Научная статья на тему 'Образовательная поддержка студенческого предпринимательства'

Образовательная поддержка студенческого предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
52
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
образовательная деятельность / молодежное предпринимательство / образовательный процесс / грантовая поддержка / студенческие навыки / educational activities / youth entrepreneurship / educational process / grant support / student skills

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Назаров Михаил Александрович, Корнилова Ксения Алексеевна

Сегодня федеральный проект «Платформа университетского технологического предпринимательства» становится все более популярным в студенческом сообществе. Результатами реализации проекта могут стать масштабное привлечение молодежи в предпринимательское сообщество и развитие интереса к проблемам предпринимательства со стороны учебных заведений и государства. На государственном уровне это будет способствовать повышению инвестиционной привлекательности научно-исследовательской, конструкторской сфер исследований и разработок через создание студенческих (молодежных) стартапов. Социально-культурная среда в государстве является важным условием для формирования основных элементов предпринимательского сектора. Цель исследования выявить механизм необходимости формирования предпринимательских компетенций у студентов высших учебных заведений и процедуру поддержки со стороны государства. В результате эффективных мероприятий можно сформировать результативную систему коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности студентов на территории всей страны. Успешные стартапы с привлеченными инвестициями способны снабдить рынок, а соответственно, и население необходимыми товарами и услугами, удовлетворить его потребности; а также стоит отметить возможное создание ценностей и обеспечение социальных благ, поддержку таких сфер жизни общества, как медицина, образование, культура и т. д. Студенческое предпринимательство может быть очень полезным для студентов, так как оно помогает им развить навыки, необходимые для успешной карьеры, такие как лидерство, решение проблем, коммуникация и управление финансами. Кроме того, это может привести к созданию новых рабочих мест и экономическому росту. Развитие предпринимательских компетенций у студентов является важным аспектом образования. Существуют различные методы и подходы, которые могут помочь студентам усовершенствовать необходимые навыки и знания. Теоретическая значимость исследования состоит в разработанной модели программе подготовки студентов к предпринимательской деятельности (развитие предпринимательских компетенций) при взаимодействии вуза и государственных органов. Практическая значимость работы заключается в возможности апробирования предложенного авторами факторного анализа для мониторинга состояния студенческого предпринимательства на уровне вузов отдельного региона или страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Назаров Михаил Александрович, Корнилова Ксения Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational support for student entrepreneurship

Today, the Federal project "University Technological Entrepreneurship Platform" is becoming increasingly popular in the student community. The results of the project can be a large-scale attraction of young people into the business community and the development of interest in entrepreneurship problems on the part of educational institutions and the state. At the state level, this will help increase the investment attractiveness of the scientific research and design sphere of research and development through the creation of student (youth) startups. The socio-cultural environment in the country is an important condition for the formation of the main elements of the business sector. The aim of the study is to identify the mechanism of the need to develop entrepreneurial competences among students of higher educational institutions and the procedure for support from the government. As a result of effective measures, it is possible to form an effective system for commercializing the results of intellectual activity of students throughout the country. Successful startups with attracted investments are able to supply the market and, accordingly, the population with necessary goods and services and satisfy their needs; and we can also note the possible creation of values and the provision of social benefits, support for such areas of society as medicine, education, culture, etc. Student entrepreneurship can be very beneficial for students as it helps them develop skills needed for a successful career such as leadership, problem solving, communication and financial management. In addition, it can lead to the creation of new jobs and economic growth. The development of entrepreneurial competences in students is an important aspect of education. There are various methods and approaches that can help students develop the necessary skills and knowledge. The theoretical significance of the study lies in the developed model a program for preparing students for entrepreneurial activity (development of entrepreneurial competences) in the interaction of the university and government agencies. The practical significance of the work lies in the possibility of testing the factor analysis proposed by the authors to monitor the condition of student entrepreneurship at the level of universities in a particular region or country.

Текст научной работы на тему «Образовательная поддержка студенческого предпринимательства»



ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

2024, № 05 (май) Раздел 5.8. Педагогика

ART 241075 DOI 10.24412/2304-120X-2024-11075 УДК 378.147

Образовательная поддержка студенческого предпринимательства

Educational support for student entrepreneurship

Авторы статьи

L

Authors of the article

Назаров Михаил Александрович,

кандидат экономических наук, доцент кафедры учета, анализа и экономической безопасности ФГАОУ ВО «Самарский государственный экономический университет», г. Самара, Российская Федерация [email protected] ORCID: 0000-0002-8201-3328

Корнилова Ксения Алексеевна,

аспирант ФГАОУ ВО «Самарский государственный экономический университет», г. Самара, Российская Федерация

[email protected] ORCID: 0000-0001-8570-2308

Mikhail A. Nazarov,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of Accounting, Analysis and Economic Security, Samara State University of Economics, Samara, Russian Federation [email protected] ORCID: 0000-0002-8201-3328

Ksenia A. Kornilova,

Postgraduate Student, Samara State University of Economics, Samara, Russian Federation [email protected] ORCID: 0000-0001-8570-2308

Конфликт интересов

Conflict of interest statement

Конфликт интересов не указан

Для

цитирования

| Conflict of interest is not declared _ For citation

Назаров М. А., Корнилова К. А. Образовательная поддержка студенческого предпринимательства // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2024. - № 05. - С. 239-254. - URL: https://e-koncept.ru/2024/241075.htm - DOI 10.24412/2304-120X-2024-11075

M. A. Nazarov, K. A. Kornilova, Educational support for student entrepreneurship // Scientific-methodological electronic journal "Koncept". - 2024. - No. 05. - P. 239254. - URL: https://e-koncept.ru/2024/241075.htm -DOI: 10.24412/2304-120X-2024-11075

Поступила в редакцию Received 12.03.24 Получена положительная рецензия Received a positive review 23.04.24

Принята к публикации Accepted for publication 23.04.24 Опубликована Published 31.05.24

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Назаров М. А., Корнилова К. А., 2024

Аннотация

Сегодня федеральный проект «Платформа университетского технологического предпринимательства» становится все более популярным в студенческом сообществе. Результатами реализации проекта могут стать масштабное привлечение молодежи в предпринимательское сообщество и развитие интереса к проблемам предпринимательства со стороны учебных заведений и государства. На государственном уровне это будет способствовать повышению инвестиционной привлекательности научно-исследовательской, конструкторской сфер исследований и разработок через создание студенческих (молодежных) стартапов. Социально-культурная среда в государстве является важным условием для формирования основных элементов предпринимательского сектора. Цель исследования - выявить механизм необходимости формирования предпринимательских компетенций у студентов высших учебных заведений и процедуру поддержки со стороны государства. В результате эффективных мероприятий можно сформировать результативную систему коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности студентов на территории всей страны. Успешные стартапы с привлеченными инвестициями способны снабдить рынок, а соответственно, и население необходимыми товарами и услугами, удовлетворить его потребности; а также стоит отметить возможное создание ценностей и обеспечение социальных благ, поддержку таких сфер жизни общества, как медицина, образование, культура и т. д. Студенческое предпринимательство может быть очень полезным для студентов, так как оно помогает им развить навыки, необходимые для успешной карьеры, такие как лидерство, решение проблем, коммуникация и управление финансами. Кроме того, это может привести к созданию новых рабочих мест и экономическому росту. Развитие предпринимательских компетенций у студентов является важным аспектом образования. Существуют различные методы и подходы, которые могут помочь студентам усовершенствовать необходимые навыки и знания. Теоретическая значимость исследования состоит в разработанной модели - программе подготовки студентов к предпринимательской деятельности (развитие предпринимательских компетенций) при взаимодействии вуза и государственных органов. Практическая значимость работы заключается в возможности апробирования предложенного авторами факторного анализа для мониторинга состояния студенческого предпринимательства на уровне вузов отдельного региона или страны.

