6. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 01.12.2004 N 715 (red. ot 31.01.2020) «Ob utverzhdenii perechnya social'no znachimyh zabolevanij i perechnya zabolevanij, predstavlyayushchih opasnost' dlya okruzhayushchih» // [Elektronnyj resurs]: - Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul'tantPlyus».
7. Postanovlenie Glavnogo gosudarstvennogo sanitarnogo vracha RF ot 24.12.2020 № 44 «Ob utverzhdenii sanitarnyh pravil SP 2.1.3678-20 «Sanitarno-epidemiologicheskie trebovaniya k ekspluatacii pomeshchenij, zdanij, sooruzhenij, oborudovaniya i transporta, a takzhe usloviyam deyatel'nosti hozyajstvuyushchih sub"ektov, osushchestvlyayushchih prodazhu tovarov, vypolnenie rabot ili okazanie uslug» // [Elektronnyj resurs]: -Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul'tantPlyus».
8. Prikaz Minzdrava Rossii ot 10.05.2017 N° 203n «Ob utverzhdenii kriteriev ocenki kachestva medicinskoj pomoshchi» // [Elektronnyj resurs]: -Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul'tantPlyus».
9. Deklaraciya o pravah pacientov v Rossii (Prinyata na Pervom Vserossijskom kongresse pacientov 28 maya 2010 goda v Moskve) // [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://vspru.ru/association/docvsp/rights-declarations (data obrashcheniya: 12.03.2022)
10. Apellyacionnoe opredelenie Tyumenskogo oblastnogo suda ot 03.12.2018 g. po delu № 33-6613/2018 // Rezhim dostupa: http://sudebnyeresheniya.rf/37364093 (data obrashcheniya 07.04.2022).
11. Pechnikova O.G., Pechnikov A.P. K voprosu ob usloviyah dogovora okazaniya platnyh medicinskih uslug// YUridicheskaya nauka i pravoohranitel'naya praktika. 2012. № 2 (20). S. 54-58.
12. Elina N.K. K voprosu o roli ponyatijnogo apparata v sfere pravovogo regulirovaniya medicinskoj deyatel'nosti// Medicinskoe pravo: teoriya i praktika. 2016. T. 2. № 1 (3). S. 76-80.
13. Savosina N.V., Vasenin A.Yu., Tharovskaya O.Yu. Ponyatie «Pacient» kak storony dogovora vozmezdnogo okazaniya medicinskih uslug// Gumanitarnye, social'no-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki. 2020. №3. S. 143-146.
14. Starcev A.M. Dogovor vozmezdnogo okazaniya medicinskih uslug: prava pacienta i korrespondiruyushchie im obyazannosti ispolnitelya// Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2017. № 6. S.71-77.
15. Sirotkina A.A. Dogovor okazaniya medicinskih uslug: osobennosti pravovogo regulirovaniya: Avtoref. dis. kand. yurid. nauk. M., 2004.
ФРОЛОВ СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ - кандидат юридических наук, доцент, кафедра конституционного и муниципального права, Волгоградский государственный университет.
КОРОБКИНА ПОЛИНА СЕРГЕЕВНА - магистр, кафедра конституционного и муниципального права, Волгоградский государственный университет ([email protected]).
FROLOV, SERGEY A. - Ph.D. in Law, Associate Professor, Department of Constitutional and Municipal Law, Volgograd State University
KOROBKINA, POLINA S. - Master, Department of Constitutional and Municipal Law, Volgograd State University.
УДК 342.6 DOI: 10.24412/2411-2275-2022-4-79-86
БОЧАРОВА Н.Н., МУСТАФАЕВ Р.А. РЕАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА (НА ПРИМЕРЕ МЕР
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ ФИЗИЧЕСКИХ И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В ПЕРИОД РАСПРОСТРАНЕНИЯ КОРОНАВИРУСНОЙ
ИНФЕКЦИИ)
Ключевые слова: социальная функция, чрезвычайная ситуация, меры государственной финансовой поддержки, субсидии
Данная статья представляет собой анализ мер государственной финансовой поддержки, предпринятой в период распространения новой коронавирусной инфекции. Предоставление Российской Федерацией данных мер поддержки является проявлением сущности социального государства, прямо закреплённого в тексте Основного закона, и призвано способствовать восстановлению экономики, пострадавшей ввиду введения ограничительных мер, призванных пресечь распространение коронавируса, общего упадка деловой активности в связи с пандемией. Обоснован вывод о том, что анализ опыта Российской Федерации является принципиально важным для создания системы социальной поддержки граждан и организаций, пострадавших от каких-либо чрезвычайных ситуаций. Прикладное применение такого опыта является наиболее актуальным для Российской Федерации в условиях действия санкционных ограничений со стороны стран "запада".
