Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право DOI 10.47643/1815-1337_2021_11_29
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ЕГО ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ Entrepreneurship and its legal regulation in the context of digitalization
ТЕЛИБЕКОВА Дамира Бакытбековна,
магистрант ФГОБУВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации». 125993, Россия, г. Москва, Ленинградский проспект, 49. Е-mail: damira98.kz@mail.ru;
TELIBEKOVA Damira Bakytbekovna,
master's student
of the Federal State Educational Institution "Financial University under the Government of the Russian Federation". 49 Leningradsky Prospekt, Moscow, 125993, Russia. E-mail: damira98.kz@mail.ru
Краткая аннотация: В статье изучен актуальный вопрос применения цифровых технологий в предпринимательской деятельности и правового регулирования цифровизации в предпринимательской сфере. Изучены точки зрения ученых, как юристов, так и экономистов, а также нормативная правовая база. В ходе исследования выявлены проблемы взаимодействия права, предпринимательства и цифровизации, обоснованы предложения о необходимости совершенствования законодательства.
Abstract : The article examines the topical issue of the use of digital technologies in entrepreneurship and the legal regulation of digitalization in the business sphere. The points of view of scientists, both lawyers and economists, as well as the regulatory legal framework are studied. In the course of the study, the problems of interaction between law, entrepreneurship and digitalization were identified, proposals on the need to improve legislation were substantiated.
Ключевые слова: предпринимательство, предпринимательская деятельность, цифровизация, цифровые технологии; законодательство.
Keywords: entrepreneurship, entrepreneurial activity, digitalization, digital technologies; legislation. Дата направления статьи в редакцию: 20.10.2021 Дата публикации статьи: 30.11.2021
Введение (Introduction) На сегодняшний день повсеместный прогресс информационного общества, стремительное совершенствование цифровых технологий и их новизна для большинства субъектов предпринимательства порождает проблемы. Эти проблемы обусловливают необходимость правовых исследований. Практика показывает, что российское законодательство в сфере цифровизации несколько отстает от мировых тенденций. Также оно не в полной мере отвечает современным меркам динамично развивающегося государства.
Несмотря на активное использование в предпринимательской деятельности цифровых технологий, до сих пор имеют место отсутствие специального законодательства. Актуальными являются вопросы о доступе к персональной информации о клиентах предпринимателя, о коммерческом использовании социальных сетей, о совершение сделок с использованием онлайн-договоров, включающих специфическую информацию о предмете договора. И это не весь перечень проблем, которые имеют место на фоне трансформации предпринимательской деятельности. В условиях цифровизации имеют место и коллизии, а также спорные ситуации в судебной практике.
Литературный обзор (Literature Review) Среди ученых, которые в своих работах раскрывают вопросы трансформации предпринимательства в условиях цифровизации, а также указывают на проблемы взаимодействия предпринимательства и цифровых технологий, можно назвать так авторов, как: Е.Н. Абрамова, А.П. Алексеенко, И.А. Аренков, С.Н. Белова, В.А. Вайпан, Я.В. Гайворонская, Г.Р. Громов, Маколи Дерек, М.А. Егорова, О.В. Китова, В.И. Кияев, И.В. Костюк, В.Б. Криштаносов, Урхарт Лахлан, Т.А. Лезина, А.Ю. Мамычев, И.В. Невзоров, Д.А. Петрова, И.М. Рассолов, Кейун Руан, Г.Ф. Ручкина, В.В. Трофимов, М.К. Ценжарик, Е.Г. Чернова, М.А. Эскиндаров и др.
Материалы и методы (Materials and methods) При подготовке статьи автором применены метод диалектического материализма, а также логический, исторический, правовой методы исследования. В качестве информационно-правовой базы использованы нормативные правовые акты Российской Федерации. Также были изучены научные труды различных ученых и исследователей, как юристов, так и экономистов, которые посвятили свои труды проблемам развития и взаимодействия права, предпринимательства и цифровизации.
Результаты (Results) В статье сделан вывод о том, что на сегодняшний день применение цифровых технологий в предпринимательской деятельности урегулировано российским законодателем в недостаточной степени. Имеет место некоторое отставание нормативного правового регулирования от правоприменительной практики. В связи с этим автор полагает, что российскому законодателю необходимо перенять мировой опыт применения цифровых технологий в предпринимательской деятельности и принять меры по совершенствованию правового регулирования в данной сфере.
