ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС
М. М. Поляков*
Противодействие коррупции в сфере высшего образования и научно-исследовательской деятельности1
Аннотация. В представленной статье рассмотрены социально-правовые аспекты коррупции в современном российском обществе. Автором описаны основные причины, способствовавшие росту коррупции в системе социальных отношений. Изучены и критически осмыслены положения российских нормативных правовых актов о противодействии коррупции, а также законодательства об образовательной, научной и научно-исследовательской деятельности. Перечислены отдельные положения проекта Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации на долгосрочный период в контексте противодействия коррупции в образовательной и научной деятельности. Изложены коррупционные проявления в высших образовательных и научных учреждениях Российской Федерации. В статье представлены понятие и основные разновидности коррупционных рисков в научной и образовательной деятельности. Автором последовательно проанализированы наиболее актуальные вопросы профилактики коррупции в сфере высшего образования и науки. На основании исследованных источников сформулированы выводы и предложения, направленные на минимизацию коррупционных рисков в сфере высшего образования и науки.
Ключевые слова: коррупция, коррупционные риски, противодействие коррупции, антикоррупционное законодательство, научная деятельность, образовательная деятельность.
001: 10.17803/1994-1471.2016.72.11.054-062
Коррупция — это системная угроза самого высокого порядка для существующих в Российской Федерации общественных отношений. В разрезе анализируемой тематики системность проблемы коррупции подразумевает ее нацеленность на разрушение абсолютно всех социальных институтов (общественные объедения, движения, партии) и институтов государственной власти (законодательные исполнительные и судебные органы). Коррупция как социально-правовое явление проникла
практически во все сферы жизнедеятельности современного российского общества. Коррупционные отношения присутствуют в экономике, политике, государственном управлении, а также, к сожалению, в образовании и науке. Как показывает практика, коррупция резко снижает показатели эффективности функционирования государства, что сказывается на уровне валового внутреннего продукта (ВВП), производительности труда, среднем уровне доходов населения, уровне культуры, продол-
© Поляков М. М., 2016
* Поляков Максим Михайлович, доцент кафедры административного права и процесса Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), кандидат юридических наук, доцент [email protected]
123995, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9
жительности жизни и т.д. Фактически в совокупности коррупция влияет на общий уровень развития всего государства.
Согласно Индексу восприятия коррупции (ИВК) международной неправительственной организации «Трансперенси Интернешнл» Россия за 2015 г. из 168 стран заняла 119-е место, оказавшись в одном ряду с Азербайджаном, Гайаной и Сьерра-Леоне. В 2014 г. наша страна получила 27 баллов и заняла 136-е место2. Это означает, что Россия, согласно данному рейтингу, относится к числу стран с очень высоким уровнем коррупции и находится ближе к концу списка, чем к его началу. Возглавляют список стран с наименьшим уровнем коррупции — Дания, Финляндия и Швеция.
Международные рейтинги наглядно иллюстрируют тот факт, что Российская Федерация воспринимается мировым сообществом как крайне коррумпированное государство с непозволительно низким уровнем эффективности государственного управления. Во многом именно поэтому ежегодно фиксируется устойчивый многомиллиардный отток из страны частного капитала, а также нежелание зарубежных инвесторов вкладываться в дорогостоящие проекты, требующие поддержки со стороны российских органов государственного управления.
Для более глубокого понимания содержания коррупции необходимо выделить причины, которые способствовали ее масштабному распространению во всех сферах общественной жизни российского государства.
Некоторые отечественные ученые считают, что основной причиной коррупции в России является несовершенство законодательства
и просто отсутствие необходимых антикоррупционных законов3. Существует мнение, что главная причина коррупции в России — несменяемость власти4. Автор не согласен с позициями некоторых отечественных ученых относительно причин коррупции, в частности профессора Н. И. Крюковой, считающей, что Россия потеряла поколение 90-х гг. и у сегодняшней молодежи, выросшей в те годы, полностью коррупционное сознание5. Как раз сегодня у современной молодежи, которая выросла в 1990-е и 2000-е, постепенно формируется представление о том, что многие трудности российского государства связаны с проникновением коррупции в большинство сфер общественной жизни. Молодые люди стали понимать, что необходимо построить новое, свободное от коррупции государство, способное стать основой для будущих поколений.
