14. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 24.06.2020 N 915 (red. ot 17.02.2022) «Ob osobennostyah predostavleniya v 2020 - 2022 godah subsidij yuridicheskim licam (za isklyucheniem subsidij gosudarstvennym (municipal'nym) uchrezhdeniyam) i individual'nym predprinimatelyam, vedushchim deyatel'nost' v otraslyah rossijskoj ekonomiki, v naibol'shej stepeni postradavshih v usloviyah uhudsheniya situacii v rezul'tate rasprostraneniya novoj koronavirusnoj infekcii» // Konsul'tantPlyus.
15. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 24.04.2020 N 576 (red. ot 20.06.2020) «Ob utverzhdenii Pravil predostavleniya v 2020 godu iz federal'nogo byudzheta subsidij sub"ektam malogo i srednego predprinimatel'stva, vedushchim deyatel'nost' v otraslyah Rossijskoj ekonomiki, v naibol'shej stepeni postradavshih v usloviyah uhudsheniya situacii v rezul'tate rasprostraneniya novoj koronavirusnoj infekcii» // Konsul'tantPlyus.
16. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 29.05.2020 N 783 «Ob utverzhdenii Pravil predostavleniya v 2020 godu iz federal'nogo byudzheta subsidij fizicheskim licam, v tom chisle individual'nym predprinimatelyam, primenyavshim v 2019 godu special'nyj nalogovyj rezhim "Nalog na professional'nyj dohod", v usloviyah uhudsheniya situacii v rezul'tate rasprostraneniya novoj koronavirusnoj infekcii» // Konsul'tantPlyus.
БОЧАРОВА НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА - старший преподаватель юридического факультета Южного федерального университета (nbocharova@sfedu.ru).
МУСТАФАЕВ РУСЛАН АЛМУСТАФАЕВИЧ - студент юридического факультета Южного федерального университета. BOCHAROVA, NATALIA N. - Senior Lecturer, Faculty of Law, Southern Federal University (nbocharova@sfedu.ru). MUSTAFAEV, RUSLAN A. - student of the Faculty of Law, Southern Federal University (rmustafaev@sfedu.ru).
УДК 342.723 DOI: 10.24412/2411-2275-2022-4-86-89
ХАКИМОВА Ж.А., ВАСИЛЬЕВА А.А. ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ: ВЫЗОВЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ
Ключевые слова: цифровое право, цифровые права, конституционное право на образование, единое образовательное пространство.
В статье рассматривается реализация конституционного права на образование через призму цифровизации права. Актуальность темы исследования предопределена существенными изменениями как в характере правовых отношений, так и образовательных. Данные изменения стали следствием многих факторов современности. Юридическая наука неожиданно для себя открыла термин «цифровые права», которые активно внедряются в ее систему. Придя к выводу, что цифровые права конкретизируют основные конституционные права человека и гражданина, мы решили рассмотреть некоторые из них через цифровую интерпретацию. В частности, остановились на конституционном праве на образование. Развитие образовательных технологий, создание электронных библиотечных систем, а также активное использование информационно-коммуникационной сети Интернет в учебном процессе расширяет возможности по реализации права на образование, делает его доступным независимо от места жительства и материального положения обучающихся. Цифровая форма реализации этого права вскрыла наличие существенных проблем как в правовом, так и в административном плане.
KHAKIMOVA, Z.A., VASILYEVA, A.A.
THE RIGHT TO EDUCATION: CHALLENGES OF DIGITALIZATION
Key words: digital law, digital rights, constitutional right to education, unified educational space.
The article examines the implementation of the constitutional right to education through the prism of the digitalization of law. The relevance of the research topic is predetermined by significant changes in both the nature of legal relations and educational ones. These changes were the result of many modern factors. Legal science unexpectedly discovered the term "digital rights", which are being actively introduced into its system. Having come to the conclusion that digital rights concretize the basic constitutional rights of man and citizen, we decided to consider some of them through digital interpretation. In particular, they focused on the constitutional right to education. The development of educational technologies, the creation of electronic library systems, as well as the active use of the Internet information and communication network in the educational process expands opportunities for the realization of the right to education, makes it accessible regardless of the place of residence and financial situation of students. The digital form of realization of this right has revealed the existence of significant problems both in legal and administrative terms.
В последнее время тема цифровизации коснулась практически всех сфер человеческой жизнедеятельности. Исключением не стала и правовая сфера. В современной юридической науке достаточно часто можно встретить использование термина «цифровое право». Термин относительно новый, поскольку представляет собой совокупность правовых норм, регламентирующих относительно новые правоотношения в сфере информационных технологий. В науке конституционного права не сложилось единого подхода к пониманию природы данного правового явления. Одни авторы убеждены, что использование данного термина не вполне оправданно в силу его недостаточной научной обоснованности. Другие ученые - представители так называемого «реального подхода» - утверждают, что ныне существующие нормы вполне могут распространяться на отношения, возникающие в информационной среде. И третья позиция - представителей «киберподхода», под «цифровым правом» понимающих совокупность относительно новых норм, регулирующих принципиально новые общественные отношения [1].
