Научная статья на тему 'ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ В РОССИИ: ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ'

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ В РОССИИ: ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1997
494
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
коррупция / противодействие коррупции / законодательство / преступление / правовое регулирование / общество / ФСИН России / corruption / anti-corruption / legislation / crime / legal regulation / society / FSIN of Russia.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Майстренко Григорий Александрович

В статье раскрывается направление деятельности государства по совершенствованию законодательной базы в сфере борьбы с коррупцией. Представлены результаты аналитической работы, проведенной Генеральной прокуратурой и Следственным комитетом по вопросам борьбы с коррупцией в органах государственной власти и управления. Выводы автора опираются и на социологические данные по данной проблематике. Обозначены социальные негативные последствия коррупции на развитие общественных отношений. Говорится о роли ФСИН России по борьбе с коррупционными проявлениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Майстренко Григорий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANTI-CORRUPTION IN RUSSIA: LEGAL REGULATION

The article reveals the direction of the state’s activities to improve the legislative framework in the field of combating corruption. The results of the analytical work carried out by the General Prosecutor’s Office and the Investigative Committee on the fight against corruption in public authorities and administration are presented. The author’s conclusions are also based on sociological data on this issue. The social negative consequences of corruption on the development of public relations are outlined. The role of the Federal Penitentiary Service of Russia in the fight against corruption is discussed.

Текст научной работы на тему «ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ В РОССИИ: ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ»

DOI 10.24411/2076-1503-2020-10904 МАЙСТРЕНКО Григорий Александрович,

кандидат юридических наук, старший научный сотрудник ФКУ НИИ ФСИН России,

e-mail: G.Maystrenko@yandex.ru

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ В РОССИИ: ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация. В статье раскрывается направление деятельности государства по совершенствованию законодательной базы в сфере борьбы с коррупцией. Представлены результаты аналитической работы, проведенной Генеральной прокуратурой и Следственным комитетом по вопросам борьбы с коррупцией в органах государственной власти и управления. Выводы автора опираются и на социологические данные по данной проблематике. Обозначены социальные негативные последствия коррупции на развитие общественных отношений. Говорится о роли ФСИН России по борьбе с коррупционными проявлениями.

Ключевые слова: коррупция, противодействие коррупции, законодательство, преступление, правовое регулирование, общество, ФСИН России.

MAISTRENKO Grigoriy Aleksandrovich,

PhD in Law,

Senior Researcher of Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia

ANTI-CORRUPTION IN RUSSIA: LEGAL REGULATION

Annotation. The article reveals the direction of the state's activities to improve the legislative framework in the field of combating corruption. The results of the analytical work carried out by the General Prosecutor's Office and the Investigative Committee on the fight against corruption in public authorities and administration are presented. The author's conclusions are also based on sociological data on this issue. The social negative consequences of corruption on the development of public relations are outlined. The role of the Federal Penitentiary Service of Russia in the fight against corruption is discussed.

Key words: corruption, anti-corruption, legislation, crime, legal regulation, society, FSIN of Russia.

Вопросы борьбы с коррупцией имеют длительную историческую составляющую как в России, так и в зарубежных странах. В данной статье мы сделаем попытку исследовать одно из важнейших направлений борьбы с коррупцией - это противодействие коррупции на основе совершенствования правовых норм отечественного законодательства.

Научным сообществом и общественными организациями на основе исследовательского анализа по данной проблеме выработаны институциональные причины коррупции, которыми, на их взгляд, являются:

- недостаточная правовая база по борьбе с коррупцией;

- общая неготовность правоохранительных органов к борьбе и предотвращению нарушений в данной области;

- закрытость работы органов государственной власти;

- усложненная система отчетности;

- непрозрачность системы законотворчества;

- устаревшая кадровая политика государства, допускающая возможность роста по службе независимо от существующих результатов работы и профессиональной пригодности служащих.

Однако наибольшее количество причин коррупции берут свое начало в обществе и таким образом являются частью системы социальных отношений [8, с. 31-34].

