ДИАГНОСТИКА СОЦИУМА
flfe
Н. С. Ивашкин
© Ивашкин Н. С., 2022
142
Ценности и смыслы. 2022. № 4 (80). С. 142-156 Values and Meanings/Tsennosti I Smysly. 2022. No. 4 (80). P. 142-156 (In Rus)
Научная статья УДК 37
https://doi.org/ 0.24412/2071-6427-2022-4 -142-156
Коррупция и ее влияние на качество образования в современной России
Никита Сергеевич Ивашкин
ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», Москва, Россия E-mail: ivashkin.nikita07@gmail.com http://orcid.org/0000-0001-5352-1529
Аннотация. Данная статья рассматривает природу коррупции на разных исторических этапах. В статье проведен анализ коррупционных правонарушений в образовательной сфере России в настоящее время и их влияние на качество образования. В ходе работы были определены и перечислены преступления, связанные с коррупцией в сфере образования, снижающие уровень подготовки учащихся и студентов, что в конечном итоге приводит к спаду экономической активности государства.
Опираясь на работы ряда авторов, в течение последних лет занимающихся изучением вопросов коррупции в образовании, а также анализируя данные социально-психологических исследований, в статье выделяются и систематизируются основные факторы, влияющие на падение уровня образования. Среди этих факторов выделяются: взяточничество как при лицензировании и аккредитации вузов, так и при сдаче экзаменов, коррупционное репетиторство, «кумовство» и взяточничество при приеме на работу преподавателей. Данные тенденции рассмотрены на
примере образовательных организаций разных уровней, в разных регионах страны. Низкая степень вовлеченности учащихся средних школ в образовательный процесс и некачественная подготовка студентов понижают степень доверия к образованию и, как следствие, способствуют разрушению благоприятного инвестиционного климата для потенциальных отечественных и иностранных инвесторов в образование, что приводит к уменьшению инвестиций в образовательные программы, в техническое оснащение школ и университетов, к сокращению научно-образовательных программ, в том числе и международных. Ликвидация данных проблем — это проведение комплексной антикоррупционной политики государства и внедрение в образовательные институты «Национального плана противодействия коррупции», утвержденного Президентом Российской Федерации.
Ключевые слова: коррупция, образование, качество образования, университеты, школы, репетиторство, взяточничество, закон, антикоррупционное воспитание.
Для цитирования: Ивашкин Н. С. Коррупция и ее влияние на качество образования в современной России//Ценности и смыслы. 2022. № 4 (80). С.142-156. https://doi.org/ 0.24412/2071-6427-2022-4 -142-156
Original article
CORRUPTION AND ITS IMPACT ON THE QUALITY OF EDUCATION IN MODERN RUSSIA
Nikita S. Ivashkin
Federal State Budgetary Scientific Institution "Institute for Education Development Strategy of the Russian Academy of Education", Moscow, Russia E-mail: ivashkin.nikita07@gmail.com
Abstract. The article gives a brief overview of corruption at different historical stages. The author considers examples of corruption in the educational sphere of Russia at the present time and analyses their impact on the quality of education, both in general educational institutions and higher educational institutions. The article discusses not only various corruption components that contribute to a decrease in the quality of education through the development of corruption ties, but also their consequences, which negatively affect both the quality of education of schoolchildren and students, and the moral development of the younger generation and, as a result, negatively affect the economy of the state as a whole. Based on the work of a number of authors who have been studying the development of corruption in education in recent years, as well as analyzing the data of socio-psychological studies, the author identifies and
systematizes the main factors influencing the decline in the level of education. These are "rigging" and non-compliance with established standards in licensing and accreditation of universities, bribery (when passing exams), corrupt tutoring, "nepotism" and bribery in hiring teachers. These trends are considered on the example of different levels of educational organizations in different regions of the country. The decrease in the level of education of schoolchildren and poor-quality training of students lowers the level of confidence in domestic education and, as a result, contributes to the destruction of a favorable investment climate for potential domestic and foreign investors in education, which leads to a decrease in investment in educational programs, including for technical equipment schools and universities, reduction of scientific and educational programs, including international ones. The elimination of these problems is the implementation of a comprehensive anti-corruption policy of the state and the introduction of the National Anti-Corruption Plan approved by the President of the Russian Federation into educational institutions.