Обсуждение (Discussions) Вообще термины «информационное общество» и «информатизация» стали впервые употребляться, начиная с 1940-х годов. Распространенному и повсеместному использованию этих терминов способствовало развитие информационных и цифровых технологий. С 1992 г. термин был впервые официально использован после докладов Б. Клинтона и А. Гора на конференции Национального научного фонда. Экспертная группа Европейской комиссии по программам информационного общества под руководством Мартина Бангеманна также стали использовать этот термин. И с конца XX в. термины «информационное общество» и «информатизация» все больше ассоциировались с развитием технологий и средств коммуникации, а основным предметом труда, по словам Г.Р. Громова, в производстве развитых стран стала информация [1, с. 14].
Сегодня термины цифровизация прочно вошла в нашу жизнь, и такие понятия как «информация» и «информационное общество» стали неотъемлемой частью нашей жизни. В нынешних условиях роста спроса и предложения, разнообразия товаров и жесткой конкуренции предприниматели вынуждены совершенствовать пути сбыта товара, работ и услуг, повышения конкурентоспособности и прибыли. И.В. Костюк по этому поводу считает, что достижение этих целей возможно только благодаря уменьшению издержек в процессе производства и реализации
товаров, большего охвата территории сбыта товара, создания и развития новых форм производства, реализации и сбыта продукта [2].
Сегодня с развитием технологий и перехода производства в Интернет, большая часть услуг в предпринимательской деятельности совершается путем обмена и «оцифровки» данных с помощью цифровых технологий: использование электронного документооборота, электронной цифровой подписи, бесконтактных платежей. Основная часть цифровых технологий на данный момент приходится на сферу бизнеса (сервисы для удаленной работы, хранения и работы с клиентской базой, использование аналитики без участия человека), образования (дистанционное обучение, программы, объединяющие в себе составление презентаций, опросов, почты и т.д.), искусства (использование QR-кодов для доступа к информации об объекте искусства), развлечений (сервисы онлайн-кинотеатров и прослушивания музыки, персонализация в подборках), питания (доставка еды и товаров с помощью приложений). И если в сфере российского предпринимательства, бизнеса и экономики эти цифровые технологии являются новшеством, то для стран дальнего зарубежья это давно уже привычная практика.
Кейун Руан, В.Б. Криштаносов, Маколи Дерек и Урхарт Лахлан, что к особенностям цифровизации относятся: стремительное развитие и совершенствование экономики, облегчение процесса реализации товаров, работ и услуг, легкий «вход» на рынок, использование актуальных методов продвижения товаров, работ и услуг, постепенная монополизация в своей сфере [3-5]. Именно эти особенности цифровизации взяты на вооружение многими субъектами предпринимательства и успешно используются ими при осуществлении предпринимательской деятельности.
Вопросам взаимодействия трансформации права и предпринимательства в условиях стремительного развития цифровых технологий посвящены труды многих исследователей. Например, И.М. Рассолов в своем исследовании рассуждает о новом в отечественной юриспруденции подходе к проблемам взаимодействия права и киберпространства [6]. Актуальным вопросам информационных систем и компьютерно-сетевых цифровым технологиям большое внимание уделяют в своих работах В.В. Трофимова и В.И. Кияева [7]. Авторы исследуют способы использования информационно-коммуникационных технологий для упрощения процессов цифровизации и формирование эффективной экономики. Теоретические и прикладные аспекты развития эффективного предпринимательства в условиях развития цифровизации рассматриваются в работах М.А. Эскиндарова, Г.Ф. Ручкиной и других авторов, раскрывающих фундаментальные основы развития предпринимательства, преимущество цифровой экономики и факторы трансформации бизнеса [8-9]. Данными учеными на основе новейших российских и зарубежных разработок по теории права и информационному праву описывается авторская концепция права кибернетического пространства (интернет-права), обозначены основные принципы и условия действия права в киберпространстве (физическая модель «пространство-время»). Показаны взаимодействие кибернетического права с цифровым правом и электронной торговлей, а также с формирующимся правом гуманитарных технологий, связь интернет-права с наукой о жизни. Значительное место в работе уделяется анализу влияния права на цифровой мир, а также классификации отдельных видов преступлений, совершенных с использованием Интернета.
