Научная статья на тему 'Акты подзаконного административного нормотворчества контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований'

Акты подзаконного административного нормотворчества контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
303
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ / АДМИНИСТРАТИВНОЕ НОРМОТВОРЧЕСТВО / ИСТОЧНИКИ ПРАВА / ИСТОЧНИКИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА / ПОДЗАКОННЫЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ / СТАНДАРТЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ / РЕГЛАМЕНТ / КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНЫЕ ОРГАНЫ СУБЪЕКТОВ РФ / КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНЫЕ ОРГАНЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО) ВНЕШНЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ / МЕТОДИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ / НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Никифоров М. В.

Исследуется система руководящих документов актов подзаконного административного нормотворчества контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований. Методы исследования анализ, синтез, сравнительно-правовой метод, правовое моделирование, классификация. Основные результаты и выводы: 1) представлен развернутый перечень категорий актов подзаконного административного нормотворчества контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований, включающий стандарты, регламент, методические документы, нормативные приказы; 2) представлены итоги анализа официальных сайтов контрольно-счетных палат Нижегородской области и города Нижнего Новгорода, справочных правовых систем на предмет доступности текстов их актов, изданных ими в качестве субъектов подзаконного административного нормотворчества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTS OF ADMINISTRATIVE RULE-MAKING OF CONTROLLING AND AUDITING BODIES OF THE RUSSIAN FEDERATION SUBJECTS AND MUNICIPAL ENTITIES

The aim of this paper is to study the system of guidance documents acts of subordinate administrative rule-making of controlling and auditing bodies of the Russian Federation subjects and municipal entities. Research methods used in the work include analysis, synthesis, legal modeling, classification, and the comparative legal method. The main results and conclusions are as follows: 1) a detailed list of categories of acts of administrative rule-making of controlling and auditing bodies of the Russian Federation subjects and municipal entities is presented, including standards, regulations, guidance documents, regulatory orders; 2) the results of the analysis of official websites of the controlling and auditing chambers of the Nizhni Novgorod region, Nizhni Novgorod city and reference legal systems are presented. The purpose of the analysis was to check the accessibility of the texts of the acts issued by these bodies.

Текст научной работы на тему «Акты подзаконного административного нормотворчества контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований»

160

Право

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2017, № 3, с. 160-166

УДК 342.924

АКТЫ ПОДЗАКОННОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО НОРМОТВОРЧЕСТВА КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНЫХ ОРГАНОВ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

© 2017 г. М.В. Никифоров

Российский государственный университет правосудия, Н. Новгород

тахоптахтш @таП. ги

Поступила в редакцию 01.03.2017

Исследуется система руководящих документов - актов подзаконного административного нормотворчества контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований. Методы исследования - анализ, синтез, сравнительно-правовой метод, правовое моделирование, классификация. Основные результаты и выводы: 1) представлен развернутый перечень категорий актов подзаконного административного нормотворчества контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований, включающий стандарты, регламент, методические документы, нормативные приказы; 2) представлены итоги анализа официальных сайтов контрольно-счетных палат Нижегородской области и города Нижнего Новгорода, справочных правовых систем на предмет доступности текстов их актов, изданных ими в качестве субъектов подзаконного административного нормотворчества.

Ключевые слова: нормативные правовые акты, административное нормотворчество, источники права, источники административного права, подзаконные нормативные акты, стандарты финансового контроля, регламент, контрольно-счетные органы субъектов РФ, контрольно-счетные органы муниципальных образований, органы государственного (муниципального) внешнего финансового контроля, методические документы, нормативные документы.

В литературе по административному праву, как и в литературе по правотворчеству, в настоящее время обычно не принято перечислять среди источников права различные руководящие документы контрольно-счетных органов, хотя накопленный опыт издания такого рода документов нуждается в тщательном исследовании административистов.