Ключевые слова

Abstract

Today, the Federal project "University Technological En-trepreneurship Platform" is becoming increasingly popular in the student community. The results of the project can be a large-scale attraction of young people into the business community and the development of interest in entrepreneurship problems on the part of educational institutions and the state. At the state level, this will help increase the investment attractiveness of the scientific research and design sphere of research and development through the creation of student (youth) startups. The socio-cultural environment in the country is an important condition for the formation of the main elements of the business sector. The aim of the study is to identify the mechanism of the need to develop entrepreneurial competences among students of higher educational institutions and the procedure for support from the government. As a result of effective measures, it is possible to form an effective system for commercializing the results of intellectual activity of students throughout the country. Successful startups with attracted investments are able to supply the market and, accordingly, the population with necessary goods and services and satisfy their needs; and we can also note the possible creation of values and the provision of social benefits, support for such areas of society as medicine, education, culture, etc. Student entrepreneurship can be very beneficial for students as it helps them develop skills needed for a successful career such as leadership, problem solving, communication and financial management. In addition, it can lead to the creation of new jobs and economic growth. The development of entrepreneurial competences in students is an important aspect of education. There are various methods and approaches that can help students develop the necessary skills and knowledge. The theoretical significance of the study lies in the developed model - a program for preparing students for entrepreneurial activity (development of entrepreneurial competences) in the interaction of the university and government agencies. The practical significance of the work lies in the possibility of testing the factor analysis proposed by the authors to monitor the condition of student entrepreneurship at the level of universities in a particular region or country.

Key words

образовательная деятельность, молодежное предпринимательство, образовательный процесс, гранто-вая поддержка, студенческие навыки

educational activities, youth entrepreneurship, educational process, grant support, student skills

Благодарности

Acknowledgements

Авторы выражают благодарность профессорско-преподавательскому составу ФГАОУ ВО «Самарский государственный экономический университет» за методическое обеспечение при подготовке статьи.

The authors express their gratitude to the academic staff of the Samara State Economic University for methodological support in preparing the article.

Введение / Introduction

Необходимость развития предпринимательских навыков у студентов продиктована несколькими социально-экономическими факторами [1]. Говоря о роли молодежного предпринимательства, нельзя не отметить следующее:

Во-первых, оно способствует освоению новых способов производства и новых перспективных сфер этого производства, а также постепенному выбыванию с рынка устаревших продуктов и услуг.

Во-вторых, этот вид деятельности является основой для создания механизмов координации и разработки стратегического плана развития через рынок и конкуренцию, а также взаимосвязи между всеми хозяйствующими субъектами [2-4].

Студенты стремятся развивать свои предпринимательские навыки из-за ряда причин (табл. 1), поэтому используют для этого различные пути. Это могут быть предпринимательские треки, встроенные в образовательные программы высших учебных заведений, сторонние конкурсы и мероприятия, а также варианты государственной поддержки, которая позволила бы получить грантовую помощь [5].

Таблица 1

Причины популяризации развития предпринимательских навыков

у студентов

Причина Пояснение актуальности

Финансовая независимость Предпринимательские навыки помогут студентам открыть свое дело и стать финансово независимыми. Это даст им возможность самостоятельно управлять своим заработком, не зависеть от работодателей и иметь возможность увеличивать свой доход

Навыки управления Становясь предпринимателями, студенты развивают навыки управления и лидерства. Они учатся принимать стратегические решения, управлять временем и ресурсами, мотивировать других и работать в команде. Эти навыки являются ключевыми для успешной карьеры в любой сфере

Саморазвитие Развитие предпринимательских навыков стимулирует студентов к саморазвитию, поскольку они должны будут принимать решения, рисковать и учиться на своих ошибках. Это поможет им стать уверенными в себе и способными справляться с различными трудностями

Умение адаптироваться Предпринимательство требует от студентов гибкости и умения адаптироваться к изменяющимся условиям. Это может включать в себя способность быстро реагировать на изменения на рынке, приспосабливаться к новым технологиям или адаптироваться к новым законам

Развитие сети контактов Как предприниматели студенты будут встречаться и взаимодействовать с людьми из различных сфер бизнеса. Это даст возможность создать обширную сеть контактов, которые могут помочь им в их карьере или бизнесе в будущем

Составлено авторами.

Следовательно, для того чтобы достичь экономической эффективности, успеха для всего государства как на внутреннем, так и на внешнем рынке, важен именно фактор предпринимательства как особого субъекта хозяйствования, а также как творческого, постоянно создающего что-то новое типа экономического поведения. Сам термин «предпринимательство» по своей экономико-социальной природе включает в себя понятия «идея» и «риск» [6]. Говоря про риск, нужно отметить, что нельзя путать понятия «бизнес» и «предпринимательство», так как не каждое дело может нести за собой риски, соответственно, не каждый бизнес является предпринимательским. Попытка создать нечто новое, что отличается от уже имеющегося на рынке продукта, постоянное развитие новой идеи - важная особенность предпринимательской деятельности, которая в конечном счете приводит к изменению и преобразованию ценностных установок [7].

Одним из признаков предпринимательской деятельности является ее независимость и самостоятельность. Исходя из этого, можно сказать, что любой хозяйствующий субъект, занимающийся таким типом деятельности, имеет личную экономическую заинтересованность в ее результате [8]. Однако несмотря на то, что основным стимулом

для осуществления предпринимательства является собственная выгода или прибыль, предприниматель при этом работает также и на благо общества, для которого производится то или иное благо. Государство реализовывает различные проекты для поддержания высокого уровня предпринимательской активности среди студентов в том числе благодаря внедрению предпринимательского трека в вузах [9]. Одним из значимых проектов в рамках трека является инициатива «Стартап как диплом» [10].

Данный федеральный проект - это инновационный подход к написанию выпускной квалификационной работы в университете, когда студент разрабатывает и реализует собственный стартап. Эта концепция позволяет студентам применять полученные знания и навыки на практике, развивать предпринимательские способности и создавать реальный продукт или услугу [11].

Процесс создания стартапа как диплома включает несколько этапов [12]:

1. Выбор идеи: студент должен предложить оригинальную идею, которая может стать основой для будущего стартапа. Идея должна быть актуальной, востребованной на рынке и соответствовать профилю студента.

2. Разработка бизнес-плана: студент составляет подробный план развития своего стартапа, включая анализ рынка, конкурентов, целевую аудиторию, стратегию продвижения и финансовые расчеты.

3. Реализация проекта: на этом этапе студент занимается разработкой и запуском продукта или услуги, поиском инвесторов, привлечением клиентов и продвижением стартапа.

