Административное право; административный процесс
DOI 10.47643/1815-1337_2022_1 _198 УДК 342.9; 35.08
ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ НА КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ THE IMPACT OF DIGITAL TRANSFORMATION ON STAFFING OF THE STATE CIVIL SERVICE
КИРЬЯН Виктория Александровна,
кандидат юридических наук, доцент кафедры управления ФГБОУ ВО «Российский государственный аграрный заочный университет». 143907, Россия, Московская обл., г. Балашиха, ш. Энтузиастов, 50. E-mail: v.kirian@rgazu.ru;
Kirian V.A.,
Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Department of Management
Federal state budgetary educational institution of higher education "Russian State Agrarian Correspondence University". 143907, Russia, Moscow region, Balashikha, sh. Enthusiasts, 50. E-mail: v.kirian@rgazu.ru
Краткая аннотация: В настоящей публикации исследованы вопросы влияния информационных технологий на процесс обеспечения кадрами такого вида государственной службы, как гражданская. Проанализирована кадровая политика российского государства. Рассмотрены подходы к пониманию последней. Перечислены основные нормативно-правовые акты, регламентирующие развитие и сущность кадровой политики. Представлен анализ Федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» и Указа Президента о проведении экспериментов в сфере цифровизации государственной гражданской службы. Автором выявлены необходимые требования к кандидатам на обозначенные выше должности, отмечены результаты проведенных экспериментов в государственных органах. По итогам исследования представлены основные выводы.
Abstract: This publication examines the issues of the influence of information technology on the process of providing personnel for such a type of public service as civil service. The personnel policy of the Russian state is analyzed. Approaches to its understanding are considered. The main legal acts regulating the development and essence of personnel policy are listed. An analysis of the Federal project "Personnel for the Digital Economy" and the Decree of the President on conducting experiments in the field of digitalization of the state civil service is presented. The author identified the necessary requirements for candidates for the positions indicated above, noted the results of experiments conducted in government bodies. Based on the results of the study, the main conclusions are presented.
Ключевые слова: гражданская служба; цифровизация; информационные технологии; кадровое обеспечение; законодательство; эксперимент.
Keywords: civil service; digitalization; information technology; staffing; legislation; experiment.
Дата направления статьи в редакцию: 09.01.2022
Дата публикации: 31.01.2022
В условиях быстрого развития цифровой экономики возникает необходимость в создании согласованных, глобальных и всеобъемлющих правовых гарантий, включая надежные гарантии правовой защиты, регулирующие использование цифровых технологий, с целью минимизации рисков цифровизации и узаконивания новых активов, как материальных, так и нематериальных. Российское государство активно разрабатывает стратегии адаптации законов об использовании современных цифровых технологий. Основные проблемы, однако, заключаются в том, что, с одной стороны, предлагаемые стратегии являются отраслевыми и касаются только определенных аспектов цифровизации, а с другой стороны, решения часто направлены на реализацию политической повестки дня в ущерб согласованной перспективной глобальной правовой стратегии. Одним из основных направлений, на которое распространяется процесс цифровизации, является кадровое обеспечение государственной гражданской службы [6].
Тенденции развития российского государства складываются так, что одной из первостепенных задач построения эффективного государственного управления является увеличение производительности государственных гражданских служащих. В связи с этим роль формирования высокоэффективной кадровой политики стремительно возрастает. Именно последняя обеспечивает государство специалистами высокого профиля, которые обладают всеми необходимыми качествами и компетенциями.
Все имеющиеся теоретические взгляды правоведов относительно сущности государственной кадровой политики возможно разделить на три основных позиции:
1. кадровая политика понимается как процесс управления, характеризующийся как социальный, осуществляемый в государственных органах с целью решения задач в сфере государственного управления;
2. кадровая политика характеризуется в качестве деятельности по управлению персоналом, сущность которой состоит в подборе и использовании таких категорий государственных служащих, как специалисты, технический персонал и руководители, которые осуществляют деятельность в управленческой сфере;
3. кадровая политика обозначена как деятельность, связанная с подбором и использованием имеющихся профессиональных навыков и знаний, принадлежащих государственным гражданским служащим [8].
Обобщив имеющиеся подходы к пониманию кадровой политики, становится возможным выделить присущие ей основные элементы:
1. занятость: деятельность, касающаяся обеспечения кадрами, обладающих высоким уровнем знаний и навыков, а также создания условий для роста профессиональной деятельности;
2. оплата труда: разработка и создание формы оплаты труда, способов материальной поддержки государственных гражданских
служащих;
3. обучение: создание условий для карьерного роста и повышения профессиональных качеств и навыков гражданских служащих;
4. трудовые отношения: взаимные отношения между руководителем и служащими, касающиеся должностных вопросов и обязанностей [5].