Keywords: corruption, education, quality of education, universities, schools, tutoring, bribery, law, anti-corruption.
For citation: Ivashkin N. S. Corruption and its impact on the quality of education in modern Russia // Values and Meanings/Tsennosti I Smysly. 2022. No. 4 (80). P.142-56 (In Rus). https://doi.org/ 0.24412/2071-6427-2022-4 -142-156
Постановка проблемы
Согласно определению ЮНЕСКО, «Коррупция в сфере образования подрывает общественное доверие, усугубляет неравенство и саботирует развитие новых поколений. Виды коррупции в системе начального и среднего образования варьируются от мошенничества в учебе до взяточничества и кумовства при назначении учителей, на торги при закупке учебников и расходных материалов» [18].
Коррупция в современном мире — одно из наиболее опасных социальных явлений. Когда и где впервые появилась коррупция? Ответить на этот вопрос, если мы говорим о самом явлении, несложно, потому что «коррупция появилась тогда, когда появилось государство и законы, которые кому-то необходимо было обойти» [1].
Коррупция (от лат. corrumpere «растлевать», лат. corruptio «подкуп, продажность; порча, разложение; растление») — термин, обозначающий обычно использование должностным лицом своих служебных полномочий, а также связанных с этим официальным статусом авторитета, возможностей, связей в целях личной выгоды.
Первым борцом с коррупцией, по известным нам письменным источ-
никам, был Уруинимгина — шумерский царь, живший во второй половине XXIV века до н.э. [5].
Фараоны Древнего Египта также проводили антикоррупционные действия против сложившегося огромного бюрократического аппарата чиновников [6].
О коррупции было известно и в Древнем Риме, так, в Законах XII таблиц термин «corrampere» начинает использоваться в значениях «менять за деньги показания в суде» и «подкупать судью».
Первый трактат с обсуждением коррупции — «Артха-шастра» — был опубликован одним из министров Бхараты (Индия) в IV веке до н.э.
В Средневековье о коррупции писал в своих трудах Николо Макиавелли. Коррупцию он сравнивал с болезнью, например, с чахоткой. Вначале её трудно распознать, но легче лечить. Если же она запущена, то её легко распознать, но излечить трудно.
Новый импульс борьбы с коррупцией связан с развитием либеральных идей в Европе в XVIII веке, формированием общественного мнения, которое негативно воспринимало коррупцию.
В современном мире борьба с коррупцией занимает такое же важное место, как борьба с терроризмом, потому что «коррупция наносит непоправимый ущерб не только отдельным государствам, но и мировому сообществу» [3].
В настоящее время коррупция в большинстве стран охватывает не только экономику, государственное управление, политику, но и социально-культурные области, например, образование, что наносит мощный, не только экономический ущерб, она негативно влияет на моральные устои в обществе, на воспитание детей и подростков.
Давно намечалась необходимость в понятийном определении коррупции в сфере образования. Как в российской, так и зарубежной научной литературе все больше стали появляться работы, посвященные коррупции в образовательной сфере, ее формах и видах, а также предложения по модернизации способов борьбы с ней. К известным научным деятелям, внесшим существенный вклад в понимание коррупции в образовании, относятся, например, Е. А. Акунченко, И. И. Бикеев, И. А. Биккинин, Л. А. Букалерова, О. А. Ястребов, Н. В. Ванюхина, А. И. Скоробогатова, М. А. Волкова и многие другие.
С одной стороны, нельзя не согласиться с тем, что количество научно-исследовательских работ по теме коррупции в сфере образования
значительно. Однако, с другой стороны, до сих пор имеются нераскрытые вопросы, касающиеся конкретных черт такой коррупции, ее видов и типов, а также прямого или косвенного влияния на саму сферу образования в краткосрочной и долгосрочной перспективе.
Само «образование» и «коррупция» находятся в обратной корреляции друг с другом. Это означает, что чем сильнее борьба с коррупцией, тем меньше она влияет на сам процесс получения образования и тем выше уровень образования в стране. Чем большее число граждан имеют качественное образование, тем сложнее ввергнуть общество в образовательно-коррупционную «яму» [8]. Особенность коррупции в том, что она пронизывает и охватывает все основные ступени, а именно — общее, среднее профессиональное и высшее образование. Коррупция в сфере образования снижает ответственность обучающихся перед своим будущим и приводит к необразованности, что постепенно разлагает общество, останавливает экономическое развитие страны. Более того, происходит подмена отношения к коррупции, когда неприязнь к ней заменяется ее поощрением.
