ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ МЧС РОССИИ К УСЛОВИЯМ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
ПРЕПОДАВАНИЕ ВОПРОСОВ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: НЕОБХОДИМОСТЬ, ПРОБЛЕМЫ, НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Г.Г. Дмитриев, доктор педагогических наук, профессор. Военный институт физической культуры. А.Н. Соловьев.
Военно-медицинская академия
Рассматривается актуальность преподавания вопросов профилактики и противодействия коррупции в образовательных учреждениях высшего образования Министерства обороны Российской Федерации, проблемные вопросы их преподавания на современном этапе, а также проводится анализ современных взглядов на обучение студентов данным вопросам. Авторы отмечают неизученность особенностей преподавания вопросов противодействия коррупции в образовательных учреждениях высшего образования Министерства обороны Российской Федерации, а также предлагает проведение научных изысканий в данном вопросе.
Ключевые слова: коррупция, предупреждение коррупции, преподавание вопросов противодействия коррупции, проблемы преподавания, преодоление коррупционных стереотипов
TEACHING QUESTIONS OF ANTI-CORRUPTION IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE HIGHER EDUCATION OF THE MINISTRY OF DEFENCE OF THE RUSSIAN FEDERATION: NEED, PROBLEMS, DIRECTIONS OF IMPROVEMENT
G.G. Dmitriyev. Military institute of physical education. A.N. Solovyov. Military-medical academy
In article the relevance of teaching questions of prevention and anti-corruption in educational institutions of the higher education of the Ministry of Defense of the Russian Federation, problematic issues of their teaching at the present stage is considered, and the analysis of modern views on training of students in the matters is also carried out. The author notes obscurity of features of teaching questions of anti-corruption in educational institutions of the higher education of the Ministry of Defense of the Russian Federation, and also offers carrying out scientific researches in the matter.
Keywords: corruption, prevention of corruption, teaching questions of anti-corruption, teaching problem, overcoming corruption stereotypes
Предупреждение коррупции является одной из стратегических задач, стоящих как перед государством в целом, так и Вооруженными Силами Российской Федерации в частности.
Коррупция сегодня - это социально опасное явление, которое наносит непоправимый вред как государству и обществу, так и каждому из нас. Она не позволяет в должной мере развиваться государству, поглощая ресурсы и богатства страны. Прямой официальный ущерб от коррупционных преступлений в России за 2015-2016 гг. и девять месяцев 2017 г. оценивается в 148 млрд руб. Такие данные в интервью газете «Коммерсант» привел генеральный прокурор России Юрий Чайка [1].
Однако это только видимая часть айсберга. Коррупционные правонарушения обладают очень высокой латентностью (не выявленные и не учтенные преступления), в связи с тем, что все лица, участвующие в коррупционных схемах, не заинтересованы в их раскрытии. Так, по оценке академика РАН В.Н. Кудрявцева, уровень латентности по взяточничеству составляет 2 900:1, по вымогательству 17 000:1 [2]. Результаты других научных исследований показывают, что в целом по России выявляются только около 5 % фактов получения взяток [3]. Компилируя различные данные, можно предположить, что количество коррупционных сделок превышает 30 млн в год, а реальный ущерб от коррупции можно оценить уже не в миллиардах, а в триллионах рублей [1-4].
Учитывая высокую латентность коррупции, санкций уголовного и административного характера явно недостаточно для эффективного противодействия ей. Это подтверждает и международный опыт противодействия коррупции. Так, например, в Китае, с 2001 по 2013 гг. были расстреляны около 13 тыс. чиновников за коррупционные преступления, что не позволило снизить уровень коррупции в стране, а наоборот, с 2001 по 2012 гг. по уровню коррупции Китай опустился с 57 до 80 места (страны с наименьшей коррупцией занимают первые места), что свидетельствует не о снижении, а о росте коррупции [5].
Исключительно репрессивные методы противодействия коррупции не дают ожидаемого эффекта. Успеха добиваются страны, умело сочетающие неотвратимость наказания за коррупционные правонарушения (пускай эти наказания и не самые суровые) с формированием негативного отношения чиновников и общества к коррупции.