4. Презентация проекта: по окончании работы над стартапом студент представляет свой проект перед комиссией, которая оценивает его эффективность, инно-вационность, потенциал роста и другие критерии.

Стартап как диплом позволяет студентам не только получить теоретические знания, но и применить их на практике [13], развить лидерские качества, научиться работать в команде и решать сложные задачи (табл. 2).

Таблица 2

Плюсы и минусы реализации программы «Стартап как диплом»

Плюсы программы Минусы программы

Практико-ориентированное обучение: студенты имеют возможность применять полученные знания на практике, создавая собственный стартап Высокий уровень стресса: создание стартапа - это процесс, который может быть очень стрессовым, особенно для студентов, которые только начинают свою карьеру

Развитие предпринимательских навыков: участие в создании стартапа требует от студента проявления предпринимательских качеств, таких как умение принимать решения, работать в команде, управлять рисками и т. д. Необходимость инвестиций: для создания стартапа необходимы инвестиции, которые не всегда доступны для студентов

Возможность привлечения инвестиций: успешные стар-тапы могут привлечь инвестиции от инвесторов, что может привести к росту и развитию проекта Риск неудачи: стартапы часто терпят неудачу, и студенты могут потерять свои инвестиции и время

Расширение сети контактов: работая над стартапом, студенты взаимодействуют с различными специалистами и предпринимателями, что позволяет им расширить свою сеть контактов

Опыт работы в условиях неопределенности: создание стартапа требует принятия решений в условиях неполноты информации и неопределенности, что развивает навыки принятия решений в сложных ситуациях

Составлено авторами.

Еще одним примером программы государственно-частной поддержки студенческого предпринимательства может служить программа «Ты - предприниматель». Она предоставляет молодым людям возможность получить финансовую поддержку для реализации своих бизнес-идей, а также консультации и помощь в развитии своего дела от опытных предпринимателей и экспертов [14].

Программа «Бизнес-навигатор МСП» предоставляет молодым предпринимателям информацию о мерах государственной поддержки, возможностях получения финансирования и консультационной помощи.

Государство активно реализует грантовую помощь студенческим проектам [15], которые проходят специализированные конкурсные испытания по ряду критериев. Одной из самых известных площадок для выявления успешных проектов на протяжении уже длительного времени остается платформа «Росмолодежь».

Упомянутая выше самостоятельность студенческой предпринимательской инициативы и независимость накладывает на хозяйствующий субъект и большую ответственность за результаты его работы. Рассматриваемая деятельность сама по себе изначально является новаторской и творческой, она базируется на постоянном поиске чего-то нового.

Сущность предпринимательской деятельности составляет производство материальных и нематериальных благ, имеющих ценность для их потребителя и, соответственно, приносящих прибыль их производителю [16].

Задачи предпринимательства могут быть разнообразными и подвержены изменению, и это зависит от многих условий, однако главная цель всегда постоянна - получение прибыли. Эта прибыль, по сути, является средством для самообеспечения и обеспечения бизнеса. Помимо этой цели можно назвать также снабжение рынка, а соответственно, населения необходимыми товарами и услугами, удовлетворение его потребностей; можно также отметить создание ценностей и обеспечение социальных благ, поддержку таких сфер жизни общества, как медицина, образование, культура и т. д.

Развитие интереса к молодежному предпринимательству позволяет сформировать следующие группы навыков, отражающих основные функции предпринимательства [17]:

- общеэкономические;

- инновационные (творческо-поисковая);

- ресурсные;

- социальные;

- организаторские.

Итак, первой и наиболее обобщенной является общеэкономическая функция. Она обусловлена тем, что молодые предприниматели выступают в качестве субъектов рыночных отношений. Деятельность этих субъектов заключается в производстве различных материальных и нематериальных благ, а также их реализации, то есть доведении до конечного покупателя, которыми являются другие физические и юридические лица, домохозяйства, государство. Этот процесс осуществляется в рамках и под влиянием законов рыночной экономики, где имеет место закон спроса и предложения, конкуренция на рынке, закон стоимости и прочее. Все это составляет основу для проявления данной функции. Динамичное развитие предпринимательского сектора в стране, в свою очередь, дает толчок к экономическому росту. Студенты, занимающиеся предпринимательством, повышают уровень финансовой культуры и грамотности.

Следующей из перечисленных функций является ресурсная функция. Она занимает одну из главенствующих позиций в функционале предпринимательского сектора. Без эффективного использования ресурсов нельзя представить поступательное

развитие предпринимательства. Ресурсами в данном случае называют все материальные и нематериальные условия и факторы производства, а именно средства производства, трудовые ресурсы, землю, научные достижения и талант предпринимателя как особую категорию ресурсов.

Субъект предпринимательства, в том числе из разряда студенчества, имеет все шансы добиться успеха в своем деле в том случае, если он сможет создать какую-либо новую и актуальную идею, реализовать нововведения в своей сфере деятельности, а также эффективно и грамотно использовать человеческие ресурсы.

Третья функция предпринимательства - инновационная, или творческо-поис-ковая. Молодежь способна сгенерировать актуальную коммерческую идею, так как ближе всего данная социальная группа связана с трендами и быстрыми изменениями, которые происходят в стране.

Следующая важная функция предпринимательства - социальная. Она заключается в способности и возможности любого дееспособного и правоспособного лица заниматься предпринимательской деятельностью, то есть быть собственником бизнеса, проявляя при этом свои собственные амбиции, возможности и таланты. Это очень важно для молодого поколения, способствует ускоренной социализации и появлению навыков бизнес-коммуникации. Параллельно с этим успешная предпринимательская деятельность студентов и ее развитие приводят к росту числа рабочих мест в стране, к уменьшению числа безработных и, как следствие, к сокращению уровня безработицы, а также к укреплению положения в обществе наемной рабочей силы.

Последней, но не по значению, является организаторская функция предпринимательской деятельности. Она находит свое проявление в принятии субъектами предпринимательства самостоятельных решений по поводу организации своей работы, ведению дел, изменениям, необходимым бизнесу в тот или иной момент, в формировании аппарата управления, в организации структур предпринимательства, корректировке стратегии и цели и прочее.

Студенческое предпринимательство - неотъемлемая часть инновационной экономической деятельности государства. Таким образом, развитие студенческого предпринимательства через формирование предпринимательских компетенций и их поддержку - это важный аспект образовательной деятельности высших учебных заведений и помощи со стороны государства через различные каналы обратной связи и потенциального инвестирования.

Обзор литературы / Literature review

Предпринимательским навыкам в российской педагогической школе стали уделять значительное внимание совсем недавно. В образовательном процессе появляются профессиональные предпринимательские образовательные треки, дисциплины, связанные с развитием критического и творческого мышления, риск-менеджментом и бизнес-планированием. Важной частью обучения предпринимательским навыкам в российской педагогической школе является обучение финансовой грамотности. Учащиеся изучают основы экономики, маркетинга и управления финансами, что позволяет им лучше понимать, как работает бизнес и как принимать обоснованные решения. У обучающихся появляется возможность заниматься проектной деятельностью в рамках классических и привычных дисциплин. Проблему актуальности и необходимости развития предпринимательских навыков у студентов в процессе обучения через грамотную образовательную модель выделяют Г. А. Набиев и О. Бакирова [18].