Самое опасное в образовательной коррупции — это складывание у общества позитивного отношения к ней. Когда школьники и студенты тратят силы не на получение новых знаний и развитие, а на поиски контактов для коррупционного решения образовательного вопроса, тогда весь смысл в образовании теряется, на рынок труда выходят неподготовленные, непрофессиональные кадры. Такие кадры несут свое коррупционное мышление [2]. Этот стереотип наиболее опасен для мировоззрения подростков.
Невозможно представить позитивное развитие общества, когда оно нацелено на достижение своих целей коррупционными методами, а не посредством своего интеллектуального развития. Таким образом, постепенно такое общество перестает развиваться и все сильнее криминализируется.
Об этой непростой проблеме, например, пишет в своей работе «Коррупция в сфере образования: понятие, характерные черты, формы и виды» И. А. Дамм. Согласно проведенному исследованию, в 2016 году в городе Красноярске 1200 человек были опрошены по вопросу «Как стать успешным в современной России». Среди опрошенных, 62% ответили, что успех зависит от нужных знакомых, 24% — что взятка недопустима в любом виде, но при этом более половины согласны с тем, что взят-
ка может выступать как форма поощрения за услугу или содействие в ускоренном ее получении или для решения тех или иных проблем [12].
Исследования О. В. Ванновской [7], Е. М. Богодуховой [4], В. Г. Гордиенко подтверждают результаты исследования, проведенного в 2016 году И. А. Даммом. Из чего можно сделать вывод, что современное молодое поколение в позитивном ключе относится к коррупции и считает ее допустимой нормой общественной жизни.
Так, многие молодые люди даже не задумываются о том, что некоторые образовательные организации (правда, такие случаи в настоящее время имеют единичный характер), в которых они по «воле судьбы» проходят обучение, могут иметь аккредитацию за счет дачи взятки, а значит, будут выпускать специалистов низкого профессионального уровня. Совершающие же мошенничество университеты обманывают не десятки людей, а общество в целом, так как они получают незаконную ренту и совершают преступление в стенах того самого учреждения, которое было создано с целью подготовки будущих специалистов, руководителей на справедливой и объективной основе.
И это только один из факторов, способствующих понижению качества образования через развитие коррупционных связей.
Основная часть исследования
Коррупционные преступления выявляются при получении как общего, так и высшего образования. В данной работе рассмотрим примеры коррупционных преступлений, которые снижают качество образования.
В образовательных организациях высшего образования проводится работа по подготовке квалифицированных специалистов разных направлений. Коррупционный характер могут иметь следующие практики, которые способны негативно отразиться на получении студентами знаний, умений и навыков, и, соответственно, снизить их будущий экономический эффект на развитие государства:
— «подтасовки» и не соблюдение установленных требований при лицензировании и аккредитации университетов;
— взяточничество (при сдаче экзаменов), коррупционное репетиторство;
— «кумовство» и взяточничество при приеме на работу преподавателей [19].
Итак, аккредитация вузов — это подтверждение соответствия компе-
тенции юридического лица (образовательной организации) осуществлять заявленные им образовательные программы по обучению обучающихся, которые соответствуют содержанию и качеству принятых государственных стандартов соответствующего уровня [9].
Получение лицензии и аккредитации в настоящее время в России крайне и не всегда оправданно забюрократизированы. Это приводит к тому, что руководство образовательных организаций высшего образования подчас старается договориться с проверяющими органами или отдельными уполномоченными лицами. Наряду с преодолением бюрократической волокиты, проверяющие подчас «закрывают глаза» на некомпетентность преподавательского состава вуза, что приводит к снижению качества обучения, а значит к выпуску некомпетентных специалистов, что отражается на экономике и социальной сфере, становясь «миной замедленного действия» для развития страны и ее авторитета на международной арене.
