Научная статья на тему 'МЕСТНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН'

МЕСТНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
239
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕСТНЫЙ НАЛОГ / МЕСТНЫЙ БЮДЖЕТ / ТОРГОВЫЙ СБОР / НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алиева Заира Магомедовна, Алиева Эльмира Акаевна, Камилов Магомед-Камиль Баширович

Цель работы. В статье проанализированы состав и структура местных налогов и сборов, названы наиболее фискально значимые платежи. Метод или методология проведения работы. Проведен статистический анализ роли местных налогов и сборов в формировании доходов местных бюджетов в Республике Дагестан. Результаты. Определены причины наращивания поступлений от местных налогов и сборов в доходах местных бюджетов в 2019 г. и раскрыты последствия переноса отдельных платежей из группы общегосударственных в группу местных в контексте их влияния на формирование доходов бюджетов. Самостоятельность и независимость местных бюджетов, закрепленные в Бюджетном кодексе, возможны только при условии надлежащего обеспечения органов власти соответствующими источниками доходов, важное место среди которых должны занимать местные налоги и сборы. Одной из приоритетных составляющих работы налоговых органов является повышение эффективности взыскания долгов с налогоплательщиков. Проведенный анализ показывает, что, указанные данные являются, безусловно, невысокими, но все же позволяют говорить о том, что увеличение поступлений от местных налогов является важным источником мобилизации доходов местных бюджетов. Изучая примеры местных налогов, выделяют отличительный сбор - торговый, который требует обязательной подачи декларации по окончании квартала. В остальных видах подобного делать не придется, если у плательщика не изменилась ситуация в отношении прав собственности. Основным препятствием служит отсутствие заинтересованности и желания должностных лиц органов местного самоуправления в проведении комплекса работ по мобилизации доходов на территории муниципального образования, так как это снизит дотации, поступающие из бюджета субъекта Федерации. Область применения результатов. Результаты проведенного исследования могут быть использованы для работы по повышению эффективности налогового администрирования. Выводы. Делается вывод, что у муниципалитетов существует множество способов увеличения поступлений доходов в собственные бюджеты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LOCAL TAXES AND FEES IN THE RD

The purpose of the work. The article analyzes the composition and structure of local taxes and fees, and names the most fiscally significant payments. The method or methodology of the work. The statistical analysis of the role of local taxes and fees in the formation of local budget revenues in the Republic of Dagestan is carried out. Results. The reasons of the increase of revenues from local taxes and fees in the revenues of local budgets in 2019 and revealed the consequences of the transfer of certain payments from the national group to a local group in the context of their impact on the formation of budget revenues. The independence and independence of local budgets, enshrined in the Budget Code, is possible only if the authorities are properly provided with appropriate sources of income, an important place among which should be occupied by local taxes and fees. One of the priority components of the work of the tax authorities is to improve the efficiency of debt collection from taxpayers. The analysis shows that these data are, of course, low, but still allow us to say that the increase in revenues from local taxes is an important source of revenue mobilization for local budgets. Studying examples of local taxes, they distinguish a distinctive fee - a trade fee, which requires the mandatory submission of a declaration at the end of the quarter. In other types, this will not have to be done, if the payer has not changed the situation with respect to property rights. The main obstacle is the lack of interest and desire of local government officials in carrying out a complex of works on revenue mobilization in the territory of the municipality, as this will reduce the subsidies received from the budget of the subject of the Federation. The scope of the results. The results of the study can be used to improve the efficiency of tax administration. Conclusions. It is concluded that there are many ways for municipalities to increase revenue receipts to their own budgets.

