Научная статья на тему 'АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЁЖИ НА ОСНОВЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ'

АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЁЖИ НА ОСНОВЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
509
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ВОСПИТАНИЕ / МОЛОДЁЖЬ / ГРАЖДАНСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / КОРРУПЦИОННЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ / НЕТЕРПИМОЕ ОТНОШЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ПРОФИЛАКТИКА КОРРУПЦИИ / ДЕФОРМАЦИЯ ПРАВОСОЗНАНИЯ / АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / ANTI-CORRUPTION EDUCATION / YOUTH / CIVIL OUTLOOK / CORRUPTION MANIFESTATIONS / INTOLERANT ATTITUDE / EDUCATIONAL ORGANIZATION / CORRUPTION PREVENTION / DEFORMATION OF LEGAL CONSCIOUSNESS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Морозов Александр Владимирович

В статье рассматривается проблема антикоррупционного воспитания молодёжи на основе формирования гражданского мировоззрения, разработки и внедрения эффективных мер по предотвращению коррупции; одним из важнейших результатов такой работы является формирование нетерпимости к любым проявлениям коррупции, которая есть один из важных показателей зрелой гражданской позиции молодого человека в современном обществе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Морозов Александр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANTI-CORRUPTION EDUCATION OF YOUTH ON THE BASIS OF THE FORMATION OF CIVIC IDEOLOGY

The article deals with the problem of anti-corruption education of young people on the basis of the formation of civil Outlook, development and implementation of effective measures to prevent corruption; one of the most important results of such work is the formation of intolerance to any manifestations of corruption, which is one of the important indicators of the Mature civil position of a young man in modern society

Текст научной работы на тему «АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЁЖИ НА ОСНОВЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ»

МОРОЗОВ Александр Владимирович,

главный научный сотрудник ФГБНУ «Институт управления образованием Российской академии образования» е-mail: doc_morozov@mail.ru

АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЁЖИ НА ОСНОВЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Аннотация. В статье рассматривается проблема антикоррупционного воспитания молодёжи на основе формирования гражданского мировоззрения, разработки и внедрения эффективных мер по предотвращению коррупции; одним из важнейших результатов такой работы является формирование нетерпимости к любым проявлениям коррупции, которая есть один из важных показателей зрелой гражданской позиции молодого человека в современном обществе.

Ключевые слова: антикоррупционное воспитание, молодёжь, гражданское мировоззрение, коррупционные проявления, нетерпимое отношение, образовательная организация, профилактика коррупции, деформация правосознания, антикоррупционное просвещение.

MOROZOVAlexander Vladimirovich,

chief researcher FSBSI «Institute of management education

of Russian Academy of education»

ANTI-CORRUPTION EDUCATION OF YOUTH ON THE BASIS OF THE FORMATION OF CIVIC IDEOLOGY

Annotation. The article deals with the problem of anti-corruption education of young people on the basis of the formation of civil Outlook, development and implementation of effective measures to prevent corruption; one of the most important results of such work is the formation of intolerance to any manifestations of corruption, which is one of the important indicators of the Mature civil position of a young man in modern society.

Key words: anti-corruption education, youth, civil Outlook, corruption manifestations, intolerant attitude, educational organization, corruption prevention, deformation of legal consciousness, anti-corruption education.

Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» устанавливает «основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений, устанавливает основные меры по профилактике коррупции, одной из которых является формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению» [13].

Противодействие и эффективное предотвращение коррупции являются на сегодняшний день одним из приоритетных направлений государственной политики, а также одной из важнейших проблем, которые пытается решить современное Российское государство. Комплексное воздействие, включающее создание продуманной системы стимулов антикоррупционного поведения граждан, антикоррупционную пропа-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2019

ганду, просвещение и образование, а также совершенствование антикоррупционного законодательства, составляет основу противодействия коррупции, ориентированную на формирование гражданского мировоззрения как действенного средства антикоррупционного воспитания современной молодёжи.