Автор разделяет позицию целого ряда отечественных и зарубежных исследователей, утверждающих, что коррупция в каждом государстве, расположенном на земном шаре, имеет свои уникальные социально-политические, демографические, национально-психологические и этнические особенности6. Подобные особенности, безусловно, есть и в Российской Федерации. Проводя простую аналогию, таким же образом можно выделить несколько наиболее важных групп причин коррупции, характерных для нашей страны. По мнению автора, это причины экономического, социального, правового и политического характера.
Экономические причины были связаны с развалом Советского Союза в 1991 г. и ускоренным переходом к рыночной экономике. Пери-
1 Данная статья подготовлена в рамках государственного задания Минобрнауки России: проект № 29.200.2016/НМ «Разработка научно обоснованных предложений по проектам нормативных правовых актов, необходимых для реализации проекта федерального закона "О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Российской Федерации"».
2 Индекс восприятия коррупции (ИВК) за 2015 год: Россия поднялась на 119 место // URL: http:// transparency.org.ru/ (дата обращения: 10.11.2016).
3 См.: Шекультиров Б. И. Коррупция в России: право, власть и нравственность // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1 : Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2011. Вып. 4.
4 Пащенко Ф. Ф. Коррупция как проявление системного кризиса российской государственности // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. 2011. Вып. 2. Т. 4. С. 91.
5 См.: Крюкова Н. И. Сущность коррупции и ее причины // Российская юстиция. 2013. № 4.
6 См., например: Гоц Е. В. Государственно-правовые основы борьбы с коррупцией в Российской Федерации // Новый юридический журнал. 2014. № 2.
од первичного накопления капитала в 90-е гг. способствовал появлению гигантского сектора теневой экономики, основанного на применении коррупционных схем. Эту ситуацию очень точно охарактеризовал профессор Д. К. Нече-вин: «Системный кризис, отбросивший страну на десятилетия назад, обусловливает масштабное разрастание коррупции»7. Основываясь на экспертных оценках, принято считать, что теневая экономика охватывает порядка 40 % национальной экономики8. Коррупция препятствует процессу нормальной конкуренции, способствует повышению цен на товары и услуги, неэффективному использованию бюджетных средств, создает дополнительные бюрократические барьеры для предпринимательской деятельности9 .
Социальные причины коррупции тесно связаны с причинами экономическими. Резкое снижение уровня жизни в постперестроечную эпоху, невозможность приспособиться к реалиям рыночной экономики способствовали росту коррупционных отношений в российском обществе. По мнению специалистов, именно в 1990-е гг. произошло резкое увеличение случаев так называемой бытовой, или низовой, коррупции, которая чаще всего возникает между рядовыми гражданами и публичными должностными лицами, где размер вознаграждения за оказанные противоправные услуги в среднем не превышает 1 000 долл. США10. Автор согласен с мнением о том, что бытовая коррупция создает своего рода питательную среду для коррупции деловой и административной11 . К большому сожалению, опросы общественного мнения в настоящее время свидетельствуют о том, что 72 % россиян считают коррупцию
и финансовые преступления с использованием своего положения типичным для российской действительности явлением12.
Правовые причины коррупции обусловлены тем, что очень продолжительный период времени в России не было законодательной основы для борьбы с коррупцией. Данные вопросы регулировались либо законодательством о государственной службе, либо подзаконными правовыми актами Президента РФ и органов исполнительной власти. Отсутствие рамочного антикоррупционного закона и четкой государственной программы по минимизации данного негативного социального явления только убеждали коррупционеров в нежелании государства с ними бороться. Сегодня ситуация изменилась в лучшую сторону, принят целый ряд антикоррупционных законов и государственных программ, но необходимо дальнейшее совершенствование правовой базы с учетом международного опыта.