Текст научной работы на тему «МЕСТНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН»

УДК: 336.2 АЛИЕВА ЗАИРА МАГОМЕДОВ-

НА

к.э.н., доцент кафедры Государственное и муниципальное управление ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет»,

e-mail: zaira- 64-09@rambler .ru

АЛИЕВА ЭЛЬМИРА АКАЕВНА

магистрант направления Экономика кафедры Финансы и кредит ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет»,

e-mail: zaira- 64-09@rambler .ru

КАМИЛОВ МАГОМЕДКАМИЛЬ БАШИРОВИЧ

к.э.н., заведующий кафедрой прикладной информатики и математических методов в управлении, факультет информатики и информационных технологий (ФИиИТ), ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет»,

e-mail: kamilov13@mail.ru

DOI: 10.26726/1812-7096-2020-11-188-193 МЕСТНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ В РД

Аннотация. Цель работы. В статье проанализированы состав и структура местных налогов и сборов, названы наиболее фискально значимые платежи. Метод или методология проведения работы. Проведен статистический анализ роли местных налогов и сборов в формировании доходов местных бюджетов в Республике Дагестан. Результаты. Определены причины наращивания поступлений от местных налогов и сборов в доходах местных бюджетов в 2019 г. и раскрыты последствия переноса отдельных платежей из группы общегосударственных в группу местных в контексте их влияния на формирование доходов бюджетов. Самостоятельность и независимость местных бюджетов, закрепленные в Бюджетном кодексе, возможны только при условии надлежащего обеспечения органов власти соответствующими источниками доходов, важное место среди которых должны занимать местные налоги и сборы. Одной из приоритетных составляющих работы налоговых органов является повышение эффективности взыскания долгов с налогоплательщиков. Проведенный анализ показывает, что, указанные данные являются, безусловно, невысокими, но все же позволяют говорить о том, что увеличение поступлений от местных налогов является важным источником мобилизации доходов местных бюджетов. Изучая примеры местных налогов, выделяют отличительный сбор — торговый, который требует обязательной подачи декларации по окончании квартала. В остальных видах подобного делать не придется, если у плательщика не изменилась ситуация в отношении прав собственности. Основным препятствием служит отсутствие заинтересованности и желания должностных лиц органов местного самоуправления в проведении комплекса работ по мобилизации доходов на территории муниципального образования, так как это снизит дотации, поступающие из бюджета субъекта Федерации. Область применения результатов. Результаты проведенного исследования могут быть использованы для работы по повышению эффективности налогового администрирования. Выводы. Делается вывод, что у муниципалитетов существует множество способов увеличения поступлений доходов в собственные бюджеты. Ключевые слова: местный налог, местный бюджет, торговый сбор, налоговые органы.

ALIEVA ZAIRA MAGOMEDOVNA

Ph. D. in Economics, Associate Professor of the Department of State and Municipal Administration, Dagestan State University,

e-mail: zaira- 64-09@rambler .ru

ALIEVA ELMIRA AKAYEVNA

Master's student of Economics, Department of Finance and Credit, Dagestan State University,

e-mail: zaira- 64-09@rambler .ru KAMILOVMAGOMED-KAMIL BASHIROVICH

Ph. D., Head of the Department of Applied Informatics and Mathematical Methods in Management, Faculty of Informatics and Information Technologies (FIiIT), Dagestan State University, e-mail: kamilov13@mail.ru

LOCAL TAXES AND FEES IN THE RD

Abstract. The purpose of the work. The article analyzes the composition and structure of local taxes and fees, and names the most fiscally significant payments. The method or methodology of the work. The statistical analysis of the role of local taxes and fees in the formation of local budget revenues in the Republic of Dagestan is carried out. Results. The reasons of the increase of revenues from local taxes and fees in the revenues of local budgets in 2019 and revealed the consequences of the transfer of certain payments from the national group to a local group in the context of their impact on the formation of budget revenues. The independence and independence of local budgets, enshrined in the Budget Code, is possible only if the authorities are properly provided with appropriate sources of income, an important place among which should be occupied by local taxes and fees. One of the priority components of the work of the tax authorities is to improve the efficiency of debt collection from taxpayers. The analysis shows that these data are, of course, low, but still allow us to say that the increase in revenues from local taxes is an important source of revenue mobilization for local budgets. Studying examples of local taxes, they distinguish a distinctive fee — a trade fee, which requires the mandatory submission of a declaration at the end of the quarter. In other types, this will not have to be done, if the payer has not changed the situation with respect to property rights. The main obstacle is the lack of interest and desire of local government officials in carrying out a complex of works on revenue mobilization in the territory of the municipality, as this will reduce the subsidies received from the budget of the subject of the Federation. The scope of the results. The results of the study can be used to improve the efficiency of tax administration. Conclusions. It is concluded that there are many ways for municipalities to increase revenue receipts to their own budgets.