Примером может служить опрос, проведенный среди жителей 138 населенных пунктов, где принимало участие более 10 000 респондентов старше 18 лет [7]. Опрос был произведен в 2018 г. Результаты опроса, проведенного одним из авторитетных научных центров среди россиян, демонстрируют, насколько развита коррупция в стране и кому жители в основном дают взятки. По результатам опроса, около 28.6% респондентов признались в решении своих проблем при помощи взяток с работниками здравоохранения, 20.3% - с

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020

сотрудниками ГИБДД, 14.5% - с сотрудниками государственных учреждений, 7.4% - с работниками садов, 7.1% - с представителями , 6.7% - с представителями средних . Наиболее коррупционными городами в стране являются Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург. В то же время почти 30% респондентов сообщили о , что они вынуждены дать взятку, чтобы получить услугу,ус-лугууу которая им по закону. Около 7% опрошенных, столкнувшись с вымогательством взятки, посчитали необходимым обжаловать такое поведение государственных служащих [9, с. 50].

Рассматривая вопросы борьбы с коррупцией, мы можем констатировать, что правовую основу противодействия коррупции составляют:

- Конституция Российской Федерации [1];

- федеральные конституционные законы;

- общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации;

- Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» [2] и другие федеральные законы;

- нормативные правовые акты Президента Российской Федерации;

- нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации;

- нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти;

- нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

- муниципальные правовые акты.

Как отмечается руководством страны, представителями общественных организаций и научным сообществом, в России в основном создана законодательная база противодействия коррупции, приняты соответствующие организационные меры по предупреждению коррупции и активизирована деятельность правоохранительных органов по борьбе с ней.

Следствием данной работы является и то, что 29 июня 2018 г. был подписан Указ Президента РФ № 378 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2018 - 2020 годы» [3], в котором была утверждена Национальная стратегия противодействия коррупции.

Она является общим программным документом, положения которого направлены на устранение коренных причин коррупции в обществе и должны последовательно конкретизироваться с учетом требований времени в национальном плане противодействия коррупции на соответствующий период.

В Национальном плане противодействия коррупции определяется:

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020

- совершенствование системы запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции;

- обеспечение единообразного применения законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции в целях повышения эффективности механизмов предотвращения и урегулирования конфликта интересов;

- совершенствование мер по противодействию коррупции в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических и физических лиц.

Несмотря на множество принимаемых и реализуемых государственных программ, общество по-прежнему ждет эффективных результатов в противодействии этому злу. Как было отмечено В.В. Путиным, все-таки результаты в борьбе с коррупцией есть, и если мы постоянно будем эту точку долбить, будем работать в этом направлении, эффективность будет повышаться. И наоборот, если ничего не делать, ничего об этом не говорить, будет только хуже. Борьба с коррупцией и в правоохранительной системе, и в системе правосудия должна стать более эффективной.

Несмотря на предпринимаемые государством и обществом меры, коррупция по-прежнему серьезно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствует проведению социальных преобразований и модернизации национальной экономики. Она вызывает в российском обществе серьезную тревогу и недоверие к государственным институтам, создает негативный имидж страны на международной арене и правомерно рассматривается внутри страны, как одна из угроз безопасности государства. Так, ставя задачи прокурорам, в качестве одной из ключевых задач для будущей работы, В.В. Путин обозначил необходимость контроля над расходованием средств, выделенных на национальные проекты [5].

Результативность проведения антикоррупционной политики зависит от правильности расстановки приоритетов и определения этапов её реализации, т.е. от выбора стратегии. С 1 января 2020 г. ФЗ от 01.07.2020 г. № 132-Ф3 внесены изменения в ФЗ «О противодействии коррупции», вступившие в силу с 1 января 2020 г. Так, в соответствии с внесенными изменениями, сведения о применении к лицу, замещающему в т.ч. муниципальную должность, к лицу, замещающему должность в организации, созданной Российской Федерацией на основании федерального закона, отдельную должность на основании трудового договора в организации, созданной для выполне-

ния задач, поставленных перед федеральным государственным органом, взыскания в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения включаются соответствующим органом и организацией в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия. Досрочное прекращение полномочий, освобождение их от занимаемой должности.

