udostoveryayushchih lichnost' i pozvolyayushchih ustanovit' vozrast pokupatelya alkogol'noj produkcii, kotorye prodavec vprave potrebovat' v sluchae vozniknoveniya u nego somneniya v dostizhenii etim pokupatelem sovershennoletiya» // Rossijskaya gazeta. 2017. №2 139.
9. Kodeks Rossijskoj Federacii ob administrativnyh pravonarusheniyah ot 30.12.2001 g. № 195-FZ// SZ RF. 2002. №1. St.1.
10. Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 13.06.1996 № 63-FZ // SZ RF. 1996. № 25. St. 2954.
11. Postanovleniem Plenuma Verhovnogo Suda RF ot 1 fevralya 2011 g. №2 1 «O sudebnoj praktike primeneniya zakonodatel'stva, reglamentiruyushchego osobennosti ugolovnoj otvetstvennosti i nakazaniya nesovershennoletnih» // Rossijskaya gazeta. 2011. №2 29.
12. V Tyumenskoj oblasti vveli shtrafza pokupku alkogolya detyam // URL: https://www.kommersant.ru/doc/4684324 (data obrashcheniya: 14.08.2022 g.).
13. Kodeks Tyumenskoj oblasti ob administrativnoj otvetstvennosti ot 27.12.2007 g. №2 55 (prinyat Tyumenskoj oblastnoj Dumoj 20.12.2007 g.) // Vestnik Tyumenskoj oblastnoj Dumy. 2007. № 10.
14. Po iniciative prokurora oblasti prinyat zakon, ustanavlivayushchij otvetstvennost' za priobretenie po pros'be nesovershennoletnih i peredachu poslednim alkogol'noj produkcii. Prokuratura Vladimirskoj oblasti. // URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/proc_cfo/mass-media/news/news-regional?item=51660205 (data obrashcheniya: 15.08.2022 g.).
15. Zakon Vladimirskoj oblasti ot 14.02.2003 g. №2 11-OZ «Ob administrativnyh pravonarusheniyah vo Vladimirskoj oblasti» (prinyat postanovleniem Zakonodatel'nym Sobraniem Vladimirskoj oblasti ot 29.01.2003 g. №2 11) // Vladimirskie vedomosti. 2003. №2 36-37.
16. Zakonoproekt №2 65362-8 «O vnesenii izmeneniya v stat'yu 6.10 Kodeksa Rossijskoj Federacii ob administrativnyh pravonarusheniyah» (ob ustanovlenii otvetstvennosti za priobretenie dlya nesovershennoletnih alkogol'noj i spirtosoderzhashchej produkcii, a takzhe potencial'no opasnyh i odurmanivayushchih veshchestv) // URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/65362-8 (data obrashcheniya: 15.08.2022 g.).
17. Motrovich I.D. Preduprezhdenie i presechenie organami vnutrennih del (policiej) administrativnyh pravonarushenij v sfere obshchestvennogo poryadka, svyazannyh s potrebleniem alkogol'noj i spirtsoderzhashchej produkcii i poyavleniem v sostoyanii alkogol'nogo op'yaneniya v obshchestvennyh mestah. Avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. Habarovsk, 2015.
ЛИХОЛЕТ ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА - кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры административного права и административно-служебной деятельности органов внутренних дел ДВЮИ МВД России, полковник полиции. СЛИВКО НИКИТА КОНСТАНТИНОВИЧ - кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры административного права и административно-служебной деятельности органов внутренних дел ДВЮИ МВД России, капитан полиции.
БОНДАРЕНКО ДИНА МАКСИМОВНА - курсант факультета юриспруденции ДВЮИ МВД России. LIKHOLET, ELENA N. - Ph.D. in Law, Associate Professor, Head of the Department of Administrative Law and Administrative and Service Activities of the law enforcement agencies of the Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, colonel of police (elenaliholet@mail.ru).
SLIVKO, NIKITA K. - Ph.D. in Law, Senior Lecturer of the Department of Administrative Law and Administrative and Service Activities of Internal Affairs Bodies of the Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, captain of police (nikitaslivko@mail.ru).
BONDARENKO, DINA M - Cadet of the Аaculty of Jurisprudence of the Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (dina.bondarenko.2001 @bk.ru).
УДК 336.2(470):351.713 DOI: 10.24412/2411-2275-2022-3-69-76
БОЧАРОВА Н.Н.
НАЛОГОВАЯ РЕФОРМА В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ
Ключевые слова: налоговая реформа, налоговая система, Налоговый кодекс РФ, налоговая политика, бюджетная политика, налоговые льготы.