Keywords: local tax, local budget, the_

Введение. Проблема формирования доходов бюджетов местного самоуправления была и остается чрезвычайно актуальной для нашей страны. Объемы сосредоточенны хв местных бюджетах средств выступают важным фактором экономического и социального развития территорий, удовлетворения потребностей и интересов жителей. По мнению ведущих российских ученых, что подкреплено зарубежным опытом, не последнее место в составе доходных источников местных бюджетов должно принадлежать местным налогам и сборам. Однако их теоретические наработки не совсем согласуются с реальной отечественной практикой.

Вопрос определения роли местных налогов и сборов в наполнении местных бюджетов входит в круг научных интересов таких исследователей, как М.А Моторин, И. Янжула, И. Озерова, И. Кулишер, Л. Ходский, В. Лебедева, С. Иловайский, Вареха Ю.М. и др. В своих трудах они изучают проблемы становления и развития местного налогообложения в России, исследуют зарубежную практику администрирования местных платежей, анализируют влияние законодательных изменений на формирование доходов местных бюджетов, изучают опыт отдельных местных советов во внедрении и взыскании местных налогов и сборов, предлагают альтернативные способы увеличения поступлений от этих платежей и т. п.

Методы исследования. Основными задачами предлагаемой статьи являются: роль местных налогов и сборов в формировании доходов местных бюджетов, определение наиболее значимых из таких платежей на различных этапах становления системы местного налогообложения в нашей республике, обоснование причин наращивания поступлений от местных налогов и сборов в доходах бюджетов местного самоуправления в 2019 г., раскрытие влияния изменения статуса отдельных платежей (исключение из перечня общегосударственных и включение в местные) на порядок зачисления их в бюджет, а также значимость проводимых в последние годы в России бюджетно-налоговых трансформаций в контексте усиления финансовой независимости местных бюджетов.

Невзирая на то что местные налоги и сборы схожи с общей характеристикой налоговой системы России, они имеют свои характерные особенности:

- все средства, которые поступают в местный бюджет, подлежат расходам только для нужд самого муниципального образования;

- налоги местного сбережения сосредотачиваются в местном бюджете, бюджеты регионального и федерального уровня распределяются в нужных пропорциях между всеми тремя уровнями, в т. ч. и местном;

- исключительно на местных органах власти лежит решение о введении и взимании соответствующих платежей;

- органами местного самоуправления осуществляется контроль за использованием средств местного бюджета:

- применение полномочий по правовому упорядочению местного налогообложения, согласно которым имеется возможность снижать ставки по налогам, устанавливать тем или иным категориям плательщиков налога различные льготы и привилегии.

Самостоятельность и независимость местных бюджетов, закрепленные в Бюджетном кодексе РФ, возможны лишь при условии надлежащего обеспечения органов власти источниками доходов, часть которых должны составлять на соответствующей территории местные налоги и сборы [1]. Одной из приоритетных составляющих работы налоговых органов является повышение эффективности взыскания долгов с налогоплательщиков.

Существенного улучшения финансового положения в ближайшие годы ожидать не приходится, о чем свидетельствует динамика бюджетных показателей муниципалитетов [4]. В настоящее время систему местных составляют лишь земельный налог и налог на имущество физических лиц (рис.), которые закрепляются за бюджетами поселений и городских округов РД, муни-

МЕСТНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ НК РФ Статья 15

Земельный налог

Налог на имущество физических лиц

Торговый сбор

Устанавливаются

НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований

Обязательны на территории муниципальных образований

Виды местных налогов

С 1 января 2019 г. на территории Республики Дагестан в связи с принятием Народным Собранием Республики Дагестан Закона Республики Дагестан от 6 ноября 2018 г. № 64 об установлении единой даты начала применения на территории Республики Дагестан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения налоговая база по налогу на имущество физических лиц определяется исходя из кадастровой стоимости [6].

