Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ'

ВОПРОСЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
117
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / КОРРУПЦИОННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Смирнова И. В.

Антикоррупционная политика государства направлена на разработку и реализацию комплекса разносторонних и последовательных мер в рамках принятых основ конституционного строя с целью минимизации причин и условий, порождающих коррупцию в различных сферах государственной и общественной жизни. Актуальность исследования обусловлена остротой проблемы распространения коррупции в Российской Федерации, что находит отражение в показателях роста преступлений коррупционной направленности. Цель исследования состоит в постановке проблемы роста коррупционных преступлений и выработке мер государственного управления антикоррупционной деятельностью. В исследовании использовался метод анализа состояния коррупционной преступности на основе статистических данных Министерства Внутренних дел Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебной статистики. Результатом исследования выступают выявленные негативные последствия и причины коррупции, а также предложенные инструменты государственного управления в борьбе с коррупцией, наиболее эффективными из которых выступают информационные технологии. В связи с развитием цифровых технологий и их влияния на экономику, образование, здравоохранение и другие сферы государственной и общественной жизни произошло внедрение данных инноваций и в правовую систему, а именно во все структурные элементы, в том числе в механизм борьбы с таким явлением как коррупционная преступность. Информационные технологии предназначены для снижения трудоемкости процессов использования информационных ресурсов. Внедрение цифровых технологий позволит повысить уровень информированности граждан о правилах и процедурах; публиковать данные о фактах коррупции, с целью сдерживания сотрудников от коррупции, а также формировать взгляды граждан в отношении коррупции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUES OF PUBLIC ADMINISTRATION OF ANTI-CORRUPTION ACTIVITIES

The anti-corruption policy of the state is aimed at developing and implementing a set of versatile and consistent measures within the framework of the adopted foundations of the constitutional system in order to minimize the causes and conditions that give rise to corruption in various spheres of state and public life. The relevance of the study is due to the acuteness of the problem of the spread of corruption in the Russian Federation, which is reflected in the indicators of the growth of corruption-related crimes. The purpose of the study is to pose the problem of the growth of corruption crimes and the development of measures for state management of anti-corruption activities. The study used the method of analyzing the state of corruption crime on the basis of statistical data from the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, the General Prosecutor's Office of the Russian Federation, and judicial statistics. The result of the study is the identified negative consequences and causes of corruption, as well as the proposed tools of public administration in the fight against corruption, the most effective of which are information technologies. In connection with the development of digital technologies and their impact on the economy, education, healthcare and other spheres of state and public life, these innovations were introduced into the legal system, namely into all structural elements, including the mechanism for combating such a phenomenon as corruption crime. Information technologies are designed to reduce the complexity of the processes of using information resources. The introduction of digital technologies will increase the level of awareness of citizens about the rules and procedures; publish data on the facts of corruption, in order to restrain employees from corruption, as well as to form the views of citizens regarding corruption.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ»

УДК 338.23

DOI: 10.17586/2310-1172-2022-15-4-118-128 Научная статья

Вопросы государственного управления антикоррупционной деятельностью

Д-р экон. наук Смирнова И.В. Smimovaiv23@yandex.ru Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России 196105, Россия, Санкт-Петербург, Московский пр., 149

Антикоррупционная политика государства направлена на разработку и реализацию комплекса разносторонних и последовательных мер в рамках принятых основ конституционного строя с целью минимизации причин и условий, порождающих коррупцию в различных сферах государственной и общественной жизни. Актуальность исследования обусловлена остротой проблемы распространения коррупции в Российской Федерации, что находит отражение в показателях роста преступлений коррупционной направленности. Цель исследования состоит в постановке проблемы роста коррупционных преступлений и выработке мер государственного управления антикоррупционной деятельностью. В исследовании использовался метод анализа состояния коррупционной преступности на основе статистических данных Министерства Внутренних дел Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебной статистики. Результатом исследования выступают выявленные негативные последствия и причины коррупции, а также предложенные инструменты государственного управления в борьбе с коррупцией, наиболее эффективными из которых выступают информационные технологии. В связи с развитием цифровых технологий и их влияния на экономику, образование, здравоохранение и другие сферы государственной и общественной жизни произошло внедрение данных инноваций и в правовую систему, а именно во все структурные элементы, в том числе в механизм борьбы с таким явлением как коррупционная преступность. Информационные технологии предназначены для снижения трудоемкости процессов использования информационных ресурсов. Внедрение цифровых технологий позволит повысить уровень информированности граждан о правилах и процедурах; публиковать данные о фактах коррупции, с целью сдерживания сотрудников от коррупции, а также формировать взгляды граждан в отношении коррупции.

