DOI 10.24411 /2076-1503-2020-10807
ТКАЧЕВ Сергей Владимирович,
Адвокат адвокатского кабинета Ткачева С.В., e-mail: [email protected]
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация. Автор рассматривает содержание Конституции РФ с точки зрения связи ее статей с вопросом антикоррупционной деятельности, а также иные нормативные правовые акты, непосредственно регулирующие противодействие коррупции. Основываясь на некоторых показателях, рассматривается эффективность законодательного регулирования данной сферы. В заключении предлагаются основные рекомендации по усовершенствованию законодательства и изменения, вносимые в отдельные нормативные правовые акты с целью снижения уровня коррупции в РФ.
Ключевые слова: коррупция, коррупционная деятельность, антикоррупционная деятельность, Конституция РФ, незаконное обогащение, нормативный правовой акт, Федеральный закон, взятка.
TKACHEVSergey Vladimirovich,
Lawyer of lawyer's office of S. V. Tkachev
CONSTITUTIONAL AND LEGAL FRAMEWORK FOR COMBATING CORRUPTION IN THE RUSSIAN FEDERATION
Annotation. The author considers the content of the Constitution of the Russian Federation from the point of view of linking its articles with the issue of corruption, as well as other legal acts directly regulating corruption. Based on some indicators the effectiveness of legislative regulation in this sphere is considered. In the conclusion the main recommendations for improvement of legislation and amendments to certain legal acts are made to reduce corruption in the Russian Federation are proposed.
Key words: corruption, corruption activity, anticorruption activity, Constitution of the Russian Federation, illegal enrichment, normative legal act, Federal law, bribe.
Введение. Проблема коррупции носит системный характер и существует в Российской Федерации с момента ее образования - 1991 года - что связано с историческими и иными особенностями государственного развития. Так, на 2019 год Россия набрала 28 баллов (из 100) и заняла 137 в рейтинге стран по индексу восприятия коррупции. Индекс составляется из опроса предпринимателей и экспертов. Ежегодно Россия опускается в данном списке все ниже и ниже, что свидетельствует о развитии коррупции в стране: еще в 2015 она занимала 119 место из 180, а в 2018 году переместилась на 138-е [10]. Из этих данных следует, что России необходимо более серьезные и радикальные меры в сфере законодательства для изменения ситуации противодействия коррупции.
Основная часть. Согласно статье 2 Федерального Закона от 25.12.2008 «О противодействии коррупции» № 273-Ф3 [12], основному законодательному акту в системе мер противодействия коррупции, «правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция
Российской Федерации, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты». В этом же документы выделены основные принципы противодействия коррупции в Российской Федерации, среди которых: законность; публичность и открытость деятельности государственных органов; признание, обеспечение и защита прав и свобод человека и гражданина; неотвратимость ответственности за совершение коррупционных преступлений; сотрудничество государства с институтами гражданского общества, физическими лицами и международными организациями; комплексное
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2020
использование политических, экономических иных мер. Стоит также рассмотреть Конституцию РФ как главный закон страны, обладающий наивысшей юридической силой. Согласно данному акту [7], в Российской Федерации приоритетны нормы международного права, что также распространяется на антикоррупционную деятельность. Прежде всего, международное законодательство по борьбе с коррупцией призывает все государства принимать все необходимые меры по борьбе с коррупционной деятельностью. Важнейшими международными документами в данной сфере выступает Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции [17], являющаяся универсальным международным договором, препятствующим развитию и распространению коррупции (ратифицирована Федеральным законом от 08.03.2006 N 40-ФЗ «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции» [13]) и Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию [5], основная цель которой - формирование общей уголовно-правовой антикоррупционной политики среди всех стран мира (ратифицирована Федеральным законом от 25.07.2006 № 125-ФЗ «О ратификации Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию» [14]).
