Научная статья на тему 'Оперативно-розыскная составляющая в уголовной политике по противодействию коррупции в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности'

Оперативно-розыскная составляющая в уголовной политике по противодействию коррупции в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
502
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / ЭКОНОМИКА / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / CORRUPTION / ECONOMY / SEARCH AND INVESTIGATION ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Александров А.С., Александрова И.А.

Обосновывается необходимость изменения уголовной политики по противодействию коррупции в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Эта политика должна стать более наступательной и решительной. Авторы полагают, что потенциал оперативно-розыскной деятельности должен использоваться активнее для привлечения к уголовному преследованию представителей элитной коррупции. Они предлагают пересмотреть критерии правомерности использования оперативного эксперимента для изобличения коррупционеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SEARCH AND INVESTIGATION COMPONENT IN THE CRIMINAL POLICY ON COMBATING CORRUPTION IN BUSINESS AND OTHER ECONOMIC ACTIVITIES

In this article, the need for changes in the criminal policy on combating corruption in business and other economic activities is justified. This policy should be more assertive and decisive. The authors suggest that the potential for search and investigation activities should be used more intensively to encourage prosecution of elite members involved in corruption. It is proposed to revise the criteria for the lawful use of sting operations to expose corruption.

Текст научной работы на тему «Оперативно-розыскная составляющая в уголовной политике по противодействию коррупции в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности»

Вестник Нижегородского университета им. НИ. Лобачевского, 2015, № 4, с. 97-103

97

П Р А В О

УДК 343

ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В УГОЛОВНОЙ ПОЛИТИКЕ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ В СФЕРЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ И ИНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© 2015 г. А.С. Александров, И.А. Александрова

Нижегородская академия Министерства внутренних дел России, Н. Новгород

anrc@rambler.ru

Поступила в редакцию 03.08.2015

Обосновывается необходимость изменения уголовной политики по противодействию коррупции в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Эта политика должна стать более наступательной и решительной. Авторы полагают, что потенциал оперативно-розыскной деятельности должен использоваться активнее для привлечения к уголовному преследованию представителей элитной коррупции. Они предлагают пересмотреть критерии правомерности использования оперативного эксперимента для изобличения коррупционеров.

Ключевые слова: коррупция, экономика, оперативно-розыскная деятельность.

В нашей стране существует исторически сложившееся сращивание бизнеса и государства, что имеет определяющее влияние на все сферы жизни. На институте частной собственности в России с момента его зарождения во времена приватизации лежит печать коррупции. Разделение бизнеса и власти, противодействие коррупции в сфере деловой активности имеет стратегическое значение для прогрессивного развития нашей страны, а может быть, и для ее существования.

Уголовная политика входит в состав широко понимаемой антикоррупционной деятельности. В свою очередь, по мнению ряда специалистов, которое разделяем и мы, в состав уголовной политики входит оперативно-розыскная политика. Наше видение уголовной политики нераздельно с уголовной политологией, связывая с последней исключительно теоретическую, научную, пропагандистскую и прочие компоненты. Поэтому «реальная» уголовная политика включает в себя, по нашему мнению, лишь законодательную, интерпретационную и правоприменительную составляющие. В данной статье мы имеем один из видов уголовной политики - деятельность специализированных правоохранительных органов и органов уголовной юстиции, направленную на противодействие коррупции в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

«Реальная» оперативно-розыскная политика по противодействию экономической коррупции представляет собой деятельность оперативных подразделений ряда правоохранительных органов, в первую очередь аппаратов по обеспечению экономической безопасности и противодействию коррупции (ЭбиПК) в составе органов внутренних дел, направленную на (1) выявление и раскрытие преступлений коррупционной направленности, совершаемых в сфере экономики, (2) розыск и изъятие имущества, полученного коррупционным путем, (3) уголовное преследование, изобличение, привлечение к уголовной ответственности коррупционеров.

Объектом антикоррупционной оперативно-розыскной деятельности является коррупция в сфере ведения бизнеса. В отличие от бытовой коррупции, это наиболее латентный вид коррупции. Определенное представление о степени коррумпированности нашей экономики и сложности задачи по ее подавлению дают некоторые международные рейтинги (табл.).