Ключевые слова: коррупция, коррупционная преступность, государственное управление, антикоррупционная деятельность.

Scientific article

D.Sc. Smirnova I.V. Smirnovaiv23@yandex.ru St. Petersburg University of the State Border Service of the Ministry of Emergency Situations of Russia

196105, Russia, St. Petersburg, Moskovsky Ave., 149

The anti-corruption policy of the state is aimed at developing and implementing a set of versatile and consistent measures within the framework of the adopted foundations of the constitutional system in order to minimize the causes and conditions that give rise to corruption in various spheres of state and public life. The relevance of the study is due to the acuteness of the problem of the spread of corruption in the Russian Federation, which is reflected in the indicators of the growth of corruption-related crimes. The purpose of the study is to pose the problem of the growth of corruption crimes and the development of measures for state management of anti-corruption activities. The study used the method of analyzing the state of corruption crime on the basis of statistical data from the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, the General Prosecutor's Office of the Russian Federation, and judicial statistics. The result of the study is the identified negative consequences and causes of corruption, as well as the proposed tools of public administration in the fight against corruption, the most effective of which are information technologies. In

Issues of public administration of anti-corruption activities

connection with the development of digital technologies and their impact on the economy, education, healthcare and other spheres of state and public life, these innovations were introduced into the legal system, namely into all structural elements, including the mechanism for combating such a phenomenon as corruption crime. Information technologies are designed to reduce the complexity of the processes of using information resources. The introduction of digital technologies will increase the level of awareness of citizens about the rules and procedures; publish data on the facts of corruption, in order to restrain employees from corruption, as well as to form the views of citizens regarding corruption.

Keywords: corruption, corruption crime, public administration, anti-corruption activities.

Введение

Ккоррупция является одним из наиболее существенных негативных факторов, оказывающих влияние на состояние национальной безопасности Российской Федерации. Понятие коррупции закреплено в ст. 1 Федерального закона «О противодействии коррупции» [6]. Борьба с коррупцией стала одной из основных государственных задач.

Анализ состояния и меры государственного управления, антикоррупционной деятельностью

Ссегодня, несмотря на принимаемые государством меры, коррупция в России имеет большие масштабы, и количество коррупционных преступлений продолжает неуклонно расти [8] (рис. 1, табл. 1).

2017

2018 109,

2019

2020

2021 117,

ВСЕГО ВЫЯВЛЕНО

СЛЕДСТВИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО

Рис. 1. Выявлено преступлений экономической направленности (тыс.) [1, 2]

Таблица 1

Преступления экономической направленности [1, 2]

Выявлено преступлений в 2021 г.

Всего +,- в %

ВСЕГО 117707 11,6

коррупционной направленности 35051 13,8

совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий или в сфере компьютерной информации 18256 7, 1

нарушение авторских и смежных прав 317 -25,1

против собственности 32627 3,9

в сфере экономической деятельности 40706 2,8

в том числе незаконное предпринимательство 332 4,7

изготовление, хранение, перевозка или сбыт поддельных денег или ценных бумаг 17055 -8,8

производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством РФ 89 30,9

легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления либо приобретенных другими лицами преступным путем 949 -0 ,1