Что касается влияния цифровизации на правовую, экономическую и политическую системы общества, данные аспекты освещаются
A.Ю. Мамычевым, Я.В. Гайворонской, Д.А. Петровой [10]. Авторы, рассматривая многоаспектный характер цифровизации, особое внимание уделяют фундаментальным, отраслевым и междисциплинарным аспектам трансформации права в цифровую эпоху. При этом особое внимание уделено взаимодействию права, политики и цифровой экономики, и отражению этого взаимодействия в правовой политике современной России.
Правовое регулирование цифровой экосистемы на современном этапе развития общества, в том числе ее институализации и правовой конфигурации, бизнес-экосистемам, цифровизации конкурсных отношений и управления финансами, антимонопольному регулированию цифровой рыночной инфраструктуры рассматривают такие ученые, как Е.Н. Абрамова, А.П. Алексеенко, С.Н. Белова и др. [11].
И.А. Аренковым, Т.А. Лезиной, М.К. Ценжариком, Е.Г. Черновой изучаются проблемы теории и практики трансформации бизнеса в эпоху интернета. Авторы по результатам изучения комплекса междисциплинарных проблем, обусловленных развитием цифровой экономики, сделали вывод об основных направлениях происходящих перемен: о ключевых технологиях и механизмах; цифровых платформах и экосистемах; о клиентоориентированности и управлении маркетингом и логистикой; о новой культуре и компетенции; а также об общих проблемах цифровой трансформации [12].
Системно к вопросам цифрового бизнеса и цифровой экономики подошла О.В. Китова, которая в своих работах показывает развитие интернет-технологий в информационном обществе, облачных вычислений, сервисов и мобильных приложений, цифрового бизнеса и цифрового маркетинга, корпоративных веб-сайтов и порталов, управления интернет-проектами, реинжиниринга бизнеса на основе глобальных сетевых технологий, электронных платежных систем, обеспечения безопасности цифрового бизнеса [13].
Как видим, несмотря на то, что многие ученые и исследователи - юристы и экономисты поднимают различные вопросы развития и взаимодействия права, предпринимательства и цифровизации, до сих пор теоретические проблемы, а также проблемы правоприменительной (судебной) практики по спорам, где затронуты вопросы применения цифровых технологий, остаются неразрешенными. По этому поводу актуальны доводы И.В. Невзорова, который в своем исследовании предлагает решить проблему правового регулирование предпринимательской деятельности с использованием цифровых технологий и сети Интернет путем установки единого подходов к правовому регулированию, соблюдение использования терминологии, что могло привести к созданию единой судебной практики [14]. Мы полагаем, что следует согласиться с мнением данного автора.
Конечно, российский законодатель предпринимает шаги по созданию нормативного регулирования процессов цифровизации. Так, Указом Президента РФ от 09.05.2017 №203 была утверждена «Стратегия развития информационного общества» [15]. Как 26.03.2018 г. в Государственную Думу РФ внесен законопроект о внесении изменений в Гражданский кодекс, связанных с цифровизацией. Как отмечают И.В. Ершова, Р.Н. Аганина,
B.К. Андреев в современных условиях развития цифровизации «... информация все более приобретает товарный характер, выступая объектом гражданского оборота, опосредуемого гражданско-правовыми договорами. <...> Широкое распространение в предпринимательской деятельности получи-
Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право
ли не урегулированные гражданским законодательством договоры по оказанию различных информационных услуг (маркетинговых, рекламных, консультационных и др.), в том числе связанные с использованием сети Интернет (по предоставлению доступа к сети Интернет, базам данных, по размещению сайтов и др.) [16]. В связи с этим принятие российским законодателем такого рода нормативных правовых актов очень актуально.
Позднее был принят Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», в соответствии с которым была сформирована национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» [17-18]. Задача программы состоит в создании системы правового регулирования цифровой экономики во всех сферах. За реализацией этой задачи закреплено Министерство экономического развития РФ, и федеральный проект «Нормативное регулирование цифровой среды» [19]. Правительство в данном проекте предусматривает принятие специальных правовых актов для развития цифровой экономики, решение межотраслевых вопросов (например, оборот цифровых персональных данных). Курирует работу в сфере цифровой экономики Департамент развития цифровой экономики. Он ответственен за разработку правового регулирования в сфере регулятивных «песочницах», хранении электронных документов, искусственного интеллекта и т.д.
