенты 2 курса обучения;
2) выделить возможные технологии формирования профессиональной идентичности будущих специалистов на занятиях по иностранному языку.
Материалы и методы
Выбор методов исследования определяется его целью и задачами. Использовались теоретические (теоретический анализ, синтез, анализ научной литературы), опросно-диагностические (анкетирование, интервьюирование) и обсервационные (косвенное, включенное наблюдение). Респондентами выступили студенты второго курса лечебного факультета ФГБОУ ВО РязГМУ Минздрава России (137 студентов из 9 учебных групп, из них 52 юноши и 85 девушек). В рамках изучения блока тем учебного плана «Медицинское образование и здравоохранение в России и за рубежом» дисциплины «Иностранный язык в профессиональной коммуникации врача-лечебника» обучающимся было предложено составить собственный профессиональный маршрут и прописать ожидаемые этапы профессионального становления специалиста от студенческой скамьи и далее без ограничений, с указанием желаемых и ожидаемых
достижений. Непосредственно перед проведением опроса на занятиях был проработан текстовый материал и видеоролики на иностранном языке с подробным разбором особенностей медицинского образования в России, Великобритании и США, студенты также готовили доклады и презентации по теме «Медицинское образование в странах мира», кроме того, был проведен круглый стол на тему «Я и моя карьера», где обсуждались особенности медицинской профессии, направления профессиональной деятельности, трудности возникающие на этапе профессионального развития и факторы, обуславливающие выбор путей карьерного роста.
Результаты и их обсуждение
Полученные результаты представляют интерес, поскольку в первую очередь позволяют оценить, насколько объективно студенты медицинского вуза воспринимают этапы и возможности профессиональной карьеры, насколько далеко идут их амбиции и ожидания, мотивированы ли студенты развиваться в практической и научной деятельности. В таблице 1 показаны некоторые этапы карьеры медицинского специалиста, выделенные студентами.
Таблица 1
Этапы и достижения карьеры медицинского специалиста, по мнению студентов
Этапы и достижения карьеры медицинского специалиста Количество студентов, указавших пункт в своем маршруте, %
Участие в олимпиадах и конкурсах во время обучения в вузе 86
Участие в научно-практической деятельности во время обучения в вузе 48
Участие в научно-практической деятельности после окончания вуза 64
Публикация научных статей во время обучения в вузе 49
Публикация научных статей после окончания вуза 68
Обучение в ординатуре 98
Обучение в аспирантуре, защита кандидатской диссертации 32
Получение второй специализации 16
Защита докторской диссертации 28
Работа в нескольких лечебных учреждениях для повышения дохода 85
Получение должности заведующего отделением 71
Получение должности главного врача 18
Преподавание в вузе 38
Консультирование онлайн 29
Участие в международных конференциях за рубежом на иностранном языке 32
Анализ полученных ответов показывает, что большинство студентов практико-ориентированы. 98% опрошенных указывают, что имеют в планах поступление в ординатуру сразу после вуза. Ни один студент не отметил, что намерен сначала поработать в качестве терапевта. При этом многие предполагают, что в будущем видят возможность работы в нескольких лечебных учреждениях, в том числе коммерческих, так как считают, что основного дохода будет недостаточно.
Научная деятельность в целом интересует 68% опрошенных, но серьезную научную карьеру планируют только 32% студентов. Большинство (71%) хотели бы реализоваться
до получения должности заведующего отделением, 18% мечтают стать главным врачом больницы. Примечательно, что студенты готовы к активной деятельности во время учебы, хотят участвовать в конкурсах и олимпиадах, но затем у половины студентов профессиональный рост сужается до карьеры в лечебном учреждении. Отдельно следует упомянуть консультирование онлайн. 29% будущих врачей указывают на возможность открытия своей страницы для подобной деятельности. Кроме того, огорчает тот факт, что только 32% указывает на желание участвовать в иноязычных зарубежных международных конференциях в будущем. И прежде всего это связано с неуверенностью в собственных знаниях иностранного языка.
