УДК 336.71:338.2:574
DOI 10.35231/25419501_2021_1_66
Пигулевская К. Д.
Новые способы финансирования малого бизнеса в условиях пандемического кризиса
В статье рассматриваются новые способы финансирования малого бизнеса в условиях кризиса, отраженные в мерах поддержки сектора МСП, принятые и осуществляемые Правительством РФ в период неблагоприятной ситуации, вызванной стремительным развитием нового вируса COVID-19 в 2020 г. Анализируется состояние МСП и динамика количества предприятий и работников в секторе малого и среднего предпринимательства, а также влияние конкретных мер на данный сектор, в особенности на отрасли, наиболее пострадавшие от коронавируса. Целью статьи является анализ антикризисных мер государственной поддержки малого бизнеса в условиях пандемии, соотношение их с реальными потребностями предпринимателей в различных сферах деятельности. Актуальность темы обусловлена резким ростом негативного влияния внешних факторов на малое предпринимательство в РФ ввиду осуществления политики по сдерживанию распространения новой коронави-русной инфекции, в результате чего резко усилилась угроза банкротства, прекращения деятельности и выхода с рынка для значительной части субъектов малого предпринимательства.
Ключевые слова: бизнес, малый бизнес, предпринимательство, малое предпринимательство, предприятие, кризис, финансирование.
ГРНТИ: Экономика / Экономические науки: 06.81.30 Основной и оборотный капитал предприятия. Капиталовложения. Финансы.
ВАК: 08.00.10
Pigulevskaya К. D.
New ways of financing of small businesses in the context of the pandemic crisis
This article discusses new ways of financing of small businesses during the crisis as reflected in the SME sector support measures adopted and implemented by the Russian government during the unfavorable situation caused by the rapid development of the new virus COVID-19 in 2020. The condition of SMEs and the dynamics of the number of enterprises and employees in the SME sector are analyzed, as well as the impact of specific measures on this sector, especially on the sectors most affected by the coronavirus. The purpose of the article is to analyze the anti-crisis measures of state support for small businesses in the pandemic, their correlation with the real needs of entrepreneurs in various spheres of activity. The relevance of the topic is due to a sharp increase in the negative impact of external factors on small businesses in the Russian
© Пигулевская К. Д., 2021 ЭКОНОМИКА НОВОГО МИРА: науч. журн. 2021 г. Том 6. № 1 (Вып. 20). С. 66
Federation due to the implementation of policies to contain the spread of a new coronavirus infection, which sharply increased the threat of bankruptcy, cessation of activities and withdrawal from the market for a large part of small businesses.
Key words: business, small business, entrepreneurship, small entrepreneurship, enterprise, crisis, financing.
JEL classifications: G38
Малый бизнес в современной рыночной экономике имеет важное социальное значение. Считается, что он способствует не только улучшению качества продукции, наиболее полному удовлетворению потребностей населения в потребительских товарах и услугах, но и снижению уровня безработицы и социальной напряженности в обществе, а также росту удовлетворенности людей своим трудом. Наличие малого предпринимательства в национальной экономике тождественно появлению класса мелких собственников и даже пресловутого «среднего» класса в структуре общества [8].
Стандартные формы финансирования малого бизнеса достаточно хорошо изучены, однако период пандемии и сопутствующего ей экономического кризиса создал новые отношения между властью и малым бизнесом. В связи с этим научный интерес представляет характеристика всех форм финансирования малого бизнеса, имевших место в кризисный период.
В России согласно Постановлению от 4 апреля 2016 г. № 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности» [3] категории субъектов малого и среднего предпринимательства распределены по уровням (микро, малые, средние предприятия) в соответствии с двумя критериями (предельное значение среднесписочной численности работников за предыдущий календарный год (15; 100; 250) и доходы за год, которые по правилам налогового учета не превысят установленного предела (120; 800; 2000 млн р.)).
