Научная статья на тему 'СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ СУБЪЕКТОВ ФИНАНСОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ: ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И ПРАКТИКА'

СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ СУБЪЕКТОВ ФИНАНСОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ: ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И ПРАКТИКА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3748
424
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФИНАНСОВОЕ ПРАВО / ФИНАНСОВЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ / ЗАЩИТА ПРАВ / СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ / ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ ФИНАНСОВЫХ СПОРОВ / FINANCIAL LAW / FINANCIAL LEGAL RELATIONS / PROTECTION OF RIGHTS / METHODS OF PROTECTION OF RIGHTS / JURISDICTION OF FINANCIAL DISPUTES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фарикова Екатерина Александровна

В статье рассмотрены актуальные для современной правовой практики способы защиты прав в финансово-правовой сфере. Проанализированы все основные способы защиты таких прав, с учетом современного законодательства и научных положений. Показана межотраслевая и комплексная природа правоотношений, возникающих в связи с защитой прав субъектов финансовых правоотношений. Концептуальное значение для становления правовой государственности в России имеет президентский способ защиты прав, основанный на статусе Президента РФ в качестве гаранта Конституции РФ и прав граждан. В социальной практике наибольшее распространение нашел административный способ защиты прав субъектов финансовых правоотношений, который заключается в обжаловании решения или действия финансового органа в вышестоящий по отношению к нему орган. В настоящее время большинство споров по обжалованию актов налоговых органов подлежит обязательному рассмотрению в досудебном (административном) порядке. Широким в применении способом защиты прав выступает судебный порядок разрешения спора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Фарикова Екатерина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS OF PROTECTION OF THE RIGHTS OF SUBJECTS OF FINANCIAL LEGAL RELATIONS: LEGISLATION AND PRACTICE

In the article considered the actual for modern legal practice methods of protection of rights in the financial-legal sphere. It analyzed all main methods of protection of such rights, taking into account the modern legislation and scientific provisions. It shown the intersectoral nature of legal relations arising in connection with the protection of the rights of subjects of financial legal relations. The presidential method of protection of rights based on the status of the President of the Russian Federation as a guarantor of the Constitution of the Russian Federation and the rights of citizens has a conceptual significance for the establishment of legal statehood in Russia. In social practice, the most widely used administrative method of protecting the rights of subjects of financial relations, which is to appeal the decision or action of a financial body to a higher authority in relation to it. Currently, the majority of disputes regarding the appeal of acts of tax authorities are subject to mandatory review in the pre-trial (administrative) procedure. A wide-ranging method of enforcement is the judicial procedure for resolving a dispute.

Текст научной работы на тему «СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ СУБЪЕКТОВ ФИНАНСОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ: ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И ПРАКТИКА»

1. Strategiya deyatel'nosti Schetnoj palaty Rossijskoj Federacii na 2013 - 2019 gody. Utverzhdena Kollegiej Schetnoj palaty Rossijskoj Federacii 22.11.2013g. // Oficial'nyj sajt Schetnoj palaty Rossijskoj Federacii: http://www.ach.gov.ru/ru/about/strategy/ (data obrashcheniya 21.04.2019).

2. Oficial'nyj sajt Schetnoj palaty RF: http://audit.gov.ru/press_center/news/32593 (data obrashcheniya 21.04.2019).

3. Menedzhment organizacii: Uchebnoe posobie / Pod obshchej red. V. Е. Lankina. Taganrog: Izd-vo TRTU, 2006.

4. Atamanchuk G. V. Teoriya gosudarstvennogo upravleniya. Kurs lekcij. Izd. 2-e, dopoln. M.: Omega-L, 2004.

5. Oficial'nyj sajt Federal'nogo kaznachejstva: http://www.roskazna.ru/novosti-i-soobshheniya/novosti/1327509/ (data obrashcheniya 21.04.2019).

6. Morozov A.E. Vliyanie novyh cifrovyh tekhnologij na finansovyj kontrol' // Aktual'nye problemy administrativnogo i finansovogo prava (Posvyashchaetsya 20-letiyu obrazovaniya Rossijskogo gosudarstvennogo universiteta pravosudiya). Sbornik statej / Otv. red. Е.A. Bochkareva, L.V. But'ko. Krasnodar: Izdatel'skij Dom - YUg, 2018.