Сложность и разноплановость данных правоотношений предполагают сложность и разноплановость прав и свобод, возникающих у субъектов указанных правоотношений. Теория «цифровых прав» в последнее время очень часто находит своё отражение в трудах ученых и представителей науки конституционного права. Так, например, по мнению председателя Конституционного Суда РФ В.Д. Зорькина, цифровые права человека рождаются в процессе конкретизации как на уровне правотворчества, так и на уровне правоприменения универсальных
прав человека в сфере цифрового и виртуального пространства [2]. Профессор П.П. Баранов в своих трудах отмечает, что цифровые права - это права, конкретизирующие основные права и свободы в цифровом виртуальном пространстве [3]. Несколько иная позиция относительно природы термина «цифровых прав» заложена в так называемом Законе о цифровых правах (Федеральном законе от 18 марта 2019 г. №34-Ф3 «О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации»), где «под цифровыми правами признаются названные в таком качестве в законе обязательственные и иные права, содержание и условия осуществления которых определяются в соответствии с правилами информационной системы, отвечающей установленным законом признакам» [4]. Данное определение несколько разнится с классическим конституционным подходом к пониманию прав. Однако следует отметить, что оно учитывает современный и динамичный характер общественных отношений, возникающих в данной сфере.
На наш взгляд, цифровые права человека - это не новые права, а новая форма и новое содержание конституционных прав в сфере информационных технологий. В данном случае необходимо уделять особое внимание механизму реализации и обеспечения прав человека с учётом их новой формы в период динамичного развития цифрового пространства.
На сегодняшний день представляется трудным прийти к единой классификации цифровых прав. Рассматривая цифровые права как конкретизирующие основные конституционные права человека и гражданина, становится очевидно, что они будут иметь своё собственное цифровое содержание. Определив цифровое содержание некоторых конституционных прав и свобод человека и гражданина, следует уделить особое внимание способам их реализации и защиты в связи с появлением нового механизма их обеспечения, а также новых возможностей их нарушения.
В рамках данной статьи хотелось бы остановиться на конституционном праве на образование в цифровой форме и содержании. В 273-ФЗ Законе об образовании в Российской Федерации понятие, связанное с цифровизацией, встречается лишь в статье 18 в связи с электронными (цифровыми) библиотеками. Далее по тексту используются понятия, образованные от слова «электронный» (электронное обучение, электронные образовательные ресурсы, электронные документы), что, в свою очередь, не тождественно термину «цифровой» [5]. Гарантией реализации конституционного права на образование в своём цифровом воплощении будет выступать создание стабильной цифровой образовательной среды. Думается, что Федеральный закон №273-ФЗ должен определять общее понятие и содержание цифровой образовательной среды, которое будет единым для всех организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Это необходимо в первую очередь для того, чтобы выработать единые требования к её созданию, поскольку это вторит конституционному принципу создания единого образовательного пространства, во-вторых, необходимо выработать единые требования к её наполнению, содержанию, а также использованию новых способов и средств обучения и воспитания.
Термин «цифровая образовательная среда» нашёл своё отражение в Постановлении Правительства РФ от 7 декабря 2020 г. N 2040 «О проведении эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды», где он определяется как «совокупность условий для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий с учётом функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные и образовательные ресурсы и сервисы, цифровой образовательный контент, информационные и телекоммуникационные технологии, технологические средства и обеспечивающей освоение учащимися образовательных программ в полном объеме независимо от места их проживания» [6].
Нельзя не отметить и изменения в правовом статусе участников образовательных отношений. Это выражается, прежде всего, в том, что:
- для совершения юридически значимых действий субъектам образовательных отношений необходимо только «удалённое участие»;
- характер отношений в части оказания образовательных услуг больше смещается в сторону гражданско-правового;
- меняется объём обязанностей, в частности педагогических работников, при использовании цифровых способов и средств организации образовательного процесса.
- появляются новые участники отношений в сфере образования - участники цифровой образовательной среды - поставщики и потребители цифрового образовательного контента, которые были введены Приказом Министерства Просвещения России от 2 декабря 2019 г. N 649 «Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды» [7].
