УДК 336.13:352
ЕВОЛЮЦ1Я СИСТЕМИ М1СЦЕВИХ Ф1НАНС1В В США
Чекша В.Д.
Стаття присвячена еволюцГ системи мсцевих фнансв США. Метою cmammi е розкриття основних сторичних emanie розвитку системи мсцевих фнансв в США для виявлення причин i фактор1в, як спричинили трансформац1ю ujci системи в р1зн1 пероди ¡снування держави.
У робот1 використано методи анал1зу i синтезу та економ1чного узагальнення. Методология досл1дження базуеться на глибокому анал1з1 робт заруб1жних вчених з питань фнансв суспльного сектору економки, сайт1в статистичноГ ¡нформацА' щодо оподаткування у США.
У статт1 розглянуто процес формування та розвитку системи мсцевих фнансв в США. Проанал1зовано головн1 джерела формування мсцевих бюджет1в в ¡сторичному аспектi та за видами надходжень. Розглянуто податки на майно, податки на доходи, податки з продаж1в, ¡нш1 мюцев1 податки i збори, неподатков1 надходження до мсцевих бюджет1в, а також м1журядовi платежi.
Основним результатом досл1дження е виявлення причин i фактор1в, як спричинили трансформацю ujci системи в р1зн1 пероди ¡снування держави, серед яких головними можна вважати зниження обсяг1в виробництва i збльшення ролi сфери послуг, демограф1чн1 змни та внутршн перемщення по регионах краГни.
Стаття буде корисна для широкого кола фах1вцв в област1 суспльних фнансв, мсцевого оподаткування тощо.
Ключов'1 слова: м1сцев1 фнанси, формування мсцевих бюджет1в, податки на майно, податки на доходи, податки з продажу, неподатков1 надходження, м1журядовi платежi, трансформаця системи мюцевого оподаткування США.
ЭВОЛЮЦИЯ СИСТЕМЫ МЕСТНЫХ ФИНАНСОВ В США
Чекина В.Д.
Статья посвящена эволюции системы местных финансов в США. Целью статьи является раскрытие основных исторических этапов развития системы местных финансов в США для выявления причин и факторов, которые привели к трансформации этой системы в разные периоды существования государства.
В работе использованы методы анализа и синтеза, экономического обобщения. Методология исследования базируется на глубоком анализе работ зарубежных ученых по вопросам финансов общественного сектора экономики, сайтов статистической информации в части налогообложения в США.
В статье рассмотрен процесс формирования и развития системы местных финансов США. Проанализированы главные источники формирования местных бюджетов в историческом аспекте и по видам поступлений. Рассмотрены налоги на имущество, налоги на доходы, налоги с продаж, прочие местные налоги и сборы, неналоговые поступления в местные бюджеты, а также межправительственные платежи.
Основным результатом исследования является выявление причин и факторов, которые привели к трансформации этой системы в различные периоды существования государства, среди которых главными можно считать снижение объёмов производства и увеличение роли сферы услуг, демографические изменения и внутренние перемещения по регионам страны.
Статья будет полезна для широкого круга специалистов в области общественных финансов, местного налогообложения и т.п.
Ключевые слова: местные финансы, формирование местных бюджетов, налоги на имущество, налоги на доходы, налоги с продаж, неналоговые поступления, межправительственные платежи, трансформация системы местного налогообложения США.
EVOLUTION OF LOCAL FINANCE IN USA
Chekina V.D.
Article is devoted to the evolution of the local finance in the USA. The purpose of this paper is to reveal the main historical stages of development of the local finance system in the United States and to identify the causes and factors that led to the transformation of the system in different periods of the state existence.
It was used the methods of analysis and synthesis, economic generalizations. The research methodology is based on a thorough analysis of the foreign scientists' works on public finance, websites of statistical information about taxation in the USA.
The article describes the process of formation and development of the local finance system in the USA. The main sources of local budgets in the historical aspect and by type of revenue were analyzed. Property taxes, income taxes, sales taxes, other local taxes and fees, non-tax revenues to local governments, and intergovernmental payments were considered.