«Стратегия развития информационного общества» ставит перед собой несколько ключевых задач: совершенствование и внедрение цифровых технологий в экономику, предпринимательство, социальную сферу [20]. Согласно Дорожным картам, основные силы будто направлены на программы «Цифровая экономика Российской Федерации»: «Нормативное регулирование», «Формирование исследовательских компетенций и технологических заделов», «Информационная инфраструктура» и «Информационная безопасность». Также, 15.09.2021 г., для совершенствования условий для предпринимательской деятельности, Правительством была принята Концепция развития технологий машиночитаемого права [21]. В Концепции указаны основные направления развития соответствующих технологий. Утверждение Концепции доказывает актуальность правового регулирования цифровых технологий.
Степень разработанности законодательства на данный момент также подтверждается рядом нормативных правовых актов, регулирующих цифровые технологии: Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 г., №149-ФЗ, Федеральный закон «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 31.07.2020 г. №259-ФЗ, Федеральный закон «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации» от 31.07.2020 г. №258-ФЗ, Федеральный закон «О проведении эксперимента по использованию электронных документов, связанных с работой» от 24.04.2020 г. №122-ФЗ, Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001 г. №115-ФЗ [22-26].
Согласно ст.2 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информация - это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления, а информационные технологии представляют собой процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов [22]. В соответствии с принятием ФЗ №258 «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации», у предпринимателей появится возможность протестировать свой механизм использования цифровых технологий, которые не могут быть использованы на территории всего государства - искусственный интеллект, блокчейн, большие данные, нейротехнологии, квантовые технологии, виртуальная реальность [24]. В РФ «песочницы» позволяют в определенном месте применять и наблюдать за использование цифровых технологий. Данный режим может быть использован в различных приоритетных для государства сферах.
Отметим, что в Национальной программе «Цифровая экономика Российской Федерации» в качестве одного из важных стратегических направлений наряду с кадрами и образованием, формированием исследовательских компетенций и технических заделов, информационной инфраструктура и информационной безопасности, определено нормативное регулирование цифровой среды. Эта Национальная программа утверждена президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектом, а не актом законодательного уровня. Не только содержание, но и само то обстоятельство, что она до сегодняшнего дня не утверждена Указом Президента или Федеральным Законом уже вызвало бурные дискуссии среди ученых и практиков. В своем анализе В.И. Блануца отмечает концептуальные неопределенности и присутствие несогласованных трактовок терминов, указанных в Национальной программе. Также он подчеркивает, что Национальная программа требует доработок [27, с. 463-493].
Заключение (Conclusions) На основании вышеизложенного, мы можем сделать вывод о положении российского законодательства в сфере предпринимательской деятельности и цифровых технологий. Сейчас активно принимаются законодательные акты, программы и стратегии в сфере правового регулирования применения цифровых технологий в предпринимательской деятельности, однако существует ряд проблем - в законах все еще отсутствует единая терминология для четкой систематизации постоянно появляющихся новых понятий (таких как роботизация, облачные технологии, большие данные и т. д.).
Благодарности (Acknowledgements) Автор выражает благодарность научному руководителю, доценту Департамента правового регулирования экономической деятельности ФГОБУВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», кандидату юридических наук Григорович Елене Валерьевне за помощь и поддержку в ходе осуществления исследовательской работы.
Библиогра фия:
1. Громов Г.Р. Очерки информационной технологии. - М.: ИнфоАрг, 1993. - С. 14.
2. Костюк И.В. Гражданско-правовое регулирование электронной торговли: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.03. - Казань, 2007. - 213 с.
3. Криштаносов В.Б. Цифровая экономика: современные направления, динамика развития, вызовы // Труды БГТУ. Серия 5: Экономика и управление. - 2020. -
№1 (232). URL: https://cyberleninka. ru/article/n/tsifrovaya-ekonomika-sovremennye-napravleniya-dinamika-razvitiya-vyzovy (дата обращения: 01.10.2021).