Помимо этого, данный Приказ указывает, что цифровая образовательная среда должна включать данные её участников, в том числе участников отношений в сфере образования. И здесь встаёт вопрос о проблеме информационной безопасности данных участников как участников образовательных отношений, так и участников отношений в сфере образования. Информация подобного рода подпадает под режим информации о защите персональных данных, однако данного положения или оговорки в указанном Приказе не имеется. Если цифровая образовательная среда содержит в цифровой форме данные о субъектах образовательных правоотношений, это предполагает всестороннюю защиту их прав в условиях цифрового образовательного пространства.
В заключение хотелось бы отметить следующее. Современные реалии придали новый импульс развитию цифровой среды в мире. История с пандемией заставила образовательный процесс во всём мире экстренно перестраиваться на новые рельсы цифрового пути, к чему образовательные и правовые системы по всему миру оказались попросту не готовы. Сбои в системе образования коснулись практически всех государств на планете на разных материках. Прежде всего, это связано с тем, что меры, которые вводились на период всеобщей изоляции в целях предотвращения распространения вируса, ограничивали права и свободы, в том числе право на образование. Согласно данным ЮНЕСКО, серьезное количество школ были закрыты в различных странах, это затронуло где-то половину учащихся на планете [8]. Подобные ограничительные меры позволяли бороться с распространением коронавируса, однако представлялось достаточно трудным удерживать данные меры длительный период времени. Создание электронных форм получение образования стало приоритетным направлением внутренней политики в правительствах многих государств. К примеру, в Италии, около 85 миллионов евро были инвестированы в закупку необходимого оборудования в целях предоставления доступа к дистанционным технологиям для школьного обучения [9].
Зачастую конституционное право на образование в своем цифровом воплощении сводится к следующим правомочиям закреплённых статьёй 16 273-ФЗ это - применение электронного обучения и реализации образовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий. Однако этот подход кажется достаточно узким, поскольку развитие цифровой среды в образовании необходимо начинать с создания как нормативных, так и организационно-управленческих условий. Для начала необходимо закрепить основные образовательные и педагогические категории, наполненные «цифровым содержанием» на законодательном уровне, а не на подзаконном. Создание единой цифровой образовательной среды должно преследовать соблюдение интересов всех участников образовательных отношений, обеспечивать информационную безопасность их данных, а также создавать иные условия для комфортного получения образования для всех желающих.
Литература и источники:
1. Рожкова М.А. Является ли цифровое право отраслью права и ожидать ли появления Цифрового Кодекса? // Электронный ресурс. URL: https://rozhkova.com/pdf/2020-4.pdf (дата обращения: 10.12.2022)
2. Зорькин В.Д. Право в цифровом мире. // Российская газета. 2018 год. 30 мая.
3. Баранов П.П. Правовое регулирование робототехники и искусственного интеллекта в России: некоторые подходы к решению проблемы. // Северо-Кавказский юридический вестник. 2018. №1. С. 39-45.
4. Федеральный закон от 18.03.2019 N 34-ФЗ «О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» // Консультант Плюс: справочно-правовая система. [Офиц. сайт]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_320398/3d0cac60971a511280cbba229d9b6329c07731f7/ (дата обращения: 11.12.2022)
5. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ // Консультант Плюс: справочно-правовая система. [Офиц. сайт]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/9ab9b85e5291f25d6986b5301ab79c23f0055ca4/ (дата обращения: 11.12.2022).
6. Постановление Правительства РФ от 7 декабря 2020 г. № 2040 "О проведении эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды" // Гарант: справочно-правовая система. [Офиц.сайт]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74922819/ (дата обращения: 10.12.2022)
7. Приказ Министерства просвещения РФ от 2 декабря 2019 г. N 649 «Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды» // Гарант: справочно-правовая система. [Офиц.сайт]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73235976/ (дата обращения: 10.12.2022)
8. ЮНЕСКО «Меры реагирования ЮНЕСКО в области образования в ответ на COVID-19», 25 марта 2020 // [Электронный ресурс] URL: http://ru.unesco.kz/unesco-s-education-measures-in-response-to-covid-19 (дата обращения: 14.12.2022)
9. ЮНЕСКО «Global Education Coalition» Members» // [Электронный ресурс] URL: https://globaleducationcoalition.unesco.org/members (дата обращения: 14.12.2022)
References and Sources
1. Rozhkova M.A. Yavlyaetsya li cifrovoe pravo otrasl'yu prava i ozhidat' li poyavleniya Cifrovogo Kodeksa? // Elektronnyj resurs. URL: https://rozhkova.com/pdf/2020-4.pdf (data obrashcheniya: 10.12.2022)
2. Zor'kin V.D. Pravo v cifrovom mire. // Rossijskaya gazeta. 2018 god. 30 maya.
3. Baranov P.P. Pravovoe regulirovanie robototekhniki i iskusstvennogo intellekta v Rossii: nekotorye podhody k resheniyu problemy. // Severo-Kavkazskij yuridicheskij vestnik. 2018. №1. S. 39-45.
