Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
291
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СЧЕТНАЯ ПАЛАТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ БЮДЖЕТНОГО КОНТРОЛЯ / СТРАТЕГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / УДАЛЕННЫЙ (ДИСТАНЦИОННЫЙ) АУДИТ / ACCOUNTS CHAMBER OF THE RUSSIAN FEDERATION / DIGITALIZATION OF BUDGET CONTROL / STRATEGY OF THE ACTIVITY OF THE ACCOUNTS CHAMBER OF THE RUSSIAN FEDERATION / REMOTE AUDIT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бочкарева Екатерина Александровна

В статье анализируются теоретические и прикладные аспекты правового обеспечения цифровизации деятельности Счетной палаты Российской Федерации, как субъекта бюджетно-контрольных отношений. Автор характеризует информационные системы и информационные базы, используемые высшим органом финансового контроля для удаленного аудита, констатирует недостатки его организации, в целях устранения которых предлагает расширить участие Счетной палаты Российской Федерации в деятельности государственных органов, создаваемых для реализации мероприятий в области информационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL-LEGAL ISSUES OF DIGITALIZATION OF THE ACTIVITY OF THE ACCOUNTS CHAMBER OF THE RUSSIAN FEDERATION

In the article presents the theoretical and applied aspects of the legal provision of digitalization of the activity of the Accounts Chamber of the Russian Federation as a subject of budgetary-control relations. The author characterizes the information systems and information bases used by the supreme financial control authority for remote audit, also she notes the limitations of its organization, in order to eliminate of which the author proposes to expand participation of the Accounts Chamber of the Russian Federation in the activity of state authorities created for implementation of events in the field of information technologies.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

вызвана законодательной экономией» [5], что отнюдь не исключает и некоторой недоработанности в сфере понятийного аппарата.

Таким образом, очевидно, что отечественная трактовка личного закона физического лица в определенной мере учитывает современные тенденции развития международного частного права. Поэтому для различных категорий физических лиц предусмотрена возможность применения либо закона гражданства, либо закона места жительства. Вместе с тем, очевидный «жесткий» (императивный) характер норм ст. 1195 ГК, в частности - отсутствие возможности выбора доктрины личного закона для бипатридов, для иностранцев, проживающих в России, на наш взгляд, определяет необходимость дальнейшего развития законодательства в данной области. Стоит согласиться с мнением российского автора Т.В. Власовой, полагающей, что коллизионные нормы не должны ограничиваться установлением лишь «схематических формул прикрепления, которые... не способны в исчерпывающей степени отразить всю сложность правоотношений и связанную с ней необходимость их адекватного регулирования». В первую очередь - это относится к двусторонним коллизионным нормам, которые, «как многогранные правовые феномены», должны предлагать наиболее подходящие в данной ситуации принципы поведения, стремиться к применению разнообразных формул прикрепления и построению последовательности «сложных цепей, направленных на обеспечение достаточного учета всей специфики общественных отношений» [б]. Нам представляется, что оптимальный путь - это дальнейшее привнесение в данный правовой институт элементов «гибкого» регулирования как наиболее предпочтительного в современном международном частном праве.

Литература и источники

1. Бендевский Т. Международное частное право. М.: Статут, 2005. С. 252-2б2.

2. Чешир Дж., Норт П. Международное частное право. М.: Прогресс, 1982. С. 191.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья): Федеральный закон от 26.11.2001 № 146-ФЗ (ред. от 03.08.2018) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34154/

4. Семейный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 18.03.2019) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/

5. Дорофеева Ю.А. Личный закон физического лица и практика его применения в российском законодательстве // Актуальные проблемы правоведения. 2013. № 2 (38). С. 31.

6. Власова Т.В. Правовая природа коллизионных норм // Права и свободы человека и гражданина: теоретические аспекты и юридическая практика. М.: МГПУ, 2015. С. 1б1.