Авторы для решения проблемы предлагают поэтапное решение следующих задач:

1. Реализовать обучение экономическим дисциплинам на базовом уровне для студентов всех профилей и направлений, при этом авторами статей доказывается теория о том, что начинать обучение нужно уже со школьного возраста.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Выделить предпринимательство в отдельный вид креативной профессиональной деятельности для будущих молодых специалистов.

3. Расширить классификации мыслительной деятельности, выделить предпринимательское мышление в отдельную категорию на теоретическом и практическом уровнях образовательных программ.

4. Включить развитие предпринимательских навыков не только в учебный образовательный план, но и в воспитательный план образовательного учреждения.

5. Стремиться к формированию практико-ориентированного образовательного плана.

О необходимости включения специальной дисциплины «Основы предпринимательской деятельности» говорят в своей статье Я. И. Загребецкая и И. И. Крестина. Авторы статьи приводят аргументы, подтверждающие их точку зрения [19].

В рамках дисциплины предлагается апробация знаний и умений, полученных в рамках дисциплины, на групповых бизнес-проектах. Возможность представить свой «продукт» в конечном счете даст мотивацию к его доработке и получению реальных сторонних инвестиций на различных грантовых конкурсах для выхода на рынок. Это способствует большей мотивации со стороны студенческого сообщества.

Поддерживают эту точку зрения и Ю. Б. Рубин и Д. П. Можжухин. В публикации всесторонне обсуждается значимость предпринимательского образования в российском высшем образовании [20]. На основе функциональной образовательной карты предпринимательства происходит выделение особых групп профессиональных функций. Авторы статьи говорят о необходимости включения профессиональных предпринимательских компетенций в образовательные программы, открытия специализированных программ и специальностей. Обучение должно быть построено на компетентностном и практико-ориентированном подходах.

Статья также рассматривает программу «Стартап как диплом» и возможность получения двойной профессиональной квалификации выпускниками. Однако отмечается, что из-за отсутствия консенсуса в признании предпринимательства отдельным направлением высшего образования вузы вынуждены искать нестандартные пути построения программ, включения профессиональных компетенций в иные направления подготовки.

Авторы также обсуждают текущие результаты деятельности Федеральной инновационной площадки для развития непрерывного предпринимательского образования и предлагают не включать такие программы в направление «Менеджмент».

Кроме реформирования образовательных программ, необходимо осуществить мониторинг усвоения полученных знаний и выявить слабые черты в развитии предпринимательских компетенций у обучающихся. Задачей вуза и потенциальных инвесторов в лице государственных инициативных организаций остается выстраивание коммуникаций через различные каналы связи. Коллектив авторов под руководством А. Н. Романовой предлагает вариант первичной диагностики с ее последующим анализом по вопросам, связанным с формированием предпринимательских компетенций [21].

Анкета, представленная авторами, способствует формированию предпринимательской экосистемы вуза. Появляется возможность повысить уровень инициативы в

студенческом сообществе и привлечь государственные органы для поддержки успешных и креативных идей студентов.

Сравнительный анализ на основе корреляционной модели, проведенный под руководством А. В. Пеши, позволил выделить качественные и количественные факторы успешности и инициативности студенческих предпринимательских проектов [22].

Авторы отмечают, что на уровень получения предпринимательских компетенций влияют множество факторов:

- пол;

- возраст;

- форма обучения;

- наличие намерений и представления о будущем;

- конкурентоспособность личностных преимуществ;

- идеи и ресурсные возможности.

Использовать кластерную модель для формирования студенческой предпринимательской бизнес-среды рекомендует коллектив под руководством В. Ю. Стромова [23]. В работе коллектива представлен положительный опыт создания такой модели в Тамбовском государственном университете имени Г. Р. Державина. Модель включает в себя взаимодействие государственных и образовательных сил в пять этапов формирования кластера:

1. Составление единой методологической программы.

2. Подготовка к открытию бизнес-инкубатора на базе вуза.

3. Реализация проектного центра для обучения и формирования компетенций.

4. Совместная разработка стартапов для решения общественно важных проблем.

5. На конечном этапе - защита проектов, устранение ошибок и реализация в условиях реальной экономики.

В иностранных педагогических и социально-экономических научных школах актуален вопрос взаимодействия общеобразовательного процесса и бизнес-сообщества в рамках бизнес-программ и бизнес-образования. Коллектив под руководством Ш. М. Вана рассмотрел вопрос взаимодействия на примере положительной практики Тайваньского университета [24].

Профессиональные компетенции в области предпринимательства сформированы на более высоком уровне у тех студентов, которые получали знания как в общем образовательном процессе, так и параллельно через коммуникацию с бизнес-сообществом. Такая практика способствует повышению студенческой мотивации и уменьшению рисков через снижение институциональных издержек и противоречий.

Европейская практика ведущей роли высшего образования при формировании предпринимательских способностей рассмотрена в коллективной статье, написанной под руководством А. Морено [25]. В этом исследовании представлен анализ предпринимательских компетенций студентов второго и четвертого курсов бакалавриата Университета Кастилия-Ла-Манча (UCLM) в рамках предпринимательского трека учебного заведения. Анализ выборки из 1874 студентов выявил три профиля компетенций студентов UCLM. Первый профиль связан с компетенциями в выполнении действий и принятии решений, второй - с неприятием риска и управлением неопределенностью, а третий - со способностью к командной работе. Кроме того, было обнаружено, что компетенции, связанные с внедрением и исполнительской деятельностью, существенно влияют на создание рабочих мест, поскольку они демонстрируют положительную взаимосвязь с намерением создать компанию в первые три года после

окончания учебы. Компетенции, связанные с эмоциями, также оказывают значительное влияние на предпринимательское намерение, хотя эта связь отрицательная. Наконец, было обнаружено, что компетенции, основанные только на социально-практическом взаимодействии без включения профессиональных дисциплин, в дальнейшем не дают положительных результатов.

Мониторинг развития предпринимательских компетенций проведен и группой авторов под руководством Р. Феррерас [26]. Результаты исследования подтверждают, что существуют значительные взаимосвязи между различными группами компетенций. В частности, это показывает, что общие компетенции влияют на конкретные компетенции и что существует тесная взаимосвязь между системными и профессиональными компетенциями и предпринимательскими компетенциями

То, что предпринимательские компетенции формируются только при наличии инновационной среды, отражается в исследовании коллектива авторов под руководством Вон-Сик Хвана [27]. Авторы исследовательской статьи подчеркивают особенность косвенного и прямого воздействия наличия инфраструктуры на развитие национального предпринимательства. Таким образом, создание единой модели развития предпринимательских компетенций в вузе, а также открытие необходимых поддерживающих центров и инкубаторов на уровне государства будет способствовать повышению качества студенческого предпринимательства.

На основании практико-ориентированных исследований авторов разных научных школ можно сделать ряд выводов относительно развития предпринимательских компетенций в студенческой среде:

1. Для формирования предпринимательских компетенций необходим четкий учебный план, включающий как общие, так и социально-коммуникационные дисциплины.