Следует заметить, что, несмотря на то, что студенты медицинского вуза достаточно объективно оценивают возможности своей профессии, у большинства довольно одностороннее представление о будущей профессиональной деятельности. Данный вывод указывает на необходимость расширения профессионального кругозора, повышения уверенности в профессиональных и универсальных умениях и навыках, расширения сферы научных интересов, в том числе улучшения уровня владения иностранным языком.
Коммуникативная среда, окружающая будущего специалиста, является формирующим элементом в процессе формирования профессиональной идентичности, при этом следует отдельно отметить роль межкультурного взаимодействия в формировании отношения к приобретаемой профессии [14]. Тенденции глобализации и интеграции современного общества заставляют так или иначе принимать во внимание поликультурную составляющую выбранной профессии, то есть ее интернациональный репутационный образ должен быть позитивным при формировании профессиональной идентичности.
Среди основных способов, с помощью которых осуществляется межкультурная коммуникация современного студента, следует выделить общедоступные (масс-медиа, интернет ресурсы, социальные сети, мессенджеры, книги) и профессиональные (в рамках вуза это - учебные и методические материалы, внеучебные мероприятия, общение с преподавателями, будущими коллегами и сокурсниками, знания и опыт, приобретаемый в процессе производственной практики) [15]. Исходя из вышесказанного, занятия по иностранному языку могут выступить удобной площадкой для формирования профессиональной идентичности специалиста. Так, здоровое становление позитивного профессионального «Я-образа» и «Я-концепции» успешно осуществляется при изучении особенностей будущей профессии через призму сравнительного анализа российской и зарубежной образовательной системы, особенностей профессиональной деятельности в разных странах мира. Актуальные и правильно подобранные видео и аудиоматериалы на иностранном языке, аутентичные статьи иностранных авторов, взаимодействие с иностранными студентами в рамках поликультурной среды вуза, участие в международных олимпиадах и конкурсах, внеучебные мероприятия на кафедре иностранных языков с участием иностранных студентов создают благоприятную атмосферу для приобретения необходимых знаний и обмена мнениями [16].
Следует предположить, что методически проработанное занятие по иностранному языку может быть ориентировано не только на изучение профессионально-ориентированной лексики, но и опираться на мультидисциплинарный принцип, то есть объединять несколько целей. Следует отметить, что ученые в своих исследованиях сходятся во мнении, что для медицинского специалиста, в силу специфики профессии, процесс самоопределения и отождествления себя выбранной профессии длится на протяжении всей профессиональной деятельности, поскольку врач никогда не перестает учиться и должен постоянно подтверждать свою квалификацию [17]. Однако именно в вузе, в студенческий период закладывается основа и формируется положительный образ будущей профессии [18]. Соответственно, одна из целей педагогической работы в медицинском вузе на занятиях по иностранному языку -сформировать правильную мотивационную базу студента, привить соответствующие ценности и показать ориентиры для профессионального развития [19].
Выбирая наиболее подходящую технологическую оболочку для планирования занятия, преподаватель иностранного языка в медицинском вузе может обратиться к уже хорошо известным, но не исчерпавшим себя формам и приемам. Использование в процессе обучения иностранному языку активных и интерактивных технологий может способствовать формированию профессиональной идентичности студентов, в первую очередь, благодаря подбору видео и аудио контента, текстовых материалов на иностранном языке, обсуждению спорных вопросов на занятиях, творческому подходу и самостоятельной работе студентов в процессе подготовки. Интересные материалы и форматы можно найти при проведении анти-конференций, круглых столов, дебатов, ролевых и деловых игр, а также при использовании на занятиях таких технологий как мозговой штурм, SWOT-анализ, ПОПС-формула. Например, в рамках данного исследования, проведение круглого стола «Я и моя карьера» было направлено, во-первых, на изучение лексического минимума по теме, непосредственное развитие лексических, фонетических, грамматических умений, а также навыков говорения и слушания на иностранном языке, то есть на формирование иноязычной коммуникативной компетенции как составляющей позитивного «Я-образа» специалиста. Во-вторых, целью проведения данного занятия было предоставление возможности студентам обм еняться собственными представлениями о самореализации в профессии, поделиться страхами и сомнениями, обозначить возможные трудности и найти пути их преодоления.