В последнее время российское образование на международном рынке рассматривается при прочих равных условиях с другими государствами, как менее конкурентноспособное [20]. Наиболее обеспеченные слои российского общества, имеющие возможность путешествовать по миру и анализировать качество образования за рубежом, не пренебрегают возможностью отправить своих детей учиться за границу. Подобная тенденция и практика ставит под сомнение компетентность наших специалистов и соответственно качество создаваемой ими продукции в дальнейшем, так как образование потенциально выполняет две функции на рынке труда: инвестиции в человеческий капитал и повышение производительности труда. Следовательно, некачественное высшее образование и является основой отставания в будущем национальной экономики.
Кроме того, от таких коррупционных действий страдает непосредственно государственный бюджет. Вливание финансовых средств в образовательные программы, которые не способствуют достижению поставленных целей, приводит к тому, что на рынок труда выходят неквалифицированные специалисты, неспособные быть в должной мере полезными для государства и общества.
Коррупционное репетиторство — также одна из завуалированных форм взятки.
Существуют две формы репетиторства, а именно правомерное и не-
правомерное. Первое относится к такой форме, которая разрешена действующим законодательством [23]. Неправомерное репетиторство подразумевает осуществление индивидуальной образовательной деятельности за финансовое или материальное вознаграждение вне образовательной организации или без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Такая репетиторская деятельность не подразумевает уплату налогов и способно повлечь неблагоприятные юридические последствия для репетиторов. Иными словами, неправомерное репетиторство именуется «теневым».
Одним из наиболее серьезных факторов коррупции в вузах является взяточничество при сдаче экзаменов, когда студент по той или иной причине не может или не хочет подготовится к экзамену, а преподаватель за получение вознаграждения в той или иной форме (проще говоря, взятки) выставляет студенту положительную оценку без проверки его знаний. К чему приводят такие действия в дальнейшем? Если говорить официальным языком, то к предоставлению в будущем этим специалистом (ныне студентом) некачественных услуг. А если посмотреть на это с обыденной точки зрения, то к потенциальным авариям, некачественному лечению, отсутствию компетенций и так далее, смотря о какой отрасли экономики говорить [17].
Взяточничество и «кумовство» при приеме на работу специалистов, не обладающих необходимыми компетенциями, также приводит к снижению качества преподавания и обучения. При этом вуз не только не выполняет взятых обязательств по предоставлению качественного образования перед студентом, но и наносит значительный урон непосредственно государству, выражающийся в трате бюджетных средств на оплату неквалифицированных преподавателей и дает все тот же эффект некомпетентности выпускаемых специалистов. Некачественная подготовка студентов влияет также на разрушение благоприятного инвестиционного климата для потенциальных инвесторов в образование, что отражается как на техническом оснащении наших вузов, так и на проведении совместных научно-образовательных международных программ.
К характерным чертам коррупционного репетиторства относятся:
— оно осуществляется только в сфере образования;
— направлено на получение денежных средств через образовательную деятельность;
— может осуществляться для подготовки к вступительным испытаниям в образовательные организации;
— лицами подкупа являются преподаватели, педагогические работники;
— использование своего должностного положения для оказания коррупционного репетиторства и т.д. [11].
Примером коррупционного репетиторства может являться ситуация, когда педагогический работник, принимающий экзамены или зачеты, намеренно создает такие условия для студентов, которые не позволяют им в полной мере раскрыть свои способности и навыки, что ведет к неудовлетворительным итоговым баллам. Зачастую студенты после подобных ситуаций сами стараются заключить коррупционную сделку с целью улучшить свои результаты.
По данным исследований, проведенных в 2009 году национальным исследовательским университетом "Высшая школа экономики", общая сумма взяток в системе образования ежегодно достигает немногим меньше 1 млрд долл. (26 млрд руб.). Три четверти этой суммы составляют взятки, связанные с высшим образованием [22].
И самое плачевное в том, что размер коррупции в высшей школе прямо пропорционален снижению качества образования, которое, к сожалению, нельзя посчитать простым суммированием незаконно полученных средств образовательными организациями и их конкретными представителями.
Влияние коррупции на качество образования касается не только высшего образования, но и общеобразовательных организаций — школ.
