Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПЕРСПЕКТИВЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
115
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА / НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ / НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ / НАЛОГ С ПРОДАЖ / ОБОСОБЛЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мишин Артём Алексеевич

Предметом исследования в данной статье выступает налоговая система России, анализируются ее текущие проблемы и основные направления реформирования; особое внимание уделяется налогу на доходы физических лиц, налогу на добавленную стоимость, возможности возвращения налога с продаж и проблеме обособленных предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мишин Артём Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR REFORMING THE TAX SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION

The subject of research in this article is the tax system of Russia, analyzes its current problems and the main directions of reform; special attention is paid to the tax on personal income, value added tax, the possibility of returning sales tax and the problem of separate enterprises.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 336.025

Дата направления в редакцию: 01-08-2020 Дата рецензирования: 12-09-2020 Дата публикации: 20-09-2020

Мишин Артём Алексеевич

Студент факультета «Высшая школа управления»,

Финансовый университет при Правительстве РФ, E-mail: [email protected]

Понявина Мария Борисовна

Научный руководитель, кандидат экономических наук, доцент департамента политологии, Финансовый университет при Правительстве РФ, E-mail: [email protected]

Mishin Artem Alekseevich

Student of the faculty "Higher school of management», Financial University under the Government of the Russian Federation, E-mail: [email protected]

Ponyavina Maria Borisovna

Scientific supervisor, candidate of economic Sciences, associate Professor of the Department ofpolitical science, Financial University under the Government of the Russian Federation, E-mail: [email protected]

ПЕРСПЕКТИВЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

PROSPECTS FOR REFORMING THE TAX SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация (на рус). Предметом исследования в данной статье выступает налоговая система России, анализируются ее текущие проблемы и основные направления реформирования; особое внимание уделяется налогу на доходы физических лиц, налогу на добавленную стоимость, возможности возвращения налога с продаж и проблеме обособленных предприятий.

Abstract (in Eng). The subject of research in this article is the tax system of Russia, analyzes its current problems and the main directions of reform; special attention is paid to the tax on personal income, value added tax, the possibility of returning sales tax and the problem of separate enterprises.

Ключевые слова: налоговая система, Налоговый кодекс, цифровизация, налог на доходы физических лиц, налог на добавленную стоимость, налог с продаж, обособленные предприятия.

Keywords: tax system, Tax code, digitalization, personal income tax, value added tax, sales tax, separate enterprises.

Принятие в действие первой и второй частей Налогового кодекса Российской Федерации в 1999 и 2001 годах соответственно решило ряд важнейших вопросов, свойственных тому времени: хаотичный налоговый контроль, многообразие нормативных актов, регулирующих налоговые отношения, различная терминология и т.д. Однако уже на концептуальном уровне некоторые положения кодекса имели правовые и финансовые коллизии. Спустя 20 лет после многочисленных поправок и дополнений Налоговый кодекс представляет собой набор несоизмеримо объемных положений, недоступных для чтения и понимания и при этом все равно имеющих отсылочный характер. Вкупе с коронавирусным периодом, выявившим все проблемы недифференцированной российской экономики, это говорит о необходимости полного пересмотра существующей налоговой системы как в фе-

деральном масштабе, так и в региональном.

Процесс реформирования налоговой системы необходимо проводить крайне поступательно и комплексно в отличие от нынешних точечных изменений, при этом не превращая его в своеобразную институциональную ква-зи-ловушку. Налоговое законодательство должно отражать реальную экономическую ситуацию в стране, зависеть от динамики благосостояния всех слоев населения и международной обстановки, способствующей оттоку или притоку капитала.

Первоначальные задачи состоят в том, чтобы создать стабильное и понятное унифицированное законодательство. Частое внесение поправок и корректировок в существующий кодекс делает непредсказуемым инвестиционный климат, увеличивает количество бюрократических операций и порождает значительные единовременные издержки на адаптацию

к новой системе. Во избежание этого возможно издание особого федерального закона «О порядке внесения изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации», направленного на создание налоговой «конституции» и значительно усложняющего соответствующий механизм. Альтернативой может послужить и периодическое введение моратория на вышеупомянутые изменения в сложные экономические этапы. Однако мораторий, представляя собой вид подзаконного акта, служит лишь интересам исполнительной власти, тем самым он может быть просто не введен в сложный период в отличие от постоянно действующего федерального закона.