против интересов службы в коммерческих и иных организациях 1807 0,7

из них коммерческий подкуп 1216 4,6

контрабанда ст. 226.1 УК РФ 484 20,1

против государственной власти, интересов госслужбы и службы в органах местного самоуправления 17361 17,5

в том числе связанные со взяточничеством 18591 24,6

из них получение взятки 5020 20,3

дача взятки 4499 23,3

посредничество во взяточничестве 2041 40,7

связанные с потребительским рынком 8085 0,2

финансово-кредитной системой 31435 0,4

внешнеэкономической деятельностью 908 -1,0

операциями с недвижимостью 6335 -11,7

В 2021 г. зарегистрировано свыше 35 тыс. преступлений коррупционной направленности. Это на 13,8 % больше, чем в 2020 году. Более половины из них составляют факты взяточничества (18,6 тыс.), число которых возросло на четверть. Еще около 12 тыс. приходится на другие должностные преступления, предусмотренные главой 30 Уголовного кодекса Российской Федерации. В каждом третьем случае размер взятки не превышал 10 тыс. рублей (+33,3 %, 7 тыс.) [3].

Рассмотрим количество зарегистрированных заявлений о преступлениях коррупционной направленности на рис. 2.

Из рис. 2, видно, что с 2017 по 2021 год наблюдается тенденция роста числа коррупционных преступлений. Всего рост составил 18,3 %. Процент предварительной раскрываемости преступлений коррупционной

направленности в 2017-2019 составлял 90 % и более, в 2020 году - 84 %, а в 2021 году - 86 %. Соответственно, видна и другая негативная тенденция - снижение раскрываемости преступлений коррупционной направленности.

40000 35000 30000 25000 20000 15000 10000 5000 0

35051

29634

30495 30991 30813

>7997 28175

0442

5906

2017

2018

2019

2020

2021

■ Общее число преступлений коррупционной напрвленности

■ Число раскрытых преступлений из общего числа

Рис. 2. Общее количество зарегистрированных заявлений преступлений коррупционной направленности

за 2017-2021 гг. [3]

Наибольшее количество преступлений коррупционной направленности было совершено в Центральном и Приволжском Федеральных округах (рис. 3).

Рис. 3. Удельный вес преступлений коррупционной направленности по Федеральным округам РФ в 2021 г., в %

[3]

Материальный ущерб от указанных преступлений отражен на рис. 4, 5.

Рис. 4. Сведения о размере материального ущерба, причиненного преступлениями коррупционной направленности, его возмещении и стоимости имущества, на которое наложен арест, тыс. руб. [3,7]

Далее рассмотрим динамику самых распространенных коррупционных преступлений, как дача и получение взятки (рис. 6, 7). Рисунок показал, что по двум рассматриваемым видам преступления, а именно, дача и получение взятки, наблюдается значительный рост, что является крайне негативным явлением. Количество случаев получения взятки выросло на 51,6 % за весь исследуемый период, а количество случаев дачи взяток возросло на 88,8 % за исследуемый период. Как видно из рисунка 5, размер материального ущерба с 2019 по 2021 год возрос в 4 раза. В общей сумме материального ущерба от всех видов преступлений, материальный ущерб от преступлений коррупционной направленности в 2020г. занимал - 13,9 %, а в 2021 году - 34,2 %. Такое явление крайне негативно и свидетельствует о неэффективности государственной антикоррупционной политики.

25 000 000 -

21 865 250

20 000 000 15 000 000 10 000 000 5 000 000 0

2019 2020 2021

■ Объем материального ущерба

Рис. 5. Материальный ущерб от преступлений коррупционной направленности, тыс. руб. [3]

4500

3989

4000 3731

3 5 00 -3 092 3 3 093 3 20

3000 2784 2882^

§ Ii Ii II II II

2017 2018 2019 2020 2021

■ Дача взятки ■ Получение взятки

Рис. 6. Количество преступлений по двум видам преступления: дача взятки, получение взятки

за 2017-2021 гг. [3]

Как видно из рис. 8, одно из самых распространенных преступлений коррупционной направленности является посредничество во взяточничестве.