В статье исследуются понятие налоговой реформы и ее некоторые историко-правовые аспекты. Особое внимание уделено новым факторам, влияющим на характер проведения налоговой реформы на современном этапе (цифровизация, коронавирусные ограничения и др.). Проанализированы Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, утвержденные Минфином России; обозначены основные тенденции в реформировании налогообложения юридических и физических лиц. Особое внимание автор уделяет вопросам оптимизации налогов на доходы физических лиц. В данной связи рассматривается дискуссия по вопросу отмены уплаты НДФЛ для некоторых категорий граждан, прежде всего для малоимущих.
BOCHAROVA, N.N.
TAX REFORM IN RUSSIA AT THE PRESENT STAGE: THEORETICAL AND LEGAL ASPECT Key words: tax reform, tax system, Tax Code of the Russian Federation, tax policy, budget policy, tax incentives.
The article explores the concept of tax reform and some of its historical and legal aspects. Particular attention is paid to new factors affecting the nature of the tax reform at the present stage (digitalization, coronavirus restrictions, etc.). The main directions of the budget, tax and customs tariff policy for 2022 and for the planning period of 2023 and 2024, approved by the Ministry of Finance of Russia, were analyzed; the main trends in reforming the taxation of legal entities and individuals are indicated. The author pays special attention to the optimization of taxes on personal income. In this regard, a discussion is being considered on the issue of abolishing the payment of personal income tax for certain categories of citizens, primarily for the poor.
«Нет идеальных налоговых систем, тем более только появившихся» (И. Горский) [1]. Чтобы налоговая система была идеальной или хотя бы соответствующей реалиям общества и государства, удовлетворяющей потребности социально-экономического и политического развития, она должна меняться. Таким образом, мы можем говорить о принципе подвижности [2], как сущностной характеристике налоговой реформы. На сегодняшний день в законодательстве нет законодательно закрепленного понятия «налоговая реформа», что создает предпосылки для острой
дискуссии в научной среде относительно данного понятия. Стоит рассмотреть разные подходы к истолкованию налоговой реформы.
Так, Абрамов А.П. [3] рассматривает налоговую реформу не как единовременный, а как длительный, тянущийся во времени процесс, развивающийся и имеющий множество вариантов, путей и целей развития. Также данный автор включает в понятие две точки соприкосновения, которые взаимно пересекаются друг с другом в процессе реформирования, а именно: совершенствование определенных видов налогов и изменение непосредственно в связи с этим системы управления налоговыми отношениями. Майбуров И.А. [4] под налоговой реформой понимает определённый набор налоговый преобразований, имеющих комплексный и кардинальный характер, который существует в строго определенных временных рамках, и имеющий целью отображение правовой мысли государства в сфере налогообложения. Таким образом, важнейшей целью налоговой реформы, исходя из данного определения, является выражение через реформу налоговой системы государственной налоговой политики. В своих работах Байбородина В.Г. [5] также дает определение понятию налоговой реформы, под которой понимает преобразования коренного или ограниченного характера в сфере налоговых отношений, которые осуществляются путем «перестройки» системы налогообложения, а также путем подстройки системы налогового администрирования под изменившиеся институты и субинституты налоговой системы. В данном определении прослеживается некоторая взаимосвязь с версией Абрамова, где также присутствуют два разветвления: непосредственно реформы налогов и на реформы органов управления.
Для более полного и широкого понимания всего спектра научных представлений, касающихся понимания среди исследователей налогов и сборов, стоит обратить внимание на еще одну точку зрения. Так, Остапов М.Т. [6] трактует налоговую реформу как полное или частичное изменение налоговых отношений, а также как особую систему, в которой производится наиболее полный учет входящих в данную систему элементов. Однако данное понятие не в полной мере отображает все составные элементы налоговой реформы.
Подводя итог проведенному обзору, можно сформировать определение понятия «налоговая реформа»: это комплексное и кардинальное изменение элементов налоговой системы, подразумевающее под собой отмирание старых и (или) появление новых институтов данной системы и изменение (подстроение) в соответствии с этим структурных органов налогового администрирования, процесс которых происходит в определенных временных рамках и в соответствии с налоговой политикой государства, обусловленной политическими, экономическими, социальными и иными условиями и преобразованиями.
Рассмотрение вопроса о том, как именно сложилась система налогов и сборов, существующая в РФ сегодня, невозможно без понимания процессов становления как системы налогов и сборов, так и налоговой системы в целом. Важно понимать, как и какие налоги были приняты, какой период времени существовали, когда и по какой причине происходило их «отмирание», и какие появлялись взамен. Возможно, существуют налоги и сборы, которые не претерпели изменений или были лишь незначительно затронуты преобразованиями. Безусловно, существующая система налогов и сборов в конкретном государстве, в определенный временной промежуток времени является своего рода «лакмусовой бумагой», изучая и понимая которую можно охарактеризовать как те социально-экономические характеристики общества, в которых действует определенный набор налогов и сборов.