Если говорить о классификации коррупции в школьном образовании, то, безусловно, справедливо деление коррупции предложенное в свое время А. Ханденхаймером, о чем говорит И. Мени в работе «Коррупция на рубеже веков: эволюция, кризис и сдвиг в ценностных представлениях», который подразделял коррупцию на «черную», «серую» и «белую» [21].
«Черная коррупция» — это совокупность проявлений, которые большая часть общества воспринимает и расценивает как опасное для общества явление. Примером может служить взяточничество. Проявления «серой» коррупции воспринимаются обществом неоднозначно. Значительная доля населения и элит не стигматизирует их как коррупционные и оправдывает ее существование жизненной или производственной необходимостью. И, наконец, проявления «белой»
коррупции подавляющим большинством граждан в качестве коррупционных не воспринимаются [21].
Значительная часть коррупционных проявлений в сфере школьного образования относится к «серой» или даже «белой» коррупции. Всем нам знакома суета, которая сопровождает сбор денег на подарки учителю. И пусть этот учитель не любим и даже плохо ведет уроки, но таким образом приходится «покупать» внимание к ребенку. К таким повседневным практикам родители привыкли и даже не связывают их с коррупцией. Хотя однозначно не признавать это коррупцией нельзя.
Рассмотрим наиболее значительные факторы коррупции в образовательных организациях, осуществляющих в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, которые наиболее показательно связаны со снижением качества образования. Фактически они идентичны проблемам вузовского образования:
— низкая квалификация, некомпетентность учителя;
— снижение качества образования за счет коррупционного репетиторства;
— внедрение неподготовленных инновационных проектов через подкуп.
Рассмотрим первый фактор — некомпетентность или неподготовленность педагогов [12].
В последнее время государство уделяет значительное внимание аттестации педагогов и подтверждению их квалификации. Напрямую уровень полученной квалификации педагога влияет на получение им заработной платы. Что же необходимо для современного учителя знать/ уметь, кроме содержания своего предмета? Это прежде всего владение компьютерными программами, умение обучать этому школьников, умение выстраивать межпредметные связи между различными дисциплинами, понимать и знать современные тенденции развития науки.
К сожалению, компетентность ряда учителей в вышеперечисленных вопросах ниже среднего. Яркий пример тому — дистанционное обучение в период пандемии коронавируса. Порядка 70% учителей не могли долгое время вести дистанционно уроки, так как не имели навыков владения компьютером. Таким образом, большинство школьников месяцы обучалось по учебникам самостоятельно и, как результат, порядка 50% не
смогли пройти всероссийские проверочные работы (ВПР) [16].
Коррупционный аспект в данной области выражается в получении желаемых квалификаций не традиционным путем, а с использованием неправомерных инструментов.
Еще одним фактором, влияющим на качество образования в общеобразовательных организациях, является, также как и в высшей школе, вынужденное, навязанное репетиторство — коррупционное репетиторство. Согласно ч. 2 ст. 48 ФЗ № 273 педагогический работник организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в качестве индивидуального предпринимателя, «не вправе оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника» [13].
В общеобразовательных организациях репетиторство учителей является повсеместным явлением ввиду необходимости подготовить учеников к выпускным экзаменам (ОГЭ и ЕГЭ) [15].
Введенный в 2009 г. ЕГЭ, действительно, был призван снизить коррупционный фон в образовании, особенно при поступлении абитуриентов в вузы. Однако не были мгновенно предприняты меры по искоренению способов влияния на проверку результатов экзамена, чем довольно долго пользовались заинтересованные лица.
Последний фактор коррупции, негативно влияющий на школьное образование и особенно проявивший в последнее время,— это инновационные проекты, связанные с цифровизацией школьного образования.
Идея и заявленные проекты — это действительно попытка вывести образование на новый, современный уровень. В рамках Национального проекта «Образование», утвержденного Президентом Российской Федерации в 2018 г., на цифровизацию образовательной среды уже затрачено огромное количество бюджетных средств. Выросло ли от этого качество образования? Да, но незначительно, не пропорционально затраченным средствам. С чем это связано? И опять ответ очевиден — с коррупцией. Это относится к слабой проработке представленных на конкурсы государственных заказов, которые не подготовлены на должном уровне как внедрения, так и приемки. Имеют место факты подтасовок, некачественной экспертизы, принятия через взятки министерским чиновникам.