Просветительская деятельность, направленная на формирование гражданского мировоззрения, выступающего в качестве специального средства антикоррупционного воспитания молодёжи, выполняет важную задачу создания в обществе нетерпимого отношения к любым коррупционным проявлениям. Систематическое антикоррупционное просвещение способствует выработке антикоррупционного «иммунитета» во всех слоях гражданского общества, образует фундамент антикоррупционного правосознания. Активное применение антикоррупционных просветительских технологий в процессе воспи-

тания и обучения молодёжи значительно повышает качество профилактики коррупции в различных сферах общественной жизни.

Многими исследователями рассматриваемой нами проблемы отмечается отсутствие чёткого представления о сущности изучаемого правового явления, а также о том, какое место оно занимает среди иных форм антикоррупционного воспитания граждан [1]. Решение задачи повышения эффективности просветительских и информационно-пропагандистских мер, направленных на создание в обществе атмосферы нетерпимости к коррупционным проявлениям, в соответствии с требованиями, изложенными в Национальном плане противодействия коррупции на 2018 - 2020 гг. [12], представляется весьма затруднительным в случае, если обозначенные выше вопросы останутся без ответов.

В самом общем виде организационно-правовые основы антикоррупционного просвещения в сфере образования определены как на национальном, так и на международном уровнях. Ратифицированная Российской Федерацией в 2006 г. Конвенция Организации Объединённых Наций против коррупции определяет каждому государству-участнику необходимость принятия надлежащих мер в содействии активного участия групп и отдельных лиц по профилактике коррупции и организации борьбы с ней за пределами публичного сектора, углублении понимания обществом как причин и опасного характера коррупции, так и самого факта её существования и создаваемых ею угроз. Осуществление программ публичного образования, включая учебные программы в образовательных организациях различного уровня, проведение различных мероприятий по информированию населения, способствующих созданию атмосферы нетерпимости в отношении коррупции, относятся к числу таких мер [14].

Антикоррупционное просвещение включает поэтапную адаптацию, обладание сформированным правосознанием, нетерпимость к коррупционному поведению, компетентность в сфере противодействия коррупции, обучение способности реализовать знания в процессе решения задач антикоррупционного характера в ходе профессиональной деятельности.

В настоящее время наблюдается: несфор-мированность у обучающихся зрелой гражданской позиции, проявляющейся в нетерпимом отношении к любым коррупционным проявлениям; недостаточное обеспечение обучающихся необходимым объёмом правовой информации; слабые навыки владения и анализа содержания нормативных актов, необходимых в процессе профессиональной деятельности [9].

Необходимо констатировать, что для современной молодёжи характерен достаточно сильный уровень деформации правосознания. Сам по себе факт взятки или иного коррупционного деяния зачастую воспринимается как что-то вполне естественное, обыденное, вполне привычное, во-многом объяснимое и даже «нормальное» явление нашей повседневной жизни, а не «из ряда вон выходящее» вопиющее событие, несовместимое с понятиями права, этики и морали. Антикоррупционное воспитание, способствующее формированию гражданского мировоззрения личности и становлению зрелой гражданской позиции молодого человека, активно внедряемое в молодёжную политику и образовательную систему, призвано, в первую очередь, наделить обучающихся знаниями об опасности, которую представляет собой коррупция для безопасности нашего государства и благосостояния общества в целом.

Антикоррупционное просвещение должно быть направлено не только на формирование положительных правовых установок общества, социальной группы, каждой, отдельно взятой, личности, но и на усвоение норм антикоррупционного законодательства. Человек, обладающий правовой культурой, в конечном счете должен проявлять правовую активность по отношению к правонарушениям, естественно воспринимая требования действующего законодательства, иметь привычку поступать в соответствии с законом, уважать нормы права не по принуждению, а в силу личного убеждения [2].