7. Dobrovol'skaya N.YU., Harchenko A.V. Organizaciya informacionnyh potokov v pravovom pole// Informaciya kak ob"ekt grazhdanskih prav predprinimatelej: Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (21 dekabrya 2017 g.). Sbornik statej / Otv. red.: G.F. Garaeva, T.I. Sultonova, M.E. Beglaryan. Krasnodar: Izdatel'skij Dom - YUg, 2018.

8. Lovcov D.A. Sistema principov effektivnogo informacionnogo vzaimodejstviya v pravovom prostranstve // Informaciya kak ob"ekt grazhdanskih prav predprinimatelej: Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (21 dekabrya 2017 g.). Sbornik statej / Otv. red.: G.F. Garaeva, T.I. Sultonova, ME. Beglaryan. Krasnodar: Izdatel'skij Dom - YUg, 2018.

9. Oficial'nyj sajt Schetnoj palaty RF: http://audit.gov.ru/press_center/news/32593 (data obrashcheniya 21.04.2019).

10. Informacionnye tekhnologii v Schetnoj palate RF // Sajt «tadviser. Gosudarstvo. Biznes. IT» : http://www.tadviser.ru/aZ420128 (data obrashcheniya 21.04.2019).

11. Ukaz Prezidenta RF ot 09.05.2017 № 203 «O Strategii razvitiya informacionnogo obshchestva v Rossijskoj Federacii na 2017 - 2030 gody» // Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii http://www.pravo.gov.ru, 10.05.2017. (data obrashcheniya 21.04.2019).

12. Postanovlenie Pravitel'stva ot 07.09.2018 g. N° 1065 «O Pravitel'stvennoj komissii po cifrovomu razvitiyu, ispol'zovaniyu informacionnyh tekhnologij dlya uluchsheniya kachestva zhizni i uslovij vedeniya predprinimatel'skoj deyatel'nosti» // Oficial'nyj sajt Pravitel'stva RF: http://government.ru/orders/selection/405/33944/ (data obrashcheniya 21.04.2019).

БОЧКАРЕВА ЕКАТЕРИНА АЛЕКСАНДРОВНА - доктор юридических наук, доцент, заведующая кафедрой административного и финансового права Северо-Кавказского филиала Российского государственного университета правосудия (Краснодар).

BOCHKAREVA, EKATERINA A. - Doctor of Law, Associate Professor, Head of the Department of Administrative and Financial Law of the North-Caucasian branch of Russian State University of Justice (Krasnodar) (finansyst@mail.ru).

УДК 347.7

ФАРИКОВА Е.А.

СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ СУБЪЕКТОВ ФИНАНСОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ:

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И ПРАКТИКА

Ключевые слова: финансовое право, финансовые правоотношения, защита прав, способы защиты прав, подведомственность финансовых споров.

В статье рассмотрены актуальные для современной правовой практики способы защиты прав в финансово-правовой сфере. Проанализированы все основные способы защиты таких прав, с учетом современного законодательства и научных положений. Показана межотраслевая и комплексная природа правоотношений, возникающих в связи с защитой прав субъектов финансовых правоотношений. Концептуальное значение для становления правовой государственности в России имеет президентский способ защиты прав, основанный на статусе Президента РФ в качестве гаранта Конституции РФ и прав граждан. В социальной практике наибольшее распространение нашел административный способ защиты прав субъектов финансовых правоотношений, который заключается в обжаловании решения или действия финансового органа в вышестоящий по отношению к нему орган. В настоящее время большинство споров по обжалованию актов налоговых органов подлежит обязательному рассмотрению в досудебном (административном) порядке. Широким в применении способом защиты прав выступает судебный порядок разрешения спора.

FARIKOVA, E.A.

WAYS OF PROTECTION OF THE RIGHTS OF SUBJECTS OF FINANCIAL LEGAL RELATIONS: LEGISLATION

AND PRACTICE

Keywords: financial law, financial legal relations, protection of rights, methods of protection of rights, jurisdiction of financial disputes.

In the article considered the actual for modern legal practice methods of protection of rights in the financial-legal sphere. It analyzed all main methods of protection of such rights, taking into account the modern legislation and scientific provisions. It shown the intersectoral nature of legal relations arising in connection with the protection of the rights of subjects of financial legal relations. The presidential method of protection of rights based on the status of the President of the Russian Federation as a guarantor of the Constitution of the Russian Federation and the rights of citizens has a conceptual significance for the establishment of legal statehood in Russia. In social practice, the most widely used administrative method of protecting the rights of subjects of financial relations, which is to appeal the decision or action of a financial body to a higher authority in relation to it. Currently, the majority of disputes regarding the appeal of acts of tax authorities are subject to mandatory review in the pre-trial (administrative) procedure. A wideranging method of enforcement is the judicial procedure for resolving a dispute.