В связи с последними событиями в мире, в том числе и в нашей стране, которые произошли в 2020 г., все субъекты МСП понесли значительные потери. Вспышка новой инфекции COVID-19 была настолько неожиданным ударом по экономике, что из-за введенного карантина и режима самоизоляции, подавляющее большинство предприятий вынуждены были приостановить свою деятельность или вовсе закрыться, не имея достаточных ресурсов на содержание в таких условиях.
На рис. 1, составленном на основании данных Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, проиллюстрирована динамика количества субъектов малого и среднего бизнеса, включая индивидуальных предпринимателей, за последние 5 лет [9].
6100000
6000000
5900000
5800000
5700000
5600000
5500000
2016
2017
2018
2019
2020
Рис. 1. Динамика количества субъектов МСП с 2016 по 2020 г.
На рис. 1 наглядно можно увидеть, что с 2018 г. сокращается количество субъектов МСП, а в 2020 г. пандемия только усугубила сложившуюся ситуацию.
По данным аналитической службы международной аудиторско-кон-салтинговой сети FinExpertiza уже к началу августа 2020 г. за предшествующий год закрылось более 1 миллиона предприятий малого и среднего бизнеса, то есть практически каждая пятая компания. При этом
необходимо учитывать, что за тот же период появились новые организации в количестве 848,5 тыс., в результате чего общее количество компаний МСП сократилось за год более чем на 240 тыс. (на 4,2%) до 5,6 млн к августу 2020 г. [7]. Также видно, что произошло второе годовое падение подряд в секторе малого и среднего предпринимательств - в 2019 г. было снижение количества организаций на 2%, в 2020 г. - на 4%. Таким образом, в период пандемии COVID-19 динамика сокращения МСП ускорилась в два раза. Среди закрывшихся предприятий преобладает микробизнес.
В табл. 1, составленной по данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, представлено изменение количества микро- и малых предприятий за 2020 г., а также работников, занятых на этих предприятиях [9].
Таблица 1
Изменение количества субъектов малого бизнеса и работников
Микропредприятия Малые предприятия
Начало 2020 г. Конец 2020 г. Начало 2020 г. Конец 2020 г.
Количество субъектов 5 675 756 5 450 261 224 105 216 615
Количество работников 7 429 623 7 519 074 6 189 172 6 143 489
Согласно данным, представленным в табл. 1, можно сделать вывод о том, что за 2020 г. сократилось количество микропредприятий на 225,5 тысяч, что составляет практически 4%, и малых предприятий на 7,5 тысяч или на 3,3%. При этом ситуация с количеством занятых на данных предприятиях более стабильна - на малых предприятиях оно сократилось менее, чем на 1% (45,7 тыс. чел.), а на микропредприятиях -даже возросло на 1,2% (89,5 тыс. чел.). По данным на весну 2021 г. последствия кризисной ситуации, вызванной развитием инфекции COVID-19,
затронули около шести млн человек, среди которых большая часть занята в сфере малого и среднего предпринимательства.
В связи с распространением коронавируса, локдауном и последовавшим затем ухудшением состояния сектора малого и среднего предпринимательства правительством были разработаны общие меры поддержки МСП. Среди этих мер: гранты и беспроцентный кредит на заработную плату сотрудникам, отсрочки по всем налогам и страховым взносам, отсрочка арендных платежей, мораторий на взыскание долгов и штрафов и на банкротство, снижение требований к обеспечению при участии в государственных контрактах, а также программа льготного кредитования [11]. Эти меры поддержки нам и следует рассматривать как особые - антикризисные - виды финансирования деятельности малого бизнеса в период пандемии или пандемического кризиса.