2. В основе обучения лежит практико-ориентированный подход.

3. Вуз и государственные органы должны взаимодействовать на стратегическом уровне в рамках создания общих инновационных программ и предпринимательской инфраструктуры для будущих предпринимателей.

Методологическая база исследования / Methodological base of the research

Для изучения категории «молодежное (студенческое) предпринимательство» в контексте социально-экономических отношений можно использовать следующие методологические подходы и инструменты, связанные с анализом данной категории и ее взаимосвязи с проблемами мотивации развития специализированных навыков не только со стороны студенческого сообщества, но и со стороны государства и высших учебных заведений:

1. Качественный сравнительный анализ помогает осуществить классификационный анализ по выявленным критериям. Осуществлять анализ можно по различным социально-управленческим методикам.

2. Терминологический анализ помогает выявить сущность категорий и отметить их функциональные особенности.

3. Кейс-стади - анализ и изучение реальных успешных практик студенческого предпринимательства и поддержки со стороны государства и университетского сообщества [28, 29].

4. Моделирование - система исследования, позволяющая создать копии или представления чего-либо с целью изучения, анализа или демонстрации.

Математическая модель поддержки молодежного предпринимательства и влияния на его популярность ряда факторов может быть представлена в виде системы уравнений

и ограничений, описывающих различные аспекты деятельности молодых предпринимателей и меры поддержки, предоставляемые государством и некоммерческими организациями. Например, такая модель может включать цепочку уравнений, описывающих динамику численности молодых предпринимателей, динамику инвестиций в молодежное предпринимательство, зависимость успешности молодых предпринимателей от различных факторов (например, наличия образования или опыта работы) и т. д.

Для такой модели ограничения могут быть связаны с бюджетными ограничениями, доступностью ресурсов и другими факторами. Решение такой модели позволяет определить оптимальные параметры поддержки молодежного предпринимательства, обеспечивающие максимальный эффект с точки зрения роста числа успешных молодых предпринимателей и увеличения инвестиций в эту сферу.

Для создания линейной модели влияния различных факторов на развитие студенческого предпринимательства можно использовать следующие переменные:

X1 - уровень образования студентов (измеряется в баллах ЕГЭ или количестве пройденных курсов).

X2 - количество часов, проведенных в инкубаторе стартапов или на менторских сессиях.

X3 - уровень безработицы в регионе (в процентах).

X4 - конкуренция на рынке (измеряется количеством стартапов в регионе).

X5 - наличие профессиональных дисциплин.

X6 - государственная поддержка.

Тогда модель будет иметь вид:

Y = b0 + b1X1 + b2X2 + b3X3 + b4X4+ b5X5+ b6X6, где Y - вероятность успеха студенческого стартапа, b0 - константа, b1, b2, b3, b4, b5 и b6 - коэффициенты, которые необходимо определить.

Данная модель является линейной, так как она представляет собой линейную функцию от переменных. Это означает, что если мы увеличиваем значение одной переменной на определенную величину, то изменение зависимой переменной будет происходить на одну и ту же величину.

При осуществлении апробации модели на конкретных данных необходимо собрать региональную статистику по уровню образования студентов, количеству часов, проведенных в инкубаторах стартапов, уровню безработицы и конкуренции в разных регионах, наличию или отсутствию государственной поддержки. Затем можно использовать регрессионный анализ для определения коэффициентов b0, b1, b2, b3, b4, b5 и b6.

Для оценки точности модели можно использовать различные метрики, такие как коэффициент детерминации, средняя абсолютная ошибка, средняя квадратическая ошибка и другие. Чем выше значение данных характеристик, тем точнее модель предсказывает вероятность успеха студенческого стартапа.

5. Контекст-анализ [30] - мониторинг научной литературы, анализ нормативных и инструктивно-методических документов, выявление классификаций и компонентный анализ. На основании контекстного анализа можно предложить теоретическую модель формирования предпринимательских компетенций.

Результаты исследования / Research results

Для формирования теоретической модели - программы формирования предпринимательских компетенций у студентов вузов через комплексную поддержку научного сообщества и государства - проанализируем внешнюю среду, в которой реализуется студенческое предпринимательство, при помощи PEST-анализа (табл. 3).

Таблица 3

РБЬТ-анализ среды студенческого предпринимательства

Политические факторы Экономические факторы

Законодательная поддержка студенческого предпринимательства со стороны государства Уровень экономического развития региона или страны

Наличие федеральных и региональных образовательных программ и курсов по развитию предпринимательских навыков для студентов Уровень безработицы среди студентов

Политическая стабильность и ее влияние на предпринимательство Цены на ресурсы для студенческого предпринимательства (например, аренда помещения, покупка оборудования)

Социальные факторы Технологические факторы

Отношение общества к студенческому предпринимательству Инновационные технологии, доступные для студенческого предпринимательства, такие как интернет-технологии, искусственный интеллект, робототехника

Демографические данные студентов, включая их возраст, пол, уровень образования и т. д. Доступ к информационным ресурсам и базам данных для развития предпринимательства среди студентов

Социальная мобильность и возможности для карьерного роста в студенческом предпринимательстве.

Составлено авторами.

На основе анализа этих факторов можно определить возможности и угрозы для развития студенческого предпринимательства в конкурентной среде, а также разработать стратегии для улучшения условий и поддержки студентов-предпринимателей, как действующих, так и потенциальных.

Среди возможностей для развития студенческого предпринимательства на основании группы факторов можно выделить:

- грантовую поддержку государства и вузов;

- возможное привлечение партнеров из бизнес-сферы;

- развитие предпринимательской инфраструктуры.

Однако наблюдаемые угрозы останавливают студентов от активных действий и желания улучшать свои предпринимательские навыки:

- риск неудачи и снижение студенческой мотивации;

- изменения в законодательстве и конкурентной среде, барьеры входа в сферу бизнеса.

Оценить важность представленных факторов можно через факторную линейную модель. Апробируя ее на доступных региональных статистических показателях, можно прийти к выводу, что значимыми факторами для Самарской области будут являться:

1. Уровень образования студентов (измеряется в баллах ЕГЭ или количестве пройденных курсов).

2. Количество часов, проведенных в инкубаторе стартапов или на менторских сессиях.

3. Наличие профессиональных дисциплин.

4. Государственная поддержка.

Таким образом, конечная модель из значимых факторов для Самарского региона будет выглядеть следующим образом:

У = Ь0 + Ь1Х1 + Ь2Х2 + Ь5Х5 + Ь6Х6.

На основании регрессионного анализа мы получили конечную модель, позволяющую осуществить прогнозирование уровня развития молодежного (студенческого предпринимательства) в регионе или в отдельном вузе. Так как коэффициент детерминации стремится к единице, можно утверждать, что данная модель значима и может быть использована для расчета уровня успешности молодежного предпринимательства.

Составим поэтапную модель - программу формирования предпринимательских компетенций у студентов вузов. Она может включать следующие этапы.

Этап 1: оценка текущего уровня предпринимательских компетенций студентов. На этом этапе необходимо провести анализ существующих компетенций студентов и определить их потребности в развитии. Для этого можно использовать анонимную анкету с открытыми и закрытыми вопросами об опыте предпринимательской деятельности и вопросами по финансовой грамотности. На основании анализа анкет членов студенческой группы определяется уровень развития навыков у группы.

