Научная статья на тему 'Конституционно-правовые основы деятельности счетной палаты российской Федерации'

Конституционно-правовые основы деятельности счетной палаты российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1018
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Конституция РФ / Счетная палата РФ / федеральный закон / независимый аудит (контроль) / стандарт внешнего государственного аудита (контроля) / общепризнанные принципы. / Constitution of the Russian Federation / Accounts Chamber of the Russian Federation / Federal law / independent audit (control) / standard of external state audit (control) / generally recognized principles.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Демидов Михаил Васильевич, Маслова Светлана Васильевна

Актуальность данной тематики обусловлена тем, что Счетная палата Российской Федерации в системе органов государственного финансового контроля занимает особое место. Прежде всего это выражается в том, что ее правовое положение установлено в специальном федеральным законе. Дальнейшее совершенствование правовой основы функционирования данного органа парламентского финансового контроля является практической необходимостью на современном этапе развития российского государства. В статье анализируются основные нововведения в новом Федеральном законе от 05.04.2013 г. о Счетной палате РФ, отмечается принципиально важная значимость признания законодателем приоритета норм международного права в отношении статуса и организации деятельности Счетной палаты РФ и в целом в правовом обеспечении осуществления внешнего государственного финансового контроля в Российской Федерации. В результате исследования обосновывается вывод о том, что тесное сотрудничество и взаимодействие Счетной палаты РФ с международными объединениями органов государственного финансового контроля во многом способствуют оптимизации ее организационной структуры и методологической базы. Эти процессы осуществляются не только за счет развития национального законодательства, но в большей степени за счет возможностей применения международных стандартов, правовых принципов и норм осуществления государственного финансового контроля (аудита).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTITUTIONAL AND LEGAL BASIS OF THE RUSSIAN FEDERATION ACCOUNTS CHAMBER

The relevance of this topic is that the Russian Federation accounts chamber occupies a special place in the system of state financial control. First of all, this is reflected in the fact that its legal status is established in a special Federal law. Further improvement of the legal basis for the functioning of this body of parliamentary financial control is a practical necessity at the present stage of development of the Russian state. The article analyzes the main innovations in the new Federal law of 05.04.2013 on the accounts chamber of the Russian Federation, notes the crucial importance of the recognition by the legislator of the priority of international law in relation to the status and organization of the activities of the accounts chamber of the Russian Federation and in general in the legal support of the implementation of external state financial control in the Russian Federation. The study concludes that close cooperation and interaction of the accounts chamber of the Russian Federation with international associations of the state financial control bodies largely contribute to the optimization of its organizational structure and methodological framework. These processes are carried out not only through the development of national legislation, but also, to a greater extent, through the possibility of applying international standards, legal principles and norms of state financial control (audit).

Текст научной работы на тему «Конституционно-правовые основы деятельности счетной палаты российской Федерации»

6. Ivanov M.G. O roli ugolovnogo nakazaniya v preduprezhdenii sluzhebno-e'konomicheskoj prestupnosti i korruptsii v sovremennoj Rossii //

Yuridicheskaya nauka i praktika. Vestnik Nizhegoro-dskoj akademii MVD Rossii. 2017. № 3 (39). S.243-248.

АНДРЕЕВ Валерий Витальевич - доктор исторических наук, профессор кафедры теории и истории государства и права, ректор. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected].

ИВАНОВ Михаил Георгиевич - кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой уголовного права и судопроизводства. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: imkafedra54@mail. ru.

ИВАНОВА Олеся Михайловна - преподаватель кафедры уголовного права и судопроизводства. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected].

ANDREYEV, Valery Vitalyevich - Doctor of Science (History), Professor of the Department of Theory and History of State and Law, the Rector. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected].

IVANOV, Mikhail Georgiyevich - Candidate of Science (Law), Associate Professor, Head of the Department of Criminal Law and Legal Proceedings. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected].

IVANOVA, Olesya Mikhailovna - Teacher of the Department of Criminal Law and Legal Proceedings. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected].

УДК 342.5

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

М.В. Демидов, С.В. Маслова

Актуальность данной тематики обусловлена тем, что Счетная палата Российской Федерации в системе органов государственного финансового контроля занимает особое место. Прежде всего это выражается в том, что ее правовое положение установлено в специальном федеральным законе. Дальнейшее совершенствование правовой основы функционирования данного органа парламентского финансового контроля является практической необходимостью на современном этапе развития российского государства.

