Научная статья на тему 'Формирование антикоррупционного мировоззрения обучающихся как стратегическая задача образовательных учреждений высшего образования'

Формирование антикоррупционного мировоззрения обучающихся как стратегическая задача образовательных учреждений высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
185
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ АНТИКОРРУПЦИОННОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ / ПРЕПОДАВАНИЕ ВОПРОСОВ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соловьев Александр Николаевич, Дмитриев Григорий Геннадьевич

В статье обосновывается необходимость противодействия коррупции и важность формирования негативного отношения к ней в обществе; рассматривается необходимость и актуальность преподавания вопросов профилактики и противодействия коррупции в образовательных организациях высшего образования, проблемные вопросы и недостатки в преподавании антикоррупционной тематики на современном этапе. Автором делается вывод о необходимости смещения вектора обучения от получения конкретных знаний, к формированию антикоррупционного мировоззрения. В статье приводятся конкретные рекомендации по формированию антикоррупционного мировоззрения, основанные в основном на применение активных методах обучения; приводятся общие требования к проведению таких занятий, а также конкретные примеры занятий с применением активных методов обучения. В статье подчеркивается важность повышения подготовки преподавательского состава к проведению занятий по антикоррупционной тематике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Соловьев Александр Николаевич, Дмитриев Григорий Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of anti-corruption outlook of students as strategic task of educational institutions of the higher education

Need in anti-corruption policy and importance of forming the negative attitude to it for society is proved in article; need and relevance of the touching upon the questions of prevention and anti-corruption for the educational organizations of the higher education is justified, the problematic issues and shortcomings in teaching to the anti-corruption subjects at the present stage is considered. The author draws a conclusion about need of shift of the vector of training from obtaining concrete knowledge to forming of the anti-corruption outlook. The concrete recommendations about forming of the anti-corruption outlook, based generally on use of the active methods of training, are provided in the article; the general requirements to holding such occupations and also concrete examples of occupations with use of the active methods of training are provided. In the article, the importance of increase in training of teachers to giving the anti-corruption subjects is emphasized.

Текст научной работы на тему «Формирование антикоррупционного мировоззрения обучающихся как стратегическая задача образовательных учреждений высшего образования»

4. Тхэквондо версий ИТФ и ВТФ - точки соприкосновения / В.А. Таймазов, С.Е. Бакулев, А.М. Симаков, А.В. Павленко, В.А. Чистяков // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 10 (116). - С. 122-127.

REFERENCES

1. Simakov, A.M. and Simakov, D.A. (2018), "Analysis of results of performance of Russian taekwondo athletes in the Europe Championship in Tallinn, Estonia", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 165, No. 11, pp. 301-303.

2. Simakov, A.M., Simakov, D.A., Rudenko, G.V. and Korostelev, E.N. (2018), "Technique of development of high-speed endurance in taekwondo at a stage of improvement of sports skill (15-16 years)", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 156, No. 2, pp. 219-223.

3. Taymazov V.A., Bakulev S.E., Simakov A.M., Pavlenko A.V. and Chistyakov V.A. (2014), "Comparative analysis of technical actions of taekwondo of versions (ITF) and (VTF)", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 117, No. 11, pp. 148-154.

4. Taymazov, V.A., Bakulev, S.E., Simakov, A.M., Pavlenko, A.V. and Chistyakov, V.A. (2014), "Taekwondo of versions of ITF and VTF - a common ground", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 116, No. 10, pp. 122-127.

Контактная информация: simakov-tkd@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 18.03.2019

УДК 378

ФОРМИРОВАНИЕ АНТИКОРРУПЦИОННОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Александр Николаевич Соловьев, преподаватель, Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова (ВМедА), Санкт-Петербург; Григорий Геннадьевич Дмитриев, доктор педагогических наук, профессор, начальник НИЦ, Военный институт физической культуры (ВИФК), Санкт-Петербург

Аннотация

В статье обосновывается необходимость противодействия коррупции и важность формирования негативного отношения к ней в обществе; рассматривается необходимость и актуальность преподавания вопросов профилактики и противодействия коррупции в образовательных организациях высшего образования, проблемные вопросы и недостатки в преподавании антикоррупционной тематики на современном этапе. Автором делается вывод о необходимости смещения вектора обучения от получения конкретных знаний, к формированию антикоррупционного мировоззрения. В статье приводятся конкретные рекомендации по формированию антикоррупционного мировоззрения, основанные в основном на применение активных методах обучения; приводятся общие требования к проведению таких занятий, а также конкретные примеры занятий с применением активных методов обучения. В статье подчеркивается важность повышения подготовки преподавательского состава к проведению занятий по антикоррупционной тематике.