Этап 2: разработка программы обучения. На основе результатов анализа необходимо разработать программу обучения, которая будет направлена на развитие необходимых компетенций. Программа может включать различные формы обучения, такие как семинары, тренинги, мастер-классы, работа с наставниками и т. д. На данном этапе вносятся коррективы в образовательный процесс, при достаточном уровне развития предпринимательских навыков упор делается на активные методы обучения и встречи с наставниками, привлечение практиков; при недостаточном уровне развития предпринимательских навыков сначала совершенствуются навыки по финансовой грамотности. Для этого могут быть выделены дополнительные теоретические и лекционные часы, реализоваться практические занятия с общими темами по основам предпринимательской деятельности.

Этап 3: реализация программы обучения. На этом этапе проводится непосредственное обучение студентов в соответствии с разработанной программой. Важно обеспечить активное участие студентов в процессе обучения и создать условия для их самостоятельного развития. Образовательная программа должна предполагать обратную связь со стороны студентов. Также необходимо создавать условия для самостоятельного развития студентов, например, через предоставление доступа к дополнительным источникам информации, организацию проектной деятельности и т. д.

Этап 4: мониторинг и оценка результатов обучения. После завершения программы необходимо провести оценку ее эффективности. Для этого можно использовать различные методы оценки, такие как тестирование, анкетирование, наблюдение и т. д. В рамках оценки компетенций может быть разработан комплексный фонд оценочных средств, включающий в себя теоретический тест и командное решение проектного кейса.

Заключение / Conclusion

Совершенствование системы развития предпринимательских навыков - это системный и комплексный подход, включающий в себя взаимодействие субъектов триады «студент - вуз - государство». Каждый участник взаимодействия должен быть за-мотивирован в процессе обучения и поддержки.

Студенческая предпринимательская макросреда формируется при участии государства, причем достаточно активном. Государственным аппаратом формируется внешняя и внутренняя политика, налоговая система, система процентных ставок, которая является гибкой для ее корректировки при изменении ситуации, а также законодательная база, регулирующая сферу экономических отношений между субъектами предпринимательской

и иной деятельности. Кроме того, государство должно формировать систему грантовых конкурсов для данной перспективной группы предпринимателей, а также уделять внимание обучению. Внешняя среда оказывает общее влияние на предпринимательство, с одной стороны, и обозначает некие рамки в осуществлении действий в правовой, экономической и даже социальной сферах, с другой стороны.

Высшие учебные заведения также могут поддерживать предпринимательскую инициативу студенчества путем формирования навыков в рамках встроенных модулей, треков, работ в специализированных симуляционных лабораториях и т. д.

Университеты и государственные программы по всему миру проявляют различные инициативы для поддержки студентов в развитии их предпринимательских навыков. Система поддержки в конечном виде должна затрагивать следующие аспекты:

- Создание программ и курсов по предпринимательству на базе высшего учебного заведения: введение дополнительного одноименного предмета в базовую часть образовательной программы, а также факультативов по выбору с привлечением преподавателей-практиков. Для этого может быть введен предмет «Основы предпринимательской деятельности», где лекционная часть будет реализована преподавателями-теоретиками из числа ППС, преподающих финансовые/ экономические дисциплины; практические (лабораторные) занятия будут проводиться с привлечением преподавателей-практиков. Общий мониторинг усвоения дисциплин будет осуществляться совместно, с презентацией лучших командных проектов групп на общевузовском мероприятии.

- Проведение семинаров и тренингов с действующими предпринимателями на региональном уровне на базе молодежной предпринимательской инфраструктуры региона. Поддержка в создании совместных творческо-научных предпринимательских акселераторов и кластеров среди студентов не только разных направлений подготовки, но и разных учебных заведений. Совместно с государственными (региональными) центрами развития предпринимательства и площадками коллективной работы «Точка кипения» проведение открытых дней дверей для студентов всех вузов региона, знакомство с возможностями и профессиональным потенциалом каждого из них. Это способствует сплочению команд и их приращению новыми членами, созданию междисциплинарных предпринимательских проектов по итогу совместной работы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Сопроводительная и инвестиционная поддержка стартапов, действующих и потенциальных, на федеральном уровне, увеличение числа грантовых конкурсов по ряду направлений. Дополнительные менторные сессии с предпринимателями, которые уже получили грант, помощь в сопровождении проекта после прохождения точки безубыточности.

- Создание единых коммуникационных площадок для связи студентов - потенциальных предпринимателей, предпринимателей регионов, вузов. Для реализации данной цели можно использовать региональную межвузовскую краудфандинговую платформу, к которой будет доступ у потенциальных инвесторов и молодежных предпринимательских коллективов.

Ссылки на источники / References

1. Ажлуни А. М., Борзова Д. А., Петрова А. Н. Национальные проекты России и их финансирование // РСЭУ. -

2019. - № 2 (45). - С. 130-133.

2. Емельянова И. А. Молодежное предпринимательство в современной России: проблемы и перспективы

развития правового регулирования // Вестник ПАГС. - 2023. - № 1. - С. 60-67.

3. Меркулов П. А. Молодежное предпринимательство как фактор устойчивого социально-экономического роста // Среднерусский вестник общественных наук. - 2017. - № 3. - С. 42-52.

4. Грибанов Г. А. Молодежное предпринимательство в России // Социально-гуманитарные знания. - 2019. -№ 7. - С. 134-140.

5. Широкова Г. В., Цуканова Т. В., Богатырева К. А. Факторы формирования предпринимательских намерений российских студентов // Вестник Санкт-Петербургского университета. Менеджмент. - 2015. - № 3. - С. 21-41.

6. Полутова М. А. Генезис представлений зарубежных исследователей о сущности и характерных признаках феномена - «Предпринимательство» // Вестник ЗабГУ. - 2013. - № 1. - С. 63-75.

7. Широкова Г. В. Предпринимательская ориентация: истоки концепции и основные подходы к исследованию // Российский журнал менеджмента. - 2012. - № 3. - С. 55-72.

8. Савенко Н. Е. К вопросу о понятии и признаках предпринимательской деятельности в современных условиях // Вестник ЮУрГУ. Серия: Право. - 2022. - № 1. - С. 73-83.

9. Литвинова Р. Н., Потанина М. В., Абдрахманова А. А. Образовательная среда вуза как ресурс развития предпринимательских компетенций студентов // Общество: социология, психология, педагогика. - 2021. -№ 6 (86). - С. 116-121.

10. Круглова М. С., Шуванов И. Б., Шуванова В. П., Круглова Л. Э. Особенности управления подготовкой выпускной квалификационной работы бакалавра в виде стартапа // Современное образование. - 2022. -№ 4. - С. 10-17.

11. Кирьякова А. В., Спешилова Н. В., Гореликова-Китаева О. Г. Проблемы и преимущества защиты выпускной квалификационной работы в форме стартапа // Вестник ОГУ. - 2021. - № 1 (229). - С. 47-55.

12. Кузюкова А. В. Стартапы как инновационная технология подготовки будущих инженеров в современном техническом вузе // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2020. - № 1. - С. 123-127.