При составлении собственных законодательных актов по борьбе с коррупцией Российская Федерации берет за основу общие правила гражданского-правового и процессуального характера, установленные в Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию. Кроме того, Конвенция позволяет усилить юридическую ответственность за коррупционную деятельность по усмотрению государства, что, по мнению автора, является актуальным и необходимым для Российского государства. Согласно Конвенции [5], «каждая Сторона принимает такие меры, которые могут потребоваться для обеспечения специализации соответствующих лиц или органов для борьбы с коррупцией. Им предоставляется необходимая независимость в соответствии с основополагаю-
щими принципами правовой системы Стороны, с тем чтобы они имели возможность выполнять свои функции эффективно и без какого-либо неправомерного давления. Сторона обеспечивает, чтобы сотрудники таких органов проходили надлежащую подготовку и располагали адекватными финансовыми ресурсами для выполнения возложенных на них задач». Таким образом, ратифицируя данный международно-правовой акт, Россия обязалась прикладывать все меры и ресурсы, чтобы минимизировать, а в последующем искоренить коррупцию на всех уровнях государственной власти. Как уже было сказано раннее, Конституция является основным законодательным актом Российской Федерации, и несмотря на то, что в Конституции нет прямого упоминания на антикоррупционную деятельность, данный документ все же связан с данной сферой. Прежде всего, в Конституции установлена основные права граждан РФ [7]: социальные, личные, политические и иные. Таким образом, при осуществлении антикоррупционной деятельности происходит непосредственное нарушение прав людей (прежде всего социальных), так как деньги, незаконно полученные государственными служащими, должны были пойти на обеспечение медицины, образования и других социальных нужд граждан. Кроме того, согласно статье 1 Конституции РФ [7], Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Определение «правовое государство» обозначает верховенство закона и обязанность всех граждан соблюдать законодательство страны. Вследствие этого, нарушая антикоррупционное законодательство, государственные служащие нарушают правовые основы, обозначенные в Конституции. Ниже в таблице приводится сравнительный анализ основных принципов и положений борьбы с коррупцией, закрепленных в Конституции Российской Федерации и Федеральном законе от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Принцип Конституции РФ Принцип ФЗ -237 Отличие/сходство принципов
Конституция РФ устанавливает основные права всех граждан: социальные, личные, политические и иные. Необходимость осуществления противо-коррупционных мер с обеспечением признания, защиты и обеспечения свобод и прав граждан. В Конституции закреплены права всех граждан РФ. Совершая коррупционные преступления, лица нарушают права граждан, так как происходит хищение средств, которые должны были пойти на развитие медицины, образование, государственной безопасности и других нужд населения. В ФЗ-237 так же говорится о правах и свободах граждан, однако в совершенно ином контексте: при проведении про-тивокоррупционых мер необходимо соблюдать права и свободы граждан, подозреваемых в совершении коррупционных преступлений.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2020
Статьей 15 закреплен принцип законности, который утверждает необходимость соблюдения законов и прочих подобных нормативно-правовых актов, единство и верховенство закона, равенство населения перед судом и законом. Принцип законности при реализации мер, направленных на борьбу с коррупцией. Если в первом случае говорится о равенстве всех граждан перед законом и его верховенство, то во втором случае подчеркивается необходимость соблюдения законности при выполнении противокоррупционных мер.
Согласно Статье 1 РФ является правовым государством, что означает верховенство закона и обязанность всех граждан соблюдать законодательство страны. Выстраивание деятельности органов местного самоуправления и государственных органов на базе открытости и публичности деятельности. Оба принципа ориентированы на построение современного правового государства с прозрачной системой власти.
Равноправие и полноправие граждан, демократизм и полновластие народа. Приоритет мер по борьбе с коррупцией. Коррупционную деятельность нужно расценивать как преступление против общества, что объясняется следующим: хищения средств происходят из средств, уплаченных гражданами РФ в виде налогов. Таким образом, коррупционные преступления нарушают основополагающие конституционные принципы, что диктует приоритет мер по борьбе с коррупцией.
Статья 10 и статья 11 закрепляют разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, самостоятельность их органов. Сотрудничество государства (всех его видов власти) с институтами гражданского общества, международными организациями и отдельными гражданами. Так как в Ф3-237 определена приоритетность мер по борьбе с коррупцией, он же регламентирует необходимость консолидации ресурсов и усилий всех органов власти и прочих структур.
Приоритетность норм международного права, которая распространяется и на антикоррупционную деятельность. Нормы и принципы международного права являются одним из элементов правовой основы закона. Одним из основополагающих принципов противодействия коррупции является сотрудничество РФ с международными организациями. В обоих законодательных актах подчеркивается важность международного сотрудничества и соблюдение принципа взаимности в процессе борьбы с коррупцией.
Основываясь на основных положения Конституции РФ, в государстве созданы другие нормативно-правовые акты, непосредственно регулирующих коррупционную и иную деятельность. Среди наиболее важных следует отметить Уголовный кодекс Российской Федерации, где в статьях 291 «Дача взятки» и 290 «Получение взятки»
[11] определяется наказание обеих сторон при совершении данного правонарушения. В связи со вступлением в силу закона «О противодействии коррупции» был также подготовлен Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 274-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии коррупции»
[12], который внес ряд изменений в некоторые федеральные законы, связанные с функционированием органов государственной власти. В резуль-
тате был определен порядок предоставления сведений о доходах и имуществе со стороны государственных служащих. Также были внесены изменения в уголовно-процессуальный кодекс РФ, упрощающие порядок привлечения государственных служащих к уголовной ответственности за совершение коррупционного преступления.