Из приведенных нами примеров следует, что в сфере образования коррупция имеет достаточно обширный характер и представляет собой
системное явление. Коррупция по своей природе вообще не может воспроизводить себя в несистемной форме, поскольку всегда опирается на разветвленные сетевые связи и манипулирование информационными потоками.
Антикоррупционная деятельность в современной России стала одним из важнейших факторов развития экономики и государственного управления. В целях борьбы с коррупцией в России в июле 2008 года Президентом Российской Федерации был утверждён «Национальный план противодействия коррупции», применение которого активно внедряется и в сферу образования, от которого напрямую зависит будущее нашей страны и наша национальная безопасность
Литература
1. Акунченко Е.А. К вопросу об организационно-правовых основах антикоррупционного просвещения в сфере образования // Наука и школа. 2017. № 1. С. 20-28.
2. Актуальные вопросы противодействия коррупции в сфере образования: сб. науч. ст. по материалам IV Сибирского антикоррупционного форума, Красноярск, 26-27 декабря 2018 г. / отв. ред. И. А. Дамм, Е. А. Акунченко. Красноярск: Сиб. фе-дер. ун-т, 2019. 236 с. [Электронный ресурс]. URL: http://anticorruption.sfu-kras.ru/ files/other/IV_SAF.pdf (дата обращения 30.09.2022).
3. Биккинин И. А. Антикоррупционное регулирование в образовательных организациях России // Фундаментальные и прикладные разработки естественных и гуманитарных наук: со временные концепции, последние тенденции развития: материалы XV Всероссийской научно-практической конференции. В 4 ч. Ростов н/Д: Южный университет (ИУБиП), 2018. Ч. 4. С. 66-6.
4. Богодухова Е. М., Гордиенко В. Г. Психологические механизмы коррупционного поведения личности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 44. С. 1-23. [Электронный ресурс]. URL: http://ekoncept. ru/2017/570134.htm. (дата обращения 30.09.2022).
5. Большая Советская Энциклопедия. Третье издание. М.: Советская энциклопедия, 1977. Т. 27.94 с.
6. Брестед Д., Тураев Б. История Древнего Египта. Минск, 2003.130 с.
7. Ванновская О. В. Психология коррупционного поведения государственных служащих: монография. 2-е изд. СПб.: Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина, 2019. 251 с.
8. Волосова Н. Ю. Антикоррупционная информационная среда и ее роль в формировании антикоррупционного мировоззрения // Академический юридический журнал. 2018. № 2. С. 52-56.
9. Воронцов С. А. Об организации антикоррупционного просвещения в Российской Федерации // Северо-Кавказский юридический вестник. 2015. № 1. С. 105-111.
10. Воронцова С. В. Формы коррупция в системе высшего образования // Вестник Московского гуманитарно-экономического института. 2018. № 1. С. 14-20.
11. Грошев И. Л., Грошева И. А. Ключевые факторы коррупции в российской системе образования // Terra Economicus. 2010. Т. 8. № 3. С. 113-121.
12. Дамм И. А. Коррупция в сфере образования: понятие, характерные черты, формы и виды // Актуальные проблемы экономики и права. 2016. No 4. С. 6-9.
13. Денисова А. Ю. Коррупция в образовании // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В. В. Лукьянова. 2018. № 2. С. 179-183.
14. Дергачев С. В. О некоторых правовых аспектах урегулирования конфликта интересов в образовательной сфере // Марийский юридический вестник. 2015. Т. 1. № 4. С. 116-118.
15. Ильин Г. Л. О бюрократизации и коррупции в отечественном образовании // Школьные технологии. 2012. № 6. С. 9-17.
16. Испытание дистантом: как прошли его дети, родители и педагоги? [Электронный ресурс]. URL: https://vogazeta.ru/articles/2021/10/27/distant/18411isp ytanie_distantom_kak_proshli_ego_deti_roditeli_i_pedagogi (дата обращения 30.09.2022).
17. Кабанов П. А., Бикеев И. И. Антикоррупционное образование в России: состояние и перспективы // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2010. № 3. С. 178-188.
18. Коррупция в сфере образования: как ее оценить и как с ней бороться. [Электронный ресурс]. URL: https://www.u4.no/publications/education-sector-corruption-how-to-assess-it-and-ways-to-address-it.pdf (дата обращения 30.09.2022).