Ключевые слова: коррупция, формирование антикоррупционного мировоззрения, преподавание вопросов противодействия коррупции.

FORMATION OF ANTI-CORRUPTION OUTLOOK OF STUDENTS AS STRATEGIC TASK OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE HIGHER EDUCATION

Alexander Nikolaevich Solovyov, the teacher, Kirov Military Medical Academy, St. Petersburg; Grigory Gennadievich Dmitriev, the doctor of pedagogical sciences, professor, the chief of Research center, Military of Institute of Physical Culture, St. Petersburg

Annotation

Need in anti-corruption policy and importance of forming the negative attitude to it for society is proved in article; need and relevance of the touching upon the questions of prevention and anti-corruption for the educational organizations of the higher education is justified, the problematic issues and

shortcomings in teaching to the anti-corruption subjects at the present stage is considered. The author draws a conclusion about need of shift of the vector of training from obtaining concrete knowledge to forming of the anti-corruption outlook. The concrete recommendations about forming of the anti-corruption outlook, based generally on use of the active methods of training, are provided in the article; the general requirements to holding such occupations and also concrete examples of occupations with use of the active methods of training are provided. In the article, the importance of increase in training of teachers to giving the anticorruption subjects is emphasized.

Keywords: corruption, forming of anti-corruption outlook, teaching questions of anti-corruption.

ВВЕДЕНИЕ

Зарождение коррупции произошло вместе с появлением государственности, и, к сожалению, даже сегодня, ни одно из государств не одержало победу над данным недугом полностью, не смогло выработать иммунитет к коррупции. Согласно информации на официальном сайте Организации объединенных наций, коррупция ежегодно наносит ущерб мировой экономике на сумму более 2,6 триллиона долларов. При этом косвенный ущерб от коррупции гораздо выше - подрыв доверия к государственной власти, разрушение этических норм людей, усиление неравенства в обществе.

Для России коррупция сегодня является социально опасным явлением, наносящим огромный ущерб государству, обществу, каждому из нас. Поглощая богатства и ресурсы страны, она тормозит развитие экономики страны. Официальный ущерб от коррупции в России ежегодно оценивается в сотнях миллиардов рублей. При этом, если учесть крайне высокую латентность коррупции, компилируя различные сведения, можно утверждать, что реальный ущерб от коррупции может выражается в триллионах рублей.

Хотя до сих пор не разработан единый рецепт борьбы с коррупцией, международный опыт показывает, что умелое сочетание неотвратимости наказания за коррупционные правонарушения, с формированием негативного отношения чиновников и общества к коррупции являются залогом успеха в противодействии коррупции. Без изменения отношения к коррупционным правонарушениям в обществе, все меры окажутся мало результативными.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Сегодня многие наши сограждане считают, что необходимо расстрелять определенное число коррумпированных чиновников, и коррупция пойдет на спад. Однако международный опыт борьбы с коррупцией показывает, что исключительно репрессивные меры не дают желаемого результата. Так, в Китае, в новом тысячелетии за коррупционные преступления ежегодно расстреливалось до тысячи чиновников, однако уровень коррупции в государстве не падал, а рос [2]. Вместе с тем, наиболее низкий уровень коррупции наблюдается в скандинавских странах, скорее всего из-за правосознания жителей, которые готовы выполнять правовые предписания и негативно относятся к любым проявлениям коррупции, отторгая ее как явление [3].

Во многих странах с низким уровнем коррупции, методы противодействия коррупции хотя и имеют свои особенности, однако схожи по направленности. Отличительной чертой ряда зарубежных стран является то, что важную составляющую национальной программы борьбы с коррупцией составляет антикоррупционная политика в сфере образования, где антикоррупционная проблематика является обязательным элементом учебной программы большинства высших учебных заведений [1, 7].

Формирование мировоззрения сложный и длительный процесс, который занимает, пожалуй, всю сознательную жизнь человека. Однако, чем старше он становиться, тем сложнее влиять на его мировоззрение. Формирование правосознания, в том числе и антикоррупционного, является одним из направлений молодежной политики, где существенное место занимает система образования, призванная культивировать у обучающихся мировоззрение, которое будет способно ответить вызовам времени, обеспечить прогрессивное общественное развитие. Безусловно, что формирование антикоррупционного правосознания

необходимо начинать как можно раньше - со школьной скамьи. Однако ведущая роль в привитии молодежи убеждений, в том числе и антикоррупционных, общекультурных качеств и нравственных норм, отводится системе высшего образования [5, 6].