13. Унтервальд Ю. В., Козак М. В. Стартап как диплом: новый формат ВКР в высших учебных заведениях // Педагогическая наука и образование в диалоге со временем: материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. - Астрахань, 2021. - С. 80-86.

14. Головина Т. А., Меркулов П. А., Полянин А. В. Государственная поддержка молодежного предпринимательства в России // Экономическая политика. - 2017. - № 5. - С. 42-61.

15. Шамиев И. Д., Воронина Е. В. Грантовая поддержка как инструмент пространственного развития регионов Российской Федерации // Северный регион: наука, образование, культура. - 2019. - № 3-4 (43-44). -С. 96-101.

16. Петрулёв Д. С., Гусарова М. С. Государственное регулирование и проблемы грантовой политики в Российской Федерации // Московский экономический журнал. - 2019. - № 6. - С. 241-254.

17. Климук В. В. Эволюция и тенденции развития инновационного молодежного предпринимательства // Вестник Академии знаний. - 2021. - № 4 (45). - С. 126-136.

18. Набиев Г. А., Бакирова О. Развитие предпринимательских компетенций у обучающихся общеобразовательной организации // Scientific progress. - 2022. - № 2. - С. 944-951.

19. Загребецкая Я. И., Крестина И. И. Формирование предпринимательских компетенций у студентов в рамках образовательного процесса // Образование. Карьера. Общество. - 2022. - № 3 (74). - С. 21-24.

20. Рубин Ю. Б., Можжухин Д. П. Высшее предпринимательское образование: ориентиры становления и смягчения ограничений // Высшее образование в России. - 2022. - № 11. - С. 106-121.

21. Романова А. Н., Геращенко И. П., Гешко О. А. Диагностика среды формирования предпринимательских компетенций студентов // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 76-4. -С. 282-286.

22. Пеша А. В., Шавровская М. Н., Лапина Т. А. Сравнительный анализ развития предпринимательских компетенций студентов ВУЗов // Высшее образование в России. - 2023. - № 3. - С. 134-152.

23. Стромов В. Ю., Сысоев П. В., Завьялов В. В. Кластерный подход к развитию молодёжного предпринимательства в классическом вузе // Высшее образование в России. - 2019. - № 7. - С. 102-109. - DOI: 10.31992/0869-3617-2019-28-7-102-109.

24. Wang Shu-Mei, Yueh Hsiu-Ping, Wen Pei-Chang. How the New Type of Entrepreneurship Education Complements the Traditional One in Developing Entrepreneurial Competencies and Intention // Frontiers in Psychology. -2019. - DOI: 10. 10.3389/fpsyg.2019.02048.

25. Moreno Á., Muñoz L., Rosario P. The Role of Higher Education in Development of Entrepreneurial Competencies: Some Insights from Castilla-La Mancha University in Spain // Administrative Sciences. - 2019. - DOI: 9.10.3390/admsci9010016.

26. Ferreras R., Sales-Zaguirre J., Serradell Lopez E. Developing entrepreneurial competencies in higher education: a structural model approach // Education + Training. ahead-of-print. - 2021. - DOI: 10.1108/ET-09-2020-0257.

27. Hwang Won-Sik, Choi Hyundo, Shin Jungwoo. A mediating role of innovation capability between entrepreneurial competencies and competitive advantage // Technology Analysis & Strategic Management. - 2019. - 32. - P. 114. - DOI: 10.1080/09537325.2019.1632430.

28. Трапезникова Т. Н. Новейшие педагогические технологии: кейс-метод (метод ситуационного анализа) // Территория науки. - 2015. - № 5. - С. 52-59.

29. Буйлова Л. Н. Сущность и специфика дополнительного образования детей в современной системе образования российской Федерации // МНКО. - 2011. - № 6-2. - С. 130-134.

30. Калашников В. Г. Метод контекстного анализа в методологии контекстного подхода // Педагогика и психология образования. - 2018. - № 2. - С. 48-61.

1. Azhluni, A. M., Borzova, D. A., & Petrova, A. N. (2019). "Nacional'nye proekty Rossii i ih finansirovanie" [Russian national projects and their financing], RSEU, № 2 (45), pp. 130-133 (in Russian).

2. Emel'yanova, I. A. (2023). "Molodezhnoe predprinimatel'stvo v sovremennoj Rossii: problemy i perspektivy razvitiya pravovogo regulirovaniya" [Youth entrepreneurship in modern Russia: problems and prospects for the development of legal regulation], Vestnik PAGS, № 1, pp. 60-67 (in Russian).

3. Merkulov, P. A. (2017). "Molodezhnoe predprinimatel'stvo kak faktor ustojchivogo social'no-ekonomicheskogo rosta" [Youth entrepreneurship as a factor of sustainable socio-economic growth], Srednerusskij vestnik ob-shchestvennyh nauk, № 3, pp. 42-52 (in Russian).

4. Gribanov, G. A. (2019). "Molodezhnoe predprinimatel'stvo v Rossii" [Youth entrepreneurship in Russia], Social'no-gumanitarnye znaniya, № 7, pp. 134-140 (in Russian).

5. Shirokova, G. V., Cukanova, T. V., & Bogatyreva, K. A. (2015). "Faktory formirovaniya predprinimatel'skih namerenij rossijskih studentov" [Factors in shaping the entrepreneurial intentions of Russian students], Vestnik Sankt-Peter-burgskogo universiteta. Menedzhment, № 3, pp. 21-41 (in Russian).

6. Polutova, M. A. (2013). "Genezis predstavlenij zarubezhnyh issledovatelej o sushchnosti i harakternyh priznakah fenomena - "Predprinimatel'stvo" [The genesis of foreign researchers' ideas about the essence and characteristic features of the phenomenon - "Entrepreneurship"], Vestnik ZabGU, № 1, pp. 63-75 (in Russian).

7. Shirokova, G. V. (2012). "Predprinimatel'skaya orientaciya: istoki koncepcii i osnovnye podhody k issledovaniyu" [Entrepreneurial orientation: origins of the concept and main approaches to investigation], Rossijskij zhurnal menedzhmenta, № 3, pp. 55-72 (in Russian).

8. Savenko, N. E. (2022). "K voprosu o ponyatii i priznakah predprinimatel'skoj deyatel'nosti v sovremennyh uslovi-yah" [On the issue of the concept and characteristics of entrepreneurial activity in modern conditions], Vestnik YuurGU. Seriya: Pravo, № 1, pp. 73-83 (in Russian).

9. Litvinova, R. N., Potanina, M. V., & Abdrahmanova, A. A. (2021). "Obrazovatel'naya sreda vuza kak resurs razvitiya predprinimatel'skih kompetencij studentov" [The educational environment of the university as a resource for the development of entrepreneurial competences of students], Obshchestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika, № 6 (86), pp. 116-121 (in Russian).

10. Kruglova, M. S., Shuvanov, I. B., Shuvanova, V. P., & Kruglova, L. E. (2022). "Osobennosti upravleniya podgotovkoj vypusknoj kvalifikacionnoj raboty bakalavra v vide startapa" [Some aspects of supervising the preparation of bachelor's final qualifying work in the form of a startup], Sovremennoe obrazovanie, № 4, pp. 10-17 (in Russian).