Вместе с тем необходимо максимально конкретизировать все нормы Налогового кодекса, в первую очередь, путем закрепления всех разъяснений и толкований различных органов власти непосредственно в кодексе в виде отдельных статей, что уменьшит возможности обхода его правовых норм и позволит обеспечить каждой главе Налогового кодекса прямое действие. Все новые изменения уже на процессе внесения также обязаны иметь единственно верное толкование и возможность применения, что также должно регулироваться вышеупомянутым законом.

С конкретизацией положений Налогового кодекса связано и часто встречающееся в нем исключительное право исполнительных органов власти на решение ряда важнейших вопросов, представляющего собой эффективный инструмент в их руках для продвижения своих интересов, приводящий систему к нестабильности. Все вопросы, касающиеся налоговой системы, должны решаться прямо в Кодексе, не имея под собой никакого дополнительного пояснительного или устанавливающего специальные порядок и условия подзаконного акта.

Основополагающим вектором развития российской налоговой системы является ускорение цифровизации экономики, утвержденной указом Президента РФ [4]. Благодаря «большим данным» и интеллектуальным информационным технологиям возможно полностью оптимизировать и автоматизировать налоговые операции, что сделает их абсолютно прозрачными и простыми, лишив их бюрократических проволочек. Связанная

с этим крайне обширная в перспективе идея «открытого правительства» [3], утвержденная распоряжением Правительства, обеспечит контроль за решениями в налоговой сфере органов исполнительной власти, а также за доходами государственных служащих. Сокращение числа теневых доходов позволит уменьшить налоговую нагрузку на «добросовестных» граждан, что будет стимулировать спрос и вызовет серьезный рост экономики.

Кроме того, проявление теневых доходов и значительное уменьшение сложности контроля налоговых выплат как для налогоплательщика, так и для налоговых органов, откроет путь к введению в России полноценной прогрессивной шкалы налогообложения, призванной сократить масштабное социальное расслоение и сформировать устойчивый средний класс. Однако в условиях, когда большая доля трудящихся получает доход из бюджета, представляя собой преимущественно малообеспеченные слои населения, значительное снижение налоговой ставки для них является нецелесообразным. К тому же, поскольку НДФЛ зачисляется в региональные и муниципальные бюджеты, прогрессивное налогообложение способно привести к обеднению большинства субъектов: люди с высокими доходами преимущественно сосредоточены в крупных городах и центре. В данный же момент времени возможно введение лишь дополнительных налоговых сборов на товары и услуги, доступные лишь состоятельным и богатым классам.

Главная проблема в направлении масштабной цифровизации заключается в создании мощнейшей блокчейн-технологии, обеспечивающей абсолютную защищенность столь большого потока данных, что, к сожалению, пока не видится возможным.

Основной же доход в федеральный бюджет на протяжении многих лет приносит налог на добавленную стоимость, повышение которого вызывает значительный подъем цен в каждой отрасли производства и сокращение ресурсов предприятий и населения. В 2019 году повышенный НДС принес в бюджет почти 1 трлн рублей [1]. Исходя из данных Росстата по обороту розничной торговли в России [2], аналогичную сумму мог бы принести вновь введенный более эффективный налог с про-

даж со ставкой в 3%, касающийся только конечной продукции, ударив лишь по розничному сектору. В плюс возвращению налога с продаж играют и такие факторы, как начисление непосредственно в бюджет субъекта; единообразие (налог с продаж не предусматривает вычетов) и более высокий контроль; решение проблемы большого количества посредников и слабого взаимодействия малых и крупных предприятий, из-за чего затруднен выход отечественной продукции на мировые рынки.