4. Keyun Ruan. Digital Asset Valuation and Cyber Risk Management. Principles of Cybernomics. 2019. P. 29-48.
5. Urquhart Lachlan, McAuley Derek. Avoiding the internet of insecure industrial things. ^mputer law & security review. 2018. No. 34. P. 450-466.
6. Рассолов И.М. Право и Интернет. Теория кибернетического права: монография / И.М. Рассолов. 3-е изд., доп. М.: Норма: ИНФРА-М, 2021. 304 с.
7. Информационные системы и цифровые технологии: учебное пособие. Ч. 2 / под общ. ред. В.В. Трофимова и В.И. Кияева. - Москва: ИНФРА-М, 2021. - 270 с.
В. Развитие предпринимательства: концепции, цифровые технологии, эффективная система: монография / под ред. М.А. Эскиндарова. 2-е изд. М.: Дашков и К, 2020. 605 с.
9. Предпринимательское право: учебник и практикум для вузов / Г. Ф. Ручкина [и др.]; под редакцией Г.Ф. Ручкиной. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. -401 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-14607-3. - Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. -URL: https://urait.ru/bcode/477990 (дата обращения: 05.10.2021).
10. Мамычев, А.Ю. Мир в цифровую эпоху: политика, право и экономика в XXI веке: коллективная монография / А.Ю. Мамычев, Я.В. Гайворонская, Д.А. Петрова и др. - Москва: ИЦ РИОР: НИЦ ИНФРА-М, 2020. - 216 с.
11. Проблемы создания цифровой экосистемы: правовые и экономические аспекты: монография / МГУ им. М.В. Ломоносова, Университет им. О.Е. Кутафина (МГЮА), Моск. отделение Ассоциации юристов России, Межд. союз юристов и экономистов (Франция); Е.Н. Абрамова, А.П. Алексеенко, С.Н. Белова [и др.]; под общ. ред. В.А. Вайпана, М.А. Егоровой. - Москва: Юстицинформ, 2021. - 276 с.
12. Управление бизнесом в цифровой экономике: вызовы и решения: монография / под ред. И.А. Аренкова, Т.А. Лезиной, М.К. Ценжарик, Е.Г. Черновой. - Санкт-Петербург: СПбГУ, 2019. - 360 с.
13. Цифровой бизнес: учебник / под науч. ред. О.В. Китовой. - Москва: ИНФРА-М, 2021. - 418 с.
14. Невзоров, И.В. Проблемы регулирования предпринимательской деятельности, осуществляемой с использованием Интернет: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.03 / Невзоров Игорь Валерьевич; [Место защиты: С.-Петерб. гос. ун-т]. - СПб., 2010. - 26 с.
15. Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 №203 была утверждена «Стратегия развития информационного общества». URL: https://strategy.cdto.ranepa.ru/a3-regulirovanie-v-sfere-it-i-cifrovoj-transformacii (дата обращения: 01.10.2021).
16. Предпринимательское право: Правовое сопровождение бизнеса: учебник для магистров / И.В. Ершова, Р.Н. Аганина, В.К. Андреев [и др.]; отв. ред. И.В. Ершова. - М.: Проспект, 2017. - 848 с.
17. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». URL: http://www. kremlin.ru/acts/bank/43027 (дата обращения: 01.10.2021).
1В. Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденная заседанием президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 24.12.2018 г. URL: https://digital.ac.gov.ru/ (дата обращения: 01.10.2021).
19. Федеральный проект «Нормативное регулирование цифровой среды». URL: https://www.economy. gov.ru/material/directions/gosudarstvennoe _upravlenie/ nor-mativnoe_regulirovanie_cifrovoy_sredy/ (дата обращения: 01.10.2021).
20. Указ Президента РФ от 09.05.2017 г. №203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216363/ (дата обращения: 01.10.2021).
21. «Концепция развития технологий машиночитаемого права» (утв. Правительственной комиссией по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности). URL: http://www.consultant.ru/ document/ cons_doc_LAW_396491/ (дата обращения: 01.10.2021).
22. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 г. URL: http://www.consultant.ru/document/cons _doc_ LAW_61798/ (дата обращения: 01.10.2021).
23. Федеральный закон «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 31.07.2020 г. №259-ФЗ. URL: http://www. consultant. ru/document/cons_doc_LAW_358753/ (дата обращения: 01.10.2021).