На занятиях по иностранному языку в рамках дискуссионной практики, ролевых и деловых игр, проектной деятельности происходит направленное воздействие на формирование личностных качеств будущего врача. Поскольку не каждый студент способен справиться с огромным потоком разнообразной информации, наивность суждений, несформированность собственной позиции зачастую приводят к ложным представлениям, из которых затем формируется стереотипный и клишированный тип мышления. Взаимодействие с преподавателем на занятии по иностранному языку помогает научиться отфильтровывать информационный шум, а в процессе групповой работы происходит активным обмен опытом и знаниями между студентами.
Поскольку дисциплина «Иностранный язык» согласно учебному плану в медицинском вузе входит в программу первого и второго года обучения, основной ориентир может быть сделан на формирование когнитивного, эмоционального, ценностного и мотивационного компонентов профессиональной идентичности медицинского специалиста, а именно, на приобретение знаний о профессии, формирование базовых ориентиров и ценностных установок.
Выводы
Студенты медицинского вуза достаточно объективны в оценке возможностей самореализации в своей профессии, при этом многие имеют довольно одностороннее представление о будущей профессиональной деятельности, не достаточно интересуются научной деятельностью, не видят перспективы в получении знаний по разным профилям специальности, не видят разнообразия карьерных путей. Соответственно, существует необходимость расширения профессионального кругозора, повышения уверенности в профессиональных и универсальных умениях и навыках, расширения сферы научных интересов, в том числе улучшения уровня владения иностранным языком.
Занятия по иностранному языку, в связи с этим, могут выступить удобной платформой для формирования когнитивного, эмоционального, ценностного и мотивационного компонентов профессиональной идентичности медицинского специалиста благодаря возможностям мультидисциплинарного подхода.
Формирование профессиональной идентичности на занятии по иностранному языку может быть ориентировано на несколько аспектов:
- непосредственное формирование навыков владения профессионально-ориентированным иностранным языком как составляющей позитивного «Я-образа» специалиста (осознание студентом собственных возможностей, в данном случае -умения взаимодействовать на иностранном языке);
- опосредованное воздействие через содержание изучаемого контента (формирование отношения к выбранной профессии).
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ:
1. Иванова Н.Л., Конева Е.В. Профессиональная идентичность и профессиональное пространство // Мир психологии. 2004. № 2. С. 148-156.
2. Webb S.A. Professional Identity and Social Work. London: Routledge; 2017. doi: 10.4324/9781315306957
3. Matthews J., Bialocerkowski A., Molineux M., et al. An exploratory international study into occupational therapy students' perceptions of professional identity // Australian Occupational Therapy Journal. 2016. № 63. P. 223-243. doi: 10.1111/1440-1630.12271
REFERENCES:
1. Ivanova NL, Koneva EV. Professional identity of master's students: problems of formation. The World of Psychology. 2004;(2):148-156. (In Russ).
2. Webb SA. Professional Identity and Social Work. London: Routledge; 2017. doi: 10.4324/9781315306957
3. Matthews J, Bialocerkowski A, Molineux M, et al. An exploratory international study into occupational therapy students' perceptions of professional identity. Australian Occupational Therapy Journal. 2016; (63):223-43. doi: 10.1111/1440-1630.12271
246
4. Ермолаева Е.П. Принцип превентивной оценки профессиональной идентичности специалистов в процессе обучения и переподготовки // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2010. № 1. С. 33-36.
5. Перинская Н.А. Профессиональная идентичность // Знание. Понимание. Умение. 2018. № 2. С. 209-211. doi: 10.17805/zpu.2018.2.19
6. Завалишина Д.Н. Способы идентификации человека с профессией. В сб.: Психология субъекта профессиональной деятельности. М.; Ярославль, 2002. Вып. 11. С. 104-128.
7. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность. М.: МОСУ; 2001.
8. Малютина Т.В., Морозова И.С. Особенности профессиональной идентичности студентов медицинского вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-2. С. 343-347.
9. Воевода Е.В. Подготовка современных специалистов-международников: осмысление новой парадигмы // Вестник МГИМО-Университета. 2014. № 1 (34). С. 296-301. doi: 10.12737/73
10. Илюшина А.В. Коммуникативный подход к формированию межкультурной компетенции в процессе обучения иностранному языку // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. 2018. Т. 7, № 4. С. 84-88. doi: 10.12737 /article_5b602e0a9cc7a4.31217999
11. Лонская Л.В., Малютина Т.В. Удовлетворенность студентов выбором профессии врача (на примере студентов лечебного факультета) // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2020. № 1 (39). С. 88-93. doi: 10.17238/issn1998-5320.2020.39.88
12. Звонковская Т.Ю. Формирование профессиональной идентичности студентов вуза как психолого-педагогическая проблема // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. 2016. № 2. С. 67-77.
13._Илюшина А.В. Мотивация студентов медицинского вуза к межкультурному взаимодействию // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2019. Т. 7, № 3. С. 469-487. doi: 10/23888/humj20193469-478
14. Barbara A., Cascon-Pereira R., Hernandez A.B. Professional identity development in higher education: influencing factors // International Journal of Educational Management. 2017. Vol. 31, № 2. P. 189-203. doi: 10.1108/ijem-05-2015-0058
15. De Lasson L., Just E., Stegeager N., et al.
4. Ermolaeva EP. The Principle of Preventive Assessment of Professional Identity of Experts during their Training and Retraining. Vestnik of Lobachevsky University of Nizhni Novgorod. 2010;(1): 33-6. (In Russ).
5. Perinskaya NA. Professional Identity. Knowledge. Understanding. Skill. 2018;(2):209-11. (In Russ). doi: 10.17805/zpu.2018.2.19
6. Zavalishina DN. Sposoby identifikacii cheloveka s professiej. In: Psihologiya sub'ekta professional'noj deyatel'nosti. Moscow-Yaroslavl'; 2002;(11):104-28. (In Russ).
7. Shneider LB. Professional identity. Moscow: MOSU; 2001. (In Russ).
8. Malyutina TV, Morozova IS. Peculiarities of professional identity of medical high school students. Problems of Modern Pedagogical Education. 2018;(58-2):343-7. (In Russ).
9. Voevoda EV. Training specialists in international relations: rethinking the new paradigm. MGIMO Review of International Relations. 2014;(1):296-301. (In Russ). doi: 10.12737/73
10. Ilyushina AV. The communicative approach to the intercultural competence development of university students in the process of foreign language teaching . Scientific Research and Development. Modern Communication Studies. 2018; 7(4):84-8. (In Russ). doi: 10.12737/article_5b602e0a9cc7a4.31217999
11. Lonskaya LV, Malyutina TV. Satisfaction of students with the medical career choice (in terms of students of the curative faculty). The Science of Person: Humanitarian Researches. 2020;(1):88-93. (In Russ). doi: 10.17238/issn1998-5320.2020. 39.88
12. Zvonkovskaya TYu. Development of ideas about the concept of "Identity" in philosophy. The Moscow University Bulletin. Series 20. Pedagogical Education. 2016;(2):67-77. (In Russ).