The main result of the study is to identify the causes and factors that affect to the transformation of the local taxation system in USA, major among which can be considered a reduction in the volume of and an increase in the role of the service sector, demographic changes and internal displacement by region of the country.
The article will be useful for a wide range of experts in the field of public finance, local taxation, etc.
Keywords: local finances, the formation of local budgets, property taxes, income taxes, sales taxes, non-tax revenues, intergovernmental payments, the transformation of the local taxation system in USA.
Постановка проблемы. В течение времени любая система общественных финансов меняется - меняется структура налогов, их количество и виды, объём межбюджетных трансфертов и собственные доходы муниципалитетов, меняется база налогообложения и объекты, более часто подвергаются изменениям налоговые ставки и льготы. Система местного налогообложения как часть этой системы также изменяется. Причинами таких трансформаций могут быть как внешние, так и внутренние факторы. Как правило, они практически одинаковы для систем местных финансов различных стран. Поэтому исследование зарубежного опыта построения и развития местных финансов, выявление причин, которые способствуют изменениям в этой системе, является актуальным и своевременным. В настоящей статье рассмотрен опыт формирования системы местных финансов в США.
Анализ последних исследований и публикаций. Исследования, посвященные истории финансов общественного сектора экономики США в целом и истории отдельных налогов опубликованы в работах специалистов H. C. Adams, S. Benson, R. T. Ely, E. C. Brown, R. H. Brown, W. E. Brownlee, J. D. Buenker, E. J. Ferguson, D. W. Forsythe, H. George, C. C. Jones, R. A. Lee,
A. Mellon, C. E. McLure, J. A. Pechman, T. J. Reese, E. Seligman, H. C. Simons, J. B. Slemrod, J. O. Stark, H. Stein, C. E. Steuerle, C. V. Stewart, A. O'Sullivan, R. Sylla, A. N. Young, J. J. Wallis, T. W. Hanchett, О. Басова, М. Я. Иоффе, В.Г. Князева, Л. В. Поповой,
B. М. Пушкарёвой, Д. Г. Черника и др. Многие работы посвящены конкретным историческим этапам развития системы налогообложения в США, некоторые - истории отдельных налогов.
© Чекша В.Д., 2015
Економiчний вюник уыверситету | Випуск № 24/1
165
Формулировка цели статьи. В статье предпринята попытка изложения основных исторических этапов развития системы местных финансов в США для выявления причин и факторов, повлёкших трансформацию этой системы в различные периоды существования государства, что и составляет цель данного исследования.
Изложение основного материала. История системы местных финансов США ведёт своё начало с колониальных времен, когдаосновным источником наполнения бюджетов были (и продолжают оставаться в настоящее время) налоги. Прочие доходы формируются за счет выручки от продажи общественных земель и реализации услуг, доходов от инвестиций, платы за проезд, штрафов и межправительственных платежей (трансфертов).
Одним из местных налогов, вызывающим массу дискуссий за всё время своего существования, является налог на имущество (property tax). Имея ряд недостатков, связанных с оценкой и администрированием, он продолжает обеспечивать значительные поступления в бюджеты. Поэтому многочисленные варианты налоговых систем, которые разрабатывались штатами с целью улучшения системы местных финансов, всего лишь дополняли или заменяли систему имущественного налогообложения.
Колониальные времена. Колониальная жизнь, так или иначе, была связана с развитием сельского хозяйства, ремёсел и торговли. Колонисты не любили налоги и отдавали предпочтение уплате штрафов и прочих сборов [1]. При чрезвычайных событиях (в случае срочной необходимости налоговых сборов в бюджет государства, например, войны) регионы сообща принимали решение о том, каким образом наполнить бюджет, рассматривая возможности (источники) каждой территории. Так, например, на севере - в колониях Новой Англии - акцент делали на подушный (poll tax) и имущественный (property tax) налоги, в колониях Юга - на таможенные пошлины (custom duty) и подушный налог (поскольку недвижимость Юга выгодно отличалась от рабочих районов Севера и была нежелательным объектом налогообложения для её владельцев), в центральных колониях - на имущественный налог, таможенные пошлины и акцизы [2].