По сравнению с аналогичным периодом прошлого года в консолидированный бюджет республики увеличились поступления налогов на 12,8% или на 3707,6 млн руб. Увеличение поступлений достигнуто по следующим налогам (табл. 1) [7]:

Таблица 1

Поступления % млн руб.

По земельному налогу 3,2 37,5

По налогу на имущество физических лиц 34,5 68,6

За 2019 г. установленные в объеме 26751,7 млн руб. бюджетные средства консолидированного бюджета РД выполнены на 122%, и дополнительно мобилизовано 5876,3 млн руб. в бюджет республики. (табл. 2). В том числе, бюджетные средства исполнены на 125,4% республиканского бюджета РД, установленные в объеме 22971,2 млн руб., в бюджет поступило дополнительно 4647,3 млн руб., местный бюджет выполнен на 114,6 %, поступило дополнитель-

Таблица 2

Назначения В объеме (млн руб.) Исполнены (%)

Установленные 26751,7 122%

В т. ч. 22971,2 125,4

Дополнительно поступило 4647,3 114,6

Представленные данные являются, несомненно, невысокими, но все же позволяют говорить о том, что важным источником привлечения доходов местных бюджетов является увеличение поступлений от местных налогов.

Проблемным остается вопрос погашения задолженности по имущественным налогам физических лиц - по состоянию на 1 октября 2019 г. она составляет 3,9 млрд руб. В целях ее погашения в адрес муниципальных образований республики регулярно направляются списки должников - физических лиц.

Перед налоговиками республики стоят задачи по активизации работы по повышению эффективности налогового администрирования, обеспечению налоговых поступлений и сокращению задолженности в бюджеты всех уровней, а также тесному взаимодействию с МВД по Республике Дагестан и органами местного самоуправления муниципалитетов в деле выявления фактов незаконной предпринимательской деятельности и организации контрольных мероприятий по соблюдению субъектами предпринимательства законодательства о налогах и сборах.

От работы налоговых органов зависит многое, в т. ч. и развитие региона, и комфортные условия для жизни граждан.

Изучив примеры местных налогов, можно выделить специфичный сбор - торговый. Он требует обязательной подачи декларации в конце квартала. В остальных видах подобного делать не придется, если у плательщика не изменилась ситуация в отношении прав собственности.

Местные налоги занимают спорную позицию в вопросах, какие налоги федеральные, региональные. Например, выделяют торговый сбор, который включает в себя вложения в бюджет за рекламу, также за осуществление экономической и предпринимательской деятельности, местные лицензионные сборы и прочее. Торговый сбор - это местный налог, но он регулируется статьями 411 и 412 НК РФ. Согласно кодексу, плательщиками являются индивидуальные предприниматели или организации, которые занимаются торговой деятельностью [3].

Использование предпринимателями площади для осуществления своей деятельности является объектом сбора. Учитывая, что квартал года есть период для расчета, необходимо вносить взносы до 25 числа месяца следующего за окончанием квартала. Ставка не может превышать 550 рублей за 1 кв. м. используемой площади. Право устанавливать свои ставки имеет муниципалитет, которое подтверждается нормативными правовыми актами, подписанными главой.

Торговый сбор является обязательным налогом, установленным для своего региона местными властями. Пока таким регионом является только Москва.

Результаты. У муниципалитетов есть множество способов для увеличения поступлений доходов в собственные бюджеты, о чем свидетельствуют приведенные данные. Использованный опыт имеющихся резервов свидетельствует о том, что объем затрат на создание системы обеспечения привлечения доходов не превышает 10-15% прироста доходной базы по ним.

Основное препятствие - это отсутствие заинтересованности и готовности должностных лиц органов местного самоуправления в проведении комплекса работ по привлечению доходов на территории муниципального образования, так как это снизит дотации, поступающие из бюджета субъекта Федерации. Необходимо иметь в виду, что муниципальные образования обладают достаточной налоговой основой для исключения дотаций в обеспечении равновесия расходов и собственных доходов.