Важнейшей составляющей процесса антикоррупционного просвещения являются формы его осуществления. В регулирующих вопросы антикоррупционного просвещения нормативных правовых актах предусмотрены основные формы, наиболее распространённой из которых является официальное антикоррупционное информирование о принятых антикоррупционных нормативных правовых актах и решениях органов публичной власти путём размещения этой информации в соответствующих средствах массовой информации. Необходимо отметить, что на смену этой устоявшейся форме антикоррупционного просвещения приходит новая форма его осуществления, связанная с использованием современных цифровых технологий, регулируемая соответствующими нормативными правовыми актами на муниципальном, региональном и федеральном уровнях [4].

Концептуальный подход к формированию гражданского мировоззрения требует включения антикоррупционной составляющей в основные нормативные акты, регулирующие образовательный процесс, а также создания соответ-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2019

ствующей нормативно-правовой базы, необходимой для реализации основных направлений государственной политики в данной сфере. Необходима разработка как федеральных, так и региональных, а также муниципальных целевых программ по антикоррупционному воспитанию и образованию школьников и студентов, направленных на формирование гражданского мировоззрения. Результатом реализации обозначенной концепции должен стать охват всех, без исключения, регионов такими целевыми программами. В федеральные государственные образовательные стандарты целесообразно также внести изменения, создающие необходимые условия для внедрения образцов антикоррупционного поведения, повышения уровня правосознания обучающихся.

Отсутствие нормативной регламентации на федеральном уровне в сфере антикоррупционного образования и воспитания учащейся молодёжи, с одной стороны, позволяет при регулировании данных вопросов создавать необходимую вариативность в субъектах Российской Федерации, а с другой - не всегда обеспечивает систематические и комплексные меры в данной сфере. Систематическое и последовательное формирование гражданского мировоззрения современной молодёжи подразумевает наличие соответствующего кадрового обеспечения, которое включает: осуществление антикоррупционной подготовки педагогического, административного и управленческого состава образовательной организации, включающей изучение ими нормативных документов по вопросам антикоррупционной направленности, а также организацию и проведение соответствующих обсуждений и совещаний; повышение уровня юридической грамотности всех сотрудников образовательной организации; создание эффективных механизмов стимулирования и поддержки непрерывного профессионального развития педагогических и управленческих кадров в сфере правового образования и воспитания; подготовку педагогических кадров, способных осуществлять правовое воспитание, в том числе, посредством повышения квалификации педагогических работников.

Задача антикоррупционного образования и воспитания, направленного на формирование гражданского мировоззрения обучающихся должна учитываться при формировании бюджетов на всех уровнях, начиная с местного и заканчивая федеральным. Организационные мероприятия, способствующие решению обозначенной выше задачи, включают: разработку специальных учебно-методических и учебных пособий, а также тематических учебных курсов; использование разнообразных форм работы с

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2019

обучающимися с целью формирования антикоррупционного мировоззрения; внедрение в учебный процесс современных цифровых технологий (создание цифровых справочных правовых систем и др.); создание на базе образовательных организаций различных факультативных курсов, развитие системы дополнительного антикоррупционного просвещения и др. [11].

Некоторые исследователи выделяют в системе антикоррупционного воспитания, направленного на формирование гражданского мировоззрения, неформальную и формальную составляющие [3]. Под неформальной составляющей понимается поощрение разного рода инициатив в системе дополнительного образования: ученические и студенческие конференции, гражданские акции и другие мероприятия, а под формальной - включение в образовательные программы элементов антикоррупционного образования. Государственная политика в сфере борьбы с коррупцией подразумевает работу непосредственно в образовательных организациях, а также привлечение молодёжи к участию в общественных мероприятиях, направленных на укрепление мировоззренческой позиции, обусловленной нетерпимым отношением к любым нарушениям закона и проявлениям коррупции.