Так же, как наша страна имеет многовековую историю своего существования, параллельно с развитием России протекало и совершенствование системы налогов и сборов. Каждый исторический период имеет причинно-следственные связи. Корни тех или иных процессов берут свое начало из предыдущего хронологического периода. Такой же процесс формирования имеет и система налогов и сборов. Таким образом, для понимания истоков современной налоговой системы необходимо обратиться к 1992 году, с которого берет свое начало принятие Закона «Об основах налоговой системы в РФ» [7]. Данный нормативно-правовой акт действовал до 1 января 1999 года и утратил свою силу с введением в действие части I Налогового кодекса РФ [8].
Закон «Об основах налоговой системы в РФ» устанавливал общие принципы построения налоговой системы, в нем раскрывались основные положения о правилах установления, введения в действие новых налогов и сборов, был дан перечень налогов, сборов, пошлин и других
обязательных платежей. Также Закон определял права и обязанности налоговых органов и налогоплательщиков. Не менее важен данный закон в части формулирования полномочий органов государственной власти на всех уровнях, которые были лишены возможностей на введение дополнительных налогов и каких-либо обязательных отчислений, не предусмотренных действующим налоговым законодательством, а также повышать существующие ставки налогообложения.
В развитие данного Закона было принято большое количество федеральных законов, регулирующих порядок введения и взимания конкретных налогов на территории России [9].
Несомненно, коренным изменением в реформировании того периода было введение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для юридических лиц и ИП. Фактически введение УСН позволяет говорить о преобразованиях, которые затрагивают сразу несколько сфер налогового реформирования, а также предопределяют изменение целого ряда федеральных, региональных и местных налогов и сборов.
Касаемо местных налогов, необходимо отметить, что, в отличии от федеральных и региональных налогов, которые полностью были изменены после распада СССР и фактически представляли из себя систему новых обязательных отчислений, местные налоги по большей части сохраняли преемственность с системой советского налогообложения. В целом, было предусмотрено большое количество местных налогов, правом применения или неприменения которых обладали органы местной власти. Данный перечень местных налогов и сборов был направлен, в первую очередь, на стабилизацию экономической ситуации в регионах и давал властям на местах определенные рычаги в виде возможности выбора конкретного набора соответствующих налогов и сборов, исходя из специфики территориального образования.
Принятие Налогового кодекса РФ (части I и II) способствовало стабилизации и укреплению налоговой системы РФ, а также стало серьезной предпосылкой и условием ее эффективного функционирования. Тем не менее, Налоговый кодекс РФ является очень «подвижным» нормативно-правовым актом: в соответствии с исследованиями, проведенными компанией «Гарант», в 2020 году каждые 13 дней в Налоговом кодексе РФ что-то менялось. В 2020 году было принято 552 федеральных закона, изменявших НК РФ [10].
Такую частоту изменений Налогового кодекса РФ можно оценить двояко: с одной стороны, можно дать этому положительную оценку, так как такая активность изменений подтверждает желание законодателя успевать за динамично меняющимися условиями, оказывающими влияние на налогообложение и налоговую систему; с другой - конечно же, возникает вопрос, как налогоплательщики могут успевать отслеживать данные изменения и, тем более, исполнять их?
Налоговое законодательство продолжает быть наиболее часто реформируемым и в 20212022 гг. Для этого есть ряд причин и предпосылок.
На сегодняшний день одним из приоритетных направлений развития является всемирный экономический спад, наличие которого не наблюдалось в мире со времен окончания Второй мировой войны. Причиной обострения такой кризисной ситуации - пандемия, политическая нестабильность и т.д. Функционирование и производительность всех субъектов гражданского и хозяйственного оборота остается на низких оборотах. И, фактически мир поделился на период до пандемии и после. Как известно, законодательство и нормотворчество не успевают за мировыми тенденциями, и данная ситуация - не исключение. Следовательно, важным элементом реформирования системы налогов и сборов является пересмотр, в первую очередь, налогообложения субъектов малого и среднего предпринимательства, которые оказались под большим ударом от пандемии.