В статье анализируются основные нововведения в новом Федеральном законе от 05.04.2013 г. о Счетной палате РФ, отмечается принципиально важная значимость признания законодателем приоритета норм международного права в отношении статуса и организации деятельности Счетной палаты РФ и в целом в правовом обеспечении осуществления внешнего государственного финансового контроля в Российской Федерации. В результате исследования обосновывается вывод о том, что тесное сотрудничество и взаимодействие Счетной палаты РФ с международными объединениями органов государственного финансового контроля во многом способствуют оптимизации ее организационной структуры и методологической базы. Эти процессы осуществляются не только за счет развития национального законодательства, но в большей степени за счет возможностей применения международных стандартов, правовых принципов и норм осуществления государственного финансового контроля (аудита).

Ключевые слова: Конституция РФ; Счетная палата РФ; федеральный закон; независимый аудит (контроль); стандарт внешнего государственного аудита (контроля); общепризнанные принципы.

M.V. Demidov, S.V. Maslova. CONSTITUTIONAL AND LEGAL BASIS OF THE RUSSIAN FEDERATION ACCOUNTS CHAMBER

The relevance of this topic is that the Russian Federation accounts chamber occupies a special place

102

Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2018. № 3(33)

in the system of state financial control. First of all, this is reflected in the fact that its legal status is established in a special Federal law. Further improvement of the legal basis for the functioning of this body of parliamentary financial control is a practical necessity at the present stage of development of the Russian state.

The article analyzes the main innovations in the new Federal law of 05.04.2013 on the accounts chamber of the Russian Federation, notes the crucial importance of the recognition by the legislator of the priority of international law in relation to the status and organization of the activities of the accounts chamber of the Russian Federation and in general in the legal support of the implementation of external state financial control in the Russian Federation. The study concludes that close cooperation and interaction of the accounts chamber of the Russian Federation with international associations of the state financial control bodies largely contribute to the optimization of its organizational structure and methodological framework. These processes are carried out not only through the development of national legislation, but also, to a greater extent, through the possibility of applying international standards, legal principles and norms of state financial control (audit).

Keywords: Constitution of the Russian Federation; Accounts Chamber of the Russian Federation; Federal law; independent audit (control); standard of external state audit (control); generally recognized principles.

Образование Счетной палаты Российской Федерации закреплено конституционно. Часть 5 ст. 101 Основного Закона страны [2] устанавливает, что она создается в целях обеспечения контроля за тем, как исполняется федеральный бюджет. Конституция РФ образование этого органа финансового контроля относит к исключительной компетенции палат Федерального Собрания РФ. Правовое положение Счетной палаты РФ и круг ее полномочий установлены в специальном федеральном законе [3], в котором определена законодательная основа функционирования этого государственного органа.

Деятельность Счетной палаты, наряду с международными договорами и федеральным законодательством, регулируется международными правовыми принципами независимого аудита (контроля) (ст. 3 Федерального закона «О счетной палате Российской Федерации»). Данное нововведение имеет принципиально важное значение, поскольку, таким образом, законодатель признал приоритет норм международного права в отношении статуса и организации деятельности Счетной палаты РФ и в целом в правовом обеспечении осуществления внешнего государственного финансового контроля. Действовавший до этого закон от 11.01.1995 г., определяя нормативно-правовое регулирование Палаты, ограничивался лишь тем, что она руководствуется Конституцией РФ и федеральными законами.

Основополагающими новациями в законе от 05.04.2013 г стали:

- во-первых, Счетная палата и до принятия указанного закона фактически являлась высшим органом финансового контроля в России, о чем отмечалось и ранее в трудах ряда исследователей [4]. Теперь ее такое правовое положение получило законодательное закрепление.

Действовавший до этого закон определял ее просто как государственный орган финансового контроля, который также был подотчетен Федеральному Собранию РФ;

- во-вторых, нормы закона, регламентирующие деятельность Счетной палаты, изложены с учетом требований общепризнанных принципов и норм международного права в сфере обеспечения независимого финансового аудита (контроля), которые содержатся в Лимской декларации руководящих принципов контроля, Мексиканской декларации независимости и Этическом кодексе ИНТОСАИ [5].