References and Sources

1. Bendevskij T. Mezhdunarodnoe chastnoe pravo. M.: Statut, 2005. S. 252-2б2.

2. Cheshir Dzh., Nort P. Mezhdunarodnoe chastnoe pravo. M.: Progress, 1982. S. 191.

3. Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii (chast' tret'ya): Federal'nyj zakon ot 26.11.2001 № 146-FZ (red. ot 03.08.2018) [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34154/

4. Semejnyj kodeks Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon ot 29.12.1995 № 223-FZ (red. ot 18.03.2019) [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/

5. Dorofeeva Yu.A. Lichnyj zakon fizicheskogo lica i praktika ego primeneniya v rossijskom zakonodatel'stve // Aktual'nye problemy pravovedeniya. 2013. № 2 (38). S. 31.

6. Vlasova T.V. Pravovaya priroda kollizionnyh norm // Prava i svobody cheloveka i grazhdanina: teoreticheskie aspekty i yuridicheskaya praktika. M.: MGPU, 2015. S. 1б1.

БОРИСКИН ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ - кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и международных отношений Среднерусского института управления - филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (vbor81@yandex.ru)

BORISKIN, VLADIMIR V. - Ph.D. in History, Associate Professor, Department of History and International Relations, Central Russian Institute of Management - Orel branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (vbor81@yandex.ru)

УДК 347.73

БОЧКАРЕВА Е.А.

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ключевые слова: Счетная палата Российской Федерации, цифровизация бюджетного контроля, Стратегия деятельности Счетной палаты Российской Федерации, удаленный (дистанционный) аудит.

В статье анализируются теоретические и прикладные аспекты правового обеспечения цифровизации деятельности Счетной палаты Российской Федерации, как субъекта бюджетно-контрольных отношений. Автор характеризует информационные системы и информационные базы, используемые высшим органом финансового контроля для удаленного аудита, констатирует недостатки его организации, в целях устранения которых предлагает расширить участие Счетной палаты

Российской Федерации в деятельности государственных органов, создаваемых для реализации мероприятий в области информационных технологий.

BOCHKAREVA, E.A.

ORGANIZATIONAL-LEGAL ISSUES OF DIGITALIZATION OF THE ACTIVITY OF THE ACCOUNTS CHAMBER

OF THE RUSSIAN FEDERATION

Keywords: Accounts Chamber of the Russian Federation, digitalization of budget control, Strategy of the activity of the Accounts Chamber of the Russian Federation, remote audit.

In the article presents the theoretical and applied aspects of the legal provision of digitalization of the activity of the Accounts Chamber of the Russian Federation as a subject of budgetary-control relations. The author characterizes the information systems and information bases used by the supreme financial control authority for remote audit, also she notes the limitations of its organization, in order to eliminate of which the author proposes to expand participation of the Accounts Chamber of the Russian Federation in the activity of state authorities created for implementation of events in the field of information technologies.

Деятельность субъектов бюджетного контроля в современный период развития права и государства, сопряженный с формированием глобального цифрового экономического пространства и «взрывным» развитием цифровых инноваций, невозможно представить без обмена информацией о состоянии объектов контроля и результатах контрольных мероприятий в режиме реального времени. Наиболее передовые позиции в этом отношении занимает Счетная палата Российской Федерации. Так, еще в ранее действующей Стратегии деятельности Счетной палаты Российской Федерации на 2013 - 2019 годы, внедрение информационных технологий в ее работу было определено как необходимое условие выполнения высшим органов финансового контроля функции независимой обратной связи, а также стимулирования процессов социально-экономической модернизации, повышения качества государственного и общественного управления [1].

Основными достижениями в этой области стала разработка и внедрение в работу Счетной палаты двух крупных информационных систем, направленных на повышение эффективности государственного финансового контроля и аудита - Информационно-аналитической системы удаленного проведения внешнего государственного аудита (контроля) (ИАС УВГА) и Государственной информационной системы для размещения информации о проведении государственного (муниципального) финансового аудита (контроля) в сфере бюджетных правоотношений [2].