Налогообложение физических лиц (граждан) всегда подвергалось острым дискуссиям относительно целесообразности, полноты и объема налоговых выплат, так как деятельность граждан несопоставима с доходом юридических лиц: предприятий, организаций и компаний, а также не равна с деятельностью индивидуальных предпринимателей. Однако существование принципа регрессивного налогообложения во многом позволяет найти баланс и осуществить пропорциональное и справедливое налогообложения граждан.
Современный мир глобализации и цифровизации, который активно внедряется во все сферы жизни общества, не может не затронуть систему налогов и сборов. Перспективы такого процесса наиболее благоприятны, поскольку позволяют упорядочить систему, сделать ее более
прозрачной и удобной. Такой подход отвечает и политике государства, а именно «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы», утвержденной указом Президента Российской Федерации от 09.05.2017 г. № 203 [11]. В данном документе напрямую затронуты преимущества цифровизации и сделаны акценты на том, что «внедрение технологии обработки данных, что позволит уменьшить затраты при производстве товаров и оказании услуг». Это также относится и к выполнению государственных функций, в частности, взысканию и оплате налогов и сборов. Одним из преимуществ является «технологии анализа больших объемов данных», которые как нельзя лучше подходят для оптимизации и автоматизации налоговых и фискальных операций, что позволит ускорить процесс, сократить ошибки при подсчете, всевозможные бюрократические недочеты, что, в конечном счете, приведет к отсутствию недоимок по уплате налогов и злоупотреблений со стороны налогоплательщиков [12].
Одним из таких проявлений цифровизации и внедрения современных информационных технологий является появление налога на профессиональный доход, введенного относительно недавно Федеральным законом от 27.11.2018 N 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход» [13]. Помимо преимуществ по льготному налогообложению для определенной категории лиц, данный Закон в статье 3 ввел облегченный порядок перехода на рассматриваемый специальный налоговый режим. Таким инновационным способом стала быстрая регистрация через мобильное приложение «Мой налог». Открытость, ясность и простота использования, расчета и уплаты налога, которая с июля 2020 года стала применяться во всех регионах сраны, уже сейчас позволяет говорить об успешности применения информационных технологий в сфере налогообложения и в других сферах. Подобные инструменты законодатель стремится использовать и в дальнейшем. Но для более широкого применения современных устройств и развития информационного общества необходимы более всеобъемлющие меры, обеспечивающие максимальный охват различных сфер налогов и сборов.
Основным документом, позволяющим понять цели, пути и направления движения в области налоговой политики, являются Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, утвержденные Минфином России [14]. Данный документ разработан в соответствии со ст. 165 БК РФ, а также включает в себя итоги реализации бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на период до 2021-2023 годов, положения Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и от 21 июля 2020 года N 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 апреля 2021 года, положения Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года; в том числе содержит перечень инициатив в сфере социально-экономического развития. В рассматриваемом нормативном документе рассматриваются структурные меры налоговой политики, направленные на выведение из тени многих секторов экономики и на создание справедливых условий для конкуренции за счет повышения роста сбора налогов.
События на мировой арене являются одними из самых динамичных и значимых, оказывающих большое влияние на внутренние процессы, особенно связанные с экономической ситуацией в стране. События февраля 2022 года, связанные с проведением специальной военной операции, также отразились на внутренней политике государства, что выразилось в мерах поддержки различных субъектов налогообложения. Безусловное влияние на рассматриваемые процессы оказал отток различных иностранных компаний с российского рынка.
Безусловно, рассматриваемая ситуация оказала влияние на меры поддержки со стороны государства, направленные на защиту отечественных компаний и предприятий. Льготные условия были введены, в частности, в отношении отдельных категорий налогоплательщиков (к примеру, 1Т-компании). Наряду с этим осуществлялись меры, не связанные напрямую с налогами, но направленные на сохранение стабильности деятельности компаний, что отражается на их способности уплачивать установленные налоги и сборы. В частности, одной из таких мер является
Постановление Правительства РФ от 28 марта 2022 г. № 497 [15], которым введен мораторий на 6 месяцев на возбуждение дел о банкротстве по обращениям кредиторов.
Если же посмотреть на конкретные примеры реформирования налогового законодательства на современном этапе, то можно привести следующие.
В частности, в отношении налога на прибыль организаций установлены следующие меры по реформированию. На повестку дня вынесен вопрос об определение порядка налогообложения доходов и расходов по операциям с цифровыми финансовыми активами в связи с принятием Федерального закона от 31.07.2020 N 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». При отсутствии прямого нормативного регулирования в НК РФ возможна неоднозначная трактовка существующих положений налогового законодательства. Закрепление соответствующих положений необходимо внести в ст. 149 НК РФ, которая регулирует операции, не подлежащие налогообложению, так как в данный момент возможно применение положений по аналогии закона, к примеру, п.15 ч.3 ст.149 НК РФ (операции займа в денежной форме и ценными бумагами, включая проценты по ним) [16].