Стандарты

Части 6-8 ст. 35 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации» [1]1 (далее - ФЗ о СП РФ) фиксируют единую методологическую основу всех стандартов контрольно-счетных органов (далее, если не указано иное, - КСО) субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (далее, если не указано иное, - РКСО и МКСО) в России, а именно:

1) СП РФ разрабатывает с учетом международных стандартов в области государственного финансового контроля, аудита и финансовой отчетности (речь идет как минимум о стандартах международных организаций высших органов финансового контроля -ИНТОСАИ, АЗОСАИ, ЕВРОСАИ, а также о документах, обязательных для России как участника Совета руководителей высших органов финансового контроля государств - участ-

ников СНГ) и утверждает в установленном порядке общие требования к стандартам внешнего государственного и муниципального аудита (контроля) для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий РКСО и МКСО [2, 3] (далее - Общие требования 2012 года);

2) эти общие требования подлежат опубликованию на официальном сайте СП РФ в сети Интернет;

3) по обращению РКСО и МКСО СП РФ осуществляет анализ их соблюдения.

Стандарты РКСО и МКСО именуются в двух базовых федеральных законах о статусе КСО по-разному: «стандарты внешнего государственного и муниципального аудита (контроля)» (ст. 35 ФЗ о СП РФ), «стандарты внешнего государственного и муниципального финансового контроля» (ст. 11 Федерального закона «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» [4], далее, если не указано иное, -ФЗ о КСО).

Ни тот, ни другой законы не представляют официальную дефиницию стандартов РКСО и МКСО, но ее можно отыскать в пункте 2.1 Общих требований 2012 года: «стандарты внешнего государственного финансового кон-

троля контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований)... это нормативные документы, утверждаемые контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), определяющие обязательные принципы, характеристики, правила и процедуры планирования, организации и осуществления полномочий в сфере внешнего государственного (муниципального) финансового контроля».

Как видно из определения, стандарты причислены к категории «нормативные документы». С данным термином в российском законодательстве в настоящее время сложилась ситуация правовой неопределенности: помимо термина «нормативные документы», в федеральных законах встречаются такие термины, как «внутренние документы», «внутренние нормативные документы», «нормативная документация», «нормативные технические документы», «нормативно-технические документы».

Обычно по советской традиции у юристов при упоминании нормативных документов всплывает образ того, что теперь принято именовать «акты технического регулирования», принимая во внимание установленное Федеральным законом «О техническом регулировании» [5] отграничение нормативных правовых актов РФ и нормативных документов. Между тем в пункте 4.1 ГОСТ 1.1-2002 [6] (носит статус национального стандарта, применение которого осуществляется в обязательном порядке) можно обнаружить следующее определение: «нормативный документ: документ, устанавливающий правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов» (легко заметить, что нормативные правовые акты подпадают под это определение без затруднений, но вряд ли только они, поскольку есть в указанной формулировке что-то очень похожее на определение социальных норм, закрепленных в письменной форме).

Специфика стандартов РКСО и МКСО раскрывается в ст. 11 ФЗ о КСО:

1) КСО руководствуются ими наряду с Конституцией РФ, законодательством РФ и субъектов РФ, муниципальными нормативными правовыми актами (ч. 1 ст. 11);

2) предназначены для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий (ч. 2 ст. 11);

3) подлежат утверждению КСО в соответствии с общими требованиями, утвержденными СП РФ и (или) РКСО (в отношении органов государственной власти и государственных органов, органов территориальных государствен-

ных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления и муниципальных органов, государственных и муниципальных учреждений и унитарных предприятий субъектов Российской Федерации или муниципальных образований -п. 1 ч. 2 ст. 11), в соответствии с общими требованиями, установленными федеральным законом (в отношении иных организаций - п. 2 ч. 2 ст. 11);

4) при их подготовке учитываются международные стандарты в области государственного финансового контроля, аудита и финансовой отчетности (ч. 3 ст. 11);

5) не могут противоречить законодательству РФ и (или) законодательству субъектов РФ (ч. 4 ст. 11), при этом пункт 1.7 Общих требований 2012 года указывает также на непротиворечивость стандартов «иным нормативным правовым актам», что выглядит, во-первых, незаконно, во-вторых, некорректно, ведь в России до сих пор не появилось формализованное единообразное понимание законодательства как совокупности законов.

Следует иметь в виду, что ст. 2 ФЗ о КСО содержит указания на осуществление правового регулирования организации и деятельности РКСО и МКСО исключительно нормативными правовыми актами. Это вроде бы влечет за собой вывод о том, что стандарты РКСО и МКСО не вправе регулировать организацию и деятельность КСО, однако на самом деле только именно этим они и занимаются, невзирая на буквальное прочтение данной статьи.