7 747

SOGO 305i

ZOZZ

Прирост(+/-) ШШ Значение

Рис. 7. Зарегистрировано преступлений по ст. 290 УК РФ (получение взятки) [3]

Сравнивая количество предварительно расследованных преступлений и реально раскрытых дел, по которым есть приговор суда по ст. 290 и 291 УК РФ, видно, что преступлений совершается из года в год все больше, при этом расследуются они более медленными темпами. Прогресс по раскрываемости преступлений наблюдается по ст. 291 УК РФ - Дача взятки, с 2017 по 2021 год было раскрыто на 77 % больше преступлений.

Рассматривать статистику преступлений необходимо совместно с наказанием, которое применяется к преступникам. Рассмотрим применяемые наказания по ст. 290 УК РФ (получение взятки) и ст. 291УК РФ (дача взятки) (рисунок 9) [9,10,11].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3000 2500 2000 1500 1000 500 0

'491

1052 468

234

2017

1068

468

2018

2019

=26

2020

2 144 1935

1118

30

2021

Злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ)

Получение взятки (Ст. 290 УК РФ)

Дача взятки (Ст. 291 УК РФ)

Мелкое взяточничество (Ст. 291.1 УК РФ)

Посредничество во взяточничстве (Ст. 291.2 УК РФ)

Рис. 8. Число некоторых раскрытых преступлений коррупционной направленности за 2017-2021 гг. [4]

1400 1200 1000 800 600 400 200 0

42

2017

62

-30

2018

2019

04

2020

1247 1063

664

2021

Лишение свободы

Штраф

Оправдано

Условное лишение свободы Ограничение свободы

Рис. 9. Применяемые наказания по ст. 290 УК РФ и ст. 291 УК РФ за 2017-2021 гг. [4]

Рисунок 9 продемонстрировал, что к данным видам преступления применяются довольно мягкие наказания, такие как штраф и условное лишение свободы. Самое строгое наказание - лишение свободы применяется гораздо реже. Причем, за исследуемый период наблюдается то, что применение более мягких видов наказания (штрафов и условного лишения свободы) растет (рост составил 48 % по применяемости штрафов и 79

% по применяемости условного лишения свободы), а применение более строгого наказания (лишения свободы) снижается, снижение составило 6 %.

Итак, приведенные данные свидетельствуют о том, что коррупция является одной из главных проблем России. Несмотря на призывы к борьбе с коррупцией, за 20 лет изменилось в этой сфере мало.

Преступления коррупционной направленности ослабляют эффективность органов государственной власти, правоохранительной и судебной системы, сферы образования и здравоохранения. Негативные последствия коррупции проявляются:

— В экономической области — в нарушении механизмов конкуренции, замедлении экономического роста, экономического развитая, уменьшении инвестиций, крайнем увеличении неопределенности и риска;

в социальной сфере — в неоправданном расслоении доходов различных групп населения, вызывающем серьезное ухудшение качества жизни, социальное напряжение в обществе, поскольку, в конечном итоге, источник коррупции состоит в недоплате массе работающих;

в области политики — в политической нестабильности, недееспособности государства, в угрозе демократии, поскольку приватизированное горсткой коррупционеров государство оказывается неспособным к созданию эффективной экономики, обеспечению нормальной жизни людей [16].

Главная причина, позволяющая осуществлению коррупционных действий и операций, является отсутствие прозрачности процессов, которые в свою очередь становятся мишенью для коррупционных схем. Иными словами, это происходит либо из-за того, что граждане имеют слабую информированность о своих правах и обязанностях представителей государственных органов, либо из-за недостаточного контроля и отсутствия должной отчётности о деятельности государственных органов.

При применении инструментов цифровых технологий для борьбы с коррупцией необходимо признать наличие «цифровой пропасти» между различными социальными группами. Поэтому государству важно сосредоточить свои усилия на повышении уровня цифровой грамотности среди простых граждан. Успех мероприятий в области информационных технологий по борьбе с коррупцией зависит от их пригодности для местных условий и потребностей, культуры и технологии.