Современный цифровой мир не стоит на месте. А в нынешних условиях угрозы информационной блокады государства был принят Указ Президента Российской Федерации от 02.03.2022 № 83 «О мерах по обеспечению ускоренного развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации» [17], который направлен, в первую очередь, на поддержание компаний, занятых в отрасли информационных технологий (^-компании). В соответствии с данным Указом, в качестве мер поддержки указано следующее. Во-первых, налоговая ставка на прибыль организаций снижается до 0% вплоть до конца 2024 года (не исключено и продление), то есть фактически рассматриваемые организации освобождаются от налога. Однако для того, чтобы воспользоваться предоставленными льготами, организация, осуществляющая деятельность в отрасли информационных технологий, должна быть аккредитованной ГГ-компанией, штат сотрудников должен состоять не менее, чем из 7 человек. Но самое главное - это то, что 90% доходов компании должны быть связаны с использованием и разработкой программного обеспечения. Также, нельзя здесь не сказать о такой мере поддержки, как мораторий на срок до трех лет на проведение в аккредитованных организациях налогового контроля и валютного контроля.
Количество льгот не ограничивается мерами, содержащимися в Указе Президента РФ. Фактически в настоящее время подготавливаются нормативные акты, однако на официальном сайте опубликованы меры поддержки, которые расширят привилегии ^-компаний. В частности, будет предоставлено финансирование на возмещение 13% НДФЛ, уплаченного за сотрудников ГТ-компаний, а также предоставлена возможность получения льготной ипотеки для сотрудников ГТ-компаний и льготных кредитов для самой ГТ-компании по ставке 3%.
Отдельный сегмент в сфере налогообложения составляет категория субъектов малого и среднего предпринимательства. ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [18] устанавливает критерии для отнесения субъектов хозяйственной деятельности к субъектам малого и среднего предпринимательства, где главными критериями выступают количество наемной рабочей силы и получаемый доход [19]. Предлагаемые изменения планируют также оптимизировать и облегчить административную нагрузку путем введения так называемой «бездекларационной системы» уплаты налогов и страховых взносов. Однако планируемые изменения коснутся субъектов МСП с численностью работников, не превышающих 5 человек и доходность до 60 млн рублей в год, работающей по системе «доходы». Данная система призвана оградить предпринимателей от неспециализированного, не свойственного для них налогового учета, и позволяет сконцентрировать усилия на непосредственно осуществляемой деятельности. Усовершенствованная в недавнем времени контрольно-кассовая техника, имеющая возможность предоставлять данные в налоговые органы, будет осуществлять подобные операции, которые, в свою очередь, будут подкрепляться банковскими выписками. Подобные решения являются шагом на пути к цифровизации налоговой системы, внедрения информационных технологий в нашу жизнь.
Налогообложение физических лиц является одним из самых важных для каждого человека, поскольку нормативные положения, регулирующие соответствующие налоги, затрагивают
каждого из нас. И в первую очередь, нельзя не упомянуть про вопросы реформирования, систематизации и улучшения налога на доходы физических лиц. В частности, в перспективе законодатель планирует внести некоторые изменения с целью оптимизации взимания и исчисления данного налога.
Обратимся к Основным направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, где особое место уделено порядку определения и исчисления налоговых вычетов. Так, среди предложений по потенциальному реформированию меры по увеличению предельного возраста детей налогоплательщика до 24 лет в целях возможности предоставления социального налогового вычета в сумме расходов на оплату медицинских услуг и приобретение лекарственных препаратов для детей, обучающихся по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность. В настоящее время возможно вернуть до 120 тысяч родителям, усыновителям и опекунам при оплате медицинских услуг, страховки и лекарств для своих детей и подопечных в возрасте до 18 лет. В предполагаемых мерах предусматривается увеличение возраста детей, которые обучаются по очной форме обучения до 24 лет. В целом, данная мера является последовательной и корреспондирует с нормой о социальном вычете за обучение соответствующих категорий лиц.
Также предполагается проведение реформирования стандартного налогового вычета. В настоящее время право на получение стандартного вычета могут получить родители, начиная с месяца рождения ребёнка. Право получения налогового вычета сохраняется до того года, в котором ребёнку исполняется 18 лет. В предложенном варианте реформирования возможно будет предоставлено право на получение стандартного налогового вычета, если на обеспечении налогоплательщика находятся дети или подопечные, признанные недееспособными. Таким образом, предполагается расширение круг лиц, на которых можно получить стандартный налоговый вычет.