В соответствии с действующей, принятой 3 августа 2018 года Стратегией развития Счетной палаты Российской Федерацией на 2018-2024 годы, в числе задач Счетной палаты указаны:

- развитие взаимодействия с контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, оказание им консультативной и методической помощи в проведении стратегического аудита;

- повышение публичности деятельности Счетной палаты, предоставление в открытых источниках информации о результатах работы Счетной палаты на доступном для всех целевых аудиторий языке. Отметим, что и в предыдущей Стратегии развития Счетной палаты РФ информационная прозрачность всех процессов деятельности высшего органа финансового контроля была названа в числе определяющих направлений его функционирования;

- развитие инструментов открытого доступа к данным Счетной палаты, в том числе с использованием открытого кода и организацией регулярной обратной связи с пользователями данных;

- совершенствование информационного обмена с органами исполнительной власти, контролирующими органами и правоохранительными органами в целях разработки и внедрения новых комплексных инструментов противодействия коррупции.

Как показывает анализ обеих Стратегий - документов, основополагающих и «целеопределяющих» как для федеральной Счетной палаты, так и для всей национальной системы контрольно-счетных органов, внешнее (с иными субъектами) и внутреннее (с элементами системы контрольно-счетных органов) взаимодействие было и остается одним из приоритетных направлений совершенствования деятельности высшего органа финансового контроля.

Рассмотрим теоретические аспекты функционирования системы органов контрольно-счетной деятельности в режиме обратной связи, которая характеризует «... способность системы воспринимать и использовать информацию о результатах собственной деятельности для достижения цели оптимальным образом и в кратчайшие сроки» [3].

Как известно, контроль - это обязательный элемент управленческой деятельности, системно охватывающей несколько стадий:

1) анализ и оценку управленческой ситуации;

2) прогнозирование и моделирование необходимых (и возможных) действий по сохранению и преобразованию состояния управленческой ситуации;

3) разработку предполагаемых правовых актов или организационных мероприятий;

4) обсуждение и принятие правовых актов, и осуществление организационных мероприятий;

5) организацию исполнения принятых решений (правовых и организационных);

6) контроль выполнения и оперативное информирование;

7) обобщение проведенной управленческой деятельности, оценку новой (результирующей) управленческой ситуации [4, с. 252-253].

Однако как отмечают специалисты, существующей системе управления бюджетными ресурсами публично-правовых образований присущ ряд недостатков, в числе которых: дублирование контрольных полномочий, большое количество контрольных органов, предметы контроля которых пересекаются, значительные ресурсные затраты на контроль, а также отсутствие единой методологии. Например, по мнению заместителя руководителя Федерального казначейства Э. Исаева: «Путь решения этой проблемы есть. Это создание единой модели государственного финансового контроля на всех уровнях бюджетной системы Российской Федерации. Это единая методология, исключение дублирования контрольных мероприятий за счет обмена информацией и, самое главное, взаимное признание результатов, смещение акцентов на предупреждение нарушений» [5].

Полагаем, что юридическая наука в целом, и наука финансового права - в частности, испытывают сегодня влияние объективных факторов, среди которых первостепенное значение имеют изменения в сфере информационных технологий, позволяющие мгновенно отслеживать результаты принимаемых управленческих решений, оценивать их эффективность и эффективность соответствующего правового регулирования. Это требует адекватных мер по совершенствованию теоретических основ правового регулирования финансовой деятельности государства и его территорий. В первую очередь существует потребность разработки научно аргументированных ответов на вопросы о пределах финансово-правового регулирования общественных отношений, о правовых способах совершенствования налоговых и бюджетных механизмов с позиций обеспечения финансовой устойчивости страны, о критериях оценки качества проводимой финансовой политики.