Раздел 4 Общих требований 2012 года рекомендует стандарты РКСО и МКСО разделять на две группы, не предусмотренные ФЗ о КСО, -стандарты организации деятельности (СОД) и стандарты финансового контроля (СФК).

В системе СОД, в свою очередь, предложено выделять три вида стандартов: 1) СОД по организации методологического обеспечения контрольной и экспертно-аналитической деятельности КСО - именно в нем излагаются систематизированные подходы к нормативным и методическим документам КСО, именно с его помощью становится понятной система нормативных документов КСО (обычно, по опыту субъектов РФ, сюда включаются регламент, положение, инструкция, стандарт) и методических документов КСО; 2) СОД по планированию работы КСО; 3) СОД по подготовке отчета о работе КСО.

В системе СФК предложено выделять такие виды стандартов, как: 1) стандарт проведения контрольного мероприятия; 2) стандарт проведения экспертно-аналитического мероприятия; 3) стандарт финансового аудита; 4) стандарт аудита эффективности использова-

ния бюджетных средств; 5) стандарт контроля реализации результатов контрольных и экс-пертно-аналитических мероприятий; 6) стандарты внешнего контроля бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда; 7) стандарт управления качеством; 8) стандарт, устанавливающий основные понятия и термины, используемые в стандартах; 9) стандарт организации и проведения совместных и параллельных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.

Специалисту по административному праву невооруженным взглядом становится заметной удивительная вещь: органы исполнительной власти и некоторые иные уполномоченные субъекты (местная администрация, госкорпорация «Росатом», госкорпорация «Роскосмос») нормативными правовыми актами утверждают административные регламенты исполнения функций по контролю и (или) надзору, но когда речь заходит о контрольно-счетных органах, то разговор о статусе их регулирующих документов плавно перетекает с уровня нормативных правовых актов на неочевидный уровень локальных нормативных актов, внутренних актов без всестороннего обоснования.

В Нижегородской области Закон «О контрольно-счетной палате Нижегородской области» [7] (далее - ЗНО о КСП НО) упоминает стандарты внешнего государственного финансового контроля, которые рассматриваются на заседаниях Коллегии (пункт 7.1 ч.3 ст.9) и утверждаются председателем (пункт 2.1 ч.8 ст.5). На официальном сайте КСП НО размещены в разделе «Правовые основы» [8] всего 4 стандарта, нумерация которых (СФК 211, СФК 222, СФК 233, СОД 11) заставляет пользователя сайта задуматься о том, что существуют и другие утвержденные стандарты, доступ к которым общественности, видимо, не нужен, по мнению КСП НО.

Регламент

ФЗ о КСО прямо называет только три категории норм регламентов РКСО и МКСО:

1) необязательные нормы - о компетенции и порядке работы коллегиального органа (коллегии) КСО (ч. 10 ст. 5 ФЗ о КСО);

2) обязательные нормы - о порядке направления от имени КСО запросов о предоставлении информации, документов и материалов, необходимых для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий (ч. 2 ст. 15 ФЗ о КСО);

3) обязательные нормы - об опубликовании в средствах массовой информации или размещении в сети Интернет информации о деятель-

ности КСО (ч. 3 ст. 19 ФЗ о КСО). Стоит особо подчеркнуть тот факт, что ч. 3.1 ст. 8 Закона Нижегородской области [9] устанавливает, что перечень информации о деятельности КСП НО утверждается КСП НО, а с учетом ч. 6 этой же статьи КСП НО должна также определить периодичность размещения информации в сети Интернет, сроки ее обновления, обеспечивающие своевременность реализации и защиты пользователями информацией своих прав и законных интересов, а также иные требования к размещению указанной информации. На данный момент ни общеизвестные справочные правовые системы, ни официальный сайт КСП НО не позволяют ознакомиться с названным перечнем и требованиями, утвержденными КСП НО, т.е. не представляется возможным проверить соответствие сайта КСП НО упомянутому перечню и требованиям.