В юридической науке существует подход, согласно которому целесообразно отменить уплату НДФЛ для некоторых категорий граждан, в частности для малоимущих граждан [20].
В соответствии со ст.7 Конституцией РФ, Россия является социальным государством. В соответствии с Федеральным законом «О государственной социальной помощи» [21], малоимущим гражданам предоставляется адресная и иная социальная поддержка в денежном выражении. То есть можно утверждать, что определенная часть бюджета будет уходить на соответствующие выплаты.
Фактически данные граждане (при условии, что они осуществляют трудовую деятельность) уплачивают НДФЛ, и получают соответствующие выплаты и пособия как малоимущие граждане. Можно предположить, что освобождение от уплаты НДФЛ будет такой же мерой поддержкой, как и производство соответствующих выплат.
Безусловно, можно найти как сторонников, так и противников указанной меры. С одной стороны, процедура получения льготы будет упрощена - налоговый агент не будет взыскивать 13%. С другой стороны, так как малоимущий гражданин получает доход ниже прожиточного минимума, то удерживаемая сумма может быть незначительной или, во всяком случае, являться меньшей, чем государственные выплаты. Возможна и обратная ситуация, когда доход без удержания НДФЛ у гражданина будет являться выше, чем прожиточный минимум, и, следовательно, он не будет подпадать под критерии малоимущего. Одномоментно возрастет вопрос о злоупотреблении рассматриваемым «преимуществом» со стороны тех лиц (по большей мере работодателей), которые будут стараться не производить налоговых отчислений, но при этом также не доплачивать работнику. Во всяком случае, подобная мера скорее будет убыточна для бюджетов бюджетной системы РФ, и вряд ли улучшит финансовое положение малоимущего гражданина.
Подводя итог исследованию, можно отметить, что для анализа полномасштабной картины налогового реформирования, происходящего на данном этапе развития государства, прошло недостаточно продолжительное время. Можно предположить, что многие меры по реформированию еще находятся в стадии разработки и будут приняты и опубликованы в ближайшем будущем. В целом, основные направления налоговой реформы на современном этапе направлены на поддержание налогоплательщиков.
Литература и источники 1. Горский И. Парадоксы налоговой системы // Экономика и жизнь. 1994. № 38.
2. Налоги и налоговое право. Учебное пособие / Под ред. А.В. Брызгалина. М.: «Аналитика-Пресс», 1998. 608 с.
3. Абрамов А.П. Налоговая реформа и совершенствование налогового администрирования // Вестник Томского государственного университета. 2007. № 3. С.7-11.
4. Майбуров И.А. Налоги и налогообложение: учебное пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. 558 с.
5. Налоги и налогообложение: учебное пособие / Байбородина В.Г. [и др.]. Хабаровск: РИЦ ХГА-ЭП, 2010. 108 с.
6. Остапов М.Т. Налоговая реформа и гармонизация налоговых отношений: автореф. дис. ... докт. экон. наук. СПб., 1998. 20 с.
7. Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27.12.1991 N 2118-1 (последняя редакция) (документ утратил силу) // Режим доступа: http://www.consultant.ru/
8. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ (с изм. и доп.), ч. I // Режим доступа: http://www.consultant.ru/
9. Например: ФЗ «Об акцизах», ФЗ «О налоге на операции с ценными бумагами», ФЗ «О налоге на прибыль предприятий и организаций», др. // Режим доступа: http://www.consultant.ru/
10. https://www.klerk.ru/buh/news/509451/
11. Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы» // [Электронный ресурс] // URL: http:// www.kremlin.ru/acts/bank/41919 //
12. Мишин А.А. Перспективы реформирования налоговой системы Российской Федерации // Вести научных достижений. 2020. №9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/perspektivy-reformirovaniya-nalogovoy-sistemy-rossiyskoy-federatsii
13. Федеральный закон от 27.11.2018 N 422-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход"» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) - Режим доступа: http://www.consultant.ru/
14. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, утвержденные Минфином России 30.09.2021 // https://minfin.gov.ru/ru/document/?id_4=134362-osnovnye_napravleniya_byudzhetnoi_nalogovoi_i_tamozhenno-tarifnoi_politiki_na_2022_god_i_na_planovyi_period_2023_i_2024_godov
15. Постановление Правительства РФ от 28.03.2022 N 497 «О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами» // СПС «Консультант плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/
16. Раздорожный К.Б. Проблемы налогообложения доходов физических и юридических лиц от операций с цифровыми финансовыми активами. // Налоги и налогообложение. 2020. №5.
