Научная статья на тему 'ПОДДЕРЖКА МАЛОМУ БИЗНЕСУ ОТ ГОСУДАРСТВА ВО ВРЕМЯ ПАНДЕМИИ'

ПОДДЕРЖКА МАЛОМУ БИЗНЕСУ ОТ ГОСУДАРСТВА ВО ВРЕМЯ ПАНДЕМИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
266
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / КОРОНАВИРУС / ПАНДЕМИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ЛЬГОТЫ / ОТСРОЧКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мансурова Г. И., Мансуров П. М., Исаева И. М.

Раскрыты основные нюансы государственной поддержки малому бизнесу: кто вправе получить эти льготы и как это поможет малому бизнесу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мансурова Г. И., Мансуров П. М., Исаева И. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUPPORT FOR SMALL BUSINESSES FROM THE STATE DURING THE PANDEMIC

The article reveals the main nuances of state support for small business: who has the right to receive these benefits and how it will help small business.

Текст научной работы на тему «ПОДДЕРЖКА МАЛОМУ БИЗНЕСУ ОТ ГОСУДАРСТВА ВО ВРЕМЯ ПАНДЕМИИ»

УДК 657.6

Г. И. МАНСУРОВА, П. М. МАНСУРОВ, И. М. ИСАЕВА

ПОДДЕРЖКА МАЛОМУ БИЗНЕСУ ОТ ГОСУДАРСТВА ВО ВРЕМЯ ПАНДЕМИИ

Раскрыты основные нюансы государственной поддержки малому бизнесу: кто вправе получить эти льготы и как это поможет малому бизнесу.

Ключевые слова: малый бизнес, коронавирус, пандемия, государственная поддержка, льготы, отсрочка.

С 30 марта 2020 большинство предприятий, в том числе индивидуальные предприниматели, ушли на вынужденные «каникулы» в связи с ростом заболевших в России коронавирусной инфекцией. То есть, кто мог работать, ушли на удалённую работу. Но большинству предприятий из малого бизнеса пришлось приостановить свою рабочую деятельность.

2 апреля 2020 года Правительство России предложило ряд мер для поддержки малого бизнеса во время пандемии. Этот список мер регулярно обновляется. Поэтому следует быть в курсе этих событий, поскольку это поможет сократить свои расходы и сохранить бизнес. Эти меры распространяются на гостиничный бизнес, общественное питание, организацию конференций и выставок, культуру, организацию досуга и развлечений и т. д.

В список мер для поддержки малого бизнеса входят:

- отсрочка на 6 месяцев по всем налогам, кроме НДС;

- отсрочка по уплате аредовых платежей, а также возможность расторжения договора аренды без санкций;

- отсрочка по кредитам для наиболее пострадавших отраслей на 6 месяцев, а также перенос с 1 апреля по 1 октября 2020 года уплаты обязательных платежей - выплаты процентов по кредиту и платежей по основному долгу;

- отсрочка за взыскания долгов и штрафов;

- отсрочка на банкротство по инициативе кредиторов;

- отсрочка по страховым взносам в социальные фонды на 6 месяцев;

- снижение требований к обеспечению малого и среднего предпринимательства;

© Мансурова Г. И., Мансуров П. М., Исаева И. М., 2020

- отсрочка на рост взносов индивидуальных предпринимателей;

- регионы должны подключаться к отсрочке на аренду.

Также Правительством России для сохранения финансовой стабильности было предложено несколько программ для поддержки малого бизнеса:

- реструктуризация задолженности: Центральный банк рекомендовал кредиторам реструктурировать кредиты и займы, выданные малому и среднему предпринимательству, самозанятым, при существенном ухудшении положения заёмщика;

- программа кредитования под 0% на заработную плату: кредитование малого и среднего предпринимательства банками при поддержке Центрального банка, заём средств будет рассчитан на полгода, однако при ухудшении ситуации в экономике может быть продлён;

- льготное кредитование для субъектов малого и среднего бизнеса: упрощение требований к заёмщику (при оценке не учитываются задолженности по налогам, сборам, заработной плате, просрочки по действующим кредитам), снятие ограничения по рефинансированию и расширение перечня отраслей; теперь кредиты могут получить торговые микрокомпании, осуществляющие подакцизные виды деятельности;

- программа стимулирования: продлена пониженная ставка по кредитам для малого и среднего бизнеса на уровне 8,5% и сняты ограничения по видам льготного кредитования и отраслям;

- отсрочка на погашение остатка основного долга и процентов: банкам рекомендовано не начислять заёмщику неустойку (штраф, пени) за ненадлежащее исполнение договора кредита (займа);

- микрокредитная поддержка: снижаются проценты по микрокредитным продуктам,

требования к заёмщикам, снижена комиссия по гарантии до 0,5%, срок рассмотрения поступивших заявок составит не более одного рабочего дня. Предприниматель может обратиться с заявлением о смягчении условий имеющегося займа.