BOCHAROVA, N.N., MUSTAFAEV, R.A. IMPLEMENTATION OF THE SOCIAL FUNCTION OF THE STATE (ON THE EXAMPLE OF MEASURES OF STATE FINANCIAL SUPPORT FOR INDIVIDUALS AND LEGAL ENTITIES DURING THE SPREAD OF CORONAVIRUS
INFECTION)
Keywords: social function, emergency situation, measures of state financial support, subsidies.
This article is an analysis of the measures of state financial support undertaken during the spread of a new coronavirus infection. The provision of these support measures by the Russian Federation is a manifestation of the essence of the welfare state, directly enshrined in the text of the Basic Law, and is intended to contribute to the recovery of the economy affected by the introduction of restrictive measures designed to curb the spread of coronavirus, the general decline in business activity due to the pandemic. The conclusion is substantiated that the analysis of the experience of the Russian Federation is fundamentally important for creating a system of social support for citizens and organizations affected by any emergency situations. The applied application of such experience is the most relevant for the Russian Federation in the context of sanctions restrictions imposed by the countries of the "West".
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации [1], Россия - это социальное государство. В соответствии с данной нормой, государство берёт на себя обязательства по созданию экономической, социальной и правовой возможности для поддержки наименее защищённых слоёв населения. Социальное государство должно стремиться к наиболее благоразумному распределению материальных благ, создавая условия для поддержания достойного уровня жизни, развития и благосостояния как отдельных граждан, так и их объединений.
Исходя из этого, важно определить, как помогать и кому помогать. Представляется, что основными ответами на первый вопрос являются активные действия органов государственной власти, а именно вмешательство в рыночные процессы, предоставление субсидий, пособий, создание социально-ориентированных институтов экономического развития, функционирующих за счёт непосредственного использования государственных и муниципальных бюджетов, либо путём косвенного вмешательства, снижая налоговую и иную финансовую нагрузку, особенно ощутимую в период пандемии. В качестве примера здесь можно выделить дополнительные возможности для граждан и юридических лиц при получении особых налоговых льгот, отсрочек, снижения размеров взимаемых страховых и иных выплат. Считаем, что наиболее удачным подходом является реализация в стране комплексной политики, направленной на снижение негативного влияния различных процессов и тенденций, как путём прямого и активного предоставления помощи, государственного вмешательства в экономические процессы, так и путём создания правовых механизмов, с помощью которых граждане и их объединения смогут обеспечить себе стабильное существование и развитие, воспользовавшись определёнными послаблениями.
Что касается адресности помощи, то на передний план выдвигаются 2 противоположных подхода: помогать всем в равной мере либо помогать наиболее нуждающимся, причём размер такой помощи должен идти регрессивно - от наименее нуждающихся к более нуждающимся, предоставляя последним максимально возможную поддержку. На наш взгляд, лучше предоставить большую помощь тем, кто наиболее в ней нуждается. Именно такой подход максимально соответствует природе и общественному назначению социального государства, когда происходит распределение национального дохода с целью поддержания социальной справедливости и устойчивости.
Одним из проявлений правовой и общественно значимой природы социального государства является функционирование механизма финансовой поддержки граждан и юридических лиц в условиях чрезвычайной ситуации. В соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей [2]. Из данного определения видно, что перечень ситуаций, имеющих характер чрезвычайных, не носит исчерпывающего характера, что создаёт органам государственной власти пространство для манёвра, позволяя использовать механизм смягчения последствий чрезвычайных ситуаций максимально эффективно, отталкиваясь от реальной ситуации. В соответствии со статьёй 8 указанного Федерального закона, Президент Российской Федерации полномочен определять направления государственной политики и принимать иные решения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. На практике реализация данного полномочия, зачастую, осуществляется посредством издания указов главы государства - подзаконных нормативно-правовых актов, распространяющих своё действие на всю территорию России.
Ярким примером реализации политики социального государства в условиях чрезвычайной ситуации стали меры поддержки граждан и юридических лиц, принимаемые Российской Федерацией в период пандемии новой коронавирусной инфекции. Считаем, что объективной причиной проведения такой политики стало осознание государственной властью возможных негативных эффектов, связанных с ростом числа заболевших - глобальное снижение деловой активности ввиду введения ограничительных мер приводит к резкому снижению доходов субъектов хозяйственной деятельности, что, в свою очередь, приведёт к росту безработицы, негативно скажется на реальных доходах населения, повысит уровень бедности. Правительство было вынуждено действовать в крайне оперативном режиме, дополнительные сложности представляли темпы распространения заболевания. Никогда прежде в современной истории России не было инфекций, распространявшихся настолько динамично, в связи с чем меры поддержки граждан и юридических лиц создавались в сжатые сроки, политика поддержки
фактически формировалась с нуля. Именно исполнительная ветвь власти осуществила основные мероприятия, направленные на поддержку благосостояния граждан и юридических лиц.