Дефиниция «коррупция» может рассматриваться двояко: в широком - социальном и узком - специальном понимании данного общественного феномена. Рассмотрение коррупции в её узком понимании - как юридического понятия, фактически лишает логики и смысла всю систему антикоррупционного воспитания, направленного на формирование гражданского мировоззрения обучающихся. В связи с тем, что большая часть педагогов образовательных организаций относят коррупцию к одному из видов преступной деятельности, общепринятой считается установка на то, что антикоррупционное просвещение с обучающимися должны вести профессиональные юристы или, как минимум, имеющие специальную подготовку педагоги правовых дисциплин.

Рассмотрение коррупции в широком понимании - как особого типа взаимодействия людей с окружающим миром и, прежде всего, с государством, обусловленного сговором (определёнными договорённостями) с представителями власти и/или правоохранительных органов и других структур, направленном на извлечение/ получение выгоды в обход закона - позволяет совершенно иначе, с других позиций выстраивать систему антикоррупционного воспитания, направленную на формирование гражданского мировоззрения.

Создание правового государства без высокого уровня правосознания граждан невозможно. Правосознание личности формируется в процессе её социализации посредством систематического формирования престижа права в системе социальных ценностей и положительных правовых ориентаций [6].

Развитие экономических и общественных отношений, изменения, происходящие в запросах государства, в общественной жизни, обуславливающие трансформацию многих понятий и личностных конструктов, приводящих, в том числе, к изменению ментальности субъектов образовательного процесса [5], формируют новые вызовы, требующие поиска новых подходов к антикоррупционному воспитанию и образованию. По нашему мнению, такая задача может быть решена только в том случае, если в условиях единого учебно-воспитательного процесса, реализующегося в рамках образовательной организации, гражданское мировоззрение обучающихся будет формироваться целенаправленно и систематически. Практика убедительно показывает, что разовыми акциями и мероприятиями (даже организованными и проведёнными на самом высоком уровне) необходимого эффекта достичь невозможно. На современном этапе именно эта задача становится одной из самых актуальных и востребованных, учитывая тот факт, что коррупция, наряду с такими явлениями, как экстремизм и терроризм, рассматривается сегодня как одна из самых серьёзных угроз общественной и национальной безопасности.

Антикоррупционное воспитание и обучение современной молодёжи как одна из важнейших составляющих её духовно-нравственного развития [8], должны стать важнейшей частью государственной политики с тем, чтобы достичь сформированности у каждого представителя социума гражданского мировоззрения, проявляющегося в зрелой гражданской позиции [7], обусловленной нетерпимым отношением к любым фактам, связанным с коррупционными проявлениями.

Основными задачами антикоррупционного воспитания молодёжи, направленного на формирование гражданского мировоззрения обучающихся, являются: ориентация на ценности необходимые для формирования нетерпимости к коррупции; изучение феномена «коррупция» и всех его составляющих, знакомство с основными механизмами, используемыми для борьбы с коррупцией; принятие установок, формирующих нетерпимость к проявлениям коррупции [3].

Проблема коррупции достаточно прочно укоренилась в общественном сознании и воспри-

нимается сегодня многими как естественный компонент российского общества - как некая ментальная составляющая. Этим, в немалой степени, обусловлено негативное отношение многих обучающихся к мероприятиям по антикоррупционному воспитанию, направленным на формирование у них зрелого гражданского мировоззрения. Органично дополнять ориента-ционно-ценностную картину подрастающего поколения призвана система антикоррупционных принципов, взглядов и идей, в которых отражается негативное отношение общества, социальных групп и личности, в частности, к коррупционной деятельности, как таковой. К числу важнейших показателей и направлений деятельности современной образовательной организации должны быть отнесены: воспитание обучающимися неприятия коррупции, как явления, несовместимого с ценностями правового государства; формирование в обществе особой психологической среды, неблагоприятной для коррупционной системы; разработка и реализация комплекса мер, направленных на укрепление морально-этических принципов и повышение уровня внутренней культуры личности обучаемого [10].