Выводы. Основными мерами, позволяющими повысить поступления в местные бюджеты доходов от имущества, является:

- оптимизация льгот по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц;

Литература

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N145-ФЗ (ред. от 15.10.2020).

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ), 31 июля 1998 г. N146-ФЗ. Ст.15.

3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 09.11.2020).

4. Федеральный закон от 03.08.2018 M 334-ФЗ, ст. 393, п. 6 ст. 396 НК РФ, письмо Минфина России от 23 апреля 2012 M 03-05-04-02/36.

5. Закон M 64 от 6 ноября 2018 г. об установлении единой даты начала применения на территории Республики Дагестан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения [Электронный ресурс]. - URL : http:// pravo.e-dag.ru/document/05004003250/фата обращения 24.06.2020).

6. Аналитическая записка о формировании и исполнении доходной части консолидированного бюджета Республики Дагестан в 2019 г. [Электронный ресурс]. - URL : http://spdag.ru/attachments/article/ (дата обращения 14.09.2020).

7. Батин, Б. К. Проблема сбора местных налогов глазами системного аналитика [Текст] / В.К. Батин //Практика муниципального управления. 2009. M 11. С. 44-49.

8. Солодовников, А. С. Налогообложение в России : справочник для менеджеров и предпринимателей / А.С. Солодовников. - М. : Финансы и статистика, 2004.

9. Косов, М. Е. Налогообложение физических лиц : учеб. пособие / М.Е. Косов, И.В. Осокина. - М. : Юнити, 2013.

10. Гасиева, З. П., Гиоева, Е. Г. Проблемы и перспективы развития налоговой системы РФ на современном этапе //Вестник Московского гуманитарно-экономического института. 2018. M 2. С. 17-23.

11. Авдеев, В. В. Земельный налог : льготы по земельному налогу //Налоги. 2010. M 34.

12. Абакарова, Р. Ш. Земельный налог в системе налогообложения РФ //Вопросы региональной экономики - Королев : Технологический университет, 2019. M 2(39). С.101-106.

13. Углицких, О. Н., Сорокина, Н. М. Роль региональных и местных налогов в формировании региональных и местных бюджетов // Кластерные инициативы в формировании прогрессивной структуры национальной экономики : сб. научных трудов 5-й Международной научно-практической конференции : в 2-х томах. - Юго-Западный государственный университет. 2019. С. 209-211.

14. Козаева, О. Т., Бетрозова, М. А. Роль местных налогов в формировании доходов местных бюджетов // Экономика и предпринимательство. 2020. M 3 (116). С. 413-417.

15. Журавлева, Т. А. Значение и роль налогов с физических лиц в доходах региональных и местных бюджетов субъектов РФ //Налоги и налогообложение. 2016. M 9. С. 707-715.

16. Какушкина, М. А., Змеева, Е.В. Роль и значение налога на доходы физических лиц в доходах бюджета местного уровня // Проблемы организации учета и анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий : материалы Всероссийской научно-практической конференции ; отв. ред. Е.Ю. Меркулова. - 2017. С. 47-59.

17. Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам. -URL : https:// www. nalog. ru/rn 05/service/tax/.

18. 15 категорий граждан освобождены от налога на имущество //Махачкалинские известия. 2019. -URL : http://minec-rd.ru/news/item/2925.

19. Solodovnikov, A. S. Taxation in Russia : Handbook for managers and entrepreneurs / A. S. Solodovnikov. -M. : Finance and statistics, 2004.

20. Kosov, M. E. Taxation of individuals : textbook /M. E. Kosov, I. V. Osokina. - M. : Unity, 2013. References:

1. Byudzhetnyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 31.07.1998 N145-FZ (red. ot 15.10.2020).

2. Nalogovyj kodeks Rossijskoj Federacii (NK RF), 31 iyulya 1998 g. N146-FZ. St.15.

3. Nalogovyj kodeks Rossijskoj Federacii (chast' vtoraya) ot 05.08.2000 N117-FZ (red. ot 09.11.2020).

4. Federal'nyj zakon ot 03.08.2018 M 334-FZ, st. 393, p. 6 st. 396 NK RF, pis'mo Minfina Rossii ot 23 aprelya 2012 M 03-05-04-02/36.