Приведенные декларации не обладают статусом международных договоров и поэтому не имеют юридически обязывающую силу на территории Российской Федерации. Тем не менее установленные в данных документах общепризнанные международные принципы имеют важное значение для организации внешнего государственного финансового контроля в России. По этой причине федеральный законодатель при принятии нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность Счетной палаты, учитывает их;

- в-третьих, в новой редакции закона в отличие от предыдущего непосредственно указывается, что нормативно-правовое регулирование проведения внешнего государственного аудита (контроля) осуществляется не только на нормах законодательства, но и на основании специальных стандартов, разрабатываемых и принимаемых Счетной палатой. Стандарты подразделяются на два вида: первые регламентируют организацию работы Палаты, а вторые устанавливают порядок осуществления внешнего государственного аудита (контроля). В процессе их разработки в обязательном порядке учитываются международные стандар-

ты в области государственного финансового контроля, аудита и финансовой отчетности.

Принятие закона о Счетной палате РФ в новой редакции не явилось неожиданным. Этому предшествовал 18-летний опыт работы Палаты и постепенное признание ее деятельности на международном уровне.

Счетная палата РФ активно сотрудничает с высшими органами финансового контроля зарубежных стран. Начиная с 1995 г. она член ИНТОСАИ (Международная организация высших органов финансового контроля) и в этом же году стала членом Европейской организации ВОФК (ЕВРОСАИ). Будучи полноправным ее членом, принимает активное участие в работе ЕВРОСАИ. В качестве региональной организации ИНТОСАИ она была образована в 1990 г. и объединяет ВОФК 49 европейских государств и Европейскую счетную палату.

В 1996 г. Счетная палата РФ вступила в Международную Азиатскую организацию ВОФК (АЗОСАИ), которая была образована в 1979 г. В настоящее время в ее рядах числятся 46 ВОФК.

Указанные международные организации преследуют цель наращивания потенциала ВОФК различных стран, организации обмена идеями и опытом работы между ними и поддержки институтов аудита в определенных направлениях. В связи с этим Счетная палата РФ всячески стремится к тому, чтобы повышать свой авторитет в международном аудиторском сообществе, осваивать и интегрировать в национальное законодательство установленные этими международными организациями нормы и принципы контрольной деятельности, а также активно участвовать в разработке и принятии новых унифицированных норм международного права в сфере финансового контроля.

Свидетельством этому является тот факт, что по инициативе Счетной палаты РФ была образована в 2007 г. специальная группа по контрактному аудиту государственных закупок, преобразованная затем в рабочую группу по аудиту государственных закупок [1]. В ней председательствует Счетная палата РФ.

Такое действие Международной организации ВОФК вызвано тем, что государственные закупки в силу своей важности имеют глобальное значение. Они в ряде случаев становятся предметом международных соглашений и служат базой для формирования общих тенденций изменения законодательства. К тому же государственные закупки являются главным инструментом, с помощью которого государства в состоянии оказывать воздействие на все стороны общественной жизни. Достигнутые

результаты закупок позволяют обеспечить реализацию конкретных стратегических национальных целей.

Главная цель функционирования Рабочей группы представлена в виде оказания содействия ВОФК в разработке общих методологических подходов к организации и проведению аудита государственных закупок. При этом следует учесть, что аудиторские задания и международно признанные принципы проведения государственных закупок имеют комплексный характер и направлены на повышение роли ВОФК в обеспечении прозрачности государственного управления. Конечной целью деятельности Рабочей группы является разработка Международного стандарта аудита государственных закупок в соответствии с основополагающими принципами и документами ИНТОСАИ. В соответствии с планом работы Рабочей группы он должен быть разработан и принят к 2019 г.

Тесное сотрудничество и взаимодействие Счетная палата РФ осуществляет с ВОФК государств - участников Содружества Независимых Государств (СНГ). По ее инициативе был образован Межгосударственный совет руководителей ВОФК стран СНГ [5]. Цель его создания - обеспечить сотрудничество указанных органов, координацию их взаимодействия, а также обмен опытом работы.

В процессе взаимодействия ВОФК государств - участников СНГ стали актуальными и насущно необходимыми не только координация их деятельности и обмен опытом работы, но и выработка общих подходов и методологии осуществления государственного финансового контроля в этих странах, т.е. установление общих стандартов аудита. В связи с этим в 2010 г. Советом руководителей ВОФК была создана Рабочая группа Совета по разработке стандартов и других методологических документов государственного финансового контроля для высших органов аудита (контроля) этих стран.