Мероприятия, предусмотренные Национальным планом, направлены на решение следующих основных задач: совершенствование системы запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции; обеспечение единообразного применения законодательства РФ о противодействии коррупции в целях повышения эффективности механизмов предотвращения и урегулирования конфликта интересов; совершенствование мер по противодействию коррупции в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц; совершенствование порядка осуществления контроля за расходами и механизмами обращения в доход РФ имущества, в отношении которого не представлено сведений, подтверждающих их.

Одной из важнейших задач при реализации противодействий коррупции является задача по коренному перелому общественного сознания, формированию в обществе атмосферы жесткого неприятия коррупции. Решение этой задачи обеспечивается, прежде всего, путем планомерного повышения правовой культуры населения, достижения максимальной прозрачности процедур предоставления государственных услуг, а также постоянной адресной профилактической работой во всех государственных и муниципальных органах.

Следственный комитет РФ как государственный орган, осуществляющий в соответствии с законодательством полномочия в сфере уголовного судопроизводства, также анализирует работу по расследованию преступлений коррупционной направленности по итогам 2018 г. [10]. Так, правоохранительными органами Российской Федерации в 2018 г. зарегистрировано 30 495 преступлений коррупционной направленности, что на 2.9% больше, чем за 12 месяцев 2017 г. (29 634) [10].

Удельный вес преступлений коррупционной направленности от общего количества зарегистрированных преступлений также увеличился. Генеральной прокуратурой РФ проанализировано состояние коррупционной преступности по итогам 2019 г. [10].

В 2019 г. зарегистрировано 30 991 преступлений коррупционной направленности (+1,6%), удельный вес которых в общей структуре преступности второй год подряд не превышает 1.5% [10].

В 2019 г. уголовное преследование по коррупционным статьям Уголовного кодекса Рф осуществлялось в отношении 15 773 лиц (в 2018 г. -15 908, в 2017 г. - 15 940) [10].

С каждым годом регистрируется больше преступлений коррупционной направленности, совершенных в крупном или особо крупном размере либо причинивших особо крупный ущерб (в 2019 г. - 5408, в 2018 г. - 5365, в 2017 г. - 5136), при этом чаще пресекается коррупционная деятельность организованных групп и преступных сообществ (в 2019 г. такими группами и сообществами совершено 1136 преступлений, в 2018 г. -972, в 2017 г. - 723) [10].

Растет число выявленных фактов получения и дачи взятки, а также посредничества во взяточничестве (в 2019 г. - 13 867, в 2018 г. - 12 527, в 2017 г. - 12 111). При этом случаи мелкого взяточничества фиксируются все реже (в 2019 г. - 5408, в 2018 г. - 5437, в 2017 г. - 5841) [10].

Ущерб от коррупционных деяний в прошедшем году составил около 55.1 млрд руб., что составляет 8.8% от суммы ущерба, причиненного всеми видами преступлений в Российской Федерации. Добровольно погашен ущерб на сумму около 4.1 млрд руб., изъято имущества, денег, ценностей на сумму почти 1.5 млрд руб., наложен арест на имущество обвиняемых стоимостью 18.2 млрд руб. [10].

В 2019 г. судами удовлетворено 312 исков прокуроров, заявленных в рамках уголовного судопроизводства в целях возмещения ущерба, причиненного актами коррупции, на общую сумму около 2 млрд руб. [10].

По рассмотренным с участием прокуроров уголовным делам о преступлениях коррупционной направленности в 2019 г. судами Российской Федерации вынесено 9803 обвинительных приговора (в 2018 г. - 10 684) в отношении 10 960 человек (в 2018 г. - 11 732) [10].

Принимая во внимание высокую латент-ность коррупционных сделок, следует отметить, что официальная статистика не в полной мере отражает истинные масштабы коррупции в стране, в действительности они значительно выше. Комментируя результаты прокурорских проверок, ряд авторов констатируют, что органы государственной власти и управления поражены коррупцией в огромных масштабах. Незаконные действия чиновников разного уровня охватили широкий спектр отношений, регулируемых законодательством о государственной и муниципальной службах, собственности, бюджете, закупках для госу-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020

дарственных нужд. Повсеместно выявлялись факты незаконного участия служащих в коммерческой деятельности, владения долями и пакетами акций, занятия оплачиваемых должностей в хозяйствующих структурах, не представление положенных по закону деклараций. Примеры о взятках в силовых структурах освещаются в средствах СМИ. Такими примерами являются Захаров с огромными наличными денежными средствами, сотрудники ФСБ, главы администраций населенных пунктов Подмосковья с изъятым миллиардным имуществом и т.д. [10].