Армию всегда считали своеобразным отражением общества, где присутствуют те же явления нашей жизни, что и в других социальных кругах, и коррупция -не исключение.
Ущерб Вооруженных Сил России от преступлений коррупционного характера в 2015 г. составил 9 млрд руб., о чем сообщил в своем докладе Совету Федерации генпрокурор Юрий Чайка [6].
Руководством Министерства обороны Российской Федерации (МО РФ) принимаются действенные меры по противодействию коррупционным и иным правонарушениям: изданы и реализуются более 30 приказов министра обороны Российской Федерации противокоррупционной направленности; разработаны более десятка методических рекомендаций по вопросам противодействия коррупции; в Главном управлении кадров МО РФ создан отдел (профилактики коррупционных и иных правонарушений); аналогичные подразделения (штатные и нештатные) созданы во всех органах военного управления, объединениях, соединениях, воинских частях и организациях МО РФ; проводится полномасштабная работа по привитию военнослужащим и лицам гражданского персонала негативного восприятия любых форм коррупционных проявлений.
Одним из направлений указанной работы является обучение будущих офицеров вопросам профилактики и противодействия коррупционным и иным правонарушениям. В соответствии с решением совета при министре обороны Российской Федерации по противодействию коррупции от 29 мая 2014 г., статс-секретарь - заместитель министра обороны Российской Федерации потребовал в образовательных заведениях МО РФ включить в учебные планы занятия, формирующие у обучаемых чувства непринятия коррупции
во всех ее формах и проявлениях, привития антикоррупционного типа поведения и навыков противодействия коррупции.
В июле 2015 г. статс-секретарем - заместителем министра обороны Российской Федерации были утверждены Требования к минимуму содержания и уровням обученности курсантов военных образовательных организаций высшего образования МО РФ, в которых определено, что должны знать курсанты. Начальником Главного управления кадров МО РФ в июле 2015 г., в целях совершенствования обучения курсантов и слушателей вопросам противодействия коррупции, доведена примерная рабочая учебная программа дисциплины «Противодействие коррупции» с рекомендациями ее использования в части, касающейся разработки основной образовательной программы.
Казалось бы, что органами военного управления приняты все меры для качественного обучения курсантов и слушателей вопросам противодействия коррупции и дальше задача военных образовательных организаций МО РФ - воплотить это в жизнь. Однако на практике реализация качественного обучения курсантов вопросам противодействия коррупции сталкивается с рядом проблем.
Анализ существующих федеральных стандартов высшего образования по подготовке специалистов образовательными учреждения высшего образования МО РФ показывает, что в подавляющем большинстве существующих сегодня федеральных государственных образовательных стандартах, компетенций, касающихся противодействия коррупции, нет. Исключение составляет только ряд специальностей, подготовку по которым осуществляет Военный университет МО РФ. Поэтому изучение вопросов противодействия коррупции, в соответствии с большинством учебных программ, может осуществляться только за счет вариативной части программы. В общегражданских образовательных организациях за счет вариативной части программ имеется возможность изучения вопросов противодействия коррупции в рамках отдельной дисциплины (учебного модуля) емкостью более 48 часов аудиторных занятий. Особенностью учебных программ образовательных организаций высшего образования МО РФ является то, что за счет бюджета вариативной части учебных программ изучаются специальные дисциплины военной направленности и, соответственно, в данных организациях отсутствует возможность выделения достаточного количества времени на изучение вопросов противодействия коррупции (в среднем - шесть аудиторных часов).
Имея столь незначительный бюджет учебного времени, существенно повлиять на антикоррупционное мировоззрение обучающихся в рамках учебной программы не представляется выполнимым. Возможно, оказать существенное влияние на антикоррупционное мировоззрение курсантов способна воспитательная работа, проводимая в образовательных организациях вне рамок образовательной программы, однако этот вопрос выходит за рамки данной статьи.