Реализуя политику социального государства в условиях распространения коронавируса, Правительство Российской Федерации издало 7 сентября 2021 года Постановление, утвердившее Правила предоставления из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, а также социально ориентированным некоммерческим организациям [3]. Указанными Правилами было закреплено предоставление субсидий для компенсации затрат их получателей, вызванных введением на территории соответствующего муниципального образования специальных мер предотвращения распространения заболевания - карантина. Также Правительство РФ предусмотрело предоставление субсидий с целью частичной компенсации затрат получателей субсидий, вызванных введением в России режима нерабочих дней, а также адаптацией к требованиям, вызванным введёнными ограничениями. Для получения субсидий их получателю необходимо обратиться в соответствующий территориальный орган Федеральной налоговой службы с заявлением о предоставлении субсидии. Размер субсидии исчислялся на основании произведения количества сотрудников предприятия, минимального размера оплаты труда, составлявшего 12 792 рублей, и коэффициента 1 или 0,5 в зависимости от продолжительности действия на территории муниципального образования соответствующих ограничительных мер.
На наш взгляд, подобные меры не являются достаточными для поддержки бизнеса. Средства, на которые получатели субсидий могли рассчитывать, были не так велики и не могли покрыть убытки, которые субъекты малого и среднего предпринимательства несли в связи с действием мер по ограничению распространения заболевания. Помимо помощи субъектам малого и среднего предпринимательства, Правительство России 30 декабря 2018 года издало Постановление N 1764, тем самым утвердило меры поддержки российских кредитных организаций [4], специализированных финансовых обществ. Получатели субсидий, удовлетворяющие требованиям, установленным указанным постановлением, могут обратиться в компетентный налоговый орган с заявлением о получении субсидий. Размер таких субсидий определяется суммой средств, необходимых получателям субсидий для финансового обеспечения в очередном финансовом году заключённых соглашений, принятых обязательств. Общий размер субсидий не может превышать объём лимита бюджетных обязательств, доведённых до Министерства экономического развития РФ. Объективная необходимость введения данных мер вызвана падением доходов должников данных организаций, что привело бы к отсутствию реальной возможности для них исполнить свои обязательства перед кредитными и финансовыми организациями, что привело бы к так называемому «эффекту домино», когда проблемы в одной среде приводят к возникновению проблем в иной сфере, создавая комплексный и глубокий кризис.
Помимо предоставления субсидий, Правительство предусмотрело финансовую поддержку в виде предоставления налоговых льгот, вычетов. Так, был предусмотрен комплекс отношений денежного характера, затрат, связанных с реализацией мер безопасности в целях противодействия распространению коронавируса, который не подлежал налогообложению, обложению страховыми взносами. Например, затраты работников, вызванные необходимостью проведения тестирований для выявления коронавирусного заболевания, были признаны не подлежащими обложению налогом на доходы физических лиц [5], равно как не облагаются страховыми взносами затраты, произведённые организациями для проведения исследований, направленных на поддержание условий эпидемиологической безопасности в рамках обеспечения надлежащих условиях труда. Считаем, что меры по введению налоговых льгот и вычетов представляются чрезвычайно эффективными. Снижается так называемый «налоговый гнёт», который в условиях действия мер, ограничивающих распространение коронавируса, является наиболее болезненным ввиду существенного снижения реальных доходов у абсолютного большинства хозяйствующих субъектов. Государство предоставляет возможность исполнения ограничительных мер наименее болезненно для конечного исполнителя - физического и юридического лица. Считаем важным отметить, что такой подход является справедливым по отношению к субъектам малого и среднего предпринимательства, их работникам в особенной мере, поскольку указанные субъекты наиболее подвержены негативному влиянию кризисных экономических процессов, вызванных ростом затрат, введением нерабочих дней и иными мерами.
Также Правительство Российской Федерации 3 апреля 2020 года издало Постановление № 440, в соответствии с которым действие срочных лицензий и иных разрешений, сроки действия которых истекают в установленный период [6], определённый действиями ограничительных мер. Конкретный перечень лицензий и разрешений, подлежащих продлению, установлен Правительством Российской Федерации. Введение данных мер непосредственно призвано способствовать снижению темпов распространения коронавируса, поскольку у обладателей лицензий либо разрешений не возникнет объективной необходимости для личной явки в компетентный орган для решения вопроса о продлении соответствующей лицензии или разрешения. Здесь важно отметить, что с улучшением эпидемиологической обстановки перечень лицензий и разрешений, подлежащих автоматическому продлению, постепенно уменьшался.