Исходя из вышеобозначенного, следует вывод, что начальным элементом рассматриваемой политики выступает процесс распределения имеющихся трудовых ресурсов, которыми снабжаются органы государственной власти в определенном количестве, необходимом для ведения эффективной политики государства. Помимо этого, важнейшими инструментами развития обозначенного института являются регулярное повышение уровня знаний, квалификации и навыков.
На текущий момент в России существует острая необходимость наличия знаний и практики у служащих с целью качественного осуществления государственного управления. Для выполнения обозначенной выше цели необходимо регулярно повышать уровень квалификации работников, который будет соответствовать изменениям, происходящим в обществе, и развитию технологий и инноваций. Последние служат для качественного изменения способностей и навыков государственных служащих, которые способствуют решению актуальных профессиональных задач. В этой связи особенно возрастает роль повышения квалификации кадров. Оно обусловлено расширением некоторых должностей и обновлением всей действующей кадровой системы.
Наиболее приоритетным направлением развития государственной гражданской службы в современных условиях является цифровая трансформация исследуемой области государственного сектора.
Вопросы, касающиеся преобразования процесса управления персоналом, имеют комплексный и многоплановый характер. Большинство стран мира активно осуществляют политику внедрения инноваций в государственные процессы. В Российской Федерации разрабатываются нормативные акты, которые направлены на создания благоприятных условий для активного использования инновационных технологий. Разработка и осуществление последних осуществляются в сфере государственной гражданской службы на основании следующих основных принципов:
1. коренное и эффективное изменение системы управления;
2. увеличение оперативности решения существующих социальных и экономических проблем;
3. непрерывное внедрение инновационных технологий в сфере государственной гражданской службы [9].
Президентом России еще в 2018 году Указом № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» была обозначена необходимость оперативного внедрения новейших технологий в экономику страны [2]. В соответствии с обозначенным выше документом был разработан Федеральный проект, ставший основой развития образовательной деятельности государственных служащих. Им является государственная программа, именуемая «Кадры для цифровой экономики» на 2018-2024 годы [3].
Создание указанного выше проекта соответствует целям, поставленным главой российского государства. К последним следует отнести: развитие человеческого потенциала; создание информационного пространства, содержащего достоверные сведения; использование дистанционных технологий в образовании; разработку электронных технологий для взаимодействия между гражданами и государством [2].
Рассматриваемый проект был создан для осуществления трех основных направлений: пополнения цифровой экономики высококвалифицированными кадрами; поддержки талантливой молодежи в области математики и информационных технологий; приобщения граждан к активному освоению цифровой экономики.
Рассуждая о трансформации, которая происходит в кадровой сфере, следует отметить, что документ предусматривает изменение системы труда, а именно: переквалификацию государственных служащих, обеспечения органы государственной власти современной высококвалифицированной рабочей силой. Такое преобразование обусловлено тем, что в настоящее время большое значение приобретает объективная оценка умений будущих специалистов, а не наличие соответствующего диплома.
Индивидуальные траектории развития будут сопутствовать государственному гражданскому служащему на протяжении всей карьеры, а не только при поступлении на службу [7]. Федеральный проект подразумевает создание технологии, позволяющей формировать представление о соответствии служащего современным компетенциям и объединять имеющуюся информацию в резюме с подтверждением от прежних работодателей. Подобный подход облегчит процедуру найма служащих.
Открытость и прозрачность требований к сотрудникам, предусмотренная рассматриваемым актом, позволит сформировать представление о необходимой образовательной траектории и переобучении служащих. Помимо этого, положительным фактором является то, что отпадет необходимость сбора рекомендательных писем для того, чтобы подтвердить имеющийся опыт работы.
Старт процесса цифровой трансформации потребует переподготовки уже работающих государственных гражданских служащих. Закрепляется, что коренное преобразование государственного и муниципального управления будет возможно в том случае, если руководители и иные специалисты будут иметь представление о современных цифровых технологиях и соответствующие навыки и компетенции [7]. Проектом предусмотрено, что станет возможным обучение более одного миллиона граждан, в числе которых и руководители органов государственной власти. Отмечено, что основной силой в происходящей трансформации должны стать специалисты по работе с данными.
Осуществление на практике рассматриваемого проекта позволит предоставить необходимые условия для подготовки высококвалифи-
ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2022. № 1(205)
цированных кадров и перехода Российской Федерации к инновационному устройству.
Помимо вышеобозначенного нормативного акта, с целью апробации новых методов организации государственной гражданской службы, на основе Указа Президента от 31 августа 2020 года № 536, был закреплен порядок проведения экспериментов, которые направлены на цифровое развитие обозначенной отрасли [4]. Для того, чтобы иметь наиболее точное представление о том, как реализовать указанный выше нормативный акт, Министерством труда и социальной защиты России были разработаны соответствующие методические рекомендации. Последние закрепили осуществление экспериментов в нескольких государственных органах, что способствует улучшению функционирования гражданской службы и ее оптимизации.