Неправительственная международная организация по борьбе с коррупцией и исследованию уровня коррупции по всему миру Transparency International обнародовала результаты нового Индекса восприятия коррупции 2014. Россия в рейтинге коррумпированности Transparency International набрала 27 баллов из 100 возможных и занимает 136-е место в списке

Рейтинг России по индексу коррумпированности среди стран - участников Таблица ранжирования

Компонент Кол-во стран Место России Сравнение с предыдущим годом

Индекс восприятия коррупции 2014 (Transparency International) [1] 175 (27 баллов) 136 - 1

Ведение бизнеса 2015 (Doing Buisness) [2] 185 62 + 2

Показатели отсутствия коррупции 2014 (World Justice Project) [3]: - в исполнительной ветви власти - в судебной ветви власти - в полиции и армии - в законодательной ветви власти 0.44 0.41 0.5 0.35

Индекс глобальной конкурентоспособности 20142015 гг. (World Economic Forum) [4]: - этики и коррупции - отвлечение государственных средств - общественное доверие к политикам - незаконные выплаты и незаконные взятки - выплаты экспорта и импорта - незаконные выплаты и взятки за коммунальные услуги - незаконные выплаты и взятки при ежегодных налоговых платежах - незаконные выплаты и взятки как награждение при получении государственных контрактов и лицензий - незаконные выплаты и взятки за получение благоприятных судебных решений 144 53 92 102 74 102 85 109 79 104 106 + 4

из 175 стран. В сравнении с 2013 годом - 28 баллов с местом 127 в списке из 177 стран — Россия потеряла 1 балл. Высокий индекс восприятия коррупции (Corruption Perceptions Index) от Transparency International свидетельствует, что Россия — коррумпированное государство. Показатели Украины — 26 баллов и 142-е место из 175 позиций. Меньше всего коррупции в Дании, Новой Зеландии, Финляндии, Швеции и Норвегии.

Результаты исследований, проводимых Transparency International, Freedom House и Всемирным банком в рамках Country Policy and Institutional Assessments (CPIA), подтверждают положительную связь между улучшениями, достигнутыми по индикаторам исследования «Ведение бизнеса» (Doing Buisness), и улучшениями в области правовых норм и борьбы с коррупцией. Рейтинг благоприятности условий ведения бизнеса в России рассчитывается по десяти индикаторам, включающим ряд необходимых компонентов. Отмечается положительная динамика в России по созданию условий для ведения бизнеса, с ростом на 2 балла по отношению к 185 другим странам. Среди 16 измеряемых Всемирным банком [5] препятствий ведения бизнеса и развития предприятий показатель коррупции и неофициальных платежей сохраняет второе место по степени серьезности.

Отсутствие коррупции традиционно определяется как использование публичной власти в целях личной выгоды, это один из признаков в обществе, основанном на верховенстве права. Показатель индекса верховенства закона рассчитывается от 0 до 1, чем ближе к 0, чем выше показатель. Показатели отсутствия коррупции (World Justice Project) учитывают различные формы коррупции чиновников, на которых может быть оказано влияние взяткой при выполнении ими своих обязанностей в рамках закона, или проявляющиеся в злоупотреблениях своей властью. Эти формы коррупции рассматриваются по 68 факторам, объединенным в 4 группы по компоненту использования государственной должности для личной выгоды. Самая высокая коррумпированность с показателем 0.5 у сотрудников полиции и военнослужащих.

При расчете показателя индекса глобальной конкурентоспособности (World Economic Forum) сравнение проводится по двенадцати позициям. В частности, к основным требованиям относятся компоненты этики и коррупции, включающие семь элементов. Несмотря на то что индекс глобальной конкурентоспособности России достаточно высокий - 53-е место из 144 стран с ростом на 4 позиции, показатель этики и коррупции ниже среднего - 92-е место, при этом худшее положение с незаконными выпла-

тами и взятками за коммунальные услуги (109-е место) и за получение благоприятных судебных решений (106-е место).