В числе успешных мероприятий, предпринятых Правительством России, нельзя не выделить введение программы льготной ставки по ипотечному кредитованию. Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2020 г. N 566 [7] утверждалась программа возмещения кредитным и иным организациям недополученных доходов по ипотечным кредитам. Механизм действия данной меры, в соответствии с указанным Постановлением, следующий. Кредитор, будь то банк или иная кредитная организация, предоставившая гражданину Российской Федерации ипотечный заём, подаёт в уполномоченное общество ДОМ.РУ определённый перечень документов и сведений. В случае соответствия поданной информации правилам, установленным Правительством, уполномоченное общество выплачивает кредитору определённую сумму средств в порядке возмещения доходов, недополученных кредитными и иными организациями. Выплаты происходят на ежемесячной основе за период с даты выдачи кредита до дня окончания действия соответствующего договора кредитования. Размер выплат исчисляется на основании суммы средств, предоставленной в порядке ипотечного кредитования, и исчисляется следующим образом. Ключевая ставка, установленная Банком России, выраженная в процентах, и действующая на первое число соответствующего месяца, прибавляется к трём, двум с половиной, четырём с половиной либо пяти процентам в зависимости от даты и цели заключения соответствующего договора. Из полученной суммы вычитается размер процентной ставки, установленной на первое число соответствующего месяца по кредитному договору. Полученная разница и подлежит возмещению. Правительство России предусмотрело распространение данной программы на сумму ипотечных кредитов до 3,6 триллионов рублей.
Таким образом, данная мера должна повысить спрос на новое жильё. Целью её реализации является поддержание стабильности в сфере строительства жилища. Правительство создаёт условия, при которых граждане получат определённую финансовую поддержку, кредитные и иные организации, выступающие кредитором - уверенность в том, что введение льгот не отразится на их доходах, а застройщики не испытывают негативного влияния, вызванного комплексным экономическим кризисом. По подсчётам государства, по истечении календарного года действия данной программы более полумиллиона граждан Российской Федерации воспользовались льготной ипотекой. В целом были отмечены позитивные тенденции в сфере кредитования, вызванные эффективными действиями Правительства России.
Ярким примером оказания поддержки со стороны государства людям, наиболее подверженным рискам, вызванным распространением коронавирусной инфекции, стало введение системы выплат, доплат, предоставляемых медицинским работникам в соответствии с текстом Постановления Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 415 [8]. Правительство России, на основании ряда распоряжений, осуществляло межбюджетные трансферты в бюджетной системе Российской Федерации. Из средств федерального бюджета, непосредственным источником которых стал резервный фонд Правительства России, предоставлялись денежные средства, направленные на поддержку медицинских работников. В условиях распространения коронавирусной инфекции врачам приходилось трудиться сверх норм, установленных трудовым законодательством. Зачастую медикам, профиль которых не связан с оказанием медицинской помощи инфицированным больным, приходилось выполнять трудовые функции именно в данной сфере здравоохранения. Безусловно, помимо экстраординарных условий труда, нельзя отрицать и опасность инфицирования коронавирусом, которая среди медиков была исключительно высока ввиду высокой контагиозности инфекции. Для поддержания медицинского персонала Правительство Российской Федерации утвердило правила
предоставления межбюджетных трансфертов для софинансирования расходных обязательств субъектов России при осуществлении дополнительных выплат медикам. Данными правилами устанавливался порядок определения размера межбюджетного трансферта, определялись размеры финансовой поддержки медицинских организаций. Так, в зависимости от должности медицинского работника, государство предоставляло выплаты в размере от 20 до 100% от среднемесячного дохода, полученного за счёт трудовой деятельности. Данные выплаты подоходным налогом не облагались, как это следует из Федерального закона от 22 апреля 2020 года «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» [9].