Политические причины коррупции уходят в советское прошлое, когда проблема коррупции на официальном уровне не рассматривалась, даже более того — приписывалась исключительно буржуазным капиталистическим странам. В России долгие годы после развала СССР и вплоть до начала XXI в., по сути, не было внятной, целенаправленной государственной политики по борьбе с коррупцией. При попустительстве властей, а в некоторых случаях и откровенном покровительстве публичных должностных лиц, коррупционеры получили возможность безнаказанно осуществлять свою незаконную деятельность. В научной литературе стал активно использоваться специфический термин «политическая коррупция», одним из
7 Нечевин Д. К. Проблемы противодействия коррупции // Публичное и частное право. 2015. Вып. 1 (XXV). С. 200.
8 См.: Степичева О. А. Развитие механизмов регулирования теневой экономики в России : автореф. дис. ... д-ра экон. наук. Тамбов, 2008.
9 См. подробнее: Нуштаев И. В. Теневая экономика и коррупция как угрозы экономической безопасности национального хозяйства // Социально-экономические явления и процессы. 2011. Вып. 12.
10 См.: Всероссийская антикоррупционная общественная приемная «Чистые руки» представила доклад об уровне коррупции в России // Российская бизнес-газета. 2014. № 966 (37).
11 См.: Куприянов И. С. Бытовая коррупция в современной России: социальное содержание и основные тенденции (на материалах исследований в Ивановской области) : автореф. дис. ... канд. социологических наук. Иваново, 2011.
12 См.: Аресты и обыски. Опрос общественного мнения, проведенный АНО «Левада-Центр» 5—8 августа 2016 года // URL: http://www.levada.ru/2016/08/16/aresty-i-obyski/ (дата обращения: 10.11.2016).
определений которой является нелегитимное использование участниками политического процесса и носителями публичной власти их возможностей и полномочий с целью получения личных или групповых выгод (ренты)13 .
Эффективная система противодействия коррупции должна основываться на четкой и сбалансированной системе антикоррупционного законодательства и антикоррупционных подзаконных нормативных правовых актов. В современной России уже сформировалась достаточная правовая база для реализации мер по выявлению, предупреждению и профилактике коррупции в федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов РФ, государственных предприятиях и учреждениях.
Действующее в настоящее время понятие коррупции было закреплено в Федеральном законе «О противодействии коррупции»14 (далее — Закон о противодействии коррупции). Согласно ст. 1 Закона коррупция — это: а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; б) совершение деяний, указанных в пп. «а», от имени или в интересах юридического лица.
Указанное определение содержит все основные признаки коррупции, которые можно встретить во многих международных правовых актах. Тем не менее автор считает, что для целей более детального понимания коррупции ст. 1 Закона о противодействии коррупции необходимо дополнить определением коррупционного правонарушения, поскольку приведенное в Законе определение существенно сужает виды соответствующих противоправных деяний. За основу можно взять определение из Модельного закона СНГ «Основы законодательства об антикоррупционной политике» 2003 г. и считать коррупционным правонарушением деяние, обладающее признаками коррупции, за которое законодательством Российской Федерации предусмотрена гражданско-правовая, дисциплинарная, административная или уголовная ответственность.
Система антикоррупционных правовых актов включает в себя обширный перечень законов и подзаконных актов. Немаловажное значение имеют внутриведомственные правовые акты, принимаемые для противодействия коррупции непосредственно в самих органах исполнительной власти на федеральном уровне и уровне субъектов РФ. В каждом субъекте Российской Федерации существуют специализированные законы, регламентирующие вопросы борьбы с коррупцией в рамках конкретного субъекта РФ. Подобные законы действуют в Санкт-Петербурге15, Ленинградской области16, Тульской области17 и в других субъектах РФ.
Одним из наиболее значимых антикоррупционных актов является Национальная стратегия противодействия коррупции18 (далее — Нацио-
13 КвонД. А. Политическая коррупция: понятие, цели, субъекты // Власть. 2015. Вып. 7. С. 51.
14 Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» // Официальный интер -нет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 10.11.2016 г.).