Российская Федерация находится в постоянном развитии, неизбежно затрагивающем экономическую и правовую стороны общественной жизни. Особое значение приобретает исследование современных процессов модернизации российского общества, поскольку все

предыдущие оказались незавершенными, вызывая катастрофическое обострение социальных противоречий [1, с.5]. Внутренние изменения экономической и правовой составляющих жизни российского общества свидетельствуют о важности и необходимости исследования отдельных вопросов финансового права. Стремление к построению правовой государственности в России обусловливает повышенный интерес к обеспечению прав граждан и иных субъектов правоотношений в различных областях и правовых отраслях. Статья 2 Конституции РФ гласит: «Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства» [2]. Защита прав может осуществляться всеми способами, не запрещенными законом (ч. 2 ст. 45 Конституции РФ).

Ввиду значимости отрасли финансового права для современной российской системы права особый интерес представляют способы защиты прав субъектов финансовых правоотношений. В науке выделяют несколько таких способов: президентский, административный, судебный и самозащиту прав [3, с. 213].

Президентский способ защиты прав субъектов финансовых правоотношений основан на положении ч. 2 ст. 80 Конституции РФ, которая провозглашает Президента РФ гарантом Конституции РФ и прав человека. Именно Президент РФ «обеспечивает согласованное функционирование и эффективное взаимодействие органов государственной власти» [4, с. 9]. Роль Президента РФ в обеспечении прав субъектов финансовых правоотношений заключается в его общем полномочии по воздействию на государственные органы всех ветвей власти путем координации их действий, определения основных направлений государственной политики [5]. Тем самым Президент РФ создает благоприятные условия для защиты прав и свобод человека и гражданина в финансовой сфере. В частности, в бюджетной сфере Президент выполняет функцию формирования бюджетной политики: составление проектов бюджетов основывается в том числе на положениях послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ, определяющих бюджетную политику (требования к бюджетной политике) в России (ч.2 ст.172 БК РФ)[6].

Наиболее распространенным способом защиты прав субъектов финансовых отношений является административный способ, который до 1990-х годов преобладал в системе существующих способов защиты. Административный способ заключается в обращении субъекта финансовых правоотношений за защитой нарушенного права к вышестоящему органу по отношению к органу, принявшему решение. Так, Раздел VII НК РФ [7] регламентирует порядок обжалования актов и действий налоговых органов. Согласно ч. 1 ст. 138 НК РФ, акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган. Более того, административный порядок обжалования, как правило, обязателен перед обращением в суд. Обращение, посредством которого обжалуются действия налогового органа в административном порядке, называется жалобой, которая подается через налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются. Налоговый орган, в свою очередь, обязан в течение трех дней со дня поступления такой жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган. Вышестоящий налоговый орган, по общему правилу, рассматривает жалобы в течение 15 дней со дня ее получения, а по итогам рассмотрения: оставляет жалобу без удовлетворения; отменяет акт налогового органа ненормативного характера (решение налогового органа полностью или в части, если полностью, то принимает по делу новое решение); признает действия или бездействие должностных лиц налоговых органов незаконными и выносит решение по существу.

НК РФ предусматривает также возможность обращения лица посредством подачи апелляционной жалобы в налоговый орган, предметом которой выступает обжалование не вступившего в силу решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Требования к форме и содержанию жалобы или апелляционной жалобы установлены в ст. 139.2 НК РФ и Информационном письме ФНС России «О содержании жалобы, подаваемой в налоговый орган» от 9 февраля 2011 г. [8].

Преимущества административного способа зашиты прав субъектов финансовых отношений состоят, во-первых, в формальной и содержательной простоте составления жалобы и процесса ее подачи, отсутствии государственной пошлины, во-вторых, в коротких сроках рассмотрения такой жалобы, в-третьих, в возможности в дальнейшем обратиться в суд.