Несмотря на четкое законодательное регулирование антикоррупционной деятельности, ежегодно количество коррупционных преступлений в России неумолимо растет. Так, число данных нарушений в 2019 году выросло на 10,7% по сравнению с 2018 и составило 13 867 прецедентов получения взятки государственными должностными лицами, а ущерб от коррупционных преступлений составляет порядка 40 миллиардов рублей без учета теневого коррупционного оборота [16]. Отсутствие положительной динамики в
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2020
сфере противодействия коррупции свидетельствует, прежде всего, об изъянах в сфере российского законодательства, которые или недостаточно хорошо регулируют антикоррупционную деятельность или же содержат в себе «юридические лазейки» для совершения данной деятельности. Рассматривая антикоррупционное законодательство, стоит обратить внимание на отсутствие в нем термина «незаконное обогащение», которое часто используется при коррупционных расследованиях. Отсутствие определения данного понятия является причиной отсутствия юридической ответственности за него. «Незаконное обогащение» встречается только в Гражданском кодексе РФ, согласно которому лицо, которое незаконным образом приобрело или сохранило имущество за счет другого лица, обязано возвратить ему данное имущество [2]. Однако, данное предписание применимо только к физическим лицам и не распространяется на государственных служащих и должностных лиц. Добавление статьи «незаконное обогащение», например в уголовный кодекс, предписало бы уголовную ответственность в виде лишения свободы за совершение данного преступления и позволило бы судить не за единоразовое получение взятки, а за незаконное присвоение денежных средств на постоянной основе. При реализации статьи об установлении юридической ответственности за незаконное обогащение может возникнуть проблема противоречия с Конституцией РФ, согласно которой лицо не обязано давать показания против себя или своих родственников (статья 51 часть 1) [7]. Однако, стоит отметить, что при обвинении государственного служащего в коррупционной деятельности, где потерпевшим является непосредственно государство и его собственность, его права должны отличаться от прав, например, ответчика в рамках гражданского права, по ряду причин. Коррупционную деятельность необходимо рассматривать как преступление не только против государства, но и против общества, так как деньги, незаконно полученные должностным лицом, состоят из уплаченных гражданами налоговых отчислений. Кроме того, государственные служащие имеют множество льгот, например, бесплатное образование детей, бесплатная медицина, беспроцентная ипотека и так далее. С моральной точки зрения коррупционная деятельность становится еще более тяжким преступлением. Таким образом, для снижения уровня коррупционных преступлений в Российской Федерации и уменьшения теневого коррупционного сектора в конституционно-правовое регулирование могут быть внесены следующие изменения:
1) Изменить положение в Конституции об отсутствии обязанности свидетельствовать про-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2020
тив самого себя, своих родственников и супруга и определить обязанность сообщать об известной лицу информации о получении взятки или незаконном обогащении должностного лица - родственника или супруга.
2) Законодательно закрепить в обязанностях контрольных, налоговых и надзорных органов необходимость проверки должностного лица при поступлении заявления о незаконном обогащении или получении взятки от третьих лиц.
В настоящий момент, согласно Уголовному кодексу РФ, основными мерами наказания за получение взятки являются: штрафом в определенном размере, а также лишением права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью. Вопрос о лишении свободы рассматривается судьей и на его усмотрение в качестве наказания может выступать лишь штраф. Несомненно, возможность избежать наказания в виде лишения свободы подталкивает государственных служащих на получение взятки. На примере других стран, например Японии и Китая, стоит ужесточить наказание за коррупционную деятельность, что очевидно снизит количество преступлений в данной сфере.
Заключение. Итак, коррупционная деятельность, активно развивающаяся в России и ежегодно набирающая обороты, опасна не только для государства и государственной собственности, но и для российского общества, так как она противоречит основным принципам, закрепленным в Конституции РФ. В настоящий момент в российском законодательстве существует множество нормативных правовых актов, предупреждающих и регулирующих коррупционную деятельность, чем не могут похвастаться некоторые Европейские страны. Однако, несмотря на количество законов в данной отрасли, коррупция в России не перестает расти, из чего можно сделать вывод о слабой эффективности правового регулирования коррупции. В связи с этим, необходим пересмотр основных законов о коррупционной деятельности, ужесточение наказания на совершение данных преступлений, а также реформирование судебной системы, при которой доверие общества к судам было бы безапелляционно положительным.
Список литературы:
[1] «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 27.12.2019, с изм. от 28.04.2020)
[2] «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 27.12.2019, с изм. от 28.04.2020)
[3] Диденко В.И. Пономаренко А.Д. Современная правовая основа противодействия кор-
рупции в России // Наука. Теория. Практика 2/2009. 7-11с.
[4] Иванов А.А. Коррупционные основы противодействия коррупции в Российской Федерации // Право и современные государства 4/2016. 28-44с.