Второй основной проблемой является формальное отношение преподавательского состава к изучению данной тематики. Так в ходе изучения учебно-методического комплекса по изучению антикоррупционной тематики, а так же в собеседованиях с преподавателями, ведущими указанные занятия, в ряде образовательных учреждений высшего образования МО РФ были обнаружены множественные недостатки, носящие как общий, так и частный характер. Остановимся на наиболее существенных:
- все изучаемые вопросы имели сугубо теоретический характер. Ни в одной из образовательных организаций не рассматривались практические вопросы противодействия коррупции, с которыми придется столкнуться выпускникам в реальной жизни;
- рекомендации по формированию антикоррупционного поведения, публикуемые в научной литературе, на практике не применялись;
- имея крайне скудный бюджет учебного времени на изучение вопросов противодействия коррупции, в тематические планы включались вопросы, которые возможно нужны будущим специалистам в области противодействия коррупции, но курсантам
большинства образовательных организаций МО РФ они являются абсолютно не нужными и тяжелыми к усвоению (международное правовое регулирование противодействия коррупции, понятие и сущность коррупциогенности правовых актов, основные коррупциогенные факторы правовых актов и методика осуществления антикоррупционной экспертизы правовых актов и другие вопросы);
- изложение учебного материала осуществлялось крайне скучно и монотонно, часто учебный материал состоял из выдержек руководящих документов, в лекциях отсутствовали конкретные факты и примеры;
- при выборе тематики и содержания учебного материала не учитывались дальнейшее служебное предназначение обучаемых, особенности их будущей воинской службы;
- при изучении учебного материала делались ссылки на устаревшие и отмененные руководящие документы, имелись многочисленные ошибки, учебный материал своевременно не корректировался;
- отсутствовал сплошной контроль усвоения пройденного материала.
Таким образом, даже то незначительное учебное время, выделяемое на изучение вопросов противодействия коррупции в образовательных учреждениях МО РФ, использовалось крайне не эффективно и, соответственно, рассчитывать даже на незначительное положительное влияние проведенных занятий не приходится.
Вместе с тем сегодня существуют определенные теоретические и практические наработки по данной проблеме. По мнению ряда специалистов, в рамках изучения программ антикоррупционной направленности следует изучить: зарождение коррупции в Российском государстве в историческом аспекте, комплекс причин, способствующий коррупционным проявлениям, уровень коррумпированности современного общества и вред, наносимый этим, принципы и методы борьбы с коррупцией, правовые основы противодействия коррупции, коррупционные правонарушения уголовного, административного и дисциплинарного характера [2, 3, 7].
Формирование общей теоретической базы предпочтительнее проводить в ходе лекционных занятий. При этом в содержательном плане теоретические занятия в первую очередь должны быть направлены на преодоление стереотипов в сознании обучающихся, которые связаны с понятием коррупции. К таким стереотипам можно отнести:
- разрыв между понятием «коррупция» и ежедневными реалиями собственной жизни. Учебный материал начинает осознаваться студентами по другому, когда к ним приходит осознание того, что коррупционный характер носят многие привычные отношения. Поэтому первой методологической задачей, наряду с раскрытием понятия коррупции, является обоснование повсеместности коррупции, демонстрация данного явления в жизни каждого члена нашего общества;
- рассмотрение коррупции и противодействия ей в историческом аспекте, с акцентированием внимания на сформировавшемся национальном менталитете, и устоявшихся традициях. Однако крайне важно, чтобы указанные факты не оценивались обучаемыми как оправдание коррупции;
- осознание невозможности победы над коррупцией, восприятие ее явлением естественным для российского общества и общества вообще, вечным и потому непобедимым. Чем значительнее жизненный опыт слушателей, тем сильнее у них уверенность в том, что реальная жизнь не может обходиться без коррупции, и преодоление этого стереотипа является, пожалуй, наиболее трудным. Для изменения отношения студентов к вопросу непобедимости коррупции необходимо, с одной стороны, показать все негативные последствия коррупции и вред, наносимый каждому члену нашего общества, с другой стороны, показать то, что механизмы борьбы с коррупцией существуют и успешно реализуются как в зарубежных странах, так и в отдельных регионах нашей страны. При рассмотрении данного вопроса крайне важно избегать крайностей. Так, излишняя уверенность в перспективности борьбы с коррупцией вызывает у студентов недоверие к пройденному материалу, несовместимость с существующей реальностью,
а так же способствует формированию неверного восприятия антикоррупционных мер, действующих автоматически и гарантирующих положительный результат. Противоположная крайность, признающая непобедимость коррупции и неэффективность всех мер по борьбе с нею является еще более опасной. Чрезмерный пессимизм в данном вопросе крайне понижает мотивацию студента, лишает в их глазах всякого смысла изучение вопросов противодействия коррупции [2, 8].