5. Zakon M 64 ot 6 noyabrya 2018 g. ob ustanovlenii edinoj daty nachala primeneniya na territorii Respubliki Dagestan poryadka opredeleniya nalogovoj bazy po nalogu na imushchestvo fizicheskih lic iskhodya iz kadas-trovoj stoimosti obëktov nalogooblozheniya [Elektronnyj resurs]. - URL : http://pravo.e-dag.ru/ document/05004003250/(data obrashcheniya 24.06.2020).

6. Analiticheskaya zapiska o formirovanii i ispolnenii dohodnoj chasti konsolidirovannogo byudzheta Respubliki Dagestan v 2019 g. [Elektronnyj resurs]. - URL : http://spdag.ru/attachments/article/ (data obrashcheniya 14.09.2020).

7. Batin, B. K. Problema sbora mestnyh nalogov glazami sistemnogo analitika [Tekst] / V.K. Batin // Praktika municipal'nogo upravleniya. 2009. M 11. S. 44-49.

8. Solodovnikov, A. S. Nalogooblozhenie v Rossii : spravochnik dlya menedzherov i predprinimatelej / A.S. Solodovnikov. - M. : Finansy i statistika, 2004.

9. Kosov, M. E. Nalogooblozhenie fizicheskih lic : ucheb. posobie / M.E. Kosov, I. V. Osokina. - M. : YUniti, 2013.

10. Gasieva, Z. P., Gioeva, E. G. Problemy i perspektivy razvitiya nalogovoj sistemy RF na sovremennom etape // Vestnik Moskovskogo gumanitarno-ekonomicheskogo instituta. 2018. M 2. S. 17-23.

11. Avdeev, V. V. Zemel'nyj nalog : l'gotypo zemel'nomu nalogu //Nalogi. 2010. M 34.

12. Abakarova, R. SH. Zemel'nyj nalog v sisteme nalogooblozheniya RF // Voprosy regional'noj ekonomiki -

Korolev : Tekhnologicheskij universitet, 2019. № 2(39). S.101-106.

13. Uglickih, O. N., Sorokina, N. M. Rol' regional'nyh i mestnyh nalogov v formirovanii regional'nyh i mestnyh byudzhetov // Klasternye iniciativy v formirovanii progressivnoj struktury nacional'noj ekonomiki : sb. nauch-nyh trudov 5-j Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii : v 2-h tomah. - YUgo-Zapadnyj gosudar-stvennyj universitet. 2019. S. 209-211.

14. Kozaeva, O. T., Betrozova, M. A. Rol' mestnyh nalogov v formirovanii dohodov mestnyh byudzhetov // Ekonomika i predprinimatel'stvo. 2020. № 3 (116). S. 413-417.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. ZHuravleva, T. A. Znachenie i rol' nalogov s fizicheskih lic v dohodah regional'nyh i mestnyh byudzhetov subëktov RF//Nalogi i nalogooblozhenie. 2016. № 9. S. 707-715.

16. Kakushkina, M. A., Zmeeva, E.V. Rol' i znachenie naloga na dohody fizicheskih lic v dohodah byudzheta mestnogo urovnya // Problemy organizacii ucheta i analiza finansovo-hozyajstvennoj deyatel'nosti predpri-yatij : materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii ; otv. red. E.YU. Merkulova. - 2017. S. 4759.

17. Spravochnaya informaciya o stavkah i l'gotah po imushchestvennym nalogam. -URL : https:// www. nalog. ru/rn 05/service/tax/.

18. 15 kategorij grazhdan osvobozhdeny ot naloga na imushchestvo // Mahachkalinskie izvestiya. 2019. -URL : http://minec-rd.ru/news/item/2925.

19. Solodovnikov, A. S. Taxation in Russia : Handbook for managers and entrepreneurs / A. S. Solodovnikov. -M. : Finance and statistics, 2004.

20. Kosov, M. E. Taxation of individuals : textbook /M. E. Kosov, I. V. Osokina. - M. : Unity, 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.