Внедрение цифровых технологий позволит достичь следующих целей:

- исключить посредников в выполнении операций;

- исключить возможность сокрытия выполнения действий;

- мониторинг и детализация операций на выявление отклонений;

- повысить уровень информированности граждан о правилах и процедурах;

- публиковать данные о фактах коррупции, с целью сдерживания сотрудников от коррупции, а также формировать взгляды граждан в отношении коррупции [5, 13].

Цифровые государственные услуги и электронное Правительство - эти инструменты уже служат борьбе с коррупцией путем расширения доступа к общественной информации, мониторинга деятельности должностных лиц, оцифровки государственных служб и обеспечения отчетности о коррупции.

Это некая субформа электронного Правительства (е^оуеттеШ;), которая предполагает использование информационных технологий, в частности сети Интернет, веб-устройств и электронных систем управления данными для предоставления государственных услуг гражданам [12].

Цифровые технологии являются мощным и реальным инструментарием профилактики коррупции на организационном и институционально-экономическом уровне воздействия. Перевод системы государственных закупок в электронную форму, определенную в Федеральном законе от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 08.03.2022) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», стал первым этапом внедрения цифровых форм контроля за организацией бюджетных расходов [14,15].

1. Министерство Внутренних дел РФ. Статистика и аналитика https://мвд.рф/reports/item/28021552/

2. Генеральная прокуратура Российской Федерации. Главное Управление правовой статистики и информационных технологий. Состояние преступности в России, за январь - декабрь 2021 года, Москва: http://crimestat.ru/analytics

3. Портал правовой статистики. Генеральная прокуратура РФ. [Электронный ресурс] - Режим доступа: - URL: http://crimestat.ru/analytics. (дата обращения 16.05.2022).

Выводы

Литература

4. Судебная статистика РФ. [Электронный ресурс] - Режим доступа: - URL: http://stat.xn—7sbqk8achja.xn--p1ai/stats/ug/t/14/s/17. (дата обращения 16.05.2022).

5. О необходимости постоянной оценки уровня коррупции / И.А. Королев / Государство и право. - 2019. - № 1

6. Федеральный закон от 25.12.200B № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» (ред. от 01.04.2020). // Российская газета. - 2008. - № 162.

7. Перечень № 23 преступлений коррупционной направленности https://sudact.ru/law/ukazanie-genprokuratury-rossii-n-3511-mvd-rossii/prilozhenie/perechen-n-23-prestuplenii-korruptsionnoi/

8. Указ Президента Российской Федерации от 16.0B.2021 № 47B «О Национальном плане противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы» // Справочно-правовая система «Гарант». [Электронный ресурс]. Режим доступа: - URL: https://base.garant.ru/40261997B/. (дата обращения 05.04.2022).

9. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-Ф3 (ред. от 14.07.2022, с изм. от 1B.07.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.07.2022) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/8012ecdf64b7c9cfd62e90d7f55f9b5b7b72b755/

10. Поляков М.М. Коррупционные административные правонарушения: понятие, виды и содержание https://cyberleninka.ru/article/n/korruptsionnye-administrativnye-pravonarusheniya-ponyatie-vidy-i-soderzhanie/viewer

11. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-Ф3 (ред. от 01.07.2021, с изм. от 0B.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9027/b1a993705399bf4cbb20df769e04d055c4d1f17a/

12. Цифровизация производства в РФ. Не отрываясь от реальности [электронный ресурс] URL: https://habr.com/

13. Основные подходы к пониманию цифровизации и цифровых ценностей. Данилова Л. Н., Ледовская Т. В.,

2020 г. [электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/

14. О необходимости постоянной оценки уровня коррупции / И.А. Королев / Государство и право. - 2019. - № 1

15. Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-Ф3 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с изменениями и дополнениями) [электронный ресурс] URL:https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/

16. Антикоррупционная деятельность государства: монография / И.В. Смирнова О.В. Мартыненко, И.В. Осипчук. - СПб: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2022. - 1BB с.