Преимущественно все принятые меры поддержки распространяются на субъекты малого и среднего бизнеса, которые ведут свою деятельность в отраслях экономики, наиболее пострадавших от сложившейся в мире, в том числе и в России, обстановки ввиду распространения нового вируса COVID-19. Согласно Постановлению Правительства РФ от 03.04.2020 № 434 и внесенных в него изменений Постановлением Правительства РФ от 10.04.2020 № 479 [4; 5] были определены некоторые отрасли и сферы деятельности (с соответствующими кодами ОКВЭД 2), чья деятельность наиболее пострадала в период пандемии. Это и авиаперевозки, аэропортовая деятельность, автоперевозки (код ОКВЭД 2 49.3, 49.4, 51.1, 51.21, 52.21.21, 52.23.1), культура, организация досуга и развлечений (код ОКВЭД 2 90, 59.14), физкультурно-оздоровительная деятельность и спорт (код ОКВЭД 2 93, 96.04, 86.90.4, 91.02, 91.04.1), гостиничный бизнес и общественное питание (код ОКВЭД 2 55 и 56), розничная торговля непродовольственными товарами (код ОКВЭД 2 45.11.2, 45.11.3, 45.19.2, 45.19.3, 45.32, 45.40.2,
45.40.3, 47.19.1, 47.19.2, 47.4, 47.5, 47.6, 47.7, 47.82, 47.89), и некоторые другие.
Как видим, в число наиболее пострадавших отраслей вошли те, чью деятельность пришлось приостановить по причине введенного режима изоляции. При введении тотального локдауна спрос на товары и услуги не первой необходимости был значительно снижен либо вовсе отсутствовал из-за невозможности их получения и запрета на их предоставление.
Рассмотрим подробнее те меры поддержки, которые правительство оказывало предприятиям малого и среднего бизнеса и которые можно рассматривать как новые «антикризисные» источники финансирования МСП.
Самыми важными, по нашему мнению, стали предоставленные банками меры поддержки, в том числе в сфере кредитования.
В апреле 2020 года в силу вступил закон, на основании которого гражданам, индивидуальным предпринимателям, малому и среднему бизнесу, пострадавшим из-за ситуации с распространением COVID-19, предоставлялись кредитные каникулы [1]. Отсрочка по кредиту предоставлялась с 1 апреля по 30 сентября 2020 г. не более чем на полгода для МСП из наиболее пострадавших отраслей экономики. Предприниматели также могли рассчитывать на снижение общей суммы отсроченной задолженности за счет федеральных субсидий для банков, при условии, что кредитная организация принимает участие в программе Минэкономразвития РФ.
На решение неотложных задач малого и среднего бизнеса из наиболее пострадавших отраслей в рамках государственной программы предоставлялась безвозмездная финансовая помощь. В том числе эта помощь распространялась на выплату заработной платы в мае и июне и на сохранение уровня оплаты труда. Подобные гранты, по
сути, являлись софинансированием зарплаты сотрудникам компаний со стороны государства.
Помимо безвозмездных субсидий на неотложные нужды и грантов на заработную плату для МСП наиболее пострадавших отраслей предоставлялось беспроцентное кредитование на выплату заработных плат по правительственной программе. Объем средств, которые компания могла занять высчитывался исходя из количества официально трудоустроенных наемных работников, минимального размера оплаты труда с учетом районных коэффициентов и выплат в фонды. Данная мера рассчитана на полгода, однако заем мог быть продлен ещё на такой же срок только уже под 4% [11].
По данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства за период 2019-2020 гг. было зафиксировано 2,8 млн фактов финансовой поддержки, оказанные 1,3 млн получателей этой поддержки. При этом за 2 года размер оказанной поддержки составил 716,1 млрд р.
На рис. 2, составленном на основании данных Единого реестра МСП, представлена динамика количества получателей финансовой поддержки за 2020 г. [10].
По представленному графику видно, как с введением карантинных мер и тотальным падением спроса у населения возросло количество предприятий, которым была оказана финансовая поддержка. Так, за 2 месяца с апреля по июнь это количество увеличилось в 77 раз.
Среди субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки почти 96% финансовой помощи пришлось на микропредприятия, а именно на 1,2 млн компаний. В свою очередь малые предприятия получили 3,8%, а средние - менее 1%.