Кроме того, в условиях цифровизации управленческих отношений вопрос о действии принципа прямых и обратных связей в финансовых отношениях приобретает новое звучание. Как отмечает А.Е. Морозов: «Властный субъект получает обратную связь на управленческие решения мгновенно (в режиме онлайн) и точно (без субъективных искажений), поскольку информация от подконтрольных лиц поступает в несравнимо больших, чем ранее, объемах и оценивается с помощью алгоритмов искусственного интеллекта» [6, с. 91-92].

Рассмотрим практические аспекты цифровизации деятельности Счетной палаты как участниками бюджетно-контрольных правоотношений. Информационная, программная и технологическая поддержка контрольной деятельности Счетной платы в настоящее время обеспечивается российскими информационными и коммуникационными технологиями. Разработаны и функционируют следующие комплексы программных средств:

1) хранилище данных информационно-телекоммуникационной системы Счетной палаты, в котором нормативно-справочная информация, поступающая из различных источников, согласуется и консолидируется;

2) комплекс аналитических и сводных отчетов по результатам ревизии исполнения федерального бюджета, позволяющий предоставлять информацию в удобной для пользователя форме в разрезе бюджетной классификации;

3) комплекс экспертизы, анализа и контроля формирования и исполнения федерального бюджета;

4) комплекс программных средств ввода и первичной обработки информации системы хранения данных и управления информационными ресурсами Счетной палаты Российской Федерации, предназначенный для ввода и автоматической загрузки из текстовых файлов утвержденных форматов и обработки электронных документов;

5) комплекс программных средств аудита формирования и исполнения бюджета, разработанный для сбора, первичной обработки и контроля данных, поступающих из различных источников.

Значение этого комплекса заключается в том, что он консолидирует разнородную информацию о подготовке проекта бюджета и исполнении бюджета субъекта РФ в едином хранилище данных, обеспечивает анализ межбюджетных отношений, анализ и прогнозирование социально-экономического развития региона;

6) база знаний функционального модуля оценки анализа и ключевых национальных показателей предназначена для накопления и структуризации данных по этим показателям и методикам их расчета. Этот ресурс позволяет проводить анализ и сопоставление систем ключевых национальных показателей разных стран и основных нормативно-правовых документов, регламентирующих стратегии развития стран и международные стратегии развития.

Как видим, перечисленные информационные базы соответствуют, во-первых, концепции распределенной обработки данных, «...которая предполагает наличие единого хранилища данных, в котором объединены данные разного уровня детализации. Сюда включаются архивы, данные из традиционных систем управления данными, отдельные фрагменты баз данных и т.д. Данные в таком хранилище структурированы по тематическому и временному признакам, позволяют выполнять агрегирование и селекцию» [7, с. 50].

Во-вторых, на что следует обратить внимание, - это соответствие бюджетно-контрольной деятельности Счетной палаты, осуществляемой с помощью указанных программных средств отраслевым специфическим (предметным) принципам, обеспечивающим учет особенностей правового регулирования информационных отношений в инфосфере, и сформулированным Д.А. Ловцовым. К таким принципам указанный автор относит: обеспечение качества обработки информации в эргосистеме; принцип определенности, достоверности и полноты предоставления информации; принцип обеспечения информационной безопасности [8, с. 72, 77].

Упомянутая выше ИАС УВГА была создана в 2015 году для проведения контрольных и экспертных действий без выезда на объект аудита и контроля. Она позволяет осуществлять поиск и получать всю необходимую информацию, в том числе первичные документы по объектам проверок в онлайн режиме, автоматизированно выявлять нарушения, без выезда на объект проверки.

Например, Счетная палата РФ автоматизированным способом может выявлять такие нарушения, как несоблюдение сроков размещения утвержденного плана-графика закупок, заключения государственного контракта, распределения и доведения лимитов бюджетных обязательств ведомствами до подведомственных получателей, а также неприменение мер ответственности по контракту (отсутствуют взыскания неустойки (пени, штрафы) к недобросовестному поставщику (подрядчику, исполнителю), нарушения предельных размеров авансовых платежей по государственным контрактам, превышение нормативных затрат на отдельные виды товаров, работ, услуг, и предельные цены на них.