Подходы, реализуемые международными рейтинговыми агентствами к оценке показателей противодействия коррупции, основываются на анализе коррупционного риска и характеризуются оценкой способности государства своевременно и полностью выполнять рекомендации по обеспечению антикоррупционных документов и стандартов.

Россия учитывает международный опыт организации работы по предотвращению коррупции. Так, присоединившись в 2007 году к GRECO (Группа государств против коррупции), власти Российской Федерации взяли на себя обязательства выполнять рекомендации этого органа Совета Европы по борьбе с коррупцией. В российском законодательстве 2011 г. в целях повышения уровня соответствия нашей страны антикоррупционным стандартам подверглись изменениям положения о коррупции (Федеральный закон от 04.05.2011 г. № 97-ФЗ) [6]. С 2012-2013 гг., согласно докладу GRECO по результатам объединенной процедуры оценки, Россией были приняты меры по выполнению рекомендаций по криминализации преступных деяний и обеспечению прозрачности финансирования политических партий:

• криминализирован подкуп членов международных парламентских собраний, а также судей и должностных лиц международных судов (Федеральный закон от 04.05.2011 г. № 97-ФЗ (ред. от 04.06.2014) [6], Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 329-ФЗ (ред. от 28.06.2013) [7];

• проанализированы положения УК РФ о специальной защите при деятельном раскаянии и последние дела, в которых осуществлялась такая защита, с целью определения возможностей для злоупотреблений;

• снижены пороги обнародования информации о жертвователях в фонд кандидата на президентских выборах (с 10 000 евро для юридических лиц и 1000 евро для физических лиц до приемлемого уровня) (Федеральный закон от 24.11.2014 г. № 355-ФЗ) [8];

• отменено примечание 2 к ст. 201, содержащее положение, разрешающее возбуждать уголовные дела о коммерческом подкупе только по заявлению или при согласии пострадавшей организации (Федеральный закон от 02.11.2013 г. № 302-ФЗ) [9];

• увеличен срок давности по возбуждению уголовного дела за совершение подкупа с двух до десяти лет по ст. 184 УК РФ «Оказание противоправного влияния на результат официального спортивного соревнования или зрелищно-

го коммерческого конкурса» (Федеральный закон от 23.07.2013 г. № 198-ФЗ) [10].

По мнению европейских экспертов, на июнь 2014 года из выданных России 21 рекомендации 3 - выполнено, 12 - выполнено частично, 6 - не выполнено. Из невыполненных:

- увеличить срок давности по возбуждению уголовного дела за совершение подкупа с двух до десяти лет по ст. 291 УК РФ «Дача взятки», ст. 204 «Коммерческий подкуп»;

- расширить предмет взятки и подкупа, чтобы охватить и в достаточной мере учесть любые нематериальные преимущества и преимущества, которые предоставляются или предлагаются третьей стороне, независимо от того, имеют ли они поддающуюся оценке рыночную ценность или нет (Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию, ETS 173) (пункт 56);

- расширить круг субъектов подкупа, чтобы охватить всех лиц, работающих на предприятиях частного сектора;

- криминализировать злоупотребления влиянием в корыстных целях в соответствии со статьей 12 Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию (ETS 173) (пункт 62);

- ввести понятия «предложения», «обещания» и «просьбы» о предоставлении преимущества и «принятия предложения или обещания» в ст. 184, 204, 290, 291 УК РФ, в соответствии с Конвенцией Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию (ETS 173) (пункт 55);

- рассмотреть законы и нормы о финансировании избирательных кампаний на федеральном уроне, чтобы установить дублирование и несогласованность;

- в области финансирования политических партий обеспечить «ясные, прочные и недвусмысленные правовые рамки»;

- принять меры к тому, чтобы не допустить злоупотреблений служебным положением в ходе избирательных кампаний;

- обеспечить придание прозрачности финансированию общественных объединений без статуса юридического лица и фондов поддержки политических партий.