15 Закон Санкт-Петербурга от 14.11.2008 № 674-122 «О дополнительных мерах по противодействию коррупции в Санкт-Петербурге» // Вестник Законодательного собрания Санкт-Петербурга. 2008. № 39.
16 Областной закон Ленинградской области от 17.06.2011 № 44-оз «О противодействии коррупции в Ленинградской области» // Вестник Законодательного собрания Ленинградской области. 2011. Вып. 3.
17 Закон Тульской области от 12.11.2008 № 1108-ЗТО «Об отдельных мерах по противодействию коррупции в Тульской области» // Тульские известия. 20.11.2008. № 237—238.
18 Указ Президента РФ от 13.04.2010 № 460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010—2011 годы» // СЗ РФ. 2010. № 16. Ст. 1875.
нальная стратегия) и действующий в настоящее время Национальный план противодействия коррупции (далее — Национальный план) на 2016—2017 годы19 .
По своей структуре Национальная стратегия представляет собой систему мер организационного, экономического, правового, информационного и кадрового характера, направленную на устранение коренных причин коррупции в обществе и последовательно реализуемой федеральными органами государственной власти, иными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, институтами гражданского общества, организациями и физическими лицами.
Национальная стратегия противодействия коррупции содержит целый ряд антикоррупционных направлений, реализация которых предусматривает широкое участие научного и преподавательского сообщества. К их числу можно, несомненно, отнести:
— расширение системы правового просвещения населения;
— периодическое исследование состояния коррупции и эффективности мер, принимаемых по ее предупреждению и по борьбе с ней как в стране в целом, так и в отдельных регионах;
— повышение качества профессиональной подготовки специалистов в сфере организации противодействия и непосредственного противодействия коррупции.
В Национальном плане на 2016—2017 гг., который является логическим продолжением аналогичных планов на 2010—2011, 2012— 2013 и 2014—2015 гг., закреплено большое количество практических мероприятий, которые намечены для реализации в образовательной и научной сферах. В частности, предусматривается ежегодное проведение повышения квалификации федеральных государственных служащих, работников органов субъектов Российской Федерации, в должностные обязанно-
сти которых входит участие в противодействии коррупции. В данной работе уже сейчас участвует большое количество высших учебных образовательных организаций, а также научно-исследовательских учреждений.
В ходе реализации Национального плана намечено проведение большого количества научных конференций, семинаров, круглых столов по актуальным вопросам реализации государственной политики Российской Федерации в области противодействия коррупции. Национальный план предусматривает государственную поддержку разработки и издания научно-популярных антикоррупционных трудов, просветительских мероприятий, направленных на информирование граждан о требованиях законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции, на создание в обществе атмосферы нетерпимости к коррупционным проявлениям и недопустимости легитимации коррупционных проявлений. Кроме того, План непосредственно предполагает обеспечение во взаимодействии с образовательными и научными организациями проведения в субъектах Российской Федерации регулярных публичных лекций по антикоррупционной тематике.
Проект Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации на долгосрочный период20 предусматривает внедрение в отечественную науку и научно-исследовательскую деятельность новых современных механизмов, направленных, в том числе, и на профилактику коррупционных проявлений в данной сфере. К ним можно отнести:
— комплексную систему поддержки карьеры молодых исследователей;
— развитие конкурентоспособной системы охраны, управления и защиты прав интеллектуальной собственности;
— реализацию федеральными органами исполнительной власти скоординированной программы мер корректировки нормативного и технического, тарифного и нетарифного регулирования;
19 Указ Президента РФ от 1 апреля 2016 г. № 147 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2016—2017 годы» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo. gov.ru (дата обращения: 10.11.2016).
20 Проект Указа Президента РФ «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации на долгосрочный период» (подготовлен Минобрнауки России 21.06.2016) // URL: http://www.garant.ru (дата обращения: 10.11.2016).