Осуществление экспериментов на практике уже началось. В период с 18 мая по 13 августа 2021 года последние проводились сразу в нескольких государственных органах: Министерстве труда и социальной защиты, Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения, Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, Министерстве энергетики.
Следует отметить, что проведенный эксперимент достиг основных задач, предусмотренных нормативно-правовыми актами в этой области. В процессе его осуществления проводилось соответствие уровня профессионализма претендентов на должности государственной гражданской службы и включения их в кадровый резерв. Данное действие производилось не только на конкурсной основе, но и на те должности, конкурс на которые не предполагается.
В ходе эксперимента применен новый подход, который позволяет оценить профессиональный уровень будущего служащего при помощи современных информационных технологий.
Для того, чтобы оценить имеющиеся навыки и знания, участники эксперимента использовали следующие приемы:
1. производили тестирование, направленное на оценку базовых требований к должности;
2. осуществляли тестирование, которое предусматривало оценку требований для конкретной профессиональной отрасли гражданской службы;
3. применяли метод анкетирования;
4. осуществляли собеседования;
5. решали практические задачи - кейсы [10].
Следует отметить, что помимо профессиональных качеств и соответствия им, оценке подлежали личностные качества каждого из претендентов. Все тесты, используемые в качестве проверки необходимых требований к кандидату, проводились в электронном виде с использованием личного кабинета будущего гражданского служащего и автоматическим определением результата.
В результате применения новых приемов и способов, направленных на оценку претендентов, эксперименты показали следующее:
1. Подтверждена возможность применения указанной процедуры для осуществления внеконкурсной процедуры на должность государственной гражданской службы.
2. Установлена эффективность применения тестирования для того, чтобы выявить наличие базовой квалификации претендента. К последней относятся уровень владения русским языком, знание основ российского законодательства, особенно конституционных норм и законов, регламентирующих гражданскую службу, а также умение оперативного применения информационных технологий.
Таким образом, цель проведенного эксперимента была достигнута. Последняя заключалась в попытке применения новых методов оценки профессионального уровня каждого претендента, которые не зависят от способа поступления на государственную гражданскую службу и основаны на использовании цифровых технологий и единой информационной системе.
Следует также подчеркнуть, что сфера государственной гражданской службы была одной из первых, где были опробованы цифровые методы оценки квалификации и компетенций претендентов. Положительный результат осуществления эксперимента свидетельствует о том, что подобный подход возможно применять и к муниципальным служащим.
Таким образом, подводя итог исследованию влияния цифровой трансформации на кадровое обеспечение государственной гражданской службы, следует отметить, что становление обозначенного вида государственной службы способствовало повышению эффективности кадровой работы. В течение нескольких лет нарабатывался не только отечественный, но и зарубежный опыт применения цифровых технологий. Были реализованы проекты по применению информационных кадровых технологий в государственных органах России. Благодаря имеющемуся практическому опыту стало возможным минимизировать риски в сфере управления, избежав ошибок в принятии кадровых решений и финансовых вливаний. Некоторые кадровые технологии, применяемые исходя из опыта коммерческих предприятий, успешно реализованы в органах государственного управления.
Среди имеющихся в настоящее время цифровых технологий особое место занимают методы и способы оценки квалификационных требований к кандидатам на должности гражданской службы, оценка соответствия служащих закрепленным в законе требованиям, а также оценка результатов и обработка вышеуказанной информации.
В настоящее время Российская Федерация активно применяет цифровые технологии посредством проведения соответствующих экспериментов. Накопленный опыт позволяет отметить, что для проведения кадровой цифровизации должна иметь место серьезная методическая работа.
Безусловно, осуществление проанализированных нормативных документов на практике сталкивается с некоторыми проблемами, что свидетельствует о необходимости дальнейшей активной законотворческой работы. Несмотря на это, следует отметить устойчивое и планомерное внед-
рение цифровых технологий в государственные процессы, что подтверждает правильный курс, намеченный главой российского государства.
Библиогра фия:
1. О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ (с изменениями и дополнениями // КонсультантПлюс: справочно-правовая система [Офиц. сайт]. URL: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_4S601/ (дата обращения: 08.01.2022).
2. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (с изменениями и дополнениями) // КонсультантПлюс: справочно-правовая система [Офиц. сайт]. URL: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_297432/ (дата обращения: 08.01.2022).
3. Паспорт федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» (утв. президиумом Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности, протокол от 28.05.2019 № 9) // Консультант-Плюс: справочно-правовая система [Офиц. сайт]. URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_32S933/ (дата обращения: 08.01.2022).