Наиболее распространенным в настоящее время является судебный способ защиты прав субъектов финансовых правоотношений. Так, в соответствии со ст. 142 НК РФ, жалобы и иски в отношении налоговых органов и их должностных лиц рассматриваются в порядке гражданского, арбитражного и административного судопроизводства. Например, согласно ст. 105 НК РФ, дела о взыскании налоговых санкций по заявлению налоговых органов к организациям и индивидуальным предпринимателям рассматриваются арбитражными судами и Верховным Судом РФ, т.е. в порядке арбитражного судопроизводства. Дела о взыскании налоговых санкций по заявлению налоговых органов к физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, рассматриваются судами общей юрисдикции и Верховным Судом РФ в порядке административного судопроизводства.

Глава 24 АПК РФ [9] посвящена особенностям рассмотрению дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц. В КАС РФ две главы посвящены особенностям рассмотрения в том числе финансовых споров: гл. 21, регламентирующая производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, и гл. 22, устанавливающая особенности производства по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных служащих.

Следует отдельно отметить, что до 2015 г. определенные налоговые споры рассматривались в порядке гражданского судопроизводства, но Подраздел III ГПК РФ [10], регулировавший производство по делам, возникающим из публичных правоотношений, утратил силу.

Подведомственность финансово-правовых споров судам имеет большое значение на практике. Многие дела данной категории подлежат прекращению именно по этой причине. Так, Межрайонная ИФНС обратилась в суд с административным иском к К. о взыскании недоимки по единому социальному налогу и пени, в обосновании его указала, что К. имеет недоимку по уплате единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, недоимку по уплате единого социального налога, зачисляемого в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и пени. Суд при вынесении определения указал, что к критериям подведомственности дел арбитражным судам относится в том числе субъектный состав участников спорного правоотношения. Согласно выписке из ЕГРИП, К. является индивидуальным предпринимателем. В связи с этим, суд пришел к выводу, что данный спор подведомственен арбитражному суду и прекратил производство по административному иску о взыскании недоимки по налогам и пени [11]. В указанном примере проиллюстрировано первоочередное значение правового статуса субъектов правоотношений. Исходя из этого определяется подведомственность дел по финансово-правовым спорам.

Приведем другой пример. Межрайонная ИФНС обратилась в суд с административным иском к П. о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц, пени по налогу, пени за несвоевременную уплату налога. Суд установил, что решением арбитражного суда индивидуальный предприниматель П. признан банкротом, в отношении него введена процедура реализации имущества. С момента принятия арбитражным судом решения о признании индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства утрачивает силу государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя, а также аннулируются выданные ему лицензии на осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности. Определением арбитражного суда удовлетворено требование ФНС, задолженность по налогам включена в третью очередь требований кредиторов индивидуального предпринимателя П. Из содержания указанного определения видно, что в размер задолженности по налогам включены также налоги и пени, которые являются предметом рассматриваемого административного дела. Обязательства по оплате налога на имущество, земельного налога, а также пени по указанным видам налогов, хотя и не связаны с предпринимательской деятельностью налогоплательщика П., но поскольку на момент рассмотрения настоящего спора уже включены в реестр требований кредиторов, то у суда не

имеется правовых оснований для рассмотрения административного иска по существу. Суд пришел к выводу о том, что спор не подведомствен суду общей юрисдикции, в связи с чем определил производство по административному делу прекратить [12]. Таким образом, подведомственность налоговых споров также зависит от существа спорных правоотношений и конкретных обстоятельств дела. Административный ответчик по рассмотренному делу уже не являлся индивидуальным предпринимателем, однако содержание возникших спорных правоотношений непосредственно повлияло на определение подведомственности спора.

Еще одним способом защиты прав субъектов финансовых правоотношений является самозащита, под которой понимается «совокупность разрешаемых, признаваемых либо не запрещенных государством действий самого человека по обоснованному и законному предупреждению, пресечению и отражению нарушений, а также восстановлению нарушенных (оспариваемых) субъективных прав, свобод и законных интересов без обращения за помощью к компетентным органам» [13, с. 11]

Например, согласно пп. 10-11 ч. 1 ст. 21 НК РФ, налогоплательщики имеют право требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков, а также налогоплательщики имеют право не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие законодательству.