Примечательно то, что подушный налог взимался со свободных людей, независимо от их профессии или владений, а подушный налог с рабов формировался как часть налога на имущество физических лиц.
Вначале под имущественное налогообложение попадала только земля, позже - здания, скот и другие материальные ценности личного имущества. Местные налоговые администраторы проводили оценку стоимости всех объектов имущества произвольно; общие обязательства по налогу формировались как сумма обязательств регионального (колониального, с большей налоговой ставкой) и местного (с меньшей ставкой) имущественных налогов.
Для обеспечения достаточных средств в бюджетах система налогообложения была дополнена налогом «с профессии» («faculty» tax). Базой налогообложения выступал ожидаемый доход (зарплата, прибыль и т.п.) всех членов одной профессии [2]. Этот налог, будучи предшественником подоходного налога, стал самым главным нововведением в системе налогообложения того времени.
После Семилетней войны (1763 г.) Великобритания предприняла попытку повышения «внутренних» налогов в своих колониях, однако, получив резкое сопротивление, быстро отменила эти нововведения [3, с. 14].
К концу колониального периода были созданы несколько различных систем налогообложения, с собственными положениями и процедурами администрирования, различными объектами налогообложения, базами, ставками. После принятия Конституции 1789 г. произошла потеря части доходов, связанная с отменой таможенных барьеров между штатами, однако в целом система налогов особых изменений не претерпела.
Налог на имущество - основа системы местного налогообложения США. Произвольные оценки имущества, «раздутая» база налогообложения, многочисленные налоговые ставки, применение большого количества льгот делали чрезвычайно тяжелым администрирование этого налога. В некоторых штатах (Мэриленд, Пенсильвания, Делавэр, Нью-Йорк) налог на имущество не заслужил особого внимания и взимался эпизодически - в случае войны, погашения долгов или недостаточных поступлений от сборов, доходов от государственных инвестиций и продажи земель.
Однако со временем налог на имущество занял главное место в системе местных налогов, поскольку подушный налог постепенно стал исчезать из налоговой системы многих штатов, продолжая еще некоторое время взиматься в Северной Каролине по соображениям равенства в налогообложении, а налог «с профессии» не приносил желаемого дохода.
Начиная с 1820 г. некоторые штаты предприняли попытку объединения и унификации налогов на имущество, заменив их общим налогом (general property tax), имеющим единую ставку на все виды имущества. Но, в отличие от земли, многие виды материального и нематериального личного имущества были мобильны, что позволяло владельцам уменьшать свои налоговые обязательства, выбирая юрисдикции с меньшими ставками по этим налогам. Это обстоятельство вызывало так называемый «налоговый экспорт»1, затрудняло администрирование общего налога на имущество, уменьшало базу налогообложения и поступления в бюджеты отдельных юрисдикций.
Поскольку федеральное правительство было не заинтересовано в финансировании инфраструктуры на местах, многие штаты произвели масштабные заимствования для строительства железных дорог, мостов, каналов и вследствие паники 1837 г. были вынуждены увеличить ставки по имущественным налогам, расширить базу налогообложения некоторых налогов с доходов и ввести налоги на прибыль и наследство. Быстрое развитие сельского хозяйства и торговли привело к появлению банков и страховых компаний, которые способствовали расширению базы налогообложения имущества и введению новых налогов - налога на банковский капитал (bank capital stock taxes) и налога на банковские дивиденды по акциям (enacted bank dividend taxes).
Федеральная перепись населения 1870 г. подтвердила высокое значение имущественного налогообложения для обеспечения финансирования местных общественных благ во многих штатах, где более половины объёма всех налоговых поступлений составляли разнообразные налоги на имущество. Лишь в шести штатах наравне с имущественным налогом половину бюджетных поступлений составляли налоги на доходы корпораций (corporate tax) и плата за лицензии (license taxes).