References

1. Ministerstvo Vnutrennih del RF. Statistika i analitika https://mvd.rf/reports/item/28021552/

2. General'naya prokuratura Rossijskoj Federacii. Glavnoe Upravlenie pravovoj statistiki i informacionnyh tekhnologij. Sostoyanie prestupnosti v Rossii, za yanvar' - dekabr' 2021 goda, Moskva: http://crimestat.ru/analytics

3. Portal pravovoj statistiki. General'naya prokuratura RF. [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: - URL: http://crimestat.ru/analytics. (data obrashcheniya 16.05.2022).

4. Sudebnaya statistika RF. [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: - URL: http://stat.xn—7sbqk8achja.xn--p1ai/stats/ug/t/14/s/17. (data obrashcheniya 16.05.2022).

5. O neobhodimosti postoyannoj ocenki urovnya korrupcii / I.A. Korolev / Gosudarstvo i pravo. - 2019. - № 1

6. Federal'nyj zakon ot 25.12.200B № 273-FZ «O protivodejstvii korrupcii» (red. ot 01.04.2020). // Rossijskaya gazeta. - 2008. - № 162.

7. Perechen' № 23 prestuplenij korrupcionnoj napravlennosti https://sudact.ru/law/ukazanie-genprokuratury-rossii-n-3511-mvd-rossii/prilozhenie/perechen-n-23-prestuplenii-korruptsionnoi/

8. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 16.0B.2021 № 47B «O Nacional'nom plane protivodejstviya korrupcii na

2021 - 2024 gody» // Spravochno-pravovaya sistema «Garant». [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: - URL: https://base.garant.ru/402619978/. (data obrashcheniya 05.04.2022).

9. Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 13.06.1996 N 63-FZ (red. ot 14.07.2022, s izm. ot 18.07.2022) (s izm. i dop., vstup. v silu s 25.07.2022) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/8012ecdf64b7c9cfd62e90d7f55f9b5b7b72b755

10. Polyakov M. M. Korrupcionnye administrativnye pravonarusheniya: ponyatie, vidy i soderzhanie https://cyberleninka.ru/article/n/korruptsionnye-administrativnye-pravonarusheniya-ponyatie-vidy-i-soderzhanie/viewer

11. Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii (chast' vtoraya) ot 26.01.1996 N 14-FZ (red. ot 01.07.2021, s izm. ot 08.07.2021) (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.01.2022) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9027/b1a993705399bf4cbb20df769e04d055c4d1f17a/

12. Cifrovizaciya proizvodstva v RF. Ne otryvayas' ot real'nosti...[elektronnyj resurs] URL: https://habr.com/

13. Osnovnye podhody k ponimaniyu cifrovizacii i cifrovyh cennostej. Danilova L. N., Ledovskaya T. V., 2020 g. [elektronnyj resurs] URL: https://cyberleninka.ru/

14. O neobhodimosti postoyannoj ocenki urovnya korrupcii / I.A. Korolev / Gosudarstvo i pravo. - 2019. - № 1

15. Federal'nyj zakon ot 5 aprelya 2013 g. N 44-FZ «O kontraktnoj sisteme v sfere zakupok tovarov, rabot, uslug dlya obespecheniya gosudarstvennyh i municipal'nyh nuzhd» (s izmeneniyami i dopolneniyami) [elektronnyj resurs] URL:https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/

16. Antikorrupcionnaya deyatel'nost' gosudarstva: monografiya / I.V. Smirnova O.V. Martynenko, I.V. Osipchuk. - SPb: Sankt-Peterburgskij universitet GPS MCHS Rossii, 2022. - 188 s.

Статья поступила в редакцию 21.09.2022 Received 21.09.2022

Принята к публикации 22.11.2022 Accepted for publication 22.11.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.