Резюмируя всё вышеизложенное, необходимо отметить, что отправной точкой, определяющей эффективность всей системы антикоррупционного воспитания современной молодёжи, направленной на формирование зрелого гражданского мировоззрения, становится наличие правового государства и общества, в котором Закон не только признают, но и уважают. Основой поведения человека и гражданина, способного как к взаимодействию с представителями властных структур, так и к исполнению властных полномочий на сугубо правовой основе, не прибегая к взяточничеству, подкупу и т.д., являются наличие личностной потребности в соблюдении установленных правил и сформированная культура поведения, не допускающая возможности их нарушения.

Список литературы:

[1] Акунченко Е.А. К вопросу об организационно-правовых основах антикоррупционного просвещения в сфере образования // Наука и школа. - 2017. - № 1. - С. 20 - 28.

[2] Воронцов С.А. Об организации антикоррупционного просвещения в Российской Федерации // Северо-Кавказский юридический вестник. - 2015. - № 1. - С. 105 - 111.

[3] Гацалов Р.Р. Антикоррупционное воспитание молодёжи: проблемы формирования российской модели [Электронный ресурс] -

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2019

Режим доступа: URL: http://isfic.info/SPBU/ konf03.htm (дата обращения: 14.12.2018).

[4] Кабанов П.А. Антикоррупционное информирование как форма антикоррупционного просвещения: понятие и содержание // Мониторинг правоприменения. - 2015. - № 2 (15). - С. 40 - 46.

[5] Морозов А.В. Изменение менталитета субъектов образовательного процесса в условиях цифровизации образования // Социально-психологические проблемы ментальности / менталитета. - 2018. - № 14. - С. 6 5- 73.

[6] Морозов А.В. Психология анормальных социальных проявлений в современном обществе как дефект правосознания // Юридическая психология. - 2006. - № 1. - С. 10 - 14.

[7] Морозов А.В. Формирование гражданской идентичности российской молодёжи в процессе её социализации // В сб.: Формирование гражданской идентичности молодёжи в условиях социально-экономических реалий российского общества: материалы Междунар. науч.-практ. конф. - Казань: АСО, 2017. - С. 165.

[8] Морозов А.В., Анучкин В.А. Правовое обучение современной молодёжи как одна из важнейших составляющих её духовно-нравственного развития // Социально-экономические и технические системы. - 2016. - № 5 (72). -С. 251 - 261.

[9] Морозов А.В., Сергеева Ю.С. Психолого-педагогические особенности формирования компетентности в сфере противодействия коррупции у студентов юридического факультета в процессе учебной деятельности // В сб.: Систе-могенез учебной и профессиональной деятельности. Ч. I: материалы VIII Всеросс. науч.-практ. конф. / под ред. Ю.П. Поваренкова. - Ярославль: РИО ЯГПУ, 2018. - С. 257 - 260.

[10] Сергеева Ю.С., Морозов А.В. Формирование у студентов - будущих юристов-бакалавров - компетентности в сфере противодействия коррупции // Управление образованием: теория и практика. - 2018. - № 1 (29). - С. 70 - 82.

[11] Таева Н.Е. Формирование антикоррупционного мировоззрения учащихся: современное состояние проблемы и основные направления развития // Актуальные проблемы российского права. - 2015. - № 2. - С. 196 - 201.

[12] Указ Президента РФ от 29 июня 2018 г. № 378 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2018 - 2020 годы» [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://www. kremlin.ru/acts/news/57905 (дата обращения: 19.12.2018).

[13] Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» [Элек-

тронный ресурс] - Режим доступа: URL: http:// legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-25122008-n-273-fz-o/ (дата обращения: 29.10.2018).

[14] Федеральный закон от 8.03.2006 № 40-ФЗ «О ратификации Конвенции Организации Объединённых Наций против коррупции» [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://base.garant.ru/12145648/ (дата обращения: 28.11.2018).

Spisok literatury:

[1] Akunchenko E.A. K voprosu ob organizacionno-pravovyh osnovah antikorrupcionnogo prosveshcheniya v sfere obrazovaniya // Nauka i shkola. - 2017. - № 1. - S. 20 - 28.