В целях реализации протокола президиума Совета при президенте РФ по противодействию коррупции от 16 февраля 2011 г. № 22, в адрес образовательных организаций было отправлено указание Департамента развития Минобрнауки РФ, с требованиями внедрения в учебный процесс антикоррупционных форм обучения и подготовки учебно-методической документации для преподавания дисциплины [4].

В мае 2014 года Правительство РФ потребовало от Минобрнауки России, федеральных органов исполнительной власти включения до конца 2015 года в федеральные государственные стандарты общего, среднего профессионального и высшего образования элементов по популяризации антикоррупционных стандартов поведения. Однако анализ существующих федеральных стандартов высшего образования показывает, что в лишь в немногие из них включены общекультурные компетенции по нетерпимому отношению к коррупционному поведению, в подавляющем большинстве существующих сегодня федеральных государственных образовательных стандартах компетенций, касающихся противодействия коррупции - нет. Не смотря на отсутствие в ФГОС большинства специальностей компетенции по нетерпимому отношению к коррупционному поведению, многие образовательные организации высшего образования разработали свою учебно-методическую документацию и начали обучение антикоррупционной направленности (за счет вариативной части учебной программы). Однако эффективность проводимых занятий во многих учебных организациях вызывает большие сомнения. Изучив рабочие программы различных дисциплин по противодействию коррупции, ряда образовательных организаций высшего образования, можно отметить следующие общие недостатки:

- основное учебное время выделялось на проведение лекционных занятий и самостоятельную работу обучающихся;

- многие темы лекционных занятий были направлены на углубленное изучение сложных вопросов, связанных с коррупцией, тяжелых к усвоению обучающимися, являющихся излишними для профессий, не связанных с противодействием коррупции и государственным управлением;

- вектор обучения был направлен на получение обучающимися конкретных знаний, связанных с коррупцией, а не на изменение отношения обучающихся к данному явлению.

При изучении нами опыта преподавания вопросов противодействия коррупции в ряде образовательных организаций высшего образования г. Санкт-Петербурга, были установлены так же еще следующие проблемы и недостатки:

- недостаточная подготовленность и формальное отношение преподавательского состава к изучению данной тематики;

- скучное и монотонное изложение учебного материала;

- не использование в учебном процессе активных методов обучения;

- подготовка и проведение учебных занятий без учета рекомендаций по формированию антикоррупционного поведения, публикуемых в современной научной литературе.

Таким образом, сегодняшнее преподавание вопросов антикоррупционной направленности, во многих образовательных организациях высшего образования, сводиться к формированию у обучающихся определенных знаний, связанных с коррупцией. Но сами по себе эти знания не меняют отношения обучающихся к коррупционным проявлениям, не формируют стереотип определенного антикоррупционного поведения, не оказывают существенного влияния на мировоззрение обучающегося.

Если процесс получения обучающимися знаний о коррупции не является чем-то исключительным и не сопряжен с особыми проблемами и трудностями, то формирование антикоррупционного мировоззрения является задачей сложной и труднодостижимой. В

современной научной литературе можно найти ряд публикаций, с конкретными предложениями по формированию антикоррупционного мировоззрения обучающихся. Основная их идея сводится к тому, что политика преподавания должна быть направлена ни сколько на получение знаний, сколько на привитие норм морали и этики, обеспечивающих правильное поведение обучающихся в дальнейшем; на преодоление определенных стереотипов связанных с коррупцией; вовлечение студентов в образовательный процесс, исключающим превращение занятий в примитивное информирование о коррупции и связанных с ней проблемах. При этом, для достижения указанных целей предлагается введение специальной дисциплины (модуля), использование активных и интерактивных методов обучения, проведение дополнительной подготовки профессорско-преподавательского состава.

Формы и методы проведения практических занятий по вопросам противодействия коррупции могут разнообразны, но все они должны отвечать следующим требованиям:

- активизировать познавательную деятельность обучающихся;

- иметь первоочередную направленность на формирование антикоррупционного мировоззрения, корректировку ложных стереотипов

- убеждать, что жить честно - это правильно и престижно;

- иметь практико-ориентированное направление;

- учитывать возраст и теоретическую подготовку обучающихся;

- иметь проблемный характер занятий, привязку к личному опыту обучающихся и низкую степень абстрактности учебного материала;

- избегать навязывания позиции педагога как «истины в последней инстанции», развивать равноправный, интерактивный диалог.