Удаленный (дистанционный) аудит также позволяет существенно повысить оперативность и обоснованность принятия решений на этапе формирования планов проверок отдельными инспекциями и планирования деятельности Счетной палаты в целом.

Впечатляют результаты работы ИАС УВГА. В 2017 году она была задействована в большинстве проведенных проверок - более 240 мероприятий. Значительное увеличение выявленных нарушений в 2017 году (6517 нарушений на сумму 1,881 трлн рублей, для сравнения в 2016 году - выявлено 3855 нарушений на сумму 965 млн рублей), обусловлено в первую очередь использованием информационной системы [9].

Однако, при всей позитивной оценке внедрения информационных технологий в государственное управление и контроль, не следует забывать и о возможных негативных

последствиях углубленной цифровизации, основанной на возрастающих вычислительных мощностях. Например, таких, как рост зависимости процесса контроля от своевременности и адекватности действий по защите государственных информационных систем от кибератак; угроза персональным данным подконтрольных субъектов; риск деструктивного поведения субъектов управления и, в силу масштаба связей между людьми, усиление угроз социальных волнений в случае неверных управленческих решений или несвоевременного реагирования на кибератаки [6, с. 93].

Таким образом, чрезвычайно важно, чтобы содержание и качество цифровизации деятельности Счетной палаты Российской Федерации (равным образом - всех других государственных и негосударственных структур) определялось бы не только научно-технологическими приоритетами, но и в первую очередь - приоритетом прав личности, безопасностью государства, национальными интересами.

Относительно проблемных вопросов в исследуемой практической области информационного взаимодействия участников бюджетно-контрольных отношений, отметим, что, по мнению специалистов, возможности информационно-аналитической системы удаленного аудита Счетной палаты все еще ограничиваются уровнем применения информационных технологий в объектах контроля [10]. Иными словами, если у контролируемого ведомства информация в системе отсутствует или отсутствует собственно сама информационная система, в которой должны содержаться сведения о выполнении подконтрольных полномочий и функций, то у Счетной палаты нет объективной возможности проводить удаленный аудит и обрабатывать данные автоматизированным способом.

Решение данной проблемы, которая, безусловно, снижает эффективность контроля бюджетных ресурсов и препятствует формированию экосистемы цифровой экономики [11, ст. 3], возможно путем расширения участия Счетной палаты в деятельности различных государственных органов, создаваемых для реализации мероприятий в области информационных технологий. На наш взгляд, повышению качества информационного взаимодействия субъектов бюджетного контроля будет способствовать включение ее представителей в состав Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности [12].

Литература и источники

1. Стратегия деятельности Счетной палаты Российской Федерации на 2013 - 2019 годы. Утверждена Коллегией Счетной палаты Российской Федерации 22.11.2013г. // Официальный сайт Счетной палаты Российской Федерации: http://www.ach.gov.ru/ru/about/strategy/ (дата обращения 21.04.2019).

2. Официальный сайт Счетной палаты РФ: http://audit.gov.ru/press_center/news/32593 (дата обращения 21.04.2019).

3. Менеджмент организации: Учебное пособие / Под общей ред. В. Е. Ланкина. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006.

4. Атаманчук Г. В. Теория государственного управления. Курс лекций. Изд. 2-е, дополн. М.: Омега-Л, 2004.

5. Официальный сайт Федерального казначейства: http://www.roskazna.ru/novosti-i-soobshheniya/novosti/1327509/ (дата обращения 21.04.2019).

6. Морозов А.Е. Влияние новых цифровых технологий на финансовый контроль // Актуальные проблемы административного и финансового права (Посвящается 20-летию образования Российского государственного университета правосудия). Сборник статей / Отв. ред. Е.А. Бочкарева, Л.В. Бутько. Краснодар: Издательский Дом - Юг, 2018.