24. Федеральный закон «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации» от 31.07.2020 г. №258-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW _358738/ (дата обращения: 01.10.2021).
25. Федеральный закон «О проведении эксперимента по использованию электронных документов, связанных с работой» от 24.04.2020 г. №122-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_351124/ (дата обращения: 01.10.2021).
26. Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001 г. №115-ФЗ. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_32834/ (дата обращения: 01.10.2021).
27. Блануца В.И. Цифровая экономика Российской Федерации: концептуальный анализ Национальной программы // Вестник ПГУ. Серия: Экономика. - 2020. -№4. - С. 463-493.
References (transliterated):
1. Gromov G.R. Ocherki informacionnoj tekhnologii. - M.: InfoArg, 1993. - S. 14.
2. Kostyuk I.V. Grazhdansko-pravovoe regulirovanie elektronnoj torgovli: dis. ... kand. yurid. nauk: 12.00.03. - Kazan', 2007. - 213 s.
3. Krishtanosov V.B. Cifrovaya ekonomika: sovremennye napravleniya, dinamika razvitiya, vyzovy // Trudy BGTU. Seriya 5: Ekonomika i upravlenie. - 2020. - №1 (232). URL: https://cyberleninka. ru/article/n/tsifrovaya-ekonomika-sovremennye-napravleniya-dinamika-razvitiya-vyzovy (data obrashcheniya: 01.10.2021).
4. Keyun Ruan. Digital Asset Valuation and Cyber Risk Management. Principles of Cybernomics. 2019. P. 29-4В.
5. Urquhart Lachlan, McAuley Derek. Avoiding the internet of insecure industrial things. Somputer law & security review. 201В. No. 34. P. 450-466.
6. Rassolov I.M. Pravo i Internet. Teoriya kiberneticheskogo prava: monografiya / I.M. Rassolov. - 3-e izd., dop. - Moskva: Norma: INFRA-M, 2021. - 304 s.
7. Informacionnye sistemy i cifrovye tekhnologii: uchebnoe posobie. CHast 2 / pod obshch. red. prof. V.V. Trofimo/a i V.I. Kiyaeva. Moskva: INFRA-M, 2021. 270 s.
В. Razvitie predprinimatel'stva: koncepcii, cifrovye tekhnologii, effektivnaya sistema: monografiya / pod red. M.A. Eskindarova. 2-e izd. Moskva: Dashkov i K, 2020. 605 s.
9. Predprinimatel'skoe pravo: uchebnik i praktikum dlya vuzov / G. F. Ruchkina [i dr.]; pod redakciej G.F. Ruchkinoj. Moskva: Izdatel'stvo YUrajt, 2021. - 401 s. - (Vysshee obrazovanie). ISBN 97В-5-534-14607-3. - Tekst: elektronnyj // Obrazovatel'naya platforma YUrajt [sajt]. - URL: https://urait.ru/bcode/477990 (data obrashcheniya: 05.10.2021).
10. Mamychev, A.YU. Mir v cifrovuyu epohu: politika, pravo i ekonomika v XXI veke: kollektivnaya monografiya / A.YU. Mamychev, YA.V. Gajvoronskaya, D.A. Petrova i dr. - Moskva: IC RIOR: NIC INFRA-M, 2020. - 216 s.
11. Problemy sozdaniya cifrovoj ekosistemy: pravovye i ekonomicheskie aspekty: monografiya / MGU im. M.V. Lomonosova, Universitet im. O.E. Kutafina (MGYUA), Mosk. otdelenie Associacii yuristov Rossii, Mezhd. soyuz yuristov i ekonomistov (Franciya); E.N. Abramova, A.P. Alekseenko, S.N. Belova [i dr.]; pod obshch. red. V.A. Vajpana, M.A. Egorovoj. - Moskva: YUsticinform, 2021. - 276 s.
12. Upravlenie biznesom v cifrovoj ekonomike: vyzovy i resheniya: monografiya / pod red. I.A. Arenkova, T.A. Lezinoj, M.K. Cenzharik, E.G. CHernovoj. - Sankt-Peterburg: SPbGU, 2019. - 360 s.