Помимо этого снижается и административная нагрузка со стороны Правительства: введена отсрочка на все проверки до конца 2020 года. К ним относятся:

- выездные проверки, начатые ранее;

- выездные налоговые проверки;

- проверки онлайн-касс;

- контрольные соблюдения требований валютного законодательства;

- азартные игры и лотереи;

- иные категории проверочных мероприятий должны быть завершены заочно;

- автоматическое продление действия всех лицензий и разрешений на полгода.

Таким образом, рассмотрены все поощрительные меры по отношению к малому бизнесу, но, возможно, это не окончательный список мер, и за ним последует новый перечень. Хоть во всём мире и наблюдается спад коронавирусной инфекции, но малый бизнес ещё нескоро вернётся к нормальной трудовой деятельности с целью стабильного получения дохода.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. № 434 «Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции».

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2020 г. №479 «О внесении изменений в перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции».

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2020 г. № 540 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. №434».

4. Постановление Правительства Российской

Федерации от 12 мая 2020 г. № 657 «О внесении изменений в перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции».

5. Мансурова Г. И., Мансуров П. М., Тулупо-ва И. М Плюсы и минусы онлайн касс в малом бизнесе // Вестник Ульяновского государственного технического университета. - 2019. -№4 (88). - С. 68-71.

REFERENCES

1. Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 3 aprelya 2020 g. №434 «Ob utverzhdenii perechnya otraslej rossijskoj ekonomiki, v naibol'shej stepeni postradavshih v usloviyah uhudsheniya situacii v rezul'tate rasprostraneniya novoj koronavirusnoj infekcii» [Resolution of the Government of the Russian Federation No. 434 of April 3, 2020 "on approval of the list of sectors of the Russian economy most affected by the deterioration of the situation as a result of the spread of a new Coronavirus infection"].

2. Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 10 aprelya 2020 g. №479 «O vnesenii izmenenij v perechen' otraslej rossijskoj ekonomiki, v naibol'shej stepeni postradavshih v usloviyah uhudsheniya situacii v rezul'tate rasprostraneniya novoj koronavirusnoj infekcii» [Resolution of the Government of the Russian Federation No. 479 of April 10, 2020 "on amendments to the list of sectors of the Russian economy most affected by the deterioration of the situation as a result of the spread of a new coronavirus infection"].

3. Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 18 aprelya 2020 g. № 540 «O vnesenii izmenenij v postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 3 aprelya 2020 g. №434» [Resolution of the Government of the Russian Federation No. 540 of April 18, 2020 "on amendments to resolution of the Government of the Russian Federation No. 434 of April 3, 2020"].

4. Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 12 maya 2020 g. № 657 «O vnesenii izmenenij v perechen' otraslej rossijskoj ekonomiki, v naibol'shej stepeni postradavshih v usloviyah uhudsheniya situacii v rezul'tate rasprostraneniya novoj koronavirusnoj infekcii» [Resolution of the Government of the Russian Federation No. 657 of

may 12, 2020 "on amendments to the list of sectors of the Russian economy most affected by the deterioration of the situation as a result of the spread of a new Coronavirus infection"].

5. Mansurova G. I., Mansurov P. M., Tulupova I. M Plyusy i minusy onlajn kass v malom biznese [Pluses and minuses of online cash register in small business] Vestnik Ul'yanovskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta [Bulletin of Ulyanovsk state technical University]. 2019, No. 4 (88), pp. 68-71.

Мансуров Павел Михайлович, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит» УлГТУ. Мансурова Гелия Ильфаровна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит» УлГТУ. Исаева Ирина Михайловна, магистрант УлГТУ.

Поступила 08.10.2020 г.

УДК 338.2

И. В. АВДЕЕНКО, А. Н. НИКУЛИН

ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ В НАЛОГООБЛОЖЕНИИ

Посвящена роли экономико-математических моделей в налогообложении при проведении реформ налоговой системы Российской Федерации. Налоговая система в любом государстве формирует государственный бюджет, накладывая налоговое бремя на налогоплательщиков. По мере развития государства требуется совершенствовать и реформировать его налоговую систему. Для повышения эффективности проводимых реформ следует провести точный анализ текущей ситуации в системе налогообложения. В статье предлагается использовать один из простейших методов расчёта значений сезонной компоненты.

Ключевые слова: экономико-математические модели, налогообложение, реформы, государственный бюджет.

Налоговая система любого государства создана с целью формирования государственного бюджета, который является одним из основных элементов существования государства. По мере развития государства наблюдается рост государственных расходов, что, в свою очередь, требует привлечения большего количества денежных средств в бюджет. Источником финансирования государственного бюджета являются налоги. Так

© Авдеенко И. В., Никулин А. Н., 2020

как финансовые возможности налогоплательщика имеют предел, то вопрос по увеличению налогового бремени сводится к реформированию налоговой системы. Разумеется, справедливая налоговая система должна быть основана на компромиссе интересов налогоплательщиков и государства[4].

Главная цель реформирования налоговой политики в Российской Федерации нацелена на понижение налогового бремени, повышение качества налогового администрирования и на развитие налоговой базы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.