— переход к новой модели финансового обеспечения научных организаций, гарантирующей стабильный объем базовых средств на проведение исследований и разработок;
— введение новой модели статистического наблюдения, точно отражающей влияние научно-технологической системы на социальные и экономические процессы. Образовательные и научные учреждения в
рамках своей компетенции успешно занимаются противодействием коррупции уже много лет. К примеру, в Московском государственном юридическом университете имени О.Е. Кутафина (МГЮА) действует Этический кодекс преподавателей, работников и обучающихся, который для предупреждения и разрешения конфликтной ситуации закрепляет необходимость противодействовать коррупции во всех ее проявлениях. В целях формирования антикоррупционной политики и профилактики коррупционных правонарушений в университете создан и функционирует специальный Совет по противодействию коррупции. В университете утвержден особый Регламент организации работы по сообщению работниками о получении подарка в связи с исполнением ими должностных обязанностей, сдаче и оценке подарка, реализации (выкупе) и зачислении средств, вырученных от его реализации. Университет имени О.Е. Кутафина проводит ежегодные научные мероприятия, на которых активно обсуждаются проблемные вопросы профилактики и предупреждения коррупции в России и зарубежных странах.
Стоит отметить, что работники высших образовательных и научных учреждений подвержены большому количеству коррупционных рисков, под которыми понимаются разнообразные причины и факторы организационно-правового характера, порождающие коррупционные правонарушения в определенной сфере деятельности. В исследованиях, посвященных коррупционным рискам в образовании, выделяют такие формы коррупционных проявлений, как подкуп и взятки, хищения, действия в обход критериев, мошенничество и злоупотребления в академической среде, неэтичное индивидуальное поведение, фаворитизм, непотизм, коммерческий подкуп21
По мнению автора, необходимо разделить коррупционные риски, которые возникают при управлении научными или образовательными организациями соответствующими должностными лицами, и риски, сопутствующие непосредственно образовательному или научно-исследовательскому процессу. Руководство соответствующего учреждения подвержено рискам правового характера (недостаточное нормативное закрепление запретов и ограничений должностных лиц; отсутствие в организации локальных актов против коррупции; принятие локальных актов, содержащих нормы коррупционного свойства, и т.д.); организационного характера (отсутствие антикоррупционного органа либо специальных должностей, уполномоченных осуществлять функции по противодействию коррупции; фаворитизм и непотизм); контрольно-надзорного характера (неполнота механизма внутреннего контроля и надзора в отношении работников организации с целью недопущения коррупционного поведения); финансово-бюджетного характера (нерациональное или неправомерное распределение бюджета организации в личных корыстных целях).
Коррупционные риски, с которыми сталкивается профессорско-преподавательский состав вуза, а также сотрудники научных и научно-исследовательских организаций, можно сгруппировать по нескольким блокам:
— риски, связанные с возможным подкупом («вознаграждение» за экзамен, зачет, курсовую работу);
— риски, связанные с авторским правом (продажа чужих дипломных работ и диссертаций; оформление учебных и методических работ за отдельную плату);
— риски поведенческого характера, связанные с образовательным и научным процессом (покровительство отдельным студентам, сотрудникам; получение «премий» от руководства за продвижение обучающихся или некоторых работников; кумовство в трудовом коллективе и т.д.).
В последние годы в научных кругах применительно к процессу подготовки и защиты научных трудов под заказ даже появился
21 Воронцова И. П., Красноусов С. Д., Терешкова В. В., Хлонова Н. В. Методика разработки коррупциоген-ной карты рабочего места руководителя образовательной организации. Красноярск, 2015. С. 40.
специальный термин — диссертационный бизнес. Профессор П. А. Скобликов определяет его как «совокупность нелегальных коммерческих отношений, складывающихся по поводу подготовки и защиты диссертаций»22 К сожалению, во многих отраслях научного знания (особенно в экономике, юриспруденции, политологии, социологии, педагогике) было подготовлено множество диссертаций и монографий, которые фактически не имеют к своим авторам никакого отношения. Подобная ситуация наносит колоссальный вред современной отечественной науке, порождает лженауку, девальвирует знания как общественную ценность.