GRECO рекомендовал властям Российской Федерации устранить недочеты в антикоррупционном законодательстве до 31 декабря 2015 года, чтобы действующие формулировки законодательства о борьбе со взяточничеством были недвусмысленными, и установить четкие, предсказуемые, последовательные и всеобъемлющие правовые рамки в соответствии с Конвенцией об уголовной ответственности за коррупцию (ETS 173) и Дополнительным Протоколом к Конвенции

(БТБ 191) - последний документ еще не ратифицирован Российской Федерацией.

Говоря о значении оперативно-розыскной деятельности в уголовной политике по противодействию коррупции в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не следует, конечно, преувеличивать ее значение, как и вообще уголовно-правовых средств, но нельзя и преуменьшать ее роль. Разумеется, одними уголовно-правовыми средствами проблему экономической коррупции не решишь, она решаема путем применения как хирургических средств, к которым мы и относим уголовно-правовые, так и общей терапии, то есть самого широкого комплекса экономических, правовых, социальных мер.

По мнению ряда специалистов, оперативно-розыскная деятельность (ОРД) играет решающую роль в выявлении и раскрытии большинства преступлений коррупционной направленности. ОРД является одним из важнейших инструментов, используемых в деятельности правоохранительных органов при борьбе с коррупцией [11]. Подобную позицию разделяет и генеральной прокурор России, по мнению которого осведомленность оперативных подразделений является основополагающим фактором в борьбе с коррупцией [12].

Однако потенциал оперативно-розыскной деятельности в уголовной политике по противодействию коррупции в сфере экономики, особенно ее элитной, верхушечной части, задействован не в полной мере. Более того, имеет место тревожная тенденция по снижению эффективности ОРД. На это обстоятельство также обратил внимание генеральный прокурор: потенциал ОРД задействован в борьбе против коррупционных преступлений недостаточно [13, 12]. Генеральный прокурор России отмечает, что повсеместно остается низким уровень осведомленности оперативных подразделений о коррупционных явлениях в органах государственной власти, что не позволяет выявлять и расследовать коррупционные преступления. Распространены, с одной стороны, бездеятельность и отсутствие инициативы, а с другой стороны - имитация деятельности с целью улучшения статистических показателей [12].

Солидарны с такими оценками и специалисты: безопасность экономических объектов приоритетного оперативного прикрытия обеспечивается слабо, отсутствует своевременная и достоверная информация о наиболее опасных коррупционных преступлениях, совершаемых в органах государственной власти [14].

Достаточно характерным показателем современной ситуации с использованием в антикор-

рупционной деятельности средств ОРД является оперативный эксперимент. К нашему сожалению, стандарты законности оперативного эксперимента все более сужаются обратно расширению уголовно-правового понятия «провокации».

В настоящее время главным критерием для определения правомерности оперативного эксперимента являются позиции, сформулированные Пленумом Верховного Суда РФ [15, 16], согласно которым провокация состоит в том, что провокатор своими действиями (в виде передачи денег, ценных бумаг, иного имущества или оказания услуг имущественного характера) возбуждает у подвергающегося эксперименту лица, не имевшего ранее умысла на совершение преступления, намерение совершить такое преступление с целями (1) искусственного формирования доказательств совершения преступления и последующего изобличения этого лица на основании данного доказательства либо (2) его шантажа, создания зависимого положения. При этом заведомо для провокатора субъект - объект эксперимента (а) не совершал действия, свидетельствующие о его согласии принять взятку либо предмет коммерческого подкупа, или (б) отказался их принять.

На формирование современных стандартов определения провокации решающее влияние оказала практика Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), принявшего ряд решений против России [17], которые были закреплены в нормативных актах прокуратуры [18], в целом ряде судебных приговоров. Некоторые авторитетные ученые уже создали на этой основе целое учение [19-22]. Как пишет С.И. Кандауров, некоторые из коллег, желая быть что называется «святее папы римского», пришли к выводам о том, что, во-первых, информацию о предполагаемом преступном поведении лица можно получить только от «заявителя» - частного лица, никак не связанного с полицией, во-вторых, при соблюдении пассивности сотрудников полиции и сотрудничающих с ними лиц. Надо тогда вообще запретить участвовать в проведении таких ОРМ, как проверочная закупка или оперативный эксперимент, сотрудникам полиции и (или) сотрудничающим с ними лицам, а ждать заявителя, который не должен быть каким-то образом связан с полицией. Учитывая то обстоятельство, что избытка добровольцев, желающих сделать заявление об известных им фактах наркоторговли или коррупции не наблюдается, и этого не будет никогда, можно смело предположить, что при таком подходе мы обрекаем правоохранительную систему на бездействие [23].