[5] Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию ETS N 173 (Страсбург, 27 января 1999 г.)
[6] Козлов В.А. Государственная политика в сфере противодействия коррупции (международно-правовой аспект) // Международное уголовное право и юстиция. 2008. № 1.
[7] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
[8] Корнилова С.В. Саморуков А.А. Международное законодательства в стандартах противодействия коррупции // Вестник поволжского института управления №3 (54), 2016. 33-39с.
[9] Федеральный закон от 1 февраля 2012 г. № 3-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Конвенции по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок».
[10] Россия в Индексе восприятии коррупции - 2019: 28баллов и 137 место [Электронный ресурс] URL: https://transparency.org.ru/research/ indeks-vospriyatiya-korruptsii/rossiya-v-indekse-vospriyatiya-korruptsii-2019-28-ballov-i-137-mesto. html
[11] Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 27.10.2020)
[12] Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 274-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии коррупции»
[13] Федеральный Закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»
[14] Федеральный закон от 08.03.2006 N 40-ФЗ «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции»
[15] Федеральный закон от 25.07.2006 «О ратификации Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию» № 125-ФЗ
[16] Число выявленных взяток в России в 2019 году выросло на 10% / ТАСС [Электронный ресурс] URL: https://tass.ru/proisshestviya/7622875 Bibliographic List
[17] Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (Нью-Йорк, 31 октября 2003 г.)
Spisok literatury:
[1] "Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii (chast' pervaya)" ot 26.01.1996 N 14-FZ (red. ot 27.12.2019, s izm. ot 28.04.2020)
[2] "Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii (chast' vtoraya)" ot 26.01.1996 N 14-FZ (red. ot 27.12.2019, s izm. ot 28.04.2020)
[3] Didenko V.I. Ponomarenko A.D. Sovremennaya pravovaya osnova protivodejstviya korrupcii v Rossii // Nauka. Teoriya. Praktika 2/2009. 7-11 s.
[4] Ivanov A.A. Korrupcionnye osnovy protivodejstviya korrupcii v Rossijskoj Federacii // Pravo i sovremennye gosudarstva 4/2016. 28-44s.
[5] Konvenciya ob ugolovnoj otvetstvennosti za korrupciyu ETS N 173 (Strasburg, 27 yanvarya 1999
g.)
[6] Kozlov V.A. Gosudarstvennaya politika v sfere protivodejstviya korrupcii (mezhdunarodno-pravovoj aspekt) // Mezhdunarodnoe ugolovnoe pravo i yusticiya. 2008. № 1.
[7] Konstituciya Rossijskoj Federacii (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993 s izmeneniyami, odobrennymi v hode obshcherossijskogo golosovaniya 01.07.2020)
[8] Kornilova S.V. Samorukov A.A. Mezhdunarodnoe zakonodatel'stva v standartah protivodejstviya korrupcii // Vestnik povolzhskogo instituta upravleniya №3 (54), 2016. 33-39s.
[9] Federal'nyj zakon ot 1 fevralya 2012 g. № 3-FZ «O prisoedinenii Rossijskoj Federacii k Konvencii po bor'be s podkupom inostrannyh dolzhnostnyh lic pri osushchestvlenii mezhdunarodnyh kommercheskih sdelok».
[10] Rossiya v Indekse vospriyatii korrupcii -2019: 28ballov i 137 mesto [Elektronnyj resurs] URL: https://transparency.org.ru/research/indeks-vospriyatiya-korruptsii/rossiya-v-indekse-vospriyatiya-korruptsii-2019-28-ballov-i-137-mesto. html
[11] Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 13.06.1996 N 63-FZ (red. ot 27.10.2020)
[12] Federal'nyj zakon ot 25 dekabrya 2008 g. № 274-FZ «O vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii v svyazi s prinyatiem Federal'nogo zakona «O protivodejstvii korrupcii»
[13] Federal'nyj Zakon ot 25.12.2008 № 273-FZ «O protivodejstvii korrupcii»
[14] Federal'nyj zakon ot 08.03.2006 N 40-FZ «O ratifikacii Konvencii Organizacii Ob»edinennyh Nacij protiv korrupcii»
[15] Federal'nyj zakon ot 25.07.2006 «O ratifikacii Konvencii ob ugolovnoj otvetstvennosti za korrupciyu» № 125-FZ
[16] CHislo vyyavlennyh vzyatok v Rossii v 2019 godu vyroslo na 10% / TASS [Elektronnyj resurs] URL: https://tass.ru/proisshestviya/7622875 Bibliographic List
[17] Konvenciya Organizacii Ob"edinennyh Nacij protiv korrupcii (N'yu-Jork, 31 oktyabrya 2003
g)
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2020