И.Г. Федоров полагает, что регламент МКСО следует воспринимать как «нормативный правовой акт, принятый контрольно-счетным органом муниципального образования с целью детализации регулирования порядка деятельности контрольно-счетного органа, в том числе компетенции и порядка работы коллегиального органа (коллегии), порядка направления запросов о предоставлении информации и вопросов опубликования или размещения информации о его деятельности» [10]. А.Н. Козы-рин высказывает иную точку зрения: регламент и стандарты СП РФ, РКСО и МКСО, а также заключаемые КСО договоры и соглашения о взаимодействии и сотрудничестве необходимо относить к локальным (внутренним) нормативным актам (локальным нормативным правовым актам) [11]. Думается, если относиться к регламенту и стандартам КСО как «внутренним», локальным нормативным актам, то надо Регламент Правительства РФ, Регламент Правительства Нижегородской области, Регламент Государственной думы Федерального собрания РФ и иные общеизвестные регламенты тоже считать локальными нормативными актами, но почему-то к этому выводу не принято приходить. Получается, что в системе государственных органов существует некая система «двойных стандартов» - у одних органов регламент органа в целом надо расценивать в качестве нормативного правового акта, а у других - в качестве только локального нормативного акта. С нашей точки зрения, в таком случае идет речь о нарушении незримого (в отсутствие федерального закона о государственных органах) права государственных органов на равные правовые подходы при регулировании их правового статуса.

В Нижегородской области зафиксированы в ЗНО о КСП НО особенности правового режима Регламента КСП НО:

1) в соответствии с ним и ЗНО о КСП НО председатель КСП НО осуществляет руководство деятельностью КСП НО и организует ее работу (п. 1 ч. 8 ст. 5);

2) представляется на рассмотрение Коллегии КСП НО (п. 5 ч. 8 ст. 5);

3) рассматривается (как и изменения в него) и одобряется на заседаниях Коллегии (п. 6 ч. 3 ст. 9, ч. 2 ст. 13);

4) утверждается председателем по результатам рассмотрения Коллегией КСП НО (п. 5 ч. 8 ст. 5, ч. 2 ст. 13);

5) определяет внутренние вопросы деятельности КСП НО, распределение обязанностей между аудиторами КСП НО, функции и взаимодействие структурных подразделений аппарата КСП НО, порядок ведения дел, порядок подготовки и проведения контрольных, экс-пертно-аналитических мероприятий и иной деятельности (ч. 2 ст. 13);

6) устанавливает (в дополнение к федеральным законам, законам Нижегородской области) полномочия председателя КСП НО (п. 8 ч. 8 ст. 5), конкретное содержание направления деятельности контрольно-счетной палаты, возглавляемого одним из аудиторов КСП НО (ч. 1 ст. 7); перечень (в дополнение к ЗНО о КСП НО) вопросов, которые на своих заседаниях рассматривает Коллегия (п. 8 ч. 3 ст. 9), порядок деятельности Коллегии (ч. 5 ст. 9).

Действующий текст Регламента КСП НО на сайте и в справочных правовых системах не размещен, в отличие от регламентов абсолютного большинства других РКСО.

В административном центре Нижегородской области сложилась своеобразная ситуация с официальным пониманием статуса регламента контрольно-счетной палаты города Нижнего Новгорода (далее - КСП НН):

1) регламент КСП НН утверждается ее председателем (пункт 11.2 Положения о КСП НН [12]2;

2) регламент КСП НН определяет «направления деятельности контрольно-счетной палаты, порядок подготовки и проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, иные вопросы внутренней деятельности» КСП НН (пункт 11.1 Положения о КСП НН - отметим, что небрежность в подготовке этого пункта привела к тому, что, в отличие даже от Регламента КСП НО, в нем порядок подготовки и проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий оказался разновидностью вопросов внутренней деятельности) - при

этом текст Регламента данному требованию Положения о КСП НН не соответствует, так как «Внутренние вопросы деятельности» - это наименование только одного из пяти разделов документа, раздела 3, а порядок «подготовки и проведения мероприятий контрольной и иной деятельности» лишь заявлен в пункте 1.1.3 Регламента, но не отрегулирован в дальнейшем тексте);

3) регламент КСП НН, согласно пункту 1.1.4 Регламента КСП НН, является локальным нормативным актом КСП;

4) регламент КСП НН, согласно пункту 1.2 одного из стандартов КСП НН [13] объявлен разновидностью «нормативно-правовых актов» (обращаем внимание, не нормативных правовых, а «нормативно-правовых») параллельно с ФЗ о КСО и Положением о КСП НН.