В настоящее время налог на имущество взимается во всех штатах и по-прежнему является весомым источником наполнения местных бюджетов. В большинстве штатов ставка налога колеблется от 0,5% до 1,5% средней оценочной стоимости жилой недвижимости (табл.)
1 Налоговый экспорт возникает в том случае, если государство (или регион) посредством инструментов налогообложения стимулирует перемещение экономической активности в страну (или регион) с более низким налоговым бременем. Он возможен для объектов налогообложения, которые являются мобильными (труд, инвестиции в основной капитал, транспорт) и практически не выполним при налогообложении недвижимости (земли, зданий). Например, высокие ставки налогов на капитал могут вызвать отток капитала из одной юрисдикции в другую. Согласно теории оптимального налогообложения (правило налогообложения Рамсея) при условии постоянной эластичности предложения товары с относительно неэластичным спросом (земля) следует облагать более высоким налогом, а с относительно эластичным спросом (труд, капитал) - более низким. В таком случае это позволит уменьшить избыточное бремя и максимизировать благосостояние.
Таблица. Средняя ставка налога на жилую недвижимость по штатам США [4]
Нью-Джерси 1,89% Нью-Хэмпшир 1,86% Техас 1,81% Небраска 1,76%
Висконсин 1,76% Иллинойс 1,73% Коннектикут 1,63% Мичиган 1,62%
Вермонт 1,59% Северная Дакота 1,42% Огайо 1,36% Род-Айленд 1,35%
Пенсильвания 1,35% Айова 1,29% Канзас 1,29% Южная Дакота 1,28%
Нью-Йорк 1,23% Мэн 1,09% Миннесота 1,05% Массачусетс 0,04%
Аляска 1,04% Флорида 0,97% Вашингтон 0,92% Миссури 0,91%
Мэриленд 0,87% Орегон 0,87% Индиана 0,85% Невада 0,84%
Джорджия 0,83% Монтана 0,83% Северная Каролина 0,78% Калифорния 0,74%
Оклахома 0,74% Виржиния 0,74% Аризона 0,72% Кентукки 0,72%
Айдахо 0,69% Теннеси 0,68% Колорадо 0,6% Юта 0,6%
Вайоминг 0,58% Нью-Мексико 0,55% Миссисипи 0,52% Арканзас 0,52%
Южная Каролина 0,5% Западная Виржиния 0,49% ФО Колумбия 0,46% Делавэр 0,43%
Алабама 0,33% Гавайи 0,26% Луизиана 0,18%
Налоги на доходы и налоги с продаж. В конце XIX в. большинство штатов охватил процесс разделения источников дохода по уровням власти и окончательного закрепления общего налога на имущество за местными бюджетами. Однако в связи с неудачными попытками обложения нематериальных активов в некоторых штатах продолжали взиматьсяи дифференцированные по видам имущества налоги (ставки налога на материальные активы были заметно выше), вводились новые местные налоги на доходы и налоги с продаж. Вследствие расширения базы и объектов налогообложения в США начали функционировать постоянные государственные налоговые комиссии, в обязанности которых входило взимание налогов, выравнивание налоговой нагрузки на уровне штата, начисление коммунальных услуг и контроль над деятельностью экспертов по оценке имущества.
Гражданская война (1861-1865 гг.) стала причиной введения нового местного налога - подоходного. Ставки налога были дифференцированы в зависимости от доходов налогоплательщика: американцы, зарабатывавшие от $600 до $10 000 в год, платили налог в размере 3%, более богатые - 4-6% [5]. Подоходный налог взимался до 1895 г. и был отменён Верховным судом США.
Реанимация подоходного налога стала возможной благодаря Шестнадцатой поправке к Конституции США (1913 г.), согласно которой был введён федеральный подоходный налог, а позже - и региональный. Наряду с региональными налогами на доходы, установленными на уровне штатов2, с 1938 г. (штат Филадельфия) начали взиматься местные налоги на трудовые доходы (local income taxes или wage taxes, payroll taxes), которые к концу ХХ в. распространились почти на 4 000 муниципалитетов. В связи с продолжающимся ростом ставок имущественных налогов (1920-е гг.), кризиса рынка недвижимости (Великая депрессия 1930-х гг.) подоходные налоги прочно заняли место в системе налогообложения США и обеспечили в последующие десятилетия значительные поступления в бюджеты.