Важно подчеркнуть, что способы разрешения сложившейся ситуации, связанной с высоким уровнем коррупции в науке и образовании, все же имеются. И здесь в первую очередь необходимо обратиться к позитивному опыту ведущих университетов и научно-исследовательских центров. Весьма интересные меры по противодействию коррупции сформулированы ведущими отечественными исследователями
в сфере противодействия коррупции. Так, например, профессор Я. И. Гилинский предлагает проводить мониторинг взяточничества в каждом вузе путем анонимного опроса студентов два раза в год (после каждой экзаменационной сессии), а также абитуриентов после их зачисления23. Немецкий профессор Э. Клейн в качестве одной из антикоррупционных мер предлагает «урезание», т.е. сократить российский сектор академической науки в целом, что, по его мнению, улучшит условия обучения и повысит качество образования24 .
По мнению автора, главной целью всей системы антикоррупционных мер должно стать создание атмосферы нетерпимости к коррупции в образовательной и научной среде. Достижение этого результата потребует в ближайшие годы использование огромного количества ресурсов, ограниченных в условиях кризисных явлений в экономике. Тем не менее данной работой необходимо заниматься в постоянном режиме, иначе российское образование и наука рискуют оказаться на непозволительно низком мировом уровне.
БИБЛИОГРАФИЯ
1 . Воронцова И. П., Красноусов С. Д., Терешкова В. В, Хлонова Н. В. Методика разработки коррупциоген-
ной карты рабочего места руководителя образовательной организации. — Красноярск, 2015. — 148 с.
2 . Гилинский Я. И. О противодействии коррупции в высшем учебном заведении // Universum: Вестник
Герценовского университета. — 2010. — № 9.
3 . Гоц Е. В. Государственно-правовые основы борьбы с коррупцией в Российской Федерации // Новый
юридический журнал. — 2014. — № 2.
4 . Клейн Э. Коррупция в российских вузах // Terra Economicus. — 2011. — Вып. 1. — Т. 9.
5 . КвонД. А. Политическая коррупция: понятие, цели, субъекты // Власть. — 2015. — Вып. 7.
6 . Крюкова Н. И. Сущность коррупции и ее причины // Российская юстиция. — 2013. — № 4.
7. Куприянов И. С. Бытовая коррупция в современной России: социальное содержание и основные тенденции: на материалах исследований в Ивановской области : автореф. дис. ... канд. социол. наук. — Иваново, 2011.
8 . НечевинД. К. Проблемы противодействия коррупции // Публичное и частное право. — 2015. — Вып. 1
(XXV).
9 . Нуштаев И. В. Теневая экономика и коррупция как угрозы экономической безопасности националь-
ного хозяйства // Социально-экономические явления и процессы. — 2011. — Вып. 12.
22 Скобликов П. А. Диссертационный бизнес. Коррупция в науке: словарь неформальных терминов и понятий // Юридическая газета. 2011. № 20. С. 6.
23 Гилинский Я. И. О противодействии коррупции в высшем учебном заведении // Universum: Вестник Герценовского университета. 2010. № 9. C. 69.
24 См.: Клейн Э. Коррупция в российских вузах // Terra Economicus. 2011. Вып. 1. Т. 9. С. 68.
10 . Пащенко Ф. Ф. Коррупция как проявление системного кризиса российской государственности // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. — 2011. — Вып. 2. — Т. 4. 11. Скобликов П. А. Диссертационный бизнес. Коррупция в науке: словарь неформальных терминов и понятий // Юридическая газета. — 2011. — № 20.
12 . Степичева О. А. Развитие механизмов регулирования теневой экономики в России : автореф. дис. ...
д-ра экон. наук. — Тамбов, 2008.
13 . ШекультировБ. И. Коррупция в России: право, власть и нравственность // Вестник Адыгейского госу-
дарственного университета. — Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. — 2011. — Вып. 4.
Материал поступил в редакцию 10 сентября 2016 г.