На основании изложенного следует сделать несколько выводов. Во-первых, в настоящее время законодательством предусмотрен достаточно широкий перечень способов защиты прав субъектов финансовых правоотношений. Концептуальное значение для становления правовой государственности в России имеет президентский способ защиты прав, основанный на статусе Президента РФ в качестве гаранта Конституции РФ и прав граждан. В социальной практике наибольшее распространение нашел административный способ защиты прав субъектов финансовых правоотношений, который заключается в обжаловании решения или действия финансового органа в вышестоящий по отношению к нему орган. В настоящее время большинство споров по обжалованию актов налоговых органов подлежит обязательному рассмотрению в досудебном (административном) порядке.

Широким в применении способом защиты прав выступает судебный порядок разрешения спора, осуществляемый в различных видах судопроизводства. Главную роль в этом случае играет арбитражное и административное судопроизводства, в рамках которых возможно обжалование актов финансовых органов. Рассмотренные нами примеры из судебной практики свидетельствуют о возникающих сложностях относительно подведомственности таких дел судам. При решении вопроса о подведомственности дел судам общей юрисдикции или арбитражным судам необходимо исходить из субъектного состава и сущности спорного правоотношения, конкретных обстоятельств дела. В качестве способа защиты прав нами была рассмотрена также самозащита прав, которая отражается и в финансовом законодательстве. Такой способ несет в себе естественно-правовую составляющую правового статуса субъекта финансовых правоотношений и заключается в возможности лица своими собственными действиями предупреждать, пресекать и защищать свои права от нарушений без обращения к компетентным органам.

Литература и источники

1. Комарова Л.В. Социальное регулирование макролокальных геоэкономических систем. Дис. ... докт. филос. наук. Краснодар, 2012. С. 5.

2. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.

3. Никифорова Е.В., Серединцев С. Защита прав субъектов финансовых правоотношений в досудебном и судебном порядке // Исследование инновационного потенциала общества и формирование направлений его стратегического развития: материалы III Международной научно-практической конференции. Юго-Западный государственный университет. 2013. С. 213.

4. Фомин В.А. Защита нарушенных прав субъектов бюджетного права. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006. С. 9.

5. Тихон Е.А. Президент Российской Федерации - гарант прав и свобод человека и гражданина. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006. С. 10.

6. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (ред. от 27 декабря 2018 г.) // Российская газета. 1998. 12 августа.

7. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (ред. от 27 декабря 2018 г.) // Российская газета. 1998. 6 августа.

8. О содержании жалобы, подаваемой в налоговый орган: Информационное письмо ФНС России от 9 февраля 2011 г. // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 5 марта 2019 г.)

9. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ (ред. от 25 декабря 2018 г.) // Российская газета. 2002. 27 июля.

10. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-Ф3 (ред. от 27 декабря 2018 г.) // Российская газета. 2002. 20 ноября.

11. Определение Новгородского районного суда Новгородской области от 29 июня 2017 г. по делу № 2А-3304/2017 // Сайт «СудАкт» [Электронный ресурс] URL: http://sudact.ru/ (дата обращения: 9 марта 2019 г.)

12. Определение Ангарского городского суда Иркутской области от 27 марта 2017 г. по делу № 2А-1235/2017 // Сайт «СудАкт» [Электронный ресурс] URL: http://sudact.ru/ (дата обращения: 9 марта 2019 г.)

13. Горбачева С.В. Самозащита прав по российскому законодательству. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2005. С. 11.

References and resources

1. Komarova L.V. Sotsial'noye regulirovaniye makrolokal'nykh geoekonomicheskikh sistem: dis. ... d-ra filos. nauk. Krasnodar, 2012. S. 5.

2. Konstitutsiya Rossiyskoy Federatsii ot 12 dekabrya 1993 g. (s uchetom popravok) // Sobraniye zakonodatel'stva RF. 2014. 4 avgusta. № 31. St. 4398.

3. Nikiforova Ye.V., Seredintsev S. Zashchita prav sub"yektov finansovykh pravootnosheniy v dosudebnom i sudebnom poryadke // Issledovaniye innovatsionnogo potentsiala obshchestva i formirovaniye napravleniy yego strategicheskogo razvitiya: materialy III Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Yugo-Zapadnyy gosudarstvennyy universitet. 2013. S. 213.

4. Fomin V.A. Zashchita narushennykh prav sub"yektov byudzhetnogo prava: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2006. S. 9.

5. Tikhon Ye.A. Prezident Rossiyskoy Federatsii - garant prav i svobod cheloveka i grazhdanina: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2006. S. 10.

6. Byudzhetnyy kodeks Rossiyskoy Federatsii ot 31 iyulya 1998 g. № 145-FZ (red. ot 27 dekabrya 2018 g.) // Rossiyskaya gazeta. № 153-154. 1998. 12 avgusta.