7. Добровольская Н.Ю., Харченко А.В. Организация информационных потоков в правовом поле// Информация как объект гражданских прав предпринимателей: Материалы Международной научно-практической конференции (21 декабря 2017 г.). Сборник статей / Отв. ред.: Г.Ф. Гараева, Т.И. Султонова, М.Е. Бегларян. Краснодар: Издательский Дом - Юг, 2018.

8. Ловцов Д.А. Система принципов эффективного информационного взаимодействия в правовом пространстве // Информация как объект гражданских прав предпринимателей: Материалы Международной научно-практической конференции (21 декабря 2017 г.). Сборник статей / Отв. ред.: Г.Ф. Гараева, Т.И. Султонова, М.Е. Бегларян. Краснодар: Издательский Дом - Юг, 2018.

9. Официальный сайт Счетной палаты РФ: http://audit.gov.ru/press_center/news/32593 (дата обращения 21.04.2019).

10. Информационные технологии в Счетной палате РФ // Сайт «tadviser. Государство. Бизнес. ИТ» : http://www.tadviser.ru/a/420128 (дата обращения 21.04.2019).

11. Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 10.05.2017. (дата обращения 21.04.2019).

12. Постановление Правительства от 07.09.2018 г. № 1065 «О Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности» // Официальный сайт Правительства РФ: http://government.ru/orders/selection/405/33944/ (дата обращения 21.04.2019).

References and Sources

1. Strategiya deyatel'nosti Schetnoj palaty Rossijskoj Federacii na 2013 - 2019 gody. Utverzhdena Kollegiej Schetnoj palaty Rossijskoj Federacii 22.11.2013g. // Oficial'nyj sajt Schetnoj palaty Rossijskoj Federacii: http://www.ach.gov.ru/ru/about/strategy/ (data obrashcheniya 21.04.2019).

2. Oficial'nyj sajt Schetnoj palaty RF: http://audit.gov.ru/press_center/news/32593 (data obrashcheniya 21.04.2019).

3. Menedzhment organizacii: Uchebnoe posobie / Pod obshchej red. V. E. Lankina. Taganrog: Izd-vo TRTU, 2006.

4. Atamanchuk G. V. Teoriya gosudarstvennogo upravleniya. Kurs lekcij. Izd. 2-e, dopoln. M.: Omega-L, 2004.

5. Oficial'nyj sajt Federal'nogo kaznachejstva: http://www.roskazna.ru/novosti-i-soobshheniya/novosti/1327509/ (data obrashcheniya 21.04.2019).

6. Morozov A.E. Vliyanie novyh cifrovyh tekhnologij na finansovyj kontrol' // Aktual'nye problemy administrativnogo i finansovogo prava (Posvyashchaetsya 20-letiyu obrazovaniya Rossijskogo gosudarstvennogo universiteta pravosudiya). Sbornik statej / Otv. red. E.A. Bochkareva, L.V. But'ko. Krasnodar: Izdatel'skij Dom - YUg, 2018.

7. Dobrovol'skaya N.YU., Harchenko A.V. Organizaciya informacionnyh potokov v pravovom pole// Informaciya kak ob"ekt grazhdanskih prav predprinimatelej: Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (21 dekabrya 2017 g.). Sbornik statej / Otv. red.: G.F. Garaeva, T.I. Sultonova, M.E. Beglaryan. Krasnodar: Izdatel'skij Dom - YUg, 2018.

8. Lovcov D.A. Sistema principov effektivnogo informacionnogo vzaimodejstviya v pravovom prostranstve // Informaciya kak ob"ekt grazhdanskih prav predprinimatelej: Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (21 dekabrya 2017 g.). Sbornik statej / Otv. red.: G.F. Garaeva, T.I. Sultonova, M.E. Beglaryan. Krasnodar: Izdatel'skij Dom - YUg, 2018.

9. Oficial'nyj sajt Schetnoj palaty RF: http://audit.gov.ru/press_center/news/32593 (data obrashcheniya 21.04.2019).

10. Informacionnye tekhnologii v Schetnoj palate RF // Sajt «tadviser. Gosudarstvo. Biznes. IT» : http://www.tadviser.ru/a/420128 (data obrashcheniya 21.04.2019).