В настоящее время местный подоходный налог взимается в четырнадцати штатах, имеет единую ставку (не прогрессивную, в отличие от федерального и регионального налогов) и является дополнительным налогом к федеральному и региональному подоходным налогам.
Местные налоги с продаж (sales taxes), вначале введённые в Нью-Йорке (1934 г.) и Новом Орлеане (1936 г.), к 1994 г. взимались в 33 штатах Америки (на государственном уровне - в 26 штатах, на местном уровне - в 3 штатах, на государственном и местном уровнях - в 4 штатах). Налоги взимали с потребителей бензина, табачных и спиртных изделий, безалкогольных напитков и некоторых других товаров [3, с. 101].
Сейчас налоги с продаж являются одним из главных источников налоговых поступлений США на региональном и местном уровнях. Размер налога зависит от вида налога (объекта обложения - товара); каждым штатом устанавливается своя налоговая ставка. В большинстве случаев налоговая ставка на уровне региона составляет от 3% до 7% стоимости товара, на местном уровне - до 2%. Например, в штате Небраска налоги с продаж, взимаемые на уровне штата, имеют ставку 5,5%; дополнительно на уровне муниципалитетов взимается налог в размере от 0,5 до 2% [6, с.1].
Часто освобождаются от налогообложения или имеют более низкие ставки продовольственные товары (бакалея), лекарства, отпускаемые по рецептам (1%), в то время как налоги с продаж алкоголя, табачных изделий, бензина и готовых блюд могут иметь повышенную ставку (например, 10-11%). Товары, купленные для перепродажи или других коммерческих целей, могут быть освобождены от налога с продаж. В настоящее время не взимаются налоги с продаж в пяти штатах -Аляске, Делавэре, Монтане, Нью-Хэмпшире и Орегоне [7].
Кроме вышеперечисленных налогов в современной системе местного налогообложения США также взимаются и другие местные налоги. Так, например, в штате Небраска установлен местный налог на временное жилье (lodging tax). Это аналог отельного сбора, составляющий 1% (в бюджет штата) и до 4% (в местные бюджеты) валовой выручки от сборов за проживание в гостиницах [6, с. 5], в штате Аляска также взимается отельный сбор - «постельный» налог (hotel/motel "bed" taxes) и налог на рыбную ловлю (raw fish taxes) [8].
Неналоговые поступления. Неналоговые платежи также играют важную роль в финансировании расходов местных органов власти. В некоторых штатах выручка от реализации услуг является вторым по объёмам финансирования источником (после налога на имущество) наполнения местных бюджетов. Основными услугами, которые предоставляют муниципалитеты, являются продажа разных видов энергии, водоснабжение и канализация, вывоз мусора, телефония и телевидение, прочие коммунальные услуги. Тарифы на коммунальные услуги могут зависеть от того, какую долю в общем объёме акций имеет местное правительство.
К неналоговым платежам также относятся доходы предприятий, находящихся в муниципальной собственности, арендная плата (за пользование землёй и другими природными ресурсами), санкции, налагаемые за нарушение законодательства, плата за выдачу разрешений и лицензий на регистрацию транспортных средств и получение водительских удостоверений, на проведение строительных работ, выдачу паспортов и виз, добровольные взносы юридических и физических лици т.п.
Межправительственные платежи (государственные трансферты и трансферты штатов) в основном ориентированы на поддержку местных бюджетов в обеспечении обязательных социальных выплат и финансирования систем образования и здравоохранения. В настоящее время органы местного самоуправления получают около 4% из федерального бюджета и до
2В 1911 г. в Висконсине впервые были введены налоги на доходы физических и юридических лиц, основанные на данных предприятий по различным видам выплат доходов. Такая форма налога быстро распространилась по другим штатам: к 1940 г. налоги на доходы взимались в 33 штатах Америки, к 1991 г. - в 41 штате.