17. Указ Президента Российской Федерации от 02.03.2022 № 83 «О мерах по обеспечению ускоренного развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации» // СПС «Консультант плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/
18. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) // СПС «Консультант плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/
19. Бабаева З.Ш., Маграмова Х.Г. Совершенствование налогообложения субъектов малого предпринимательства // АНИ: экономика и управление. 2020. №1 (30).
20. Акопова З.М., Иваненко И.Н., Ачмиз А.Ю. Перспективы отмены налога на доход физических лиц для малоимущих граждан // Право и практика. 2020. №1.
21. Федеральный закон «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 N 178-ФЗ// СПС «Консультант плюс». -Режим доступа: http://www.consultant.ru/
References and Sources
1. Gorskij I. Paradoksy nalogovoj sistemy // Ekonomika i zhizn'. 1994. № 38.
2. Nalogi i nalogovoe pravo. Uchebnoe posobie / Pod red. A.V. Bryzgalina. M.: «Analitika-Press», 1998. 608 s.
3. Abramov A.P. Nalogovaya reforma i sovershenstvovanie nalogovogo administrirovaniya // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. 2007. № 3. S.7-11.
4. Majburov I.A. Nalogi i nalogooblozhenie: uchebnoe posobie. M.: YUNITI-DANA, 2011. 558 s.
5. Nalogi i nalogooblozhenie: uchebnoe posobie / Bajborodina V.G. [i dr.]. Habarovsk: RIC HGA-EP, 2010. 108 s.
6. Ostapov M.T. Nalogovaya reforma i garmonizaciya nalogovyh otnoshenij: avtoref. dis. ... dokt. ekon. nauk. SPb., 1998. 20 s.
7. Zakon RF «Ob osnovah nalogovoj sistemy v Rossijskoj Federacii» ot 27.12.1991 N 2118-1 (poslednyaya redakciya) (dokument utratil silu) // Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/
8. Nalogovyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 31 iyulya 1998 g. N 146-FZ (s izm. i dop.), ch. I // Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/
9. Naprimer: FZ «Ob akcizah», FZ «O naloge na operacii s cennymi bumagami», FZ «O naloge na pribyl' predpriyatij i organizacij», dr. // Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/
10. https://www.klerk.ru/buh/news/509451/
11. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 09.05.2017 g. № 203 «O Strategii razvitiya informacionnogo obshchestva v Rossijskoj Federacii na 2017 - 2030 gody» // [Elektronnyj resurs] // URL: http:// www.kremlin.ru/acts/bank/41919 //
12. Mishin A.A. Perspektivy reformirovaniya nalogovoj sistemy Rossijskoj Federacii // Vesti nauchnyh dostizhenij. 2020. №9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/perspektivy-reformirovaniya-nalogovoy-sistemy-rossiyskoy-federatsii
13. Federal'nyj zakon ot 27.11.2018 N 422-FZ (red. ot 02.07.2021) «O provedenii eksperimenta po ustanovleniyu special'nogo nalogovogo rezhima "Nalog na professional'nyj dohod"» (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.01.2022) - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/
14. Osnovnye napravleniya byudzhetnoj, nalogovoj i tamozhenno-tarifnoj politiki na 2022 god i na planovyj period 2023 i 2024 godov, utverzhdennye Minfinom Rossii 30.09.2021 // https://minfin.gov.ru/ru/document/?id_4=134362-osnovnye_napravleniya_byudzhetnoi_nalogovoi_i_tamozhenno-tarifnoi_politiki_na_2022_god_i_na_planovyi_period_2023_i_2024_godov
15. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 28.03.2022 N 497 «O vvedenii moratoriya na vozbuzhdenie del o bankrotstve po zayavleniyam, podavaemym kreditorami» // SPS «Konsultant plyus». - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/
16. Razdorozhnyj K.B. Problemy nalogooblozheniya dohodov fizicheskih i yuridicheskih lic ot operacij s cifrovymi finansovymi aktivami. // Nalogi i nalogooblozhenie. 2020. №5.
17. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 02.03.2022 № 83 «O merah po obespecheniyu uskorennogo razvitiya otrasli informacionnyh tekhnologij v Rossijskoj Federacii» // SPS «Konsultant plyus». - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/
18. Federal'nyj zakon ot 24.07.2007 N 209-FZ (red. ot 02.07.2021) «O razvitii malogo i srednego predprinimatel'stva v Rossijskoj Federacii» (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.01.2022) // SPS «Konsultant plyus». - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/
19. Babaeva Z.SH., Magramova H.G. Sovershenstvovanie nalogooblozheniya sub"ektov malogo predprinimatel'stva // ANI: ekonomika i upravlenie. 2020. №1 (30).