Субъект Российской Федерации был наделён правом предоставления дополнительных выплат, если их осуществление было возможным. Уменьшить размер выплат, установленных на федеральном уровне, субъект не мог. По примерным подсчётам, из средств федерального бюджета на осуществление выплат медицинскому персоналу в бюджеты уровня субъектов Российской Федерации было перечислено более 220 миллиардов рублей. Представляется, что подобная инициатива является правильной. Основная нагрузка по борьбе с распространением коронавируса легла именно на медицинских работников, которые, рискуя собственным здоровьем, спасали жизни инфицированных людей. Разумеется, любое социальное государство было обязано ответить медикам взаимностью. Однако нельзя не отметить несовершенство системы предоставления выплат. На наш взгляд, наличие посредника в виде бюджета уровня субъекта является излишним, отсутствуют основания для предоставления выплат непосредственно из средств федерального бюджета. Создание многоступенчатой системы приводит к росту бюрократизма. Также большой проблемой в осуществлении данной инициативы стала распространённая ситуация, когда денежные средства фактически не доходили до конечных адресатов - врачей.
Как уже было отмечено, риск распространения заболевания среди медицинских работников был крайне высоким. В связи с этим государство предприняло меры оказания материальной поддержки в виде единовременной страховой выплаты медицинскому персоналу, который был инфицирован коронавирусом при выполнении непосредственных трудовых функций. В соответствии с Указом Президента РФ от 6 мая 2020 г. N 313 "О предоставлении дополнительных страховых гарантий отдельным категориям медицинских работников [10], в случае смерти медицинского работника, из средств Фонда социального страхования выгодоприобретателям производилась выплата в размере 2,7 миллионов рублей. В качестве выгодоприобретателей определялись родственники медика, его подопечные. В случае, если перенесённое заболевание приводило к появлению у медицинского работника инвалидности, в его пользу устанавливалась единовременная выплата в размере от 688 тысяч до 2 миллионов рублей, в зависимости от группы инвалидности. В случае, если инфицирование коронавирусом не приводило к утрате трудоспособности, в пользу медика осуществлялась единовременная выплата в размере 68 тысяч рублей.
Также государство осуществило меру поддержки в отношении наименее социально защищённых групп населения. Так, единовременные выплаты в размере 10 тысяч рублей были направлены каждой семье, имеющей детей в определённом возрасте. Выплаты производились на каждого ребёнка в возрасте от 6 до 18 лет, а для инвалидов, лиц с ограниченными возможностями возрастной ценз составлял 23 года. Помимо выплат указанным категориям граждан, материальная поддержка со стороны государства была направлена также семьям, имеющим детей в возрасте до 8 лет. Механизм расчёта повторяет предыдущий, однако сумма скромнее - 5 тысяч рублей. Позднее были осуществлены выплаты в размере 10 тысяч рублей семьям, имеющим детей в возрасте до 16 лет, в расчёте на каждого ребёнка. Помимо помощи семьям, имеющим детей, государство предусмотрело меры поддержки и для пенсионеров. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 августа 2021 г. № 486 «О единовременной денежной выплате гражданам, получающим пенсию» [11], граждане Российской Федерации, являющиеся пенсионерами, получили единовременную выплату в размере 10 тысяч рублей.
Правовой основой осуществления выплат указанным категориям граждан стали множественные указы главы государства. Во их исполнение Правительство России принимало постановления и распоряжения о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации для предоставления межбюджетного трансферта бюджету Пенсионного Фонда Российской Федерации. Непосредственно выплаты осуществлял Пенсионный
Фонд, он же рассматривал жалобы граждан на неисполнение компетентными органами указа Президента России в случае подачи таковых.
Отдельное внимание необходимо уделить активно применявшемуся в период пандемии коронавируса режиму нерабочих дней. Содержание данной меры проявлялось в том, что граждане, за исключением определённых категорий населения, временно освобождались от исполнения своих трудовых обязанностей, при этом трудовые правоотношения сохранялись, работодатель был обязан выплачивать работнику заработную плату в объёмах, определяемых трудовым договором. Первый режим нерабочих дней в период пандемии коронавирусной инфекции устанавливался Указом Президента Российской Федерации от 25.03.2020 N 206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней» [12]. В дальнейшем глава государства издавал новые указы, продлевавшие либо вновь вводившие на территории государства режим нерабочих дней. Фактическим последствием реализации такой меры, в сфере экономики, стало резкое падение деловой активности. Деятельность большинства организаций была приостановлена, при этом за ними сохранялась обязанность выплачивать работникам заработную плату, что стало дополнительной и существенной нагрузкой в особенности для субъектов малого и среднего предпринимательства.
Учитывая строгость введённых ограничительных мер, необходимо было разработать и ввести в действие программу государственной поддержки для граждан и организаций. Своевременно ли органы государственной власти, должностные лица представили подобную систему вспомогательных мер? Ответ на данный вопрос представляется неоднозначным.