В общем-то так и происходит. После известных событий, связанных с привлечением к уго-

ловному преследованию руководства ГУЭБиПК МВД РФ весной 2014 года, сотрудники оперативных подразделений предпочитают воздерживаться от проведения этого оперативного мероприятия. Все больше уголовная политика противодействия коррупции становится имитацией борьбы.

Мы выступали [24, 25] и выступаем сторонниками «контролируемого предложения взятки должностному лицу» сотрудниками правоохранительных органов, иначе говоря, за допущение элементов провокации при выявлении взяточников. Предлагаем в этом плане брать за пример США [26, 27]. На наш взгляд, надо истолковывать решения ЕСПЧ в том смысле, что исходная информация о преступном поведении лица может быть получена не только от «заявителя», но и из агентурных источников. Прово-кационность надо ограничить только действиями участников ОРМ, которые или влияют на свободу воли объекта или не влияют. Предлагаем использовать оперативный эксперимент как средство тотальной борьбы с коррупцией. В качестве лица, предлагающего взятку и передающего предмет взятки, а равно совершающего иные действия в ходе «контролируемого преступления» (оперативного эксперимента), должны быть допущены работники спецслужб. Существующая практика, когда оперативники, как правило, действуют как бы на заднем плане, а главным действующим лицом выступает частное лицо («торпеда», «закупной»), которое формально сделало заявление о взяточничестве, следует признать недостаточно действенным.

Бремя опровержения утверждения, что имела место фальсификация доказательств (недопустимая «провокация»), должно лежать на стороне обвинения. По делам о взяточничестве презюмирование провокации составляет основу защиты, опровержение этой фактической презумпции лежит на обвинении. Задача суда в том, чтобы провести грань между ловушкой для простаков и ловушкой для преступника. Для разрешения этой задачи могут быть использованы объективные признаки поведения полиции, которое неприемлемо в правовом государстве, и субъективные признаки того, что обвиняемый предрасположен к совершению данного преступления. Главным является объективный критерий, фактор же предрасположенности приобретает актуальность только в той степени, в какой он способен усугубить подозрение в том, что уже сформировавшийся умысел обвиняемого состоял в продолжении преступной деятельности. Фактами, указывающими на недопустимость приемов полиции, является (а) особая уязвимость объекта (если, например,

человек предварительно специально был поставлен в тяжелую жизненную ситуацию), (б) если агентом использовались такие чувства, как дружба или патриотизм.

Вполне солидарны с выводами Д.С. Кучерука о необходимости изменения уголовной политики в отношении экономической коррупции. По его словам, пришло время активных наступательных действий, инициативное выявление коррумпированных элементов и затем изобличение их путем захвата на месте с поличным путем предоставления в суде показаний офицеров правоохранительных органов, проводивших операции-ловушки по вскрытию коррупционных схем и изобличению лиц, участвующих в них [28].

Сложившаяся геополитическая ситуация требует, на наш взгляд, изменения уголовной политики по искоренению элитной коррупции, которая срослась с организованной экономической преступностью. Руководство страны должно проявить политическую волю в чистке экономически и политически господствующей элиты, используя в числе прочих и арсенал оперативно-розыскных мероприятий.

Список литературы

1. http://www.transparency.org

2. http://www.doingbusiness.org

3. http://www.data.worldjusticeproject.org

4. http//www.weforum.org

5. http://www.worldbank.org

6. Федеральный закон от 04.05.2011 г. № 97-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции» // Российская газета, 2011. 26 мая. № 97.

7. Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 329-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции» // Российская газета. 2011. 26 ноября. № 266.

8. Федеральный закон от 24.11.2014 г. № 355-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу финансовой отчетности политических партий, избирательных объединений, кандидатов на выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления» // Российская газета. 2014. 27 ноября. № 270.

9. Федеральный закон от 02.11.2013 г. № 302-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета. 2013. 6 ноября. № 249.

10. Федеральный закон от 23.07.2013 г. № 198-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Феде-

рации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предотвращения противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований» // Российская газета. 2013. 26 июля. № 163.

11. Боруленко Ю.П. Юридическое познание в процессуальной, оперативно-розыскной и частной детективной деятельности. Владимир: ВГГУ, 2009. С. 207.

12. Доклад Генерального прокурора Российской Федерации Ю.Я. Чайки на заседании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 27.04.2011. URL: http://genproc.gov.ru/

13. Вступительное и заключительное слова Генерального прокурора Российской Федерации на межведомственном совещании руководителей правоохранительных органов Российской Федерации по вопросу укрепления законности и правопорядка 25.02.2010. URL: http://genproc.gov.ru/management/ appearences/document-13703/

14. Александров А.С. Реформа полиции, реформа обвинительной власти России - путь к евроинтегра-ции // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2013. № 4 (26). С. 49-57.

15. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15.06.2006 г. № 14 (ред. от 23.12.2010) «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами» (пункт 14) // Российская газета. 2006. 28 июня. № 137.

16. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 г. № 24 (ред. от 03.12.2013) «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» (пункт 32) // Российская газета. 2013. 17 июля. № 154.

17. Постановление Европейского суда по правам человека от 15 декабря 2005 года по делу «Г.А. Ваньян против России» (Vanyan v. Russia). Жалоба № 53203/99 // Справочная поисковая система Кон-сультантПлюс. Дата обращения 10 января 2015 г.

18. Информационное письмо «О практике рассмотрения Европейским судом по правам человека жалоб о нарушении прав граждан при проведении оперативно-розыскных мероприятий «проверочная закупка» и «оперативный эксперимент» от 15.04.2011 г. № 69-12-2011. Справочная поисковая

система «КонсультантПлюс». Дата обращения 10 января 2015 г.

19. Гаврилов Б., Боженок С. К вопросу о провокации преступлений (с учетом решений Европейского суда по правам человека // Российская юстиция. 2006. № 5. С. 45-47.

20. Лапатников М.В. Теоретико-прикладные вопросы отграничения провокации от правомерного оперативно-розыскного мероприятия с учетом практики Европейского суда по правам человека // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2014. № 2 (26). С. 97-104.

21. Савинский А., Бакун В. Разграничение оперативного эксперимента и провокации взятки // Законность. 2010. № 7. С. 49.

22. Радачинский С. Н. Провокация преступления как комплексный институт уголовного права: проблемы теории и практики: Автореф. дис... д-ра юрид. наук. Н. Новгород, 2011. С. 16.

23. Кандауров С.И. К вопросу об отграничении оперативного эксперимента и проверочной закупки от провокации или подстрекательств // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2014. № 3 (27). С. 93-97.

24. Александрова И.А., Шевелев А.В. К вопросу о пересмотре границы между провокацией взятки и оперативным экспериментом // Вестник МВД. 2007. № 1. С. 45-52.

25. Власова С., Александрова И., Кучерук Д. Проект модернизации правового механизма борьбы со взяточничеством. Разработки нижегородской школы уголовного и уголовно-процессуального права. LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012. 469 с.

26. Александров А. С., Кучерук Д. С. Результаты ОРМ - база приговора? Статья 1. Российский и международный опыт // Российский следователь. 2012. № 4. С. 32-35.

27. Александров А. С., Кучерук Д. С. Результаты ОРМ - база приговора? Статья 2. Российские регламенты устарели // Российский следователь. 2012. № 6. С. 35-39.

28. Кучерук Д.С. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании по уголовным делам о взяточничестве: Автореф. дис. канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2011. С. 8.