ФСИН России, как орган государственной власти, осуществляет системную, управленческую, профилактическую деятельность в органах и учреждениях пенитенциарной системы, направленную на последовательное осуществление мер контроля, направленных на минимизацию коррупционных проявлений в УИС. «В 2017 году работниками уголовно-исполнительной системы совершено 431 преступление коррупционной направленности. За совершение деяний этой категории обвинение предъявлено 120 должностным лицам, осуждено 57 человек», — отметила Бокова на специальном заседании СПЧ, посвященном вопросам открытости и законности в деятельности пенитенциарных учреждений [6]. Данные по коррупционным преступлениям по анализу Следственного комитета РФ среди силовых структур не уменьшаются.

Из почти 6.5 тыс. уголовных дел о коррупции за 2019 г. обвиняемыми проходили 752 сотрудника МВД, 476 представителей органов местного самоуправления, 181 сотрудник Федеральной службы исполнения наказаний и 84 сотрудника Федеральной службы судебных приставов (ФСПП). Кроме этого, к уголовным делам о коррупции за 2019 г. привлекались 27 сотрудников СК России [6].

Согласно открытым данным на 2018 - 2019 гг., штатная численность сотрудников МВД — около 830 тыс. человек, ФСИН — около 300 тыс. человек, ФССП — около 74 тыс. человек, СК — около 23 тыс. человек [6]. Таким образом, в процентном соотношении лидером по обвинениям в коррупционных преступлениях среди ведомств стали СК и ФССП.

Огромное значение в противодействии коррупции ведомства приобретает профилактика коррупционных правонарушений, т.к. борьба не может сводиться лишь к наказанию виновных за уже совершённые ими противоправные деяния. По нашему мнению, в практику борьбы с коррупцией необходимо внедрять ряд упреждающих мер. Одним из направлений упреждающих мер является профилактика коррупции в органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы и

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020

одним из элементов данной профилактики - доведение и изучение законодательной базы, в т.ч. и ведомственной, в вопросах борьбы с коррупцией. Так, с сотрудниками в системе служебной подготовки в учреждениях изучаются федеральные законы, ведомственные правовые акты антикоррупционной политики, рассматриваются положительные и отрицательные факты проявления коррупционных ситуаций. В ФКУ НИИ ФСИН России также проводится аналогичная работа по данному направлению. Так, в 2019 г. в рамках служебной подготовки с сотрудниками и работниками института были проведены занятия с доведением руководящих документов коррупционной направленности под роспись.

Президент РФ, оглашая послание Федеральному Собранию, затронул проблему коррупции в стране и призвал продолжать бороться с коррупцией. Он подчеркнул, что уголовные нормы должны жестко действовать, когда речь идет о правах, жизни и здоровье граждан. Но Уголовный кодекс РФ «должен перестать быть инструментом разбирательств между юридическими лицами» [4].

Выступая перед парламентариями, Президент страны отметил, что вся система государственной службы должна быть перестроена по принципам эффективности и нацеленности на результат. По его словам, в течение шести лет практически все государственные услуги необходимо перевести в режим реального времени с использованием дистанционных сервисов, а документооборот между государственными структурами — на цифровые формы. Президент высказал мнение, что цифровизация работы властей позволит повысить прозрачность и бороться с коррупцией и при этом глава государства заявил, что не может не отметить: подавляющее большинство людей, работающих в системе управления государством, — порядочные, честные и нацеленные на результат люди.