В ходе преподавания вопросов противодействия коррупции, нами были успешно внедрены практические занятия, где обучающиеся разделялись на небольшие группы по 34 человека и каждой паре групп предлагались для обсуждения утверждения касающиеся коррупции, диаметрально противоположные:

А) Приведите доводы того, что жесткие репрессивные меры в борьбе с коррупцией являются наиболее эффективными;

Б) приведите доводы того, что репрессивные меры в борьбе с коррупцией далеко не всегда являются эффективными. Какие меры по борьбе с коррупцией являются наиболее эффективными на ваш взгляд;

А) приведите доводы того, что в нашей стране невозможно значительно снизить уровень коррупции;

Б) приведите доводы того, что в нашей стране возможно значительно снизить уровень коррупции;

А) кому, как и какую пользу приносят коррупционные нарушения;

Б) какой вред наносят коррупционные правонарушения, кто страдает от них в первую очередь.

Обучающимся приходилось не слушать мнение преподавателя, а самим формулировать свое мнение, приводить доводы в поддержку утверждения, выслушивать мнение и доводы противоположного утверждения, высказывать контрдоводы. Активность обучающихся во время занятия была крайне высокой. Основной задачей преподавателя, помимо выбора тем для обсуждения, было поддержание дисциплины обсуждения, небольшая корректировка направлений обсуждения, формулировка общих выводов. Главное преимущество данных занятий в том, что обучающиеся самостоятельно, без видимого давления со стороны, формируют свое отношение к коррупции, пусть не значительно, но самостоятельно корректируют мировоззрение свое и своих товарищей.

Практические занятия могут быть разнообразны, вот некоторые их возможные примеры:

- проведение дискуссии на тему «Двойной моральный стандарт: осуждение верхушечной коррупции и принятие низовой коррупции как части быта и определенных

устоев»;

- проведение практикумов, как противостоять коррупции в бытовых условиях. Обучающимся предлагаются реальные жизненные ситуации, связанные с коррупцией, а они предлагают законные пути выхода из них;

- всевозможные деловые игры. Предлагается обучающимся представить себя в роли Президента Российской Федерации и в часы самостоятельной подготовки продумать, какие дополнительные меры противодействия коррупции можно принять в нашей стране (что бы это сделать им придется изучить и меры, уже принятые государством и опыт зарубежных стран). На занятие обучающиеся предлагают свои меры борьбы с коррупцией и их аргументацию, остальная группа выступает в роли арбитров, соглашается с предложенными мерами или приводит контрдоводы их неэффективности. Многие люди часто высказываются, что государство ничего не делает для борьбы с коррупцией - данная игра заставит обучающихся имеющих сходную позицию, пересмотреть ее.

Проводимые занятия могут быть разнообразны, но все они должны быть логически выстроены в взаимосвязанную систему, которую должны обеспечить кафедральные коллективы образовательных организаций. Однако изучение опыта преподавания вопросов противодействия коррупции в учебных заведениях свидетельствует о том, что зачастую преподаватели относятся к изучению данной проблемы без интереса, формально, цитируя на занятиях выдержки из нормативных документов. Если не изменить отношения преподавателей и кафедральных коллективов к формированию у обучающихся компетенций противодействия коррупции, все остальные принимаемые меры вряд ли дадут значительный результат.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Антикоррупционное воспитание представляет собой процесс длительный и непрерывной, осуществление которого ведется в ходе всей жизни человека. Однако его основа должна быть заложена еще на ступени профессиональной подготовки, непосредственно в стенах образовательных организаций, связав ценности антикоррупционного поведения личности с профессиональными компетенциями будущих работников.

Формирование антикоррупционного мировоззрения сегодня является важнейшей задачей образовательных учреждений высшего образования. Несмотря на то, что преподавание вопросов противодействия коррупции началось сравнительно недавно, сегодня накоплен уже определенный опыт и в научной литературе даются конкретные рекомендации формирования антикоррупционного мировоззрения. Большинство специалистов сходятся во мнении, что основной вектор антикоррупционного преподавания должен смещаться от получения конкретных знаний к формированию антикоррупционного мировоззрения, обеспечивающего правильное поведение обучающихся в дальнейшем.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дубоносов, Е.С. О методике преподавания дисциплин антикоррупционной направленности в высших учебных заведениях / Е.С. Дубоносов, С.Н. Ковалев // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. - 2013. - № 1-2. - С. 17-23.