7. Nalogovyy kodeks Rossiyskoy Federatsii (chast' pervaya) ot 31 iyulya 1998 g. № 146-FZ (red. ot 27 dekabrya 2018 g.) // Rossiyskaya gazeta. № 148-149. 1998. 6 avgusta.

8. O soderzhanii zhaloby, podavayemoy v nalogovyy organ: Informatsionnoye pis'mo FNS Rossii ot 9 fevralya 2011 g. // SPS «Konsul'tantPlyus» [Elektronnyy resurs] URL: http://www.consultant.ru/ (data obrashcheniya: 5 marta 2019 g.)

9. Arbitrazhnyy protsessual'nyy kodeks Rossiyskoy Federatsii ot 24 iyulya 2002 g. № 95-FZ (red. ot 25 dekabrya 2018 g.) // Rossiyskaya gazeta. № 137. 2002. 27 iyulya.

10. Grazhdanskiy protsessual'nyy kodeks Rossiyskoy Federatsii ot 14 noyabrya 2002 g. № 138-FZ (red. ot 27 dekabrya 2018 g.) // Rossiyskaya gazeta. № 220. 2002. 20 noyabrya.

11. Opredeleniye Novgorodskogo rayonnogo suda Novgorodskoy oblasti ot 29 iyunya 2017 g. po delu № 2A-3304/2017 // Sayt «SudAkt» [Elektronnyy resurs] URL: http://sudact.ru/ (data obrashcheniya: 9 marta 2019 g.)

12. Opredeleniye Angarskogo gorodskogo suda Irkutskoy oblasti ot 27 marta 2017 g. po delu № 2A-1235/2017 // Sayt «SudAkt» [Elektronnyy resurs] URL: http://sudact.ru/ (data obrashcheniya: 9 marta 2019 g.)

13. Gorbacheva S.V. Samozashchita prav po rossiyskomu zakonodatel'stvu: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. N.Novgorod, 2005. S. 11.

ФАРИКОВА ЕКАТЕРИНА АЛЕКСАНДРОВНА - кандидат юридических наук, доцент кафедры административного и финансового права Северо-Кавказского филиала Российского университета правосудия (г. Краснодар). FARIKOVA, EKATERINA A. - Ph.D. in Law, Assistant Professor, Department of Administrative and Financial Law, Northern Caucasian branch of Russian State University of Justice (Krasnodar) (www.truba.ru@mail.ru).

УДК 347.73

КОЖУШКО С.В.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА ПРОЗРАЧНОСТИ (ОТКРЫТОСТИ) В БЮДЖЕТНО-КОНТРОЛЬНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЯХ

Ключевые слова: принцип прозрачности (открытости), правовое регулирование, бюджетно-контрольные правоотношения, бюджетный контроль, формы и способы реализации прозрачности (открытости).

В статье рассматриваются правовые основы реализации принципа прозрачности (открытости), как принципа бюджетного права при осуществлении бюджетного контроля, обусловленные специфическим содержанием бюджетно-контрольных отношений. Сделан вывод о том, что требование прозрачности (открытости) пронизывает всю систему правовых актов, регулирующих деятельность органов и должностных лиц по проведению бюджетного контроля. Аргументируется выполнение рассматриваемым принципом функции «дорожной карты». Реализация принципа прозрачности (открытости) обеспечивает использование понятной и доступной терминологии в публикуемых документах, прозрачность процедуры принятия решений по итогам проверок, информирование общественности об их результативности, и в целом - задает вектор функционирования уполномоченных органов и их должностных лиц.

KOZHUSHKO, S.V.

LEGAL REGULATION OF IMPLEMENTATION OF THE PRINCIPLE OF TRANSPARENCY (OPENNESS) IN THE

BUDGETARY-CONTROL LEGAL RELATIONS

Keywords: principle of transparency (openness), legal regulation, budgetary control legal relations, budgetary control, forms and methods for implementing of transparency (openness).

In the article considered the legal basis for the implementation of the principle of transparency (openness) as a principle of budget law in the implementation of budgetary control, due to the specific content of budgetary-control relations. It is concluded that the requirement of transparency (openness) permeates the entire system of legal acts regulating the activity of authorities and officials in conducting budget control. It is argued the execution by the principle under review of the "road map". The implementation of the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.