Однако наиболее эффективным, по мнению многих специалистов, является изучение вопросов противодействия коррупции с использованием активных и интерактивных методов обучения, и обязательным вовлечением студентов в образовательный процесс, исключающим возможность превращения занятий в простую констатацию факта проблемы коррупции [2, 8-11].
При завершении обучения возможно проведение дискуссии, в ходе которой, на основе полученных знаний о коррупции, студенты выскажут свое мнение о механизмах возникновения и преодоления коррупции. При этом собственная позиция обучающегося в процессе такой дискуссии пройдет апробацию и окончательно оформится [8].
Формы и методы проведения практических занятий по вопросам противодействия коррупции разнообразны, но все они должны отвечать следующим требованиям:
- проводить активизацию самостоятельной познавательной деятельности студентов;
- быть направлены в первую очередь на формирование антикоррупционного мировоззрения, убеждения, что жить честно - это правильно и престижно, а так же корректировку ложных стереотипов;
- иметь практико-ориентированное направление;
- учитывать возраст и теоретическую подготовку студентов;
- характер занятий должен быть проблемным, необходимо уходить от абстрактности изучаемого материала, привязывая его к личному опыту обучающихся;
- не стоит навязывать позицию педагога как «истину в последней инстанции», потому что при рассмотрении коррупции как социального явления предпочтителен равноправный, интерактивный диалог, который способен развить дискуссию, способствовать самостоятельному осмыслению обучаемыми всей глубины и опасности коррупции [2, 4, 8, 10-12,].
Коррупция - это сложное социальное явление, имеющее различные формы проявления, которые не всегда очевидны. Было бы неверно понимать коррупцию лишь как совершение преступлений коррупционной направленности. Специалисты совершенно справедливо отмечают, что коррупция проявляется в целом спектре правонарушений. Это и преступления коррупционной направленности, и административные правонарушения, и дисциплинарные проступки. По мнению самих военнослужащих, наиболее распространенными формами коррупционных проявлений на военной службе сегодня являются: получение в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (70,1 % опрошенных); использование в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средств материально-технического и иного обеспечения, другого государственного имущества, а также передача их другим лицам (58 %); занятия иной оплачиваемой деятельностью, за исключением научной, педагогической и иной творческой деятельности (49,4 %); занятия предпринимательской деятельностью, участие в управлении коммерческими организациями (43,1 %) [13].
И здесь встает резонный вопрос, а знает ли выпускник образовательного учреждения высшего образования МО РФ, что выполнение им оплачиваемой работы, помимо служебной деятельности, например врачебной, является нарушением действующего законодательства и может привести к применению к нему дисциплинарного взыскания, вплоть до увольнения с военной службы. Имеет ли он представление, что такое конфликт интересов, и что в соответствии с Положением о прохождении военной службы он подлежит увольнению с военной службы в связи с утратой к нему доверия, в случае непринятия мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов. Знает ли он, что любой
подарок, стоимостью в пять тысяч рублей, предложенный им преподавателю, может быть рассмотрен как взятка, за которую предусмотрено лишение свободы сроком до одного года.
Кроме того, выпускнику вуза необходимо иметь понятие о порядке предоставления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а так же об ответственности за недостоверное представление указанных сведений, так как уже при назначении на первую офицерскую должность некоторым из них придется представлять данные справки.