11. Ukaz Prezidenta RF ot 09.05.2017 № 203 «O Strategii razvitiya informacionnogo obshchestva v Rossijskoj Federacii na 2017 - 2030 gody» // Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii http://www.pravo.gov.ru, 10.05.2017. (data obrashcheniya 21.04.2019).

12. Postanovlenie Pravitel'stva ot 07.09.2018 g. N° 1065 «O Pravitel'stvennoj komissii po cifrovomu razvitiyu, ispol'zovaniyu informacionnyh tekhnologij dlya uluchsheniya kachestva zhizni i uslovij vedeniya predprinimatel'skoj deyatel'nosti» // Oficial'nyj sajt Pravitel'stva RF: http://government.ru/orders/selection/405/33944/ (data obrashcheniya 21.04.2019).

БОЧКАРЕВА ЕКАТЕРИНА АЛЕКСАНДРОВНА - доктор юридических наук, доцент, заведующая кафедрой административного и финансового права Северо-Кавказского филиала Российского государственного университета правосудия (Краснодар).

BOCHKAREVA, EKATERINA A. - Doctor of Law, Associate Professor, Head of the Department of Administrative and Financial Law of the North-Caucasian branch of Russian State University of Justice (Krasnodar) (finansyst@mail.ru).

УДК 347.7

ФАРИКОВА Е.А.

СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ СУБЪЕКТОВ ФИНАНСОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ:

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И ПРАКТИКА

Ключевые слова: финансовое право, финансовые правоотношения, защита прав, способы защиты прав, подведомственность финансовых споров.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В статье рассмотрены актуальные для современной правовой практики способы защиты прав в финансово-правовой сфере. Проанализированы все основные способы защиты таких прав, с учетом современного законодательства и научных положений. Показана межотраслевая и комплексная природа правоотношений, возникающих в связи с защитой прав субъектов финансовых правоотношений. Концептуальное значение для становления правовой государственности в России имеет президентский способ защиты прав, основанный на статусе Президента РФ в качестве гаранта Конституции РФ и прав граждан. В социальной практике наибольшее распространение нашел административный способ защиты прав субъектов финансовых правоотношений, который заключается в обжаловании решения или действия финансового органа в вышестоящий по отношению к нему орган. В настоящее время большинство споров по обжалованию актов налоговых органов подлежит обязательному рассмотрению в досудебном (административном) порядке. Широким в применении способом защиты прав выступает судебный порядок разрешения спора.

FARIKOVA, E.A.

WAYS OF PROTECTION OF THE RIGHTS OF SUBJECTS OF FINANCIAL LEGAL RELATIONS: LEGISLATION

AND PRACTICE

Keywords: financial law, financial legal relations, protection of rights, methods of protection of rights, jurisdiction of financial disputes.

In the article considered the actual for modern legal practice methods of protection of rights in the financial-legal sphere. It analyzed all main methods of protection of such rights, taking into account the modern legislation and scientific provisions. It shown the intersectoral nature of legal relations arising in connection with the protection of the rights of subjects of financial legal relations. The presidential method of protection of rights based on the status of the President of the Russian Federation as a guarantor of the Constitution of the Russian Federation and the rights of citizens has a conceptual significance for the establishment of legal statehood in Russia. In social practice, the most widely used administrative method of protecting the rights of subjects of financial relations, which is to appeal the decision or action of a financial body to a higher authority in relation to it. Currently, the majority of disputes regarding the appeal of acts of tax authorities are subject to mandatory review in the pre-trial (administrative) procedure. A wideranging method of enforcement is the judicial procedure for resolving a dispute.

Российская Федерация находится в постоянном развитии, неизбежно затрагивающем экономическую и правовую стороны общественной жизни. Особое значение приобретает исследование современных процессов модернизации российского общества, поскольку все

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.