Официальный раздел КСП НН на сайте Городской думы г. Нижнего Новгорода к разряду нормативных документов причисляет и Регламент КСП НН, и Положение о КСП НН, и стандарт внешнего муниципального финансового контроля [14].

Методические документы

ФЗ о КСО данный вид документов вообще не упоминает. В подразделе 4.1 Общих требований 2012 года сказано о методических документах КСО, регулирующих осуществление его контрольной и экспертно-аналитической деятельности вкупе со стандартами; в целом организации методологического обеспечения данной деятельности КСО должен быть посвящен один из СОД КСО.

В Нижегородской области коллегия КСП НО в обязательном порядке на своих заседаниях рассматривает, наряду с иными вопросами, методические рекомендации по проведению контрольных мероприятий (пункт 7.1 ч. 3 ст. 9 ЗНО о КСП НО), но из текста ЗНО о КСП НО невозможно понять, единственный ли это вид методических документов КСП НО или нет. В любом случае, на сайте КСП НО текст этих рекомендаций отсутствует, равно как и соответствующий СОД. Опыт субъектов РФ показывает, что к методическим документам РКСО обычно относят перечни, классификаторы, методические рекомендации, методики.

Пункт 2.4 Положения о КСП НН уточняет, что стандарты - это разновидность методических документов КСП НН и предоставляет аудитору КСП НН полномочия по участию в разработке стандартов, иных методических документов КСП НН. На сайте КСП НН тексты каких-либо иных методических документов, кроме двух вышеназванных стандартов, отсутствуют, текст соответствующего СОД также не размещен на сайте.

Приказы

Среди приказов и распоряжений, которые может издать руководитель РКСО, МКСО, нас интересуют только обладающие административно-правовой природой. Проиллюстрируем ситуацию на примере КСП НО.

На сайте КСП НО размещены в настоящее время лишь некоторые приказы КСП НО, изданные во исполнение и на основании законодательства о государственной гражданской службе РФ и законодательства о противодействии коррупции. Сложность ситуации состоит в том, что в отдельных случаях названное законодательство непосредственно требует издания государственным органом своего нормативного правового акта, т.е. используется именно термин «нормативный правовой акт», а не «нормативный акт», «правовой акт». Так, абзац первый пункта 7 Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (далее - Положение о комиссиях) [15] содержит требование образовывать комиссию, утверждать состав комиссии и порядок работы комиссии нормативным правовым актом государственного органа, однако КСП НО считает подобный документ локальным нормативным актом [16]. В подпункте «б» пункта 16 и пункте 18 Положения о комиссиях содержится требование нормативным правовым актом государственного органа утвердить порядок представления информации, содержащей основания для проведения заседаний комиссии, - и снова КСП НО объявляет подобный документ локальным нормативным актом [17]3. На сайте КСП НО размещены еще несколько приказов КСП НО, которым вышестоящий источник права присвоил статус нормативного правового акта, а субъект правотворчества в лице КСП НО с этим не согласился и поменял этот статус на гораздо более низкий статус локального нормативного акта. Проблема возникает с соблюдением ч. 3 ст. 15 Конституции РФ, связывающей юридическую силу нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, с фактом их официального опубликования.

В заключение полагаем возможным сказать о том, что вышеперечисленные категории «внутренних» документов контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований, в частности стандарты, регламент, методические документы, должны получить полноценное официальное признание в качестве источников административного права наряду с традиционными нормативными правовыми актами, которые, впрочем, эти органы также успешно издают.

Примечания

1. Здесь и далее (если не указано иное) указывается источник официального опубликования первоначального текста.

2. В настоящее время действует регламент контрольно-счетной палаты города Нижнего Новгорода, утвержденный Приказом председателя контрольно-счетной палаты от 18 сентября 2015 года № 85, версия 1.0 // Официально не опубликовано. Доступ по адресу: http://www.goгduma.nnov.гu/?id=32711 (дата обращения: 20.02.2017).