Учебный материал, изучаемый сегодня в большинстве образовательных учреждениях высшего образования МО РФ, не дает выпускникам практических навыков противодействия коррупции, так же как и не формирует негативного отношения к ней. Существующие методические разработки преподавания антикоррупционных вопросов, применяемые в гражданских образовательных учреждениях, способны оказать влияние на антикоррупционное мировоззрение обучающихся (при выделение их в отдельный модуль продолжительностью более одной зачетной единицы), однако крайне ограниченное учебное время, выделяемое в образовательных учреждениях МО РФ, не позволяет в полной мере использовать существующие методики.
Подводя итоги, нужно отметить, что сегодня у руководства страны есть четкое понимание необходимости проведения молодежной антикоррупционной политики, которая является эффективной инвестицией в будущее страны. Государственными органами принимаются определенные меры по совершенствованию антикоррупционного обучения и воспитания студенческой молодежи, однако они не всегда являются эффективными и не в полной мере выполняются непосредственными исполнителями.
Воспитание антикоррупционной позиции представляет собой длительный и непрерывный процесс, который длится, пожалуй, всю жизнь. Однако наиболее продуктивным является антикоррупционное воспитание непосредственно в стенах образовательных организаций.
Анализ публикаций по данной тематике позволяет сделать вывод, что на сегодняшний день есть определенные наработки и опыт преподавания вопросов противодействия коррупции студентам вузов. Большинство специалистов сходятся во мнении, что вектор преподавания должен быть направлен в первую очередь не на получение конкретных знаний (хотя отбросить их тоже нельзя), а на привитие норм морали, которые смогут в будущем обеспечить правильное поведение обучающихся.
Вместе с тем проведенный анализ так же показал, что особенности преподавания вопросов противодействия коррупции в образовательных учреждениях высшего образования МО РФ еще не изучены. Сегодняшнее преподавание данной проблематики в данных учреждениях сводится, как правило, к формальному изложению порой не актуального учебного материала. Опыт преподавания в гражданских учебных заведениях может и должен быть использован при обучении курсантов военных учебных заведений, однако простое копирование не даст требуемых результатов. Поэтому сегодня требуется разработка наиболее эффективных форм и методов преподавания вопросов противодействия коррупции именно в высших военных учебных заведениях; дополнительное обучение по данной тематике профессорско-преподавательского состава; увеличение бюджета учебного времени, отводимого на изучение противокоррупционной тематики; что в совокупности сможет обеспечить как необходимую теоретическую подготовку курсантов, так и иметь практическую направленность обучения, что в конечном счете должно обеспечить формирование необходимого мировоззрения будущего офицера.
Литература
1. Чайка Ю.Я. За два года ущерб от коррупции в России составил почти 150 млрд руб. // Новая газета. 2017. 8 дек.
2. Ахметова H.A., Гузненко В.Н. Основы антикоррупционного образования в современном учебном процессе // Актуальные вопросы профессионального образования. 2013. № 13 (116). С. 16-18.
3. Курганова A.A. Правовое воспитание как метод борьбы с коррупцией // Новая наука: Современное состояние и пути развития. 2015. № 1. С. 43-46.
4. Лобзов К.М., Смирнова Ю.М. Коррупция как угроза национальным интересам // Вестник поволжского института управления. 2016. № 1 (52). С. 9-14.
5. Кондракова И.А. Административно-правовой механизм противодействия коррупции в системе государственной службы зарубежных государств. Женева: Международное научное объединение экономистов «Консилиум», 2014. С. 91-99.
6. Чайка Ю.Я. Чайка: коррупция за год нанесла армии ущерб в девять миллиардов рублей // Риа новости. URL: https://ria.ru/incidents/20l60426/l420390622.html. (дата обращения: 20.12.2018).
7. Шевердяев С.Н., Краснощекий Р.А. Вопросы организации преподавания антикоррупционной проблематики в Российских юридических вузах // Вестник Московского университета. Сер. 11: Право. 2010. № 1. С. 121-129.
S. Давыдова М.Л. , Ахметова Н.А. Проблемы методологии и методики антикоррупционного обучения в Российском юридическом вузе // Право и современные государства. 2013. № 6. С. 9-15.