SEARCH AND INVESTIGATION COMPONENT IN THE CRIMINAL POLICY ON COMBATING CORRUPTION IN BUSINESS AND OTHER ECONOMIC ACTIVITIES

A.S. Alexandrov, I.A Alexandrova

In this article, the need for changes in the criminal policy on combating corruption in business and other economic activities is justified. This policy should be more assertive and decisive. The authors suggest that the potential for search and investigation activities should be used more intensively to encourage prosecution of elite members involved in corruption. It is proposed to revise the criteria for the lawful use of sting operations to expose corruption.

Keywords: corruption, economy, search and investigation activities.

References 1. http://www.transparency.org

2. http://www.doingbusiness.org

3. http://www.data.worldjusticeproject.org

4. http//www.weforum.org

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Onepamu6w-po3bicK№H cocmaennrn^an e угоnоeноü nonumuKe no npomueodeucmeurn Koppynquu

103

5. http://www.worldbank.org

6. Federal'nyj zakon ot 04.05.2011 g. № 97-FZ «O vnesenii izmenenij v Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Fed-eracii i Kodeks Rossijskoj Federacii ob administrativnyh pravonarusheniyah v svyazi s sovershenstvovaniem gosudarstvennogo upravleniya v oblasti protivodejstviya korrupcii» // Rossijskaya gazeta. 2011. 26 maya. № 97.

7. Federal'nyj zakon ot 21.11.2011 g. № 329-FZ «O vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Ros-sijskoj Federacii v svyazi s sovershenstvovaniem gosudarstvennogo upravleniya v oblasti protivodejstviya korrupcii» // Rossij skaya gazeta. 2011. 26 noyabrya. № 266.

8. Federal'nyj zakon ot 24.11.2014 g. № 355-FZ «O vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii po voprosu finansovoj otchetnosti politicheskih partij, izbiratel'nyh ob"edinenij, kandidatov na vyborah v organy gosudarstvennoj vlasti i organy mestnogo samoupravleniya» // Rossijskaya gazeta. 2014. 27 noyabrya. № 270.

9. Federal'nyj zakon ot 02.11.2013 g. № 302-FZ «O vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii» // Rossijskaya gazeta. 2013. 6 noyabrya. № 249.

10. Federal'nyj zakon ot 23.07.2013 g. № 198-FZ «O vnesenii izmenenij v Federal'nyj zakon «O fizicheskoj kul'ture i sporte v Rossijskoj Federacii» i otdel'nye za-konodatel'nye akty Rossijskoj Federacii v celyah predot-vrashcheniya protivopravnogo vliyaniya na rezul'taty oficial'nyh sportivnyh sorevnovanij» // Rossijskaya gazeta. 2013. 26 iyulya. № 163.

11. Borulenko Yu.P. Yuridicheskoe poznanie v pro-cessual'noj, operativno-rozysknoj i chastnoj detektivnoj deyatel'nosti. Vladimir: VGGU, 2009. S. 207.

12. Doklad General'nogo prokurora Rossijskoj Federacii Yu.Ya. Chajki na zasedanii Soveta Federacii Fed-eral'nogo Sobraniya Rossijskoj Federacii 27.04.2011. URL: http://genproc.gov.ru/

13. Vstupitel'noe i zaklyuchitel'noe slova General'nogo prokurora Rossijskoj Federacii na mezhve-domstvennom soveshchanii rukovoditelej pravoohranitel'nyh organov Rossijskoj Federacii po voprosu ukrepleniya zakonnosti i pravoporyadka 25.02.2010. URL: http://genproc.gov.ru/management/appearences/documen t-13703/

14. Aleksandrov A.S. Reforma policii, reforma obvi-nitel'noj vlasti Rossii - put' k evrointegracii // Yuridicheskaya nauka i pravoohranitel'naya praktika. 2013. № 4 (26). S. 49-57.

15. Postanovlenie Plenuma Verhovnogo Suda RF ot 15.06.2006 g. № 14 (red. ot 23.12.2010) «O sudebnoj praktike po delam o prestupleniyah, svyazannyh s narko-ticheskimi sredstvami, psihotropnymi, sil'nodejstvuyush-chimi i yadovitymi veshchestvami» (punkt 14) // Rossijskaya gazeta. 2006. 28 iyunya. № 137.