За относительно небольшой срок деятельности Рабочей группой был разработан и утвержден Советом руководителей ВОФК государств - участников СНГ ряд нормативных и методологических документов, устанавливающих унифицированные принципы и требования к осуществлению контроля (аудита), экс-пертно-аналитической деятельности, а также внешней оценки деятельности ВОФК СНГ. Так, за этот период решениями Совета руководителей ВОФК были утверждены:

- в 2013 г. - общий стандарт для осуществления государственного финансового контроля (аудита) в отношении высших органов финансового контроля государств-участников СНГ,

104

Вестник Российского университета кооперации. 2018. № 3(33)

нормы которого основываются на Лимской декларации руководящих принципов контроля, стандартах, которые приняты в рамках ИНТОСАИ; он устанавливает единые основные принципы финансового контроля (аудита);

- стандарты осуществления внешней оценки деятельности высших органов государственного финансового контроля государств - участников СНГ и порядка организации и проведения совместного и параллельного контрольного и экспертно-аналитического мероприятия ВОФК СНГ;

- в 2017 г. - Глоссарий терминов, которые используются в стандартах государственного финансового контроля (аудита) высших органов финансового контроля государств -участников СНГ и др.

Все утвержденные стандарты и методологические документы разработаны на основе национального законодательства стран СНГ и международных правовых принципов независимого аудита (контроля). Таким образом, новая редакция закона о Счетной палате РФ значительно усилила полномочия ВОФК России, оптимизировала его организационную структуру и методологическую базу не только за счет развития национального законодательства, но и в большей степени за счет возможностей применения международных стандартов, правовых принципов и норм осуществления государственного финансового контроля (аудита).

Список литературы

1. О Межгосударственном совете руководителей высших органов финансового контроля государств - участников Содружества Независимых Государств: решение Совета глав государств СНГ от 26.08.2005 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Конституция Российской Федерации: при-

нята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ). М.: Проспект, 2010.

3. О Счетной палате Российской Федерации: федер. закон от 05.04.2013 г. № 41-ФЗ (ред. от 07.02.2017 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. № 14, ст. 1649.

4. Демидов М.В. Парламентский финансовый контроль в России: правовые аспекты функционирования и проблемы реализации: дис. ... д-ра юрид. наук / Московский гос. ун-т им. М.В. Ломоносова (МГУ). М., 2011. С. 364.

5. Официальный сайт Счетной палаты Российской Федерации. URL: http://audit.gov.ru.

References

1. O Mezhgosudarstvennom sovete rukovoditelej vy'sshikh organov finansovogo kontrolya gosu-darstv - uchastnikov Sodruzhestva Nezavisimy'kh Gosudarstv: reshenie Soveta glav gosudarstv SNG ot 26.08.2005 g. Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy' «Konsul'tantPlyus».

2. Konstituciya Rossijskoj Federatsii: pri-nyata vsenarodny'm golosovaniem 12.12.1993 g. (s uchetom popravok, vnesenny'kh zakonami RF o popravkakh k Konstitutsii RF ot 30.12.2008 g. № 6-FKZ, ot 30.12.2008 g. № 7-FKZ). M.: Prospekt, 2010.

3. O Schetnoj palate Rossijskoj Federatsii: feder. zakon ot 05.04.2013 g. № 41-FZ (red. ot 07.02.2017 g.) // Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federatsii. 2013. № 14, st. 1649.

4. Demidov M.V. Parlamentskij finansovy'j kon-trol' v Rossii: pravovy'e aspekty' funktsionirova-niya i problemy' realizatsii: dis. ... d-ra yurid. nauk / Moskovskij gos. un-t im. M.V. Lomonosova (MGU). M., 2011. S. 364.

5. Ofitsial'ny'j sajt Schetnoj palaty' Rossijskoj Federatsii. URL: http://audit.gov.ru.

ДЕМИДОВ Михаил Васильевич - доктор юридических наук, заведующий кафедрой административного и финансового права. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: mvdemidov@yandex. ru.

МАСЛОВА Светлана Васильевна - кандидат юридических наук, заведующая кафедрой конституционного и муниципального права. Международный открытый социальный институт. Россия. г. Йошкар-Ола. E-mail: [email protected].

DEMIDOV, Mikhail Vasilyevich - Doctor of Science (Law), Head of the Department of Administrative and Financial Law. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected].

MASLOVA, Svetlana Vasilyevna - Candidate of Science (Law), Head of the Department of Constitutional and Municipal Law. International Open Social Institute. Russia. Yoshkar-Ola. E-mail: [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.