13. Ilyushina AV, Zareva LM. Students' motivation to cross-cultural interaction in high medical school. Personality in a changing world: health, adaptation, development. 2019;7(3):469-78. (In Russ). doi:10.23888/humj20193469-478
14. Barbará A, Cascón-Pereira R, Hernandez AB. Professional identity development in higher education: influencing factors. International Journal of Educational Management. 2017;31(2):189-203. doi: 10.1108/ijem-05-2015-0058
15. De Lasson L, Just E, Stegeager N, et al. Professional identity formation in the transition
247
Professional identity formation in the transition from medical school to working life: a qualitative study of group-coaching courses for junior doctors // BMC Medical Education. 2016. Т. 16, № 1. Р. 1-7. doi: 10.1186/s12909-016-0684-3
16. Илюшина А.В. Активные технологии в подготовке студентов вуза к межкультурной коммуникации // Психолого-педагогический поиск. 2019. № 2 (50). С. 84-93.
17. Cianciolo A.T., Mitzelfelt J., Ghareeb A., et al. Physician-scientist or basic scientist? Exploring the nature of clinicians' research engagement // Advances in health sciences education: theory and practice. 2021. Vol. 26, №2. P. 353-367. doi: 10.1007/s10459-020-09988-5
18. Matthews J., Bialocerkowski A., Molineux M., et al. Professional identity measures for student health professionals — a systematic review of psychometric properties // BMC Medical Education. 2019. № 19. P. 308. doi: 10.1186/s12909-019-1660-5
19. Ельцова Л.Ф., Ельцов А.В. О реализации принципа интеграции в организации обучения в медицинском вузе (на примере преподавания дисциплины «латинский язык») // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2019. Т. 7, № 1 (34). С. 38-50. doi: 10.23888/humJ 2019138-50
from medical school to working life: a qualitative study of group-coaching courses for junior doctors. BMC Medical Education. 2016; 16(l):l-7. doi: 1 0 . 11 8 6 / s 1 2 9 0 9 - 0 1 6 -0684-3
16. .Ilyushina AV. The role of active technologies in preparing students for intercultural communication.
Psychological and Pedagogical Research. 2019;(2): 84-93. (In Russ).
17. Cianciolo AT, Mitzelfelt J, Ghareeb A, et al. Physician-scientist or basic scientist? Exploring the nature of clinicians' research engagement. Advances in Health Sciences Education. 2021; 26(2) :353-6 7. doi: 10.100 7/s10459-020-09988-5
18. Matthews J, Bialocerkowski A, Molineux M, et al. Professional identity measures for student health professionals — a systematic review of psychometric properties. BMC Medical Education. 2019;(19):308. doi: 10.1186/s12909-019-1660-5
19. Yeltsova LF, Yeltsov AV. The implementation o f the p ri ncip l es o f inte grati o n at med ical universities (the case of a course of the Latin language). Personality in a changing world: health, adaptation, development. 2019;(1):38-50. (In Russ). doi: 10.23888/humJ2019138-50
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
Илюшина Анна Владимировна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков c курсом русского языка, Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова; 390026, Рязань, ул. Высоковольтная, д. 9. E-mail: annailushina@mail.ru
ДАТА ПОСТУПЛЕНИЯ: 19.04.2021. ДАТА ПРИНЯТИЯ: 01.09.2021.
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:
Илюшина А.В. Формирование профессиональной идентичности на занятиях по иностранному языку: опрос студентов медицинского вуза // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2021. Т. 9, № 3 (34). С. 239-248. Доступно по: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=491. Ссылка активна на чч.мм.гггг. doi: 10.23888/ humJ20213239-248
INFORMATION ABOUT AUTHOR:
Ilyushina Anna V. — Cand. Sci. (Pedagog.), Associate Professor of the Department of Foreign Languages with the Course of Russian Language, Ryazan State Medical University; 9, Vysokovoltnaya Street, 390026, Ryazan. E-mail: annailushina@mail.ru
PAPER RECEIVED: 19.04.2021. PAPER ACCEPTED: 01.09.2021.
FOR CITATION:
Ilyushina AV. Professional identity development in foreign language classroom: medical students' survey. Personality in a changing world: health, adaptation, development. 2021;9(3):239-248. Available at: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=491. Accessed: dd Month yyyy. (In Russ). doi: 10.23888/humJ20213239-248
248