20. Akopova Z.M., Ivanenko I.N., Achmiz A.Yu. Perspektivy otmeny naloga na dohod fizicheskih lic dlya maloimushchih grazhdan // Pravo i praktika. 2020. №1.
21. Federal'nyj zakon «O gosudarstvennoj social'noj pomoshchi» ot 17.07.1999 N 178-FZ// SPS «Konsul'tant plyus». - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/
БОЧАРОВА НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА - старший преподаватель юридического факультета Южного федерального университета (nbocharova@sfedu.ru).
BOCHAROVA, NATALIA N. - Senior Lecturer, Faculty of Law, Southern Federal University (nbocharova@sfedu.ru).
УДК 346.62:342.951 DOI: 10.24412/2411-2275-2022-3-76-81
СОЛОВЬЕВА С.В. КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ БАНКА РОССИИ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ КРЕДИТНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ
ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ
Ключевые слова: контроль, надзор, Банк России, Росфинмониторинг, кредитная организация, легализация (отмывание) доходов, исполнение обязательных требований, государственное регулирование, система внутреннего контроля, кредитно-финансовая система.
Кредитно-финансовая система Российской Федерации является не только основополагающей в развитии и стабилизации экономики страны, а также используется как основной канал для движения финансовых средств, образующихся в результате легализации доходов, полученных незаконным путем. Безусловно, контрольно-надзорная деятельность данной сферы уполномоченными органами является необходимым направлением экономической и государственной политики. Одним из органов контрольно-надзорного государственного управления, реализующим полномочия в сфере противодействия легализации незаконных доходов является Центральный Банк Российской Федерации. Вопросы осуществления органами исполнительной власти контрольно-надзорной деятельности направленной на противодействие легализации незаконных доходов, в науке и правоприменительной практике не являются новыми и рассматриваются в разных аспектах. Однако законодательные изменения, затрагивающие как в целом систему противодействия легализации незаконных доходов, так и полномочия отдельных органов государственного управления, определяют необходимость исследования механизма реализации контрольно-надзорных полномочий, в частности Банка России, в данной сфере. Путем проведения сравнительно-правового анализа контрольно-надзорных полномочий Банка России и иных органов исполнительной власти установлено, что в сфере противодействия легализации незаконных доходов, Банк России осуществляет внешний и внутренний контроль в отношении кредитных организаций. По правовому содержанию реализуемых полномочий, является органом государственного управления, не только наделенным правом нормативного регулирования и механизмом принуждения по соблюдению законодательства о легализации незаконных доходов, а органом государственной власти, оказывающим непосредственное государственное регулирование всех финансовых институтов.
SOLOVEVA, S. V.
MONITORING-SUPERVISORY AUTHORITIES OF THE BANK OF RUSSIA FOR THE COMPLIANCE BY CREDIT ORGANIZATIONS OF THE LEGISLATION ON ANTI-LEGALIZATION OF INCOME OBTAINED BY CRIMINAL WAYS
Keywords: control, supervision, Bank of Russia, Rosfinmonitoring, credit organization, legalization (laundering) of income, fulfillment of mandatory requirements, state regulation, internal control system, credit and financial system.
The credit and financial system of the Russian Federation is not only fundamental in the development and stabilization of the country's economy, but is also used as the main channel for the movement of funds generated as a result of the legalization of illegally obtained income. Of course, the control and supervisory activity of this sphere by authorized bodies is a necessary direction of economic and state policy. The Central Bank of the Russian Federation is one of the bodies of control and supervisory state administration exercising powers in the field of countering the legalization of illegal income. The issues of implementation by executive authorities of control and supervisory activities aimed at countering the legalization of illegal income in science and law enforcement practice are not new and are considered in different aspects. However, legislative changes affecting both the system of countering the legalization of illegal income as a whole and the powers of individual government bodies determine the need to study the mechanism for the implementation of control and supervisory powers, in particular the Bank of Russia, in this area. By conducting a comparative legal analysis of the control and supervisory powers of the Bank of Russia and other executive authorities, it has been established that in the field of countering the legalization of illegal income, the Bank of Russia exercises external and internal control over credit institutions. According to the legal content of the powers exercised, it is a public administration body, not only endowed with the right of regulatory regulation and a mechanism of enforcement to comply with legislation on the legalization of illegal income, but a public authority that provides direct state regulation of all financial institutions.
Надзор за исполнением кредитными организациями требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма является одним из направлений финансового контроля. Основным законом, в соответствии с которым осуществляется нормативное регулирование по