[2] Voroncov S.A. Ob organizacii antikorrupcionnogo prosveshcheniya v Rossijskoj Federacii // Severo-Kavkazskij yuridicheskij vestnik. - 2015. - № 1. - S. 105 - 111.

[3] Gacalov R.R. Antikorrupcionnoe vospitanie molodyozhi: problemy formirovaniya rossijskoj modeli [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: URL: http://isfic.info/SPBU/konf03. htm (data obrashcheniya: 14.12.2018).

[4] Kabanov P.A. Antikorrupcionnoe informirovanie kak forma antikorrupcionnogo prosveshcheniya: ponyatie i soderzhanie // Monitoring pravoprimeneniya. - 2015. - № 2 (15). - S. 40 - 46.

[5] Morozov A.V. Izmenenie mentaliteta sub"ektov obrazovatel'nogo processa v usloviyah cifrovizacii obrazovaniya // Social'no-psihologicheskie problemy mental'nosti / mentaliteta. - 2018. - № 14. - S. 6 5- 73.

[6] Morozov A.V. Psihologiya anormal'nyh social'nyh proyavlenij v sovremennom obshchestve kak defekt pravosoznaniya // Yuridicheskaya psihologiya. - 2006. - № 1. - S. 10 - 14.

[7] Morozov A.V. Formirovanie grazhdanskoj identichnosti rossijskoj molodyozhi v processe eyo socializacii // V sb.: Formirovanie grazhdanskoj identichnosti molodyozhi v usloviyah social'no-ekonomicheskih realij rossijskogo obshchestva: materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. -Kazan': ASO, 2017. - S. 165.

[8] Morozov A.V., Anuchkin V.A. Pravovoe obuchenie sovremennoj molodyozhi kak odna iz vazhnejshih sostavlyayushchih eyo duhovno-nravstvennogo razvitiya // Social'no-ekonomicheskie i tekhnicheskie sistemy. - 2016. -№ 5 (72). - S. 251 - 261.

[9] Morozov A.V., Sergeeva Yu.S. Psihologo-pedagogicheskie osobennosti formirovaniya kompetentnosti v sfere protivodejstviya korrupcii u studentov yuridicheskogo fakul'teta v processe

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2019

uchebnoj deyatel'nosti // V sb.: Sistemogenez uchebnoj i professional'noj deyatel'nosti. Ch. I: materialy VIII Vseross. nauch.-prakt. konf. / pod red. Yu.P. Povarenkova. - Yaroslavl': RIO YaGPU, 2018. - S. 257 - 260.

[10] Sergeeva Yu.S., Morozov A.V. Formirovanie u studentov - budushchih yuristov-bakalavrov - kompetentnosti v sfere protivodejstviya korrupcii // Upravlenie obrazovaniem: teoriya i praktika. - 2018. - № 1 (29). - S. 70 - 82.

[11] Taeva N.E. Formirovanie antikorrupcionnogo mirovozzreniya uchashchihsya: sovremennoe sostoyanie problemy i osnovnye napravleniya razvitiya // Aktual'nye problemy rossijskogo prava. - 2015. - № 2. - S. 196 - 201.

[12] Ukaz Prezidenta RF ot 29 iyunya 2018 g. № 378 «O Nacional'nom plane protivodejstviya korrupcii na 2018 - 2020 gody» [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: URL: http://www. kremlin.ru/acts / news/57905 (data obrashcheniya: 19.12.2018).

[13] Federal'nyj zakon ot 25.12.2008 № 273-FZ «O protivodejstvii korrupcii» [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: URL: http://legalacts. ru/doc/federalnyi-zakon-ot-25122008-n-273-fz-o/ (data obrashcheniya: 29.10.2018).

[14] Federal'nyj zakon ot 8.03.2006 № 40-FZ «O ratifikacii Konvencii Organizacii Ob"edinyonnyh Nacij protiv korrupcii» [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: URL: http://base.garant.ru/12145648/ (data obrashcheniya: 28.11.2018).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.