Економiчний вюник уыверситету | Випуск № 24/1
167
30-40% из бюджета штата. Эти средства идут на финансирование половины расходов (55-60%), связанных с предоставлением муниципального образования (school districts) и здравоохранением (medical assistance - Medicaid) [9, c. 8].
В целом, удельный вес имущественных налогов в общем объёме доходов штатов и муниципалитетов составляет 20-25%, налогов на доходы - 15-20%, налогов с продаж и акцизов - 20-25%, неналоговых платежей - 30-35% [10, c. 21-22].
В настоящее время «движущей силой» в переформатировании системы местных финансов являются снижение производства и увеличение роли сферы услуг, а также демографические изменения, связанные со старением населения и внутренним перемещением по регионам страны. Поэтому в перспективе система местных финансов может серьёзно измениться, поскольку для этого уже существуют веские причины. К ним можно отнести:
1. Предоставление льгот по налогу на прибыль в виде снижения налоговых ставок на доходы, полученные пенсионерами, а также иных налоговых освобождений и налоговых кредитов. В связи с ростом продолжительности жизни, увеличением количества пенсионеров возрастает объём преференций и снижается объём поступлений в местные бюджеты.
2. Создание новых видов товаров и услуг. База большинства налогов с продаж достаточно длительное время не пересматривалась, ввиду чего с увеличением объёма предоставления различных услуг поступления от налогов не растут.
3. Возросшее количество операций купли-продажи товаров и услуг через Интернет, между юрисдикциями и государствами. Поскольку налог с продаж построен по принципу места назначения (destination-based tax), он уплачивается по месту нахождения покупателя, а не по месту продажи.
4. Рост стоимости жилой недвижимости, вопрос необходимости финансовой независимости органов местного самоуправления за счёт налога на недвижимость. Если ранее споры по поводу налога на недвижимость лежали в плоскости различий в уплате налога разными слоями населения, то в последнее время всё чаще задаётся вопрос о целесообразности высоких ставок налога, поскольку свою роль главного источника финансирования муниципального образования налог на недвижимость сейчас выполняет всё меньше и меньше.
Косвенным подтверждением вышесказанного являются результаты заседания 113-го Конгресса США по вопросам реформирования налоговой системы, на котором был рассмотрен законопроект о налоговой реформе 2014 г. Хотя многие аналитики ставят под сомнение вероятность значительных изменений в системе налогообложенияв ближайшие годы, всё же отмечают заинтересованность конгрессменов и партий в рассмотрении такого рода документов. Законопроектом предусмотрены существенные изменения в налогообложении как физических, так и юридических лиц, снижение налоговых ставок с одновременной отменой многих налоговых кредитов, вычетов и других налоговых льгот, затронуты вопросы международного налогообложения. Так, например, предлагается исключение налоговых вычетов в виде местных налогов, включая налоги на доходы (income taxes и payroll taxes) [11].
Выводы. Таким образом, анализ развития системы местных финансов США позволил выявить основные факторы, оказывающие влияние на её трансформацию. Ими в разное время были и продолжают оставаться изменения в экономической деятельности, экономические и политические кризисы, приведение в соответствие роста объёма доходов продолжающемуся росту расходов, демографические изменения и «налоговый экспорт». Поэтому учёт этих факторов, детальный анализ их влияния на национальную экономику позволит создать систему местных финансов, соответствующую новым вызовам современности.
Список использованных источников
1. История США. Соединенные штаты Америки в XVIII в. [Электронный ресурс]: Информационный портал о США. -Режим доступа: http://amerikos.com/usa/history-s/
2. Howe E.T. The Historical Evolution of State and Local Tax Systems / Edward T. Howe, Donald J. Reeb // Social Science Quarterly. - 1997. - № 78. - Р. 109-121.
3. Brownlee W. E. Federal taxation in America. A short history / W. Elliot Brownlee. - New York: Cambridge University Press. -2004. - 305 p.