16. Postanovlenie Plenuma Verhovnogo Suda RF ot 09.07.2013 g. № 24 (red. ot 03.12.2013) «O sudebnoj

praktike po delam o vzyatochnichestve i ob inyh korrup-cionnyh prestupleniyah» (punkt 32) // Rossijskaya gazeta. 2013. 17 iyulya. № 154.

17. Postanovlenie Evropejskogo suda po pravam che-loveka ot 15 dekabrya 2005 goda po delu «G.A. Van'yan protiv Rossii» (Vanyan v. Russia). Zhaloba № 53203/99 // Spravochnaya poiskovaya sistema Konsul'tantPlyus. Data obrashcheniya 10 yanvarya 2015 g.

18. Informacionnoe pis'mo «O praktike ras-smotreniya Evropejskim sudom po pravam cheloveka zhalob o narushenii prav grazhdan pri provedenii opera-tivno-rozysknyh meropriyatij «proverochnaya zakupka» i «operativnyj ehksperiment» ot 15.04.2011 g. № 69-122011. Spravochnaya poiskovaya sistema Konsul'tantPlyus. Data obrashcheniya 10 yanvarya 2015 g.

19. Gavrilov B., Bozhenok S. K voprosu o pro-vokacii prestuplenij (s uchetom reshenij Evropejskogo suda po pravam cheloveka // Rossijskaya yusticiya. 2006. № 5. S. 45-47.

20. Lapatnikov M.V. Teoretiko-prikladnye voprosy otgranicheniya provokacii ot pravomernogo operativno-razysknogo meropriyatiya s uchetom praktiki Evropejskogo suda po pravam cheloveka // Yuridicheskaya nauka i praktika: Vestnik Nizhegorodskoj akademii MVD Rossii, 2014. № 2 (26). S. 97-104.

21. Savinskij A., Bakun V. Razgranichenie opera-tivnogo ehksperimenta i provokacii vzyatki // Za-konnost'. 2010. № 7. S. 49.

22. Radachinskij S.N. Provokaciya prestupleniya kak kompleksnyj institut ugolovnogo prava: problemy teorii i praktiki: Avtoref. dis... d-ra yurid. nauk. N. Novgorod, 2011. S. 16.

23. Kandaurov S.I. K voprosu ob otgranichenii oper-ativnogo ehksperimenta i proverochnoj zakupki ot pro-vokacii ili podstrekatel'stv // Yuridicheskaya nauka i praktika: Vestnik Nizhegorodskoj akademii MVD Rossii. 2014. № 3 (27). S. 93-97.

24. Aleksandrova I.A., Shevelev A.V. K voprosu o peresmotre granicy mezhdu provokaciej vzyatki i opera-tivnym ehksperimentom // Vestnik MVD. 2007. № 1. S. 45-52.

25. Vlasova S., Aleksandrova I., Kucheruk D. Proekt modernizacii pravovogo mekhanizma bor'by so vzya-tochnichestvom. Razrabotki nizhegorodskoj shkoly ugolovnogo i ugolovno-processual'nogo prava LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012. 469 s.

26. Aleksandrov A.S., Kucheruk D.S. Rezul'taty ORM -baza prigovora? Stat'ya 1. Rossijskij i mezhdunarodnyj opyt // Rossijskij sledovatel'. 2012. № 4. S. 32-35.

27. Aleksandrov A.S., Kucheruk D.S. Rezul'taty ORM - baza prigovora? Stat'ya 2. Rossijskie reglamenty ustareli // Rossijskij sledovatel'. 2012. № 6. S. 35-39.

28. Kucheruk D.S. Ispol'zovanie rezul'tatov opera-tivno-rozysknoj deyatel'nosti v dokazyvanii po ugolov-nym delam o vzyatochnichestve: Avtoref. dis. kand. yurid. nauk. N. Novgorod, 2011. S. 8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.