RESISTING CORRUPTION IN IN THE SPHERE OF HIGHER EDUCATION AND SCIENTIFIC RESEARCH25
POLYAKOV Maxim Mykhailovich — Associate Professor of the Department of Administrative Law and Procedure at the Kutafin Moscow State Law University (MSAL), PhD, Associate Professor [email protected]
123995, Russia, Moscow, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, d. 9
Review. The paper in question deals with social and legal aspects of corruption in the modern Russian society. The author describes the main causes that have contributed to the growth of corruption in the system of social relations. The author has elucidated provisions of the Russian legal regulatory rules on resisting corruption, as well as legislation on educational, scientific and research activities. The paper enumerates certain provisions of the draft Strategy of the scientific and technological development of the Russian Federation in the long term in the context of resisting corruption in educational and scientific activities. The author describes instances of corruption in higher educational and research institutions of the Russian Federation. The article presents the concept and main varieties of corruption risks in scientific and educational activities. The author consistently analyses the most topical issues of corruption prevention in the field of higher education and science. Based on researched sources the author makes conclusions and proposals aimed at minimizing corruption risks in the field of higher education and science.
Keywords: corruption, corruption risks, resisting corruption, anti-corruption legislation, scientific activities, educational activities.
REFERENCES (TRANSLITERATION)
1 . Voroncova I. P., KrasnousovS. D., Tereshkova V. V., Hlonova N. V. Metodika razrabotki korrupciogennoj karty
rabochego mesta rukovoditelja obrazovatel'noj organizacii. — Krasnojarsk, 2015. — 148 s.
2 . GilinskijJa. I. O protivodejstvii korrupcii v vysshem uchebnom zavedenii // Universum: Vestnik Gercenovskogo
universiteta. — 2010. — № 9.
3 . Goc E. V. Gosudarstvenno-pravovye osnovy bor'by s korrupciej v Rossijskoj Federacii // Novyj juridicheskij
zhurnal. — 2014. — № 2.
4 . Klejn Je. Korrupcija v rossijskih vuzah // Terra Economicus. — 2011. — Vyp. 1. — T. 9.
5 . Kvon D. A. Politicheskaja korrupcija: ponjatie, celi, sub#ekty // Vlast'. — 2015. — Vyp. 7.
6 . Krjukova N. I. Sushhnost' korrupcii i ee prichiny // Rossijskaja justicija. — 2013. — № 4.
25 This article was prepared in accordance with the Assignment of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation: Project No. 29.200.2016/NM "Elaboration of scientifically grounded proposals for draft regulatory legal acts necessary for the implementation the Draft Federal Law "On Scientific, Technical and Innovative Activity in the Russian Federation".
7. Kuprijanov I. S. Bytovaja korrupcija v sovremennoj Rossii: social'noe soderzhanie i osnovnye tendencii: na materialah issledovanij v Ivanovskoj oblasti : avtoref. dis. ... kand. sociol. nauk. — Ivanovo, 2011.
8 . Nechevin D. K. Problemy protivodejstvija korrupcii // Publichnoe i chastnoe pravo. — 2015. — Vyp. 1 (XXV).
9 . Nushtaev I. V. Tenevaja jekonomika i korrupcija kak ugrozy jekonomicheskoj bezopasnosti nacional'nogo
hozjajstva // Social'no-jekonomicheskie javlenija i processy. — 2011. — Vyp. 12.
10 . Pashhenko F. F. Korrupcija kak projavlenie sistemnogo krizisa rossijskoj gosudarstvennosti // Problemnyj
analiz i gosudarstvenno-upravlencheskoe proektirovanie. — 2011. — Vyp. 2. — T. 4.
11 . Skoblikov P. A. Dissertacionnyj biznes. Korrupcija v nauke: slovar' neformal'nyh terminov i ponjatij //
Juridicheskaja gazeta. — 2011. — № 20.
12 . Stepicheva O. A. Razvitie mehanizmov regulirovanija tenevoj jekonomiki v Rossii : avtoref. dis. ... d-ra jekon.
nauk. — Tambov, 2008.
13 . Shekul'tirov B. I. Korrupcija v Rossii: pravo, vlast' i nravstvennost' // Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo
universiteta. — Serija 1: Regionovedenie: filosofija, istorija, sociologija, jurisprudencija, politologija, kul'turologija. — 2011. — Vyp. 4.