4. Property Taxes By State [Электронный ресурс]: Tax-Rates.org. - Режим доступа: http://www.tax-rates.org/taxtables/property-tax-by-state
5. Волков А. Налоговая система США. История американских налогов [Электронный ресурс]: Библиотека «Капитал-Клуба». - Режим доступа: http://www.capital-club.org/biblioteka/stati-o-finansah/nalogovaja-sistema-ssha/page-3.html
6. Nebraska Revenue Sources 2013 [Электронный ресурс]: Nebraska Department of Revenue, July 2013. - Режим доступа: http://www.revenue.nebraska.gov/research/Revenue_Sources_2013.pdf
7. Sales Tax Rates By State [Электронный ресурс]: Tax-Rates.org. - Режим доступа: http://www.tax-rates.org/taxtables/sales-tax-by-state
8. Alaska Tax Facts [Электронный ресурс]: Department of Commerce, Community and Economic Development. - Режим доступа: http://commerce.state.ak.us/dnn/dcra/OfficeoftheStateAssessor/AlaskaTaxFacts.aspx
9. Fisher R.C. The State of State and Local Government Finance / Ronald C. Fisher// Federal Reserve Bank of St. Louis Regional Economic Development. - 2010. - № 6(1). - P. 4-22.
10. Who Pays? A Distributional Analysis of the Tax Systems in All 50 States, 4th Edition [Электронный ресурс]: Institute on taxation and economic policy. - Режим доступа: http://www.itep.org/pdf/whopaysreport.pdf
11. Sherlock M. F. Tax Reform in the 113th Congress: An Overview of Proposals / Molly F. Sherlock [Электронныйресурс]: Congressional Research Service. - Режим доступа: http://fas.org/sgp/crs/misc/R43060.pdf
References
1. Istoriya SShA. Soedinennyie shtatyi Ameriki vXVIII v.: Informatsionnyiy portal o SShA. : http://amerikos.com/usa/history-s/
2. Howe E.T., Reeb D.J. The Historical Evolution of State and Local Tax Systems //Social Science Quarterly. 1997. №78. Р. 109-121.
3. Brownlee W.E. Federal taxation in America. A short history. New York: Cambridge University Press. 2004. 305 p.
4. Property Taxes By State. /Tax-Rates.org.: http://www.tax-rates.org/taxtables/property-tax-by-state
5. Volkov A. Nalogovaya sistema SShA. Istoriya amerikanskih nalogov: Biblioteka «Kapital-Kluba». : http://www.capital-club.org/biblioteka/stati-o-finansah/nalogovaja-sistema-ssha/page-3.html
6. Nebraska Revenue Sources 2013 : Nebraska Department of Revenue, July 2013. : http://www.revenue.nebraska.gov/research/Revenue_Sources_2013.pdf
7. Sales Tax Rates By State Tax-Rates.org. : http://www.tax-rates.org/taxtables/sales-tax-by-state
8. Alaska Tax Facts: Department of Commerce, Community and Economic Development. : http://commerce. state.ak.us/dnn/dcra/OfficeoftheStateAssessor/Alaska TaxFacts.aspx
9. Fisher R.C. The State of State and Local Government Finance // Federal Reserve Bank of St. Louis Regional Economic Development. 2010. № 6(1). P. 4-22.
10. Who Pays? A Distributional Analysis of the Tax Systems in All 50 States, 4th Edition : Institute on taxation and economic policy.: http://www.itep.org/pdf/whopaysreport.pdf
11. Sherlock M.F. Tax Reform in the 113th Congress: An Overview of Proposals : Congressional Research Service. : http://fas.org/sgp/crs/misc/R43060.pdf
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Чекина Виктория Денисовна, старший научный сотрудник Института экономики промышленности НАН Украины, кандидат экономических наук
01011, г. Киев, ул. Панаса Мирного, 26, к. № 405.
DATA ABOUT THE AUTHOR
Chekina Viktoriia Denysivna, a senior fellow at the Institute of Industrial Economics of the National Academy of Sciences of Ukraine, candidate of economic sciences
01011, Panas Myrny Str., 26, № 405.