Таким образом, проанализировав количественный и качественный состав проблем по борьбе с коррупцией, можно утверждать, что, несмотря на задействованные антикоррупционные политические механизмы, ситуация к лучшему в нашей стране существенно пока не изменилась. Только комплексное осуществление политических, правовых, организационных и экономических мероприятий, с учетом анализа статистических данных, дадут реальную возможность значительного снижения уровня коррупции в нашей стране.

Список литературы:

[1] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с

изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 12.09.2020).

[2] Федеральный закон от 25.12.2008 г. № 273-Ф3 (ред. от 24.04.2020) «О противодействии коррупции» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 12.09.2020).

[3] Указ Президента РФ от 29.06.2018 г. № 378 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2018-2020 годы» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 12.09.2020).

[4] Послание Президента РФ Федеральному Собранию 20.02.2019 г. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 12.09.2020).

[5] Заседание коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 19.03.2019 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// genproc.gov.ru (дата обращения: 12.09.2020).

[6] Заседание Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека по теме «Открытость и законность - главные гарантии уважения человеческого достоинства в учреждениях уголовно-исполнительной системы». 19 сентября 2018 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://president-sovet.ru (дата обращения: 12.09.2020).

[7] Левада-Центр. Аналитический Центр Юрия Левады. Официальный сайт // https://www. levada.ru (дата обращения: 12.09.2020).

[8] Майстренко Г.А., Майстренко А.Г. Виды коррупции и причины их возникновения: правовой анализ // Образование и право. - 2019. - № 1. - С. 31-34.

[9] Макаров А.А., Чупров В.М. Административно-правовые и экономические проблемы противодействия коррупции в органах власти и управления // Административное и муниципальное право. - 2010. - № 6 (30). - С. 49-55.

[10] Следственный комитет Российской Федерации. Официальный сайт // https://sledcom. ru (дата обращения: 12.09.2020).

Spisok literatury:

[1] Konstituciya Rossijskoj Federacii (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993 s izmeneni-yami, odobrennymi v hode obshcherossijskogo golosovaniya 01.07.2020) [Elektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru (data obrashcheniya: 12.09.2020).

[2] Federal'nyj zakon ot 25.12.2008 g. № 273-FZ (red. ot 24.04.2020) «O protivodejstvii korrupcii» [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www. consultant.ru (data obrashcheniya: 12.09.2020).

[3] Ukaz Prezidenta RF ot 29.06.2018 g. № 378 «O Nacional'nom plane protivodejstviya korrupcii na 2018-2020 gody» [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru (data obrashcheniya: 12.09.2020).

[4] Poslanie Prezidenta RF Federal'nomu Sobraniyu 20.02.2019 g. [Elektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru (data obrashcheniya: 12.09.2020).

[5] Zasedanie kollegii General'noj prokuratury Rossijskoj Federacii. 19.03.2019 g. [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://genproc.gov.ru (data obrashcheniya: 12.09.2020).

[6] Zasedanie Soveta pri Prezidente Rossijskoj Federacii po razvitiyu grazhdanskogo obshchestva i pravam cheloveka po teme Y'Otkrytost' i zakonnost'

- glavnye garantii uvazheniya chelovecheskogo dos-toinstva v uchrezhdeniyah ugolovno-ispolnitel'noj sistemy\". 19 sentyabrya 2018 g. [Elektronnyj resurs].

- Rezhim dostupa: http://president-sovet.ru (data obrashcheniya: 12.09.2020).

[7] Levada-Centr. Analiticheskij Centr Yuriya Levady. Oficial'nyj sajt // https://www.levada.ru (data obrashcheniya: 12.09.2020).

[8] Majstrenko G.A., Majstrenko A.G. Vidy korrupcii i prichiny ih vozniknoveniya: pravovoj analiz // Obrazovanie i pravo. - 2019. - № 1. - S. 31-34.

[9] Makarov A.A., Chuprov V.M. Administra-tivno-pravovye i ekonomicheskie problemy protivodejstviya korrupcii v organah vlasti i upravleniya // Administrativnoe i municipal'noe pravo. - 2010. - № 6 (30). - S. 49-55.

[10] Sledstvennyj komitet Rossijskoj Federacii. Oficial'nyj sajt // https://sledcom.ru (data obrashcheniya: 12.09.2020).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.