С одной стороны, основная масса вспомогательных мер вводилась весной-летом 2020 года. Так, например, уже 3 апреля 2020 года Правительство Российской Федерации издало Постановление N 434, утвердив перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции [13]. В дальнейшем, 24 июня того же года Правительство России издает постановление N 915 [14], в котором устанавливает возможность для региональных властей выплачивать субсидии организациям из наиболее пострадавших отраслей экономики. 24 апреля 2020 года Правительство России издало Постановление N 576 [15], в соответствии с которым утвердило правила предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства за счёт средств федерального бюджета. Помимо помощи юридическим лицам, 29 мая 2020 года Постановлением Правительства России N 783 [16], в соответствии с которым были утверждены правила предоставления субсидий физическим лицам и индивидуальным предпринимателям, применявшим в 2019 году специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход».
Однако стоит отметить, что реализация программ предоставления субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям должна была проводиться с момента введения режима нерабочих дней. Субъекты хозяйствования, фактически, были вынуждены некоторое время самостоятельно переносить негативные последствия распространения коронавируса.
Анализ опыта Российской Федерации является принципиально важным в процессе создания системы социальной поддержки граждан и организаций, пострадавших от каких-либо чрезвычайных ситуаций. Прикладное применение такого опыта является наиболее актуальным для Российской Федерации в условиях действия санкционных ограничений со стороны стран "запада". Никогда прежде Российская Федерация не подвергалась настолько организованному и масштабному введению системы ограничительных мер, однако наша страна имеет огромнейший потенциал практически во всём. Наиболее актуальной проблемой в данной ситуации является эффективное распоряжение ресурсным и человеческим потенциалом, а особую важность составляет оказание поддержки физическим и юридическим лицам, пострадавшим от введения в отношении Российской Федерации ограничительных мер.
Литература и источники
1. Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // КонсультантПлюс.
2. ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 N 68-ФЗ // КонсультантПлюс.
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2021 г. N 1513 «Об утверждении правил предоставления из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции» // КонсультантПлюс.
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2018 г. N 1764 «Об утверждении правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям и специализированным финансовым обществам в целях возмещения недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2019 - 2024 годах субъектам малого и среднего предпринимательства, а также физическим лицам, применяющим специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" по льготной ставке"» // КонсультантПлюс.
5. Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 6 сентября 2021 г. N 03-03-06/1/71912 // КонсультантПлюс.
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. № 440 «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году» // КонсультантПлюс.
7. Постановление Правительства РФ от 23 апреля 2020 г. N 566 «Об утверждении Правил возмещения кредитным и иным организациям недополученных доходов по жилищным (ипотечным) кредитам (займам), выданным гражданам Российской Федерации в 2020 - 2022 годах» // КонсультантПлюс.
8. Постановление Правительства РФ от 2 апреля 2020 г. N 415 «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией» // КонсультантПлюс.
9. Федеральный закон от 22 апреля 2020 г. N 121-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» // КонсультантПлюс.
10. Указ Президента РФ от 6 мая 2020 г. N 313 «О предоставлении дополнительных страховых гарантий отдельным категориям медицинских работников» // КонсультантПлюс.
11. Указ Президента Российской Федерации от 24 августа 2021 г. № 486 «О единовременной денежной выплате гражданам, получающим пенсию» // КонсультантПлюс.
12. Указ Президента РФ от 25.03.2020 N 206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней» // КонсультантПлюс.
13. Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 N 434 (ред. от 10.03.2022) «Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции» // КонсультантПлюс.
14. Постановление Правительства РФ от 24.06.2020 N 915 (ред. от 17.02.2022) «Об особенностях предоставления в 2020 - 2022 годах субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) и индивидуальным предпринимателям, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции» // КонсультантПлюс.
15. Постановление Правительства РФ от 24.04.2020 N 576 (ред. от 20.06.2020) «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях Российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции» // КонсультантПлюс.
16. Постановление Правительства РФ от 29.05.2020 N 783 «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям, применявшим в 2019 году специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции» // КонсультантПлюс.
References and Sources
1. Konstituciya Rossijskoj Federacii" (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993 s izmeneniyami, odobrennymi v hode obshcherossijskogo golosovaniya 01.07.2020) // Konsul'tantPlyus.
2. FZ «O zashchite naseleniya i territory ot chrezvychajnyh situacij prirodnogo i tekhnogennogo haraktera» ot 21.12.1994 N 68-FZ // Konsul'tantPlyus.
3. Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 7 sentyabrya 2021 g. N 1513 «Ob utverzhdenii pravil predostavleniya iz federal'nogo byudzheta subsidij sub"ektam malogo i srednego predprinimatel'stva i social'no orientirovannym nekommercheskim organizaciyam v usloviyah uhudsheniya situacii v rezul'tate rasprostraneniya novoj koronavirusnoj infekcii» // Konsul'tantPlyus.
4. Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 30 dekabrya 2018 g. N 1764 «Ob utverzhdenii pravil predostavleniya subsidij iz federal'nogo byudzheta rossijskim kreditnym organizaciyam i specializirovannym finansovym obshchestvam v celyah vozmeshcheniya nedopoluchennyh imi dohodov po kreditam, vydannym v 2019 - 2024 godah sub"ektam malogo i srednego predprinimatel'stva, a takzhe fizicheskim licam, primenyayushchim special'nyj nalogovyj rezhim "Nalog na professional'nyj dohod" po l'gotnoj stavke"» // Konsul'tantPlyus.
5. Pis'mo Ministerstva finansov Rossijskoj Federacii ot 6 sentyabrya 2021 g. N 03-03-06/1/71912 // Konsul'tantPlyus.
6. Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 3 aprelya 2020 g. № 440 «O prodlenii dejstviya razreshenij i inyh osobennostyah v otnoshenii razreshitel'noj deyatel'nosti v 2020 godu» // Konsul'tantPlyus.
7. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 23 aprelya 2020 g. N 566 «Ob utverzhdenii Pravil vozmeshcheniya kreditnym i inym organizaciyam nedopoluchennyh dohodov po zhilishchnym (ipotechnym) kreditam (zajmam), vydannym grazhdanam Rossij skoj Federacii v 2020 - 2022 godah» // Konsul'tantPlyus.
8. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 2 aprelya 2020 g. N 415 «Ob utverzhdenii Pravil predostavleniya v 2020 godu inyh mezhbyudzhetnyh transfertov iz federal'nogo byudzheta byudzhetam sub"ektov Rossijskoj Federacii, istochnikom finansovogo obespecheniya kotoryh yavlyayutsya byudzhetnye assignovaniya rezervnogo fonda Pravitel'stva Rossijskoj Federacii, v celyah sofinansirovaniya, v tom chisle v polnom ob"eme, raskhodnyh obyazatel'stv sub"ektov Rossijskoj Federacii, voznikayushchih pri osushchestvlenii vyplat stimuliruyushchego haraktera za osobye usloviya truda i dopolnitel'nuyu nagruzku medicinskim rabotnikam, okazyvayushchim medicinskuyu pomoshch' grazhdanam, u kotoryh vyyavlena novaya koronavirusnaya infekciya, i licam iz grupp riska zarazheniya novoj koronavirusnoj infekciej» // Konsul'tantPlyus.
9. Federal'nyj zakon ot 22 aprelya 2020 g. N 121-FZ «O vnesenii izmenenij v chast' vtoruyu Nalogovogo kodeksa Rossijskoj Federacii» // Konsul'tantPlyus.
10. Ukaz Prezidenta RF ot 6 maya 2020 g. N 313 «O predostavlenii dopolnitel'nyh strahovyh garantij otdel'nym kategoriyam medicinskih rabotnikov» // Konsul'tantPlyus.
11. Ukaz Prezidenta Rossij skoj Federacii ot 24 avgusta 2021 g. № 486 «O edinovremennoj denezhnoj vyplate grazhdanam, poluchayushchim pensiyu» // Konsul'tantPlyus.
12. Ukaz Prezidenta RF ot 25.03.2020 N 206 «Ob ob"yavlenii v Rossijskoj Federacii nerabochih dnej» // Konsul'tantPlyus.
13. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 03.04.2020 N 434 (red. ot 10.03.2022) «Ob utverzhdenii perechnya otraslej rossijskoj ekonomiki, v naibol'shej stepeni postradavshih v usloviyah uhudsheniya situacii v rezul'tate rasprostraneniya novoj koronavirusnoj infekcii» // Konsul'tantPlyus.
14. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 24.06.2020 N 915 (red. ot 17.02.2022) «Ob osobennostyah predostavleniya v 2020 - 2022 godah subsidij yuridicheskim licam (za isklyucheniem subsidij gosudarstvennym (municipal'nym) uchrezhdeniyam) i individual'iiym predprinimatelyam, vedushchim deyatel'nost' v otraslyah rossijskoj ekonomiki, v naibol'shej stepeni postradavshih v usloviyah uhudsheniya situacii v rezul'tate rasprostraneniya novoj koronavirusnoj infekcii» // Konsul'tantPlyus.
15. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 24.04.2020 N 576 (red. ot 20.06.2020) «Ob utverzhdenii Pravil predostavleniya v 2020 godu iz federal'nogo byudzheta subsidij sub"ektam malogo i srednego predprinimatel'stva, vedushchim deyatel'nost' v otraslyah Rossijskoj ekonomiki, v naibol'shej stepeni postradavshih v usloviyah uhudsheniya situacii v rezul'tate rasprostraneniya novoj koronavirusnoj infekcii» // Konsul'tantPlyus.
16. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 29.05.2020 N 783 «Ob utverzhdenii Pravil predostavleniya v 2020 godu iz federal'nogo byudzheta subsidij fizicheskim licam, v tom chisle individual'nym predprinimatelyam, primenyavshim v 2019 godu special'nyj nalogovyj rezhim "Nalog na professional'nyj dohod", v usloviyah uhudsheniya situacii v rezul'tate rasprostraneniya novoj koronavirusnoj infekcii» // Konsul'tantPlyus.
БОЧАРОВА НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА - старший преподаватель юридического факультета Южного федерального университета ([email protected]).
МУСТАФАЕВ РУСЛАН АЛМУСТАФАЕВИЧ - студент юридического факультета Южного федерального университета. BOCHAROVA, NATALIA N. - Senior Lecturer, Faculty of Law, Southern Federal University ([email protected]). MUSTAFAEV, RUSLAN A. - student of the Faculty of Law, Southern Federal University ([email protected]).
УДК 342.723 DOI: 10.24412/2411-2275-2022-4-86-89
ХАКИМОВА Ж.А., ВАСИЛЬЕВА А.А. ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ: ВЫЗОВЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ
Ключевые слова: цифровое право, цифровые права, конституционное право на образование, единое образовательное пространство.
В статье рассматривается реализация конституционного права на образование через призму цифровизации права. Актуальность темы исследования предопределена существенными изменениями как в характере правовых отношений, так и образовательных. Данные изменения стали следствием многих факторов современности. Юридическая наука неожиданно для себя открыла термин «цифровые права», которые активно внедряются в ее систему. Придя к выводу, что цифровые права конкретизируют основные конституционные права человека и гражданина, мы решили рассмотреть некоторые из них через цифровую интерпретацию. В частности, остановились на конституционном праве на образование. Развитие образовательных технологий, создание электронных библиотечных систем, а также активное использование информационно-коммуникационной сети Интернет в учебном процессе расширяет возможности по реализации права на образование, делает его доступным независимо от места жительства и материального положения обучающихся. Цифровая форма реализации этого права вскрыла наличие существенных проблем как в правовом, так и в административном плане.
KHAKIMOVA, Z.A., VASILYEVA, A.A.
THE RIGHT TO EDUCATION: CHALLENGES OF DIGITALIZATION
Key words: digital law, digital rights, constitutional right to education, unified educational space.
The article examines the implementation of the constitutional right to education through the prism of the digitalization of law. The relevance of the research topic is predetermined by significant changes in both the nature of legal relations and educational ones. These changes were the result of many modern factors. Legal science unexpectedly discovered the term "digital rights", which are being actively introduced into its system. Having come to the conclusion that digital rights concretize the basic constitutional rights of man and citizen, we decided to consider some of them through digital interpretation. In particular, they focused on the constitutional right to education. The development of educational technologies, the creation of electronic library systems, as well as the active use of the Internet information and communication network in the educational process expands opportunities for the realization of the right to education, makes it accessible regardless of the place of residence and financial situation of students. The digital form of realization of this right has revealed the existence of significant problems both in legal and administrative terms.
В последнее время тема цифровизации коснулась практически всех сфер человеческой жизнедеятельности. Исключением не стала и правовая сфера. В современной юридической науке достаточно часто можно встретить использование термина «цифровое право». Термин относительно новый, поскольку представляет собой совокупность правовых норм, регламентирующих относительно новые правоотношения в сфере информационных технологий. В науке конституционного права не сложилось единого подхода к пониманию природы данного правового явления. Одни авторы убеждены, что использование данного термина не вполне оправданно в силу его недостаточной научной обоснованности. Другие ученые - представители так называемого «реального подхода» - утверждают, что ныне существующие нормы вполне могут распространяться на отношения, возникающие в информационной среде. И третья позиция - представителей «киберподхода», под «цифровым правом» понимающих совокупность относительно новых норм, регулирующих принципиально новые общественные отношения [1].
Сложность и разноплановость данных правоотношений предполагают сложность и разноплановость прав и свобод, возникающих у субъектов указанных правоотношений. Теория «цифровых прав» в последнее время очень часто находит своё отражение в трудах ученых и представителей науки конституционного права. Так, например, по мнению председателя Конституционного Суда РФ В.Д. Зорькина, цифровые права человека рождаются в процессе конкретизации как на уровне правотворчества, так и на уровне правоприменения универсальных