В табл. 2, составленной на основе данных Единого реестра субъектов МСП, представлены данные по формам и видам оказанной финансовой поддержки [10].
Таблица 2
Формы и виды оказанной финансовой поддержки
Форма/вид оказанной поддержки Количество, ед. Количество, %
Предоставление субсидий и грантов 1 223 020 96,43
Финансовая аренда (лизинг) 544 0,004
Предоставление финансирования на возвратной основе 60 821 4,80
Предоставление гарантий и поручительств 14 277 1,13
Инвестиции в капитал 166 0,01
Как видим, большая часть финансовой поддержки пришлась на субсидии и гранты, что вполне объясняется нововведением данных мер и большим спросом на них ввиду сложившейся ситуации. Принимая во внимание тот факт, что гранты предоставлялись субъектам МСП с мая по июнь, можно объяснить такой резкий рост (рис. 2) предоставляемой финансовой поддержки в эти месяцы и такое же резкое снижение.
Другая форма антикризисного финансирования - это налоговый и/или страховой кредит. В налоговой и страховой сфере для представителей малого и среднего предпринимательства, ведущих свою деятельность в наиболее пострадавших отраслях, по всем налогам (кроме НДС), в том числе и страховым взносам предоставлялась отсрочка на полгода.
ЭКОНОМИКА НОВОГО МИРА: науч. журн. 2021 г. Том 6. № 1 (Вып. 20). С. 73
Также совокупный тариф страховых взносов для них снизили с 30 до 15% для части заработных плат, превышающих в течение месяца МРОТ. В свою очередь тарифы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское составляли соответственно 10% и 5%.
Отдельно стоит отметить, что в июне 2020 г. был принят Федеральный закон «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» № 121-ФЗ [2]. Согласно этому закону индивидуальным предпринимателям и организациям, входящим в реестр субъектов МСП по результатам отчетности за 2018 год и работающим в отрасли из перечня наиболее пострадавших от коронавируса, списываются все налоги (за исключением НДС, налога на игорный бизнес и НДФЛ за сотрудников) за второй квартал 2020 г.
Другие налоговые меры поддержки (ввод моратория на налоговые проверки малого и среднего бизнеса, продление сроков предоставления отчетности в Федеральную налоговую службу и сроков предоставления документов по требованию) могут рассматриваться как косвенные источники финансирования только в том случае, если расходы организации в данной сфере в обычные периоды имели место быть.
В табл. 3, составленной на основании данных Федеральной налоговой службы, представлена динамика налоговых поступлений за период 2019-2020 гг. [12].
Таблица 3
Поступления по видам налогов в консолидированный бюджет РФ
за 2019-2020 гг., млрд р.
Виды налогов 2019 2020 Темп, %
НДС 4 257,8 4 268,6 100,3
НДФЛ 3 955,2 4 251,9 107,5
Налог на прибыль 4 543,1 4 018,1 88,4
НДПИ 6 106,4 3 953,6 64,7
Акцизы 1 227,5 1 833,2 143,5
Имущественный налог 1 350,8 1 357,9 100,5
Согласно данным, представленным в табл. 3, можно сказать, что принятые налоговые меры поддержки оказали своё положительное влияние на функционирование МСП. Это можно заметить по тому, насколько сократились поступления по налогу на прибыль (на 11,5%). Поступления по НДС остались практически без изменений. Это объясняется тем, что все налоговые меры поддержки не распространялись на данный вид налога. То же можно сказать и про НДФЛ, поступления по которому даже возросли на 7,5%. Максимальный рост поступлений по налогам отслеживается в отношении акцизов. По мнению специалистов, он вызван введением в России до пандемии новой системы маркировки и прослеживаемости товаров, которая, в свою очередь, направлена на борьбу с нелегальной торговлей [6].