19. Кабелькова В. Н., Садовый С.Х. Основные виды коррупции в системе высшего образования и способы противодействия им. Статья для научного журнала «Вопросы российской юстиции». [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/osnovnye-vidy-korruptsii-v-sisteme-vysshego-obrazovaniya-i-sposoby-protivodeystviya-im/viewer (дата обращения 30.09.2022).
20. Косевич А. В. Российское высшее образование на международном рынке образовательных услуг: проблемы и перспективы. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rossiyskoe-vysshee-obrazovanie-na-mezhdunarodnom-rynke-obrazovatelnyh-uslug-problemy-i-perspektivy/viewer (дата обращения 30.09.2022).
21. Мени И. Коррупция на рубеже веков: эволюция, кризис и сдвиг в ценностных представлениях// Междунар. журн. социальных наук. Париж, М., 1997. № 16. C. 11-13.
22. Сулакшин С. С., Максимов С. В., Ахметзянова И. Р. Государственная политика противодействия коррупции в теневой экономике в России. Монография в 2-х томах. Т. 2 М.: Научный эксперт. 2009. 304 с.
23. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 30.09.2022).
References
• Akunchenko E. A. K voprosu ob organizacionno-pravovyh osnovah antikorrup-cionnogo prosveshcheniya v sfere obrazovaniya // Nauka i shkola. 2017. № 1. S. 20-28. [In Rus].
• Aktual'nye voprosy protivodeistviya korrupcii v sfere obrazovaniya: sb. nauch.
st. po materialam IV Sibirskogo antikorrupcionnogo foruma, Krasnoyarsk, 26-27 dek-abrya 2018 g. / otv. red. I. A. Damm, E. A. Akunchenko. Krasnoyarsk: Sib. feder. un-t, 2019. 236 s. [Elektronnyj resurs]. URL: http://anticorruption.sfu-kras.ru/files/other/ IV_SAF.pdf (data obrashcheniya 30.09.2022). [In Rus].
• Bikkinin I. A. Antikorrupcionnoe regulirovanie v obrazovatel'nyh organizaciyah Rossii // Fundamental'nye i prikladnye razrabotki estestvennyh i gumanitarnyh nauk: so vremennye koncepcii, poslednie tendencii razvitiya: materialy XV Vserossiïskoï nauchno-prakticheskoï konferencii. V 4 ch. Rostov n/D: Yuzhnyï universitet (IUBiP), 2018. Ch. 4. S. 66-6. [In Rus].
• Bogoduhova E. M., Gordienko V. G. Psihologicheskie mekhanizmy korrupcionno-go povedeniya lichnosti // Nauchno-metodicheskiï elektronnyï zhurnal «Koncept». 2017. T. 44. S. 1-23. [Elektronnyj resurs]. URL: http://ekoncept.ru/2017/570134.htm. (data obrashcheniya 30.09.2022).
• Bol'shaya Sovetskaya Enciklopediya. Tret'e izdanie. M.: Sovetskaya enciklope-diya, 1977. T.27.94 s. [In Rus].
• Brested D., TuraevB. Istoriya Drevnego Egipta. Minsk, 2003.130 s. [In Rus].
• Vannovskaya O. V. Psihologiya korrupcionnogo povedeniya gosudarstvennyh sluzhashchih: monografiya. 2-e izd. SPb.: Leningradskiï gosudarstvennyï universitet imeni A. S. Pushkina, 2019. 251 s. [In Rus].
• Volosova N. Yu. Antikorrupcionnaya informacionnaya sreda i ee rol' v formirova-nii antikorrupcionnogo mirovozzreniya // Akademicheskiï yuridicheskiï zhurnal. 2018. № 2. S. 52-56. [In Rus].
• Voroncov S. A. Ob organizacii antikorrupcionnogo prosveshcheniya v Rossiïskoï Federacii // Severo-Kavkazskiï yuridicheskiï vestnik. 2015. № 1. S. 105-111. [In Rus].
• Voroncova S. V. Formy korrupciya v sisteme vysshego obrazovaniya // Vestnik Moskovskogo gumanitarno-ekonomicheskogo instituta. 2018. № 1. S. 14-20. [In Rus].