4. Federal'nyj zakon ot 18.03.2019 N 34-FZ «O vnesenii izmenenij v chasti pervuyu, vtoruyu i stat'yu 1124 chasti tret'ej Grazhdanskogo kodeksa Rossijskoj Federacii» // Konsul'tant Plyus: spravochno-pravovaya sistema. [Ofic. sajt]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_320398/3d0cac60971a511280cbba229d9b6329c07731f7/ (data obrashcheniya: 11.12.2022)
5. Federal'nyj zakon «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» ot 29.12.2012 N 273-FZ // Konsul'tant Plyus: spravochno-pravovaya sistema. [Ofic. sajt]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/9ab9b85e5291f25d6986b5301ab79c23f0055ca4/ (data obrashcheniya: 11.12.2022).
6. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 7 dekabrya 2020 g. N° 2040 "O provedenii eksperimenta po vnedreniyu cifrovoj obrazovatel'noj sredy" // Garant: spravochno-pravovaya sistema. [Ofic.sajt]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74922819/ (data obrashcheniya: 10.12.2022)
7. Prikaz Ministerstva prosveshcheniya RF ot 2 dekabrya 2019 g. N 649 «Ob utverzhdenii Celevoj modeli cifrovoj obrazovatel'noj sredy» // Garant: spravochno-pravovaya sistema. [Ofic.sajt]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73235976/ (data obrashcheniya: 10.12.2022)
8. YUNESKO «Mery reagirovaniya YUNESKO v oblasti obrazovaniya v otvet na COVID-19», 25 marta 2020 // [Elektronnyj resurs] URL: http://ru.unesco.kz/unesco-s-education-measures-in-response-to-covid-19 (data obrashcheniya: 14.12.2022)
9. YUNESKO «Global Education Coalition» Members» // [Elektronnyj resurs] URL: https://globaleducationcoalition.unesco.org/members (data obrashcheniya: 14.12.2022)
ХАКИМОВА ЖАННА АЛЕКСАНДРОВНА - старший преподаватель, кафедра конституционного, административного и муниципального права, Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова (zhanvas@yandex.ru). ВАСИЛЬЕВА АЛИНА АЛЕКСАНДРОВНА - магистрант юридического факультета, Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова (alinavas-30@yandex.ru).
KHAKIMOVA, ZHANNA A. - Senior Lecturer, Department of Constitutional, Administrative and Municipal Law, Buryat State University named after Dorzhi Banzarov (zhanvas@yandex.ru).
VASILIEVA, ALINA A. - undergraduate of the Faculty of Law, Buryat State University named after Dorzhi Banzarov (alinavas-30@yandex.ru).
УГОЛОВНОЕ ПРАВО, УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС
УДК 343.214 DOI: 10.24412/2411-2275-2022-4-89-95
ВИСКОВ Н.В., ПОНОМАРЕВ В.Г., РОЖНОВ А.П. НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ВЛИЯНИЯ СПОСОБА СОВЕРШЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯ НА УГОЛОВНО-ПРАВОВУЮ ОЦЕНКУ ПРЕСТУПНОГО ДЕЯНИЯ
Ключевые слова: способ совершения преступления, состав преступления, составное преступление, интегративный состав преступления, насилие, конкуренция правовых норм
В статье затронуты вопросы квалификации преступлений, при совершении которых четко проявляется способ действия преступника, как один из признаков их состава. В зависимости от того, является ли способ совершения преступления криминальным, авторами предлагается соответствующая классификация преступлений, в рамках которой выделяются: преступления, совершаемые способом, не являющимся преступным; преступления, способ совершения которых образует самостоятельное преступление; преступления, способ совершения которых определен общо и поэтому (в зависимости от конкретной ситуации) может быть преступным и непреступным. На основе положений науки уголовного права авторами формулируются правила квалификации таких преступлений.
VISKOV, N.V., PONOMAREV, V.G., ROZHNOV, A.P. THE QUESTIONS OF THE INFLUENCE OF THE METHOD OF COMMITTING A CRIME ON THE CRIMINAL LEGAL
ASSESSMENT OF A CRIMINAL ACT
Key words: method of committing a crime, composition of a crime, composite crime, integrative composition of a crime, violence, competition of legal norms
The article touches upon the issues of the qualification of crimes, in the commission of which the criminal's mode of action is clearly manifested as one of the signs of their composition. Depending on whether the method of committing a crime is criminal, the authors propose an appropriate classification of crimes, within which the following are distinguished: crimes committed in a way that is not criminal; crimes which method of commission forms an independent crime; crimes which method of commission is generally defined and therefore (depending on the specific situation) may be criminal and uncriminal. Based on the provisions of the science of criminal law, the authors formulate rules for the qualification of such crimes.