2. Кондракова, И.А. Административно-правовой механизм противодействия коррупции в системе государственной службы зарубежных государств / И.А. Кондракова // The international scientific and practical congress of economists and lawyers "the genesis of genius" : сборник трудов конференции. - Женева, 2014. - С. 91-99.

3. Кузнецова, О.А. Противодействие коррупции как цель правоохранительной политики: отечественный и зарубежный опыт / О.А. Кузнецова // Вестник Тамбовского университета. Серия : Гуманитарные науки. - 2014. - № 1 (129). - С. 147-157.

4. Курганова, А.А. Правовое воспитание как метод борьбы с коррупцией / А.А. Курганова // Новая наука: современное состояние и пути развития. - 2015. - № 1. - С. 43-46.

5. Пустовалова, И.Н. Антикоррупционная составляющая образовательного процесса в вузе / И.Н. Пустовалова // Ярославский педагогический вестник. - 2011. - № 4. - С. 62-65.

6. Фалиев, В.А. Правовое просвещение как средство предупреждения коррупции в регионе / В.А. Фалиев // Государственная власть и местное самоуправление. - 2012. - № 10. - С. 3-5.

7. Шевердяев, С.Н. Вопросы организации преподавания антикоррупционной проблематики в Российских юридических вузах / С.Н. Шевердяев, Р.А. Краснощекий // Вестник Московского университета. Серия 11 : Право. - 2010. - № 1. - С. 121-129.

REFERENCES

1. Dubonosov, E.S. (2013), "About a technique of teaching disciplines of anti-corruption orientation in higher educational institutions", News of the Tula state university. Economic and jurisprudence, No. 1 -2, рр. 17-23.

2. Kondrakova, I.A. (2014), "An anti-corruption administrative legal mechanism in the system of public service of the foreign states", The international scientific and practical congress of economists and lawyers "the genesis of genius ": Conference proceedings, Publishing house International scientific association of economists "Consultation" (Geneva), рр. 91-99.

3. Kuznetsova, O.A. (2014), "Anti-corruption as purpose of law-enforcement policy: domestic and foreign experience", Messenger of the Tambov university. Series: Humanities, No. 1(129), рр. 147-157.

4. Kurganova, A.A. (2015), "Legal education as method of fight against corruption", New science: Current state and ways of development, No. 1, рр. 43-46.

5. Pustovalova, I.N. (2011), "An anti-corruption component of educational process in higher education institution", the Yaroslavl pedagogical bulletin, No. 4, рр. 62 - 65.

6. Faliyev, VA. (2012), "Legal education as a corruption warning facility in the region", Government and local government, No. 10, рр. 3-5.

7. Sheverdyaev, S.N. and Krasnoshcheky, R.A. (2010), "Questions of the organization of teaching an anti-corruption perspective in the Russian legal higher education institutions", Bulletin of the Moscow university. Series 11: Law, No. 1, рр. 121-129.

Контактная информация: fesgk@mail.ru

Статья поступила в редакцию 22.03.2019

УДК 796.332.6

РАЗВИТИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ В МИНИ-ФУТБОЛЕ С

ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ И МЕТОДОВ ЛЁГКОЙ АТЛЕТИКИ

Михаил Максимович Соловьев, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Петр Борисович Святченко, старший преподаватель, Максим Васильевич Давыдов, старший преподаватель, Балтийский государственный технический университет (БГТУ) «Военмех», г. Санкт-Петербург; Владимир Васильевич Чёмов, доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой, Волгоградская государственная академия физической культуры (ВГАФК)

Аннотация

В статье рассматривается значение специальной выносливости для спортсменов в мини-футболе. Обсуждается актуальность использования легкоатлетических средств и методов для развития специальной выносливости в футзале. Представлено исследование, в котором экспериментально обосновывается эффективность использования легкоатлетических средств и методов в тренировочном процессе в футзале. Проведен педагогический эксперимент с применением теста Йо-Йо. В исследовании принимали участие спортсмены сборной команды по мини-футболу технического университета.

Ключевые слова: мини-футбол, лёгкая атлетика, физическая подготовленность, специальная выносливость, Йо-Йо тест.

DEVELOPMENT OF SPECIAL ENDURANCE IN MINI-FOOTBALL WITH USE OF

MEANS AND METHODS OF TRACK AND FIELD ATHLETICS Mikhail Maksimovich Solovev, the candidate of pedagogical sciences, senior teacher, Maksim Vasilyevich Davydov, the senior teacher, Petr Borisovich Svyatchenko, the senior teacher,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.