11. Kir'yakova, A. V., Speshilova, N. V., & Gorelikova-Kitaeva, O. G. (2021). "Problemy i preimushchestva zashchity vypusknoj kvalifikacionnoj raboty v forme startapa" [Problems and advantages of defending a final qualifying thesis in the form of a startup], Vestnik OGU, № 1 (229), pp. 47-55 (in Russian).

12. Kuzyukova, A. V. (2020). "Startapy kak innovacionnaya tekhnologiya podgotovki budushchih inzhenerov v sov-remennom tekhnicheskom vuze" [Startups as an innovative technology for training future engineers in a modern technical university], Nauka o cheloveke: gumanitarnye issledovaniya, № 1, pp. 123-127 (in Russian).

13. Unterval'd, Yu. V., & Kozak, M. V. (2021). "Startap kak diplom: novyj format VKR v vysshih uchebnyh zavedeniyah" [Startup as a diploma: a new format of thesis in higher education institutions], Pedagogicheskaya nauka i obrazovanie v dialoge so vremenem: materialy VI Mezhdunar. nauch.-prakt. konf, Astrahan', pp. 80-86 (in Russian).

14. Golovina, T. A., Merkulov, P. A., & Polyanin, A. V. (2017). "Gosudarstvennaya podderzhka molodezhnogo predprin-imatel'stva v Rossii" [Government support for youth entrepreneurship in Russia], Ekonomicheskaya politika, № 5, pp. 42-61 (in Russian).

15. Shamiev, I. D., & Voronina, E. V. (2019). "Grantovaya podderzhka kak instrument prostranstvennogo razvitiya re-gionov Rossijskoj Federacii" [Grant support as a tool for territorial development of the regions of the Russian Federation], Severnyj region: nauka, obrazovanie, kul'tura, № 3-4 (43-44), pp. 96-101 (in Russian).

16. Petrulyov, D. S., & Gusarova, M. S. (2019). "Gosudarstvennoe regulirovanie i problemy grantovoj politiki v Rossijskoj Federacii" [State regulation and problems of grant policy in the Russian Federation], Moskovskij ekonomich-eskij zhurnal, № 6, pp. 241-254 (in Russian).

17. Klimuk, V. V. (2021). "Evolyuciya i tendencii razvitiya innovacionnogo molodezhnogo predprinimatel'stva" [The evolution and development trends of innovative youth entrepreneurship], Vestnik Akademii znanij, № 4 (45), pp. 126-136 (in Russian).

18. Nabiev, G. A., & Bakirova, O. (2022). "Razvitie predprinimatel'skih kompetencij u obuchayushchihsya obshcheo-brazovatel'noj organizacii" [Development of entrepreneurial competences among students of a general education organization], Scientific progress, № 2, pp. 944-951 (in Russian).

19. Zagrebeckaya, Ya. I., & Krestina, I. I. (2022). "Formirovanie predprinimatel'skih kompetencij u studentov v ramkah obrazovatel'nogo processa" [Formation of entrepreneurial competences among students within the framework of the educational process], Obrazovanie. Kar'era. Obshchestvo, № 3 (74), pp. 21-24 (in Russian).

20. Rubin, Yu. B., & Mozhzhuhin, D. P. (2022). "Vysshee predprinimatel'skoe obrazovanie: orientiry stanovleniya i smyagcheniya ogranichenij" [Higher entrepreneurial education: guidelines for the formation and easing of restrictions], Vysshee obrazovanie v Rossii, № 11, pp. 106-121 (in Russian).

21. Romanova, A. N., Gerashchenko, I. P., & Geshko, O. A. (2022). "Diagnostika sredy formirovaniya predprinimatel'skih kompetencij studentov" [Diagnostics of the environment for the formation of entrepreneurial competences of students], Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya, № 76-4, pp. 282-286 (in Russian).

22. Pesha, A. V., Shavrovskaya, M. N., & Lapina, T. A. (2023). "Sravnitel'nyj analiz razvitiya predprinimatel'skih kompetencij studentov VUZov" [Comparative analysis of the entrepreneurial competences development among university students], Vysshee obrazovanie v Rossii, № 3, pp. 134-152 (in Russian).

23. Stromov, V. Yu., Sysoev, P. V., & Zav'yalov, V. V. (2019). "Klasternyi podhod k razvitiyu molodezhnogo predprinimatel'stva v klassicheskom vuze" [Cluster approach to the development of youth entrepreneurship in a classical university], Vysshee obrazovanie v Rossii, № 7, pp. 102-109. DOI: 10.31992/0869-3617-2019-28-7-102-109 (in Russian).

24. Wang, Shu-Mei, Yueh, Hsiu-Ping, & Wen, Pei-Chang (2019). "How the New Type of Entrepreneurship Education Complements the Traditional One in Developing Entrepreneurial Competencies and Intention", Frontiers in Psychology. DOI: 10. 10.3389/fpsyg.2019.02048 (in English).

25. Moreno, Á., Muñoz, L., & Rosario, P. (2019). "The Role of Higher Education in Development of Entrepreneurial Competencies: Some Insights from Castilla-La Mancha University in Spain", Administrative Sciences. DOI: 9. 10.3390/admsci9010016 (in English).

26. Ferreras, R., Sales-Zaguirre, J., & Serradell Lopez, E. (2021). "Developing entrepreneurial compe-tencies in higher education: a structural model approach", Education + Training. ahead-of-print. DOI: 10.1108/ET-09-2020-0257 (in English).

27. Hwang, Won-Sik, Choi, Hyundo, & Shin, Jungwoo (2019). "A mediating role of innovation capability between entrepreneurial competencies and competitive advantage", Technology Analysis & Strategic Management, 32, pp. 1-14. DOI: 10.1080/09537325.2019.1632430 (in English).

28. Trapeznikova, T. N. (2015). "Novejshie pedagogicheskie tekhnologii: kejs-metod (metod situacionnogo analiza)" [The latest pedagogical technologies: case method (method of situational analysis)], Territoriya nauki, № 5, pp. 52-59 (in Russian).

29. Bujlova, L. N. (2011). "Sushchnost' i specifika dopolnitel'nogo obrazovaniya detej v sovremennoj sisteme obrazovaniya rossijskoj Federacii" [The essence and specificity of additional education for children in the modern education system of the Russian Federation], MNKO, № 6-2, pp. 130-134 (in Russian).

30. Kalashnikov, V. G. (2018). "Metod kontekstnogo analiza v metodologii kontekstnogo podhoda" [Method of contextual analysis in the methodology of the contextual approach], Pedagogika i psihologiya obrazovaniya, № 2, pp. 48-61 (in Russian).

Вклад авторов

М. А. Назаров - разработка концепции статьи, написание обзора отечественных и зарубежных исследований, методологической основы, описание результатов исследования.

К. А. Корнилова - планирование и оформление исследования; общая корректировка рукописи.

Contribution of the authors

M. A. Nazarov - development of the concept of the article, writing a review of domestic and foreign research works, methodological basis, description of the research results.

K. A. Kornilova - planning and design of the research; general correction of the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.