3. Утверждено анонимным приказом контрольно-счетной палаты Нижегородской области - без даты и регистрационного номера, т.е. ссылки на него затруднены по вине субъекта подзаконного правотворчества, не указавшего реквизиты документа при его размещении на официальном сайте государственного органа // http://ksp.r52.ru/data/ оЪ)еС^/244/й^/3^1 (дата обращения: 20.02.2017).

Список литературы

1. Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 41-ФЗ (ред. от 07.02.2017 г.) «О Счетной палате Российской Федерации» // Российская газета (далее - РГ). 2013. 10 апреля.

2. Общие требования к стандартам внешнего государственного и муниципального финансового контроля (утверждены Коллегией Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 12 мая 2012 г. № 21К (854)) // Официально не опубликовано. Доступ по адресу: http://www.ach.gov.ru/about/document/ Trebovania.pdf (дата обращения: 20.02.2017). Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 20.02.2017).

3. Общие требования к стандартам внешнего государственного и муниципального контроля для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, утвержденные Коллегией Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 17 октября 2014 г. № 47К (993)) // Официально не опубликовано. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 20.02.2017).

4. Федеральный закон «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» от 7 февраля 2011 г. № 6-ФЗ (ред. от 04.03.2014 г.) // РГ. 2011. 11 февраля.

5. Федеральный закон от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ (ред. от 05.04.2016 г.) «О техническом регулировании» // РГ. 2002. 31 декабря.

6. ГОСТ 1.1.-2002. Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения (введен Постановлением Госстандарта России от 08.10.2002 г. № 366-ст). М., 2003.

7. Закон Нижегородской области от 8 октября 2010 г. № 156-З (ред. от 19.12.2016 г.) «О контрольно-счетной палате Нижегородской области» // Правовая среда. 2010. 23 октября.

8. Официальный сайт контрольно-счетной палаты Нижегородской области. Раздел «Правовые основы». Подраздел «Стандарты». URL: http://ksp.r52.ru/ru/8/228/ (дата обращения: 20.02.2017).

9. Закон Нижегородской области от 11 мая 2010 г. № 81-З (ред. от 26.10.2015 г.) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов Нижегородской области и органов местного самоуправления в Нижегородской области и о государственных и муниципальных информационных системах в Нижегородской области» // Правовая среда. 2010. 14 мая.

10. Федоров И.Г. Регламент контрольно-счетного органа муниципального образования как источник регулирования его организации и деятельности // Современное право. 2016. № 7. С. 42-48. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 20.02.2017).

11. Козырин А.Н. Правовые основы государственного и муниципального финансового контроля в Российской Федерации // Реформы и право. 2014. № 1. С. 66-76. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 20.02.2017).

12. Решение Городской думы г. Н. Новгорода от 27.05.2015 г. № 107 (ред. от 27.01.2016 г.) «О Положении о контрольно-счетной палате города Нижнего Новгорода» // День города. Нижний Новгород. 2015. 5 июня.

13. Стандарт внешнего муниципального финансового контроля «Общие правила проведения экс-пертно-аналитического мероприятия» (утвержден Приказом Председателя контрольно-счетной палаты города Нижнего Новгорода от 28.04.2015 г. № 3). Версия 1.0 // Официально не опубликовано. Доступ

по адресу: http://www.gorduma.nnov.ru/?id=37401 (дата обращения: 20.02.2017).

14. Официальный сайт Городской думы города Нижнего Новгорода. Раздел «Контрольно-счетная палата». Подраздел «Нормативные документы». URL: http://www.gorduma.nnov.ru/?id=43433 (дата обращения: 20.02.2017).

15. Положение о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденное Указом Президента РФ от 1 июля 2010 г. № 821 (ред. от 22.12.2015 г.) «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов» // Собрание законодательства РФ. 2010. № 27. Ст. 3446.

16. Положение о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих контрольно-счетной палаты Нижегородской области и урегулированию конфликта интересов (утверждено Приказом контрольно-счетной палаты Нижегородской области от 11 февраля 2016 г. № 5) // http://ksp.r52.ru/data/objects/ 244/files/POLOZhENIE_O_KOMISSII_PO_SOBLJuDEN IJu_TREBOVANIJ_K_SLUZhEBNOMU_POVEDENIJu. pdf (дата обращения: 20.02.2017).