УДК 37.014.543(477)
Ф1НАНСУВАННЯ ЗАГАЛЬНО1 СЕРЕДНЬО1 ОСВ1ТИ В УКРА1Н1
Чередник В.А.
Предметом роботи е дослiдження фнансування загальноГ середньоГ освти в Укра'М, аналiз ГГ стану та шляхи додаткового фнансування.
Мета написання статт'1. проаналiзувати стан фнансування галузi загальноГ середньоГ освти вiдповiдно до чинного законодавства про освту; сформулювати пропозицГ щодо вдосконалення механiзмiв додаткового фнансування галузi освти.
Завдання дослдження. Дослiдити стан фнансування галузi середньоГ освти та вказати можливi варiанти додаткового фнансування.
Методологя проведення роботи. Робота виконана за результатом дослiдження сучасних втчизняних поглядiв вчених на поняття фнансування освти та розглянуто альтернативн шляхи фнансування загальноГ середньоГ освти.
Результат роботи. Визначено сутнсть поняття фнансування освти, наведено динамi^ видатюв на освту загалом та на загальну середню освту i бльш детально вказан шляхи додаткового фнансування загальноГ середньоГ освти.
Галузь застосування Результати даного дослiдження можуть бути застосован у сферi вивчення проблем освти, зокрема фнансування галузi загальноГ середньоГ освти.
Висновки. Отже, проведене дослiдження сучасного стану фнансування освiти в Украi'нi свiдчить, що для розв'язання проблем галузi необхiдно розробити яюсну систему державних заходiв, що будуть спрямованi на забезпечення ГГ ефективного розвитку. При цьому головним завданням, мае стати забезпечення достатнього фiнансування галузi, шляхом оптимiзаuji' бюджетних та позабюджетних джерел ГГ розвитку.
Ключов'1 слова: загальна середня освта, фнансування, видатки, спе^альм фонди, фiнансово-економiчна самостйнсть, самофнансування, бюджетнi асигнування.
ФИНАНСИРОВАНИЯ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В УКРАИНЕ
Чередник В.А.
Предметом работы является исследование финансирования общего среднего образования в Украине, анализ его состояния и пути дополнительного финансирования.
Цель написания статьи. проанализировать состояние финансирования отрасли общего среднего образования в соответствии с действующим законодательством об образовании; сформулировать предложения по совершенствованию механизмов дополнительного финансирования отрасли образования.
Задачи исследования. Исследовать состояние финансирования отрасли среднего образования и указать возможные варианты дополнительного финансирования.
Методология проведения работы. Работа выполнена по результатам исследования современных отечественных взглядов ученых про понятие финансирования образования и рассмотрены альтернативные пути финансирования общего среднего образования.
Результат работы. Определена сущность понятия финансирования образования, приведена динамика расходов на образование в целом и на общее среднее образование и более подробно указаны пути дополнительного финансирования общего среднего образования.
Область применения Результаты данного исследования могут быть применены в области изучения проблем образования, в частности финансирование отрасли общего среднего образования.
Выводы. Проведенное исследование современного состояния финансирования образования в Украине свидетельствует, о том, что для решения проблем отрасли необходимо разработать качественную систему государственных мероприятий, которые будут направлены на обеспечение ее эффективного развития. При этом главной задачей должно стать обеспечение достаточного финансирования отрасли, путем оптимизации бюджетных и внебюджетных источников ее развития.
Ключевые слова: общее среднее образование, финансирование, расходы, специальные фонды, финансово-экономическая самостоятельность, самофинансирование, бюджетные ассигнования.
FINANCING OF SECONDARY EDUCATION IN UKRAINE
Cherednyk V.A.
The subject of the work is to study financing of secondary education in Ukraine, to analyze its condition and the ways of additional financing.
The purpose of article is to analyze the condition of financing of secondary education in accordance with the current legislation of education; to formulate the proposals for perfektion of the mechanisms of additional financing of education.
© Чередник В. А., 2015
Економiчний вюник уыверситету | Випуск № 24/1
169