Как самостоятельный вид антикризисного финансирования можно рассматривать «арендный» кредит. В качестве поддержки субъектам МСП, осуществляющих свою деятельность в наиболее пострадавших отраслях, предлагалась отсрочка по аренде государственной или муниципальной недвижимости. При этом штрафы, проценты или иные меры ответственности в связи с несоблюдением арендаторами порядка и сроков внесения арендной платы согласно данной отсрочке не применяются. Данные меры поддержки вводились и действовали в период режима повышенной готовности и чрезвычайной ситуации на территории субъекта в полном объеме, а с момента прекращения режима и до октября 2020 г. - в объеме 50%. Оплата задолженности в этом случае переносится на период с 1 января 2021 г. по 1 января 2023 г. Осуществляется она поэтапно равными платежами не более 50% от суммы арендного договора не чаще одного раза в месяц. Такая отсрочка помогает сократить расходы, что в кризисные моменты может спасти компанию от банкротства и закрытия и дать ей время на то, чтобы оправиться от последствий и продолжить свою деятельность.
В отношении каждой предоставленной меры поддержки от государства следует учитывать все особенности ее предоставления, в частности, если они не являются безвозмездными. Многие меры не снимают действующих финансовых обязательств, а лишь дают определенную отсрочку. Таким образом, компаниям предоставляется время на то, чтобы возобновить свою деятельность, но только они встанут на ноги, как на них обрушатся не только текущие финансовые обязательства, но и те, что были отложены ранее.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что самым тяжелым для сектора малого и среднего предпринимательства был период с апреля по сентябрь 2020 г., когда в стране действовали жесткие ограничения. Страна и ее экономика была не готова к такому быстрому и опасному развитию новой коронавирусной инфекции, в результате чего достаточно сильно пострадал сектор МСП.
В тот же период возросло количество организаций, обратившихся за поддержкой, преимущественно финансовой. Увеличились размеры оказанной поддержки, только за май-июнь было оказано помощи субъектам МСП на 57,4 млрд р. и 77,7 млрд р. соответственно [10].
Однако, следует отметить, что ситуация могла быть гораздо хуже для предпринимателей, если бы государство не приняло никаких мер для поддержания сектора МСП. Естественно, что эти меры не могли в полной мере компенсировать все понесенные убытки, но все-таки внесли значительный вклад в поддержание экономики и положение МСП.
Значит, несмотря на все недостатки и несовершенства принятых мер поддержки малого и среднего бизнеса, статистика говорит о том, что они пользовались спросом со стороны субъектов МСП, а также повлияли на их положение и состояние данной сферы экономики в целом. Следовательно те антикризисные виды финансирования деятельности
МСП, которые мы рассмотрели, могут быть применены и в дальнейшем (в последующие аналогичные кризисы) с учетом корректировки оценки эффективности различного рода мероприятий за период 2020-2021 гг. в целом.
Список литературы
1. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа» от 03.04.2020 № 106-ФЗ. - URL: http://www.consultant.ru/
2. Федеральный закон «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» от 22.04.2020 № 121-ФЗ. - URL: http://www.consultant.ru/
3. Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 № 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства». - URL: http://www.consultant.ru/
4. Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 № 434 (ред. от 16.10.2020) «Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции». - URL: http://www.consultant.ru/
5. Постановление Правительства РФ от 10.04.2020 № 479 «О внесении изменений в перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коро-навирусной инфекции». - URL: http://www.consultant.ru/
6. Ментюкова С. За счет маркировки табака поступления в бюджет увеличились на 17,5% от 11.11.2020 г. - Российская газета [Электронный ресурс]. - URL: https://rg.ru/2020/11/11/za-schet-markirovki-tabaka-postupleniia-v-biudzhet-uvelichilis-na-175.html
7. В России закрылся миллион малых и средних предприятий// Сайт аудиторской компании FinExpertiza. [Электронный ресурс]. - URL: https://finexpertiza.ru/press-service/researches/2020/zakrylsya-million-predpriyatiy/ (дата обращения: 10.03.2021).
8. Черкасская Г.В. Социально-экономическое развитие страны, социальный капитал и средний класс // Проблемы и пути социально-экономического развития: город, регион, страна, мир: VI международная научно-практическая конференция: сборник статей. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2016. - С. 56-66.
9. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс]. - URL: https://ofd.nalog.ru/ (дата обращения: 10.03.2021).
10. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки [Электронный ресурс]. - URL: https://rmsp-pp.nalog.ru/index.html (дата обращения: 10.03.2021).
11. Экономика без вируса - официальный интернет-ресурс для информирования предпринимателей по вопросам поддержки в период пандемии коронавируса (COVID-19) [Электронный ресурс]. - URL: https://covid.economy.gov.ru/ (дата обращения: 10.03.2021).
12. Официальный сайт Федеральной налоговой службы. [Электронный ресурс]. - URL: www.nalog.gov.ru (дата обращения: 12.01.2021).
Reference
1. Federal'nyj zakon «O vnesenii izmenenij v Federal'nyj zakon «O Central'nom banke Rossijskoj Federacii (Banke Rossii)» i otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii v chasti osobennostej izmeneniya uslovij kreditnogo dogovora, dogovora zajma» ot 03.04.2020 № 106-FZ. URL: http://www.consultant.ru/
2. Federal'nyj zakon «O vnesenii izmenenij v chast' vtoruyu Nalogovogo kodeksa Rossijskoj Federacii» ot 22.04.2020 N 121-FZ. URL: http://www.consultant.ru/
3. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 04.04.2016 №265 «O predel'nyh znacheniyah dohoda, poluchennogo ot osushchestvleniya predprinimatel'skoj deyatel'nosti, dlya ka-zhdoj kategorii sub"ektov malogo i srednego predprinimatel'stva». URL: http://www.consultant.ru/
4. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 03.04.2020 N 434 (red. ot 16.10.2020) «Ob utverzhdenii perechnya otraslej rossijskoj ekonomiki, v naibol'shej stepeni postradavshih v usloviyah uhudsheniya situacii v rezul'tate rasprostraneniya novoj koronavirusnoj in-fekcii». URL: http://www.consultant.ru/
5. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 10.04.2020 N 479 «O vnesenii izmenenij v perechen' otraslej rossijskoj ekonomiki, v naibol'shej stepeni postradavshih v usloviyah uhudsheniya situacii v rezul'tate rasprostraneniya novoj koronavirusnoj infekcii» URL: http://www.consultant.ru/
6. Mentyukova, S. Za schet markirovki tabaka postupleniya v byudzhet uvelichilis' na 17,5% ot 11.11.2020 g. Rossijskaya gazeta. URL: https://rg.ru/2020/11/11/za-schet-markirovki-tabaka-postupleniia-v-biudzhet-uvelichilis-na-175.html
7. V Rossii zakrylsya million malyh i srednih predpriyatij. Sajt auditorskoj kompanii FinExpertiza. URL: https://finexpertiza.ru/press-service/researches/2020/zakrylsya-mil-lion-predpriyatiy/
8. Cherkasskaya G.V. Social'no-ekonomicheskoe razvitie strany, social'nyj kapital i srednij klass. V sbornike: Problemy i puti social'no-ekonomicheskogo razvitiya: gorod, region, strana, mir VI mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferenciya: sbornik statej. - St. Peterburg: LGU im. A.S. Pushkina Publ., 2016. PP. 56-66.
9. Edinyj reestr sub"ektov malogo i srednego predprinimatel'stva. URL: https://ofd.nalog.ru/
10. Edinyj reestr sub"ektov malogo i srednego predprinimatel'stva - poluchatelej podderzhki. URL: https://rmsp-pp.nalog.ru/index.html
11. Ekonomika bez virusa - oficial'nyj internet-resurs dlya informirovaniya predprin-imatelej po voprosam podderzhki v period pandemii koronavirusa (COVID-19). URL: https://covid.economy.gov.ru/
12. Oficial'nyj sajt Federal'noj nalogovoj sluzhby. URL: https://www.nalog. gov.ru/