Возвращаясь к теме региональных налогов, нельзя забывать, что подавляющее большинство субъектов России являются реципиентами, что обусловлено постоянной циркуляцией денежных средств между регионами и центром, в котором они, зачастую, и оседают. Одним из методов решения этой проблемы является возможность обязать компании регистрироваться по месту осуществления основной деятельности. На данный момент широко развита практика обособленных подразделений, которые осуществляют деятельность в одном регионе, а налоги за данную деятельность платит головная организация, юридический адрес которой расположен в другом регионе, как правило, в Москве. Двумя основными причинами регистрации крупных компаний в Москве являются ее логистическое расположение и относительная налоговая свобода. Работает обыкновенный «эффект толпы». Если компания имеет довольно большой оборот, несвойственный большинству

предприятий региона, она подвергается частым налоговым проверкам, что ведет либо к разорению, либо к коррупции. Юридическому лицу не остается выбора, кроме того, как «переехать» в Москву, действуя по примеру прочих организаций. Таким образом, из-за регистрации непосредственно в регионе осуществления деятельности уровень средней выручки предприятий различных регионов выровняется, тем самым создав одинаковые условия ведения бизнеса. С точки зрения логистики, никто не мешает создавать филиалы и представительства организации в столице, которые будут осуществлять свои функции при условии переложения всех их налоговых обязательств на головную организацию.

За 20 лет Налоговый кодекс кардинально изменился, количество внесенных в него изменений превышает его первоначальный объем. И все равно сохраняется тенденция многочисленных пояснительных актов. Однако основная проблема нынешней налоговой системы в том, что она делает огромный акцент на фискальной цели взимания налогов, тем самым годами обеспечивая пополнение бюджета исключительно за счет введения новых и увеличения старых сборов и акцизов. Тем самым необходимо создать стабильную унифицированную конкретизированную систему «прямого действия», которая будет направлена на регулирование и перераспределение средств внутри государства с ориентированием на ее будущую автоматизацию и оптимизацию посредством цифровых технологий.

Библиография

1. Бюджет для граждан к федеральному закону о федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» // [Электронный ресурс] // URL: https://www.minfin.ru/common/upload/ library/2018/12/main/BDG_2019_an.pdf // (дата обращения 20.12.20)

2. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. Розничная торговля, услуги населению, туризм // [Электронный ресурс] // URL: https://rosstat.gov.ru/folder/23457?print=1 // (дата обращения 20.12.20)

3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 января 2014 года №93-р «Об утверждении Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти» // [Электронный ресурс] // URL: http://government.ru/docs/10122/ // (дата обращения 20.12.20)

4. Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы» // [Электронный ресурс] // URL: http:// www.kremlin.ru/acts/bank/41919 // (дата обращения 20.12.20)

References (transliterated)

1. Byudzhet dlya grazhdan k federal'nomu zakonu o federal'nom byudzhete na 2021 god i na planovyj period 2022 i 2023 godov» // [Elektronnyj resurs] // URL: https://www.minfin.ru/common/upload/library/2018/12/ main/BDG_2019_all.pdf // (data obrashcheniya 20.12.20)

2. Oficial'nyj sajt Federal'noj sluzhby gosudarstvennoj statistiki. Roznichnaya torgovlya, uslugi naseleniyu, turizm // [Elektronnyj resurs] // URL: https://rosstat.gov.ru/folder/23457?print=1 // (data obrashcheniya 20.12.20)

3. Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 30 yanvarya 2014 goda №93-r «Ob utverzhdenii Koncepcii otkrytosti federal'nyh organov ispolnitel'noj vlasti» // [Elektronnyj resurs] // URL: http://government. ru/docs/10122/ // (data obrashcheniya 20.12.20)

4. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 09.05.2017 g. № 203 «O Strategii razvitiya informacionnogo obshchestva v Rossijskoj Federacii na 2017 - 2030 gody» // [Elektronnyj resurs] // URL: http://www.kremlin.ru/ acts/bank/41919 // (data obrashcheniya 20.12.20)

© A.A. Muuam, 2020

Ссылка на статью: Мишин А.А. - Перспективы реформирования налоговой системы Российской Федерации // Вести научных достижений. - 2020. - №9. - С. 14-17. DOI: 10.36616/2618-7612-2020-9-14-17 URL: https://www.vestind.m/joumals/vestind/releases/2020-9/artides?View&page=14

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.