13. Cifrovoj biznes: uchebnik / pod nauch. red. O.V. Kitovoj. - Moskva: INFRA-M, 2021. - 41В s.
14. Nevzorov, I.V. Problemy regulirovaniya predprinimatel'skoj deyatel'nosti, osushchestvlyaemoj s ispol'zovaniem Internet: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk: 12.00.03 / Nevzorov Igor' Valer'evich; [Mesto zashchity: S.-Peterb. gos. un-t]. - SPb., 2010. - 26 s.
15. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 09.05.2017 №203 byla utverzhdena «Strategiya razvitiya informacionnogo obshchestva». URL: https://strategy.cdto.ranepa.ru/a3-regulirovanie-v-sfere-it-i-cifrovoj-transformacii (data obrashcheniya: 01.10.2021).
16. Predprinimatel'skoe pravo: Pravovoe soprovozhdenie biznesa: uchebnik dlya magistrov / I.V. Ershova, R.N. Aganina, V.K. Andreev [i dr.]; otv. red. I.V. Ershova. - M.: Prospekt, 2017. - В4В s.
17. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 07.05.2018 g N°204 «O nacional'nyh celyah i strategicheskih zadachah razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2024 goda». URL: http://www. kremlin.ru/acts/bank/43027 (data obrashcheniya: 01.10.2021).
1В. Nacional'naya programma «Cifrovaya ekonomika Rossijskoj Federacii», utverzhdennaya zasedaniem prezidiuma Soveta pri Prezident e Ros-sijskoj Federacii po strate-gicheskomu razvitiyu i nacional'nym proektam 24.12.201В g. URL: https://digital.ac.gov.ru/ (data obrashcheniya: 01.10.2021).
19. Federal'nyj proekt «Normativnoe regulirovanie cifrovoj sredy». URL: https://www.economy. gov.ru/material/directions/gosudarstvennoe _upravlenie/ norma-tivnoe_regulirovanie_cifrovoy_sredy/ (data obrashcheniya: 01.10.2021).
20. Ukaz Prezidenta RF ot 09.05.2017 g. №203 «O Strategii razvitiya informacionnogo obshchestva v Rossijskoj Federacii na 2017-2030 gody». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216363/ (data obrashcheniya: 01.10.2021).
21. «Koncepciya razvitiya tekhnologij mashinochitaemogo prava» (utv. Pravitel'stvennoj komissiej po cifrovomu razvitiyu, ispol'zovaniyu in-formacionnyh tekhnologij dlya uluchsheniya kachestva zhizni i uslovij vedeniya predprinimatel'skoj deyatel'nosti). URL: http://www.consultant.ru/ document/ cons_doc_LAW_396491/ (data obrashcheniya: 01.10.2021).
22. Federal'nyj zakon «Ob informacii, informacionnyh tekhnologiyah i o zashchite informacii» ot 27.07.2006 g. URL: http://www.consultant.ru/document/cons _doc_ LAW_6179В/ (data obrashcheniya: 01.10.2021).
23. Federal'nyj zakon «O cifrovyh finansovyh aktivah, cifrovoj valyute i o vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii» ot 31.07.2020 g. №259-FZ. URL: http://www. consultant. ru/document/cons_doc_LAW_358753/ (data obrashcheniya: 01.10.2021).
24. Federal'nyj zakon «Ob eksperimental'nyh pravovyh rezhimah v sfere cifrovyh innovacij v Rossijskoj Federacii» ot 31.07.2020 g. №258-FZ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW _35В73В/ (data obrashcheniya: 01.10.2021).
25. Federal'nyj zakon «O provedenii eksperimenta po ispol'zovaniyu elektronnyh dokumentov, svyazannyh s rabotoj» ot 24.04.2020 g. №122-FZ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_351124/ (data obrashcheniya: 01.10.2021).
26. Federal'nyj zakon «O protivodejstvii legalizacii (otmyvaniyu) dohodov, poluchennyh prestupnym putem, i finansirovaniyu terrorizma» ot 07.08.2001 g. №115-FZ. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_32834/ (data obrashcheniya: 01.10.2021).
27. Blanuca V.I. Cifrovaya ekonomika Rossijskoj Federacii: konceptual'nyj analiz Nacional'noj programmy // Vestnik PGU. Seriya: Ekonomika. 2020. №4. S.463-493.