17. Порядок представления информации, содержащей основания для проведения заседаний комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих контрольно-счетной палаты Нижегородской области и урегулированию конфликта интересов (см. примечание 3).

ACTS OF ADMINISTRATIVE RULE-MAKING OF CONTROLLING AND AUDITING BODIES OF THE RUSSIAN FEDERATION SUBJECTS AND MUNICIPAL ENTITIES

M. V. Nikiforov

The aim of this paper is to study the system of guidance documents - acts of subordinate administrative rule-making of controlling and auditing bodies of the Russian Federation subjects and municipal entities. Research methods used in the work include analysis, synthesis, legal modeling, classification, and the comparative legal method. The main results and conclusions are as follows: 1) a detailed list of categories of acts of administrative rule-making of controlling and auditing bodies of the Russian Federation subjects and municipal entities is presented, including standards, regulations, guidance documents, regulatory orders; 2) the results of the analysis of official websites of the controlling and auditing chambers of the Nizhni Novgorod region, Nizhni Novgorod city and reference legal systems are presented. The purpose of the analysis was to check the accessibility of the texts of the acts issued by these bodies.

Keywords: normative legal acts, sources of law, sources of administrative law, administrative ordinances, standards of financial control, regulations, controlling and auditing bodies of the Russian Federation, controlling and auditing bodies of municipalities, bodies of state (municipal) external financial control, methodological documents, regulatory documents.

References

1. Federal'nyj zakon ot 5 aprelya 2013 g. № 41-FZ (red. ot 07.02.2017 g.) «O Schetnoj palate Rossijskoj Federacii» // Rossijskaya gazeta (dalee - RG). 2013. 10 aprelya.

2. Obshchie trebovaniya k standartam vneshnego go-sudarstvennogo i municipal'nogo finansovogo kontrolya (utverzhdeny Kollegiej Schetnoj palaty Rossijskoj Federacii (protokol ot 12 maya 2012 g. № 21K (854)) // Oficial'no ne opublikovano. Dostup po adresu: http://www.ach.gov.ru/about/document/Trebovania .pdf

(data obrashcheniya: 20.02.2017). Dostup iz SPS «Konsul'tantPlyus» (data obrashcheniya: 20.02.2017).

3. Obshchie trebovaniya k standartam vneshnego go-sudarstvennogo i municipal'nogo kontrolya dlya prove-deniya kontrol'nyh i ehkspertno-analiticheskih mero-priyatij kontrol'no-schetnymi organami sub"ektov Rossijskoj Federacii i municipal'nyh obrazovanij, ut-verzhdennye Kollegiej Schetnoj palaty Rossijskoj Federacii (protokol ot 17 oktyabrya 2014 g. № 47K (993)) // Oficial'no ne opublikovano. Dostup iz SPS «Kon-sul'tantPlyus» (data obrashcheniya: 20.02.2017).

4. Federal'nyj zakon «Ob obshchih principah organi-zacii i deyatel'nosti kontrol'no-schetnyh organov sub"ektov Rossijskoj Federacii i municipal'nyh obrazo-vanij» ot 7 fevralya 2011 g. № 6-FZ (red. ot 04.03.2014 g.) // RG. 2011. 11 fevralya.

5. Federal'nyj zakon ot 27.12.2002 g. № 184-FZ (red. ot 05.04.2016 g.) «O tekhnicheskom regulirovanii» // RG. 2002. 31 dekabrya.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. GOST 1.1.-2002. Mezhgosudarstvennaya sistema standartizacii. Terminy i opredeleniya (vveden Postanov-leniem Gosstandarta Rossii ot 08.10.2002 g. № 366-st). M., 2003.

7. Zakon Nizhegorodskoj oblasti ot 8 oktyabrya 2010 g. № 156-Z (red. ot 19.12.2016 g.) «O kontrol'no-schetnoj palate Nizhegorodskoj oblasti» // Pravovaya sreda. 2010. 23 oktyabrya.

8. Oficial'nyj sajt kontrol'no-schetnoj palaty Niz-hegorodskoj oblasti. Razdel «Pravovye osnovy». Po-drazdel «Standarty». URL: http://ksp.r52.ru/ru/8/228/ (data obrashcheniya: 20.02.2017).