• GroshevI. L., Grosheva I. A. Klyuchevye faktory korrupcii v rossiïskoï sisteme obrazovaniya // Terra Economicus. 2010. T. 8. № 3. S. 113-121. [In Rus].
• Damm I.A. Korrupciya v sfere obrazovaniya: ponyatie, harakternye cherty, formy i vidy // Aktual'nye problemy ekonomiki i prava. 2016. No 4. S. 6-9. [In Rus].
• Denisova A. Yu. Korrupciya v obrazovanii // Nauchnyï vestnik Orlovskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii imeni V. V. Luk'yanova. 2018. № 2. S. 179-183. [In Rus].
• Dergachev S. V. O nekotoryh pravovyh aspektah uregulirovaniya konflikta in-teresov v obrazovatel'noï sfere // Mariïskiï yuridicheskiï vestnik. 2015. T. 1. № 4. S. 116118. [In Rus].
• Il'in G. L. O byurokratizacii i korrupcii v otechestvennom obrazovanii // Shkol'nye tekhnologii. 2012. № 6. S. 9-17. [In Rus].
• Ispytanie distantom: kak proshli ego deti, roditeli i pedagogi? [Elektronnyj resurs]. URL: https://vogazeta.ru/articles/2021/10/27/distant/18411isp ytanie_distan-tom_kak_proshli_ego_deti_roditeli_i_pedagogi (data obrashcheniya 30.09.2022). [In Rus].
• KabanovP. A., Bikeev1.1. Antikorrupcionnoe obrazovanie v Rossii: sostoyanie i perspektivy // Biznes. Obrazovanie. Pravo. Vestnik Volgogradskogo instituta biznesa. 2010. № 3. S. 178-188. [In Rus].
• Korrupciya v sfere obrazovaniya: kak ee ocenit' i kak s nej borot'sya. [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.u4.no/publications/education-sector-corruption-how-to-as-sess-it-and-ways-to-address-it.pdf (data obrashcheniya 30.09.2022). [In Rus].
• Kabel'kova V. N., Sadovyj S. H. Osnovnye vidy korrupcii v sisteme vysshego obra-
zovaniya i sposoby protivodejstviya im. Stat'ya dlya nauchnogo zhurnala «Voprosy ros-sijskoj yusticii». [Elektronnyj resurs]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7osnovnye-vidy-korruptsii-v-sisteme-vysshego-obrazovaniya-i-sposoby-protivodeystviya-im/ viewer (data obrashcheniya 30.09.2022). [In Rus].
• Kosevich A. V. Rossijskoe vysshee obrazovanie na mezhdunarodnom rynke obrazovatel'nyh uslug: problemy i perspektivy. [Elektronnyj resurs]. URL: https://cy-berleninka.ru/article/n/rossiyskoe-vysshee-obrazovanie-na-mezhdunarodnom-rynke-obrazovatelnyh-uslug-problemy-i-perspektivy/viewer (data obrashcheniya 30.09.2022). [In Rus].
• Meni I. Korrupciya na rubezhe vekov: evolyuciya, krizis i sdvig v cennostnyh predstavleniyah// Mezhdunar. zhurn. social'nyh nauk. Parizh, M., 1997. № 16. C. 11-13. [In Rus].
• Sulakshin S. S., Maksimov S. V., Ahmetzyanova I. R. Gosudarstvennaya politika protivodejstviya korrupcii v tenevoj ekonomike v Rossii. Monografiya v 2-h tomah. T. 2 M.: Nauchnyj ekspert. 2009. 304 s.
• Federal'nyj zakon \"Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii\" ot 29.12.2012 № 273-FZ. [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_140174/ (data obrashcheniya 30.09.2022). [In Rus].
Информация об авторе
Н. С. Ивашкин—бакалавр, советник директора Института стратегии развития образования РАО. Information about the author
Nikita S. Ivashkin — Bachelor, Advisor to the Director of the Institute for Education Development Strategy of the Russian Academy of Education.
Статья поступила в редакцию 17.07.2022; одобрена после рецензирования 14.08.2022; принята к публикации 29.08.2022. The article was submitted 17.07.2022; approved after reviewing 14.08.2022; accepted for publication 29.08.2022.