9. Бикеев И.И., Кабанов П.А. Антикоррупционное образование в России // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2010. № 3. С. 178-lSS.
10. Дубоносов Е.С., Ковалев С.Н. О методике преподавания дисциплин антикоррупционной направленности в высших учебных заведениях // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2013. № 1-2. С. 17-23.
11. Качкина Т.Б., Качкин А.В. Противодействие коррупции через образование: метод. пособие. Ульяновск, 2009. 102 с.
12. Лукьянова М.Н. Методы и эффективность преподавания дисциплины «Антикоррупционная политика» в экономическом вузе // Успехи Современного естествознания. 2014. № 12-2. С. 159-162.
13. Козлов Т.Л. Профилактика коррупции на военной службе // Право в Вооруженных Силах. URL: http: www/voennoepravo.ru/files/Kozlov.dok (дата обращения: 11.12.2018).
References
1. Chajka Yu.Ya. Za dva goda ushcherb ot korrupcii v Rossii sostavil pochti 150 mlrd rub. // Novaya gazeta. 20l7. S dek.
2. Ahmetova N.A., Guznenko V.N. Osnovy antikorrupcionnogo obrazovaniya v sovremennom uchebnom processe // Aktual'nye voprosy professional'nogo obrazovaniya. 2013. № 13 (116). S. 16-18.
3. Kurganova A.A. Pravovoe vospitanie kak metod bor'by s korrupciej // Novaya nauka: Sovremennoe sostoyanie i puti razvitiya. 2015. № 1. S. 43-46.
4. Lobzov K.M., Smirnova Yu.M. Korrupciya kak ugroza nacional'nym interesam // Vestnik povolzhskogo instituta upravleniya. 2016. № 1 (52). S. 9-14.
5. Kondrakova I.A. Administrativno-pravovoj mekhanizm protivodejstviya korrupcii v sisteme gosudarstvennoj sluzhby zarubezhnyh gosudarstv. ZHeneva: Mezhdunarodnoe nauchnoe ob"edinenie ehkonomistov «Konsilium», 2014. S. 91-99.
6. CHajka Yu.Ya. Chajka: korrupciya za god nanesla armii ushcherb v devyat' milliardov rublej // Ria novosti. URL: https://ria.ru/incidents/20l60426/l420390622.html. (data obrashcheniya: 20.12.2018).
7. Sheverdyaev S.N., Krasnoshchekij R.A. Voprosy organizacii prepodavaniya antikorrupcionnoj problematiki v Rossijskih yuridicheskih vuzah // Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 11: Pravo. 2010. № 1. S. 121-129.
8. Davydova M.L., Ahmetova N.A. Problemy metodologii i metodiki antikorrupcionnogo obucheniya v Rossijskom yuridicheskom vuze // Pravo i sovremennye gosudarstva. 2013. № 6. S. 9-15.
9. Bikeev I.I., Kabanov P.A. Antikorrupcionnoe obrazovanie v Rossii // Biznes. Obrazovanie. Pravo. Vestnik Volgogradskogo instituta biznesa. 2010. № 3. S. 178-188.
10. Dubonosov E.S., Kovalev S.N. O metodike prepodavaniya disciplin antikorrupcionnoj napravlennosti v vysshih uchebnyh zavedeniyah // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Ehkonomicheskie i yuridicheskie nauki. 2013. № 1-2. S. 17-23.
11. Kachkina T.B., Kachkin A.V. Protivodejstvie korrupcii cherez obrazovanie: metod. posobie. Ul'yanovsk, 2009. 102 s.
12. Luk'yanova M.N. Metody i ehffektivnost' prepodavaniya discipliny «Antikorrupcionnaya politika» v ehkonomicheskom vuze // Uspekhi Sovremennogo estestvoznaniya. 2014. № 12-2. S. 159-162.
13. Kozlov T.L. Profilaktika korrupcii na voennoj sluzhbe // Pravo v Vooruzhennyh Silah. URL: http: www/voennoepravo.ru/files/Kozlov.dok (data obrashcheniya: 11.12.2018).