9. Zakon Nizhegorodskoj oblasti ot 11 maya 2010 g. № 81-Z (red. ot 26.10.2015 g.) «Ob obespechenii dostu-pa k informacii o deyatel'nosti gosudarstvennyh organov Nizhegorodskoj oblasti i organov mestnogo samouprav-leniya v Nizhegorodskoj oblasti i o gosudarstvennyh i municipal'nyh informacionnyh sistemah v Nizhegorods-koj oblasti» // Pravovaya sreda. 2010. 14 maya.

10. Fedorov I.G. Reglament kontrol'no-schetnogo organa municipal'nogo obrazovaniya kak istochnik regu-lirovaniya ego organizacii i deyatel'nosti // Sovremennoe pravo. 2016. № 7. S. 42-48. Dostup iz SPS «Kon-sul'tantPlyus» (data obrashcheniya: 20.02.2017).

11. Kozyrin A.N. Pravovye osnovy gosudarstvenno-go i municipal'nogo finansovogo kontrolya v Rossijskoj Federacii // Reformy i pravo. 2014. № 1. S. 66-76. Dos-tup iz SPS «Konsul'tantPlyus» (data obrashcheniya: 20.02.2017).

12. Reshenie Gorodskoj dumy g. N. Novgoroda ot 27.05.2015 g. № 107 (red. ot 27.01.2016 g.) «O Polozhenii o kontrol'no-schetnoj palate goroda Nizhnego Novgoroda» // Den' goroda. Nizhnij Novgorod. 2015. 5 iyunya.

13. Standart vneshnego municipal'nogo finansovo-go kontrolya «Obshchie pravila provedeniya ehkspert-no-analiticheskogo meropriyatiya» (utverzhden prika-zom Predsedatelya kontrol'no-schetnoj palaty goroda Nizhnego Novgoroda ot 28.04.2015 g. № 3). Versiya 1.0 // Oficial'no ne opublikovano. Dostup po adresu: http://www.gorduma.nnov.ru/?id=37401 (data obrashcheniya: 20.02.2017).

14. Oficial'nyj sajt Gorodskoj dumy goroda Nizh-nego Novgoroda. Razdel «Kontrol'no-schetnaya pala-ta». Podrazdel «Normativnye dokumenty». URL: http://www.gorduma.nnov.ru/?id=43433 (data obrashcheniya: 20.02.2017).

15. Polozhenie o komissiyah po soblyudeniyu trebo-vanij k sluzhebnomu povedeniyu federal'nyh gosu-darstvennyh sluzhashchih i uregulirovaniyu konflikta interesov, utverzhdennoe Ukazom Prezidenta RF ot 1 iyulya 2010 g. № 821 (red. ot 22.12.2015 g.) «O komis-siyah po soblyudeniyu trebovanij k sluzhebnomu pove-deniyu federal'nyh gosudarstvennyh sluzhashchih i uregulirovaniyu konflikta interesov» // Sobranie zakonoda-tel'stva RF. 2010. № 27. St. 3446.

16. Polozhenie o komissii po soblyudeniyu trebova-nij k sluzhebnomu povedeniyu gosudarstvennyh grazh-danskih sluzhashchih kontrol'no-schetnoj palaty Nizhe-gorodskoj oblasti i uregulirovaniyu konflikta interesov (utverzhdeno Prikazom kontrol'no-schetnoj palaty Nizhegorodskoj oblasti ot 11 fevralya 2016 g. № 5) // http://ksp.r52.ru/data/objects/244/files/POLOZhENIE_ O_KOMISSII_PO_SOBLJuDENIJu_TREBOVANIJ_K _SLUZhEBNOMU_POVEDENIJu.pdf (data obrashcheniya: 20.02.2017).

17. Poryadok predstavleniya informacii, soderzhash-chej osnovaniya dlya provedeniya zasedanij komissii po soblyudeniyu trebovanij k sluzhebnomu povedeniyu gosudarstvennyh grazhdanskih sluzhashchih kontrol'no-schetnoj palaty Nizhegorodskoj oblasti i uregulirovaniyu konflikta interesov (sm. primechanie 3).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.