4. Указ Президента РФ от 31 августа 2020 г. № 536 «Об утверждении Положения о порядке организации экспериментов, направленных на развитие федеральной государственной гражданской службы» // КонсультантПлюс: справочно-правовая система [Офиц. сайт]. URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_361000/ (дата обращения: 08.01.2022).
б. Бондаренко В.В., Юдина В.А. Моделирование индивидуального трекинга карьеры государственных гражданских служащих в условиях цифровой экономики // Государственная служба. 2019. №2 (118). С. 1-4.
6. Гужина Г.Н., Назаршоев Н.М. Внедрения цифровой экономики в российское общество: кадровые аспекты // Инновации и инвестиции. 2019. №2. С. 12-17.
7. Каллагов Т.Э. Организационно-правовые основы формирования кадрового резерва на муниципальной службе российской федерации // Вестник Московского университета МВД России. 2021. №4. С. 6-12.
5. Пронина К.Ю. Кадровая политика государства в сфере снижения уровня правового нигилизма государственных служащих // Актуальные проблемы государства и права. 2021. №20. С. 32-35.
9. Романов В.В. Цифровая модернизация государственной службы российской федерации // Новые импульсы развития: вопросы научных исследований. 2020. №1-2. С. 4-9.
10. Сушкова И. В., Гаркавцева А. С. Цифровые компетенции государственных гражданских служащих российской федерации: современное состояние и направления развития // РСЭУ. 2021. №2 (53). С. 11-17.
References (transliterated):
1. O gosudarstvennoj grazhdanskoj sluzhbe Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon ot 27 iyulya 2004 goda № 79-FZ (s izmeneniyami i dopolneniyami // Konsul'tantPlyus: spravochno-pravovaya sistema [Ofic. sajt]. URL: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_4S601/ (data obrashcheniya: 0S.01.2022).
2. Ukaz Prezidenta RF ot 7 maya 2018 g. № 204 «O nacional'nyh celyah i strategicheskih zadachah razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2024 goda» (s izmeneniyami i dopolneniyami) // Konsul'tantPlyus: spravochno-pravovaya sistema [Ofic. sajt]. URL: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_297432/ (data obrashcheniya: 0S.01.2022).
3. Pasport federal'nogo proekta «Kadry dlya cifrovoj ekonomiki» (utv. prezidiumom Pravitel'stvennoj komissii po cifrovomu razvitiyu, ispol'zo-vaniyu infor-macionnyh tekhnologij dlya uluchsheniya kachestva zhizni i uslovij vedeniya predprinimatel'skoj deyatel'nosti, protokol ot 2S.05.2019 № 9) // Konsul'tant-Plyus: spravochno-pravovaya sistema [Ofic. sajt]. URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_32S933/ (data obrashcheniya: 0S.01.2022).
4. Ukaz Prezidenta RF ot 31 avgusta 2020 g. № 536 «Ob utverzhdenii Polozheniya o poryadke organizacii eksperimentov, napravlennyh na razvitie fe-deral'noj gosudarstvennoj grazhdanskoj sluzhby» // Konsul'tantPlyus: spravochno-pravovaya sistema [Ofic. sajt]. URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_361000/ (data obrashcheniya: 0S.01.2022).
6. Bondarenko V.V., YUdina V.A. Modelirovanie individual'nogo trekinga kar'ery gosudarstvennyh grazhdanskih sluzhashchih v usloviyah cifrovoj ekonomiki // Gosudarstvennaya sluzhba. 2019. №2 (118). S. 1-4.
6. Guzhina G.N., Nazarshoev N.M. Vnedreniya cifrovoj ekonomiki v rossijskoe obshchestvo: kadrovye aspekty // Innovacii i investi cii. 2019. №2. S. 12-17.
7. Kallagov T.E. Organizacionno-pravovye osnovy formirovaniya kadrovogo rezerva na municipal'noj sluzhbe rossijskoj federacii // Vestnik Mos-kovskogo universiteta MVD Rossii. 2021. №4. S. 6-12.
5. Pronina K.YU. Kadrovaya politika gosudarstva v sfere snizheniya urovnya pravovogo nigilizma gosudarstvennyh sluzhashchih // Aktual'nye problemy gosu-darstva i prava. 2021. №20. S. 32-35.
9. Romanov V.V. Cifrovaya modernizaciya gosudarstvennoj sluzhby rossijskoj federacii // Novye impul'sy razvitiya: voprosy nauchnyh issledovanij. 2020.
№1-2. S. 4-9.
10. Sushkova I. V., Garkavceva A. S. Cifrovye kompetencii gosudarstvennyh grazhdanskih sluzhashchih rossijskoj federacii: sovremennoe sostoyanie i napravleniya razvitiya // RSEU. 2021. №2 (53). S. 11-17.